10 неполных предложений. Неполные предложения –. Каким является предложение: Летом Анечка болела редко, а поздней осенью и зимой - часто

§1. Неполные предложения. Различение полных и неполных предложений

В речи, особенно в разговорной и художественной, частотны неполные предложения. Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения.

Где Димка?
- Гуляет.

Гуляет. - неполное предложение, пропущено подлежащее.

Пропущенными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность. Сравним:

Как вы себя чувствуете?

Хорошо . - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное.

Хорошо! - односоставное, безличное предложение.

Могут ли быть неполными односоставные предложения?

Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста.

Как тебя зовут?

Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.

Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире:

В понедельник он пришёл рано, а во вторник - только к ужину.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Каким является предложение: Летом Анечка болела редко, а поздней осенью и зимой - часто. ?

    • полным
    • неполное
  2. Каким является предложение: Все ребята в ансамбле танцуют прекрасно, а Ира - похуже: она недавно начала заниматься танцами.?

    • полное
    • неполное
  3. Каким является предложение: Когда ты вернёшься с работы?

    • полное
    • неполное
  4. Каким является предложение: Красота какая! ?

    • полное
    • неполное
  5. Каким является предложение: Сколько грибов! ?

    • полное
    • неполное
  6. -Когда Иван вернётся? -Скоро. ?

    • полное
    • неполное
  7. Каким является предложение в ответной реплике диалога: -Когда Иван вернётся? -Он ещё не звонил. ?

    • полное
    • неполное
  8. неполные предложения

    08.09.2011 23074 1076

    Неполные предложения.

    1.Полные предложения –

    Неполные предложения –

    1.В диалогической речи.

    эллиптических

    Неполные предложения.

    1.Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

    Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

    Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

    1.В диалогической речи.

    2.В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

    Неполные могут быть как двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные предложения:

    Ты понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю. (двусоставное, нераспространенное, неполное).

    Знаки препинания в неполных предложениях.

    1.Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

    При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.

    2.Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.

    3.Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.

    4.Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.

    3.На небе яркие звезды.

    3.Слова-предложения.

    Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

    4.Мини-тест.

    А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

    2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки препинания.

    1.Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

    2.Плыли сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

    3.На небе яркие звезды.

    4.Каждому молодому труженику среднее образование.

    5.Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

    3.Слова-предложения. Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

    Утвердительные: Да. Конечно. Возможно.

    Отрицательные: Нет. Вовсе нет.

    Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

    4.Мини-тест.

    1.Определите неполное предложение.

    А) Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

    Б) На столе – раскрытый томик вам подаренных стихов.

    В) Величайшая из книг – книга жизни.

    Г) Честность и точность – близнецы.

    Д) Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

    2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор. нужно поставить:

    А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

    Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

    3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез в лесном сумраке.

    А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.

    То есть такие, в которых пропущен один из членов, нередко встречаются как в разговорной, так и в литературной речи. Отсутствовать в них могут не только второстепенные, но и главные члены предложения - подлежащее либо сказуемое.

    Их смысловая нагрузка легко восстанавливается как из контекста (из предложений, предваряющих данное), так и из знания собеседником или читателем ситуации.

    Пример неполного предложения:

    Где ваш брат?

    Здесь «Уехал» - неполное предложение, состоящее из одного слова. В нем пропущено подлежащее, но можно понять из предыдущего высказывания, о ком именно идет речь (о брате).

    Определенную сложность представляет различение неполных и односоставных предложений, в которых пропущено либо подлежащее, либо сказуемое. Здесь можно пользоваться следующим критерием. Например, из предложения «В лесу собирают ягоды» совершенно непонятно, кто именно совершает действие. Возьмем другой пример: «А где твои подруги? - В лесу собирают ягоды». Здесь пропущено подлежащее, но из контекста можно легко установить, кто именно совершает указанное действие (подруги). Значит, в первом случае мы имеет дело с односоставным, а во втором - с неполным двусоставным предложением, хотя перечень слов в них совершенно одинаков.

    Следует отметить, что диалог с неполными предложениями - это наиболее частая, характерная ситуация их употребления. Педагогу, исследуя такие примеры в учебной практике, достаточно просто создать у учащихся представление о неполном предложении как о разновидности полного - в отличие от односоставных предложений, где один из (обязательно!) главных членов не пропущен, а попросту невозможен. Для этого можно также сопоставлять полные и неполные предложения. В неполном все члены сохраняют те же грамматические формы и функции, что и в полном. В свою очередь, также могут быть неполными, если слово, которое в них пропущено, можно легко восстановить из контекста:

    Как тебя кличут, девица?

    Неполные предложения (примеры можно найти ниже) могут быть двух типов, в зависимости от того, каким образом восстанавливается их смысл: контекстуальные либо ситуативные. Внутри первых выделяют:

    Знания - сила.

    Что же касается знаков препинания в неполных предложениях, то в них часто ставится тире. Его роль в этом случае, как уже говорилось выше, - замена пропущенного слова, обычно сказуемого.

    Я пришел с занятий рано, а сестра - поздно.

    В этом примере тире заменяет слово «пришла», позволяя избежать некорректных, ненужных повторений.

    На столе - хлеб и фрукты.

    В этом примере тире употреблено вместо отсутствующего сказуемого (эллиптическое предложение).

    НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Конспект урока-практикума в 10 классе

    Цель: закрепить практические навыки по теме «Неполные предложения»;

    развивать орфографические, пунктуационные навыки, логическое мышление, умение делать собственные выводы;

    воспитывать интерес к слову, стремление к познанию.

    Ход урока:

    1.Словарная разминка. Запишите правильно, в случае сомнения, обратитесь к орфографическому словарю.

    Реферат, будущее, традиция, мозаика, экологический, прогрессивный, эффект, пессимизм, оптимизм, резервы, аккомпанировать, интенсивный, электрификация, колоссальный, традиция, комментатор, миропонимание, мировоззрение, идеология, ресурсы, гуманный, чествовать героя, деятельный.

    Работа в парах. Взаимопроверка. Учитель высвечивает на экране слова для самопроверки.

    Учитель: Какие предложения вы знаете? (Ответы: Простые, сложные, Сложные разных видов.) А как мы называем предложения, в которых пропущен один из членов предложения? Рассмотрите записанное на доске предложение. Каким оно является на ваш взгляд?

    В каждой травинке, в каждой капле влаги, в ветерке – радость жизни.

    (Неполное) Итак, каковы задачи нашего урока? Да, верно, закрепить, повторить материал о неполных предложениях.

    К доске выходят два заранее подготовленных ученика и рассказывают материал о неполных предложениях, который учащиеся записывают в тетрадь.

    Материал по теории вопроса

    1 ученик. В двусоставном или односоставном предложении может быть пропущен один из членов, например:

    Озёра привлекают нас своей гладью, моря – простором, реки- движением.

    2 ученик. Пропуск одного или нескольких членов предложения возможен в сложном предложении. В его частях, кроме первой, в диалоге, так как пропущенные члены ясны из контекста или из ситуации и могут быть восстановлены, и предложение в этом случае становится полным.

    Пример: С небольшого взгорья открылся город. У склона тянулись палисадники пригорода, а дальше – цепи фонарей и огненная нить моста, брошенная через реку.

    Что вы заметили в неполных предложениях? (Наличие тире)

    Нужно отличать неполное предложение от полного односоставного. Какой знак препинания ставится в неполном предложении при пропуске одного из членов?

    2. Выполнение практических заданий через диапроектор. Знаки препинания учащиеся проставляют самостоятельно и с места комментируют знаки препинания

    Каждое ремесло имеет свой аромат. Шорники пахнут сыромятиной, угольщики- березовым дымком, овчинники да валялы- овечьей шерстью, рогожники – душистой мочалой, богомазы – олифой, бондари да колёсники – дубовой стружкой, гончары да кирпичники – просыхающей глиной, корзинщики- горькой ивой, про смолокуров с дегтярниками и говорить нечего.

    3. Самостоятельная работа по карточкам в парах.

    КАРТОЧКА

    Подчеркните грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания.

    Не зря каждый поэт послепушкинского времени считает для себя счастьем унаследовать и развить хотя бы одно какое-то из многочисленных пушкинских качеств. Так Некрасов развивает народно- песенную стихию. Лев Николаевич Толстой эпическую мощь и психологическую характеристику душевного мира Алексей Константинович Толстой сюжетно-драматическую стихию Фет пейзажно-лирическую Блок напряженно-раздумчивую трагедийную Ахматова – сосредоточенно-личную.

    Проверяется работа в парах. Учитель ставит оценки за самостоятельную работу.

    4. Отличаем неполные предложения от односоставных. Работа у доски. Найдите предложения безличные, определенно- личные, назывные.

    Льёт без конца. В лесу- туман. Едем бором, черными лесами. Вот гора, песчаный спуск в долину. Вечереет. На горе перед нами лес щетинит новую вершину. Вижу в окна блеск и даль гор, холмов нагих.

    Учитель: Сделаем вывод о неполных предложениях.

    Учащиеся делают вывод, записывают его: Неполные предложения надо отличать от односоставных В неполных предложениях при отсутствии какого- либо члена предложения ставится тире. Неполные предложения являются одним из ярких выразительных средств, они делают нашу речь более яркой. Поэтому их часто используют в пословицах и афоризмах.

    Запись ярких афоризмов с доски:

    Лесть порождает друзей, правда – ненавистников.

    Золото добывают из земли, знания – из книги.

    В словах стариков – мудрость, в поговорке – поучение.

    Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую.

    Домашнее задание: выписать из текстов произведений Л.Н. Толстого или И.С. Тургенева неполные предложения – 10 предложений.