Цветная античность, косоглазый давид и другие неожиданные факты о знаменитых скульптурах. Шедевры мраморной вуали. Рафаэль Монти

Загадочные «Весталки». Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

При взгляде на эти удивительные статуи невольно возникает вопрос: как? Каким образом скульптору удалось твердый и холодный камень превратить в легкое, полупрозрачное, легко окутывающее женскую фигуру покрывало?

Скульптор и карбонарий

Автор этих уникальных произведений искусства — итальянский скульптор, писатель и поэт Рафаэль Монти (1818 — 1881 годы). Он родился в Милане (по некоторым данным — в Швейцарии, но вскоре его родители вернулись в Милан) и учился работать с камнем у своего отца, Гаэтано Маттео Монти, который преподавал в Императорской академии.

Сын оказался достойным учеником. Уже в 20 лет Рафаэль получил золотую медаль за групповую скульптуру под названием «Александр укрощает Буцефала». Некоторое время он жил Вене, где вместе с австрийским скульптором Людвигом Шаллером трудился над монументальным фронтоном для Национального музея в Будапеште, но вскоре вернулся в Милан, а затем уехал в Англию.

В 1847 году в Италии образовалось национально-освободительное движение, и Монти, вернувшись домой, присоединился к карбонариям, и стал одним из руководителей.

Но уже через год все закончилось. Монти, как один из главных «преступников», вынужден был бежать обратно в Англию, где и остался уже навсегда, забыв о политике и целиком погрузившись в мир искусства.

Тогда-то и появились его первые загадочные «Весталки» — скульптурные портреты женщин, покрытые каменной вуалью.

Прозрачный мрамор

«Сон скорби и радость мечты». Лондон 1861 г

Хотите знать, каким образом скульптору удалось создать подобную «вуаль»? На самом деле, это довольно просто, точнее, звучит просто, на деле — это очень тонкий и серьезный процесс и выглядит он следующим образом.

Мрамор, как известно, камень неоднородный (собственно, как и любой другой камень). И скульптор выбирал для своих работ такую глыбу мрамора, которая изначально имела два слоя — очень плотный и почти прозрачный. Найти подобный камень сложно, но мастер знал, что ему нужно, и потому очень тщательно выбирал материал для работы.

После соответствующей обработки резцом — необходимо было строго соблюдать разделение плотного и прозрачного участков — у мастера выходила из плотного мрамора, собственно, фигура женщины, а более легкая, прозрачная прослойка как раз и превращалась в загадочно укутывающую ее тело вуаль. Все просто, не правда ли? Тогда — попробуйте!


Глядя на памятники и скульптуры , признанные шедеврами мирового культурного наследия, зрители обычно испытывают восхищение и восторг. А ведь практически у каждого произведения есть какая-то загадка. В этом обзоре представлены знаменитые скульптуры, у каждой из которых есть своя интересная история.

1. Косоглазый «Давид»



«Давид» считается чуть ли не самой узнаваемой статуей в мире. Микеланджело Буанаротти создавал его из куска мрамора, который другой скульптор посчитал испорченным. К тому же, современные исследования показали, что Давид не так уж и совершенен. Оказывается, он косоглазый. Ученые сходятся во мнении, что скульптор намеренно «одарил» свое творение таким недостатком, тогда профиль Давида будет казаться идеальным с разных ракурсов.

2. Ложный поцелуй



Первоначально Огюст Роден назвал эту статую «Франческа да Римини», ссылаясь на один из сюжетов «Божественной комедии» Данте. Известная итальянка влюбилась в младшего брата своего мужа Паоло. Когда они коротали вечер за чтением книги, в комнату ворвался ревнивый муж и убил обоих.
Критики переименовали скульптуру на «Поцелуй» в 1887 году. Но как такового прикосновения губ нет, т. е. влюбленные не совершили греха. К тому же Паоло держит книгу в руке.

3. Античные статуи были цветными



До недавнего времени считалось, что древнегреческие и древнеримские статуи и белого мрамора были естественного цвета. Но современные технологии позволили утверждать, что скульптуры раскрашивали всеми цветами радуги. Спустя некоторое время краска слезала или выгорала под воздействием погодных условий.

4. Несовершенное совершенство



В 1863 году французский консул и археолог Шарль Шампуазо обнаружил на острове Самофракия статую богини Ники. Считается, что скульптура была создана в честь побед греков на море. У статуи отсутствуют руки и голова. Предпринимались неоднократные попытки восстановить эти части тела статуи, но тогда терялось все величие Ники. В итоге все признали, что вся красота скульптуры богини Ники в ее несовершенстве.

5. Вещий сон



Во время Отечественной войны 1812 года император Александр I отдал приказ вывезти из Петербурга все ценности, в том числе и памятник Петру I. Тогда же встречи с князем Голицыным, приближенным государя, добивался некто майор Батурин. Он сообщил князю, что каждую ночь видит один и тот же сон. На Сенатской площади медный всадник с ликом Петра сходит со своего постамента и отправляется к Александру I. Встречая государя, всадник произносит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». После того, как содержание сна дошло до ушей Александра I, статуя осталась на месте.

6. Самая многострадальная Русалочка



Судьбу самой известной статуи Копенгагена «Русалочка» можно назвать такой же многострадальной, что и ее сказочного прототипа. Русалочку многократно пытались разрушить вандалы. Скульптуре отпиливали руку, дважды отламывали голову, обливали зеленой краской. К тому же, однажды на спине статуи «красовалась» надпись: «С 8 марта!»

7. Мраморная вуаль

Когда Рафаэль Монти задумывал «Мраморную вуаль», он долго искал нужный камень. Дело в том, что скульптору необходима была двухслойная глыба. Монти мастерски работал, снимая слои. Более плотная текстура камня – это основа для скульптуры, а тонкий верхний слой стал вуалью. Выглядит невероятно реалистично, создается впечатление, что каменная вуаль вот-вот заколышется от легкого дуновения ветерка.

Современные скульпторы тоже находят, чем удивить зрителя. Эти

. скульптуру из мрамора женской головки, как будто живую, как будто прозрачным, струящимся шёлком обтянутую

Этот бюст миланского скульптора 19 века Джузеппе Кроффа "Монахиня под вуалью" - "The Veiled Nun" встречает Вас сразу на лестнице, при входе в галерею, я потом ещё много раз, когда приезжала в Вашингтон DC ходила на него смотреть.

Потом мой муж пытался воссоздать подобную головку из холодного фарфора, и из дереваhttp://www.liveinternet.ru/users/mi...a/post226324472 , и я была в полной уверености, что эта, Вашингтонская скульптура уникальна, до недавнего времени, пока неожиданно в ЖЖ у своей подруги uzoranet и у моей читательницы Ли-рушной Galina_vel не обнаружила, что оказывается таких дамочек то целое сообщество в мире существует.

Смотрите сами:

Это Скульптура Весталки в Чатстворте Автор Раффаэло Монти.

Мраморный бюст весталки под покрывалом был создан итальянским скульптором Рафаэлло Монти (1818-1881) в 1860 году. Бюст выставлен в Minneapolis Institute of Arts, а для английской усадьбы Чатстворт скульптор сделал эту же весталку в полный рост.


Undine Rising from the Waters
ca. 1880-1882, by Chauncey Bradley Ives (1810-1894), Chrysler Museum of Art, Gallery 263
Yale University Art Gallery, New Haven, C.T., United States Of America
галлерея Йельского университета (США), автор Chauncey Bradley Ives.
.

Скульптура из мрамора. «Ундина, выходящая из воды», 1880 год,

Скульптура весталки была снята в фильме "Гордость и предубеждение" 2005

Прекрасная "The Veiled Virgin", в Presentation Convent в St. John"s, Newfoundland.

Giovanni Strazza (1818-1875)

Белый каррарский мрамор. Скульптор В.П.Бродзский. 1881 г.

Дама из дворца Кочубея.

Мраморный бюст с прозрачной вуалью, ХХ век, Музей Бэнкфилда -
Эта скульптура приводится как пример по созданию оптической иллюзии — технический приём в искусстве, целью которого является создание иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.) Эффект не пропадает под любым углом и на любом расстоянии

Жемчужина коллекции Петродворца " Дама под вуалью" Антонио Коррадини .
Скульптор прославился мастерством изображения лиц и фигур, покрытых тонкой тканью. Приобретена Петром. Эта скульптура когда то была в полный рост, но раскололась пополам и теперь выставлена вот в усеченном виде)))

Veiled Virgin
Giovanni Strazza

Biblical Rebecca, at Salarjung Museum in India.
Giovanni Benzoni

Veiled Lady
Chatsworth,
Femme Voilée (la foi?), by Antonio Corradini, early to mid 1700s, in the Louvre

The Veiled Lady. The Gibbs Museum of Art, Charleston, SC

Начиная с конца XVII века стали появляться удивительные скульптуры, доселе невиданные. Они выполнены настолько тонко, что некоторым современникам даже не верится, что делали их обычные, пусть и очень талантливые, мастера, обычными человеческими руками. Речь идет о скульптурах из мрамора, украшенных вуалью. Вуаль, разумеется, тоже мраморная.

Данные произведения настолько поражают изяществом и тонкостью работы, что даже всерьез приводятся в качестве аргументов некоторыми сторонниками «нетрадиционных» исторических теорий. В первую очередь это касается работ Рафаэля Монти. Однако, на данной стезе первопроходцем был не он.

Первым скульптором, сумевшим создать ту самую мраморную вуаль, был неаполитанский мастер Антонио Коррадини, родившийся в 1668-м году. Наиболее известной его скульптурой «под вуалью» является «Целомудрие», 1752-го года, находящаяся ныне в Неаполе, в Капелле Сан-Северо.

Можно заметить, что в этой же Капелле находится другая скульптура, не менее удивительная — «Избавление от чар», которую Франческо Квироло закончил в 1757-м. Хоть она и не имеет отношения к «мраморным вуалям», тем не менее, воображение поражает не менее — просто уму не постижимо, как можно было вручную создать подобный шедевр.

Впрочем, возвращаясь к теме нашего материала — авторству Коррадини принадлежит еще несколько бюстов, выполненных с использованием все той же техники «мраморной вуали», а за созданием очередного произведения искусства с подобных эффектом, Антонио настигла смерть.

Мастер как раз приступил к выполнению заказа Раймондо де Сангро, князя Сан-Северо, однако он успел создать лишь глиняный макет скульптуры, ныне известной как «Христос под плащаницей». Удача столь своеобразным образом улыбнулась другому неаполитанскому скульптору, Джузеппе Саммартино, имя которого прославилось благодаря именно этой работе. Он несколько изменил первоначальные замысли Коррадини, однако суть оставил неизменной.

Сам образ Христа, символизм композиционных элементов и та самая удивительная мраморная вуаль — все это превратило данное произведение искусства в нетленный шедевр, величайший из тех, что хранит Капелла князей Сан-Северо. Удивительно, но ничего даже приблизительно равного по величию Джузеппе Саммартино так более никогда и не создал.

Практически целый век скульпторы не обращались к сложнейшему и, вместе с тем, эффектнейшему приему «мраморной вуали». «По мелочи» в середине XIX века отличился Джованни Страцца, изваяв бюст Девы Марии, с применением того самого эффекта. Другая подобная скульптура примерного того же периода — «Ребекка под вуалью», скульптор — Джованни Мария Бенцони. Удивительно, но других подобных работ скульпторов не сохранилось, да и сами скульпторы особой славы не снискали.

Однако, другой итальянский скульптор, Рафаэль Монти, волею судеб оказавшийся в Англии, все-таки вернул моду на мраморную вуаль, если так можно выразиться. Кроме того, именно он описал технологический процесс создания подобных скульптур, который, надо полагать, узнал еще на родине, в Италии, а позже успешно применил в Англии.

Суть оказалась проста — Монти использовал особый материал. Он подбирал мрамор с необычной структурой, двухслойный. Верхний слой был более прозрачен, нижний — более плотный. Эффект вуали достигался за счет тончайшей обработки, в результате которой из верхнего слоя мрамора получалась та самая «прозрачная» вуаль — настолько тонкий слой материала оставался.

Сложность данной техники в условиях, когда все делается вручную — попробуйте себе представить. Более ранние мастера, вероятно, также пользовались мрамором с подобной структурой. Редкостью материала и сложностью изготовления можно объяснить малое количество скульптур с мраморной вуалью.

В XX веке такие скульпторы, как Элизабет Экройд или Кевин Френсис Грей также обращались к эффекту мраморной вуали, но современные технологии, появившееся многообразие инструментов и доступ к профильной информации не позволяют поставить их работы в один ряд с произведениями мастеров предыдущих столетий, которые создавали свои шедевры фактически вручную.

Если задуматься, титаническая сложность работ, мирно пылящихся ныне в Капелле Сан-Северо, волей-неволей наталкивает на мысли, что мы определенно чего-то все-таки не знаем о тех людях, которые создавали эти гениальные скульптуры, и тех условиях, в которых они творили. Вот и остается лишь наслаждаться их красотой и удивляться мастерству, с которым они созданы, проникаясь уважением к человеческой натуре и способности создавать нечто прекрасное.