Цитаты о светском обществе война и мир. Изображение светского общества в романе «война и мир» - сочинения, рефераты, доклады. Описание московской светской жизни и ее представителей

СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» создавался во время бур­ного общественного развития России. Революционеры-демократы приобретали широкую известность и привлекали внимание всей прогрессивной интеллигенции. В России разернулась борьба между дворянами-либералами и революционными демократами. Лев Тол­стой не входил в общества революционеров, но всегда отстаивал по­зиции патриархального крестьянства, навсегда порвав с дворян­ским классом. У великого писателя были на это основания - в ос­новном, как мне кажется, нравственного плана. За долгую жизнь в дворянском гнезде и столь же долгое наблюдение за жизнью про­стого народа великий писатель умел все же определить для себя среду, где могут существовать истинные человеческие ценности, - народ. После такого выбора для писателя уже мало значили эти инертные, вырождающиеся, пресыщенные люди в блистательных одеждах. Он сосредоточил свое внимание на людях духа. Но дво­рянское общество всегда было предметом его язвительной критики.

В романе писатель отразил свои самые сокровенные мысли о дворянском обществе, особенно резко выступил против столичного дворянства, так называемого светского общества.

В самом начале романа автор знакомит читателя с типичной представительницей высшего света Анной Павловной Шерер. Это хитрая и ловкая женщина, образовавшая круг высшего общества, «в котором нет ничего правдивого, простого и естественного. Все пропитано насквозь ложью, фальшью, бездушием и лицемерием».

Наиболее близким Анне Павловне человеком является князь Василий Курагин. Он глава семьи знаменитого рода Курагиных и один из преуспевающих дельцов того времени. Надо отметить, что к людям типа Курагина писатель испытывал особую неприязнь и презрение.

Итак, князь Василий - светский человек, карьерист и эгоист. Он стремится стать наследником умирающего богатого вельможи - графа Безухова. Но эта мечта не осуществилась. Все наследство ста­рого графа по завещанию перешло его незаконному сыну - Пьеру Безухову. Князь Василий сразу сообразил, что, женив Пьера на своей дочери Элен, он станет богатым тестем. Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой. Он загорелся мечтой пристроить своего сына Анатоля. В его понятии это означает выгодно женить его. Кураги- ны едут к князю Болконскому просить руки его дочери. Но старый Болконский быстро разгадал корыстные планы князя Василия и от­казал Анатолю, которому было все равно. Анатоль не имеет твер­дых принципов морали, как не имеют их его отец и сестра Элен.

Единственное достоинство Элен - красота. Когда она проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех окружающих мужчин. Особенно ярко Элен стала блистать своей пышностью и красотой в свете после замужества. Она не пропуска­ла ни одного бала и всюду была желанной гостьей. Пьер был совер­шенной ее противоположностью по характеру и чувствовал к жене все возрастающую неприязнь. Естественно, ему было безразлично поведение Элен, он ее даже не ревновал. Он хорошо определил ее сущность: «Где вы, там и разврат».

Но вернемся к Курагиным. Нужно сказать, что для достижения своих целей они не останавливались ни перед чем. Таков Анатоль. Не любя Наташу Ростову, он делет все возможное, чтобы добиться ее руки. Для этого Анатоль решил разыграть спектакль пылкой любви и увезти ее тайно из родительского дома, так сказать, в луч­ших романтических традициях.

Но спектакль проваливается. Видя, что девушка поняла его на­мерения, он уезжает в действующую армию, чтобы избежать язви­тельных толков света.

Точно такой же повеса и фат второй сын князя Василия - Ип­полит. Но к характерным чертам Ипполита нужно прибавить еще и его умственную ограниченность, что делает его поступки особенно нелепыми.

На примере семьи Курагиных Толстой изобразил типичных представителей света, для которых личные интересы всегда были превыше всего.

К свету принадлежат и Борис Друбецкой, и Берг. Цель их жизни - все время быть в центре внимания света, суметь получить «тепленькое местечко», иметь богатую жену, создать блестящую карьеру и пробраться к «верхам».

Писатель дает также понять, что главными представителями света являются сам царь, его свита, военная и гражданская адми­нистрация. Император предоставляет дворянам все возможные при­вилегии в правах. Завершить этот ряд светского общества хочу Аракчеевым - исправным, жестоким, исполнительным блюстите­лем порядка, а вернее, благополучия светского общества.

В романе Толстого светское общество существует как фон, на котором разворачиваются события настоящей, высокой, трагичес­кой и прекрасной жизни русского народа и лучших представителей дворянства.

Все герои романа «Война и мир» (как вымышленные персонажи, так и исторические лица) сгруппированы и оценены Толстым в зависимости от степени их близости или отдаленности от народа. Этот единый принцип характеристики и оценки всего множества действующих лиц (а их в романе более пятисот) позволил писателю свести воедино изображение людей самых разных социальных слоев и различных индивидуальных судеб.

Главное обвинение, которое Толстой предъявляет петербургскому светскому обществу, ведущему «призрачную», искусственную жизнь, заключается в оторванности от народа особенно в годину грозных испытаний. «Война и мир» начинается с описания вечера в салоне Анны Павловны Шерер, где собирается столичная знать. Само по себе сравнение вечера с прядильной мастерской («Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели») достаточно точло и определенно выражало авторское отношение к миру фальши и пустоты, к той искусственной жизни, для которой характерны механистичность, мертвенность. Мысль старого князя Болконского о европейской политике: «какая-то кукольная комедия» - получает обобщенное значение.

Л. Н. Толстой выдвигает определенные критерии, с помощью которых он определяет ценность человеческой личности: отношение человека к родине, народу, природе, способность к самоанализу, глубине переживаний, нравственные искания. Представители светского общества испытания на человечность не выдерживают. Среда Курагиных и им подобных (Адольф Берг, Борис Друбецкой и Растопчин с его псевдопатриотизмом) отличается именно безжизненностью, кукольностью, враждебностью ко всему подлинно человеческому, естественному, наконец, просто порядочному. Василий Курагин пытался ограбить Пьера, его сын, Анатоль, вовлекал Пьера в скандальные истории, он же принес много горя Марье Болконской, Наташе Ростовой. У Пьера были все основания сказать, обращаясь к Элен и имея в виду не только ее одну, но и весь светский мир, который она воплощала: «…где вы, там разврат, зло…».

Основной принцип изображения Толстым отрицательных персонажей - статика, отсутствие движения, глубины переживаний. Их нравственный мир всегда примитивен, лишен интеллектуального богатства и моральной привлекательности; им не дано живого восприятия природы (никто из них не изображен вне городских домов, светских вечеров, балов и т. д.). Так уже в «Войне и мире» начинается то «срывание всех и всяческих масок», которое станет особенно характерным для последующего творчества Толстого. Выработанные позы, неизменяющиеся улыбки, актерская игра являлись обычными как для привычных посетителей салона Анны Павловны, так и для Наполеона.

Мотивы кукольности и игры как признаков неестественности и искусственности особенно отчетливо звучат в эпизодах, где речь идет о том, как Наташа, только что вернувшаяся из деревни и не успевшая еще привыкнуть к условностям светского общества, посещает оперный театр. Толстой описывает оперный спектакль, увиденный как бы ее глазами, то есть с точки зрения естественного человека: «…потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, и теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго ней пели, а потом уже ее утащили…». Именно здесь, в театре,

происходит знакомство Наташи с Анатолем, увлечение им. Обстановка искусственности, фальши, когда стыдное, недозволенное оказывается дозволенным и обычным («Голая Элен сидела подле нее…»), лишает Наташу простых, естественных человеческих представлений, ориентиры ее сместились, и то, что совсем недавно было бы невозможно для ее нравственного чувства, теперь становится вполне допустимым.

Толстой не принимает жизни, озабоченной лишь «призраками, отражениями», лишенной подлинно человеческих ценностей. И характерно, что представители ненавистного автору светского мира постепенно занимают все меньше и меньше места в развитии действия, под конец почти полностью исчезая со страниц романа.

Неожиданно от странной и таинственной болезни умирает Элен, ничего не говорится в эпилоге о Курагиных и Шерер, Берге и Друбецком. Забыт и Наполеон. Все темное, эгоистическое, отрицательное уходит, побеждают добро, свет, открытость и естественность. Героини романа-эпопеи «Нравственная чуткость Толстого,- пишет Е. А. Маймин,- заставляет его изображать героев - и положительных, и отрицательных - в свете своего идеала. Он, не любит тех своих героев, в которых отсутствует жизнь, неповторимая личность.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький. Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство...

В романе "Война и мир" Толстой создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. В этот период в России главную общественную роль играли дворяне, поэтому немалое место в романе отводится описанию светского общества. Надо отметить, что высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским.

Петербург - столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Петербургский высший свет - особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, - неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером.

Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Шерер с разговорной машиной. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Типичная петербургская семья - семья Курагиных.

Совсем другим предстает перед нами московское светское общество, которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых. Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье. На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы. Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям. Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве. И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание. В изображении светского общества Толстой активно пользуется приемом "отстранения", позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев. Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем. Французский язык в речи героев тоже является приемом "отстранения", давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски.

Многоплановое прозаическое полотно, созданное Львом Николаевичем Толстым, – правдивая картина жизни русского народа первой четверти ХІХ столетия. Объемность произведения и масштабность описания характерно вызывают и многоплановую проблематику романа. Одной из проблем, которая решается Л.Н. Толстым, является изучение нравственной сущности светского общества в романе «Война и мир».

Художественный прием противопоставления

Одним из главных художественных приемов, использованных автором, является противопоставление. Это бросается в глаза еще до прочтения романа-эпопеи, ведь этот прием подчеркивает уже название произведения. Через параллельное изображение на основе противопоставления войны и мира Лев Николаевич изображает актуальные проблемы эпохи начала ХІХ века, людские пороки и достоинства, ценности общества и личные драмы героев.

Прием противопоставления коснулся не только планов изображения, но и образов. В романе автором созданы образы войны и мира. Если войну автор изображает через сражения, персонажи полководцев, офицеров и солдат, то мир персонифицирует образ общества России первых десятилетий ХІХ столетия.

В описании характерного светского мира в романе «Война и мир» автор не отходит от своей стилистической манеры, которой свойственны не только философские отступления, где прослеживается авторская оценка описываемых событий, но и сравнительная характеристика явлений, образов, духовных качеств. Так на скрытом противопоставлении изображает автор представителей двух главных городов Империи – Санкт-Петербурга и Москвы.

Характеристика столичного общества в романе

В тот исторический период, который описывается в произведении, Санкт-Петербург являлся столицей Российской империи, со свойственным такому высокому званию пафосным обществом. Петербург – это город, который характеризует архитектурное великолепие в сочетании с холодной угрюмостью и неприступностью. Его своеобразный характер автор переносит и на петербургское общество.

Светские рауты, балы, приемы – это главные события для представителей светского общества столицы. Именно там обсуждаются политические, культурные и светские новости. Однако за внешней красотой этих мероприятий видно, что представителей знати не заботят и не волнуют ровным счетом ни эти темы, ни мнения собеседников, ни исход разговоров и встреч. Обличение красоты истинной и ложной, сущность столичного общества раскрывается в романе уже с первой цены в салоне Анны Павловны Шерер.

Петербургское высшее общество в романе играет привычные роли, говорит лишь о том, о чем принято беседовать, поступает так, как этого ждут. На примере семьи Курагиных, которые являются характерными представителя столичного общества, автор с нескрываемым разочарованием и иронией подчеркивает театральность, наигранность и цинизм светской жизни Петербурга и ее представителей. Только неискушенные или потерявшие интерес к ролевому представлению находят одобрение автора на страницах романа, чьими устами автор дает свою оценку: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Описание московской светской жизни и ее представителей

Впервые с обычаями и атмосферой московского дворянства автор знакомит читателя на утреннем приеме семьи Ростовых. На первый взгляд может показаться, что светская картина Москвы мало чем отличается от общества Северной столицы. Однако беседы представителей знати уже не такие обобщенные и пустые, в них можно услышать и личное мнение, споры и дискуссии, что говорит об искренности взглядов, истинном волнении за судьбу своего края и государства в целом. На светских мероприятиях есть место детским шалостям и добродушному смеху, искреннему изумлению, простоте и прямоте мыслей и поступков, доверию и прощению.

В то же время не стоит полагать, что Толстой, который, несомненно, симпатизирует в романе обществу Москвы, идеализирует его. Напротив, он подчеркивает многие его качества, которые не находят одобрения в лице автора, такие как зависть, высмеивание, страсть к сплетням и обсуждению чужой частной жизни. Однако, создавая образ светского общества Москвы, автор отождествляет его с характерными как позитивными, так и негативными чертами, присущими русскому народу.

Роль образа светского общества в романе

Одна из основных проблематик, которая лежит в основе произведения и моего сочинения на тему «Светское общество в романе «Война и Мир», – это сущность русского народа, со всей его многогранностью, недостатками и достоинствами. В романе целью Толстого было без украшений и лести показать истинное лицо общества начала ХІХ века, для того чтобы на его фоне изобразить сущность русской души и главных национальных ценностей, таких как дом, семья и государство.

Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна война, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

Тест по произведению

Толстой вспоминал, что на написание ро-
мана «Война и мир» его вдохновила «мысль
народная». Именно у народа Толстой учился
сам и советовал это делать другим. Поэтому
главными героями романа у него являются
выходцы из народа или те, кто близко стоял
к простым людям. Не отрицая заслуги дво-
рянства перед народом, он делит его на две
категории. К первой категории относятся те,
которые по своему характеру, взгляду, миро-
воззрению близки народу или же через ис-
пытания приходят к этому. Лучшими пред-
ставителями дворянства в этом отношении
являются князь Андрей Болконский, Пьер
Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья
Болконская. Но есть и другие представители
дворянства, так называемое «светское обще-
ство», которые составляют особую касту. Это
люди, которые признают лишь несколько
ценностей: титул, власть и деньги. Только
тех, кто имеет в наличии одну или все из пе-
речисленных ценностей, они пускают в свой
круг и признают своими. Светское общество
насквозь пустое, так же как пусты и ничтож-
ны его отдельные представители, люди без
каких-либо моральных или нравственных ус-
тоев, без жизненных целей. Так же пуст и
ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на
это, они имеют большую силу. Это та вер-
хушка, которая управляет страной, те люди,
которые вершат судьбы сограждан.
Толстой старается в романе показать всю
нацию и всех ее представителей. «Война и
мир» начинается со сцен, рисующих высшее
дворянское общество. Автор показывает в ос-
новном современность, но затрагивает и про-г
шлое. Толстой рисует вельмож этой уходя-
щей эпохи. Граф Кирилл Безухов - один из
их представителей. Безухов богат и знатен,
у него хорошее имение, деньги, власть, кото-
рые получены от царей за мелкие услуги.
Бывший фаворит Екатерины, кутила и раз-
вратник, он всю жизнь посвятил наслаждени-
ям. Ему противостоит старый князь Болкон-
ский - его ровесник. Болконский - верный
защитник отечества, которому он служил
верой и правдой. За это он неоднократно
был в опале и в немилости со стороны власть
имущих.
Антинародность, полное пренебрежение
нуждами простых людей, жажда наживы -
таковы отличительные черты высшего дво-
рянского общества. Эти черты присущи и гос-
тям фрейлины Шёрер, и посетителям фран-
цузского салона графини Безуховой. Здесь
царят эгоистичность, корыстолюбие, карье-
ризм и интриганство. Светские разговоры -
не что иное, как обыкновенное злоязычие,
нередко переходящее в клевету. За маской
добродушия скрываются лицемерие и притвор-
ство, ставшие привычкой. Все нормальные че-
ловеческие чувства искажены, все пропитано
ложью, от дружбы и любви осталась лишь ви-
димость. Истоки морального разложения выс-
шего общества Толстой видит в паразитизме
и праздности. Он не зря всех его представите-
лей называет трутнями. Салтыков-Щедрин,
давая характеристику роману «Война и мир»,
заметил: «А наше так называемое «высшее об-
щество» граф лихо прохватил».
«Светское общество» даже с наступлени-
ем войны 1812 года мало изменилось: «спо-
койная, роскошная, озабоченная только при-
зраками, отражениями жизни, петербургская
жизнь шла по-старому; и из-за хода этой
жизни надо было делать большие усилия,
чтобы сознавать опасность и то трудное поло-
жение, в котором находился русский народ.
Те же были выходы, балы, тот же француз-
ский театр, те же интересы дворов, те же ин-
тересы службы и интриги…» Изменились раз-
ве что разговоры - больше стали поговари-
вать о Наполеоне и патриотизме.
На верхушке дворянского общества нахо-
дился император Александр I. Александр I по-
казан именно таким, каким его представляло
большинство дворян. Но в облике императора
уже проступают черты двуличия, позерства и
той жеманной чувственности, в которой льсте-
цы усматривали проявление «высокой душю
царя. Подлинный облик Александра I особен-
но ярко показан в сцене приезда царя в армик
после разгрома оккупантов. Кутузова царь за-
ключает в объятия, сопровождая их злобный
шипением: «Старый комедиант». Толстой счи-
тает, что верхушка нации омертвела и теперь
живет «искусственной жизнью». Все прибли-
женные царя ничем не отличаются от него са-
. мого. Страной управляет кучка иностранцев,
которым нет никакого дела до России. Мини-
стры, генералы, дипломаты, штабные офице-
ры и другие приближенные императора заня-
ты собственным обогащением и карьерой.
Здесь царит та же ложь, те же интриганство,
приспособленчество, что и везде. Именно Оте-
чественная война 1812 года показала настоя-
щую сущность представителей власти. Лож-
ный патриотизм их прикрыт громкими сло-
вами о родине и народе. Но их бездарность
и неумение управлять страной хорошо видно
в романе.
В «Войне и мире» представлены все слои
московского дворянского общества. Толстой,
характеризуя дворянское общество, стре-
мится показать не отдельных представите-
лей, но целые семьи. Ведь именно в семье за-
кладываются как основы добропорядочности
и нравственности, так и духовной пустоты и
праздности. Одной из таких семей является
семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин
занимает достаточно высокий пост в стране.
Он министр, призванный заботиться о наро-
де. Вместо этого все заботы старшего Кура-
гина направлены на самого себя и на собст-
венных детей. Его сын Ипполит - дипломат,
который совершенно не умеет говорить по-
русски. При всех его тупости и ничтожестве
он жаждет власти и богатства. Анатоль Ку-
рагин не лучше брата. Единственным его
развлечением являются кутежи и попойки.
Кажется, что этот человек совершенно ко
всему безразличен, кроме потворства собст-
венным прихотям. Его друг Друбецкой - по-
стоянный спутник Анатоля и свидетель его
темных делишек.
С этими людьми мы знакомимся уже на
первых страницах романа, где Толстой опи-
сывает посетителей и завсегдатаев салона
Анны Павловны Шерер. Здесь крутятся и
холодный и расчетливый проходимец Васи-
лий Курагин, который ищет ловкие ходы
«к крестику ли, к местечку», и его сын Ана-
толь, которого сам отец называет «беспокой-
ным дураком», и разрушители чуж.их судеб
Ипполит и Элен. Элен - первая красавица
города, но при этом холодный и душевно пу-
стой человек. Она осознает свою красоту и
выставляет ее напоказ, позволяя любовать-
ся. Но эта женщина далеко не так безобидна,
как может показаться на первый взгляд. Ав-
тор подчеркивает улыбку Элен - она «неиз-
менна». Саму Элен хочется сравнить с Еленой
Прекрасной, античной героиней, из-за кото-
рой началась Троянская война. Элен также
приносит одни неприятности. Позже она,
воспользовавшись доверчивостью Пьера, за-
манит его в свои сети и женит на себе.
В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Ан-
дрея Болконского. Автор противопоставляет
этих живых людей мертвому высшему свету.
Мы понимаем, что Пьер попал в общество, ко-
торому он чужд и которое совсем не понимает
его. Только вмешательство Андрея помогает
избежать скандала.
Борис Друбецкой - еще один представи-
тель высшего дворянского общества. Он один
из тех, которые придут на смену старшему
поколению. Но автор рисует его таким же да-
леким от народа, как и всех остальных. Борис
заботится лишь о своей карьере. У него хо-
лодный ум и трезвый рассудок, он точно зна-
ет, что ему надо в этой жизни. Он ставит цель
и добивается ее. Даже на войне Друбецкой
думает о наградах и продвижении по службе,
желает «устроить себе наилучшее положе-
ние, особенно положение адъютанта при важ-
ном лице, казавшееся ему особенно заманчи-
вым в армии». Знакомства он тоже заводит
только те, которые выгодны ему. Вспомним,
как отвернулись Друбецкие от Ростовых, ког-
да те оказались разорены. Это несмотря на
то, что когда-то семьи были дружны.
Высшая знать отличается от народа даже
своим языком. Язык дворянской знати - это
офранцуженный язык. Он такой же мерт-
вый, как и все общество. В нем сохранились
пустые штампы, раз и навсегда сложившие-
ся выражения, готовые обороты, которые
применяются в удобных случаях. Люди на-
учились скрывать свои чувства за расхожи-
ми фразами.
Таким образом, рисуя дворянское общест-
во, Толстой показывает его бездеятельность
и неспособность управлять страной. Дворян-
ская знать изжила себя и должна уйти со сце-
ны истории. Необходимость и неизбежность
этого убедительно показала Отечественная
война 1812 года.