Анализ гамлет. Сюжет, значение и композиция произведения "гамлет" шекспира. Жанр и направление

  • Категория: Подготовка к ГИА

Время и история создания

Пьеса Уильяма Шекспира в пяти актах «Трагическая история о Гамлете, принце датском» или просто «Гамлет» написана в 1600-1601 годах.

Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Амлетус, запи­санной датским летописцем Саксоном Грамматиком, и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца. Сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида о принце Гамлете.

Перед замком в Эльсиноре появляются офицеры, несущие стражу. К ним позднее присоединяется Горацио, друг Гамлета, принца Датского. Он пришел удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королем, недавно умершим. В полночь грозный призрак появляется. Горацио рассказывает о ночном видении принцу Гамлету. Скорбь Гамлета усугубляет то, что мать вскоре после смерти отца вышла замуж за его брата. Она, «баш­маков не износив, в которых шла за гробом», бросилась в объятия человека недостойного.

Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии: когда король мирно отдыхал в саду, его брат влил ему в ухо смертельный сок белены. Призрак про­сит Гамлета отомстить за него.

Гамлет клянется отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения. С этой минуты его жизнь переворачивается: он должен «соединить суставы вывихнутого века».

Вельможа Полоний отправляет своего сына Лаэрта на учебу в Париж. Тот дает свои братские наставления сестре Офелии, остерегает ее от любви Гамлета. Отец также запрещает ей проводить время с Гамлетом. Офелия рассказывает от­цу, что Гамлет как будто не в себе. Полоний решает, что он «безумен от любви».

Король обеспокоен поведением Гамлета. Он просит Розенкранца и Гильде- стерна, друзей Гамлета, выведать у принца его тайну. Они безуспешно пытаются выведать тайну принца: он понимает, что они подосланы королем.

Приехали актеры, столичные трагики, и Гамлету приходит в голову мысль использовать актеров, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается, что они будут играть пьесу о гибели Приама, в которую он вставит два-три стиха своего сочинения.

Король расспрашивает Розенкранца и Гильдестерна об успехе их миссии. Они признаются: «Расспрашивать себя он не дает и с хитростью безумства усколь­зает...»

Гамлет размышляет о том, как ему поступить. Он произносит монолог: «Быть или не быть...». Один из вопросов, который он пытается разрешить: почему мы так держимся за жизнь, в которой «глумленье века, гнет сильного, насмешка гордеца»? И сам отвечает:

Страх чего-то после смерти - Безвестный край, откуда нет возврата Земным скитальцам - смущает волю.

Полоний подсылает Офелию к Гамлету. Гамлет понимает, что их подслуши­вают и что Офелия служит орудием в игре короля и отца. Он разыгрывает роль сумасшедшего, дает ей совет идти в монастырь.

Начинается представление. Гамлет по ходу пьесы ее комментирует. Во вре­мя сцены убийства король не может пересилить своих чувств: он разоблачен. Начинается переполох. Игру актеров прекращают. Гамлет и Горацио убеждены в преступлении короля - он выдал себя с головой.

Полоний зовет Гамлета к матери - королеве. Короля терзает нечистая со­весть. Но он уже совершил преступление, «грудь его чернее смерти». Он встает на колени, молится. Гамлет, идя в покои матери, видит молящегося короля, но не хочет убивать его во время молитвы.

Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью. Королева страдает от упреков сына. Полоний обнаруживает себя за ковром, Гамлет с криком «Крыса, крыса», пронзает его шпагой, думая, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде:

Ты мне глаза направил прямо в душу, И в ней я вижу столько черных пятен, Что их ничем не вывести...

Появляется призрак, который требует пощадить королеву.

Король решает немедленно отправить Гамлета в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которым будет вручено тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета.

Узнав о гибели отца, из Парижа возвращается Лаэрт. Офелия под бременем горя сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Король направляет гнев Лаэрта на Гамлета. Гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своем возвращении.

Король предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта предлагает смазать смер­тельным ядом. Тот согласен.

Сообщают о гибели Офелии: она «старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, она упала в рыдающий поток».

Сцена на кладбище. Двое могильщиков роют могилу. Появляются Гамлет и Горацио. Гамлет рассуждает: «Александр умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и по­чему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?»

Приближается похоронная процессия. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в мо­гилу и просит закопать его вместе с сестрой, фальшивой ноты не выносит Гам­лет. Между ними возникает конфликт. Гамлет говорит:

Ее любил я; сорок тысяч братьев всем множеством своей любви со мною не уравнялись бы.

Король их разнимает. Его не устраивает непредсказуемый поединок. Гам­лет рассказывает Горацио, что ему удалось прочесть письмо короля, в котором содержалась просьба немедленно казнить Гамлета. Он подменил письмо, в ко­тором написал: «Подателей немедля умертвить» - Розенкранц и Гильдестерн плывут навстречу своей гибели.

Гамлет готов к мщению.

Приближенный короля сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок. Перед по­единком он просит извинения у Лаэрта.

Король ставит кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот за­хочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет ранит Лаэрта. Королева выпивает отравленное вино за победу Гамлета. Король не успевает ее остановить. Королева умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, - питье! Я отравилась». Лаэрт, умирая, признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен...»

Гамлет отравленным клинком поражает короля. И умирает сам. Горацио хо­чет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем. Но умирающий Гамлет просит:

Дыши в суровом мире, чтоб мою Поведать повесть.

Горацио сообщает Фортинбрасу и английским послам о произошедшей тра­гедии.

Поэтика, композиция, идея

Жанр произведения - высокая трагедия.

В произведении изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий вступает в конфликт с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает тяжелые мучения и неизбежно гибнет. Действие трагедии отражает исторические, социальные конфликты, охватывает многие явления жизни. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит кон­цепция самодостаточности человека.

«Гамлет, принц Датский» - не просто история мести сына за убийство отца, а трагедия постепенного осознания степени зла, лживости, дисгармонии и не­свободы в мире и понимание героем тяжести взятого на себя бремени.

Шекспир изобразил исключительное злодейство - брат убил брата. Гамлет воспринимает этот факт как одно из выражений того, что зло стало повсемест­ным и пустило глубокие корни в обществе. Он говорит Полонию: «Быть чест­ным при том, каков этот мир, - это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч».

Изображение главного героя произведения психологично. Это сильный и про­тиворечивый образ. В его решении можно увидеть принципы реализма эпохи Возрождения. Гамлет - сын своего века, провозгласивший идеи свободы. Он человек нового времени, его сила и оружие - мысль, она же источник его несчастий. Гамлет по натуре мечтатель и философ, гуманный человек, но по жиз­ненному назначению - мститель, окруженный врагами. Трагедия этого героя в том, что он увидел ужасные стороны жизни - коварство, измену и убий­ство. Гамлет утратил веру в людей, в любовь, а жизнь потеряла для него цен­ность. Притворяться и приспосабливаться к миру зла он не мог, а как бороться и победить его, он не знал. Отчаяние приводит его к необходимости действовать. Перед героем - трагический выбор. Гамлет должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним.

На наших глазах он убивает Полония, отправляет на верную смерть Розен- кранца и Гильденстерна, побеждает в поединке Лаэрта и убивает Клавдия. Кос­венно Гамлет является виновником безумия и смерти Офелии.

Но все же наиболее трагичны в этом не внешние события, а душевные пере­живания героя. Гамлет раздираем мучительнейшими противоречиями. Он вы­нужден утверждать добро, пользуясь оружием зла. Он страдает муками всего человечества. Гамлет - совесть своего века и всякого другого века, когда про­тиворечия жизни становятся невыносимы.

Мучительные колебания Гамлета - высшая точка трагедии. Шекспир пока­зывает, что трагична не только действительность, в которой так могущественно зло, но трагично и то, что эта действительность может привести прекрасного человека, каким является Гамлет, в почти безысходное состояние.

Бессмертие трагедии Шекспира «Гамлет» в том, что вопросы жизни и смер­ти, чести и справедливости - это вопросы вне времени. С одной стороны, его персонажи мыслят и чувствуют соответственно тому времени, в котором живут, но они отчаянно пытаются вырваться из темницы собственных ограничений. Они желают быть выше обстоятельств и условий. В этой пьесе Шекспира ярко отразились принципы гуманизма эпохи Возрождения.

Вступление шекспир персонаж фабула гамлет

Трагедия «Гамлет - принц Датский» была написана Уильямом Шекспиром в 1600- 1601 гг. В те же годы эту пьесу поставили в театре «Глобус». Пьеса состоит из пяти актов, она является самой длинной пьесой написанной Шекспиром. Трагедия основана на легенде о принце Датском, где принц ищет отмщения за смерть своего отца. Пьеса актуальна и по сей день, такое может произойти, в любой стране в любое время, в книге «Мой друг Сергей Довлатов». Студент вернулся домой по окончанию института, а отец умер при странных обстоятельствах, и мать живет с его братом.

Я выбрала эту пьесу не только из-за любви к Уильяму Шекспиру. А потому что это одно из величайших произведений автора, хоть оно и замылено в современности, уже сняты фильмы, поставлены пьесы в театрах, со своими дополнениями и доработками. Мнения людей о данном произведении расходятся. Поэтому я решила, разобрать эту пьесу и возможно увидеть, то чего не напишут и не скажут другие. Выразить свое мнение. До разбора этой пьесы у меня было одно мнение, субъективное, обывательское, сейчас имея хоть какие-то навыки, я посмотрела на трагедию с другой стороны. И вот, что у меня получилось.

Пьеса «Гамлет - принц Датский» состоит из пяти актов; действие происходит в Эльсиноре.

Краткий пересказ фабулы:

Гамлет не может смириться со смертью отца, он считает, что смерть отца была не случайной, а произошло злонамеренное убийство. Позже Гамлет встречает призрак отца, который рассказывает о цареубийстве и тут Гамлет тоже сомневается в правдивости слов призрака. Прикрываясь маской безумия, Гамлет находит способ удостовериться в том, что поведал ему призрак отца. Гамлет хочет восстановить справедливость, то есть отомстить. И ведет за собой череду трагических событий, практически все погибают.

Здесь мы видим несколько параллельных фабульных линий: убийство отца Гамлета и месть Гамлета, смерть Полония и месть Лаэрта, любовная линия Офелии, линия Фортинбраса, развитие эпизода с актерами, поездка Гамлета в Англию. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что фабула сложно - сплетенная (многоуровневая).

Перипетия. Первая перипетия, а вернее драматическая ситуация. Это появление призрака и разговор с Гамлетом. В разговоре Гамлет узнает о цареубийстве, призрак требует отмщения. Гамлет заражается идеей мести за своего отца. Гамлет надевает маску безумия для того, что бы удостовериться в правоте слов призрака. У Гамлета меняется внутреннее состояние, его идеалы рухнули. Для того, что бы удостовериться в правдивости слов призрака, Гамлет просит, приехавших актеров сыграть сценку, так называемую сцену «мышеловки». Благодаря этой сцене, Гамлет находит подтверждение в словах призрака, ведь Клавдий присутствовал при выступлении актеров и не смог скрыть своих эмоций и не дожидаясь конца представления, удалился в свои покои. Далее Гамлету выпадает шанс, убить Клавдия во время его молитвы, но Гамлет не позволил себе убить из-за спины, так как Гамлет не стал уподобляться убийце своего отца. Гамлет направляется к матери, что бы раскрыть тайну об убийстве отца. В этой сцене присутствует перипетия, после которой ход действия достигает высшей точки, после чего действие развивается стремительно. Это убийство Полония. Гамлет находясь в покоях Королевы, понимает, что их подслушивают. Гамлет думает, что это спрятался Клавдий за ковром. Гамлет не долго думая со словами - “ Крыса!”- протыкает шпагой ковер. Полоний падает и умирает. Гамлет ошибся и произнес - “Несчастья начались, готовьтесь к новым!”.

Роль узнаваний в пьесе велика. Первое узнавание это встреча с призраком, второе узнавание заключается в сцене с “мышеловкой”, далее следует роковое узнавание - убийство Полония, после этого Гамлета отправляют в Англию где его должны казнить, это он узнает из письма которое, Клавдий вручил Розенкранцу и Гильденстерну. Гамлет спасается бегством в момент, когда на их корабль напали. По возвращению, Гамлет узнает о смерти Офелии, в этом моменте, Гамлет уже ослабил свой пыл к мести.

В пьесе существует несколько конфликтов, но я выбрала один, самый главный, который проходит через всю пьесу. Это внутренний конфликт Гамлет жаждет мести, но для него месть -- не просто убийство. Его волнуют судьбы века, смысл жизни. Главный вопрос: быть или не быть? Быть - для него значит мыслить, верить в человека, действовать в согласии со своими убеждениями, то есть быть на стороне добра. Не быть - это умереть. Но такое решение Гамлет отвергает.

Гамлет жаждет не столько смерти Клавдия, сколько его разоблачения. Гамлет обязан исполнить свой долг, то есть отомстить. Все это приводит его к внутреннему конфликту с самим собой.

Конфликт исчерпывает себя, когда Гамлет возвращается. Это прослеживается в сцене на кладбище. Когда Гамлет берет в руки череп Йорика и задается вопросом “ Быть или не быть?”. Монолог «Быть иль не быть» -- высшая точка раздумий и сомнений героя. Суть в том, остановился ли Гамлет на этих размышлениях или они -- переходная ступень к дальнейшему? Действие пьесы со всей ясностью показывает, что, как ни важен монолог, как ни глубок он мыслями, на нем духовное развитие Гамлета не остановилось. Хотя и важный, но это всего лишь момент. Да, он приоткрывает нам душу героя, которому непомерно тяжело в мире лжи, зла, обмана, злодейства, но который тем не менее не утратил способности к действию.

Исходная коллизия заключается в том, что в стране военное положение, войско Фонтибрасса идет на Данию, что бы установить свой закон. Получается, что Гамлет безумен и не может возглавить войско, страна остается беззащитной.

Завязку составляют все пять сцен первого действия, и ясно, что моментом наивысшего возбуждения является встреча Гамлета с Призраком. Когда Гамлет узнает тайну смерти своего отца и на него возлагается задача мести, тогда четко определяется завязка трагедии.

Начиная с первой сцены второго акта происходит развитие действия, вытекающее из завязки: странное поведение Гамлета, вызывающее опасения короля, огорчение Офелии, недоумение остальных. Король предпринимает меры, чтобы узнать причину необычного поведения Гамлета. Эту часть действия можно определить как усложнение, «повышение», одним словом, развитие драматического конфликта.

Во вторую стадию действия входит монолог «Быть иль не быть?», и беседа Гамлета с Офелией, и представление «мышеловки». Поворотным моментом является третья сцена третьего акта, когда все это уже свершилось и король решает избавиться от Гамлета. Не слишком ли этого много для кульминационного пункта? Конечно, можно ограничиться одним, например разоблачением короля: король догадывается, что Гамлет знает его тайну, и -- отсюда следует все дальнейшее. Гамлет обрел, наконец, уверенность, что имеет основания для действия, но одновременно он выдал и свою тайну. Его попытка действовать привела к тому, что он убил не того, кого хотел. Прежде чем он успеет нанести новый удар, его отправят в Англию.

Уже сказано, что трагедия раскрывает в ходе действия взаимоотношения между всеми главными персонажами: Гамлет - Клавдий, Гамлет -королева, Гамлет - Офелия, Гамлет - Полоний, Гамлет - Лаэрт, Гамлет - Горацио, Гамлет -Фортинбрас, Гамлет - Розенкранц и Гильденстерн; Клавдий - Гертруда, Клавдий - Полоний, Клавдий - Розенкранц и Гильденстерн, Клавдий -Лаэрт; Королева -Офелия; Полоний - Офелия, Полоний - Лаэрт; Лаэрт - Офелия.

Гамлет - человек философской мысли. Способность к раздумьям задерживает его действия в борьбе. События, которые происходят при дворе, приводят Гамлета к обобщающим выводам относительно человека и мире вообще. Если в мире возможно такое зло, если в нем гибнут честность, любовь, дружба, достоинство человека. Гамлет отличается благородством. Он способен на большую и верную дружбу. Людей же он ценит за личные качества, а не за положение, которое они занимают. Единым его близким другом оказывается студент Горацио. Гамлета любит народ, о чем с тревогой говорит король.

Полоний - изворотливый царедворец с личиной мудреца. Интриги, лицемерие, хитрость стали нормой его поведения во дворце и собственном доме. Все у него подчинено расчету. Недоверие к людям распространяется у него даже на собственных детей. Слугу он посылает шпионить за сыном, дочь Офелию делает пособницей в слежке за Гамлетом, нимало не тревожась о том, как ранит этим ее душу и как унижает ее достоинство. Ему никогда не понять искреннего чувства Гамлета к Офелии, и он губит его своим пошлым вмешательством.

Гертруда - слабовольная, хотя и неглупая женщина. За величавостью и внешним обаянием не сразу определишь, что в королеве нет ни супружеской верности, ни материнской чуткости. Хлесткие, откровенные упреки Гамлета, адресованные королеве-матери, справедливы. И хотя в конце трагедии ее отношение к Гамлету теплеет, случайная гибель королевы не вызывает сочувствия у читателей, так как они видят в ней косвенную пособницу Клавдия, которая сама оказалась невольной жертвой его очередного злодеяния.Затем, подчиняясь отцу, покорно помогает осуществить «эксперимент» над якобы безумным принцем, чем глубоко ранит его чувство и вызывает неуважение к себе.

Лаэрт - прямолинеен, энергичен, смел, по-своему нежно любит сестру, желает ей добра и счастья. Но судя по тому, как, тяготясь домашней опекой, Лаэрт стремится покинуть Эльсинор, трудно поверить, что он очень привязан к отцу. Однако услышав о его гибели, Лаэрт готов казнить виновного, будь это сам король, которому он принес присягу верности. Его не интересует, при каких обстоятельствах погиб отец, и был ли он прав или неправ. Главное для него - отомстить. Зритель понимает состояние Лаэрта-сына, но до того момента, пока тот не вступает в сговор с королем, и совершенно не приемлет Лаэрта, когда он выходит на состязание с принцем, имея отравленное оружие: Лаэрт пренебрег рыцарской честью, достоинствэм и великодушием, ведь перед состязанием Гамлет объяснился с ним и Лаэрт протянул ему руку. Только близость собственной смерти, сознание того, что сам он оказался жертвой коварства Клавдия, заставляет его сказать правду.

В образе Клавдия запечатлен тип кровавого монарха узурпатора, столь ненавистный гуманистам. Сохраняя маску добропорядочного человека, заботливого правителя, нежного супруга, этот «улыбчивый подлец» не связывает себя никакими моральными нормами. Нарушает клятву, совращает королеву, убивает брата, осуществляет коварные замыслы против законного наследника. При дворе он возрождает старые феодальные обычаи, потворствует шпионажу, доносам. Клавдий проницателен и осторожен: он ловко предотвращает поход Фортинбраса на Данию, быстро гасит гнев Лаэрта, превращая его в орудие расправы с Гамлетом.

Заключение

«Гамлет» привлекает многие поколения людей. Меняется жизнь, возникают новые интересы и понятия, а каждое новое поколение находит в трагедии нечто близкое себе. Сила трагедии подтверждается не только ее популярностью у читателей, но и тем, что вот уже почти четыре столетия она занимает одно из первых, если не самое первое место в репертуаре театров стран запада, а теперь завоевывает и сцены театров других культур. Постановки трагедии неизменно привлекают зрителей. Популярности «Гамлета» в последние десятилетия много способствовала экранизация его в кино и показы па телевидении. Особенно широкое признание получили два фильма: один в постановке английского актера Лоренса Оливье, другой созданный советским режиссером Григорием Козинцевым. Чтобы понимать Гамлета и сочувствовать ему, не нужно оказаться в его жизненной ситуации - узнать, что отец злодейски убит, а мать изменила памяти мужа и вышла за другого. Конечно, те, чья судьба хотя бы отчасти подобна гамлетовской, более живо и остро почувствуют все, что испытывает герой. Но даже при несходстве жизненных ситуаций Гамлет оказывается близким читателям, особенно если они обладают духовными качествами, подобными тем, которые присущи Гамлету, склонностью вглядываться в себя, погружаться в свой внутренний мир, болезненно остро воспринимать несправедливость и зло, чувствовать чужую боль и страдание как свои собственные.

Список используемой литературы

1. “Гамлет- принц Датский: Трагедия ”/ Пер. с англ. Б. Пастернак. - СПб.

Издат. Азбука 2012 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Курсовая работа

по предмету: Мастерство кинодраматурга

Выполнила:

Снегирева М.В.

Санкт-Петербург 2013

Вступление шекспир персонаж фабула гамлет

Трагедия «Гамлет - принц Датский» была написана Уильямом Шекспиром в 1600- 1601 гг. В те же годы эту пьесу поставили в театре «Глобус». Пьеса состоит из пяти актов, она является самой длинной пьесой написанной Шекспиром. Трагедия основана на легенде о принце Датском, где принц ищет отмщения за смерть своего отца. Пьеса актуальна и по сей день, такое может произойти, в любой стране в любое время, в книге «Мой друг Сергей Довлатов». Студент вернулся домой по окончанию института, а отец умер при странных обстоятельствах, и мать живет с его братом.

Я выбрала эту пьесу не только из-за любви к Уильяму Шекспиру. А потому что это одно из величайших произведений автора, хоть оно и замылено в современности, уже сняты фильмы, поставлены пьесы в театрах, со своими дополнениями и доработками. Мнения людей о данном произведении расходятся. Поэтому я решила, разобрать эту пьесу и возможно увидеть, то чего не напишут и не скажут другие. Выразить свое мнение. До разбора этой пьесы у меня было одно мнение, субъективное, обывательское, сейчас имея хоть какие-то навыки, я посмотрела на трагедию с другой стороны. И вот, что у меня получилось.

Пьеса «Гамлет - принц Датский» состоит из пяти актов; действие происходит в Эльсиноре.

Краткий пересказ фабулы:

Гамлет не может смириться со смертью отца, он считает, что смерть отца была не случайной, а произошло злонамеренное убийство. Позже Гамлет встречает призрак отца, который рассказывает о цареубийстве и тут Гамлет тоже сомневается в правдивости слов призрака. Прикрываясь маской безумия, Гамлет находит способ удостовериться в том, что поведал ему призрак отца. Гамлет хочет восстановить справедливость, то есть отомстить. И ведет за собой череду трагических событий, практически все погибают.

Здесь мы видим несколько параллельных фабульных линий: убийство отца Гамлета и месть Гамлета, смерть Полония и месть Лаэрта, любовная линия Офелии, линия Фортинбраса, развитие эпизода с актерами, поездка Гамлета в Англию. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что фабула сложно - сплетенная (многоуровневая).

Перипетия. Первая перипетия, а вернее драматическая ситуация. Это появление призрака и разговор с Гамлетом. В разговоре Гамлет узнает о цареубийстве, призрак требует отмщения. Гамлет заражается идеей мести за своего отца. Гамлет надевает маску безумия для того, что бы удостовериться в правоте слов призрака. У Гамлета меняется внутреннее состояние, его идеалы рухнули. Для того, что бы удостовериться в правдивости слов призрака, Гамлет просит, приехавших актеров сыграть сценку, так называемую сцену «мышеловки». Благодаря этой сцене, Гамлет находит подтверждение в словах призрака, ведь Клавдий присутствовал при выступлении актеров и не смог скрыть своих эмоций и не дожидаясь конца представления, удалился в свои покои. Далее Гамлету выпадает шанс, убить Клавдия во время его молитвы, но Гамлет не позволил себе убить из-за спины, так как Гамлет не стал уподобляться убийце своего отца. Гамлет направляется к матери, что бы раскрыть тайну об убийстве отца. В этой сцене присутствует перипетия, после которой ход действия достигает высшей точки, после чего действие развивается стремительно. Это убийство Полония. Гамлет находясь в покоях Королевы, понимает, что их подслушивают. Гамлет думает, что это спрятался Клавдий за ковром. Гамлет не долго думая со словами - “ Крыса!”- протыкает шпагой ковер. Полоний падает и умирает. Гамлет ошибся и произнес - “Несчастья начались, готовьтесь к новым!”.

Роль узнаваний в пьесе велика. Первое узнавание это встреча с призраком, второе узнавание заключается в сцене с “мышеловкой”, далее следует роковое узнавание - убийство Полония, после этого Гамлета отправляют в Англию где его должны казнить, это он узнает из письма которое, Клавдий вручил Розенкранцу и Гильденстерну. Гамлет спасается бегством в момент, когда на их корабль напали. По возвращению, Гамлет узнает о смерти Офелии, в этом моменте, Гамлет уже ослабил свой пыл к мести.

В пьесе существует несколько конфликтов, но я выбрала один, самый главный, который проходит через всю пьесу. Это внутренний конфликт Гамлет жаждет мести, но для него месть -- не просто убийство. Его волнуют судьбы века, смысл жизни. Главный вопрос: быть или не быть? Быть - для него значит мыслить, верить в человека, действовать в согласии со своими убеждениями, то есть быть на стороне добра. Не быть - это умереть. Но такое решение Гамлет отвергает.

Гамлет жаждет не столько смерти Клавдия, сколько его разоблачения. Гамлет обязан исполнить свой долг, то есть отомстить. Все это приводит его к внутреннему конфликту с самим собой.

Конфликт исчерпывает себя, когда Гамлет возвращается. Это прослеживается в сцене на кладбище. Когда Гамлет берет в руки череп Йорика и задается вопросом “ Быть или не быть?”. Монолог «Быть иль не быть» -- высшая точка раздумий и сомнений героя. Суть в том, остановился ли Гамлет на этих размышлениях или они -- переходная ступень к дальнейшему? Действие пьесы со всей ясностью показывает, что, как ни важен монолог, как ни глубок он мыслями, на нем духовное развитие Гамлета не остановилось. Хотя и важный, но это всего лишь момент. Да, он приоткрывает нам душу героя, которому непомерно тяжело в мире лжи, зла, обмана, злодейства, но который тем не менее не утратил способности к действию.

Исходная коллизия заключается в том, что в стране военное положение, войско Фонтибрасса идет на Данию, что бы установить свой закон. Получается, что Гамлет безумен и не может возглавить войско, страна остается беззащитной.

Завязку составляют все пять сцен первого действия, и ясно, что моментом наивысшего возбуждения является встреча Гамлета с Призраком. Когда Гамлет узнает тайну смерти своего отца и на него возлагается задача мести, тогда четко определяется завязка трагедии.

Начиная с первой сцены второго акта происходит развитие действия, вытекающее из завязки: странное поведение Гамлета, вызывающее опасения короля, огорчение Офелии, недоумение остальных. Король предпринимает меры, чтобы узнать причину необычного поведения Гамлета. Эту часть действия можно определить как усложнение, «повышение», одним словом, развитие драматического конфликта.

Во вторую стадию действия входит монолог «Быть иль не быть?», и беседа Гамлета с Офелией, и представление «мышеловки». Поворотным моментом является третья сцена третьего акта, когда все это уже свершилось и король решает избавиться от Гамлета. Не слишком ли этого много для кульминационного пункта? Конечно, можно ограничиться одним, например разоблачением короля: король догадывается, что Гамлет знает его тайну, и -- отсюда следует все дальнейшее. Гамлет обрел, наконец, уверенность, что имеет основания для действия, но одновременно он выдал и свою тайну. Его попытка действовать привела к тому, что он убил не того, кого хотел. Прежде чем он успеет нанести новый удар, его отправят в Англию.

Уже сказано, что трагедия раскрывает в ходе действия взаимоотношения между всеми главными персонажами: Гамлет - Клавдий, Гамлет -королева, Гамлет - Офелия, Гамлет - Полоний, Гамлет - Лаэрт, Гамлет - Горацио, Гамлет -Фортинбрас, Гамлет - Розенкранц и Гильденстерн; Клавдий - Гертруда, Клавдий - Полоний, Клавдий - Розенкранц и Гильденстерн, Клавдий -Лаэрт; Королева -Офелия; Полоний - Офелия, Полоний - Лаэрт; Лаэрт - Офелия.

Гамлет - человек философской мысли. Способность к раздумьям задерживает его действия в борьбе. События, которые происходят при дворе, приводят Гамлета к обобщающим выводам относительно человека и мире вообще. Если в мире возможно такое зло, если в нем гибнут честность, любовь, дружба, достоинство человека. Гамлет отличается благородством. Он способен на большую и верную дружбу. Людей же он ценит за личные качества, а не за положение, которое они занимают. Единым его близким другом оказывается студент Горацио. Гамлета любит народ, о чем с тревогой говорит король.

Полоний - изворотливый царедворец с личиной мудреца. Интриги, лицемерие, хитрость стали нормой его поведения во дворце и собственном доме. Все у него подчинено расчету. Недоверие к людям распространяется у него даже на собственных детей. Слугу он посылает шпионить за сыном, дочь Офелию делает пособницей в слежке за Гамлетом, нимало не тревожась о том, как ранит этим ее душу и как унижает ее достоинство. Ему никогда не понять искреннего чувства Гамлета к Офелии, и он губит его своим пошлым вмешательством.

Гертруда - слабовольная, хотя и неглупая женщина. За величавостью и внешним обаянием не сразу определишь, что в королеве нет ни супружеской верности, ни материнской чуткости. Хлесткие, откровенные упреки Гамлета, адресованные королеве-матери, справедливы. И хотя в конце трагедии ее отношение к Гамлету теплеет, случайная гибель королевы не вызывает сочувствия у читателей, так как они видят в ней косвенную пособницу Клавдия, которая сама оказалась невольной жертвой его очередного злодеяния.Затем, подчиняясь отцу, покорно помогает осуществить «эксперимент» над якобы безумным принцем, чем глубоко ранит его чувство и вызывает неуважение к себе.

Лаэрт - прямолинеен, энергичен, смел, по-своему нежно любит сестру, желает ей добра и счастья. Но судя по тому, как, тяготясь домашней опекой, Лаэрт стремится покинуть Эльсинор, трудно поверить, что он очень привязан к отцу. Однако услышав о его гибели, Лаэрт готов казнить виновного, будь это сам король, которому он принес присягу верности. Его не интересует, при каких обстоятельствах погиб отец, и был ли он прав или неправ. Главное для него - отомстить. Зритель понимает состояние Лаэрта-сына, но до того момента, пока тот не вступает в сговор с королем, и совершенно не приемлет Лаэрта, когда он выходит на состязание с принцем, имея отравленное оружие: Лаэрт пренебрег рыцарской честью, достоинствэм и великодушием, ведь перед состязанием Гамлет объяснился с ним и Лаэрт протянул ему руку. Только близость собственной смерти, сознание того, что сам он оказался жертвой коварства Клавдия, заставляет его сказать правду.

В образе Клавдия запечатлен тип кровавого монарха узурпатора, столь ненавистный гуманистам. Сохраняя маску добропорядочного человека, заботливого правителя, нежного супруга, этот «улыбчивый подлец» не связывает себя никакими моральными нормами. Нарушает клятву, совращает королеву, убивает брата, осуществляет коварные замыслы против законного наследника. При дворе он возрождает старые феодальные обычаи, потворствует шпионажу, доносам. Клавдий проницателен и осторожен: он ловко предотвращает поход Фортинбраса на Данию, быстро гасит гнев Лаэрта, превращая его в орудие расправы с Гамлетом.

Заключение

«Гамлет» привлекает многие поколения людей. Меняется жизнь, возникают новые интересы и понятия, а каждое новое поколение находит в трагедии нечто близкое себе. Сила трагедии подтверждается не только ее популярностью у читателей, но и тем, что вот уже почти четыре столетия она занимает одно из первых, если не самое первое место в репертуаре театров стран запада, а теперь завоевывает и сцены театров других культур. Постановки трагедии неизменно привлекают зрителей. Популярности «Гамлета» в последние десятилетия много способствовала экранизация его в кино и показы па телевидении. Особенно широкое признание получили два фильма: один в постановке английского актера Лоренса Оливье, другой созданный советским режиссером Григорием Козинцевым. Чтобы понимать Гамлета и сочувствовать ему, не нужно оказаться в его жизненной ситуации - узнать, что отец злодейски убит, а мать изменила памяти мужа и вышла за другого. Конечно, те, чья судьба хотя бы отчасти подобна гамлетовской, более живо и остро почувствуют все, что испытывает герой. Но даже при несходстве жизненных ситуаций Гамлет оказывается близким читателям, особенно если они обладают духовными качествами, подобными тем, которые присущи Гамлету, склонностью вглядываться в себя, погружаться в свой внутренний мир, болезненно остро воспринимать несправедливость и зло, чувствовать чужую боль и страдание как свои собственные.

Список используемой литературы

1.“Гамлет- принц Датский: Трагедия ”/ Пер. с англ. Б. Пастернак. - СПб.

Издат. Азбука 2012 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности творчества У. Шекспира - английского поэта. Художественный анализ его трагедии "Гамлет, принц Датский". Идейная основа произведения, его композиция и художественные особенности. Характеристика главного героя. Второстепенные персонажи, их роль.

    реферат , добавлен 18.01.2014

    История создания пьесы. Раскрытие конфликтов совести, природы человека и его поведения, власти и безволья, жизни и смерти в трагедии. Внутренняя драма принца Гамлета. Его душевная борьба между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2016

    Сюжет и история создания трагедии У. Шекспира "Гамлет". Трагедия "Гамлет" в оценке критиков. Интерпретация трагедии в различные культурно-исторические эпохи. Переводы на русский язык. Трагедия на сцене и в кино, на зарубежных и российской сценах.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2009

    Уильям Шекспир – английский поэт, один из самых знаменитых драматургов мира. Детские и юношеские годы. Женитьба, членство в лондонской актерской труппе Бербеджа. Самые известные трагедии Шекспира: "Ромео и Джульетта", "Венецианский купец", "Гамлет".

    презентация , добавлен 20.12.2012

    Гамлет - выразитель взглядов и идей эпохи Возрождения. Литературная полемика вокруг образа Гамлета. Шекспир писал о современной ему Англии. Все в его пьесе - герои, мысли, проблемы, характеры - принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.

    реферат , добавлен 11.08.2002

    Предположения о детских годах и образовании. Пьесы, которые обычно считаются шекспировскими. Сонеты Уильяма Шекспира. Основа внутренней формы сонета. Тематические группы цикла сонетов. Наиболее известные переводы шекспировских сонетов на русский язык.

    презентация , добавлен 19.12.2011

    Вопрос периодизации творчества зрелого периода Шекспира. Продолжительность творческой деятельности Шекспира. Группировка пьес Шекспира по сюжетам. Ранние пьесы Шекспира. Первый период творчества. Период идеалистической веры в лучшие стороны жизни.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    "Чайка" выдающегося русского писателя А.П. Чехова - первая пьеса новой русской драматургии. Художественное своеобразие драматургии пьесы. Противоречия и конфликты пьесы, их своеобразие. Отсутствие антагонистической борьбы между персонажами пьесы.

    реферат , добавлен 11.08.2016

    Анализ творчества А. Блока, великого русского поэта начала ХХ века. Сопоставление мировоззрения с идеями Уильяма Шекспира на примере произведения "Гамлет". Доказательство присутствия в творчестве поэта так называемого "Гамлетовского комплекса" героя.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2011

    Творчество Шекспира - выражение гуманистических идей в их самой высокой форме. След итальянского влияния в сонетах Шекспира. Стиль и жанры пьес Шекспира. Сущность трагизма у Шекспира. "Отелло" как "трагедия обманутого доверия". Великая сила Шекспира.

Трагедия «Гамлет, принц Датский» является одним из величайших произведений. Она написана на основе древнего предания о ютландском принце Амлете, излагаемого в истории Дании и, возможно, использованного в некоторых пьесах, которые предшествовали этому произведению Шекспира. Трагедия была создана на рубеже XVI и XVII веков, то есть её появление символически отмечает границу двух эпох: конец Средневековья и начало Нового времени, рождение человека Нового времени. Трагедия была написана едва ли позднее 1601 года: в течение нескольких лет она игралась на разных сценах, а затем была опубликована в 1603 году. С этого времени «Гамлет» Шекспира вошёл в мировую литературу и историю театра.

Каждый артист мечтает сыграть на сцене роль Гамлета. Причина этого желания не в последнюю очередь заключается в том, что Гамлет — вечный герой, потому что ситуация принципиального выбора, от которого зависит дальнейшая жизнь, встаёт перед каждым человеком.

Сюжет трагедии Шекспира построен на безвыходной ситуации, в которую попадает принц Гамлет. Он возвращается домой, к датскому двору, и застаёт ужасное положение: его отец, король Гамлет, предательски убит братом, дядей принца; мать Гамлета замужем за убийцей; герой оказывается в кругу малодушных и лживых придворных. Гамлет страдает, борется, пытаясь вскрыть ложь и пробудить в людях совесть.

Для того чтобы разоблачить убийцу своего отца — короля Клавдия, — Гамлет ставит на придворной сцене написанную им пьесу «Мышеловка», в которой изображено злодейское убийство. Само слово «мышеловка» повторяется в трагедии неоднократно, этим Шекспир хочет сказать, что человек нередко оказывается в плену жизненных обстоятельств и его выбор определяет и его самого как человека, и возможность существования правды в мире. Гамлет притворяется сумасшедшим, теряет возлюбленную Офелию, однако остаётся непобеждённым, его никто не понимает, он оказывается почти в полном одиночестве. Трагедия заканчивается всеобщей гибелью: умирает неверная жена отца Гамлета — Гертруда, заколот принцем злодей — король Клавдий, погибают другие персонажи, умирает от отравленной раны и сам принц Гамлет.

На русской сцене трагедия «Гамлет» становится популярной с конца XVIII века. В XIX веке роль Гамлета с большим мастерством сыграл знаменитый трагик П.С. Мочалов, в XX веке самым удачным исполнением этой роли считается игра выдающегося артиста И.М. Смоктуновского в двухсерийном фильме режиссёра Г.М. Козинцева.

О трагедии «Гамлет» написаны тысячи исследований, к образу героя обращались многие писатели и поэты. Большое влияние трагедия оказала на русскую литературу, в том числе на творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других. Например, И.С. Тургенев написал статью «Гамлет и Дон Кихот» и рассказ, в котором называет героя этим именем — «Гамлет Щигровского уезда», а поэт Борис Пастернак, лучший переводчик трагедии на русский язык, в XX веке написал стихотворение под названием «Гамлет».

Композиция

В первой сцене Гамлет встречается с призраком отца и узнаёт от него тайну смерти короля. Эта сцена является завязкой сюжета, в ней перед принцем поставлен выбор: принять Призрак за наваждение или отомстить за отца. Слова Призрака: «Прощай, прощай! И помни обо мне» становятся для Гамлета наказом умершего короля. Гамлет должен дать клятву отомстить за отца. Появление Призрака означает призыв восстановить честь и власть рода, пресечь злодеяние, смыв его кровью врага.

Во второй сцене, представляющей самый известный в истории театра монолог «Быть или не быть...», выбор Гамлета усложняется, переходит на новый уровень. Теперь он заключается не в обычной мести злодею и наказании отступников: Гамлет должен сделать выбор между жалким существованием, означающем небытие, если он смирится и будет покорно бездействовать, и истинной жизнью — бытием, которое достигается только в честной и бесстрашной борьбе. Гамлет делает выбор в пользу бытия, это выбор героя, определяющий суть человека Нового времени, нашей эпохи.

Третья сцена в том же III действии означает переход от выбора и решимости к действию. Гамлет бросает вызов королю Клавдию и упрёк матери, изменившей памяти отца, разыгрывая перед ними пьесу «Мышеловка», в которой присутствует сцена убийства и звучат ложные заверения королевы. Эта пьеса страшна для короля и королевы тем, что в ней показана правда. Не месть и убийство избирает Гамлет, а наказание правдой, ослепляющей, как яркий свет.

Развязка трагедии происходит в четвёртой сцене. Пьеса Гамлета не пробудила совесть в короле Клавдии, а вызвала страх и намерение избавиться от Гамлета, убить его. Он заготавливает чашу с отравленным вином для племянника и распоряжается отравить ядом клинок рапиры соперника Гамлета — Лаэрта. Этот коварный замысел оказывается гибельным для всех участников сцены. Необходимо заметить, что Гамлет не мстит, убивая короля, он воздаёт ему за преступное намерение. Мать Гамлета, королева Гертруда, как бы сама наказывает себя, отпивая из отравленной чаши, Лаэрт умирает в раскаянии, Гамлет уходит, завещая рассказать потомкам свою историю, чтобы предостеречь людей от алчности и злодеяния.

«Гамлет» У. Шекспира давно разобрали на афоризмы. Благодаря напряженному сюжету, острым политическим и любовным коллизиям трагедия остается популярной вот уже несколько столетий. Каждое поколение находит в ней проблемы, присущие его эпохе. Неизменно привлекает внимание и философская составляющая произведения - глубокие размышления о жизни и смерти. Она подталкивает каждого читателя к своим выводам. Изучение пьесы предусмотрено и школьной программой. Ученики знакомятся с «Гамлетом» в 8 классе. Разбор его не всегда дается легко. Предлагаем облегчить работу, ознакомившись с анализом произведения.

Краткий анализ

Год написания - 1600-1601

История создания - Исследователи считают, что У. Шекспир заимствовал сюжет Гамлета из пьесы Томаса Кида, которая до сегодняшних дней не сохранилась. Некоторые ученые предполагают, что источником стала легенда о датском принце, записанная Саксоном Грамматиком.

Тема - Главная тема произведения - преступление ради власти. В ее контексте развиваются темы измены и несчастной любви.

Композиция - Пьеса организована так, чтобы полно раскрыть судьбу принца Гамлета. Она состоит из пяти актов, каждый из которых представляет определенные составляющие сюжета. Такая композиция позволяет последовательно раскрыть главную тему, акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.

Жанр - Пьеса. Трагедия.

Направление - Барокко.

История создания

Анализированное произведение У. Шекспир создал в 1600-1601 гг. Существует две основные версии истории создания «Гамлета». Согласно первой, источником сюжета послужила пьеса Томаса Кида, автора «Испанской трагедии». Произведение Кида до наших дней не сохранилось.

Многие литературоведы склоняются к мнению, что сюжет шекспировской трагедии восходит к легенде о короле Ютландии, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в книге «Деяния данов». Главный герой этой легенды - Амлет. Его отца убил родной брат, позавидовав богатству. Совершив убийство, он женился на матери Амлета. Принц узнал о причине смерти отца и решил отомстить дяде. Шекспир детально воспроизвел эти события, но в сравнении с первоисточником, уделил больше внимания психологии персонажей.

Пьеса У. Шекспира была поставлена в год написания в театре «Глобус».

Тема

В«Гамлете» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы .

Мотивы измены, преступления, любви всегда были распространены в литературе. У. Шекспир умел подмечать внутренние колебания людей и ярко передавать их при помощи слова, поэтому он не мог остаться в стороне перечисленных проблем. Главная тема «Гамлета» - преступление, совершенное ради богатства и власти.

Основные события произведения развиваются в замке, принадлежащем семье Гамлета. В начале пьесы читатель узнает о том, что по замку бродит призрак. Гамлет решает встретиться с мрачным гостем. Он оказывается призраком его отца. Привидение рассказывает сыну, кто его убил и просит отомстить. Гамлету кажется, что он сошел с ума. На том, что увиденное - правда, настаивает друг принца Гораций. После долгих размышлений и наблюдений за новым правителем, а им стал дядя Гамлета Клавдий, убивший своего брата, молодой человек решается на месть. В голове его постепенно созревает план.

Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях - любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.

Как только появляется возможность, принц при помощи трупы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.

Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнает об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.

Наблюдая за событиями трагедии нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний - отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний - переживания принца, его сомнения.

В произведении развивается идея о том, что всякая ложь рано или поздно раскрывается. Основная мысль - человеческая жизнь слишком коротка, поэтому не стоит тратить время на то, чтобы опутывать ее ложью и интригами. Это то, чему учит пьеса читателя и зрителя.

Композиция

Особенности композиции продиктованы законами организации драмы. Произведение состоит из пяти актов. Сюжет раскрывается последовательно, его можно разделить на шесть частей: экспозиция - знакомство с героями, завязка - встреча Гамлета с призраком, развитие событий - путь принца к мести, кульминация - наблюдения за королем во время пьесы, Гамлета пытаются сослать в Англию, развязка - смерть героев.

Событийная канва прерывается философскими размышлениями Гамлета о смысле жизни, о смерти.

Главные герои

Жанр

Жанр «Гамлета» - это пьеса, написанная как трагедия, так как все события сконцентрированы вокруг проблем убийства, смерти и мести. Развязка произведения трагичная. Направление пьесы Шекспира «Гамлет» – барокко, поэтому произведению присущи обилие сравнений и метафор.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 453.