Бесчестный поступок война и мир. “Война и мир”, тема чести и бесчестия

Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два типа мужских характеров: пассивный и слабый Обломов, с его золотым сердцем и чистой душой, и энергичный Штольц, преодолевающий любые обстоятельства силой своего ума и воли. Однако человеческий идеал Гончарова не персонифицирован ни в том, ни в другом. Штольц не кажется писателю личностью более полноценной, чем Обломов, на которого он тоже смотрит «трезвыми очами». Беспристрастно обнажая «крайности» натуры того и другого, Гончаров выступал за полноту и целостность духовного мира человека при всем многообразии его проявлений.

У каждого из главных героев романа было свое понимание смысла жизни, свои жизненные идеалы, которые они мечтали осуществить.

В начале повествования Илье Ильичу Обломову чуть больше тридцати лет, он столбовой дворянин, обладатель трехсот пятидесяти душ крепостных крестьян, доставшихся ему в наследство. Прослужив после окончания Московского университета три года в одном из столичных департаментов, он вышел в отставку в чине коллежского секретаря. С тех пор безвыездно жил в Петербурге. Роман начинается с описания одного из его дней, его привычек и характера. Жизнь Обломова к тому времени превратилась в ленивое «переползание изо дня в день». Устранившись от активной деятельности, он лежал на диване и раздраженно пререкался с Захаром, своим крепостным слугой, ухаживавшим за ним. Вскрывая социальные корни обломовщины, Гончаров показывает, что «все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».

Воспитанный в патриархальной дворянской семье, Илья Ильич воспринимал жизнь в Обломовке, своем родовом поместье, с ее покоем и бездействием как идеал человеческого существования.
Три главные акта жизни постоянно разыгрывались на глазах маленького Илюши в детстве: родины, свадьбы, похороны. Затем следовали их подразделения: крестины, именины, семейные праздники. На этом сосредоточивается весь жизненный пафос. В этом заключалось «широкое раздолье барской жизни» с ее праздностью, навсегда ставшее идеалом жизни для Обломова.

Все обломовцы относились к труду как к наказанию и не любили его, считая чем-то унизительным. Поэтому жизнь в глазах Ильи Ильича разделялась на две половины. Одна состояла из труда и скуки, и это были для него синонимы. Другая же – из покоя и мирного веселья. В Обломовке Илье Ильичу было также привито чувство превосходства над другими людьми. «Другой» сам себе чистит сапоги, сам одевается, сам сбегает за чем нужно. Этому «другому» приходится без устали работать. Илюша же «воспитан нежно, ни холода, ни голода он не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, черным делом не занимался». И учебу он считал наказанием, посланным небом за грехи, и избегал школьных занятий при любой возможности. Окончив университет, он больше уже не занимался своим образованием, не интересовался наукой, искусством, политикой.

Когда Обломов был молод, он ждал много и от судьбы, и от самого себя. Готовился послужить отечеству, сыграть видную роль в общественной жизни, мечтал о семейном счастье. Но дни шли за днями, а он все собирался начать жизнь, все рисовал в уме свое будущее. Однако «цвет жизни распустился и не дал плодов».

Будущая служба представлялась ему в не виде суровой деятельности, а в виде какого-то «семейного занятия». Ему казалось, что чиновники, служащие вместе, составляют дружную и тесную семью, все члены которой неустанно заботятся о взаимном удовольствии. Однако его юношеские представления оказались обманутыми. Не выдержав трудностей, он подал в отставку, прослужив всего три года и не совершив ничего значительного.

Случалось, лежа на диване, он разгорится желанием указать человечеству на его пороки. Он быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет на постели и вдохновенно смотрит кругом. Кажется, что его высокое усилие вот-вот обратится в подвиг и принесет благие последствия человечеству. Иногда он воображает себя непобедимым полководцем: выдумает войну, устроит новые крестовые походы, совершает подвиги добра и великодушия. Или, представляя себя мыслителем, художником, он в своем воображении пожинает лавры, все ему поклоняются, толпа гоняется за ним. Однако на деле он не был способен разобраться в управлении собственным имением и легко становился добычей таких мошенников, как Тарантьев и «братец» его квартирной хозяйки.

Со временем у него появились угрызения совести, не дававшие ему покоя. Ему было больно за свою неразвитость, за тяжесть, мешавшую ему жить. Его грызла зависть, что другие живут так полно и широко, а ему что-то мешает смело идти по жизни. Он болезненно чувствовал, что хорошее и светлое начало зарыто в нем, как в могиле. Он пытался найти виновного вне себя и не находил. Однако апатия и безразличие быстро сменяли беспокойство в его душе, и он опять мирно спал на своем диване.

Даже любовь к Ольге не возродила его к практической жизни. Столкнувшись с необходимостью действовать, преодолевая вставшие на пути трудности, он испугался и отступил. Поселившись на Выборгской стороне, он целиком предоставил себя заботам Агафьи Пшеницыной, окончательно устранившись от активной жизни.

Кроме этого воспитанного барством неумения, Обломову мешает быть деятельным многое другое. Он действительно чувствует объективно существующую разъединенность «поэтического» и «практического» в жизни, и это является причиной его горького разочарования.

Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.

В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей «дельностью», рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы.

Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом.

Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.

Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.


Страница: [ 1 ]

Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие
стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве
Л. Н. Толстого.
В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский
народ, показавшей всему миру его мощь и силу. Великое историческое потрясение вскрыло истинную сущность каждого
отдельного человека.
В суровом и торжественном тоне начинает Толстой повествование о событиях «славной для России эпохи 1812 года»:
«Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное
человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Когда «силы двунадесяти языков ворвались в Россию», наш народ поднялся на священную освободительную войну.
Толстой показывает в романе, в какой могучий порыв вырос «скрытый патриотизм», живший в сердце каждого истинно русского
человека, любившего свою родину. Как пиет Толстой, в Отечественной войне 1812 года «цель народа была одна: очистить свою
землю от нашествия». К осуществлению этой цели были устремлены помыслы всех подлинных патриотов от главнокомандующего
Кутузова до рядового солдата и крестьянина-ополченца. К этой же цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов,
Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради неё отдаёт жизнь юный Петя Ростов. Всей душой желают победы над врагом Наташа
Ростова и Марья Болконская.
Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, владевших и старым князем Болконским, и Николаем
Ростовым, в характере которых причудливо соединялись положительные и отрицательные черты. В то же время писатель
убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и
Элен. Сколько бы ни бранили Наполеона знатные гости, собравшиеся в салоне Анны Павловны Шерер, мы не найдём у них ни
капли истинно патриотического чувства.
Отнюдь не любовью к Родине (у них нет этой любви) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в
действующую армию. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру. Второй старается отличиться, чтобы
поскорее вернуть себе офицерское звание, а затем получить награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями
Москве скупает по дешёвке вещи… Война, как это показывает Толстой, сурово проверяет человека. Он словно бы ставит всех
действующих лиц своего романа перед лицом смертельной опасности, нависшей над Родиной, и как бы спрашивает у них:
«Ну-ка, что вы за люди? Как вы себя поведёте в эту тяжкую для отчества годину, чем поможете народу, защищающему землю от
вражеского нашествия?»
В сущности, почти все главы третьего и четвёртого томов «Войны и мира» написаны для того, чтобы герои романа дали
ответ на этот главный вопрос.
Надвигавшаяся на древнюю русскую столицу беда мало беспокоила высшие круги дворянского общества. Пошумев в
Слободском дворце во время встречи с императором и проявив патриотизм, они зажили по-прежнему. «Трудно было верить, что
действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на
всякую жертву», - с иронией пишет Толстой.
Военный губернатор граф Ф. В. Растопчин успокаивал жителей Москвы глупейшими афишками, в которых высмеивались
французы и говорилось, что все они карлики и что троих их одна баба вилами закинет». В великосветском салоне Жюли
Друбецкой, как и во многих других «обществах» Москвы, было условлено говорить только по-русски, а те, которые по
забывчивости говорили по-французски. Платили штраф «в пользу комитета пожертвований». Вот и весь «вклад» в дело защиты
Родины, вносившийся салонными «патриотами».
Не в великосветских гостиных, не в дворцовых палатах, не в государевой штаб-квартире, а на полях сражений решался
важнейший вопрос о жизни и смерти Отечества. Судьбу Родины взял в свои руки народ, по воле которого, Толстой это
подчёркивает, вопреки воле царя и правящей верхушки, главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил
Илларионович Кутузов. Он стал подлинным вождём армии и народа. Толстой показал это уже в картине первой встречи Кутузова
с войсками в Царевом Займище, когда он сумел вселить в воинов уверенность, что Россия будет спасена и победа над врагом
будет одержана. Кутузов назначен главнокомандующим 8 августа, а уже 26 августа он дал Бородинское сражение, приведшее к
перелому в ходе войны и предрешившее её конечный исход.
У русских воинов, участвовавших в этом сражении, не возникало вопроса о том, какой будет его исход. Для каждого
из них он мог быть только один: победа любой ценой! Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба Родины.
Настроение русских воинов перед Бородинской битвой выразил Андрей Болконский в беседе со своим другом Пьером
Безуховым: «Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в
нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».
И капитан Тимохин подтверждает эту уверенность своего полкового командира. Он говорит: «Что себя жалеть теперь!
Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».
И, как бы подводя итоги своим размышлениям о ходе войны, опираясь на свой боевой опыт, князь Андрей говорит
внимательно слушающему его Пьеру: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть… что бы там ни было, что бы ни
путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»
Такой же твёрдой уверенностью проникнуты и солдаты, и строевые командиры, и Кутузов.
Князь Андрей настойчиво и убеждённо говорит о том, что для него и для всех русских воинов-патриотов навязанная
Наполеоном война не есть игра в шахматы, а серьёзнейшее дело, от исхода которого зависит будущее каждого русского
человека. «Так же думает Тимохин и вся армия», - снова подчёркивает он, выражая единомыслие русских воинов, вставших
насмерть на Бородинском поле.
Л. Н. Толстой наглядно показал, что в этом сражении сказалось нравственное превосходство русской освободительной
армии над французской – грабительской. Внутренняя красота и богатство его героев заключается в гармонии их мыслей и
чувств. Понятие чести не может быть применимо к тому, кто поступился своими моральными принципами ради каких-либо
низменных целей, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая вокруг себя, переступая через
них. Недаром Толстой называет Наполеона, легендарную личность, сумевшую покорить мир ценой миллионов человеческих
жизней, «человеком без чести и совести».

«Война и мир» явилась не только самым крупным произведением Толстого, но и величайшим произведением мировой литературы XIX века, как оценил его М. Горький.

В «Войне и мире» около шестисот действующих лиц. «Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для того, чтобы выбрать из них одну миллионную, ужасно трудно», - жаловался Толстой. Такие трудности писатель испытывал во время работы над каждым из больших произведений. Но особенно велики они были, когда-писатель создавал.«Войну и мир». Вспомним, что действие этого романа длится более пятнадцати лет и охватывает громадное число событий. Писателю действительно пришлось обдумать «миллионы возможных сочетаний» и выбрать из них лишь самые нужные, самые яркие и правдивые.

Толстой в течение года написал пятнадцать вариантов начала «Войны и мира». Как можно увидеть из сохранившихся рукописей, он пробовал начать роман авторским вступлением, в котором давалась оценка исторических событий 1812 года, по том сценой, которая происходит то в Москве, то в Петербурге, то в имении старого князя Болконского, то за границей. Чего добивался писатель, столько раз меняя начало романа? Это можно увидеть, прочитав сцену, которой открывается «Война и мир». Толстой показывает великосветский салон фрейлины Анны Павловны Шерер, где встречаются именитые гости и ведут оживленный разговор о том, что более всего волновало в ту пору русское общество, - о предстоящей войне с Наполеоном. Читая эту сцену, мы знакомимся со многими действующими лицами и среди них с двумя главными героями романа - Андреем Болконским и Пьером Безуховым.

Толстой нашел такое начало произведения, которое сразу же вводит нас в атмосферу предвоенной эпохи, знакомит с главными действующими лицами, показывает, как сталкивались их взгляды и мнения при оценке самых острых вопросов времени. И уже с этой первой сцены и до конца романа мы с неослабевающим интересом и волнением следим за тем, как развертываются события и как все большее число людей становится их участниками.

Следует все же заметить, что есть в «Войне и мире» сцены, где образ Кутузова показан противоречиво. Толстой полагал, что развитие всех событий, совершающихся в мире, не зависит от воли людей, а предопределено свыше. Писателю казалось, что и Кутузов думал также и не считал нужным вмешиваться в развитие событий. Но это решительно противоречит тому образу Кутузова, который создан самим же Толстым. Писатель подчеркивает, что великий полководец умел понимать дух войска и стремился им управлять, что все помыслы Кутузова и все его действия были устремлены к одной цели - разгромить врага.

Противоречиво нарисован в романе и образ солдата Платона Каратаева, с которым Пьер Безухов повстречался и подружился в плену. Каратаеву присущи такие черты, как незлобие, покорность, готовность простить и забыть любую обиду. Пьер с удивлением, а потом с восторгом слушает каратаевские рассказы, всегда кончавшиеся евангельскими призывами всех любить и всех прощать. Но тому же Пьеру пришлось увидеть страшный конец Платона Каратаева. Когда партию пленных французы гнали по осенней грязной дороге, Каратаев упал от слабости и не мог встать. И конвоиры безжалостно пристрелили его. Нельзя забыть эту страшную сцену: у грязной лесной дороги лежит убитый Каратаев, а около него сидит и воет голодная, одинокая, замерзающая собачонка, которую еще так недавно он спас от гибели...

К счастью, «каратаевские» черты были несвойственны русским людям, защищавшим свою землю. Читая «Войну и мир», мы видим, что не Платоны Каратаевы победили армию Наполеона. Это сделали бесстрашные артиллеристы скромного капитана Тушина, храбрые солдаты капитана Тимохина, кавалеристы Уварова, партизаны ротмистра Денисова. Победили врага русская армия и русский народ. И это с огромной силой показано в романе. Не случайно в годы Второй мировой войны книга Толстого была настольной книгой людей разных стран, боровшихся с нашествием фашистских орд Гитлера. И всегда она будет служить для всех свободолюбивых людей источником патриотического воодушевления.

Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухов и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое счастье. Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его Родины. Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле.

О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спросил Пьера:

« - Дядя Пьер... Ежели бы папа был жив... он бы согласен был с вами? »

И Пьер ответил:

«- Я думаю, что да...»

В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского. «Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска», - снилось Николеньке. Они шли на трудный и славный подвиг. С Николенькой был отец, ободрявший и его, и дядю Пьера. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. «Отец! Отец!

Думает Николенька. - Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен».

Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года - декабристы.

Так заканчивается произведение, которому Толстой, по его признанию, посвятил пять лет «непрестанного и исключительного труда».

Тема чести и бесчестья в романе "Война и мир"

В начале XX века Л.Н. Толстого называли "учителем в жизни и в искусстве" и эти строки до сих пор выражают отношение к нему людей XXI века, наследие гениального писателя продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопро-сы, он открывает тайны человеческой души, сознания с самого начала человечества, детства. Произведения Л.Н Толстого читают, помнят и любят люди всего мира. Они близки и понятны всем, потому что в них ставятся веч-ные проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые они сами переживали неоднократно.
Это прежде всего проблема нравственной чистоты людей, их души.
Чем же так привлекают нас герои произведений Л.Н. Тол-стого? Они привле-кают нас своей неповторимостью, своим ярким индивидуаль-ным характером, своеобразием, богатством души.
Его герои, как живые люди, заставляют нас думать, мечтать, переживать, чувствовать так же, как и они. Благодаря мастерству писателя поневоле представля-ется, что действующие лица произведений существуют, продолжая свой путь где-то рядом, их можно реально увидеть, обратиться к ним с наболевшим вопрасами. Иногда даже кажется, что попал в другое из-мерение, в ту жизнь, которой живут герои, в ту среду общества, которую описывает Л.Н. Толстой. Образы, созданные Толстым, отличаются от всех остальных литературных героев. Их можно узнать из тысячи других, потому что таких живых, реальных персонажей не было еще ни у одного автора, герои романов Л.Н.Тостого всегда живут в душе каждого из нас.
Мне очень дорог роман Л.Н. Толстого "Война и мир". Сколько прекрасных вечеров я провела за этим произведением! В моей душе роман оставил неизгладимое впечатление. Я восхищаюсь автором за его умение показать читателям все секреты человеческой души. Да, в его романе "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе". Н.Н. Страхов очень точно отметил это. Я думаю, Л.Н. Толстой правдиво и без прикрас показал все душевные пере-живания героев, внутренний мир каждого из них. А это говорит о великом понимании автором человеческой души. Роман "Война и мир" - просто величайшее произведение! В нем с точностью изо-бражен мир человеческой души, ее богатство и недостатки. В романе много действующих лиц, но мне кажется, их можно поделить на две большие группы. В первой группе находятся люди, потерявшие свое духовное начало, глухие к велениям совес-ти, зову сердца, свою душевную пустоту прячут за благозвучны-ми, лицемерными речами. К ним относятся семейства Курагиных, Друбецких, А.П.Шерер и ее "важные" гости. Л.Н. Толстой непримирим к ним: авторскими ироничными комментариями со-провождает он почти каждое их слово и движение. Другая группа - это члены старых дворянских семей, сохра-нивших определенные традиции, имеющих богатое духовное на-следие. Писатель испытывает к ним откровенную симпатию, хотя и не замалчивает господствующих здесь сословных предрассудков. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов - любимые герои Толстого. Именно они выражают его раздумья и переживания.
Автор заставляет своих героев быть предельно искренними, добрыми, благородными.
А.Болконский и Н.Ростова и- мои любимые персонажи, именно их переживания и раздумья, духовные искания писатель показал со всей присущей ему писательской силой.
Андрей Болконский - натура богатая, цельная,волевая.Он- человек долга, чести, готовый отдать все ради благородной цели. Мысли Андрея Болконского благородны, хотя он тратит весь свой талант и пытливый ум в петербургских салонах, среди фальшивых масок. Мне кажется, мастерство Л.Н.Толстого в изображении души заключаеся в том, что он показал человека в разных ситуациях, ведь душевное состояние человека постоянно меняется, оно ищет высшего, находится в поисках истины человеческого бытия. Впервые увидев его салоне А.П.Шерер "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно", нам кажется, что он скучный флегматик общества, но пояление Пьера заставляет забыть об этом: Л.Н.Толстой не раз использует слово " добры й", взгляд, улыбка, эти мелкие детали, в наибольшой степени показывают нам душу героя. Андрей стремится к своему Тулону, он идет на войну, в этом проявилась его любовь к Родине. Меня, как читат!
еля, поразило, то как Л.Н.Толстой изобразил сцену прощания отца с сыном, он показал, что такое истинно болконский дух, отношение отца с сыном, кажутся порой странными, но именно это показывает семейные традиции гордого и доблестного рода Болконских.
Поле Аустерлица, "началось, вот оно" вот какие мысли веют от о всюду, в этой строчке можно услышать голос народа, русское бесстрашие и нескончаемую любовь к родине.Поле Аустерлица, кончился бой, раненый князь Андрей. Это сцена, на мой взгляд, апогей писательского дара Л.Н.Толстого. Показать чувства и размышления тяжело раненого так, как это сделал Толстой, по-моему, еще не удавалось никому в литературе.Князь Андрей открыл глаза, он увидел небо, только одно небо. И его поразило то, чего он никогда не замечал: как оно спокойно. "Да! Все пустое, все об-ман, кроме этого бесконечного неба", - думал Андрей. Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял, что кро-ме войны и славы существует простая человеческая жизнь с ее радостями и невзгодами. Ему хотелось любить и быть любимым, наверное, как и всем смертным людям. Это сцена заставила меня посмотреть на многие вещи по- другому, она,словно, проткрыла для меня занавес души человека, попавшего в сложную ситуацию.После Аустерлица жизнь героя очень сильно изменилась: смерть жены, рождение сына. Он стал совсем другим, изменение в душе героя автор показал диалога х с Пьером, его впечатлениеми "…его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый" Толстой часто использует словосочетание "мертвый взгляд", это выражет состояние души героя, он словно замер,не стремится к лучшему, высокие духовные стремления – вот, что основа жизни, писатель показал, что герой утратил это, в этом и заключается талант Толстого, что он показал духовный крах, кризис и одновременно то,как человек прелодлевает это с помощью великого чувства любви. Это возрождение писатель показал в встречах с дубом в мае и июне.Дуб в мае:"старый с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами" , состояние дуба э!
то состояние души героя, его отношение к окружающему миру. Неизгладимый след в душе Андрея Болконсконского оставила встреча с юной Ростовой и душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд", это духовно-нравственное возрождение Л.Н.Толстой открывает через "тот самый дуб"." Старый дуб весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия ничего не было видно". Дуб снова возвратился к жизни и наш герой вновь жив морально, полон сил, энергии, пропало то апатичное отношение к миру "Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. -Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это"С помощью описания природы Толстой показал не только мировосприятие и духовное обновление, но и то как природы влияет на душу человека.Эта связь внутренней жизни человека с жизнью природы особенно ощутима, потому, что Толстой говорит о природе одухотворяя ее, наделяя человечески!
ми чертами; глядя на дуб князь Андрй видит не ветви,не кору, не наросты на ней, а " пальцы", "руки"," старые болячки". "Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!"- вот какому выводу приходит герой после пережитых им незнакомых чувств.
В продолжение всего повествования о судьбе Андрея Л.Н. Тол-стой очень реально изображает душу героя, его стремление к но-вой жизни. Это еще раз доказывает, что в романах Л.Н. Толстого "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе".Толстой раскрыл душу своих героев, он показал душевное состояние людей очень глубоко и правдиво. Мы видим обога-щение души человеческой и ее возрождение. И в заключение хочу сказать: "Толстой - замечательный русский писатель!" Роман Л.Н. Толстого, я думаю, всегда будет привлекать своей правдой и неповторимостью. Толстой, как никто другой, сумел изобразить с огромной художественной силой все движения че-ловеческой души.

В таком грандиозном и масштабном произведении, как «Война и мир», Лев Толстой не мог не затронуть такие вечные темы, как честь и бесчестие. В романе присутствуют персонажи, которые дорожат честью превыше жизни, а есть те, для которых важны только собственные интересы; бесчестные поступки для них — обычное дело. Есть и герои, в которых уживаются и честь, и бесчестие, но в ответственный момент они должны сделать выбор в пользу одного из этих качеств.

Человеком, преисполненным благородства и чести, является старый князь Болконский. Он и сам патриот, и своих детей воспитывает в духе патриотизма, строгости, благородства.

Его сын Андрей также человек чести. Он смело идёт на войну лишь с одной целью — защитить Родину. Будучи сам не способен на измену и коварство, он понимает, что слишком тяжело простить это любимой женщине. Но, являясь великодушным человеком, он все же сделал это.
Пьер Безухов — добродушный и открытый человек, верный друг. В самую тяжёлую минуту он пришёл на помощь Наташе Ростовой. Хотя он и не военный, Пьер все-таки пошёл на Бородинское сражение, не смог остаться в стороне от остальных.

Наташа Ростова — добрая и искренняя девушка с настоящей русской душой. Наташа любит весь мир, всех людей. Она отдала своё сердце князю Андрею, тяжело перенесла разлуку с ним. Девушка оказалась не в силах противиться своему влечению к Анатолю Курагину. Наташа совершила эту измену неосознанно, она нуждалась в любви и внимании. Да, она поступила бесчестно по отношению к своему жениху, но я считаю, нельзя слишком строго судить наивную девушку.

Ярким примером бесчестия в романе является Элен Курагина, аморальная и расчетливая женщина. Ей неведомы такие чувства, как любовь, преданность. Она живёт лишь ради личной выгоды и выходит замуж за Пьера лишь из-за денег. Её брат, Анатоль, такой же циничный и непорядочный человек. Он обольстил невесту князя Андрея, задел её честь и заставил пострадать многих людей ради своей выгоды и тщеславия.

Тема чести и бесчестия была и будет актуальна во все времена. Каждый из нас обладает одновременно и хорошими, и плохими качествами. И когда нужно будет выбрать между честью и бесчестим, мы сделаем выбор, исходя из того, каких качеств в нас больше.