Челкаш и гаврила отношение автора. Cочинение «Челкаш и Гаврила — герои противопоставленные друг другу. Жанр и направление

Одним из наиболее ранних романтических произведений Горького принято считать его рассказ «Челкаш». Автора всегда интересовала жизнь и психология так называемых босяков. В босяках Горький видел настоящую человеческую душу. Писатель считал, что эти люди хотя и стоят на самой низшей ступени социальной лестницы, но ведут себя намного лучше и выше, чем представители более высоких классов. Ниже представлен краткий литературный анализ произведения, изучаемого в 8 классе.

Краткий анализ

Год написания — 1894

История создания — стимулом для написания этого рассказа послужила история, услышанная Горьким от одного из пациентов больницы, где он проходил лечение

Тема — В «Челкаше» рассматриваются темы свободы человека, смысл жизни, большое место отводится описанию природы

Композиция — Произведение состоит из вступления и трех глав

Жанр — Рассказ

Направление — романтический реализм

История создания

Писателю в 1891 году пришлось проходить лечение в одной из больниц города Николаев. Вместе с ним в палате находился босяк, который и рассказал товарищу по палате эпизод из своей жизни. Писатель впоследствии развил эту историю, и за пару дней написал рассказ. Сочинение высоко оценил В. Г. Короленко, и при его содействии в 1895 году произведение Горького было опубликовано. С того времени писатель был принят в литературных кругах как подающий большие надежды автор.

Тема

В рассказе описаны два главных героя, Челкаш и Гаврила. Все темы взаимосвязаны между собой. Описание природы помогает глубже понять характеристику этих героев, состояние их души, восприятие жизни.

Для каждого из них свобода представляется по-разному. Гаврила, простой деревенский увалень, видит свободу с точки зрения раба. Он привык подчинению более сильным. Ему хочется иметь семью, свой дом, хозяйство. Не обладая средствами для претворения этой мечты в жизнь, он согласен жениться на богатой невесте, даже если это вновь приведет его к пожизненному рабству.

Челкаш, в отличие от него, это уже не раз битый жизнью человек, он много видел и знает. Свободолюбивый и гордый, он не желает какого-либо подчинения. У него отсутствует материальная зависимость, он вольный, как ветер, бурный как море, и все это придает ему спокойствие души. Он живет легко и просто, и это его кредо.

Рассуждения о смысле жизни совершенно противоположны у этих героев. Челкаш, это уже умудренный жизненным опытом человек. Когда-то и он был семейным человеком, имел хозяйство. Путь бродяжничества он выбрал осознанно. У него нет проблем, как накормить голодную семью, поднять и приумножить хозяйство. Он живет тем, что занимается воровством. Легко полученные деньги он тратит легко и бездумно, не ставя перед собой цели к обогащению. Гаврила — молодой крестьянин, у которого впереди вся жизнь. Ему еще только предстоит выбрать путь, по которому он пойдет.

Композиция

Рассказ Горького построен на антитезе, перед глазами читателя вырисовывается принципиальная разница между двумя героями.

Полному раскрытию их характеров служит композиция произведения. Действие начинается с вступления. Все происходит в морском порту. На фоне мощной техники, где все гремит и лязгает, ничтожно и мелко выглядят людишки. Они копошатся, как муравьи, подчиненные огромной силе, созданной их руками, и их поработившей.

Возможно, вам также будет интересна статья:

В первой части идет речь о Челкаше. Это всем в порту известный человек, смелый и находчивый вор. Несмотря на его непривлекательное занятие, он пользуется уважением среди портовых рабочих. Челкаш собирается на «дело», ему нужен напарник. На его пути попадается Гаврила, молодой деревенский парень. Поговорив с Челкашом, он соглашается ему помочь.

Во второй части рассказа неожиданно раскрывается внутренний мир свободолюбивого вора. Челкаш и Гаврила отправились в море. На морских просторах Челкаш чувствует себя вольно и свободно, вид моря очищает его душу от житейской грязи. Гаврила напротив, боится этой огромной стихии, море действует на него угнетающе. Описание моря вырисовывает все хорошие качества, заложенные в Челкаше. В сравнении с ним, трусливый и подленький Гаврила выглядит полным ничтожеством, готовым бросить своего напарника в опасную минуту.
Третья часть произведения — кульминация и развязка. Удачно провернув «дело», Челкаш делится с подельником деньгами. Тут наступает кульминация. В Гавриле, этом бесхребетном и робком увальне, просыпается алчность. Вид денег пробудил все те низменные качества, которые были спрятаны под личиной богобоязненного парня. Ради того, чтобы завладеть всеми деньгами, он совершает попытку убить своего старшего товарища. Гаврила настолько ничтожен и мелок, что без всяких зазрений совести забирает деньги, брошенные ему Челкашом. В развязке произведения и выявляется его низменная сущность и величие души прожжённого вора.

Жанр

Небольшое по объему произведение, с небольшим количеством героев, относится к жанру рассказа. Описаны действительные события, что отвечает направлению реализма. Живое описание моря и облагораживание героя-бродяги, придает реалистическому направлению нотки романтизма.

Рассказ «Челкаш», анализ которого представлен в статье, написан в 1894 году. Он относится к числу тех творений искусства, где не только конфликтуют сами герои произведения (внутренний, художественный конфликт), но где в оценках неизбежны несовпадения между писателем и читателем, да и между самими читателями тоже. «Челкаш» — один из самых спорных, дискуссионных рассказов Горького.

С художественной точки зрения он образцово традиционен. Присутствуют все композиционные элементы: экспозиция — море, гавань, порт; это фон, на котором происходит действие; три части, внутри которых завязка — встреча Челкаша и Гаврилы; развитие действия — подготовка к ночному воровскому рейду и делёж денег; кульминация — удар Гаврилы в спину Челкашу; развязка — Челкаш отдаёт деньги Гавриле; эпилог — морские волны, смывающие следы Челкаша и Гаврилы, уходящих в разные стороны.

Сюжетная линия, как и во многих рассказах писателя, не осложнена. Вор Челкаш случайно встречает бедного крестьянского парня Гаврилу, главная мечта которою состоит в том, чтобы не столько разбогатеть, сколько добыть денег на сносное крестьянское житьё. Челкаш вовлекает Гаврилу в свой ночной воровской промысел, за который, по представлениям Гаврилы, получает баснословные деньги — пятьсот сорок рублей. Его «доход» превосходит все ожидания: Челкаш отдаёт почти всё, оставляя себе лишь небольшие деньги, и в порыве благодарности мужик кается вору, что хотел из-за денег убить его. В гневе Челкаш избивает Гаврилу и отбирает деньги, но затем, смягчившись, отдаёт вновь. Вот, собственно, и всё. «Просто» в сюжетной линии, но совсем не просто в выявлении художественной идеи.

Кто такой Челкаш? Вор, уверенный в своей безнаказанности и вседозволенности? Основание для такого предположения даёт Горький в начале первой главки: «<...> Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Портрет героя не вызывает к нему симпатии — слишком похож на хищника.

Пройдёт совсем немного времени, и это неприязненное отношение к Челкашу будет уже не столь категоричным. Причина смягчения в том, что встреченный им мужик Гаврила начнёт пробуждать в Григории почти ушедшие, забытые, полуистлевшие воспоминания о прежнем его крестьянском житье-бытье.

В рассказ вкрапливается повествование о добосяцкой жизни Челкаша, и нет в его истории оснований для ухода Григория в другую жизнь. Не может же служить оправданием ухода «на дно» то, что стал «согнут работой» отец или постарела «осевшая к земле» мать. Но не об оправдании Челкаша ведёт речь Горький устами рассказчика, а о постепенном раскрытии характера героя. Вот-вот может произойти с Григорием Челкашом невозможное для него — установится некая духовная связь с Гаврилой. Сама мысль о сближении неприемлема для Челкаша. Ещё в начале рассказа Григорий «закипает» от внутренней зависти к Гавриле и ещё более от намёка на родственность мыслей с ним.

Образ Гаврилы понятнее и проще. Крестьянский парень, оторванный от деревни, мечтает каким-то чудом заработать. Предприятие, предложенное Челкашом, противоестественно для него, но, с другой стороны, крестьянская смекалка подсказывает ему, что, может быть, это и есть тот единственный шанс, о котором он и не мечтал даже - шанс быстро получить вожделенные деньги.

Предприятие удалось, он получает свои сорок рублей, затем получает больше — в порыве сентиментальной заботы о мужике Челкаш отдаёт почти всё. И то ли болтливость, то ли благодарная искренность подводят Гаврилу, и он рассказывает о своём чёрном замысле. Дальше — потеря денег, удар Челкаша камнем сзади, покаяние, возврат денег, уход... В разные стороны с Челкашом.

Дорога Челкаша понятна — стал вором и умрёт вором. О другом он вряд ли и думать будет. Это читатель будет думать: зачем Горький поэтизирует вора, наделяя его романтическими качествами, заставляя совершать поступки благородные и почти фантастические для него самого. То ли от следования традиции, продолжая рассказы о благородном Робине Гуде, защитнике обездоленных, но в новых социальных условиях. То ли для того, чтобы подчеркнуть: вор, человек «дна», босяк обладает такими качествами, которые вряд ли присущи богатым и сильным хозяевам жизни. Такое толкование рассказа долго было в ходу. То ли ведётся рассказ к тому, чтобы подумал читатель: «Нет, мил человек, ты отдал легко, потому что легко и просто тебе досталось». Ведь возможен и такой поворот в восприятии происшедшего. Образ жизни и поведение Челкаша могут в одних вызвать сочувствие, в других удивление, в третьих презрение.

Кажется, что ясна дорога Гаврилы — в деревню, в дом, в зятья. А что, если он прельстится мыслью о лёгкой добыче денег? Ведь и такой поворот в судьбе персонажа вполне вероятен. Многие герои Горького оказались внизу, «на дне». Но ведь каждый пришёл туда по-своему.

Рассказы М. Горького задевали за живое, помогали многим людям познать себя, принять верное решение, попытаться изменить свою жизнь и судьбу.


Большинство произведений М. Горького написаны в стиле реализма, но в его ранних рассказах присутствует романтический дух. Главные герои этих рассказов живут в тесной связи с природой. Писатель отождествляет природу и человека. В своих произведениях он отдает предпочтение людям, которые свободны от законов общества. Эти герои имеют интересные взгляды, поведение. У главного персонажа всегда есть антагонист - герой, который имеет противоположный взгляд на мир. Между этими героями возникает конфликт, который и положен в основу произведения, на нем раскрывается сюжет произведения.

Подобно большинству рассказов Горького, «Челкаш» повествует о человеческих взаимоотношениях, в произведении изображается природа, и ее взаимосвязь с душевным состоянием персонажей.

События, о которых Горький рассказывает в “Челкаше”, происходили на берегу моря, в портовом городе. Главными героями являются Челкаш и Гаврила. Эти персонажи противопоставляются друг другу. Челкаш - довольно немолодой вор и пьяница, не имеющий собственного дома. Гаврила - молодой крестьянин, который попал в эти места после неудавшейся попытки найти работу, чтобы заработать денег.

Гришка Челкаш известен всем в порту как заядлый пьяница и ловкий вор. Его внешность была подобна другим “босяцким фигурам”, встречающимся в порту, но он удивлял своим сходством со “степным ястребом”. Это был “длинный, костлявый, немного сутулый» человек, «с горбатым хищным носом и холодными серыми глазами». У него были густые и длинные усы бурого цвета, которые «то и дело вздрагивали», руки он держал заложенными за спину и постоянно потирал ими, нервно перекручивая свои длинные, кривые и цепкие пальцы. Походка у него была на первый взгляд спокойная, но зоркая, словно полет птицы, которую напоминал весь облик Челкаша.

Челкаш промышлял в порту воровством, порой его сделки удавались и тогда у него появлялись деньги, которые он тут же пропивал.

Челкаш и Гаврила встретились тогда, когда Челкаш шел по гавани и размышлял, как ему выполнить предстоящее сегодняшней ночью “дело”. Напарник его сломал ногу, что очень осложнило все дело. Челкаш был очень раздосадован.

Гаврила же возвращался домой после неудавшейся попытки подзаработать денег на Кубани. У него тоже был повод для огорчения – после смерти отца выбраться из нищеты он мог только одним способом - “идти в зятья в хороший дом”, что означало - стать батраком.

Челкаш совершенно случайно увидел молодого крепкого парня, одетого в оборванный рыжий картуз, обутого в лапти и сидевшего прямо у тротуара.

Челкаш затронул парня, разговорился с ним и неожиданно решил взять его с собой на “дело”.

Встреча героев описана Горьким подробно. Мы слышим разговор, внутренние переживания и мысли каждого героя. Особое внимание автор уделяет Челкашу, замечая каждую деталь, малейшее изменение в поведении своего персонажа. Это и размышления о прежней жизни, о крестьянском парне Гавриле, оказавшемся по воле судьбы в его “волчьих лапах”. То он чувствует господство над кем-то, испытывая при этом гордость за себя самого, то у него меняется настроение, и он хочет обругать или ударить Гаврилу, то вдруг хочет его пожалеть. Он когда-то имел дом, жену, родителей, но потом превратился в вора и отпетого пьяницу. Однако читателю он не кажется законченным человеком. Мы видим в нем гордую и сильную натуру. Невзирая на то, что он имеет непрезентабельный внешний вид, в герое чувствуется неординарная личность. Челкаш ко всем может найти подход, со всеми может договориться. Он имеет свое особое отношение к морю и природе. Являясь вором, Челкаш любит море. Его внутренний мир автор даже сравнивает с морем: «кипучая нервная натура», он был жаден на впечатления, глядя на море, он испытывал «широкое теплое чувство», охватывающее всю его душу и очищающее ее от житейской скверны. Среди воды и воздуха Челкаш чувствовал себя лучшим, там его мысли о жизни, да, впрочем, и сама жизнь теряли ценность и остроту.

Гаврилу же мы видим совершенно иным. Сначала перед нами предстает “забитый” жизнью, недоверчивый деревенский парень, а затем -перепуганный до смерти раб. После успешного завершения “дела”, когда Гаврила впервые в жизни увидел большие деньги, его словно “прорвало”. Автор описывает обуревающие Гаврилу чувства очень ярко. Нам становится видна ничем не прикрытая алчность. Сразу же исчезли сострадание и жалость к деревенскому парню. Когда же, упав на колени, Гаврила стал умолять Челкаша отдать ему все деньги, читатель увидел уже совсем другого человека - “подлого раба”, забывшего обо всем, желая лишь выклянчить у своего хозяина побольше денег. Испытывая к этому жадному рабу острую жалость и ненависть, Челкаш бросает ему все деньги. В этот миг он чувствует себя героем. Он уверен, что таким никогда не станет, несмотря на то, что он вор и пьяница.

Однако после слов Гаврилы о том, что он хотел убить Челкаша и бросить в море, тот испытывает жгучую ярость. Челкаш забирает деньги, поворачивается спиной к Гавриле и уходит.

Не мог пережить этого Гаврила, схватив камень, он бросил его в голову Челкаша. Увидев, что натворил, снова стал молить прощения.

И в этой ситуации Челкаш был выше. Он понял, что у Гаврилы подлая и мелкая душонка, и бросил деньги прямо ему в лицо. Гаврила сначала глядел вслед Челкашу, пошатывающемуся и держащемуся за голову, но потом вздохнул, словно освободившись, перекрестился, спрятал деньги и направился в противоположную сторону.

Конспект урока по литературе

«Антитеза как средство раскрытия образов главных героев»

Урок по рассказу «Челкаш» на тему: «Антитеза как средство раскрытия образов главных героев».

Цель урока: Через антитезу сопоставить образы главных героев рассказа. Показать актуальность рассказа в современное Горькому время.

Задачи:

Обучающая :

    научить через деталь видеть главное;

    исследовать антитезу как основной композиционный прием рассказа;

    отметить психологизм Горького, проследив, как меняются чувства обоих героев, как идет развитие образов;

Развивающая:

    совершенствовать навык аналитической работы с текстом;

    умение сравнивать; способность обобщать и делать выводы;

Воспитательная:

    воспитание любви к слову, чтению;

    воспитание стремления к свободе мыслей, чувств, любви к красоте мира.

Оборудование:

проектор;

мультимедийная презентация с использованием иллюстраций к рассказу «Челкаш»

«Очень многие потянулись к живому облику горьковского босяка,

потому что говорят, что в сердце каждой домашней утки лежит отголосок того,

когда она была дикой, и уверяют... что когда дикие утки летят по поднебесью,

то домашние утки приходят в волнение.

И таких диких уток Горький показал одомашненным уткам».

(А. В. Луначарский).

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Садитесь.

2.Сообщение темы и целей урока, эпиграфа к уроку (1, 2, 3 сл)

3. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы попробуем перенестись в творческую лабораторию А.М.Горького, понять, почему и как были созданы его ранние произведения, что способствовало созданию образов, заставляющих нас думать, мечтать, надеяться.

Речь идет о рассказе «Челкаш».

Переломный характер эпохи с ее экономическим кризисом, безработицей, вызвавшей появление большого количества босяков (тогдашних «бомжей»), дает возможность сопоставить ее с некоторыми особенностями нашего времени.

Горький раньше других обратил внимание на тот своеобразный «человеческий материал», который находился вне общества, но характеризовал именно это общество. Отсюда интерес писателя к выбитой из колеи «босяцкой» России. Он изображал людей, опустившихся на «дно жизни», но сохранивших в себе человеческие чувства. Горький прекрасно знал обитателей трущоб и ночлежек, в том числе и портовых босяков, одним из которых был Челкаш.

Горький объяснял свой писательский и человеческий интерес к босякам тем, что он видел перед собой людей, единственным стремлением которых «было стремление жульнически высасывать кровь человека, сгущая ее в копейки», он возненавидел этих мещан, «похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года».

(4 сл) «Странные были люди среди босяков, и многого я не понимал в них, но меня очень подкупало в их пользу то, что они не жаловались на жизнь, а о благополучной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически»,- писал Горький.

4.Создание проблемной ситуации.

Созданию рассказа «Челкаш» предшествовали некоторые события.

В июле 1891 года Алексей Пешков в селе Кандыбово Херсонской области вступился за истязаемую женщину, за что сам был избит до полусмерти. Считая его мертвым, мужики выбросили его в кусты, в грязь, где его подобрали проезжие люди (история эта описана в рассказе Горького «Вывод»). В больнице города Николаева будущий писатель встретился с лежащим там босяком, который впоследствии послужил прототипом Челкаша.

Три года спустя Горький возвращался с поля, где гулял ночью, и встретил писателя

Владимира Галактионовича Короленко у крыльца его квартиры.

«Было уже часов девять утра, - пишет Горький, - когда мы воротились в город. Прощаясь со мною, он мне напомнил:

Значит - пробуйте написать большой рассказ, решено?

Я пришел домой и тотчас же сел писать «Челкаша»... Написал в два дня и послал черновик рукописи Владимиру Галактионовичу. Через несколько дней он сердечно, как только он умел делать, поздравил меня.

Вы написали недурную вещь, даже прямо-таки хороший рассказ!..

Расхаживая по тесной комнате, потирая руки, он сказал:

(5 сл) - Радует меня удача ваша...

(6 сл) Мы попробуем сегодня ответить на следующие вопросы:

    Зачем Короленко настоял на написании рассказа «Челкаш»?

    Почему его порадовал рассказ Горького?

А сделаем мы это, рассматривая образы главных героев рассказа. (7 сл)

5.Работа по теме.

А) Беседа по тексту.

    Какие ощущения вызвал у вас рассказ М. Горького?

    Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

    Рассказ Горького сроится на одном из композиционных приемов. Какой это прием? (Антитеза)

Сегодня мы продолжим рассматривать использование этого приема в рамках сопоставления образов Челкаша и Гаврилы.

Б) Работа с текстом.

Найдите портретную характеристику Гришки Челкаша.

(Челкаш - один из главных героев одноименного рассказа. Это “старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. На данный момент у него нет ни гроша, так как наворованные раньше вещи были уже давно пропиты и проиграны в карты, и поэтому Челкаш замышляет новое дело.)

(«Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей».

«Всклоченные черные с проседью волосы и смятое, старое, хищное лицо».

«Длинный, костлявый, немного сутулый», «поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами».

«Его бурые усы, густые и длинные то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручивались длинными, кривыми и цепкими пальцами».

«Усы вздрагивали как у кота»; «..он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

Найдите отрывок, где мы впервые встречаемся с Гаврилой. (8 сл)

(«Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.)

Подумайте, меняется что-либо во внешности главных героев на протяжении всего рассказа?

(Челкаш остается таким - же, а Гаврила меняется. Особенно меняется выражение его глаз.)

(8 сл) Итак, давайте сопоставим эти портретные характеристики.

Невольно ощущается антитеза: хищная птица и ребёнок (эволюция глаз).

(9 сл) -Давайте сопоставим социальное положение героев.

Какие ключевые понятия здесь противопоставлены?

(Челкаш босяк. Потерял связь со своим сословием и опустился. Бывший крестьянин. «Было когда – то свое гнездо…Отец-то был из первых богатеев на селе».

Гаврила бедный крестьянин. «Отец у меня умер, хозяйство малое, мать старуха, земля высосана» В надежде заработать вынужден был «пойти в зятья».)

Разница видна даже во внешнем виде героев, в их одежде. Докажите. (10 сл)

(Челкаш: «грязная ситцевая рубаха (ситец – ткань фабричного производства)»

Гаврила: «пестрядинная рубаха (пестрядь – грубая домотканая ткань).)

Вывод:

Кто из героев вызывает симпатию? Почему?

(Изначально симпатию вызывает Гаврила своим добродушным видом и поведением. К тому же его социальное положение вызывает доверие (крестьянин, близок к земле-матушке). Челкаш же сразу представлен хищником, асоциальным типом (пьет, ворует по - другому – люмпен).

Но в конце рассказа Гаврила перестает нам нравиться. Наше расположение остается на стороне Челкаша. Он остается самим собой, а Гаврила меняется в худшую сторону.)

В) Самостоятельная работа.

Обратимся еще раз к первому разговору Челкаша и Гаврилы и проследим, как меняются чувства обоих героев (отмечаем психологизм Горького).

Задание: выписать из 1 главы (сцена разговора героев на улице и в трактире) слова и выражения, которые характеризуют чувства и ощущения героев: 1 вариант – Челкаша; 2 вариант – Гаврилы. (5 минут)

Проверка: (11, 12 сл)

(Челкаш: «ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень»; «презрительно сплюнул и отвернулся от парня»; «в нем этот здоровый деревенский парень что-то будил»; «смутное, медленно назревавшее чувство»; «почувствовал вроде ожога в груди»; «с холодной злобой»; «он вздрагивал и кипел от оскорбления»; «презирал»; «завидовал и сожалел»; «посмеивался и огорчался»; «И все чувства в конце концов слились в одно – нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко. И малый был нужен».

Гаврила: «недоумевающее восхищение»; «У него даже лицо печально тускнело»; «Он, очевидно, не ожидал, что разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно»; «чувствовал в нем хозяина»; «вспыхнуло недоверие и подозрительность»; «сразу преисполнился уважением к своему хозяину».)

Вывод:

Гавриле понятны отношения «хозяин – работник» и Челкаш дает ему возможность встать по отношению к нему в роль наемного работника. Каждый получил, что хотел.

Г) Беседа:

Мы выяснили, что чувствовал каждый из героев по отношению друг к другу. А как они определяют друг друга, как называют?

(Челкаш: Сосунок, дурак, теленок, собака, гнус.

Гаврила: Оборванец, драный, пьяница, темный.

Гнус - человек, вызывающий отвращение, омерзение.

Сосун - молодой, неопытный, неумелый человек.)

(13 сл) - Как вы думаете, чьи слова бьют точно в цель? Чьи больнее ранят? Что кроется за этими словами?

Вернемся к сопоставлению героев. Что они имеют, какое их имущество? (14 сл)

(Челкаш: Разорванная рубаха да грязные штаны.

Гаврила: Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля.)

Вывод:

Челкаш свободен, а Гавриле есть что терять.

Говоря о свободе, прочитаем высказывание Чехова. (15 сл)

А что есть свобода для Челкаша? (15 сл)

А как понимает свободу Гаврила? (15 сл)

(«Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались».

Челкаш: «Главное в крестьянской жизни – это,брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе…»

Гаврила: «Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»)

В ходе сопоставления образов Челкаша и Гаврилы очевидно ли нам заданное автором противопоставление? (Да, очевидно.)

Давайте обобщим это противопоставление. (16 сл)

Но во всем ли герои разные? Не заметили ли вы общие черты в каком – либо отрывке рассказа?

(В конце рассказа «Лицо Челкаша было вровень с лицом Гаврилы».)

Вывод:

(17 сл) Оба – хищники!

Когда же Гаврила, этот «теля», «сосунок», раб, жертва начал превращаться в хищника? (18 сл)

(Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное». У Гаврилы – желание «убить и ограбить». «Гаврила кошкой изогнулся». «Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил»)

Кто же из них двоих страшнее? (19 сл)

(Челкаш: На дне жизни – это плохо, но ниже уже нельзя.

Гаврила: Ощутил преступную сладость обладания богатством. Не остановится. Будет гулять, «как хошь», но будет ли помнить Бога? Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого.)

Прочитайте пейзаж со слов: «Море выло…» Определите функцию пейзажа. Символом чего здесь является море?

(Море - символ свободы. Отношение к нему характеризует отношение героев к свободе.)

Челкаш любил свободу, но был ли он истинно свободным?

(Душа Челкаша свободна от власти денег, но он – раб другой страсти – своего самолюбия, желания управлять, властвовать над людьми.)

6. Подведение итогов урока.

Ребята, как вы думаете, о ком и о чем рассказ? (20 сл) (О двух несчастных людях, о совести, о свободе.)

(21 сл) - И все же, на чьей стороне автор? (На стороне Челкаша.)

Почему, как вы думаете?

(В рассказе “Челкаш” Горький отображает одно из наиболее страшных качеств человека: жадность. Он говорит, что человек, воровавший всю свою жизнь и пропивающий все, что есть, который груб и не отесан, ведет себя благороднее молодого деревенского парня, охваченного приступом жадности. И именно из-за этого порока совершаются многие нелепые поступки. Ставя своих героев в экстремальные ситуации, автор показывает суть человеческую. Говорит читателю о том, что не всегда нужно верить первому впечатлению, нужно уметь распознать истину.)

(21 сл) - Рассказ «Челкаш» романтически – реалистический. Челкаш – романтический герой. Действительно, Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в его душе цветы бескорыстия, свободы от власти денег над личностью, и показать простого человека, который может легко перейти от добродушия к хищничеству.

Итак, пришло время ответить на вопрос, поставленный в начале урока. (6, 22 сл)

(«Босяцкая» тема была актуальна в то время, но никто до Горького не обращался к ней. Короленко порадовался за героя рассказа, потому что тот своим поступком показал, что даже босяк может обладать прекрасными человеческими качествами.)

7.Инструктаж по подготовке домашнего задания. (23 сл)

Д/З: Сочинение – миниатюра на тему «О чем меня заставил задуматься рассказ М.Горького «Челкаш»?»

8.Рефлексия: (24 сл) Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

9. Выставление оценок. (25 сл)

О босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на «отверженных» по-другому.

Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к размышлениям о судьбе таких же обездоленных людей. Это бунтари, которым чуждо мещанское самодовольство или, наоборот, стремление к покою. Недовольство своей жизнью, с одной стороны, чувство собственного достоинства, не позволяющее находиться в роли раба, с другой, - вот что характерно для горьковских бунтарей. Именно из-за бунта они шли на разрыв со своей средой, а подчас становились бродягами, которых называли босяками.

В 1895 году Максим Горький написал рассказ «Челкаш» как раз о судьбе изгоя человеческого общества – вора-контрабандиста. Произведение построено на антитезе : перед глазами читателя сталкиваются два героя – Челкаш и Гаврила. Оба родились в деревне. Но Челкаш не смог там долго находиться, а уехал в приморский город, чтобы жить своей независимой жизнью, и сейчас чувствует себя абсолютно свободным. А Гаврила только мечтает о свободе, и цена его свободы – полторы сотни рублей, чтобы иметь свое хозяйство и не зависеть от тестя.

Противоположность образов героев показана автором даже в описании их внешности, в манере держать себя, в их речи и поступках, в реакции на все окружающее. Челкаш «своей хищной худобой» , «прицеливающейся походкой» напоминает степного ястреба. Да и многие портретные детали сопровождаются эпитетом «хищные» : всклокоченные черные с проседью волосы, смятое, острое, хищное лицо, холодные серые глаза.

Он противопоставлен Гавриле – простоватому деревенскому парню, широкоплечему, коренастому, «с загорелым и обветренным лицом и большими голубыми глазами» , которые смотрели доверчиво и добродушно на своего старшего товарища. В какой-то момент Челкаш, глядя на Гаврилу, напоминавшего молодого телка, чувствует себя хозяином жизни парня, попавшего в его «волчьи лапы» , но при этом он испытывает и отеческое чувство, так как вспоминает о своем деревенском прошлом.

Раскрыть характеры героев помогает композиция рассказа . Произведение состоит из пролога и трех глав. Во вступительной части очень ярко представлено место действия – порт, в описании которого используется звукопись – «оглушительная музыка трудового дня» . Однако при этом люди на фоне созданных ими «железных колоссов» выглядят ничтожно и жалко, потому что «созданное ими поработило и обезличило их» .

Читатель понимает, почему Челкаш не работает в порту – его не устраивает жалкая доля грузчика, который может заработать только несколько фунтов хлеба для своего желудка. Он становится контрабандистом, и ему время от времени нужен помощник, в качестве которого он и приглашает Гаврилу. Хотя тот до смерти пугается «дела» , участником которого становится, за «пятитку» рублей он готов «загубить душу» , зато сделаться на всю жизнь человеком, так как у него появятся деньги, а значит, и свобода.

Для вора-контрабандиста свобода измеряется другими понятиями. Например, в море он чувствует себя по-настоящему свободным: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство» , которое очищало душу «от житейской скверны» . Пейзаж моря , данный в живописно-романтической манере, характерной для всех неоромантических рассказов Горького, помогает показать положительные качества Челкаша и этот же пейзаж ярче оттеняет ничтожество Гаврилы.

Узнав о криминальной стороне предложенного вором заработка, он пугается до смерти и готов бежать от этого «душегуба» , но потом деревенский парень, не искушенный в подобных делах, становится жадным, увидев множество разноцветных бумажек в руках своего напарника. Для Челкаша же это действительно бумажки, которые он быстро истратит.

Сначала симпатии читателя явно на стороне деревенского парня, чистого и открытого, слегка наивного и честного, то уже ближе к концу рассказа каждому становится ясно, что из себя представляет Гаврила на самом деле. Ради наживы он готов пойти на унижение, на преступление, даже на убийство – ведь ради всех денег, которые Гаврила видит в руках вора, он решается его убить. Однако выживший после сильного удара по голове Челкаш испытывает отвращение к неудавшемуся убийце: «Гнус!... И блудить-то не умеешь!»

В финале автор разводит героев окончательно: Челкаш отдал все деньги своему «партнеру» и ушел с разбитой головой, а Гаврила, испытав облегчение от того, что все-таки не стал убийцей, спрятал за пазуху деньги и широкими, твердыми шагами пошел в другую сторону.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького