Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза. Финальная сцена драмы А Островского «Гроза Островский гроза анализ последней сцены

Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы «Гроза» написано: «Декорация первого действия. Сумерки». Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором «гроза» не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична. Катерину погубили ее собственные понятия о добре и зле, ее мечты о полете остались мечтами, она не смогла вырваться из сумеречной реальности того времени. А жаль…

Катерина Кабанова романтична неукротимым стремлением к красоте, к свободе человеческих проявлений, органической ненавистью к произволу и насилию. Это она говорит: «Отчего люди не летают?. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

Ей, рвущейся к необыкновенному, и сны снятся чудесные: «Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху»…

Резко расходясь с нравственно-бытовыми представлениями мещанско-купеческой среды, не желая жить с нелюбимым и не уважаемым ею мужем, не смиряясь перед самодурной свекровью, она размышляет: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!., что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать; не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»

Перед Катериной было только два пути - неволя и могила. Ее ненависть к деспотизму и любовь к свободе чрезвычайно сильны, ее стихийный протест против всего, что гнетет человеческую личность, настолько действен, что она предпочитает неволе смерть. В то время в своей среде Катерина могла найти освобождение лишь в смерти. Н. А. Добролюбов пишет: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет?»

Пораженный смертью Катерины, против Кабанихи поднимает свой голос даже слабохарактерный, тишайший Тихон. Преодолевая свою покорность, он исступленно кричит: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…»

К сожалению, протест Катерины, ее гибель оказались напрасными. Жалкий бунт Тихона будет вскоре подавлен, это ясно, не зря Кабаниха обещает разобраться с ним дома. Борис, собственно, и сам просил у Бога быстрой смерти для Катерины - жалкое существо, недостойное такой высокой любви, раб дяди, обыденности, сумеречного мира. Кулигин, при всех своих ученых знаниях, тоже не борец, все, на что он способен, сарказм: «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!»

…Декорация первого действия. Сумерки.

Драма «Гроза» была написана Островским накануне революционной ситуации в России, в предгрозовую эпоху. В основе пьесы заключен конфликт непримиримых противоречий между отдельной личностью и окружающим обществом.

твом. Причина конфликта и всех

Несчастий – деньги, Деление общества на богатых и бедных. В пьесах Островского звучит протест против деспотизма, лжи, угнетения человека человеком. Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза». Борьба за человека за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которую Островский решает в пьесе «Гроза».

Как развивается основной конфликт драмы? Человек сильный, свободолюбивый попадает в чуждую ему среду, в семью, где душат личность. Трагедия Катерины заключается в том, что она чужда семье Кабановых: она воспитывалась в свободной атмосфере. Любимая дочь в семье. В семье Кабановых все строится на обмане, лжи. Нет искреннего уважения между членами семьи, все живут под страхом мамаши, под тупым подчинением.

Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы и любит ее, она очень искренне хочет любить, но кого?! Она хочет любить мужа, свекровь.

Может ли женщина проникнутая свободой, любовью к природе, с сердцем птицей смирится с насилием, ложью, которая царила в семье Кабановых.

Взаимные отношения самодурства и безгласности довели ее до трагических последствий.

Религия приносила поэзию Катерине, ведь книг она не читала, грамоты не знала, а черты народной мудрости, обличенной в религиозную форму, приносила ей церковь – это прекрасный мир народного искусства, фольклор, в который была погружена Катерина.Задыхаясь в доме Кабановых, тоскуя по воле, по любви, по истинно добрым человеческим отношениям, Катерина не мирится с неволей, в уме ее смутно, неясно рождается мысль о том, как бы уйти из опостылевшего дома. Но эти чувства надо подавить (она жена Тихона). Страшная борьба происходит в сердце молодой женщины. Мы ее видим в разгаре напряженной внутренней борьбы. Она полюбила глубоко и честно Бориса, но всячески пытается подавить в себе живое побуждающее чувство.

Она не хочет видеть любимого она страдает.

А гроза? Зачем говорится в первом действии о надвигающейся грозе? Это явление природы. Гроза душевная кажется ей греховной и страшной. Мир религиозных представлений противоречит тем живым чувствам, которые в ней просыпаются. Грех

Пугает Катерину.

Как же развивается конфликт в ее собственной душе?

На слова Катерины, что она не умеет обманывать! Варвара возражает: «У нас весь дом на этом держится». Но Катерина не принимает морали «темного царства». «…Не хочу я так!…Уж я буду лучше терпеть, пока терпится!». «А уж не стерпится,…так уж не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь.»

«Эх, Варя, ты не знаешь моего характера. Конечно, не дай Бог этому случится!» «И хочу я себя переломить, да не могу никак»…. «Нынче ночью меня опять враг смущал. Ведь я, было, из дому ушла». Происходит внутренняя борьба. Что сказывается в этой мучительной борьбе? Сила? Слабость? Себя переломить – это значит остаться верной женой человека, которого она не любит. (Да и не за что его любить.) Но рабой в доме Кабанихи быть не может женщина с сердцем вольной птицы.

абанихи быть не может женщина с сердцем вольной птицы. И ей кажется, что ее призыв к воле – искушение дьявола.

Наступает перелом: Катерина окончательно убеждается в том, что муж не стоит не только любви, но и уважения. И вот последняя вспышка напряженной внутренней борьбы. Сначала выбросить ключ: ведь в нем таится погибель (погибель духовная, она боится не домашних, а погубить свою душу.)

«Бросить его?! Нет, ни за что на свете!» Сцена свидания открывается народной протяжной песней, которая подчеркивает трагизм любви Катерины к Борису.

Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. «Зачем ты пришел, погубитель мой?» «Ты меня загубил!» Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя его сознательно идет на верную гибель. Сильный характер! Глубокое чувство! Завидное чувство! Так любить может далеко не всякий. Я убеждаюсь в необычайной духовной силе Катерины. «Нет, мне не жить!» В этом она уверена, но страх перед смертью ее не останавливает. Любовь сильнее этого страха! Любовь победила и те религиозные представления, которыми скована, была ее душа. «Ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда». «Ведь он камнем ляжет на душу» – говорит Катерина при встрече Борису, и признается ему, что ради любви «греха не побоялась». Любовь ее оказалась сильнее религиозных предрассудков.

Гроза, которая собирается в первом действии, здесь разразилась над бедной жертвой «темного царства». А борьба в душе Катерины еще не завершена. Но я уверен в том, что Катерина не безответная жертва, а человек с сильным, решительным характером, с живым вольнолюбивым сердцем птицы.

Не побоясь кары, она убежала из дому, чтобы простится с Борисом. Она не только не прячется, она во весь голос зовет любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, любовь моя!»… «Откликнись!»

Нет! Она не раба, она свободна. Хоть бы потому, что все потеряла, нечем ей больше дорожить, даже жизнью, во имя любви. «Для чего мне теперь жить?!»

В сцене с Борисом Катерина завидует ему: «Ты вольный казак». Но Катерина не знает, что Борис слабее Тихона, он скован страхом перед дядей. Он не достоин Катерины.

В финале совершается победа и над внутренним врагом: над темными религиозными представлениями. Катерина убеждена в своем праве на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама…», а так жить нельзя!» – размышляет она о самоубийстве. «Грех!» «Молится не будут? Кто любит, тот будет молится.»

Мысль о любви сильнее, чем страх перед Богом. Последние слова – обращенье к любимому: «Друг мой! Радость моя!

Прощай!»

Островский показал сложный трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак бьется со светом, взлеты сменяются падением. Раскрепощение перерастает в протест. А «самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». (Добролюбов.)

Драма А. Н. Островского «Гроза» вызвала оживленные споры критиков.
Наиболее известно расхождение Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева
по поводу характера главной героини. Добролюбов увидел
в Катерине сильную натуру, выражающую в крайней форме протест
против ложных отношений не только в семье, но и обществе. Главная
героиня воплощает, по мнению критика, всенародное недовольство
устаревшими порядками. Революционный пафос статьи
Добролюбова объясняется напряженной политической полемикой
перед отменой крепостного права. Писарев, напротив, доказывал,
что Катерине не хватает ни твердости характера, ни здравого смысла
и она является жертвой «темного царства». Попробуем составить
свое мнение о характере главной героини и причинах ее жизненной
трагедии, проанализировав финал пьесы.
Последнее действие представляет собой развязку событий после
кульминации - признания Катерины во время грозы. Главная героиня
всенародно покаялась в неверности мужу. Пятое действие начинается
с того, что Тихон жалуется Кулигину на последствия поступка
жены. События происходят, как в начале пьесы, на высоком берегу
Волги, в общественном саду. Снова подчеркивается контраст между
дивной красотой природы и «жестокими нравами» людей, а семейная
история Кабановых словно бы выносится на всенародный
суд. Обманутый Тихон не держит зла на жену, он готов ее простить,
но Кабаниха не позволяет ему и думать об этом. Кулигин замечает,
что Тихону пора бы «своим умом жить». Однако Тихон с детства
привык подчиняться матери, пассивный протест против ее власти
выливается у него в постоянное пьянство. Варвара терпела деспотизм
матери, пока имела хотя бы тайную свободу. Когда Кабаниха,
после признания Катерины, стала запирать дочь, Варвара сбежала
с Кудряшом. Тихон не испытывает ненависти к любовнику жены,
Борису Григорьевичу, который покорно собирается ехать по приказу
дяди на три года в Сибирь. Сознавшись в измене, Катерина оказалась
в невыносимой обстановке: Тихон и Борис Григорьевич слишком
слабохарактерны, чтобы поддержать ее и защитить от жестокой
Кабанихи. Именно мать Тихон считает главной виновницей несчастья
их семьи: «Она-то всему и причина». Если уже Варвара и Тихон
не хотят возвращаться домой, то что говорить о Катерине!
Главная героиня уходит из дома Кабановых, чтобы никогда больше
не возвращаться туда. Из ее монолога становится ясно, что Катерина
не хочет жить. Ее поддерживает лишь желание увидеть Бориса Григорьевича:
«Мне только проститься с ним, а там... а хоть умирать».
Происходит последняя встреча влюбленных. Катерина хватается
за соломинку: просит Бориса Григорьевича взять ее с собой. В ответ
она слышит: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду...» Борис
Григорьевич любит Катерину, мучается, глядя на ее страдания, но
сил для борьбы и протеста у него нет. Он даже желает Катерине
смерти как облегчения от страданий: «Только одного и надо у Бога
просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!»
Простившись с Борисом Григорьевичем, Катерина произносит
предсмертный монолог. Она повидала напоследок любимого человека,
слабая надежда на его поддержку исчезла, ничто больше не
удерживает Катерину в этом мире. Смерть кажется ей избавлением
от мук: «В могиле лучше...» Катерина знает, что самоубийство - грех,
но надеется на молитвы любящих ее людей. Гораздо больше переживала
главная героиня о своем грехе измены. Разразившаеся гроза
казалась ей божьей карой. Именно боязнь погибнуть не раскаявшись,
заставила Катерину прилюдно сознаться в своей неверности. О загробных
мучениях из-за самоубийства Катерина не думает. Жизнь ее
настолько невыносима, что большего наказания она представить не
может. Катерина даже боится, что ее найдут, силой вернут домой и
придется дальше влачить мучительное существование. Она бежит к
обрыву, чтобы броситься в Волгу.
Появляются горожане, разыскивающие Катерину. Кулигин и Тихон
волнуются, а Кабаниха продолжает упрекать «бесстыдницу»:
«Видишь, что она делает! Вот какое зелье! Как она характер-то свой
хочет выдержать!» Когда раздаются крики о бросившейся в воду
женщине, Тихон и Кабаниха сразу понимают, о ком идет речь. Но и здесь
Кабаниха не позволяет сыну бежать на помощь: «Из-за нее да себя
губить, стоит ли она того!» Для Кабанихи главное - исполнение старых
обычаев, основанных на страхе и покорности. Ей неведомы
живые чувства, способные заглушить разум. Проявить какую-то жалость
к падшей женщине - означает, по мнению Кабанихи, опозориться
перед людьми. Она угрожает рвущемуся к Катерине Тихону
проклятьем. Впрочем, он уже ничего не смог бы сделать. Люди выносят
тело погибшей Катерины, и Кулигин обращается к ее мучителям:
«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее
здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей,
который милосердней вас!» Только в этот момент Тихон не выдерживает:
он бросается к погибшей, рыдает перед ней и открыто обвиняет
мать: «Вы ее погубили!» Впервые Тихон решается на протест против
деспотизма Кабанихи, и она не верит своим ушам: «Аль себя не
помнишь! Забыл, с кем говоришь!» Кабаниха совсем не чувствует себя
побежденной и обещает непокорному сыну разобраться с ним дома.
Пьеса заканчивается восклицанием Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А
я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Итак, в финале произведения происходит трагическая развязка
событий. Главная героиня, несмотря на религиозность, решается на
страшный грех - самоубийство. Жизнь для нее настолько мучительна,
что она не страшится божьего наказания за грех. Главным мучителем
Катерины является Кабаниха, олицетворяющая «темное царство»
старых порядков. В этом «царстве» нет места живым чувствам. Люди,
окружающие Катерину, слишком слабы, чтобы поддерживать ее.
Однако поступки главной героини производят разрушительное действие
на прогнившие устои «темного царства»: убегают Варвара
с Кудряшом, бунтует против матери Тихон. Кабаниха чувствует, что
ее власти приходит конец. Катерина погибает, но не смиряется, и поэтому
ее характер можно назвать сильным.


Драма А. Н. Островского «Гроза» вызвала оживленные споры критиков.
Наиболее известно расхождение Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева
по поводу характера главной героини. Добролюбов увидел
в Катерине сильную натуру, выражающую в крайней форме протест
против ложных отношений не только в семье, но и обществе. Главная
героиня воплощает, по мнению критика, всенародное недовольство
устаревшими порядками. Революционный пафос статьи
Добролюбова объясняется напряженной политической полемикой
перед отменой крепостного права. Писарев, напротив, доказывал,
что Катерине не хватает ни твердости характера, ни здравого смысла
и она является жертвой «темного царства». Попробуем составить
свое мнение о характере главной героини и причинах ее жизненной
трагедии, проанализировав финал пьесы.
Последнее действие представляет собой развязку событий после
кульминации - признания Катерины во время грозы. Главная героиня
всенародно покаялась в неверности мужу. Пятое действие начинается
с того, что Тихон жалуется Кулигину на последствия поступка
жены. События происходят, как в начале пьесы, на высоком берегу
Волги, в общественном саду. Снова подчеркивается контраст между
дивной красотой природы и «жестокими нравами» людей, а семейная
история Кабановых словно бы выносится на всенародный
суд. Обманутый Тихон не держит зла на жену, он готов ее простить,
но Кабаниха не позволяет ему и думать об этом. Кулигин замечает,
что Тихону пора бы «своим умом жить». Однако Тихон с детства
привык подчиняться матери, пассивный протест против ее власти
выливается у него в постоянное пьянство. Варвара терпела деспотизм
матери, пока имела хотя бы тайную свободу. Когда Кабаниха,
после признания Катерины, стала запирать дочь, Варвара сбежала
с Кудряшом. Тихон не испытывает ненависти к любовнику жены,
Борису Григорьевичу, который покорно собирается ехать по приказу
дяди на три года в Сибирь. Сознавшись в измене, Катерина оказалась
в невыносимой обстановке: Тихон и Борис Григорьевич слишком
слабохарактерны, чтобы поддержать ее и защитить от жестокой
Кабанихи. Именно мать Тихон считает главной виновницей несчастья
их семьи: «Она-то всему и причина». Если уже Варвара и Тихон
не хотят возвращаться домой, то что говорить о Катерине!
Главная героиня уходит из дома Кабановых, чтобы никогда больше
не возвращаться туда. Из ее монолога становится ясно, что Катерина
не хочет жить. Ее поддерживает лишь желание увидеть Бориса Григорьевича:
«Мне только проститься с ним, а там... а хоть умирать».
Происходит последняя встреча влюбленных. Катерина хватается
за соломинку: просит Бориса Григорьевича взять ее с собой. В ответ
она слышит: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду...» Борис
Григорьевич любит Катерину, мучается, глядя на ее страдания, но
сил для борьбы и протеста у него нет. Он даже желает Катерине
смерти как облегчения от страданий: «Только одного и надо у Бога
просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!»
Простившись с Борисом Григорьевичем, Катерина произносит
предсмертный монолог. Она повидала напоследок любимого человека,
слабая надежда на его поддержку исчезла, ничто больше не
удерживает Катерину в этом мире. Смерть кажется ей избавлением
от мук: «В могиле лучше...» Катерина знает, что самоубийство - грех,
но надеется на молитвы любящих ее людей. Гораздо больше переживала
главная героиня о своем грехе измены. Разразившаеся гроза
казалась ей божьей карой. Именно боязнь погибнуть не раскаявшись,
заставила Катерину прилюдно сознаться в своей неверности. О загробных
мучениях из-за самоубийства Катерина не думает. Жизнь ее
настолько невыносима, что большего наказания она представить не
может. Катерина даже боится, что ее найдут, силой вернут домой и
придется дальше влачить мучительное существование. Она бежит к
обрыву, чтобы броситься в Волгу.
Появляются горожане, разыскивающие Катерину. Кулигин и Тихон
волнуются, а Кабаниха продолжает упрекать «бесстыдницу»:
«Видишь, что она делает! Вот какое зелье! Как она характер-то свой
хочет выдержать!» Когда раздаются крики о бросившейся в воду
женщине, Тихон и Кабаниха сразу понимают, о ком идет речь. Но и здесь
Кабаниха не позволяет сыну бежать на помощь: «Из-за нее да себя
губить, стоит ли она того!» Для Кабанихи главное - исполнение старых
обычаев, основанных на страхе и покорности. Ей неведомы
живые чувства, способные заглушить разум. Проявить какую-то жалость
к падшей женщине - означает, по мнению Кабанихи, опозориться
перед людьми. Она угрожает рвущемуся к Катерине Тихону
проклятьем. Впрочем, он уже ничего не смог бы сделать. Люди выносят
тело погибшей Катерины, и Кулигин обращается к ее мучителям:
«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее
здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей,
который милосердней вас!» Только в этот момент Тихон не выдерживает:
он бросается к погибшей, рыдает перед ней и открыто обвиняет
мать: «Вы ее погубили!» Впервые Тихон решается на протест против
деспотизма Кабанихи, и она не верит своим ушам: «Аль себя не
помнишь! Забыл, с кем говоришь!» Кабаниха совсем не чувствует себя
побежденной и обещает непокорному сыну разобраться с ним дома.
Пьеса заканчивается восклицанием Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А
я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
Итак, в финале произведения происходит трагическая развязка
событий. Главная героиня, несмотря на религиозность, решается на
страшный грех - самоубийство. Жизнь для нее настолько мучительна,
что она не страшится божьего наказания за грех. Главным мучителем
Катерины является Кабаниха, олицетворяющая «темное царство»
старых порядков. В этом «царстве» нет места живым чувствам. Люди,
окружающие Катерину, слишком слабы, чтобы поддерживать ее.
Однако поступки главной героини производят разрушительное действие
на прогнившие устои «темного царства»: убегают Варвара
с Кудряшом, бунтует против матери Тихон. Кабаниха чувствует, что
ее власти приходит конец. Катерина погибает, но не смиряется, и поэтому
ее характер можно назвать сильным.

Любовь выше солнца и звезд,
Она движет солнцем и звездами,
Но если это настоящая любовь.
Драма “Гроза” была написана Островским накануне революционной ситуации в России, в предгрозовую эпоху. В основе пьесы
Заключен конфликт непримиримых противоречий между отдельной личностью и окружающим обществом. Причина конфликта и всех
Несчастий – деньги, Деление общества на богатых и бедных. В пьесах Островского звучит протест против деспотизма, лжи,
Угнетения человека человеком.
Наибольшей силы этот протест достиг в

Драме “Гроза”.
Борьба за человека за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которую Островский
Решает в пьесе “Гроза”.
Как развивается основной конфликт драмы? Человек сильный, свободолюбивый попадает в чуждую ему среду, в семью,
Где душат личность.
Трагедия Катерины заключается в том, что она чужда семье Кабановых: она воспитывалась в свободной атмосфере.
Любимая дочь в семье. В семье Кабановых все строится на обмане, лжи. Нет искреннего уважения между членами семьи, все
Живут под страхом мамаши, под тупым подчинением.
Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы и любит ее, она очень искренне хочет любить, но
Кого?! Она хочет любить мужа, свекровь.
Может ли женщина проникнутая свободой, любовью к природе, с сердцем птицей смирится с насилием, ложью, которая
Царила в семье Кабановых.
Взаимные отношения самодурства и безгласности довели ее до трагических последствий.
Религия приносила поэзию Катерине, ведь книг она не читала, грамоты не знала, а черты народной мудрости,
Обличенной в религиозную форму, приносила ей церковь – это прекрасный мир народного искусства, фольклор, в который была
Погружена Катерина.
Но эти чувства надо
Подавить (она жена Тихона). Страшная борьба происходит в сердце молодой женщины. Мы ее видим в разгаре напряженной
Внутренней борьбы. Она полюбила глубоко и честно Бориса, но всячески пытается подавить в себе живое побуждающее чувство.
Она не хочет видеть любимого она страдает.
А гроза? Зачем говорится в первом действии о надвигающейся грозе? Это явление природы. Гроза душевная кажется
Ей греховной и страшной. Мир религиозных представлений противоречит тем живым чувствам, которые в ней просыпаются. Грех
Пугает Катерину.
Как же развивается конфликт в ее собственной душе?
На слова Катерины, что она не умеет обманывать! Варвара возражает: “У нас весь дом на этом держится”. Но
Катерина не принимает морали “темного царства”. “.Не хочу я так!.Уж я буду лучше терпеть, пока терпится!”. “А уж не
Стерпится,.так уж не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану,
Хоть ты меня режь.”
“Эх, Варя, ты не знаешь моего характера. Конечно, не дай Бог этому случится!” “И хочу я себя переломить, да не
Могу никак”. “Нынче ночью меня опять враг смущал. Ведь я, было, из дому ушла”. Происходит внутренняя борьба. Что
Сказывается в этой мучительной борьбе? Сила? Слабость? Себя переломить – это значит остаться верной женой человека,
Которого она не любит. (Да и не за что его любить.) Но рабой в доме Кабанихи быть не может женщина с сердцем вольной
Птицы. И ей кажется, что ее призыв к воле – искушение дьявола.
Наступает перелом: Катерина окончательно убеждается в том, что муж не стоит не только любви, но и уважения. И
Вот последняя вспышка напряженной внутренней борьбы. Сначала выбросить ключ: ведь в нем таится погибель (погибель
Духовная, она боится не домашних, а погубить свою душу.
Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. “Зачем ты пришел, погубитель мой?” “Ты меня загубил!” Каким
Же сильным должно быть ее чувство, если она во имя его сознательно идет на верную гибель. Сильный характер! Глубокое
Чувство! Завидное чувство! Так любить может далеко не всякий. Я убеждаюсь в необычайной духовной силе Катерины. “Нет,
Мне не жить!” В этом она уверена, но страх перед смертью ее не останавливает. Любовь сильнее этого страха! Любовь
Победила и те религиозные представления, которыми скована, была ее душа. “Ведь мне не замолить этого греха, не замолить
Никогда”. “Ведь он камнем ляжет на душу” – говорит Катерина при встрече Борису, и признается ему, что ради любви “греха
Не побоялась”. Любовь ее оказалась сильнее религиозных предрассудков.
Гроза, которая собирается в первом действии, здесь разразилась над бедной жертвой “темного царства”. А борьба в
Душе Катерины еще не завершена. Но я уверен в том, что Катерина не безответная жертва, а человек с сильным, решительным
Характером, с живым вольнолюбивым сердцем птицы.
Не побоясь кары, она убежала из дому, чтобы простится с Борисом. Она не только не прячется, она во весь голос
Зовет любимого: “Радость моя, жизнь моя, душа моя, любовь моя!”. “Откликнись!”
Нет! Она не раба, она свободна. Хоть бы потому, что все потеряла, нечем ей больше дорожить, даже жизнью, во имя
Любви. “Для чего мне теперь жить?!”
В сцене с Борисом Катерина завидует ему: “Ты вольный казак”. Но Катерина не знает, что Борис слабее Тихона, он
Скован страхом перед дядей. Он не достоин Катерины.
В финале совершается победа и над внутренним врагом: над темными религиозными представлениями.
“Все равно, что смерть придет, что сама.”, а так жить
Нельзя!” – размышляет она о самоубийстве. “Грех!” “Молится не будут? Кто любит, тот будет молится.”
Мысль о любви сильнее, чем страх перед Богом. Последние слова – обращенье к любимому: “Друг мой! Радость моя!
Прощай!”
Островский показал сложный трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак бьется со светом,
Взлеты сменяются падением. Раскрепощение перерастает в протест. А “самый сильный протест бывает тот, который
Поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых”. (Добролюбов.)

  1. ПОДХАЛЮЗИН – центральный персонаж комедии А. Н.Островского “Свои люди – сочтемся” (1849). В наименовании героя Островский играет мягкими “л” и скользящими “з” (Лазарь Елизарыч Подхалюзин), намекая на зерно образа пройдохи-приказчика...
  2. В связи с 35-летием деятельности Островского Гончаров писал ему: “Вы один построили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с...
  3. ЖАДОВ – герой комедии А. Н.Островского “Доходное место” (1856). Молодой человек, недавний выпускник университета, Ж. является к дядюшке, высокопоставленному чиновнику, пылким обличителем чиновничьих нравов. Нетерпимость Ж., его резкость и иепочтитель-ность...
  4. Драма “Бесприданница” была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось “темное царство”- быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних,...
  5. Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам....
  6. А. Н. Островский вошел в литературу как писатель непривилегированных слоев общества, герои из дворянской среды появлялись в его произведениях лишь эпизодически. В 60-е годы попытка освоения образа дворянского героя завершилась...
  7. Паратов Сергей Сергеевич – “блестящий барин, из судохозяев, лет за 30”. П. – шикарный прожигатель жизни, эффектный и красивый мужчина, который в финале пьесы окажется обычным искателем приданого богатых купчих....
  8. Драма “Бесприданница” была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось “темное царство” – быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет...
  9. Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях...
  10. Островский написал замечательную пьесу “Бесприданница”. В ней описывается жизнь одной прекрасной, юной и красивой девушки – Ларисы Дмитриевны Огудаловой, которая оказалась жертвой неудачных обстоятельств. “Бесприданница” схожа по смыслу с драмой...
  11. Александр Николаевич Островский в – своем творчестве стремился совместить остроту противоречий взглядов и стремлений с широтой осмысления жизненных процессов и проблем. Этому служила необычная композиция пьес Островского, которая допускала появление...
  12. Че-ло-век! Надо уважать Человека! А. М. Горький “Бесприданница” – одна из лучших пьес А. Н. Островского. Она постоянно идет на сцене, дважды экранизирована. Современного читателя и зрителя в этой драме...
  13. Ни для кого не секрет, что драма великого русского драматурга Александра Николаевича Островского является одной из вершин не только отечественной, но и Мировой литературы, и пожалуй, одним из центральных произведений...
  14. В характере Липочки также комически соединяются самодовольство и духовная отсталость. Она считает себя барышней, получившей “воспитание”, но с холодным, грубым пренебрежением относится к прислуге, приказчикам и даже к матери. Особенно...
  15. Всех героев и героинь А. Н. Островского можно подразделить на имеющих власть над другими и бесправных. В поздних пьесах Островского первые приобретают черты “самодурства”, а вторые становятся жертвами этих “самодуров”....Главной героиней пьесы А. Н. Островского “Бесприданница” является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет “небольшое состояние”, давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех...
  16. Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как “Очарованный странник” Н. С. Лескова, “Кому на Руси жить хорошо” Н. А....
  17. Женский образ, его противоречивость и истинная красота всегда привлекали писателей-драматур – гов. Одной из основных черт русской литературы является внимание к женским образам, а зачастую и выведение женского образа как...

Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза»

Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого жизнь ее становиться настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.

Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и купцы – самодуры, И почетные матери семейств – блюстительницы местных нравов, и странницы – богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа, и доморощенные ученые – прожектеры. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства».

«Темное царство» составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. «Ханжа, - говорит о Кабановой Кулигин, - нищих оделяет, а домашних заела совсем…» И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома, в быту. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властью матери, живет одним только нехитрым желанием – вырваться, пусть и ненадолго, из дома, ощутить себя вольным человеком. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличии от Тихона, она обладает более твердым характером и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не подчиняться матери.

Последняя сцена драмы является кульминацией произведения, в которой противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами максимально обострено. Не имеющие ни богатства, ни высокого социального статуса «жертвы» осмеливаются бросить вызов царящим в городе бесчеловечным порядкам.

Действие начинается тем, что домой возвращается Тихон и узнает об измене жены. Он, как сам признается Кулигину, готов простить Катерину, но одновременно понимает, что мать не позволит ему этого сделать. Воли противостоять Кабановой у Тихона нет. И хотя он побил Катерину, ему ее жалко.

Смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться. Противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами достигает наивысшей точки именно в последней сцене, над телом мертвой Катерины. Кулигин, который раньше предпочитал не связываться ни с Диким, ни с Кабанихой, бросает в лицо последней: «Тело ее здесь, …а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас»! Тихон, совершенно забитый и задавленный властной матерью, также поднимает голос протеста: «Маменька, вы ее погубили». Однако Кабанова быстро подавляет «бунт», обещая сыну «поговорить» с ним дома.

Протест Катерины не мог быть действенным, так как голос ее был одинок и никто из окружения героини, из тех, кого также можно отнести к «жертвам» «темного царства», был не в силах не только ее поддержать, но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающего мириться с законами, навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.

Итак, в последней сцене драмы с особой силой отразилось противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами. Обвинения, которые бросают Кулигин и Тихон в лицо тем, кто «правит бал» в городе Калинове, показывают наметившийся в обществе сдвиг, нарождающееся желание молодых людей жить в соответствии со своей совестью, а не с ханжеской, лицемерной моралью «отцов».

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

Похожие работы:

  • Шпора на экзамен в 2002 году

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» , б) Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского

  • Комплекты тем сочинения для проведения письменного, экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений 2001/02 учебный год

    Реферат >> Литература и русский язык

    Одно». («Вечные» темы в лирике Б.Пастернака.)3. а) Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза» , б) Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Бесприданница».4. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется...

  • Мир и личность в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

    Реферат >> Литература и русский язык

    Пьесе А.Н Островского (1823-1886) "Гроза" . Но в этой драме Островский придает проблеме... логике, не на анализе , не на... интересна в этом отношении финальная реплика Кулигина в его... предназначенные для исполнения на сцене . Трагедия - драматическое произведение...

  • Драма «Пучина» и ее место в драматургии А.Н.Островского

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Терпение. Сцена III В рукописи третью сцену “Пучины” А.Н.Островский начинает... вносит изменение в финальный монолог Кисельникова, ... работы над анализом рукописи драмы А.Н.Островского “Пучина” ... художественном плане «Пучина» слабее драмы «Гроза» , к примеру. Ну а...

  • Реализм пьес А.Н. Островского

    Реферат >> Литература и русский язык

    В финальных сценах и картинах. В драматических произведениях Островского можно наблюдать... картины (например, сцены грозы в комедии “Шутник” и в драме Гроза ”) и повторяющиеся... финалах продолжался глубокий социально-психологический анализ жизни; в финалах, ...