Ашкеназы и сефарды — генномодифицированный продукт Священной Римской империи. Мировая война сефардов и ашкеназов

История евреев-сефардов берет начало на Пиренейском полуострове, месте расположения современных государств Испании и Португалии. По данным историков, они попали на территорию Иберии ранее всех его коренных обитателей — римлян, варваров и арабов. Однако, спустя 8 столетий мирной жизни, были вынуждены уехать в изгнание по декрету короля Испании.

История сефардов

Название «сефарды» происходит от слов «библейское место» (иврит: ספרד, Modern Səfarád, турецкий: Sefarad). Об этом народе упоминается также в персидских надписях под именем «Saparda», что некоторые ученые оспаривают.

Еврейская эмиграция и поселения на территории Испании, по данным историков, происходили в период власти Римской Империи, после падения Карфагена (около 210 гг. до н.э.). Многие беженцы переселились из Иудеи в Средиземноморье после разрушения Иерусалима римским императором Титом. Позднее евреи даже назвали Пиренейский полуостров «Сефарадом», что в переводе с современного иврита и означает «Испания».

В истории евреями-сефардами принято считать выходцев с Иберийского полуострова, потомки которых были изгнаны из Испании в марте 1492 г. по Альгамбрскому декрету короля Фердинанда 2-го и Изабеллы Кастильской. К этому времени евреи прожили на этой территории уже более 800 лет, и их количество составляло около 100 тыс. человек.

Большая часть евреев были богатыми людьми. Они служили государственными чиновниками, возглавляли крупные банковские и торговые учреждения. Многие годы они давали крупные займы испанским королям, за что получали аристократические титулы и прекрасное светское образование. После вердикта об изгнании почти 30% из них вынуждены были уехать.

В современном Израиле название «сефарды» также часто применяется в религиозных целях для обозначения евреев азиатского и африканского происхождения, т.к. в литургии они используют сефардский стиль.

Бегство евреев из Испании и Португалии

По условиям королевского указа в Испании могли остаться только те испанские евреи-сефарды, которые примут христианскую веру. Большинство (70-80% евреев) согласились с таким условием и остались жить на полуострове, окрестившись. Они образовали этническую прослойку марранов, часть из которых по-прежнему тайно соблюдала обряды и законы иудаизма. Через некоторое время они вернулись к своей религии. Многие их потомки сейчас проживают на территории Италии, Нидерландов, Северной Германии, Англии и США.

Те же, кто решил уехать, расселились в различных регионах Средиземноморья, Европы и других стран (карту путей беженцев евреев-сефардов - на фото ниже):

  • в Османскую империю, в основном в Стамбул и Салоники;
  • в Северное Марокко и другие страны Африки, некоторые из них позднее эмигрировали обратно на территорию Пиренейского полуострова и сформировали сообщество Гибралтара;
  • в страны Европы: Италию, Голландию и т.д.;
  • криптоевреи, которые ведут скрытный образ жизни - со времен испанской и мексиканской инквизиций они практикуют тайные еврейские обряды. Они проживают сейчас в Мексике, в юго-западных штатах США, на островах Карибского бассейна и Филиппинах.

Из Португалии евреи были также вынуждены эмигрировать в Италию и Османскую Империю. Многие из них осели в Амстердаме и других странах Европы.

Евреи в Османской империи

Сефарды, которые переселились из Испании на Восток, получили радушный прием от турецкого султана. Обладая немалым богатством и деловыми связями в Европе, они заняли все ключевые посты в управлении еврейской общины в Османской империи. При этом они потеснили местных евреев. Благодаря своей завышенной самооценке, смогли навязать свои обычаи, культуру и законы другим иммигрантам, в т.ч. и ашкеназам.

Зажиточные османские сефарды были щедрыми меценатами, открывали новые школы, библиотеки и типографии. Они занимали государственные посты, служили придворными банкирами и занимались сбором налогов. На свой язык ладино они перевели много изданий с иврита и европейской классики, однако в устной речи применяли его разговорный вариант — джудезмо.

Однако в 19 в. произошел экономический крах Империи, и контроль над капиталом достаточно быстро перешел в руки европейских капиталистов. Завершающим ударом стала 2-я Мировая война. После оккупации евреи в Греции, Югославии и Сербии были почти полностью истреблены. А уцелевшие уехали в Америку (США и Латинскую) и Израиль.

Африканские и американские сефарды

Значительная община сефардов переселилась в Северную Африку (Марокко и другие страны). В 19 в. они были колонизированы Францией, благодаря чему евреи получили французское гражданство в 1870 г. После выхода колонистов из Алжира в 1962 г. большинство евреев переехало во Францию, где они сейчас представляют одну из самых крупных сефардских общин в мире, не считая Израиля.

Французские сефарды по-прежнему сохраняют свои традиции в древних мелодиях и романсах Испании и Португалии, предпочитают иберийские национальные блюда, следуют испанским обычаям.

Сообщество сефардов в Мексике насчитывает сейчас более 5 тыс. человек. Большинство из них переселилось сюда из Турции, Болгарии и Греции. В США еще в 19 в. большинство евреев были сефардами, службы проводили на португальском языке, хотя разговаривали по-английски. Однако многочисленная эмиграция евреев-ашкеназов из Германии и Восточной Европы в течение 19-20 ст. привела к тому, что они стали доминировать на американском континенте.

Язык сефардов

Традиционный язык большинства сефардов — ладино или иудео-испанский. Он относится к романской группе и основан на древнекастильском и старопортугальском. Также в нем позаимствованы слова из турецкого, греческого, арабского, французского и иврита.

В Средиземноморье еще до недавнего времени существовали 2 диалекта ладино, в зависимости от региона: восточный и западно-африканский (хакитиа). Восточный диалект сохранил в себе древнеанглийские черты в морфологии и лексике, считается более консервативным. Североафриканский сильно разбавлен разговорными словами, позаимствованными у арабов, на это повлияла испанская колониальная оккупация Северного Марокко в первой половине 20 в.

Среди португальских евреев был распространен иудео-португальский вариант языка, который оказал влияние на диалекты в Гибралтаре.

В чем отличие сефардов от остальных евреев

Сущностной разницы между двумя субэтническими группами иудеев нет. Отличаются они в своих обычаях, традициях, привычках, выполнении религиозных заповедей и обрядов. Все это было обусловлено историческими событиями и географией их проживания: ашкеназы сформировались на территории Центральной Европы (Германии, Польши и др.), сефарды — на Пиренейском полуострове. Исторически сложилось, что они используют различные языки: идиш и ладино. Современные ашкеназы составляют большинство евреев Израиля и относятся к сефардам свысока. Германские евреи имеют завышенное самомнение, считая себя более интеллектуальными и т.д.

Высланные из Испании сефарды, переселившись в другие страны, многие годы сохраняли групповое чувство гордости, подвергая других евреев дискриминации: они не разрешали сидеть им в синагогах с остальными, запрещали браки и вводили другие правила. Испанские евреи не запрещали полигамные браки, имели специфические обряды (литургию), синагогальную архитектуру (так называемый «мудехарский стиль») и даже особый способ упаковки свитка Торы в футляре (тике).

В 18 в. сефарды в период Французской революции смогли добиться изгнания ашкеназов из города Бордо, получив гражданское равноправие раньше других евреев. В 18-19 ст. выходцы из Иберии постепенно стали отходить от религии и традиций своих отцов, крестились, однако с гордостью носили свои имена и фамильные титулы.

Внешность евреев ашкенази и сефардов почти не отличима. Первые преимущественно являются светлокожими, светловолосыми, имеют светлые глаза, более склонны к наследственным заболеваниям. Вторые имеют более смуглую оливковую кожу, но это не всегда заметно. Изучая фото и внешность евреев сефардов, выявить отличия визуально сложно.

Мнение генетиков

Исследования генетиков, биологов и антопологов по поводу выделения различий в генах и внешности евреев-сефардов, ашкеназов, привели к однозначным выводам: все евреи составляют одну этническую группу, которая генетически обособлена от других народов. Но это без учета общин в Эфиопии и Индии, называемых сейчас мизрахи. Они представляют отдельную группу, выделившуюся около 2,5 тысяч лет назад, когда они попали в плен к вавилонянам.

Евреи Южной Европы получили 30% примесей в ДНК от генов местных народов: французов, итальянцев, испанцев. В Средние Века в Европе четко разграничены 2 группы: сефарды и ашкеназы. Последние появились в Германии в 8 столетии и широко распространились по территории Восточной Европы: Польше, России и т.д. Большинство ашкеназов, которые не успели выехать из фашистской Германии и оккупированных земель, погибли при холокосте. Выжившие переселились в Израиль и США.

По мнению генетиков, сефарды и ашкеназы выделились в отдельные этнические группы около 1200 лет назад. Причем численность второй группы в некоторый период сильно сократилась и из-за близкородственных браков стала подвержена некоторым генетическим заболеваниям.

Сефарды в России и республиках СНГ

Первых евреев-сефардов в Россию привез еще Петр 1-й из Голландии: к ним относится и род Абарбанелей, один из предков которого финансировал в 1492 г. экспедицию Колумба в Новый Свет. Также известно, что сюда перебрались некоторые семьи из Бессарабии и Балтийских стран.

По данным ученых, на территории Российской Федерации и государств бывшего СССР сейчас проживает около 500 тыс. евреев-сефардов. Большинство из них называет себя так из-за исповедования иудаизма сефардского наклона, но испанские корни мало кто из них имеет. К ним относятся грузинские, бухарские, азербайджанские и другие евреи, проживающие в Кавказском регионе и Средней Азии.

Знаменитые сефарды

Среди этнических сефардов можно выделить много выдающихся личностей, которые прославили свое имя в различных сферах деятельности.

Самые знаменитые из них:

  • Бенедикт Спиноза — философ Нового времени, живший в Нидерландах в 17 в., который придерживался неортодоксальных религиозных взглядов и идей рационализма, пантеизма и детерминизма. Происходит из богатой семьи, чьи предки выехали из Португалии в Амстердам. Был исключен из еврейской общины и обвинен в ереси, после чего занялся изучением естественных наук, греческой философии и латыни. Самое известное произведение Спинозы — «Этика», где приведены основные положения его философии. Умер в 45 лет от туберкулеза.
  • Давид Рикардо — экономист, живший в 18 в. в Великобритании, один из создателей политэкономии, ее основных законов и принципов распределения доходов при помощи налогообложения. Его семья эмигрировала из Голландии. Успешно занимался операциями на бирже и в торговле, заработав миллионы фунтов, однако через 12 лет занялся научной работой в области экономических теорий.
  • Камиль Писарро — знаменитый французский художник, родоначальник импрессионизма. Происходит из богатой сефардской семьи, жившей на Антильских островах. После переезда в Париж получил образование живописца и художника, был другом Сезанна, придерживался политических взглядов анархистов.
  • Эмма Лазарус — писательница и поэтесса из США, происходит из семьи плантатора, бежавшего из Португалии в Новый Свет от инквизиции. Кроме писательской деятельности занималась переводами на английский язык стихов на иврите. Ее стихотворение «Новый Колосс» (1883) украшает пьедестал Статуи Свободы в Нью-Йорке.

Сефарды и ашкеназы в Израиле

После образования государства Израиль сюда стали съезжаться многие евреи, среди которых были и сефарды. Они прибывали из Марокко, Алжира, стран Востока, бывших республик СССР. Большинство из них прекрасно сохранили свои традиции, приехав сюда почти без имущества. Однако чиновники в молодом государстве, которые занимались беженцами, отнеслись к ним негативно. Детей отдавали насильно в кибуцы, отрывая от семей. Большинство сефардов не имели образования. Обстановка изменилась только в конце 1970-х, когда вступили в действие программы школьного и университетского образования, строительства и доступного жилья.

Сейчас сефарды смогли повысить свой статус и занять определенное место в жизни страны. Их культурные традиции стали ближе к израильской действительности. Браки между ашкеназами и сефардами широко распространены.

В Израиле евреи-ашкеназы и сефарды имеют отдельные синагоги и собственное самоуправление, причем есть одновременно и 2 верховных раввина (фото можно увидеть внизу).

Испания предлагает гражданство сефардам

По сообщениям властей Испании, страна приглашает потомков евреев, которые были изгнаны в 15 ст. указом короля. Им предлагается получить гражданство по упрощенной процедуре. Таким образом государство пытается устранить несправедливость по отношению к евреям, которая была совершена более 500 лет назад.

Чтобы доказать свою принадлежность к евреям-сефардам, требуется предоставить либо исторические документы, либо справку от религиозной общины, заверенную руководителем и нотариусом. По статистике, в мире насчитывается 1,5-2 млн потомков евреев, изгнанных с Пиренейского полуострова в 15 столетии.

Ашкеназские евреи, Ашкена́зы (на ивр.- ашкеназим ) - потомки средневекового еврейского населения Германии и Северной Франции, а также Англии, значительная часть которых переселилась в страны Восточной Европы и Россию, а позднее - в Америку и Израиль. Термин «ашкеназ» происходит от ивритского названия Германии, считающейся местом расселения Ашкеназа - внука Яфета (см. Берешит 10:3 и комментарий Раши к трактату Талмуда Хулин, л.90 ). В средневековой еврейской литературе словом «ашкеназим» называли евреев, проживающих на землях Вормса, Майнца и соседних при-рейнских областей. В последующем так стали называть всех германских евреев и их потомков, переселившихся в другие страны Европы. У ашкеназов сложился свой разговорный язык - идиш . Cегодня большинство евреев в мире (ок.65-75%) - потомки выходцев именно из ашкеназских общин.

После этого были написаны многочисленные книги по алахе. Наиболее известны из них: «Левушим» р. Мордехая Яфэ , «Сефер меирот эйнаим (Сма)» р.Йеошуа Фалька, «Бейт Хадаш (Бах)» р.Йоэля Сиркиса, «Турей Заав (Таз)» р.Давида бен р.Шмуэля Алеви , «При Мегадим» р.Йосефа Теомима , «Хайей Адам» р.Авраама Данцига , «Кицур Шульхан Арух» («Краткий Шульхан арух») р. Шломо Ганцфрида , «Арух а-Шульхан» р.Йехиэля-Михла Эпштейна , книги «Мишна Брура» и «Хафец Хаим» р. Исраэля-Меира а-Коэна , «Хазон Иш» р. Авраама Йешаи Карелица , а в наше время «Шмират Шабат Кеильхата» р.Йеошуа Йешаи Нойвирта .

В эпоху ахароним в ашкеназской религиозной мысли также возникли новые течения - хасидизм и мусар .

Богдан Хмельницкий и бегство евреев из Польши и Литвы

В XVII веке под властью Польши находились земли современной Украины, где жило большое количество евреев. Их услугами поляки часто пользовались для взимания податей, поэтому украинские крестьяне и казаки ненавидели их.

В 5408 (1648) казаки во главе с Богданом Хмельницким подняли восстание против Польши, обернувшееся небывалыми еврейскими погромами . Польская амия не смогла противостоять разъяренным толпам, были убиты десятки тысяч евреев, уничтожены сотни общин.

В 5411 (1651) году банды Хмельницкого были разбиты, и он обратился за помощью к России. Война возобновилась, на этот раз жертвами стали общины Литвы: в каждом взятом городе русские и казаки убивали всех находившихся там евреев. В 5415 (1655) году при захвате города Вильно погибло 25 тысяч человек.

После ухода русских в Польшу и Литву вторглась армия Швеции. Поляки обвинили евреев в предательстве и выступили против них.

Точное число погибших в ходе этих событий евреев никто не знает. Всего с 5408 до 5420 года (1648-1660), по различным оценкам, погибло от примерно 50 до 600 тысяч евреев.

Беженцы из Польши и Литвы обратились к главам германских государств, прося предоставить им убежище. В результате многие евреи переселились в Австрию, Пруссию, Богемию, Моравию и другие области, на которые распалась к тому времени Германия.

Возникновение хасидизма

Евреи, оставшиеся в Восточной Европе, переживали после восстания Хмельницкого тяжелый период. Обнищавшие, полные отчаяния, они постепенно отдалились от мудрецов, круг которых, со своей стороны, также сократился.

В это время появился человек, наполнивший сердце простого еврея светом Торы - раби Исраэль бен Элиэзер по прозвищу Бааль Шем Тов («Обладатель Доброго Имени», сокращенно Бешт ; годы жизни: ок. 5460-5520 / ок.1700-1760). Он учил, что главное для еврея - это духовная основа заповедей. Необходимо радоваться Вс-вышнему, стремиться к очищению, молиться с предельной концентрацией (каваной ); если помыслы человека чисты, Б-г всегда услышит его.

Бааль Шем Тов посещал еврейские города и местечки Подолии, Волыни, Галиции и вскоре приобрел известность как целитель и святой человек - цадик .

Учение Бешта, которое стали называть хасидизм , развивал его ученик, раби Дов Бер - Магид из Межерича (годы жизни: 5464-5533 / 1704-1772).

Впоследствии хасидизм разделился на два направления. Основателями первого - украинско-галицийско-польского - были раби Элимелех из Лиженска , Хозе (Провидец) из Люблина , раби Леви Ицхак из Бердичева , раби Нахум из Чернобыля и др. (в наше время их продолжателями являются различные хасидские «дворы» - Вижниц, Бобов, Цанз-Клойзенбург, Бельз, Сатмар, Карлин, Гур и другие).

Второе - белорусско-литовское течение - было основано учеником магида из Межерича раби Шнеуром Залманом из Ляд , известным как Альтер Ребе , автором книги Тания (впоследствии из этого направления возникло движение Хабад).

Оппозицию хасидизму составили литовские мудрецы во главе с Виленским Гаоном, которых назвали митнагедами (букв. «противниками» ). Их насторожило то, что молитва заслоняла у большинства хасидов изучение Торы, а также особое внимание к Кабале - тайному учению, которое предлагалось малоподготовленным людям. В 5533 (1772), а затем в 5542 (1781) году митнагеды наложили на хасидизм (отлучение).

Противостояние продолжалось в течение 30 лет, но в конце концов противники примирились: перед обоими вырос новый враг - Аскала , т.н. «Еврейское Просвещение».

Аскала и реформизм и борьба с ними мудрецов Торы

В XVIII веке отношение к евреям в Западной Европе существенно изменилось. Для них открылся путь к получению светского образования и активной интеграции в общественную жизнь.

В это время в Германии получили распространение идеи М. Мендельсона (5489-5546 / 1729-1786 гг.), убеждавшего евреев принять европейскую культуру. Он перевел ТаНаХ на немецкий язык, предлагал пользоваться в разговорной речи немецким вместо идиша. Хотя сам он соблюдал заповеди, но его последователи уже не придавали этому никакого значения; для них был открыт путь к ассимиляции и крещению.

Деятельность М. Мендельсона и его идеи дали толчок движению Аскалы - движению «еврейских просветителей».

Следующим шагом социального продвижения был реформированный иудаизм , в основе которого лежала идея приспособления к стандартам современного общества. Реформистами постепенно были отменены многие установления иудаизма - вера в Машиаха (Мессию) , упоминания Иерусалима и Страны Израиля в общественных молитвах, ношение талита и вообще традиционной еврейской одежды, трубление в шофар и др. Сторонники Реформы перенесли празднование субботы на воскресенье, стали называть себя «немцами иудейского вероисповедания», а своей столицей считать Берлин.

Мудрецы Торы активно противостояли этим тенденциям. Рав Шимшон Рафаэль Гирш, много лет руководивший общиной Франкфурта, создал движение «Тора вэ-дэрех эрец» (Тора с путями мира). Его ученики учились в университетах, одевались по моде того времени, участвовали в общественной жизни, но при этом строго соблюдали еврейский закон, ни от чего не отказываясь.

Другим борцом с Аскалой и Реформой был Хатам Софер - рав Моше Софер (годы жини: 5523-5599 / 1763-1839 гг.). Он создавал ортодоксальные школы и общины в разных городах Центральной Европы, был раввином города Прессбурга (Братислава), где основал крупнейшую ешиву и воспитал поколение учеников.

Евреи в царской России в конце XVIII - начале XX вв .

После трех разделов Польши в конце XVIII в. и наполеоновских войн к Российской империи отошли территории, на которых огромное количество евреев. Еврейское население империи составило 1,5 млн. человек.

Царь и правительство отнеслись к евреям враждебно. Еще Екатериной II был издан указ о так называемой «черте оседлости» . К 5572 (1812) году граница «черты оседлости» была окончательно сформирована - 25 западных провинций России, за пределы которых не разрешалось выезжать без специального разрешения.

К началу Первой Мировой войны еврейское население США составило 2 млн. человек, включая выходцев из других стран Европы.

Меньшая часть евреев (60 тыс.) - в основном, религиозных - эмигрировала в тот же период в Палестину и поселилась на Святой земле. Одни присоединялись к «старому ишуву» - религиозным поселениям Иерусалима, Яффо, Цфата, Тверии и Хеврона. Другие организовали движение «Ховевей Цион» («Любящие Сион»), целью которого было создать сельскохозяйственные поселения.

В дальнейшем движение за переселение в Палестину и создание еврейского государства - сионизм - станет исключительно светским и антирелигиозным.

Литовские ешивы и движение мусар .

На фоне процесса отхода от традиций, характерного для евреев XIX века, ярко выделяется противоположная тенденция - создание новых ешив.

Объявить евреев виноватыми было нетрудно: за последние сто лет, постепенно отходя от традиций предков и все больше считая себя «немцами Моисеева вероисповедания», они заняли ведущее положение во всех сферах общественной деятельности.

После погрома, известного под названием Хрустальной ночи, евреи были лишены всех прав, ограблены, подвергнуты повсеместному насилию и унижению. Впоследствии Гитлер занялся «окончательным решением еврейского вопроса» - планомерным уничтожением.

За время Второй Мировой войны погибло более 6 миллионов евреев, из них полтора миллиона детей. Их расстреливали, закапывали живыми, травили газом, сжигали при молчаливом согласии всего мирового сообщества. Никогда еще за всю историю человечества не было такого хорошо организованного конвейера смерти. Эту бойню невозможно объяснить земными мерками.

США и Израиль - центры еврейства после Катастрофы

Для евреев, переживших Катастрофу, Европа перестала быть домом. Они стремились переехать в США или в созданное в 1948 году государство Израиль.

Под предводительством хасидских лидеров, с одной стороны, и лидеров литовского еврейства, с другой, сюда были перенесены чудом спасшиеся осколки восточноевропейских общин и ешив.

Рав Э.Й.Финкель воссоздал в Иерусалиме ешиву Мир, рав Й.Каанеман - Поневежскую ешиву в Бней Браке, рав А.Й.Карелиц (Хазон Иш) помог превратить Бней Брак в центр Торы. В Иерусалиме развернули свою деятельность р.Исер Залман Мельцер, р.Залман Сороцкин, Луцкер рав, р.Ицхак Зеев Соловейчик из Бриска. Спасшиеся от нацистов ребе из Бельз, Гур, Цанз-Клойзенбурга начали строить новые общины.

В Америку также переехали в 30-40-е годы спасшиеся от нацистов раввины. Наиболее известными из них были Сатмарский ребе Йоэль Тейтельбоим, рав Аарон Котлер, основавший «Бейт Мидраш Гавоа» в Лейквуде, р. Моше Файнштейн , а также Любавичские ребе - рав Йосеф Ицхак Шнеерсон и его зять рав Менахем Мендл Шнеерсон . Благодаря этим и многим другим мудрецам Торы в ассимилированной Америке возродилось ортодоксальное еврейство.

Современная эпоха - время перед приходом Машиаха

Сегодня ашкеназские и сефардские евреи живут бок о бок в Израиле, Америке, во многих странах Европы. Большинство из тех, кто сохраняет еврейский образ жизни, сохраняет и свои традиции. Но по всем признакам, еврейский народ вступил в новую эпоху своего развития.

Еврейские пророки не раз говорили о чертах, характерных для эпохи, предшествующей приходу Миссии - Машиаха - Царя из рода Давида , который будет царствовать в конце исторического процесса, когда будет отстроен Храм , и у людей останется только одно желание - стремление приблизиться к Вс-вышнему. Многие из этих черт ясно различимы уже сейчас.

Например, это безуспешная попытка евреев ассимилироваться в странах изгнания и последующее за этим массовое возвращение в Землю Израиля. Еще одно актуальное для нас предсказание - о том, что арабские народы (бней Ишмаэль - сыны Исмаила) станут самым ярым врагом народа Израиля.

И, наконец, эпоха перед приходом Машиаха характеризуется двумя противоположными процессами: с одной стороны - стремлением евреев вернуться к своим национальным истокам, к Торе (это мы видим на примере евреев из России), с другой - дезориентацией и утратой ценностей в обществе, катастрофическим падением нравов - в первую очередь, среди тех евреев, которые не желают принять на себя бремя заповедей (см. предсказания мудрецов о будущем человечества в книге Р.Айзенберга «В конце дней»).

Так пусть придет Машиах - вскоре, в наши дни!

Еврейское общество делится на ашкеназов и сефардов. Такое деление может показаться странным, потому что Ашкеназ - хазарское наименование Германии, а Сфарад - сефардское наименование Испании. На практике большинство евреев, происходящих из европейских семей, считаются ашкеназами, а из семей, связанных с Испанией или арабскими странами, - сефардами.
«Еврейская Энциклопедия» также гласит, что еврейский народ разделяет себя на две большие группы (Ашкеназы и Сефариды) поясняя что cефариды, которые мигрировали из Палестины в страны Средиземноморья, предположительно относятся к первобытным племенам Израиля, в то время как ашкеназы первоначально являлись выходцами из области Юго-Западной Азии, называемой Хазаром (в других источниках называемым Хазарским царством), и которые позже проникли в Россию и Восточную Европу. В «Еврейской Энциклопедии» содержится длинная статья о хазарах, и в ней говорится, что Царство хазар обратилось в иудаизм около 740 года нашей эры. Артур Хестлер, «выдающийся еврейский автор, в своем исчерпывающем научном исследовании под названием «Тринадцатое племя» убедительно доказывает, что хазары стали ашкеназами, ветвью еврейства, которая составляет подавляющее большинство современного еврейского народа.

Cефарды Испании говорили на иудео-испанском наречии получившем название ладино. Германские евреи (или хазары-ашкеназы) говорили на идише, еврейском языке, основанном преимущественно на немецком и иврите. Евреи Польши и России (или хазары-ашкеназы) тоже говорили на идише. Идиш также используется в хасидских (или хазары-ашкеназы) общинах. Вспомним что в Европу и Русь хазары попали после разгрома Хазарии. Осели они практически по всем европейским странам организовав свой собственный еврейский центр в Польше

(вот Вам и причина образцово-показательного нападения на Польшу. Сефадская полукровка Гитлер лично наблюдал за захватом Польши на расстоянии,-такая "честь" не была оказана больше ни одной стране подвергшейся нападению. Кстати пропагандистский фильм "Вечный Жид" снят нацистской пропагандистской машиной именно о хазарах-ашкеназах,-сефардов Вы там не найдете ). Но начнем всетаки с самого начала...


В средние века сефарды Испании считали себя иудейской элитой (смотрим на карты миграций и поселений сефардов-иудеев). В отличие от своих собратьев в других частях Европы испанские иудеи часто имели хорошее светское образование и были зажиточными людьми. Согласно укоренившемуся среди них убеждению, их предки поселились в этой стране еще в

VI в. до хр. эры, однако точно установлено лишь их пребывание там в первые века хр. эры. Даже после своего изгнания из Испании в 1492 г . эти евреи сохранили сильное чувство групповой гордости. Сефарды, оставившие Испанию и обосновавшиеся в других местах Европы, подвергали других евреев дискриминации. В сефардских синагогах Амстердама и Лондона XVIII в. ашкеназы не могли сидеть вместе с остальными членами общины, им полагалось стоять за деревянной перегородкой (по сефардским законам потомки изнасилованных сефардами при захвате Хазарии хазарских матерей иудеями являться немогли ни под каким соусом ). В 1776 г. в Лондоне община сефардов постановила, что если сефард вступает в брак с дочерью ашкеназов и умирает, то благотворительные фонды сефардской общины нельзя использовать для помощи вдове.

Евреев, живших в арабском мире, также называли сефардами - скорее всего, потому, что их обрядовая практика следовала обычаю сефардов, а не ашкеназов. Когда сегодня говорят об израильских сефардах, имеются в виду иудейские выходцы из Марокко, Ирака, Йемена и т.д.(Когда эти сефарды начали прибывать в Израиль после 2-ой Мировой,-хазарские ашкеназы сумевшие откупиться от сефардских нацистов (которые перебросили этих хазар за откуп в Израиль во время 2-ой Мировой ) устроили этим сефардам тотальный геноцид облучив их радиацией )

В США евреи из арабского мира часто добиваются больших финансовых успехов. Самая известная община сефардов в районе Нью-Йорка (более 25 тысяч сирийских евреев) обитает в Бруклине и Нью-Джерси, большинство их предков прибыли сюда из Халеба в начале 20-го века.

В среде ашкеназов также существует тенденция к самовыделению. Германские евреи (или хазары-ашкеназы) часто считают себя «интеллектуальнее» сефардов. Те из них, кто перебрался в США, внесли большой вклад в обустройство польских и русских евреев (или хазар иудеями как таковыми не являвшимися), прибывших сюда позже, и смотрят на сефардов свысока. Когда германские евреи (или хазары-ашкеназы) создали в 1843 г. организацию «Бней Брит», они не разрешили сефард aм вступить в нее...

После изгнания с Пиренейского полуострова сефарды во многих европейских государствах оказывались бок о бок с ашкеназами, и где бы это ни происходило - отношения между ними были крайне натянутыми: две общины жили обособленно друг от друга, смешанные браки между их представителями были крайней редкостью.

Яркой иллюстрацией этому может служить письмо лидера общины португальских евреев Бордо Ицхака Пинто Вольтеру в ответ на антиеврейские высказывания последнего - в нем Пинто защищал только сефардов. "Иудеянин португальский, живущий в Бордо, и иудеянин германский, живущий в Меце, - писал он,- суть два существа совершенно различные... Если бы г. Вольтер... захотел руководствоваться той справедливостию, которою он хвалился, то, конечно, он сумел бы различить от прочих иудеев иудеев испанских и португальских, которые никогда не смешивались со своими единоплеменниками (из других иудейских этносов - М.З.) и не были никогда с ними одно и то же... Я полагаю за верное, что г. Вольтеру не может быть не известна особая деликатность иудеев португальских и испанских, которые имеют правило не вступать ни в супружество, ни в какие-либо [другие] связи с иудеями иных обществ и ни под каким видом не смешиваются с оными... Их различие с их собратьями столь велико, что если бы иудеянин португальский, живущий в Голландии или в Англии, женился на еврейке германской, то лишился бы всех преимуществ; его бы отлучили от их синагоги, исключили бы совершенно из их общества; даже после смерти он не мог бы быть похоронен между своими португальскими собратьями. Причина такого их разделения с прочими иудеями есть следующая: португальские и испанские иудеи, которые считают себя происходящими от колена Иудова, имеют предание, что во времена пленения Вавилонского главные фамилии сего колена были посланы в Испанию и обитали в оной, вследствие чего иудеи сего общества, как потомки столь важных предков и наследники их древнего обиталища, присваивают себе то преимущество, которое они показывают в своем поведении противу прочих их собратьев... Понятие испанских и португальских иудеев о своем происхождении сделалось для них как бы неким священным догматом, за что строжайшая критика могла бы назвать их тщеславными и суетными, однако же не грубыми и не корыстолюбивыми...

И поскольку он (Вольтер) был в Голландии, то ему известно, что их (сефардов и ашкеназов) синагоги различны и что, сходствуя в сущности веры (то есть именно право на исключительность владения иудейской верой является камнем преткновения,- отсюда следует что в конечном итоге борьба идет за единоличное владение правом на печатание денег для всего глобуса. Этот метод захвата власти совершенно ясно описан в основных заветах Моисея и на данный момент существует система из частных ЦБ узурпировавших за собой право на печатание денег для страны обитания и естественно захвативших контроль надэкономиками этих стран ) , они различаются в своих обрядах. Обычаи иудеев португальских также несходны с обычаями прочих иудеев. Португальские не имеют бороды и своею одеждою не разнятся от народа, в котором живут; некоторые из них совершенно во всем подражают европейцам, выключая религию...

... Некоторые из них в конце пятнадцатого века привезли с собой великия богатства в Голландию и своею деятельностью... очень много послужили развитию там торговли (как тут не вспомнить заслуги Колумба который происходил из богатой еврейской семьи). Их синагоги имели вид собраний сенаторов (уж не американский ли Сенат имеется ввиду ? ) , и когда путешествовавшие немецкие вельможи посещали оные, то признавали, что германские иудеи нимало на них (сефардов - М.З.) не похожи...

Ситуация обострилась на одном из первых сионистских конгрессов где русский еврей (который сефардом быть немог ни под каким соусом) Хаим Вейцман, разругался с делегатами из Германии заявив: «Вы знаете, в чем проблема немецких евреев? У них чисто немецкий шарм и чисто еврейская скромность». Кем были эти "немецкие" представители несложно догадаться если учесть что часть сефардов после изгнания переместилась из Испании в Германию и

Один мой старый израильский знакомый однажды рассказал мне историю, как, репатриировавшись в Израиль в 1972 г. из одной из прибалтийских стран, его мама увидела на улице, впервые в жизни, чернокожих тейманим, и удивленно спросила: «А это что, тоже евреи?..». Этот же вопрос могут задать многие из нас, впервые приехав в Землю Обетованную, и видя огромное разнообразие еврейских типов – и белые европейцы, и смуглые арабы, и чернокожие эфиопы, кого только нет, – и все евреи.

Да, значит, евреи бываю разные – решите вы и будете абсолютно правы. Евреи бывают совершенно разные во всем их многообразии во внешности, культуре, ментальности во всех концах света… Раньше всех их можно было увидеть, будь вы средневековым путешественником, как Петахия из Регенсбурга или Биньямин из Туделы, обошедшие весь мир и описавшие еврейские общины в разных странах. Мы же предлагаем нашим читателям узнать обо всех, никуда не уезжая, прочитав нашу серию статей о разных евреях мира.

На протяжении многих столетий в еврейской диаспоре сложились многочисленные группы евреев , каждая со своими культурными и языковыми особенностями. Две основные на сегодняшний момент субэтнические группы евреев – это ашкеназы и сефарды.

Ашкеназы (так мы говорим на русском языке, на иврите же – ашкенази, ашкеназим) – потомки еврейского населения германских земель средних веков. Проще говоря, это большинство евреев Западной и Восточной Европы. В нынешнем понимании этот термин охватывает всю часть еврейского народа, которая принадлежит к этому социальному и культурному комплексу – в противовес термину сефарды (о них – ниже).

Евреи пришли в Европу из Палестины через Италию. Известно, что еврейские общины в Европе существовали уже в римских колониях, еще до того, как варварские племена германцев завоевали сначала бывшую провинцию Германия, а потом всю Галлию. Еврейская община в Кельне, например, известна с 321 г. – еще до появления тут христианской общины. Однако до XI в. историческая роль этих еврейских общин была весьма незначительна.

Со времен средневековья Германия (а точнее, Юго-Запад Германии и Север Франции) носит название Ашкеназ – отсюда и ашкеназим.

Махзор из Вормса 1272 г. с самой ранней фразой на идиш.

По поводу самого этого слова ученые спорят очень давно. Впервые оно встречается в Торе в т.наз. «таблице народов» (Берешит 10:1-3). Ашкеназ – один из правнуков Ноаха (Ноя), внук Яфета. Ашкеназ по библейской традиции получил для себя и своих потомков земли для расселения где-то на Севере. Где находились эти земли? Общепризнано мнение, что это были земли Европы, то ли ее север, то ли восточные и юго-восточные берега Черного моря. Некоторые полагают, что топоним Ашкеназ дал основу для названия Скандинавия (от ошибочной идентификации Ашкеназа с «Ас-Скандз» – арабским названием Скандинавии и всех стран Северной Европы в целом), а потом «спустился» южнее и стал обозначать область расселения древних германских племен, включая и пределы нынешней. Иное мнение – имя Ноева «правнука» Ашкеназа соответствует названию племени ашкуза, известного по ассирийским клинописным и греческим источникам – они же скифы, известные также и нам из школьного курса истории Украины.

Трудно определить, когда термин Ашкеназ был впервые применен именно к Германии. Вероятно, после 1000 г., когда существование особой группы евреев, живущих к северу от Альп и Пиренеев и имеющих собственные обычаи и ритуалы, стало уже свершившимся фактом.

Выпечка мацы в Нюрнберге, из книги 1716 г.

Постепенно ашкеназская община сформировала собственную религиозную школу. Здесь не было того общекультурного блеска, характерного для испанской общины, но была глубокая проработка Галахи, Талмуда и Писания. Именно ашкеназы дали миру такого авторитета, как Раши, и авторов Тосафот – глубочайших комментаторов Талмуда. Сефарды же уделяли больше внимания систематической кодификации Галахи или созданию обобщающих норм. Однако ашкеназские и сефардские культурные центры влияли друг на друга.

Наиболее известные еврейские общины того времени находились в городах Вормс, Трир, Шпеер, Майнц, Труа. В XI в. наиболее ярким представителем этих общин был р. Гершом бен Иегуда из Майнца, прозванный Меор а-Гола («светоч диаспоры»; 960-1028 гг.), который выработал новые общинные установления – таканот – в них, среди прочего, запрещалось многоженство.

С течением времени различия в обычаях ашкеназских и сефардских евреев вылились в обособленные нормы, выражавшиеся и в образе жизни, и в произношении иврита, в литургии и в шрифте.

В последующие века происходила миграция евреев дальше на восток – в Богемию, Моравию, Польшу, Украину. Употребление языка идиш стало отличительным признаком ашкеназских евреев.

Ашкеназы пережили в своей истории множество катаклизмов, погромов и войн. Но именно они составляют сейчас большинство (около 80 процентов) среди всех евреев мире.

Диспут между еврейскими и христианскими учеными. (И. фон Армсхейм, гравюра 1483 г.)

Сефарды (ивр. «сфарадим» от слова «Сфарад», что со времен средневековья означало «Испания») – субэтническая группа евреев, выходцев из Испании и Португалии, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата. В 1240 г. они были изгнаны и расселились по странам северного и южного Средиземноморья: Италия, Греция, Балканы, Северная Африка, Турция; некоторые добрались до Франции, Голландии, Англии и даже Америки и сохранили свои общины.

Топоним Сфарад упоминается у пророка Овадии (1:20) и отождествляется в Таргуме Ионатана с Испанией. Ученые предполагают, что первоначально термин «Сфарад» служил ивритским названием города Сарды – столицы Лидии, где был легендарный царь Крез (в западной части Малой Азии, к северо-востоку от Измира).

Испанские евреи считали, что из Иерусалима в Сфарад они попали давным-давно, ещё после разрушения Первого Храма, в эпоху «вавилонского пленения», в VI в. до н. э., однако историки утверждают, что еврейские общины начали возникать здесь не позднее I в. н. э. Сведения о них крайне скудны, но всё-же имеются, а вот субэтнос «сефарды» сформировался скорее всего уже в эпоху средневековья.

Отождествление Сфарада с Испанией встречается уже в сочинениях гаонов (кон.VI – сер. XI в.).

Португальские евреи в синагоге

Опираясь на непрерывную цепь традиции, идущей из античной Римской империи, евреи Эрец Ашкеназ поддерживали прочные контакты с сохранившимися итальянскими и, косвенным образом, также палестинскими центрами римской цивилизации. Сефарды, со своей стороны, долго были частью глобальной мусульманской цивилизации, центр которой, как всеобщий, так и еврейский, находился в Вавилонии, поэтому они стали наследниками вавилонской традиции и мировоззрения и были духовно были под их большим влиянием. Разделение между ашкеназскими евреями и их южными соседями продолжает, таким образом, на новом уровне древнюю дихотомию между Палестиной и Вавилонией.

Пиренейский полуостров является уникальным примером т.наз. феномена «пограничных культур». Совместное проживание на ограниченной территории в течение долгого времени мусульман, иудеев и христиан создало значительные возможности для контактов и заимствований. Сефарды активно участвовали в общественной и культурной жизни страны, занимали высокое положение при дворе правителей. При дворе кордовских халифов придворным врачем, руководителем дипломатии и, наконец, просто главным советником был еврей Хасдай ибн Шапрут. С X века Пиренейский полуостров становится важнейшим центром еврейской учености и культуры. Крупнейшими поэтами еврейской Испании были Шломо ибн Гевироль и Иегуда Галеви (XI в.), великими законоучителями, комментаторами Писания являются Маймонид и Авраам ибн-Эзра. С трудами Аристотеля христианская Европа в Средние века знакомилась в основном по латинским переводам с арабского, сделанным испанскими евреями в XIII в.

Португальские сефарды в Нидерландах в сукке.

31 марта 1492 г. испанские монархи Фердинанд и Изабелла издали указ об изгнании евреев со всех подвластных им территорий, включавших почти весь Пиренейский полуостров, или креститься и остаться. Часть испанского еврейства приняла крещение, но тайно исповедовали заветы Торы – так появились марраны, однако большинство евреев предпочло покинуть страну, но сохранить веру.

Общее число испано-португальских изгнанников составляло около 300 тыс. человек. Некоторые из них переселились в Нидерланды, Италию, Марокко, но большая часть - в Османскую Турцию, где во все века существования этой империи в отношении евреев проявлялась терпимость. Уже в течение всего XV в. туда шла активная иммиграция испанских евреев, среди которых было множество искусных ремесленников и оружейников; именно они впервые привезли в Турцию порох и искусство литья пушек. Турецкий султан Баязет после изгнания евреев из Испании сказал: «Вы считаете Фердинанда умным королем, однако он разорил собственную страну и обогатил нашу». В XVI в. в руках евреев была практически вся дипломатия Османской империи.

В средние века сефарды Испании считали себя еврейской элитой. В отличие от своих собратьев в других частях Европы, и не только Европы, испанские евреи часто имели хорошее светское образование, высокие государственные посты, были зажиточными людьми. Даже после своего изгнания из Испании эти евреи сохранили сильное чувство групповой гордости.

После изгнания с Пиренейского полуострова сефарды и ашкеназы во многих европейских государствах оказывались бок о бок, и где бы это ни происходило – в Амстердаме или в Гамбурге, в Лондоне или в Бордо – две общины жили обособленно друг от друга, смешанные браки между их представителями были крайней редкостью.

При том, что суть иудаизма одинакова для всех евреев, существуют некоторые различия в традициях и соблюдении у ашкеназов и сефардов.

Например:

  1. Разница в произношении некоторых букв и звуков в молитвах (шабос – шабат; талес – талит и т.п.).
  2. Забой скота (шхита) у сефардов отличается в некоторых деталях от «ашкеназкого», но заметить это сможет лишь специалист по Галахе.
  3. Разный набор кулинарных предпочтений и блюд (гефилте фиш, кишке, локшн-кугл, бульон с кнейдлех, цимес – все это ашкеназская кухня, у сефардов же традиционными будут, например, бурекас, шакшука (жареные яйца в томатном соусе), «финидьо» - слоёный пирог с творогом, «пастеликос» - сладости и др. Ашкеназы в субботу днем едят чолнт, а сефарды называют это блюдо хамин и добавляют в него много пряностей, специй).
  4. Разные бытовые языки – всего несколько поколений назад большинство ашкеназов – до Холокоста – говорили на идише, а сефарды – в основном на ладино или арабском. Испано-еврейский язык, ладино, который со временем перестал быть разговорным, законсервировался и превратился в литературный язык, на который сначала переводили каноническую литературу с иврита, а затем появился довольно большой корпус переводов европейской классики (Шекспира, Мольера, Дюма) и самостоятельной литературы на ладино. В устной же речи восточные сефарды использовали разговорный вариант ладино – джудезмо.
  5. У ашкеназов свитки Торы в бархатных чехлах с красивой вышивкой, которые снимают перед чтением; у сефардов свитки помещены в жесткие деревянные или металлические цилиндры, которые открываются для чтения.
  6. В Песах ашкеназы не едят «китнийот» – бобовые, рис, кукурузу; на большинство же сефардов не распространяется это устрожение.
  7. У ашкеназов слихот (покаянные молитвы) – с воскресенья той недели, на которую приходится Рош а-Шана; у сефардов – начиная с 1-го Элула, за 40 дней до Йом Кипур. Есть такой анекдот, что сефарды читают слихот больше месяца «в наказание» за то, они едят китнийот в Песах. Конечно, это шутка.
  8. Есть разница в литургии, порядке и составе текстов молитв.
  9. Типичная ашкеназская синагога – это ряды скамеек, обращенных к передней части, где находится шкаф со свитком Торы. А во многих сефардских синагогах все сидения расположены по периметру зала, чтобы все молящиеся были обращены к биме (однако при чтении молитвы Амида все поворачиваются в сторону Иерусалима).

Принципиально отметить, что ашкеназская и сефардская общины выработали принципиально разные школы в подходе к разработке галахи. Например, один из ярчайших представителей сефардской галахической мысли Риф (р. Ицхак Яаков hа-Коhен аль-Фаси 1013-1103) в своей книге сокращает Талмуд, убирая из него все сложные дискуссии, сводя каждый отрывок к постановке вопроса, двум-трем основным мнениям и ответу. В отличие от него «ашкеназ» Рош (аббревиатура Ашер бен-Иехиэль, 1250-1328) «расширяет» Талмуд: добавляет мнения позднейших законоучителей, комментирует текст и т.д. и лишь в конце дает ответ.

Фрагмент стены синагоги дель-Трансито (Sinagoga del Tránsito, Толедо, XIV в.).

Еще одно различие в подходах сефардского и ашкеназского методов – в принципах «Галаха по большинству» и «Галаха по последнему». Сефардская галахическая школа основывается прежде всего на первом принципе, ашкеназская – на втором (это различие между сефардской и ашкеназской религиозными культурами сохраняется до сего дня). При этом, когда основное место занимает принцип «галаха по большинству», то, для выяснения «большинства», мнения всех высказавшихся по этому вопросу законоучителей как бы «взвешиваются» – конечно, в соответствии с «удельным весом» каждого, но безотносительно ко времени, когда каждый из них жил. Создается как бы «вневременный бейт-дин (суд)» из книг учителей, и этот суд выносит решение. При этом принципиально не учитывается изменение эпохи и ситуации в целом, изменений в быте, обычаях общества и ментальности и т.д. Мир полагается постоянным, и Тора в нем неизменна.

Иной подход – «Галаха по последнему» – придает больший вес тем законоучителям, которые ближе к нашему времени: во-первых, потому, что если уж эти «последние», которые, конечно же, видели и изучали мнения великих предшествующих авторитетов, все же решили по-иному – то, значит, есть на это причины, и нам тоже следует об этом задуматься; и, во-вторых, потому, что эти «последние» ближе к нам по всему стилю жизни, и, следовательно, их решения более адекватны для нас. При этом подходе также большое внимание уделяется живым действующим обычаям, даже если они не зафиксированы в авторитетных книгах прошлого.

Кроме того, ашкеназы и сефарды следуют разным религиозным авторитетам по многим религиозным вопросам. Например, кодификатор Йосеф Каро в своем кодексе «Шулхан арух» чаще всего придерживается решений сефардских поским (кодификаторов Галахи). Иссерлес пополнил «Шулхан арух» глоссами (заметками-толкованиями) в тех местах, где ашкеназские поским расходились во мнениях с Каро. Ашкеназы приняли решения Иссерлеса, сефарды же сочли для себя обязательными толкования Каро.

Синагога в г.Вормс (также известна как Синагога Раши), построена в 1034 году.

В настоящее время сефардами нередко называют (особенно в Государстве Израиль) всех евреев-неашкеназов. Обычно это все восточные евреи, выходцы из Азии и Африки, не ведущие своего происхождения от испанских изгнанников, но близкие к ним по обычаям: иракские, йеменские, иранские, курдские, кочинские (индийские) и др. Наиболее точный термин для определения евреев восточного происхождения, популярный в последние годы – «эдот а-Мизрах» (общины Востока).

Настоящие сефарды нередко определяют себя как «сат» или «самех-тет» – по первым буквам от «сфаради тагор» – «чистый сефард», и весьма гордятся своим происхождением – через своих славных предков, живших в Испании, они считали себя потомками иерусалимской аристократии и иудейских царей. Рассказывают, что у некоторых даже есть ключи от фамильных домов в родной Барселоне или Толедо. Но таких «самех-тетников» мало, около 10 процентов от всех, кого сейчас мы именуем сефардами.

Ашкена́зы - субэтническая группа , сформировавшаяся в Центральной Европе. Употребление этого названия для данной культурной общности зафиксировано источниками, относящимися к XIV в. Исторически бытовым языком подавляющего большинства ашкеназов был , один из диалектов старонемецкого языка, сейчас большинство пользуется языком стран проживания.

Термин происходит от слова «Ашкеназ» - семитского названия средневековой Германии, воспринимавшейся как место расселения потомков Аскеназа, внука Иафета. По состоянию на конец XX в., ашкеназы составляют большую часть (около 80%) евреев мира, их доля среди евреев США ещё выше. Однако в Израиле они составляют лишь около ½ еврейского населения.

Традиционно противопоставляются сефардам - субэтнической группе евреев, оформившейся в средневековой Испании.

Исторически основным разговорным языком ашкеназских евреев служил ; один из диалектов старонемецкого языка, сейчас большинство пользуется языком стран проживания.

Происхождение и история

Рейнская теория

Поскольку ашкеназы - это германоязычные европейские евреи, то их историю принято начинать с появления евреев на берегах Рейна, который в Античности служил границей между Римом и германскими племенами. Приход евреев на эти земли связан с расширением Римской империи, поглотившей в I в. . Еврейские общины широко распространились по городам Империи. Уже в I в. еврейские общины появились к северу от Альп в Галлии. В 321 г. в Кёльне существовала еврейская община. Однако эта группа евреев скорее была романиотами и ещё не могла считаться настоящими ашкеназами, поскольку идиш к тому времени ещё не сформировался, а разговорным языком Империи была латынь. Возможно эта группа евреев была изгнана из Франции (Галлии) королем Дагобертом в VII в.

В 801 г. упоминается имя Ицхака, жившего в столице Франкского государства городе Ахен. Его называют «праотцом ашкеназских евреев». Карл Великий поручает ему организацию посольства к арабскому халифу Харуну аль-Рашиду. Очевидно, это успешное предприятие способствовало тому, что уже к 960 г. ашкеназийские общины уже глубоко укоренились по берегам Рейна. История сохранила имя раввина Майнца тех лет - Гершом бен Иегуда, которому приписывают запрет полигамии. В Германии создаются многие центры иудаизма (Вормс, Шпайер, Страсбург) и основным бытовым языком общения у иудеев становится германский (идиш). В составе Священной Римской империи германской нации германоязычные иудеи культурно и лингвистически ассимилируют миграционный поток итальянских иудеев, живших со времён Римской республики на Апеннинском полуострове.

В эпоху Крестовых походов (c XI в.) начинается рост напряженности между евреями и местным населением, подогреваемый распространением кровавого навета. В XIII в. евреям предписывается носить отличительные знаки (желтую шестиконечную ) и селиться в определенных местах (гетто). Кое-где они изгоняются из страны. Так, евреи были изгнаны из Англии в 1290 г. Среди известных лидеров ашкеназов этого периода называется Меир из Ротенбурга.

Хазарская теория

Существует и иной взгляд на происхождение ашкеназов. Есть спорная теория, утверждающая, что ашкеназы - потомки исповедующих иудаизм жителей Хазарии, мигрировавших в Западную Европу в X в. после разгрома Хазарии. Восточноевропейские еврейские общины действительно ассимилировали некоторое количество потомков хазар - тюркоязычного кочевого народа смешанного происхождения, не имеющего существенных еврейских корней. Однако хазарская теория утверждает, что потомки хазар составили саму основу ашкеназов. Таким образом, рейнская и хазарская теории спорят о направлениях миграции предков ашкеназов и о том, кто кого ассимилировал: европейские евреи немногочисленных мигрантов с востока или, напротив, потомки жителей Хазарии, двигаясь на запад - немногочисленных евреев восточной и центральной Европы.

Данная теория имеет как сторонников, так и противников. Теория дает повод подвергнуть сомнению историческую связь евреев с Палестиной, так как, согласно этой теории, предки подавляющего большинства современных евреев имеют очень малое или не имеют вообще никакого отношения к . С другой стороны, теория позволяет утверждать, что ашкеназы, как наследники хазар, являются вполне коренным, а не пришлым, народом России или Украины.

Рихард Андре (1835–1912) , Public Domain

Опубликованные в 2010 г. в ряде научных журналов, в том числе в авторитетном Nature , результаты генетических исследований утверждают, что полный вклад хазар в восточноевропейское еврейство менее 12,5%. Отрицание хазарской гипотезы опирается также на демографические и иные аргументы. В частности, указывается, что в идиш практически отсутствуют слова тюркоязычного происхождения, что, по мнению исследователей, показывает отсутствие влияния хазар на этногенез ашкеназов. 70% процентов лексики идиш - средненемецкие диалекты, 20% - древневрейский и 10% - славянизмы. Это вполне соответствует рейнской теории, но совершенно необъяснимо по хазарской.

Напротив, в январе 2013 г. были опубликованы результаты исследования более полумиллиона однонуклеотидных мутаций, выявленных в геномах 1237 человек, представляющих как еврейское население Восточной Европы, так и кавказские, малоазийские и ближневосточные этносы. Результаты исследований, проведенных Эраном Элхаиком, были опубликованы в Genome Biology and Evolution. Согласно публикации, исследования показали, что большая часть евреев Центральной и Восточной Европы ведет свое происхождение от потомков еврейского населения Хазарского каганата, переселявшихся туда в V-XII в. с территорий Ближнего Востока и Междуречья и мигрировавших на запад в Х-XIV вв. по мере распада каганата. Эран Элхаик утверждает, что именно выходцы из Хазарии, а не евреи рейнских общин, явились основой при формировании субэтнической группы ашкеназов.

Польская родина

В XIII в. невыносимые условия жизни для евреев в Западной Европе контрастировали с благожелательностью к ним польских королей. Первая грамота, защищающая права евреев на территории Польши, была подписана королем Болеславом в 1264 г. Привилегии евреев были расширены королем Казимиром III. Относительно «тепличные» условия привели к тому, что ашкеназы на некоторое время почувствовали себя в Польше как дома. Численность евреев росла и они образовывали общины не только в крупных торговых центрах страны, но и в небольших «местечках» на востоке страны, где они служили своеобразной прослойкой между польской шляхтой и местным православным населением. К XVI в. численность евреев в Польше составляла 80% евреев всего мира) и возникла потребность в координации действий отдельных общин: появились кагалы и главные . В это время строятся каменные в Гродно (Большая хоральная синагога) и Львове (Золотая Роза). В Кракове рождается великий иудейский богослов Махарша.

В XVII в., разгорелся острый национально-экономический конфликт, подогреваемый политическими интересами соседей. Восстание Хмельницкого привело к возникновению ашкеназийской диаспоры в Османской империи и Западной Европе. Также это усилило мистические настроения среди евреев и привело к зарождению хасидизма, центрами которого стали Белз, Бердичев, Брацлав, Любавичи, Меджибож и Чернобыль. Основателем хасидизма считается Баал-Шемтов.

В XVIII в. во Львове появилась первая синагога Бейт Хасидим. Центром сопротивления хасидизму на основе сохранения традиционного иудаизма стали еврейские общины Литвы (), а Вильнюс благодаря деятельности Виленского Гаона получил даже прозвище литовского Иерусалима.

К этому времени большинство западноевропейских стран либо представляли собой «свободные от евреев» земли, как Франция, либо населялись сефардами, как Нидерланды и Англия. Маленькие общины в германских городах влачили жалкое существование от изгнания до изгнания и численно значительно уступали восточным. Депопуляция Германии после Тридцатилетней войны открыла польским ашкеназам дорогу на запад.

Тем не менее, численность евреев на территории Польши продолжала расти и к 1831 г. превысила 430 тыс. человек, а к началу XX в. достигла отметки в 1,.7 млн человек. Свыше 90% евреев проживало в городах и принимало активное участие в предпринимательской деятельности.

Непоправимый удар по еврейству в Польше нанесли немецкие оккупационные власти в годы Второй мировой войны. Численность польских евреев сократилась за годы войны с 3 млн до 380 тыс. человек

Современная история

Разделы Речи Посполитой и эпоха Просвещения в XVIII в. привели к тому, что Западная Европа вновь обрела привлекательность в глазах ашкеназов. В Германии отношение к евреям смягчается и появляется феномен Хаскала (еврейского просвещения), инициированного Мозесом Мендельсоном. Демографический и экономический напор, который оказывали евреи на раздираемые противоречиями раннего капитализма государства Европы, породили новый кризис. Выражением этого кризиса стали политический антисемитизм и массовая эмиграция ашкеназов в Новый Свет, в том числе из России, где до начала XX в. существовала черта оседлости и под чью власть евреи попали после разделов Польши. Самым известным российским городом со значительным еврейским населением была Одесса.

Национальное движение XIX в., привели к появлению сионизма, основателем которого был . В 1897 г. в Базеле собирается , который провозгласил курс на создание национального еврейского государства на территории исторической родины в .

Притеснения евреев в Российской империи и массовые еврейские погромы подтолкнули евреев к активному участию в революционном движении и эмиграции. В период революции и гражданской войны антиеврейское насилие на территории бывшей Российской империи достигло пика. Суммарная еврейская эмиграция из России за период 1880-1928 гг. составила 2,265 млн. человек.

В Европе в конце XIX в. в результате синтеза ряда антисемитских школ возник расовый антисемитизм. Он стал идеологией ряда крайне правых партий, в том числе пришедшей в 1933 г. году к власти в Германии НСДАП во главе с Адольфом Гитлером. В период Второй мировой войны в ходе так называемого «окончательного решения еврейского вопроса» нацисты уничтожили миллионы евреев Европы.

После войны ашкеназы инициировали создание государства Израиль в 1948 г., на основе которого стала формироваться нация израильтян. Тем не менее, некоторые ашкенази сохраняют свое своеобразие и в Израиле.