Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий. Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Нищий Способы выражения авторской позиции нищий тургенев



В последние годы И.С. Тургенев жил в Париже, общался с видными французскими литераторами, и прежде всего с замечательным стилистом Гюставом Флобером, очень хорошо знал все книжные новинки и модные направления. И поэтому в своих исканиях обратил внимание на стихотворения в прозе Шарля Бодлера и других поэтов наступающей эпохи декаданса (т.е. упадка). Именно там возник жанр небольшого стихотворения в прозе.


Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как "эскизы" для будущих произведений. При первом издании автор написал следующее предисловие:

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» .

(И.С.Тургенев)


Стихотворения в прозе написаны И. С. Тургеневым между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название, которое он для них придумал: "Senilia" - в переводе с латинского "старческое". Редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе".


Композиция сборника

1 часть- «Старческое»

(50 стихотворений, отобранных И.С.Тургеневым и

2 часть - «Новые стихотворения

в прозе»

(33 стихотворения сохранились в черновиках писателя и были опубликованы в 1930 г. в


  • «Стихотворения в прозе» принято считать циклом. Цикл не простая подборка или совокупность сходных по теме или жанру произведений, в цикле непременно ставится и разрешается какая-либо проблема. Этот маленький по объёму цикл – всё то, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя: давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви и искусстве, молодости и старости. Человеческая жизнь представляется писателю кратковременной, мгновенной, обречённой, что особенно горько ощутимо на склоне лет, в часы горьких раздумий.

«Posthuma» («Посмертное»)

«Senilia» («Старческое»)

«Стихотворения в прозе»


  • Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического

Признаки лирического стихотворения

  • небольшой объём;
  • часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам;
  • обычно бессюжетная композиция;
  • преобладание лирического начала (1 л.);
  • повышенная эмоциональность.

  • Некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет ("Воробей").
  • графическое оформление;
  • отсутствие ритма;
  • отсутствие рифмы.

  • Стихотворения очень различны по характеру. Но их объединяют и общие черты :
  • Автобиографичность, рассказ от первого лица.
  • Исповедальность дневниковой записи.
  • Философские раздумья над важнейшими вопросами.
  • Доверительное общение с читателем.

Они различны по жанру :

  • сказка ("Старуха"), сатира ("Довольный человек", "Житейское правило"),
  • легенда ("Восточная легенда"),
  • диалог ("Рабочий и белоручка") и другие.

Стихотворениям цикла свойственна своего рода отрешенность от будничного правдоподобия; изображение создается немногими резкими чертами и приобретает в ряде случаев контурный характер ; детали конкретные и сменяющие их обобщения обычно примыкают друг к другу - по принципу простого соседства ; речь нетороплива, торжественна, приподнята, эмоционально насыщенна.


  • Повествование рассчитано на активное додумывание и сопереживание читателя, ибо каждый элемент этой структуры обволакивается множеством ассоциаций, намеков.
  • Единство цикла проявляется в аллегоричности, присущей всем его фрагментам, особой романтической приподнятости, исключительности или необычности повествования, нравоучительности.

  • Название стихотворения - «Нищий». Речь идет только о нищем человеке?

Выразительное прочтение стихотворения


Нищий

-



Лексическая работа

НИЩИЙ -

1. Очень бедный, неимущий.

2. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

3. Лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый.


Индивидуальное задание

подготовить сообщение о картинах В.М.Васнецова «Нищие певцы», В.Г.Перова «Чаепитие в Мытищах».




  • С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? Запишите ключевые слова и словосочетания.

Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука.


  • Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор?

Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] - нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал, опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.


  • Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?

Стонал, мычал, прошамкал.


Потерянный, смущенный, похолодевшие,

  • Выпишите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.

  • Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно. Как называется это средство выразительности? Какова функция многоточий в тексте стихотворения И.С. Тургенева?

Предложения с многоточиями встречаются 7 раз. Фигура умолчания. С помощью многоточий передано крайнее волнение лирического героя и желание автора: читатель должен почувствовать это на себе.


  • Какое образно-выразительное средство подчеркивает настроение лирического героя?

Риторическое восклицание «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!» передает возмущение и сострадание лирического героя.


  • Как называет лирический герой нищего? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики

Лирический герой называет нищего «несчастным существом», «нищим» 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), слово «брат» употреблено 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим).

Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.



  • Как проявляет себя лирический герой в произведении И.С. Тургенева?

Лексическая работа

Рукопожатие -

  • в древности:

я не прячу оружия;

2. рыцарские времена:

я без оружия, я не буду с тобой воевать;

знак согласия при заключении сделок;

4. Наше время:

демонстрация доброй воли.


Лексическая работа

Брат-

1. Сын в отношении к другим детям одних родителей;

2. фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)

3. Товарищ, единомышленник.

4. Свой брат (разг.) , близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди .



Приемы

Примеры

В эпитетах

Трепетную руку, шершавые лохмотья, потерянный

В разнообразных повторах, в интонационном строе речи

«Не взыщи, брат; нет у меня ничего брат»

В восклицаниях, обращениях, прямых оценках

«О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!»


Нищий

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

- Что же, брат,- прошамкал он,- на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Какая картина возникает в вашем воображении?


В совокупности с изобилием пауз (краткие абзацы, обособления внутри предложений, авторские тире, цезуры) все это создает неповторимый ритм лирико-философской прозы - неторопливый, с повторами отдельных мотивов, с неоднократными возвращениями - наподобие встречного течения в речном потоке.

Такой ритм соответствует сложному, богатому настроению цикла и способствует возбуждению у читателя настроения, необходимого писателю для наиболее впечатляющего осознания его выводов.

Сколько абзацев в стихотворении? О чем свидетельствует такое деление текста на абзацы?


Выпишите из текста

существительные (1 вариант) ,

прилагательные (2 вариант) ,

глаголы и формы глагола (3 вариант) ,

местоимения (4 вариант).

Посчитайте количество словоупотреблений. О чем это свидетельствует? Каковы особенности стихотворения?


Существительные

Прилагательные

Улица, старик, глаза, губы, лохмотья, раны, бедность, существо, руку, помощи, карманах, кошелька, часов, платка, нищий, рука, брат, очередь, пальцы, подаяния. - 20

Глаголы и формы глагола

Нищий, дряхлый, слезливые, посинелые, шершавые, нечистые, несчастное, красную, грязную, трепетную, синие. - 11

Местоимения

Проходил, остановил, обглодала, протягивал, стонал, мычал, стал, шарить, не взял, ждал, колыхалась, вздрагивала, пожал, не взыщи, уставил, усмехнулись, стиснул, прошамкал, понял, получил, потерянный, смущенный, воспаленные, похолодевшие. - 24

Я, меня, он, с собою, себя, всех, его, эту, свои, мои, моего. - 11

В тексте встречается много существительных (учитывая повторения), что свидетельствует о статичности изображенного . И.С. Тургенев стремился воссоздать картину действительности в мельчайших подробностях. Глаголы, причастия и прилагательные служат средством характеристики состояния героя. В тексте преобладает нейтральная и возвышенная лексика. В тексте немало местоимений , что придает ему оттенок искренности, взволнованности.



Подведём итог

Какова главная мысль стихотворения в прозе «Нищий», его художественная идея?

Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий» - это призыв к милосердию, к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.


Лексическая работа

МИЛОСЕРДИЕ –

это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)


Составим синквейн!

Рефлексия

Поработаем в группах


Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


2.Индивидуальные задания:

Подготовить сообщение «историка» «Сенная площадь»;

Подготовить сообщение «литературоведа» об образе музы в поэзии Н.А.Некрасова;

Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Безвестен я. Я вами не стяжал…».




Карта самоанализа

я на сегодняшнем уроке…

Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл

Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями

Был активен

Грамотно формулировал ответы на вопросы

Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.


Тургенев

Иван Сергеевич


https:// img-fotki.yandex.ru/get/9740/112265771.7cb/0_c2d4c_c32e39b6_XL.png

http:// dic.academic.ru/pictures/wiki/files/73/Ivan_Turgenev_Signature.jpg

Шрифт - Agatha-Modern

http:// narodna-osvita.com.ua/uploads/posts/2014-01/1389586509_turgenev.png

Рабочий слайд

Титульный слайд

Тема занятия: « Все мы братья....» (Художественная идея стихотворения в прозе на примере произведения И.С. Тургенева «Нищий»)

Цель занятия : выявление художественной идеи стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий»

Задачи занятия:

Развивать умения анализировать текст, высказывать своё мнение, делать выводы на основе анализа текста;

Формировать умение составлять схему к тексту с целью более глубокого осмысления его;

Формировать умения извлекать информацию из текста и оценивать поступки героев;

Формировать коммуникативные навыки

Воспитывать общечеловеческие качества (внимание, любовь и уважение к людям)

Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают о цикле стихотворений в прозе И.С. Тургенева, смогут использовать для понимания текста приём «Составление кластера», усовершенствуют свои умения определять значение слов и их роль в тексте и находить ключевые слова в тексте с целью более глубокого его понимания,

Ход занятия

А.С. Пушкин писал: «Чтение- вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека- есть наука самая занимательная». Сегодня мы с вами «последуем за мыслями» замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

В последние годы Иван Сергеевич жил во Франции, в местечке Буживаль.Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Что такое стихотворение? (Стихотворение- небольшое лирическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. (Литературная энциклопедия)

Ребята, но перед нами стихотворения в прозе.

Дайте определение стихотворению в прозе.

( Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме).

В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

Итак, мы имеем дело с небольшими произведениями, изображающими внутренний мир лирического героя, но написанными прозой.

А назывались первоначально « Senilia » (в переводе с итальянского – «старческое»).

Какие ассоциации у вас возникают при произношении этого слова? (Старость-мудрость.)

Значит, перед нами - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозе, заключающее в себе жизненный опыт, мудрость.

Окончательный вариант цикла «Стихотворения в прозе « содержал 83 произведения.

В 1880 году автор написал следующее предисловие: «Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет- и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и которое- нибудь из них, может быть, заронит тебе что- нибудь в душу».

Мы выполним просьбу Ивана Сергеевича. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений, написанным в феврале 1878 года, «Нищий». Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное. (Приложение 1)

Предтекстовая стадия

Какие ассоциации возникают при произношении слова нищий ? (Бедность, несчастье, грязный, голодный, бездомный, одинокий...)

Учитель фиксирует на доске названные детьми слова.

Установим связи между словами.

Что у нас получилось? (Скопление слов, цепочка, гроздь...)

Такой способ изображения называется кластер. Кластер в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Кластер- графический систематизатор, показывающий несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Составление кластера позволит вам погрузиться в произведение, а также наглядно представить связи между ключевыми словами текста.

Первый этап смыслового чтения называется антиципация (от лат. anticipatio - предвосхищаю). Мы предвосхитили, предугадали содержание текста, основываясь на его названии.

Прекрасно! А теперь проверим, насколько верны наши ожидания.

Текстовая стадия

Обратимся к тексту. Текст читает учитель. (Приложение1)

Совпало ли содержание стихотворения в прозе с нашими предположениями?

Что можно добавить в нашу схему после прочтения? (старик, больной…) (Добавляем другим- красным цветом)

Что происходит при встрече?

Что просит нищий? (Милостыню...)

Что такое подаяние, милостыня?

Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ?

(Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия.)

Какое подаяние получил нищий от автора? (Рукопожатие)

История ритуала рукопожатия такова. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не прячет оружия.

В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с тобой воевать.

В 19 веке рукопожатие стало знаком согласия при заключении коммерческих сделок.

А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.

А какое значение имеет «рукопожатие» в произведениии И. Тургенева?

Ребята, а каждый ли человек в наше время может пожать руку нищему? (Нет)

А почему?

- Приходилось ли вам встречаться с нищими?

- Каково отношение к ним в обществе?

( Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить.)

- А как относится к этим людям И.С.Тургенев? (Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».)

Дайте лексическое значение слова «брат»? Индивидуальная работа с «Толковым словарём»

    Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат, сводный брат.

    Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)

    Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.

    Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

В каком значении употребил это слово Иван Сергеевич? (В 3 и 4)

Что означает это обращение? (Автор восстановил равенства двух людей, восстановил право нищего называться человеком)

Обратите внимание, сколько повторяется слово «брат»? Как вы думаете зачем?

Вторичное прочтение произведения .

Читаем текст самостоятельно, выделяем ключевые слова.

Какие ключевые слова вы выделили?

Ребята называют ключевые слова (нищий, дряхлый старик, воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, нечистые раны, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука, стонал, мычал о помощи. Это тоже подаяние, брат.)

Анализ текста

Следующий этап – извлечение необходимой информации.

Теперь, используя ключевые слова, мы составим план текста:

    Встреча на улице.

    Несчастное существо.

    Рукопожатие.

    Братья.

Организация работы в группах.

Задача для группы №1.

Сожмите текст до 5-6 предложений, сохранив сюжет. Запишите в виде открытки, которую И.С. Тургенев мог бы послать В.Г. Белинскому после встречи с нищим в г. Богучар, где он был проездом. Выберите того, кто представит результаты работы вашей группы.

Выявление и формулирование основной идеи текста (группа № 2).

Представьте, что И.С. Тургеневу нужно отправить не открытку, а телеграмму. А в ней должно быть не более трёх предложений. Для этого вам придётся извлечь самую важную информацию из текста – его основную мысль.

Итак, заполняем бланки телеграмм. Выберите того, кто представит результаты вашей работы (2-3 человека)

Задание для группы №3

Какую мудрость мы извлекли из этого произведения? Написать в виде СМС сообщения.

Выступление группы №1.

Я проходил по улице. Встретил нищего. Он был бледен и болен. У него не было денег. Я пожал ему руку. Он назвал меня братом.

Выступление группы №2.

Я встретил человека. Часто у таких людей, как нищий, доброе сердце. Все мы друг другу братья.

Выступление группы № 3.

Подаяние может быть не только деньгами, но и поддержкой.

Слово учителя

Взаимопонимание – это главное, все люди – братья, мы все равны перед Богом.

Посмотрите, какие мысли и чувства родились у вас в результате смыслового прочтения произведения И.С. Тургенева. Это прекрасно.

Давайте создадим своё произведение. Будем использовать технологию составления синквейна .

    Тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.

    Фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Одно слово- синоним, характеризующее суть предмета или объекта.

Нищий

Больной, просящий.

Просит, усмехается, пожимает.

Нищий готов к рукопожатию.

Брат.

Нищий

Голодный, несчастный

Стонет, мычит, ждёт

Нищий тоже человек

Брат

Рефлексия

В заключение хочется привести слова А.П.Чехова : «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Таким человеком сегодня для нас был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

Запомните слова Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Приложение 1

НИЩИЙ

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, – прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Произведение Тургенева «Нищий» входит в цикл его стихотворений в прозе. Это короткие очерки, напоминающие, по своей сути, притчи.

В стихотворении «Нищий» автор рассказывает о своей встрече с бедным стариком. Описывая его вид, Тургенев точно характеризует его состояние: обглодан беднотой. Нищий протягивает грязную и опухшую руку герою в ожидании подаяния. Он, как говорит автор, стонал и мычал о помощи. Рука старика дрожала.

Образ его вызывает жалость и сострадание. Однако, далеко не у всех. Ведь многие люди, встречаясь с нищими, с презрением отворачиваются от них. И многие не только откажут в помощи, но и не станут говорить с ними.

Тургеневский же герой, напротив, останавливается перед ним. Но, обнаружив, что подать нищему нечего, так как карманы его, как назло, оказываются пусты, он подает нищему руку. Этот его жест показывает равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

Это и является главной идеей стихотворения. Равенство подчеркивает автор и жестом рукопожатия между ним и стариком и тем, что у обоих из них в этот момент было пусто в карманах. Эта, казалось бы случайность, имеет в произведении определенный смысл. Именно на этот момент оба мужчины были равны.

Сам герой смущен тем, что он не может оказать никакой помощи стоявшему перед ним старику. Он называет нищего братом. Тот отвечает ему тем же, называя это тоже подаянием. Он воспринимает сложившуюся ситуацию как должное. В его словах не таится скрытого разочарования. И, не удивительно. Ведь, наверняка, нередко приходилось слышать ему отказы в помощи. Но и жесту героя он тоже не удивлен.

Это говорит о том, что старик хоть и беден, и обделен, но он человек. Человек такой же, как и все: со своими чувствами, мыслями и со своей жизнью. Это еще раз подчеркивает равенство между людьми на духовном уровне, без учета условий того, как они живут: в богатстве, или в бедности. И, на месте этого нищего может оказаться практически каждый.

В последних строках Тургенев, размышляя об этой встрече, высказывает мысль, что и он получил подаяние. Оно заключается в том, что нищий принял и его ответ, и его жест, уравнивающий двух разных людей. Он не смог оказать помощи нуждающемуся, но показал ему свое отношение к нему, отношение человеческое. И нищий принял это его «подаяние».

2 вариант

Стихотворение в прозе – это литературная форма, прозаический смысл раскрытия речи сочетается с краткостью, без поддержания ритмической связи как в поэзии. Данный вид произведений достаточно сложный для написания, но И. С. Тургенев овладел им в совершенстве и написал целый сборник таких стихов.

Стихотворение «Нищий» Ивана Сергеевича Тургенева входит в сборник стихотворений в прозе написанном в 1877 – 1882 годах. Данный вид произведений считается финальным аккордом в творческой деятельности писателя. В данном сборнике вновь раскрываются старые темы, переосмысленные автором на склоне лет. Опытному читателю может показаться, что данные стихотворения являются небольшими версиями его предыдущих произведений, хотя сам автор говорил о том, что это лишь зарисовки на будущее. Цикл был выполнен незадолго до смерти писателя, именно поэтому в нём раскрываются такие темы как смерть, одиночество, скоротечность жизни.

В стихотворении «Нищий» рассказывается о внезапной встрече со стариком, который был беден. Описание нищего старика очень точное: обглодан беднотой, с опухшими воспалёнными глазами, красные грязные опухшие руки. Писатель специально акцентирует взор читателя на портрете бедного, его небрежном, грязном одеянии и плохом виде, чтобы сделать его максимально приближенным к реальности. К сожалению, большинство могут встретить таких несчастных людей на улице. Немногие решатся с ними заговорить, а тем более пожать руку, как это сделал писатель.

Нищий безмолвно просил о помощи протянутой рукой. Автор пошарив по карманам ничего не нашел и ему стало стыдно, обидно что он не может помочь этому человеку и просто пожимает руку. На что бедный поднимает на него свои глаза и в ответ также крепко жмет руку писателю.

Данное действие говорит о том, что все люди равны независимо от материального, духовного или иного богатства. Автор подталкивает к выводу, что человек может быть нищим как материально, так и духовно. Главный герой является нищим материально, но не духовно, так как оценивает жест писателя и благодарит за такое подаяние, что автор не пренебрёг им и не побрезговал пожать ему руку.

Также, автор очень интересно называет в начале стихотворения старика «нищим существом», а затем, не найдя ничего в карманах, называет его «брат». По моему мнению, это сделано для того, чтобы читатели поняли, что не стоит брезговать и задирать нос, ведь в любой момент они тоже могут оказаться нищими, как и этот бедный старичок.

Анализ стихотворения Нищий по плану

ТЕМА: И.С. ТУРГЕНЕВ. «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ». ТЕМАТИКА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ БОГАТСТВО СТИХОТВОРЕНИЙ. «НИЩИЙ».

ЦЕЛИ:

Углубление представлений о жанровой принадлежности стихотворений в прозе.

Выявление художественной идеи и художественного своеобразия «Стихотворений в прозе».

Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, таблицами и терминами, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом.

Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления художественной идеи произведения, состоящей в утверждении мысли о равенстве и братстве всех людей.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент:

2. Работа над темой урока.

Итак, тема нашего урока «Стихотворения в прозе». Скажите, что вам известно по данной теме? ( Что речь идет о произведениях И.С.Тургенева; знаем, что есть стихотворения, но не знаем, что такое стихотворения в прозе, что необычного в названии )

Что же предстоит нам на уроке узнать? (Что такое стихотворения в прозе, о чем они; их особенности);

2.1. История создания цикла «Стихотворения в прозе».

Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Основные мотивы цикла - это воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.

Появлением этих миниатюр читатель должен быть обязан Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Из воспоминаний Михаила Максимовича мы узнали, что он неоднократно навещал писателя в его французском поместье. Вот что он рассказывает: Тургенев сказал: «…хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».

Далее Тургенев признался, что эти материалы пошли бы в дело, если бы он принялся за большую работу, но, чтобы доказать, что он ничего больше не будет писать, он решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50 листков со стихотворениями.

Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть - «Старческое» - включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в «Вестнике Европы». Вторая часть – «Новые стихотворения в прозе» - это 33 стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.

Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его «Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».

2.2. Жанровые особенности стихотворений в прозе.

В учебнике литературы для 5 класса даётся такое определение данного жанра: «Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме».

Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма.

Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой.

Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.

2.3. Чтение стихотворения и аналитическая беседа с учащимися.

Сегодня мы обращаемся к стихотворению Нищий». Перед его прочтением хочу процитировать слова автора: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное.

Обратимся к лексическому значению слова «нищий».

Нищий - 1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему. 2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.

Объясните значение слов подаяние, милостыня . Какова их этимология?

Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ? (Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия).

Приходилось ли вам встречаться с нищими? Давайте сообща создадим портрет такого человека? (Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек).

Каково отношение к ним в обществе? (Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить).

А как относится к этим людям И.С.Тургенев? Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».

Прослушивание стихотворения.

Какие чувства вы испытали при прочтении произведения? (Чувство жалости, сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении. Чувство стыда, что в мире есть люди, которым мало кто хочет помочь).

Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение.

Можно ли утверждать, что произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе? Назовите их (произведение имеет небольшой объём; оно разделено на мелкие абзацы; присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица; произведение отличается эмоциональностью).

Однако в отличие от большинства стихотворений, здесь есть сюжет. Произведение написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей этого стихотворения.

Давайте поговорим о героях стихотворения. Какие художественные детали помогают представить лирического героя? (Их три: платок, часы, кошелёк).

Каким предстает перед нами ЛГ? (Это обеспеченный, благополучный человек, интеллигент, дворянин).

А каким увидел герой нищего? (Лицо: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспалённые глаза», «синие губы». Руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука». Одежда: «шершавые лохмотья». Состояние здоровья: «нечистые раны».

Посмотрите, исчерпывающий портрет, созданный всего несколькими деталями! Не случайно Тургенева называют мастером художественной детали

А теперь давайте посмотрим, как автор использовал выразительные возможности частей речи. Слова какой части речи преобладают в тексте? (В миниатюре преобладают существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину в мельчайших подробностях).

В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и точно подчёркивают особенности его внешности и речи.

Глаголы использованы не для создания динамики, а для характеристики нищего: «протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «уставил на меня…глаза».

Особенный оттенок искренности, взволнованности придают стихотворению местоимения «я», «меня», «моего».

Вернёмся к лирическому герою. Какие чувства он испытал, увидев нищего старика? (Потрясение, неловкость, смятение, ужас…).

Как автор передаёт это состояние? (Риторическим восклицанием «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!»). Это единственное восклицательное предложение в тексте. Усиливает производимый этой риторической фигурой эффект использование метафоры – «обглодала бедность». Таким образом, это предложение можно назвать одним из эмоциональных центров стихотворения.

Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? (7 раз). Для чего? (Их художественная роль заключается в том, что читатель сам должен догадаться, о чём могла пойти речь дальше во внезапно прерванном высказывании. Например: «Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». Мы понимаем, что герой смущён, растерян, так как не может ничем помочь нищему).

Как называет ЛГ нищего? (нищим – 3 р., братом – 5 р.). о чем это говорит? (ЛГ способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания). Каждый п олучает своё подаяние . Нищий – признание в нём человека, а лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.

5. Подведение итогов урока.

В чём заключается художественное своеобразие стихотворения «Нищий»?

6. Домашнее задание.

Сделать сравнительный анализ стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Милостыня».

ТЕМА: ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ.

ЦЕЛЬ: правильно писать глаголы повелительного наклонения , устно и графически объяснять написание.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.

2. Словарный диктант. Стр. 75,76.

Акварель, ватман, карикатура, колорит, натюрморт, обрамление, палитра. Пейзаж, эскиз, этюд, мольберт, мозаика, миниатюра, маринист, плакат, контраст, аскетизм, гуманизм, магнетизм, пессимизм, цинизм, деспотизм, индивидуализм, энтузиазм.

ЛЗ: 1в.: аскетизм, маринист.

ЛЗ: 2 в.: пессимизм, карикатура.

3. Объяснение нового материала.

3.1. АОЗ. Повелительное наклонение.

Прочитайте. Спишите предложения с глаголами повелительного наклонения.

Берегите землю любимую, как мать родимую. Пожар снежком не погасишь. Не спеши языком, торопись делом. Куда бы ворона не полетела, везде она будет хуже сокола. Век живи – век учись.

Какой вывод вы можете сделать? (Во 2-м л. мн ч. у глаголов 2 спр. изъявительного и повелительного наклонения пишется –ИТЕ). Почему? (Потому что глаголы повелительного наклонения образуются от основы глаголов настоящего времени путем прибавления суффикса –и).

3.3. Закрепление.

На карточках: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы.

1) Пойдите в лес, пополн_те свой гербарий. 2) Спляш_те польку? Не уме_те? Я вас научу. 3) Вытеш_те конек на фронтон своего дома. Когда вытеш_те, дом преобразится, оживет. 4) Напиш..те небольшой рассказ о вашем любимом занятии.

3.4. Наблюдение над языковым материалом.

Образуйте формы 2­го л. ед. и мн.ч. повелительного наклонения от глаголов каждого столбика:

поставить - поставь - поставьте отрезать – отрежь - отрежьте

сесть - сядь - сядьте спрятать - спрячь - спрячьте

В чём отличие между образованными формами глаголов 1­го и 2­го столбика? (Оканчиваются на мягкий согласный и шипящий.)

Что общего между ними? (На конце и перед _ТЕ пишется мягкий знак).

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква ь.

3.5. Закрепление.

Упр. 309,310.

4. Итог.

5. Д.З.: п. 56, упр. 312. Сл.сл. стр. 79

3.2. Наблюдение над языковым материалом.

Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?

3.2. Наблюдение над языковым материалом.

Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?

3.2. Наблюдение над языковым материалом.

Определите спряжение данных глаголов и запишите их словоформы с указанными значениями. Для правописания глаголов какого наклонения важно знать спряжение?

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Харитонова Ольга Николаевна, учитель МБОУ гимназия им. И.А. Бунинагорода Воронежа

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!

Стихотворенияв прозе И. С.Тургенева «Нищий», «Милостыня», «Два богача».

6 класс

углубленного изучения), для чтения и изучения предлагаются стихотворенияв прозе «Близнецы»,

«Русский язык», «Два богача». Мы сочли возможным и целесообразным привлечь

дополнительные тексты, тематически связанные с последним, - «Нищий»,«Милостыня».

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели урока:

1) уяснить гуманистический смысл и идейно- нравственное содержаниестихотворений в прозе

«Нищий»,«Два богача», «Милостыня»;

2) выявить специфику жанра стихотворения в прозе.

Задачи:

2) совершенствовать навык выразительного чтения ;

3) формировать навык литературоведческого анализа текста;

4) развивать творческие способности учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать, понимать:

- историю создания стихотворений в прозе И.С. Тургенева;

Идейно -нравственное содержание стихотворений в прозе «Нищий», «Два богача»,«Милостыня»,

их поучительный смысл;

- значение понятий по теории литературы: стихотворение в прозе, притча.

Обучающиеся должны уметь:

- воспроизводить содержание отдельных эпизодов и всего произведения в целом;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения поистории и

теории литературы и необходимые литературоведческие термины;

- соотносить изучаемое произведение с фактами общественной жизни и культуры;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

(монологическое высказывание по исследуемой проблеме, а также в ходе дискуссии, беседы).

Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская,

ценностно- мировоззренческая, культурологическая, речевая, коммуникативная.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая,

индивидуальная.

Формы организации деятельности учителя на занятии: организаторская.

Прогнозируемые результаты:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- развитие рефлексивных навыков;

- совершенствование речевой культуры обучающихся;

- развитие личностного потенциала и творческих способностей обучающихся;

- повышение коммуникативной культуры обучающихся.

Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную

информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи

Техническое обеспечение занятия: тексты стихотворенийв прозе «Милостыня», «Нищий» «Два

богача» (распечатка текста у каждого учащегося), словарь литературоведческих терминов,

презентация в программе PowerPoint , компьютер, проектор, экран, аудиозапись городского

романса «Нищая» в исполнении А. Малинина.

Урок открывает заранее подготовленное сообщение одного из учащихся , посвященное

истории создания тургеневского цикла стихотворений в прозе.Приведем примерный текст

сообщения.

Стихотворения в прозе создавались Тургеневым в 1877 – 1882 годах. Первоначально писатель

рассматривал стихотворения в прозе как эскизы будущих произведений. Некоторые из новых

писателя напечатать их. Цикл, состоящий из 51 стихотворения, появился в декабрьском номере

журнала «Вестник Европы» за 1882 год.

Круг тем, затронутых в «Стихотворениях в прозе», обширен: тема смерти, тема войны,

тема подвига и героизма, тема настоящего и будущего русского народа. Значительное место в

стихотворениях в прозе занимает изображение людских слабостей и пороков. Во многих

произведениях цикла звучит тема всепобеждающей силы любви, самопожертвования во имя

ближнего, превосходства жизни над смертью.

парах. Дети получают листы, где представлена информация из словарей и справочников. Задача

школьников –отобрать главную информацию, составить и записать в тетрадь краткое

определение жанра стихотворения в прозе.Группе из 2- 3 человек учитель поручает найти

информацию о данном жанре в сети Интернет.

Материал для работы в парах :

Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. (М.: Просвещение, 1988):

«Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера,

графически представленное как проза.В стихотворении в прозе ощутимо повторение

ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже –рифмы и т. п.,

то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи», -

указывается в одном из справочников по литературе.

Словарь литературоведческих терминов (составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев):

«Стихотворение в прозе - небольшое прозаическое произведение лирического характера. В

стихотворении в прозе, как правило, преобладает не повествовательный, асубъективно-

оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и,

стихотворение в прозе отличается тем, что звуковая организация его не выдерживаетсякак

система, хотя и приобретает определенное художественное значение, текст графически

представлен как проза».

Литературный энциклопедический словарь (П од ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева):

«Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими

признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность,

обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления

или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует

путать Стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по

метрическому признаку, - с ритмической прозой и свободным стихом. Форма Стихотворения в

прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию

религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов;

первым образцом Стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы"

(изд. 1842); термин "Ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел

у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878- 1882. Широкого распространения жанр не получил»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E8%F5%EE%F2%E2%EE%F0%E5%ED%E8%E5_%E2_%EF

http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/stihotvorenie-v-proze/?q=458&n=216

http://enc-dic.com/lit/Stihotvorenie-v-proze-499/

http://slovar.lib.ru/dictionary/stihotvorenijevproze.htm

Через 3 минуты осуществляется проверка выполнения задания. Дети читают записанные

определения, сравнивают, устно дают оценку работе друг друга.

Продолжает занятие выразительное чтениест ихотворенияв прозе «Нищий» (тексты

присутствуют на каждом столе)и анализхудожественного текста. Основная форма работы –

коллективная: беседа.

Учитель. В стихотворении в прозе присутствует событийный ряд либо просто упоминаетсяо

событии, которое послужило поводом к написанию произведения. Лирический ряд –обращение к

сфере человеческих чувств - в стихотворении в прозе, как и влирике вообще, на первом плане;в

вызванные этими событиями, впечатления от увиденного или услышанного. Событийный ряд

обычно невелик.

Беседа начинается с вопроса:

- Какое событие лежит в основе сюжета произведения?

Главное событие, описанное в произведении, - встреча лирического героя с нищим стариком.

Встреча как встреча. В то время нищие на улицах Москвы и Петербурга –явление обыденное. Да

и в наши дни можно повстречать людей, просящих подаяние. Но этот человек особенный.

Задание классу:

- Прочитайте описание внешности старика. Какой вывод делает лирический герой, созерцая

нищего?

Старик назван «дряхлым». У него «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы»

(вероятно, от долгого пребывания на холоде), «нечистые раны» (следствие болезни и, так сказать,

«неухоженности», отсутствия должного присмотра за пожилым человеком), облачен он в

«шершавые лохмотья». Рука, которую он протянул, прося подаяния, «красная, опухшая, грязная».

существо!» Но дело тут, понятно, не столько в бедности, сколько в другом: человек оказался

никому не нужным, ему некому протянуть руку помощи. А «он стонал, он мычал о помощи».

- С какой целью в произведении использованы глаголы «стонал», «мычал»? Почему автор не

привел слова нищего, ведь наверняка он произносил конкретные фразы, стараясь привлечь

внимание проходившего мимо дворянина? Заметим, что, прощаясь с лирическим героем, старик

изъясняется вполне разумно и членораздельно.

отражают впечатление, произведенное на лирического героя обращением нищего. Речь

измученного старика сливается в сознании лирического героя в один непрерывный стон. Герой не

воспринимает данное обращение в его словесном выражении, да конкретные слова и не важны в

создавшейся ситуации. Взгляд, протянутая рука, весь облик человека, доведенного до отчаяния,

говорят красноречивее любых фраз. Нищий старик весь воплощенная мольба о помощи. И

лирический герой не мог пройти мимо, не мог не откликнуться на эту мольбу: «Я стал шарить во

всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». «А нищий

ждал… и протянутая рука колыхалась и вздрагивала».

Вопрос учащимся:

- Каковы дальнейшие действия и переживания лирического героя?

Герой смущен и растерян, он испытывает глубокое неподдельное страдание от того, что ему

нечего дать старику. Душевное волнение выдают «похолодевшие пальцы» рук. Однако герой

сумел в буквальном смысле слова протянуть руку реальной помощи ближнему: «Потерянный,

повинуясь искреннему, сердечному порыву. Аристократ не побрезговал коснуться «грязной,

опухшей» ладони бездомного нищего, нуждающегося в поддержке. Значимость своего поступка

он осознал позднее. Словесник обращает внимание учеников на изменение эпитетов,

просящего подаяние видится лирическому герою «грязной, опухшей»; позднее она названа

«трепетной». Выбор эпитетовфиксирует изменение душевных движений лирического героя.

- Какой была реакция нищего? Почему он сказал: «Это тоже подаяние…»?

Старик изумлен, во- первых, обращением «брат» к своей скромной персоне со стороны

«барина». От изъявлений сочувствия он, вероятно, давно отвык. Хорошо, если прохожие дадут

грошик, не прогонят прочь, не обругают. А сколько людей просто равнодушно проходит мимо!

Поэтому старик потрясен отношением к себе как равному. И лирический герой получил ответное

рукопожатие и ответное «брат».

- Прочитаем авторское резюме в конце стихотворения: «Я понял, что и я получил подаяние от

моего брата». В чем же состояло это подаяние, полученное аристократом от нищего?

Зачастую прохожие (даже те, что не «жадничают») не испытывают подлинного сострадания к

тем, кому подают милостыню. Нравственное «зрение» обывателей не позволяет воспринимать

уличных оборванцев как своих собратьев. Они для них не токмо не ближние, которых, согласно

заповеди Иисуса Христа, надо возлюбить, как самих себя, а, напротив, совершенно чужие,

дальние, невольно ставшие помехой, тревожащие их благополучие.Лирическая новелла

Тургенева запечатлела жизненный «эпизод» чрезвычайной важности –сближение, «братание»

людей, разница в социальном положении которых огромна, если не сказать - непреодолима.

Однако эту пропасть удалось «сократить», ибо лирический герой проявиллюбовь к ближнему в ее

единственно верном понимании. И то, что бедняк оценил и принял знак уважения, тоже

подаяние. Лирический герой получил урок подлинного человеколюбия, - и, надо сказать, без

Урок продолжает работа в группах. Учитель предлагает детям объединиться в 4 группы для

выполнения заданий.

Группа обучающихся № 1 работает со стихотворением в прозе «Милостыня».

Задание группе обучающихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения в прозе «Милостыня».

2. Дайте ответы на вопросы:

- Кто герой лирической новеллы? Приведите ключевые слова и выражения, с помощью которых

описан внешний облик персонажа.

- Как герой оказался в бедственном положении? В чем причина его страданий?

- Каково душевное состояние старика? Почему он не решается просить милостыню?

- Как выглядит обратившийся к герою незнакомец? Как вы думаете, кто это?

- Какой совет был дан старику божественным посланником? Какой довод приводит незнакомец ?

Почему старик «встрепенулся» после слов незнакомца?

- Когда герой произведения протянул руку для подаяния, как отреагировал первый прохожий? А

второй? Стыдится ли теперь старик того, что просит милостыню? Почему?

Информация для учителя

В «Милостыне» нет лирического героя , поэтому отсутствует и субъективно- оценочное

восприятие изображенной ситуации. Данное произведение скорее носит характер притчи. Однако

«Милостыню» к жанру стихотворений в прозе.

Герой «Милостыни» во многом подобен персонажу стихотворения «Нищий». Это «старый,

больной человек», бредущий вдоль большой дороги. «Он шатался на ходу» от усталости. Его

«исхудалые ноги» «ступали тяжко и слабо», «одежда на нем висела лохмотьями». Одним словом,

«он изнемогал» под гнетом душевных и физических страданий.

«…Он был некогда здоров и богат… здоровье истратил, а богатство роздал другим… И вот

теперь у него нет куска хлеба –и все покинули его, друзья еще раньше врагов…»Геройне привык

унижаться, поэтому испытывает горечь и стыд при мысли о подаянии.

«Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный,

но не злой», - таким предстал перед героем незнакомец.Судя по внешнему облику, по внезапному

появлению и такому же исчезновению, а также учитывая то, что незнакомец называет старика по

Выяснив, что старик, несмотря на неблагодарность окружающих, не жалеет о розданном

богатстве и совершенных благодеяниях, незнакомец убеждает героя в том, что не следует

стыдиться просить милостыню. Просить милостыню – значит предоставить другим людям

реальную возможность творить добро.

После этого персонаж произведения Тургенева больше не стыдится того, что ему приходится

стоять «с протянутой рукой». Он с надеждой заглядывает в глаза проходящих мимо. Первый

прохожий отвернулся с суровым лицом. Что ж, всякие бывают люди. Бывают и такие, которые не

понимают, что это проверка их душевной щедрости – или скупости и скудости. А ведь на самом

деле подаяние – процесс взаимообмена добром. И неизвестно, кто получает больше: тот, кому

подают милостыню, или тот, кто ее подает. И воистину нищи духом все проходящие мимо, не

внимающие мольбам о помощи.

Группа обучающихся № 2 работает со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 - ая и 2-

ая строфа) .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение фрагмен та стих отворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 -

ая и 2- ая строфа):

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто- то камень положил

В его протянутую руку.

2. Дайте ответы на вопросы:

- Каков внешний облик лермонтовского нищего? Сравните его с портретом героя произвед ения

Тургенева «Нищий».

- В чем различие сюжетных ситуаций в произведения х Тургенева и Лермонтова?

- Сравните значение слова «живой » в 1 и 2 строфе?

- Какова роль мотива камня в стихотворении Лермонтова?

Информация для учителя:

Сходство лермонтовского нищего с т ургеневским стариком п очти буквальное: «бедняк

иссохший, чуть живой», «взор являл живу ю м уку» .

Образ нищего - антитеза прихожанам: он беден отс у тствием матери альных благ, в то время как

окружающие продемонстри ровали абсолютную д у ховн ую нищету. У него « иссох шая» те лесная

оболочка - он и же непоправимо очерствели вн утренне. Даже взгляд, являвший «живую м уку» , не

смог разбередить людских сердец: нищий так и н е дождался живой реакции непосредственной

чуткости, реальной отзывчивости. Хуже тог о: «… к то - то камень положил // В его протян у т у ю

входит мотив окамене ния, омертвения души, явно из числа тех, кого в н ароде именуют

«нехристями». Иис ус Христос, к ак мы п омним, движимый человеколюбием, п ревратил ка мни в

хлебы. А людское безду шие, к ак ни прискорбно, способно порой произвести обратное.

Группа обучающихся № 3 работает со стихотворением в прозе «Два богача» .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение по ролям стихотворения в прозе «Два богача ».

2. Дайте ответы на вопросы (см. учебник, с. :

Информация для учителя

Главный герой сти хотворения деревенский му жик, принявший племянницу- сирот у в свой

разоренный домишко. Ему теперь б у квальн о «не н а что… соли добыть, п охлебку п осолить » , так

как н а «Катьку последние гроши » п ошли. Но в крестьянском семействе никто не ропщет и все с

радостью едят « и не солен у ю » похлебк у , потому что знают: главное в жи зни не оставить в беде

ближнего, протянуть р у к у помощи нуждающемуся в поддержке и сострадании. Тургенев

выделяющему «целые тысячи н а воспитание детей, на лечение больных, н а призрение старых» . Не

умаляя заслуг последн его, х удожник со всей ответственностью заявляет: «Да леко Ротшильд у до

во имя ближнего.

Группа обучающ ихся 4 осуществляет п одборку пословиц русского народа и афоризмов,