Можно ли считать андрея соколова исторической личностью. Можно ли считать личность соколова героической

Уроки 86–87 М. А. ШОЛОХОВ. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

28.03.2013 28388 2407

Уроки 86–87 М. А. ШОЛОХОВ. «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

Цел и: познакомить (обзорно) с биографией М. А. Шолохова; выявить смысл названия повести «Судьба человека», особенности композиции.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Сообщение учащегося «Страницы жизни и творчества М. А. Шолохова».

3. Чтение статьи учебника (с. 167–170, II ч.) и рассказ учителя об истории создания произведения.

В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. – в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. И хотя М. Шолохов не осмелился сказать, что ждало военнопленных на родине в дни войны, сам выбор героя стал актом гражданского мужества писателя.

Появившись в «Правде», рассказ сразу привлек огромное внимание. И это было довольно редким явлением, когда небольшой рассказ становился событием.

Почему? Потому что в рассказе с предельной ясностью, правдивостью описан подвиг народа, а также выражено преклонение перед мужеством простых людей.

– Какие поступки А. Соколова вы могли бы приравнять к подвигу?

– В каких строчках рассказа выражена его основная мысль? (Читаем последний абзац.)

– Что стоит за словами «хотелось бы думать» – пожелание, предположение или уверенность автора рассказа?

– Подтвердите примерами-эпизодами, где проявились стойкость, мужество главного героя, его способность брать на себя ответственность за других.

– Война оставила глубокий след в душе Андрея, и окаменела его душа. (Подтверждаем это строчками текста, обращаем внимание на детали его портрета, манеру говорить.)

– Война закончилась, но что-то все равно тревожит его, не дает спать. Что?

– Почему он решает взять «нового» сынишку? Вероятно, потому, что человек не может и не должен быть в мире один. Жизнь должна иметь смысл, воевать можно с ненавистью, а жить только с любовью. Но к кому? Может ли это быть другая женщина?

– Изменился ли герой после усыновления Ванюшки? Возродился ли он?

4. Анализ особенностей композиции рассказа.

Эпопейный рассказ – таково жанровое определение «Судьбы человека».

– В чем особенность его композиции? (Композиция кольцевая: начинается и заканчивается разговором автора с попутчиками. Центральная часть – повествование от имени главного героя, вместе с которым мы следим за событиями, смотрим на них его же глазами. Это дает возможность осмыслить оценку совершенных им поступков, понять его переживания. Рассказ Андрея Соколова можно условно разделить на 3 части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные годы.)

5. Пересказ (сжатый) основных эпизодов.

– Довоенная жизнь, какая она?

– Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?

6. Анализ эпизода в церкви.

– Как ведут себя герои в этой сцене? Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений. о днако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за это чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

– А как повел себя сам герой? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего». т яжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.)

– Как складывается жизнь главного героя после бегства из плена?

– Как автор показал душевное состояние героя, у которого война отняла все? (Герой дважды прерывает свой рассказ, каждый раз вспоминая о жене и детях. Выразительные портретные детали и ремарки выражают состояние героя.)

– В чем смысл названия рассказа?

Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает ужасы войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

Название рассказа, с одной стороны, свидетельствует о внимании автора к отдельной личности, с другой – Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и тем самым подчеркивает, что судьба главного героя – это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы Великой Отечественной войны.

II. и тог урока.

з аписи в тетради.

«Символический русский Иван – это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные годы войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасал его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины.

Хорошее имя Иван».

Учитель. Шолохов воспитывает в людях гуманизм. Мы не знаем произведения, в котором с такой же эмоциональной силой прозвучала бы эта тема, как в рассказе «Судьба человека». Он напоминает о долге любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.

Домашнее задание:

1) написать мини-сочинение «в ойна в судьбе ребенка» (о Ванюшке);

2) подготовить подборку стихов А. Т. Твардовского о родине.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Ответы:

Можно. Андрей соколов-русский солдат, сохранивший человеческое достоинство. Он нашел в себе силы жить дальше. Любил соколов больше всего свою малую Родину: семью, дом, детей. Он попал в немецкий плен, который разрушил все его планы. Га мой взгляд, патриотизм, непоколебимость, высокие идеалы духовности и настоящий внутренний стержень - это основа героизма Соколова. Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов. Андрей-нравственный сын государства. Шолохов олицетворяет в Соколове, всю его силу, мужество и непоколебимость.

Похожие вопросы

  • Роль истины в современном обществе?
  • Find the irregular verb: A) cut B) add C) look D) vote E) watch
  • 1. Перечислите органы выделения птиц. Какие функции они выполняют? 2.В чем особенность пищеварительной системы связаная с полетом. В каком органе осуществляется механическая обработка пищи? 3.Особенность строения дыхательной системы связаные с полетом? Как дышат птицы во время покоя и полета? Что такое двойное дыхание и какого его значение? 4 Особенности кровеносной системы птиц? 5 Особенности нервной системы, в чем проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня оргонизации их нервной системы
  • вычислить дифференциал y=log5x (5 маленькая,т.е. внизу) y=2x+1 ______ x (____ дробь)
  • На основе каких критериев Саудовскую Аравию и Кувейт, имеющие ВВП на душу населения больше, чем в Греции, включают в группу развивающихся стран
  • морфологический разбор слова глубокая-прил 1 речка (какая?) глубокая Начальная форма- глубокий 2 Морф.признак Постоянные морф. признаки? ? ? Непостоянные признаки? ? ?

Судьба народа в трагические периоды
истории (по произведениям М.А. Шолохова)Война как трагедия народа в русской литературе XX векаВеликая
Отечественная война закончилась 55 лет назад, но память о ней жива и будет жить вечно, потому что именно в
этой войне раскрылись лучшие черты русского национального характера: его мужество, стойкость, массовый героизм
и патриотизм. Наш народ сломил хребет фашистскому зверю, под ноги которого покорна легла Европа.Да, мы
победили, но слишком дорого досталась эта победа. Война стала не только триумфом народа, но его величайшей
трагедией. Она оставила разрушенные города, вымершие деревни. Она принесла смерть целому поколению молодых,
здоровых, талантливых людей. Уничтожен был цвет нации. Сколько их, великих защитников родины, погибло в
воздушных боях, сгорело в танках, убито в пехоте?!И героическое, и трагическое в войне ясно увидел М. А.
Шолохов и запечатлел в рассказе «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский
человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и
трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей родины.В
рассказе поднята проблема психологии русского солдата - человека, воплотившего в себе типические черты
национального характера. Перед читателем предстает история жизни обыкновенного человека. Скромный труженик,
отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Андрей Соколов ушел на фронт защищать Родину.
Как и тысячи других, таких же как он. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от мирного труда. И вся
его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной поры, жизнь вдруг ни за что начала
бить и хлестать его изо всех сил. Подвиг человека предстает в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и
не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном
единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от фронта солдат пережил
все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистов. Много страшных мук пришлось вынести Андрею за два
года плена. После того, как немцы травили его собаками, да так, что кожа с мясом летели клочьями, а потом
месяц держали в карцере за побег, били кулаками, резиновыми палками и всяческим железом, топтали ногами, при
этом почти не кормили и заставляли много работать. И не раз смерть смотрела ему в глаза, каждый раз он находил
в себе мужество и, несмотря ни на что, оставался человеком. Он отказался выпить по приказу Мюллера за победу
германского оружия, хотя знал, что за это его могут расстрелять. Но не только в столкновении с врагом видит
Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытаниям становятся его утраты.
Страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов, вышедший из войны
победителем, вернувший мир и покой людям, сам потерял все, что имел в жизни любовь, счастье... Суровая судьба
не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка
от немецкой авиабомбы. Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось, мог озлобиться,
ожесточиться, сломаться, но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на
белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. И вновь
жизнь обретает высокие человеческий смысл: вырастить из этого оборвыша, из этой сиротки человека.Всей логикой
своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен и не может быть сломлен жизнью.
Пройдя сквозь тяжелые испытания, он сохранил главное: свое человеческое достоинство, любовь к жизни,
человечность, помогающие жить и трудиться. Андрей остался добр и доверчив к людям.Я считаю, что в «Судьбе
человека» звучит обращение ко всему миру. К каждому человеку. Остановись на минуту. Подумай над тем, что несет
война, что может она принести. Конец рассказа предваряет неторопливое авторское раздумье, раздумье много
видевшего и знающего в жизни человека. В этом раздумье утверждение величия и красоты истинно человеческого.
Прославление мужества, стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего
невозможное.Две темы - трагического и героического, подвига и страдания - все время сплетаются в рассказе
Шолохова, образуя единое целое. Страдания и подвиги Соколова - это не эпизод, связанный с судьбой одного
человека, это судьба России, судьба миллионов человек, которые участвовали в жестокой и кровавой борьбе с
фашизмом, но несмотря ни на что победили, и при этом остались людьми. В этом и заключается главный смысл
рассказа «Судьба человека». Рассказ «Судьба человека» обращен к нашим дням, к будущему, напоминает о том,
каким должен быть человек, напоминает о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и
которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах.

  1. Новое!

    Спустя двенадцать лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», главным героем которого является простой русский человек – Андрей Соколов. Личность Андрея Соколова М. Шолохов раскрывает, используя...

  2. Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в...

    Литература о войне - это память народа о грозных и трагических годах. Эту память несут в себе повести В. В. Быкова, Б. Л. Ва сильева, А. И. Адамовича и многие другие произведения. Книги о войне напоминают, какой дорогой ценой досталась победа и в какой...

    О красоте души советского человека говорится в рассказу М. Шолохова "СЧ", в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью, во имя жизни одолеть смерть. Андрей Соколов рассказывает о своей жизнью, которая была полна...


++++++ Загрузить Можно ли считать личность соколова героической ++++++


====== Download link Можно ли считать личность соколова героической ======






















































Можно ли считать личность соколова героической

Находясь в неволе, он сохраняет достоинство русского солдата. Тяжел и трагичен путь Соколова. Шолохова не просто рассказ о нелегкой судьбе человека на войне - это хвалебная песнь сильным людям. Во время войны погибли и жена и дети, им действительно не привелось больше свидеться. Это не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе сам тип русского национального характера. Ведь они шли по такой же дороге, да еще все время пешком. Включение в более сложную систему отношений с миром. В доказательство этого мнения он вспоминает нашумевший случай с двумя парашютистами.

Героической я считаю историю Оскара Шиндлера. Воля к борьбе и горячее желание отомстить за тот ужас, который принесли фашисты родной земле, вернули Соколова в строй. Это произведение - не просто повествование о военных событиях, но и, конечно же, исследование внутренней трагедии личности. Этот сайт использует cookies.

Судьба распорядилась так, что Андрей Соколов никогда больше не сможет встретиться со своей семьей, так как жена и дочери погибли при попадании тяжелой бомбы в родную хату. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Соколов - труженик на земле и на заводе, воин, семьянин, муж, отец. Шолохова о войне мы знакомились? Он попал в плен к немцам, но не потерял чести и достоинства в этой трудной ситуации. Эту память несут в себе повести Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Работал, мечтал о прекрасном будущем для себя и для своих близких. Андрей Соколов - образ стойкого русского человека, прошедшего войну и плен.

Можно ли считать личность соколова героической

Дальше события развиваются по спирали, как снежный ком обрастают новыми, все более тяжкими ударами. В сущности, эти же слова, эти же мысли повторяются в авторском размышлении как утверждение основного в жизни и характере Андрея Соколова. Не смотрите на то, что делает наш человек.

Твердость и стойкость поэтизируются писателем как проявление истинного мужества. Выразительные портретные детали и ремарки выражают состояние героя.

Урок литературы

в 9 классе

на тему:

М.Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов – образ стойкого русского человека, прошедшего войну и плен. Психологическая точность повествования. Гуманизм рассказа .

Учитель Е.П.Першикова.

МОУ СОШ №1

г.Константиновск

2009г.

Тема урока : М.Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов – образ стойкого русского человека, прошедшего войну и плен. Психологическая точность повествования. Гуманизм рассказа. (слайд №1)

Эпиграф к уроку. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому судьба позвала».

Цели урока:

1.Проследить судьбу героя. Учиться его характеризовать.

2.Повторить некоторые литературные понятия (портрет, пейзаж, композиция, кульминация)

3.Работать с текстом, выявляя особенности художественной мастерской писателя.

4.Расширить понятие о героическом на материале рассказа.

5.Учить делать выводы, обобщать материал, составлять схемы.

Словарная работа (идет по мере обращения к тексту): гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм.

Оформление: иллюстрации, рисунки, выставка книг, презентация.

Музыкальное оформление: песня «Священная война»

муз. А.Александрова, стихи В.Лебедева-Кумача; песня «Враги сожгли родную хату»

I . Предкоммуникативный этап.

Ученик. (звучит «Священная война») Слайд №2

Великая Отечественная война… Она вошла в судьбу каждого человека нашей страны всей своей тяжестью, оставив свой неизгладимый след. В один из первых дней войны из Вешенской в Москву на имя народного комиссара обороны поступила телеграмма: «В любой момент готов стать в ряды Рабоче-Крестьянской Армии и до последний капли крови защищать социалистическую Родину. Полковой комиссар запаса РККА писатель Михаил Шолохов». Просьба была удовлетворена.

Ученик. (слайд №3)

Шолохов видел войну не со стороны, а был там, где шел бой, в окопах, в землянках, на наблюдательных пунктах. Те, кто видел его на полях сражений, говорят об исключительном самообладании, мужестве, бесстрашии и душевном отношении к солдатам писателя, военного корреспондента Михаила Шолохова. Писатель был награжден боевыми орденами. (слайд №4) В 1943 году Шолохов писал: «Я видел своими глазами дочиста сожженные станицы, хутора, моих земляков-героев моих книг, видел сирот, видел людей, лишенных крова и счастья, страшно изуродованные трупы, тысячи искалеченных жизней…»

II . Актуализация знаний.

Учитель. (слайд №5)

С какими произведениями М.Шолохова о войне мы знакомились? («Наука ненависти», «Они сражались за Родину»)

Сегодня мы поговорим о судьбе одного из шолоховских героев, солдате Андрее Соколове из рассказа «Судьба человека». Проследим за тем, как сложилась его жизнь, какой след в его судьбе оставила война, постараемся разобраться в том, как писатель понимает героическое, будем учиться постигать художественную лабораторию писателя.

«Глаза человека – зеркало его души». Не случайно очень многие писатели, создавая образ своего героя, непременно обратят внимание на его глаза. Давайте проведем небольшой эксперимент. Послушайте сейчас описание глаз литературного героя и подумайте, каково может быть его мироощущение: безысходная трагичность или победившая трагедию сила духа.

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно было смотреть? Такие глаза были у моего случайного собеседника».

(Звучит «Враги сожгли родную хату»)

Ответили? А теперь проверим свою проницательность, поработав над текстом рассказа.

II . Коммуникативный этап.

Что особенного вы заметили в композиции рассказа?

Где уже встречали такое построение рассказа? (рамочная композиция или «рассказ в рассказе»; Л.Толстой «После бала»)

Как вы думаете, зачем автору без видимых причин понадобилось заставлять своего героя рассказывать историю своей жизни незнакомому человеку? (много страдал, переполнен переживаниями, хочет излить душу, со случайным собеседником, да еще и шофером это сделать легче)

Почему повествование ведется от первого лица? Где встречали? (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

Достоверность, документальная точность, искренность.

Чтобы вместить в рамки рассказа огромный жизненный материал (останавливается на главном)

Раскрывает человека не только в действии, но и в размышлении (обнаруживает внутренний мир, дает представление о мотивах, о силе человеческого духа).

Как, по-вашему, что бы потерял рассказ, если бы не было своеобразных комментариев автора-рассказчика? (помогают увидеть волнение и героя и автора, авторское отношение к герою).

Найдите эти комментарии, перечитайте, как автор показывает душевное состояние героя? (резко оборвал рассказ, в горле что-то клокочет и булькает, «волнение передалось и мне» и др.)

Прочитайте зарисовки природы в начале рассказа и после рассказа Соколова о гибели семьи. Какова роль вступительного пейзажа? Как и почему меняется восприятие пейзажа автором-повествователем после исполненных глубокого трагизма слов героя?

(у Шолохова мир природы и мир человека – единый жизненный поток; уходящая весна напоминает о прошедшей войне (найдите примеры: поваленный плетень, разруха, утлая лодчонка), но природа оживает, ее убить нельзя, она как символ возрождения мира (найдите подтверждение); после рассказа кажется уже иной) (слайд №6)

Рассказывая о своей фронтовой жизни, Андрей Соколов говорит: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому судьба позвала». Припомните факты жизни, подтверждающие эту мысль. Назовите кульминационные моменты повествования.

Перескажите эпизоды «В церкви» и «Психологический поединок с Мюллером». Как характеризуют героя его поступки, поведение?

Какие мотивы двигали Андреем, когда он решил усыновить Ванюшу? Как можно оценить этот поступок? Можно ли назвать этот поступок героическим? Если можно, то почему?

Учитель.

Теперь давайте подумаем, в чем же особенность в изображении героического в этом рассказе? Вспомните отрывки из романа «Они сражались за Родину». Сравните. Сделайте вывод.

Составление блок-схемы. (запись в тетради) (слайд №8)

Особенности героического.

Не на поле боя, а в плену

В духовном единоборстве с врагом

В стойкости посте потерь

В чувстве ответственности перед будущим.

А в чем вы видите истоки героизма героя?

Проявление русского национального характера

Совестливость (жизнь до войны, прощание с женой)

Трудолюбие

Может быть, что-то еще? (дать высказаться)

(слайд №9)

Подведение итогов урока.

Как вы понимаете смысл названия рассказа? Литературоведы считают, что в рассказе Шолохова мысль писателя движется от судьбы человека к судьбе человечества. Что вы думаете по этому поводу?

Домашнее задание.

Напишите небольшое рассуждение на тему «В чем смысл названия рассказа «Судьба человека».