А. Толстой "Детство Никиты" методическая разработка по чтению (4 класс) на тему. Интегрированный урок по повести А. Н. Толстого "Детство Никиты" Организация познавательной деятельности
Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.
Задачи урока:
- Учить определять учебную задачу;
- Учить планировать выполнение учебной задачи;
- Создать благоприятный эмоциональный настрой;
- Вспомнить содержание рассказа;
- Дать характеристику героям рассказа;
- Формировать умение работать с текстом;
- Проанализировать черты своего характера;
- Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;
- Формировать умение работать в группе.
Перечень оборудования к уроку:
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 158 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива);
- Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 79 с. : ил. - (Перспектива);
- Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
- Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
- Рабочие тетради в клетку по литературному чтению;
- Полоски фраз из текста для организации работы в группах (по количеству групп).
- Листочки для написания синквейна.
Планируемые результаты
Предметные:
- Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
- Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.
Метапредметные:
- Определять учебную задачу урока.
- Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
- Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
- Осуществлять логическое действие обобщение.
- Доносить свою позицию до других, аргументируя её.
Личностные:
- Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
- Оценивать черты своего характера;
- Определять, какие черты являются главными и определяющими;
- Мотивировать к учебной деятельности;
- Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Ход урока:
1. Организационный момент. |
|
Проверяет готовность к уроку. |
Проверяют свою готовность к уроку. |
2. Мотивация к активной учебно-познавательной деятельности (эмоциональный настрой). |
|
Доска. Приложение 1
Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака. О какой стране идёт речь? Почему так решили? |
Читают стихотворение С.Маршака самостоятельно. Объясняют смысл выражения «остров детства». |
3. Сообщение темы и формулировка целей урока. |
|
Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока. |
Знакомятся с темой урока. |
4. Актуализация знаний. |
|
Прочитайте… Проверьте себя. Кто не согласен? Почему? |
Читают вслух по одному фразы на доске. Сверяют свою работу с образцом на доске. |
5. Проверка домашнего задания |
|
Что надо было сделать дома? |
Открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали. |
6. Физминутка |
|
7. Организация познавательной деятельности |
|
Работа в рабочей тетради, стр.46-47 |
Открывают рабочие тетради на стр.46-47. |
8. Домашнее задание |
|
Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число. |
Открывают тонкие тетради по литературе. |
9. Рефлексия |
|
Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему? |
Вспоминают, что синквейн - это пятистишие и правила его написания |
10. Подведение итогов |
|
Подводя итог урока, закончите фразы: |
Подводят итог урока, заканчивают предложенные фразы. |
11. Самооценка. |
|
Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки с синквейном. |
Каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю |
12. Эмоциональная рефлексия. |
|
Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? Какие цвета преобладали? Почему? 2. Написать синквейн |
М.Т.Махамбеталиев
Саздинская средняя школа г.Актобе
учитель русского языка и литературы в казахской школе
Краткосрочный план по литературе 7 класс
Неделя 1
День 16.03.201 5
Занятие 1
Тема занятия:
А. Н. Толстой «Детство Никиты»
Общие цели:
Знакомство с личностью и творчеством писателя, развивать умения и навыки литературоведческого анализа художественного произведения, воспитывать любовь к жизни
Результаты обучения:
Усвоить теоретические знания по литературе – знать, что такое «автобиография».
Развивать речь, обогащая словарный запас учащихся – знать значения новых слов и уметь их применять в речи.
Развивать творческое воображение - уметь ценить яркие моменты детства.
Вызвать интерес к творчеству писателя и словесности.
Уметь давать характеристику героям и персонажам.
Ключевые идеи:
Образы детей в литературе, автобиография, детство, анализ
Оргмомент
Психологический настрой.
Запись в тетрадях
Изучение новой темы:
Знакомство с писателем
Знакомство с повестью «Детство Никиты»
Словарная работа
Индивидуальная работа
Беседа
Творческое задание
Рефлексия
Здравствуйте, ребята! Сегодня, ребята, мы с Вами начнём знакомство с новой главой в литературе, которая называется «Образы детей в литературе». Мы познакомимся с новыми интересными личностями – писателями, которые расскажут о себе, о своём детстве, их героями, изучим из произведения. Уроки будут интересны тем, что на них мы будем говорить о таких же детях, как Вы, детей вашего возраста и мышления.
Давайте же улыбнёмся друг другу с пожеланиями всего хорошего.
Эпиграф урока: « В сердце писателя жила «память детства», и он старался передать мысли и чувства десятилетнего мальчика, который растёт и узнаёт окружающий мир».
Теория литературы. Понятие об «Автобиографии»
Автобиография – это описание своей жизни.
Слово учителя:
Жизнь и творчество писателя А. Н. Толстого
Годы жизни: 1882-1945
г. Николаевск
Прозаик, публицист, драматург
Военный корреспондент
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»
Трилогия «Хождение по мукам»
«Пётр 1» - исторический роман
Основатель научной фантастики
Обогатил русскую литературу
Развитие речи:
- чтение отрывков по абзацам
Правильная постановка ударения в словах
Отработка навыков выразительного чтения
Вопросы к прочитанным отрывкам
Обсуждение поступков героя
Характеристика героя
«Об ъ яснялки»
Удрать –
Рыжая –
Удовольствие –
Наскочить –
Боязно –
Амбар –
Исподлобья –
Поспешно –
Стлаться –
Неведомый –
Зачарованный –
Сноп -
Заполнение кластера – характеристика главного героя
Никита
- Как вы думаете, стоит ли писать о своём детстве произведения?
- Почему?
- Что бы Вы написали о своём детстве?
Мини-сочинение «Памятные дни детства »
- Что нового Вы сегодня узнали на уроке?
- Какой фрагмент урока Вам больше всего понравился?
- Что хотели бы узнать ещё?
Источники:
Учебник «литературное чтение » 7 класс, дополнительный материал
Ресурсы:
Интерактивная доска, иллюстрации, рабочие тетради
Последующее чтение:
Написать сочинение на тему «Самые яркие воспоминания из моего детства»
Составить кроссворд по жизни и творчеству А.Н.Толстого (парное задание)
Мини-проект «Жизнь и творчество М. Горького»
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Литературное чтение
Ответственность Если начал, то закончи, Обещал, то выполняй, Общих правил поведенья Никогда не нарушай! Будь ответственным за дело, Не хитри и не ленись, Быть надёжным человеком Обязательно стремись!
Жить по совести, любя друг друга
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков. кто за что перед кем Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.
Повесть «Детство Никиты» - автобиографическая. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления. Имя Никита - имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу.
Первоначальное название произведения звучало как "Повесть о многих превосходных вещах". Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном дыхании. Последняя глава повести имеет короткое название - "Отъезд". Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: "Этим событием кончается его детство".
А.Толстой Граф из рода Толстых, учёный, академик, писатель Алексе́й Никола́евич Толсто́й родился 10.01.1883г в г.Николаевске, Самарской губернии, умер 23.02.1945г в Москве. А. Толстой – советский писатель, известен во многих жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, статьи.
Знакомство с текстом
каретник
Верстак - станок для столярной работы
Кадка – деревянная ёмкость цилиндрической формы
Башлык - шапка с двумя длинными концами, которые обматывают вокруг шеи
Аршин – старинная русская мера длины
Вётлы - ветла - белая ива, серебристая ива, дерево семейства ивовых.
Мыс - участок суши, вдающийся в море, реку
Журавль для подъёма воды
Прерия – широкая степь
Работа в группах 1 группа (характеристика Никиты) 2 группа (характеристика Пахома) 3 группа (характеристика мамы Никиты) 4 группа (характеристика учителя Никиты)
Итог урока Сегодня на уроке я понял(а), что……… Больше всего мне понравилось……….. Оказывается…………….. Я бы похвалил (а) …………
Домашнее задание ГЕРОЙ ПОСТУПОК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА НИКИТА МАМА АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ ПАХОМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению в 1 классе «Играть- это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»
Пояснительная запискаНаправление: начальная школа.Тема урока:«Играть- это увлекательно!(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»УМК:программа«Школа 2100»,авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, литера...
Все любят праздник ёлки Есаков Никита,Мачеева Милена,Столярова Алёна,Брыксина Полина,Малик Саша,Чинилина Дарья.
Коллективная работа выполнена на уроке трудового обучения. Дети работали по группам, кто-то лепил, кто-то вырезал из бумаги хоровод, а другие делали аппликацию. Работали все с интересом, помогая друг...
План – конспект урока литературного чтения
Алексей Николаевич Толстой «Детство Никиты»
Цель урока : анализ литературного произведения с использованием приема составления киносценария
Задачи урока:
1. Чтение 1 главы, анализ художественных средств выразительности, развитие интереса к чтению.
2. Использование приема составления киносценария, как способа литературного анализа произведения, сравнение средств художественной выразительности разных видов искусства.
3. Развитие коммуникативных УУД при совместной работе учащихся в паре и группе, развитие умения строить развернутое речевое высказывание.
Ход урока
1. Актуализация
Сегодня на уроке мы поговорим о разных видах искусства – литературе, живописи, музыке, кино.
Вы любите кино? Почему?
Слайд: Две недели назад в Санкт- Петербурге состоялась встреча президента Росси с представителями искусства. На этой встрече известный российский кинорежиссер Карен Шахназаров сказал: «Заканчивается цивилизация читающая, начинается цивилизация смотрящая, потому что людям легче смотреть кино, чем читать книги. Ведь, когда читаешь книгу, приходится самому слово автора превращать в образ, придумывать картинку, а когда смотришь кино, можно видеть образ, который за тебя же придумали. Поэтому кино смотреть легче.»
Вы согласны с этим мнением?
А что вам интереснее – придумывать свой собственный образ или смотреть придуманный другим человеком?
Слайд: Дома вы прочли отрывок из повести А.Н.Толстого «Детство Никиты»
Хотели бы вы придумать свой образ и сами попробовать снять кино по этому отрывку?
Знаете ли вы, как называется текст, подготовленный для съемки фильма? – киносценарий.
Какова будет цель нашего сегодняшнего урока?
Слайд:
Цель урока
: создать собственный киносценарий фильма по повести «Детство Никиты»
Для того, чтобы создать киносценарий по литературному произведению, что нам необходимо сделать?
2. Задачи урока:
Языком литературного искусства является слово.
Слайд: А языком искусства кино служит кадр.
Фильм состоит из кадров. Кадр – это тот объект, который снимает камера непрерывно, без остановки.
Значит, что мы должны выделить в тексте? - слайд
2. Разделить текст на отрывки- «кадры».
У кадра есть несколько характеристик – средств выразительности искусства кино - Слайд
План – может быть крупный, когда снимают близко и крупно какой-то один объект, например, лицо человека,
Может быть средний, когда камера чуть дальше и объект виден целиком, во весь рост.
Может быть дальний, когда камера еще дальше и виден не только объект, но и то, что его окружает.
У кадра есть ракурс – откуда снимает камера:
Снизу – как будто мы смотрим снизу вверх, все предметы становятся большими, высокими.
Сверху - как будто мы смотрим сверху вниз, и все предметы кажутся меньше.
Сбоку – как будто мы стоим рядом.
Цвет – кадр может быть цветным или чёрно- белым, и свет - яркий или приглушенный, сумерки, полутона.
Звук – может тоже присутствовать в кадре: говорит герой, звучит музыка или присутствуют звуки природы.
Значит, как мы должны поработать с кадром? Слайд
3. Подобрать характеристику кадра (план, ракурс, цвет и свет, звук)
Эти характеристики каждого кадра мы будем фиксировать в таблице.
После того, как мы продумаем каждый кадр, что нам останется сделать?
4. Смонтировать фильм, собрав все кадры.
2. Работа с текстом.
«Солнечное утро»
Как называется первая глава, с которой начинается повесть?(Солнечное утро) – Слайд – Давайте прочтем её?
Какое настроение возникло у вас, когда вы читали эту главу?
От чьего лица ведется повествование? (от лица автора )
Чьими глазами мы видим это утро? (Глазами Никиты )
Как вы думаете, почему именно с описания этого утра начинается повесть «Детство Никиты»? (В детстве все мечтают о чем- то радостном. Детство – время радостных мечтаний, ожиданий, планов )
Давайте, снимая кино, попробуем увидеть это утро глазами Никиты.
Наш фильм будет цветной или черно- белый? Почему? (Солнце, искрится снег, радостное настроение – цветной)
Каким вы видите главного героя, какого актера вы будете искать? (мальчик? лет, ….)
Слайды:
Я предлагаю вашему вниманию несколько вариантов как мог выглядеть мальчик того времени.
Как вы считаете, может ли подойти какой либо образ, чтобы подобрать костюм для нашего героя в этой главе?
3. Использование приема составления киносценария
Найдите в первой главе первый кадр, который мы снимаем камерой, не переводя ее на другой объект. - Слайд
1. кадр –
Давайте обсудим вместе
Алгоритм:
1. Прочтите текст
2. Выберите план съемки, аргументируйте
3. Выберите ракурс съемки, аргументируйте
4. Выберите звук.
Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза.
Что нам важно показать?
План – крупный, ракурс – сверху или сбоку
Внесите данные в таблицу.
2. кадр - Слайд
Найдите в тексте те строчки, которые могут быть проиллюстрированы таким кадром.
Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене.
Какими средствами художественной выразительности литературы А.Н.Толстой создал этот образ? Найдите эти слова.
А как средствами кино мы можем его создать?
Знаете ли вы что такое умывальная чашка?
План – крупный – окно с узорами, рядом на стене солнечный зайчик
Цвет – солнечный, теплый, радостный
Попробуйте, закрыв глаза еще раз увидеть этот образ, представить этот кадр.
Звучала музыка П.И.Чайковского. (Пауза для создания зрительного образа, релаксации)
3. кадр – это воспоминания Никиты - Слайд
Открыв глаза, Никита вспомнил, что вчера вечером плотник Пахом сказал ему:
- Вот я ее смажу да полью хорошенько, а ты утром встанешь,- садись и поезжай.
Вчера к вечеру Пахом, кривой и рябой мужик, смастерил Никите, по особенной его просьбе, скамейку. Делалась она так:
В каретнике, на верстаке, среди кольцом закрученных, пахучих стружек Пахом выстрогал две доски и четыре ножки; нижняя доска с переднего края - с носа - срезанная, чтобы не заедалась в снег; ножки точеные; в верхней доске сделаны два выреза для ног, чтобы ловчее сидеть. Нижняя доска обмазывалась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе,- после этого она делалась, как зеркало, к верхней доске привязывалась веревочка - возить скамейку, и когда едешь с горы, то править.
Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: "Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю".
Когда происходят описанные события?
Нужно ли показать в фильме воспоминания Никиты? Почему? - Никита вспомнил и мечтает об этой скамейке, о том, как он будет кататься.
Как показать, что это воспоминания? Какой прием киноискусства поможет это сделать?
Слайд А как вы поняли, о какой скамейке идет речь?
Пример детских санок 19 века есть и в Российском этнографическом музее, который находится в Петербурге. Но, если нет возможности посетить музей, можно воспользоваться его виртуальными экскурсиями и каталогами. – слайд
Встретились ли вам устаревшие или непонятные слова?
Где мы можем узнать значение этих слов?
Слайд - Я могу предложить вам и интернет-ресурс, в котором собраны самые проверенные толковые и орфографические словари.-
Работа в паре
Поработайте пожалуйста в паре и найдите значение слов, использованных в тексте.
Что такое каретник? Верстак?
Как описан Пахом? Что значит кривой? рябой?
На картинах художников мы можем видеть, как выглядел мужчина этого сословия в 19 веке. Посмотрите на репродукции. Вы берите ту, которая по- вашему близка к образу Пахома, который создал автор и создаем мы.
Попробуйте самостоятельно внести в таблицу характеристики кадра.
Давайте посмотрим, как этот кадр выстроил в своем фильме режиссер Андрей Зеленов.
Фильм (отрывок из художественного фильма «Детство Никиты» сцена в каретнике)
Как в нашем фильме мы можем его показать? (ласково смотрит, может быть приобнял )
Есть ли такие строки, которые Никита мог бы говорить вслух, как будто разговаривая сам с собой?(Сейчас скамейка, конечно, уже готова и стоит у крыльца. Пахом такой человек: "Если, говорит, что я сказал - закон, сделаю".)
Каким тоном Никита может говорить о Пахоме? (уважительно, с любовью )
4.кадр - Слайд
Никита сел на край кровати и прислушался - в доме было тихо, никто еще, должно быть, не встал. Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, а со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети...
С этим кадром я предлагаю вам поработать в своей съемочной группе, объединившись в четверки.
Возьмите в руки алгоритм работы в группе. Прочтите его.
Будьте внимательны и уважительны к мнению каждого.
План – средний, ракурс – сбоку
Есть ли строчки, которые могут быть мыслями Никиты, произнесенными вслух? (Если одеться в минуту, безо всякого, конечно, мытья и чищения зубов, то через черный ход можно удрать на двор, а со двора - на речку. Там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети...)
Звук – Никита тихонько говорит сам с собой.
А могут эти строчки быть мечтой, образом, который Никита рисует в своем воображении? Какое настроение в этот момент у Никиты? Тогда, каким средством искусства кино мы можем их показать?
5. Итог урока, рефлексия
Слайд Давайте вернемся к цели и задачам сегодняшнего урока.
Удалось ли вам, составляя киносценарий почувствовать это настроение и увидеть утро глазами Никиты?
Не было ли у вас момента, когда вы представляли себя на месте Никиты?
Используя этот прием, мы открыли сегодня эту повесть. Этот прием, как ключик может помочь вам прочесть её главы или всю целиком.
А удалось ли Никите осуществить свои планы, вы покажете в следующих кадрах этой главы, над которыми поработаете дома самостоятельно.
Какое домашнее задание вам захотелось сегодня выполнить?
Слайд вариативное Д/з
Оценка учителя
Я хочу оценить работу ……..
Отметить выразительность чтения……
Аргументацию……
Продолжите предложение…..
Я благодарю съемочную группу за работу.
М.б здесь – Стоп. Снято!
Конспект
открытого урока
по чтению
проведённого
в 3 «Б» классе
Чучковской средней общеобразовательной школы
учителем Тамонкиной Натальей Пантелеевной.
2015г.
Тема. А.Н. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна».
Цель. Формирование умения подробного пересказа описания.
Задачи. 1. Учить работать с текстом.
2. Формировать умение подробного пересказа описания.
3. Выявить сходство поэтического и прозаического описания
Весенней природы.
4. Воспитывать интерес к творчеству А.Н. Толстого.
Оборудование. Портрет А.Н. Толстого; репродукции птиц, весны;
Детские рисунки; пьеса «Апрель»; запись пения птиц.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Психологический настрой.
Представьте себе, что вы удобно сели в кресло и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но вместо него на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение Ивана Бунина
Прошли дожди, апрель желтеет.
Всю ночь туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
Какие у вас появились желания? (высказывают своё мнение)
А у меня появилось желание проверить домашнее задание.
(3 человека)
III. Речевая разминка.
1. - Знаете ли вы, что в народе март называют «проталинком», апрель – «снегогоном», а май – «травнем».
Как вы думаете, почему?
Да, весна удивительное время года.
2. Мгновенное чтение
Апрельский весны
Скворец гонец
А) быстро прочитывают;
Б) называют слова по порядку;
В) объясняют смысл пословицы
Апрельский скворец – весны гонец.
Г) Прочитывают пословицу с разной интонацией:
С гневом
С радостью
Д) Назовите приметы весны.
Е) Хоровое чтение стихотворения В. Андреева «Весна»
Трещит весна по рекам.
В лесах и на полях,
Гуляет влажный ветер
По кронам на дубах.
Звенит капелью, светится
И манит на простор,
Ожил, развеселился
Огромный старый бор.
Летит на птичьих крыльях
И с каждым тёплым днём
Струится, серебрится,
Поёт в снегах ручьём.
IY. Сообщение темы урока.
Мы прочитали много стихов о весне, а сегодня будем читать прозаическое описание природы.
Y. Работа с произведением А. Толстого.
а) До чтения.
Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте заглавие.
Как вы думаете, о какой весне (ранней, поздней) пойдёт речь?
б) Чтение про себя: отметить сравнения, которые использовал автор.
Вопросы после чтения:
Описание какого дня мы уже читали у А. Толстого? (летнего
утра)
Что вы читали сейчас: описание всей весны или одного весеннего дня? (Сначала о приходе весны, потом автор описывает весеннее утро)
Какие картины представили, читая отрывок из повести?
Каких знакомых героев встретили?
Какие чувства они испытывают с приходом весны?
в) Чтение вслух по абзацам с попутным комментированием.
1 абзац
Что увидели?
Какие запахи почувствовали?
Как это-«стонали куры»?
2 абзац
Как вы понимаете «зелёными кочетками»?
Какую птицу захотелось услышать?
3 абзац
4 абзац
То ли вам слышится в куковании кукушки?
5 абзац
Как отнеслись обитатели сада к благословлению кукушки?
6 абзац
Какие звуки и запахи разбудили Никиту?
Какое настроение было у мальчика? Почему?
YI. Физкультминутка.
YII. Вопросы после чтения.
Какое настроение у вас вызывает наступление весны?
Каким настроением проникнуто описание весны у Алексея Толстого? Почему вы так думаете?
YIII. Рассказ о писателе.
Повесть «Детство Никиты» - автобиографическое произведение. Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Имя Никиты – это имя его сына. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чауса. Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…»
Мама Алексея Толстого старалась развивать у сына читательский талант. Может быть благодаря ей он и стал писателем.
IX. Самостоятельная работа в парах.
Выпишите из текста слова, которые передают краски, звуки, запахи.
X. Ответ на 1-й вопрос учебника.
О каких птицах говорится в отрывке Толстого? (картинки)
XI. Пересказ близкий к тексту (3 задание учебника)
XII. Итог урока.
В чём сходство прозаической и поэтической картины весны? (В выражении авторского настроения и средств его выражения: эпитеты, сравнения, олицетворения)
Какому стихотворению ближе по настроению, содержанию эта зарисовка А. Толстого?
Выставляю оценки за работу на уроке.
XIII. Домашнее задание.