Балкон Джульетты — достопримечательность Вероны. Дом Джульетты (итал. Casa di Giulietta) в Вероне – романтика, овеянная веками Музей в доме Капулетти

Герб города Верона


Герб провинции Верона

"Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья."
(перевод Б.Пастернака)
Что перевел Пастернак - и так все знают.


Отправляемся из гостиницы. Дождик достаточно сильный.
В Вероне дождик стихнет, изредка только будет накрапывать.


Проезжая мимо Венеции попали в пробку. Эту коневозку то мы обгоняли, то она обгоняла нас.


На реке Адидже обычно видны отмели. А тут из-за дождей речка полноводна и бурлива.


Гид Лаура рассказала, что в этом время обычно уже жарко.


Дом Ромео. Сейчас - частный дом.


Захоронения рода Скалигеров.

Куда Шекспиру со своими страстями до реальных событий. Кровная вражда Монтекки и Капулетти - это детский лепет в сравнении с кровожадностью рода Скалигеров (делла Скалла), правившего Вероной. Однажды члены рода во время примирительного пира вспороли друг другу животы так, что кровь потекла на улицу.
Но именно этот род навечно прославлен - главный оперный театр мира, "Ла Скала", носит их имя. Дело в том, что Беатриче, дочь Мастино Делла Скала, была выдана замуж за миланского герцога. В ее честь была построена церковь "Санта Мария делла Скала". За ветхостью ее впоследствии разобрали и на этом месте в 1776-1778 построили театр, получивший свое название по разобранной церкви.
Мерлоны (зубцы) в виде ласточкина хвоста наверху означает, что крепость принадлежит партии гибеллинов, сторонникам императора "Священной Римской империи". Два рога - две власти, власть папы и власть императора. У гвельфов, сторонников папы, зубцы прямоугольные. Один выступ - одна власть, власть папы. По словарю Даля МЕРЛОН - муж. простенок бруствера, батареи, часть насыпи или стены промеж двух амбразур, бойниц. Одинаковые выступы с равными просветами (бойницами), завершающие крепостную стену, называют зубцами или мерлонами.
Наш Кремль, похоже, строили архитекторы-гибеллины: Марко Руффо (Марк Фрязин), Антонио Джиларди (Антон Фрязин), Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин), Алоизо ди Каркано (Алевиз). Фрязин (устар.) - итальянец. Ну, это шутка конечно, ведь гибеллины полностью были разгромлены в 1289 г., задолго до строительства Кремля. Проще всего предположить, что такие зубцы выглядят нарядно, потому такой элемент и был выбран для строительства. Кроме того, над стенами русских крепостей ВСЕГДА строили деревянный навес, и выемка в зубце могла быть использована для установки стропила. Хотя у отреставрированных русских крепостей такой способ крепления не используется.


В статье "Стены «Древнего Кремля» совсем не древние" приводится фотография Новгородского кремля, доказывающая, что стропило лежит на зубце. Присмотритесь - стропило проходит над зубцом.


А это другая фотография Новгородского детинца. Тут и присматриваться не надо. Стропила кровли опираются на бревно, лежащее вдоль зубцов. Новгородский детинец - синоним Новгородского кремля.


Ярославский кремль. Стропила кровли опираются на бревно, лежащее вдоль зубцов. Мощные зубцы ярославского кремля разделяют лишь узкие бойницы, зубцы практически слились в единое целое.


Опять Новгородский детинец - зубцы прямоугольные.

Из-за навеса верх зубца не был виден снаружи. Двускатная деревянная кровля на стенах Московского Кремля сгорела в великий Троицкий пожар и больше не восстанавливалась. Троицкий пожар в Москве случился на праздник Троицы 29 мая (9 июня) 1737 года и охватил почти весь город. Со звонницы Ивана Великого упали колокола; тогда же, по преданию, был повреждён Царь-колокол.


Современный Кремль.
С внутренней стороны стены на всем своем протяжении расчленены арками, на которые опирается боевой ход. Ширина боевого хода - от 2 до 4 м. Его ограждает с внешней стороны парапет и зубцы (мерлоны), с внутренней - только парапет, покрытый белокаменными плитами. Высота парапета около 1.1 арш. Между башнями Угловой Арсенальной и Троицкой (у Арсенала) парапета нет, только зубцы. На всем своем протяжении стены снабжены по бокам боевого хода желобом, а по внешнему полю трубами для стока воды. Зубцы имеют толщину 65-70 см, их высота 2-2.5 м. Каждый зубец состоит из ствола (собственно мерлона) и раздвоенной в виде "ласточкиного хвоста" головки, которая придает зубцам столь всем знакомый и легко узнаваемый вид. Каждый зубец сверху покрыт белокаменной плитой. Головка зубца слегка выдвинута (на 1 вершок) наружу. В стволе зубцов сделаны бойницы, причем сплошные зубцы чередуются с зубцами с бойницами. Высота амбразуры от 1 до 1.5 аршин, ширина с внутренней стороны - 5-10 вершков, к наружной стороне ширина уменьшается до 3-4 вершков.


На стороне обращенной к Москве-реке каждый зубец имеет по боевому отверстию, расположенному поочередно - одно внизу, другое на уровне груди. В древности стены были покрыты деревянной кровлей, предохраняющей от дождя сами стены и служащей также для укрытия их защитникам. Сейчас верх стены покрыт специальным составом, не допускающем попадания влаги (это привело бы к разрушению кладки). http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/moskovskii_kreml.html

Большинство крепостей на Руси в XI-XII вв были деревянными, они представляли собой бревенчатые срубы рубленные «в обло». В верхней части стены устраивали боевой ход прикрытый бревенчатым бруствером. Такие устройства назывались – забралами. Если передняя стенка забрала была выше человеческого роста, то для удобства защитников делали особые скамейки, называвшиеся - кровати. Сверху забрало прикрывали кровлей, чаще всего двухскатной. Музей дерева, http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343.

Забрал с кроватью. По В. Ласковскому

В.В. Косточкин. Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVI веков. 1962 г.
http://www.russiancity.ru/books/b78c.htm#c4b
Кремли Руси конца XV - начала XVI в. сооружались московскими строителями, которые ранее работали в Москве в содружестве с итальянскими зодчими и строили кремли с учетом новых технических требований.
Вверху крепостные стены всегда имели боевой ход.
Участок стены 1330 г. в Изборске показывает, что боевой ход крепостных стен первой половины XIV в. был прикрыт с внешней стороны глухим парапетом высотой около 90 см. Боевых отверстий в парапете, очевидно, не было.


Лицевая сторона зубцов стены Новгородского кремля.
Стены Порховской крепости 1387 г., сохранившиеся хотя и с большими утратами своих верхов, но все же в первоначальном виде, парапета уже не имеют. Здесь вместо парапета существовало ограждение в виде глухих, видимо ровных вверху, широких зубцов с промежутками между ними.
В конце XV в., когда в Москве при участии итальянских зодчих строился новый кремль, характер зубцов крепостных стен изменился. Они стали делаться более узкими, с двумя полукружиями наверху и седловиной между ними, в результате чего приобрели форму, напоминающую ласточкин хвост. Позднее такие зубцы стали неотъемлемой принадлежностью почти всех русских крепостей. Двурогие зубцы, венчавшие стены крепостей, как бы говорили о боевом единстве крепостей. Характерные для многих оборонительных сооружений, выстроенных в разных местах страны и в более позднее время, такого рода зубцы были как бы символом Руси. Их четкая форма образно говорила о неразрывной связи различных укрепленных пунктов со столицей государства и свидетельствовала о сплоченности русских земель.

Короче, никакого отношения к Московскому Кремлю гибеллины не имеют. Архитекторы применили яркий фортификационной элемент, потерявший политическую окраску, типичный для Италии. Во время боя стрельцы закрывали промежутки между зубцами деревянными щитами и стреляли через щели. "Что не зубец, то стрелец", - говорили в народе.

Знать и богатые торговцы итальянского города обычно принадлежали противоборствующим партиям.


Ратушная площадь (Пьяцца деи Синьори).
Ренессансные лождии дель Консильо.


В это отверстие в стене (рот) бросали доносы.


Внутренний дворик дома Джульетты.
На счастье в любви, как считают туристы, надо подержаться за правую грудь статуи Джульетты.

Ромео (одет монахом)
Я ваших рук рукой коснулся грубой.
Чтоб смыть кощунство, я даю обет:
К угоднице спаломничают губы
И зацелуют святотатства след.


Безответная залапанная Джульетта, бедняжка.


(http://romeo-juliet.newmail.ru) Согласно архивным документам в 1667 году Каппелло продали часть строения с ныне несуществующей башней семье Риззарди. С тех пор здание сменило множество хозяев: Фаиллер, Руга, Де Мори... Есть также сведения о том, что постройка использовалась какое-то время в качестве постоялого двора. К началу 20 века пресловутый дом находился в плачевном состоянии. В 1907 году он был выставлен на аукцион и куплен Городом для устройства в нём музея шекспировской легенды. Однако на протяжении почти трёх десятилетий, по ряду причин, дом находился всё в том же жалком состоянии. После 1936 года, на волне популярности фильма Джорджа Кьюкора "Ромео и Джульетта" и по инициативе Антонио Авена, в здании начались бурные реставрационно-преобразовательные работы, с целью придания ему более романтичного, соответствующего легенде, вида.
Балкон Джульетты является реконструкцией, осуществлённой в 1930-х годах. Вопрос о том, находился ли упоминающийся в легенде балкон в этом или в каком-либо другом месте данного средневекового строения, остаётся открытым. Нынешний весьма успешно служит заменой тому, что мог быть здесь века назад - ведь здание переходило от владельца к владельцу и частично меняло свой внешний вид на протяжении долгого времени (напомним, что исчезла даже такая значительная его деталь как башня). Для создания фронтальной стенки балкона была использована подлинная резная плита 14 века (возможно, прежде она была частью древнего саркофага) боковые стенки также сделаны из старинного материала.

23 апреля 1964 года газета L" Arena, по поводу четырёхсотлетия со дня рождения Шекспира, задалась вопросом, не должен ли город Верона выполнить обещание, данное синьором Монтекки отцу нежной девушки, погибшей во имя любви: "Я воздвигну в честь твой дочери статую из чистого золота, и пока имя Вероны существует, никакой образ в ней не будет столь ценным, как памятник верной и честной Джульетте".
Предложение было принято Lions Club Ost, одним из основателей которого в 1956 году был инженер Эудженио Джованни Морандо, граф Кустодзы. Очевидно, дело было не в том, чтобы принять слова старого Капулетти буквально, в частности, в отношении материала, из которого статуя должна быть выполнена. В данном случае было бы достаточно и бронзового изображения, чтобы впоследствии оно смогло стать самым притягательным, после "el deolon de San Piero" (большого пальца у статуи Святого Петра), объектом многих прикосновений, как отмечает Джулио Тамассиа, руководитель Клуба Джульетты. Скульптор Нерео Костантини предложил свою работу безвозмездно, а расходы по отливке статуи оплатил Lions Club. Скульптор был представлен графом Морандо, который уже давно посещал его ателье, иногда в сопровождении своей супруги Луизы. "Вот моя Джульетта. Твоя жена воплотится в статуе моей Джульетты", - сказал однажды скульптор, долго рассматривая молодую женщину, ростом 1.65 м., с длинными, собранными в хвост, волосами и каштановыми глазами, искрящимися золотыми песчинками. "Нерео считал, что моя внешность соответствует образу веронской красавицы", - говорит сегодня госпожа Морандо. Несмотря на то, что в 1968 году статуя была уже практически готова, не нашлось никого, кто выразил бы желание заказать статую Джульетты у скульптора, создавшего её совершенно добровольно. Коммуна Вероны не проявила никакой заинтересованности в том, чтобы статуя была установлена перед Домом Джульетты. Только спустя годы и благодаря старанию Клуба Джульетты скульптура заняла своё постоянное место во дворике Дома шекспировской героини."
"Я была совсем молодой, когда Нерео Костантини попросил меня позировать ему для статуи Джульетты. Помню, что я позировала пять-шесть раз в его студии в Сан Проколо. Я была очень тоненькой - "стебелёк", как говорил обо мне адвокат Серджио Ломброзо, у меня были белокурые волосы (по правде говоря, от природы они были более тёмными, но я их подкрашивала), и я носила "конский хвост". Подруга скульптора, Иоланда, была довольно пухленькой и не подходила для изображения Джульетты, поэтому для этой цели он предпочёл меня."
Надо сказать, что статуя была окончена задолго до 8 апреля 1972 года и до её сегодняшнего местонахождения она хранилась в зале апартаментов маршала Радетски, в дворце Форти (говорят, что директору городских музеев Личиско Маганьято она не нравилась, но, возможно, это просто сплетни).


Вход в дом Джульетты. Все стены покрыты надписями.


В городе тротуары из мрамора. Из мрамора даже решетки для стока воды.


Арена ди Верона. Оперный театр в древнем амфитеатре, третьем по величине.
Монументальная "Аида" эффектно смотрится на фоне древних стен.


Театральный реквизит около Арены ди Верона.


Зеленые насаждения в старом городе только в таком виде.


Городок Монтекатини Терме.

Мороженое в Италии - фруктовое. Стоимость от 2 до 3,5 евро зависит от размера стаканчика и от материала стаканчика (вафельный или картонный). В витрине лежат лотки с мороженым сортов 20. Продавец может соорудить вам шарик из мороженого нескольких сортов, но я не видела, чтобы заказывали более 3. Судя по-всему вкус создается "ароматизаторами, идентичными натуральным". Пломбира не наблюдала.


Название итальянского города у всех ассоциируется в первую очередь с именами Ромео и Джульетты. В Вероне сохранился дом, в котором, возможно, жила Джульетта. Герб, изображенный на доме — мраморная шляпа, поэтому можно предположить, что он действительно принадлежал семье даль Каппелло (Капулетти, Каппеллетти).

Здание многократно переходило от владельца к владельцу и меняло внешний вид. В 1907 году дом по адресу via Cappello, 23 был выкуплен местными властями специально для устройства здесь музея.

Проведенные реставрационные, а скорее реконструкционные, работы придали дому более соответствующий легенде вид. Тот самый знаменитый балкон Любви — реконструкция, осуществленная в 1930 году. Для фронтальной стенки балкона использована подлинная резная плита 14 века. Некоторые исследователи считают, что это часть древнего саркофага.

В комнатах дома Капулетти был воссоздан интерьер 14 столетия, сюда были перенесены фрески из других разрушавшихся зданий, старинная керамика и домашняя утварь того времени. В доме Джульетты действует музей Шекспировских героев, экспозиция которого непрерывно пополняется.

Двор дома Джульетты с балконом Любви является объектом паломничества туристов. Кажется, все приезжающие в Верону отправляются в первую очередь сюда. Честно, мне тоже очень хотелось, пока я сюда не попала.

Итальянцы это место не любят. Побывав там, поняла почему.

Стены во дворе дома Джульетты улеплены жвачками и исписаны влюбленными, верящими, что это им на пользу. Выглядит уродливо и элементарно пошло. Городские власти регулярно очищают стены от этих проявлений чувств.

На всем, что только можно, прикреплены замки с именами. Интересно, ключи куда кидают? Положено в воду, а до реки идти минут 10-15. Значит, здесь — только если в канализацию…

8 апреля 1972 прямо под балконом во дворе Дома Джульетты, была установлена бронзовая статуя Джульетты, созданная веронским скульптором Нерео Костантини. Для статуи позировала тогда юная итальянка, супруга графа Морандо Луиза Брагуцци, долгое время скрывавшая от всех, что явилась прототипом для образа Джульетты. Статуя была создана в 1968 году и хранилась в палаццо Форти. Расходы по отливке статуи из бронзы взял на себя Lions Club Ost, одним из основателей которого в 1956 году был граф Морандо.

Установив статую Джульетты во дворе дома Капулетти, администрация города Верона выполнила обещание, данное синьором Монтекки отцу нежной девушки, погибшей во имя любви: «Я воздвигну в честь твой дочери статую из чистого золота, и пока имя Вероны существует, никакой образ в ней не будет столь ценным, как памятник верной и честной Джульетте».

Уильям Шекспир писал: «Пока Верона носит это имя, не будет изваяния ценней, чем памятник Джульетты верной, в ней.»

Почему-то бронзовые статуи вызывают у туристов непременное желание что-то отполировать, якобы на счастье. В Монте-Карло Адаму натерли определенное место так, что от него уже почти ничего не осталось. В испанском курорте Ллорет де Мар ноги рыбачке трут, в Москве нос собачий. В данном случае для удачи в любви натирается до блеска правая грудь девушки. Призывы СМИ прикасаться не к груди, а к правой руке девушки, похоже, тоже не долетают до некоторых ушей. Если бы несчастная Джульетта знала, что ей уготовано после смерти…

Не стали даже пытаться пробиться сквозь толпу желающих полапать потрогать Джульетту.

Заплатив 6 евро, можно вылезти на балкон, вообразив себя все той же Джульеттой. Не захотелось…

Во дворе находится небольшой сувенирный магазин, торгующий всевозможными любовными сувенирами. Ничего такого, что захотелось бы купить, не обнаружили. Романтикой в этом затоптанном месте и не пахнет, любовь в воздухе не витает.

Ежегодно почтовое отделение Вероны получает тысячи писем, адресованных Ромео и Джульетте. Большинство из них приходит к Дню Святого Валентина. Вероятно те, кто пишет эти письма, в Вероне не были…

14 февраля, в День Святого Валентина во дворе дома Джульетты проходят различные мероприятия, в том числе проходит награждение авторов самых проникновенных писем.

Есть еще в Вероне гробница Джульетты. Не пошли искать, хотя по слухам там менее многолюдно. Безымянный саркофаг в монастыре капуцинов не факт, что является местом захоронения Джульетты. Но верящие в подлинность могилы даже откалывали куски камня на сувениры… Дабы прекратить поток паломников, в Средние века в саркофаге как-то устроили хранилище для воды. В наше время саркофаг поместили в подобие склепа и он вновь является объектом поклонения.

Вообще, всегда лучше иметь свою собственную любовную историю, которой больше ни у кого нет. Не стоит сокровенное лепить жвачкой на стену…

Кстати, в Вероне есть еще и , о котором знают немногие.

Ежегодно 16 сентября Верона отмечает День рождения Джульетты (Il compleanno di Giulietta). В этот день город наполнен всевозможными мероприятиями — театральными представлениями, костюмированными шествиями, кинопоказами, выступлениями уличных музыкантов и танцоров.

Верона — потрясающе красивый город на северо-востоке Италии сегодня известен всему миру. Именно здесь развернулась самая известная и трагическая история любви — история Ромео и Джульетты. Романтически настроенные туристы со всех концов мира приезжают сюда, чтобы увидеть тот самый дом и тот самый балкон. Из трёх достопримечательностей города, связанных с юными влюблёнными — гробницы Джульетты, Дома Ромео и Дома Джульетты, последняя является самой популярной и любимой у туристов.

История

Дом, в котором согласно легенде, и проживала шекспировская героиня, был построен в XIII веке и принадлежал знатной веронской семье даль Капелло, ставшего прообразом клана Капулетти в известной трагедии. До сих пор на фасаде здания можно увидеть мраморную шляпу — герб семейства даль Капелло. Дом принадлежал им вплоть до 1667 года, когда был продан семье Риззарди. С тех пор здание несколько раз меняло хозяев и своё назначение. Некоторое время он также использовался в качестве постоялого двора.

Строение медленно приходило в упадок вплоть до начала ХХ века, пока в 1907 году с аукциона хозяева не продали его городским властям для обустройства в нем музея. Работы по восстановлению начались не сразу, а только в 1936 году. Причина того, что реконструкция здания началась именно в 1936 году была весьма необычна: в это время на экраны вышел кинофильм режиссера Джорджа Кьюкора «Ромео и Джульетта» и волна интереса к шекспировскому сюжету, возникшая после его выхода на экраны, способствовала началу реставрационных работ.

Здание отремонтировали и придали ему соответствующий истории юных влюбленных романтический вид. Входная арка приобрела готические черты, окна второго этажа оформили в виде трилистников. Внутренние помещения также украсили в соответствии с интерьерной модой XIV века: старинными фресками, керамикой, мебелью.

В 1968 году кинематографисты вновь обратились к бессмертному сюжету, на этот раз режиссер Франко Дзеффирелли снял собственную версию «Ромео и Джульетты», После этого, в 1972 году во дворе дома была установлена статуя Джульетты. Окончательно же весь комплекс был сформирован в конце 1990-х годов: в 1997 году закончились работы по установке балкона и официально был открыт музей в доме даль Капелло.

Статуя Джульетты

Скульптура, которую мы видим сегодня во дворике, является копией оригинальной работы веронского скульптора Нерео Костантини (1905-1969). Статуя из бронзы, которую установили здесь в 1972 году, простояла здесь почти сорок лет. Популярное у туристов поверье гласит, что тот, кто желает обрести счастье в любви, должен прикоснуться к правой груди статуи. Неудивительно, что со временем скульптуру юной Джульетты основательно потерли и фигуру пришлось заменить копией. Оригинальная статуя была перенесена внутрь дома, и с 2014 года является экспонатом музея дома Капулетти.

Балкон Джульетты

Тот самый балкон, на котором легендарные герои объяснялись друг другу в любви, расположился на правой стене Дома Джульетты. Открыт для посетителей он был только в 1997 году. Для его сооружения использовали настоящую резную плиту XIV века. Под балконом разместили доску, на которой выгравированы строки шекспировской пьесы. Согласно легенде, на балконе непременно нужно поцеловать любимого человека, и тогда вас ждет вечная любовь.

Музей в доме Джульетты

Чтобы сделать то самое романтичное фото на балконе, необходимо зайти в музей Дома Джульетты. Интерьеры музея воссоздают обстановку богатого дома XIV века — арки, колонны, фрески. Основная экспозиция состоит из фотографий и эскизов из фильмов из фильмов «Ромео и Джульетта» Джорджа Кьюкора и Франко Дзеффирелли 1936 и 1968 годов, костюмов актеров, реквизита. Балкон находится на втором этаже, чтобы попасть на него, гости проходят через комнату, созданную по мотивам знаменитой картины Францеско Айеца «Прощание Ромео с Джульеттой («Последний поцелуй»), созданной в 1859 году. На третьем этаже музея расположены спальня Джульетты и каминный зал.

Арка желаний

Оставить признание в любви или записку Джульетте считает своим долгом каждый турист. Так, когда к 2005 году оказались исписаны и покрыты тысячами любовных записок все стены внутреннего дворика, городской совет Вероны запретил приклеивание записок и оставление надписей во дворе Дома Джульетты. Теперь для этих целей служит длинная арка, ведущая во двор с улицы. Специальное покрытие стен периодически обновляется и теперь места для любовных посланий точно хватит всем желающим.

Клуб Джульетты

Помимо записок есть и возможность отправить письмо лично Джульетте, бумажное или электронное — на ваш выбор. В музее предусмотрены специальные почтовые ящики и компьютерные комнаты для этих целей. Все письма получают волонтеры Клуба Джульетты (Club di Giulietta) — общественной организации, которая на протяжении многих лет отвечает за поддержание романтической атмосферы Дома Джульетты. Ежегодно члены Клуба, которые называют себя «секретарями Джульетты», отвечают за год более чем на 5 тысяч посланий влюбленных со всех уголков мира. Кстати, написать письмо Джульетте можно даже если вы находитесь далеко от ее дома в Вероне. Адрес, по которому ваше письмо точно дойдет и вы получите совет в любовных делах, такой: «Club di Giulietta Via Galilei, 3 371 133 Verona Italia». Да, письма к Ромео также принимаются!

Каждый год 16 сентября в Доме Джульетты Клуб празднует ее день рождения, и, конечно же, 14 февраля, в День всех влюбленных, устраиваются грандиозные красочные представления. Наверное, это самое лучшее и романтичное время для визита в Верону…

Как добраться

Дом Джульетты находится в самом сердце Вероны, в пешеходной части старого города. Достопримечательность стоит включить в маршрут по центру города, совместив с другими интересными местами, например, Выбирая время посещения стоит учесть очень высокую популярность этого места у туристов, поэтому, лучшим временем будет время начала работы музея.

Координаты дома Джульетты для навигатора: 45.441877,10.998502

До дома Джульетты можно также доехать на общественном транспорте, автобусами 11, 12, 13, 30, 31, 51, 52,73 или вечерними маршрутами — 90, 92, 96, 97, 98. После 19:30 в городе начинают работу вечерние автобусы, а в 22:00 движение транспорта прекращается.

Дом Джульетты на google-панораме

В том числе и в дом Джульетты, можно уже будучи на месте, в ближайшей турфирме или заказать русскоговорящего гида заранее, с помощью сервиса «Эксперты.Туристер.Ру».

Дом Джульетты (итал. Casa di Giulietta) в Вероне – романтика, овеянная веками

Рубрика: Верона

Ежегодно тысячи туристов приезжают в Верону, чтобы увидеть домик с балконом и дворик, где Ромео признался в любви Джульетте. Здание было построено в XIII в. и до сегодняшнего дня отождествляется с героями пьесы Шекспира.

Из истории дома

Если взглянуть на арку, ведущую во внутренний дворик, можно увидеть герб в виде мраморной шляпы, принадлежавший когда-то роду Даль Каппелло. Это семейство было самым первым владельцем здания и по замыслу Шекспира стало прообразом клана Капулетти в его произведении. В переводе с итальянского «каппелло» означает «шляпа».

В 1667 г. дом перешел во владение семьи Риззарди и вплоть до XIX в. на его территории была гостиница.

Реставрационные работы

В 1907 г. владельцы дома, который к тому времени сильно обветшал, выставили его на продажу. Здание было куплено муниципалитетом с целью организации в нем музея творчества Вильяма Шекспира. Однако реставрационные работы были начаты не сразу, и дом в течение 30 лет оставался без ремонта.

В 1936 г. на большой экран вышел фильм «Ромео и Джульетта», который подстегнул интерес к романтической истории юных влюбленных. Это культурное событие послужило импульсом к началу активных реставрационных работ на доме.

Входная арка была декорирована элементами в готическом стиле. Окна второго этажа получили обрамления в форме трилистника, характерные для других зданий Вероны. На фасаде появился «Балкон Джульетты», который довольно скоро стал туристической меккой. Стена главного фасада была отделана оригинальной резной плиткой XIV в., добытой при археологических раскопках. Отдельные строения во дворике также подверглись изменениям в стиле экранизации драмы.

Стена приобрела зубчатый край, под балконом появилась колонна. На фасаде была прикреплена доска с цитатой из пьесы. Местный скульптор Константини изготовил бронзовую статую Джульетты, которая установили во внутреннем дворике в начале 70-х годов.

Первый этап реконструкции был проведен еще до Второй Мировой войны. Позднее работы были продолжены в 70-х годах и полностью завершились лишь в 90-х. На стыке тысячелетий в доме воссоздали атмосферу «золотого века» Вероны. Стены украсили подлинными фресками XIII-XIV вв., добытыми из зданий, разрушенных войной. Музейную экспозицию составили фотографии сцен из популярной киноленты, реквизит (костюмы и предметы из фильма), картины художников, посвященные Ромео и Джульетте и эскизы, сделанные рукой режиссера.

Для того чтобы увидеть, как выглядит дворик сверху, нужно подняться на второй этаж и выйти на знаменитый балкон. Попасть на него можно из комнаты, декорированной по мотивам картины художника Франческо Айеца «Поцелуй», созданной в 1859 г. На третьем этаже расположен каминный зал.

Статуя Джульетты

В финале пьесы Шекспира Монтекки пообещал Капулетти воздвигнуть статую в честь его дочери Джульетты. Весной 1964 г. во время празднования 400-летия со дня рождения поэта об этом обещании напомнила городская газета. На призыв откликнулся скульптор Нерео Костантини, согласившийся отлить памятник безвозмездно, а материалы для статуи оплатили меценаты.

Через четыре года памятник был готов, но его установка во дворе дома Джульетты состоялась спустя еще четыре года. Дело в том что городские власти довольно равнодушно отнеслись к статуе, из-за чего она несколько лет находилась в запасниках. И только в 1972 г. усилиями членов Клуба Джульетты она заняла, наконец, свое место и начала, как это обычно бывает, обрастать легендами и поверьями.

Так, большинство туристов, прибывающих в Верону из разных стран для осмотра достопримечательностей, считают, что прикоснуться к правой груди бронзовой статуи означает обеспечить себе успех в сердечных делах. В итоге, к 2014 году правая грудь и рука памятника покрылись трещинами. После этого оригинальную статую переместили в музей, а во дворе установили ее копию, оплаченную коммуной Вероны.

В доме Джульетты проводятся свадебные церемонии. Влюбленные пары, одетые в костюмы литературных героев, получают свидетельство о браке за подписью Монтекки и Капулетти.

Записки и письма к шекспировской героине

Стены дома до 2005 года были сплошь исписаны любовными посланиями, оставленными туристами. Эту многолетнюю традицию нарушило решение городских властей, которые убрали надписи с фасадов здания. Отныне оставить несколько слов можно лишь на внутренней стороне арки, ведущей во двор. На нее нанесено специальное покрытие, которое обновляют время от времени. Также с 2012 года были введены штрафные санкции за приклеивание к стенам записок или оставление надписей на не предназначенных для этих целей поверхностях.

И все же, интересы поклонников творчества Шекспира по мере возможности учтены. В здании имеется комната, откуда каждый желающий может отправить свое послание Джульетте, воспользовавшись для этого компьютером или обычным почтовым ящиком. Интересно, что же потом происходит с этими письмами?

Как уже отмечалось выше, в Вероне действует Клуб Джульетты, волонтеры которого ежегодно проводят в здании музея фестиваль, посвященный дню рожденья шекспировской героини. В этот день, а также в День Святого Валентина, в доме зачитывают самые романтичные послания и чествуют авторов. Мероприятия курируются департаментом культуры коммуны Верона.

Это интересно: точная копия статуи Джульетты установлена в Мюнхене, который является городом-побратимом Вероны.

Адрес: Via Cappello, 23, Верона, Италия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Особняк, именуемый сегодня «домом Джульетты», был построен в XIII веке и принадлежал древнему итальянскому роду Дель Каппелло. Считается, что для своего легендарного произведения Шекспир интерпретировал фамилию именно этого семейства (Дель Каппелло – Капулетти).

В 1667 году потомкам Дель Каппелло срочно потребовались деньги, и родовое имение было продано. Вплоть до начала XX века дом регулярно менял хозяев, постепенно ветшая и приходя в запустение. Лишь в 1907 году здание выкупил городской муниципалитет, чтобы создать в нем музей, посвященный бессмертной пьесе.

Почти тридцать лет веронские власти «раскачивались» и примерялись, с какой стороны подойти к реставрации столь древнего архитектурного объекта. Не исключено, что раздумья могли затянуться и на больший срок, если бы не фильм Джорджа Кьюкора «Ромео и Джульетта», вышедший на экраны в 1936 году. На волне интереса к романтической экранизации, веронцы принялись за обустройство дома.

В результате первичной реставрации 30-х годов особняк обзавелся так называемым «балконом Джульетты», вырезанным, предположительно, из старинного надгробия. Фасад здания украсили резными элементами, а дворик полностью реконструировали в соответствии с декорациями из фильма Д. Кьюкора. Второй период «возрождения легенды» приходится на 70-е годы прошлого столетия. В это время во внутреннем дворике появилась бронзовая статуя возлюбленной Ромео, позднее ставшая частью романтического культа.

В 1997 году в доме Джульетты была открыта музейная экспозиция, а в 2002 г. сюда была перенесена часть реквизита, использованного во время съемок фильма «Ромео и Джульетта» Ф. Дзефирелли.

Дом Джульетты сегодня: что посмотреть и какие ритуалы соблюсти туристу

Дом Джульетты – одна из немногих веронских достопримечательностей, которую можно посещать и за деньги, и с абсолютно пустым карманом. Если вы не горите желанием расставаться с собственными накоплениями, просто зайдите во внутренний дворик, чтобы оценить внешний вид легендарного дома. Постоять под балконом, с которого героиня шекспировской трагедии томно взирала на своего поклонника, можно абсолютно бесплатно.

Прогуливаясь по территории, постарайтесь подойти к статуе Джульетты. С этой полутораметровой скульптурой связан забавный ритуал: считается, что того, кто потрогает девушку за грудь, ждет счастливая любовь. Начиная с 1972 года желающих подержаться за прелести бронзовой итальянки оказалось так много, что со временем статуя дала трещину. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение памятника, оригинальную Джульетту спешно перенесли в музей, заменив ее более современной копией.

Кстати, таким чистым и уютным дворик выглядел не всегда. Всего несколько лет назад его внутренние стены представляли собой малопривлекательное зрелище. Виной тому давняя традиция, согласно которой посетители дома оставляли на каменной кладке записки для Джульетты. Просьбы, пожелания, любовные стихи писались на небольших клочках бумаги, конфетных фантиках и обрывках газет. К тому же все это пестрое многообразие крепилось к стене с помощью обычной жвачки. В 2012 г. городской совет официально запретил размещать на стене записки, установив для нарушителей штраф в 500 евро. Теперь, чтобы «достучаться» до шекспировской героини, придется написать обычное письмо на адрес официального Клуба Джульетты, либо составить электронное послание на сайте организации julietclub.com .

Чтобы попасть внутрь дома Джульетты, придется заплатить скромную сумму в 6 евро. Входной билет дает право на осмотр помещений, а также предоставляет возможность для романтической фотосессии на балконе. Кстати, здесь же можно отыскать почтовые ящики, в которых туристам разрешается оставлять письма для Джульетты.

Внутреннее оформление дома выполнено в стиле эпохи Возрождения. Стены украшены старинными фресками, перенесенными сюда из других зданий Вероны, ну и конечно же, портретами самой известной влюбленной пары в мире. На втором этаже дома Джульетты находится выход на балкон.

Следующий этаж занимает роскошный зал с камином, в котором можно увидеть фамильный герб рода Дель Каппелло, представляющий собой обыкновенную… шляпу. Считается, что именно в этом зале литературные персонажи встретились и влюбились друг в друга. На предпоследнем этаже бережно хранится реквизит из фильма «Ромео и Джульетта» Ф. Дзефирелли: роскошное деревянное ложе и костюмы юных влюбленных. Финальная часть экскурсии – подъем на последний этаж дома, где установлены компьютерные мониторы. Техника искусно вмонтирована в специальные «чехлы», идеально гармонирующие с интерьерами помещения. Если вы еще не успели оставить собственное послание для Джульетты, то это упущение можно исправить прямо здесь.

Посетителям

Дом Джульетты открыт для посещений ежедневно с 8:30 до 19:30 (в понедельник – с 13:30 до 19:30).

Во внутреннем дворике и на балконе самой растиражированной достопримечательности Вероны всегда многолюдно и шумно, так что будьте готовы к тому, что за возможность сделать удачный снимок придется заплатить долгим стоянием в очереди.

Любителям пышных мероприятий лучше запланировать экскурсию по легендарному дому на 16 сентября. Именно в этот день здесь торжественно отмечается «День рождения Джульетты», являющийся частью городского средневекового фестиваля.

На территории дома открыта сувенирная лавочка, в которой можно купить различные забавные мелочи с любовной символикой.

В доме Джульетты проводятся свадебные церемонии для будущих молодоженов. Влюбленные одеваются в средневековые костюмы и получают на руки брачное свидетельство, заверенное «представителями» семейств Монтекки и Капулетти. Для иностранных туристов подобное торжество обойдется в среднем от 1500 евро.

Как добраться

Дом Джульетты находится по адресу: Via Cappello, 23, 37121 Verona. Добраться сюда можно городским автобусом (маршруты – 70, 71, 96, 97).