Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»). ОГЭ. Жизненный путь Андрея Соколова. (По рассказу Шолохова «Судьба человека») Что помогло выжить андрею соколову

Творчество Шолохова тесно связано с эпохой, в которую он жил. Его произведения – это особый взгляд на жизнь. Это взгляд взрослого, закаленного суровой действительностью человека, любящего свою родину и ценящего людей, которые встречали грудью опасность. Эти люди погибали ради того, чтобы мы жили в свободной стране, чтобы на глазах их детей блестели слезы счастья.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов поставил перед собой цель – укрепить любовь к родине у советских людей. Повесть «Судьба человека», написанная в 1957 году, - удивительное произведение о том, как две души, измученные ужасами военных лет, находят друг в друге опору и смысл жизни.

Андрей Соколов – обычный человек, его судьба похожа на тысячи других судеб, его жизнь похожа на многие другие жизни. Главный герой рассказа с завидной стойкостью вынес выпавшие на его долю испытания. Он прекрасно помнил тяжелое расставание с семьёй, когда уходил на фронт. Не может простить он себе того, что во время прощания оттолкнул жену, которая предчувствовала, что это их последняя встреча: «Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила – то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает».

В начале весны Андрей Соколов был дважды ранен, контужен, и, самое ужасное, – попал в плен. Герою пришлось перенести нечеловеческие испытания в фашистском плену, но, тем не менее, он не сломался. Андрею всё же удалось бежать, и он снова возвратился в ряды Красной Армии. Этот человек вынес и трагическую смерть. Страшное известие он слышит в последний день войны: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее».

Андрей Соколов обладает удивительным мужеством и душевной крепостью, пережитые ужасы не делают его озлобленным. Главный герой ведёт непрерывную борьбу внутри себя и выходит из нее победителем. Этот человек, потерявший родных ему людей в годы Великой Отечественной войны, находит смысл жизни в Ванюше, который также остался сиротой: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» Именно этот мальчик со «светлыми, как небушко, глазами» и становится новой жизнью главного героя.

Встреча Ванюши с Соколовым была значимой для обоих. Мальчик, у которого отец погиб на фронте, а маму убило в поезде, все еще надеется, что его найдут: «Папка, родненький! Я знаю, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь».У Андрея Соколова просыпаются отцовские чувства к чужому ребёнку: «Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…»

Славный герой рассказа снова совершает какой-то душевный, а, возможно, и нравственный подвиг, когда берёт мальчишку себе. Он помогает ему встать на ноги и почувствовать себя нужным. Этот ребёнок стал своеобразным «лекарством» для искалеченной души Андрея: «Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. … Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

«Две осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… что–же их ждёт впереди?» - спрашивает в финале рассказа Максим Александрович Шолохов. Определённо одно – эти люди всё же найдут свое счастье, а иначе и быть не может.

Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. Очень символично и название, ибо это произведение выражает не только судьбу солдата Андрея Соколова, но и судьбу самого Ванюши, да и вообще всей страны. «И хотелось бы думать, - пишет Шолохов, - что этот русский человек, человек неиссякаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё выдержать, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт Родина».

Я думаю, что герои «Судьбы человека» типичны для своего времени. Миллионы людей остались сиротами в жестокой войне 1941-1945 годов. Но удивительна стойкость и мужество поколения, которое нашло в себе силы верить и ждать. Люди не озлобились, а, наоборот, сплотились и стали ещё сильнее. И Андрей Соколов, и Ванюша, который ещё совсем маленький мальчик, - люди волевые и стойкие. Возможно, это и помогло им найти друг друга.

На мой взгляд, Шолохов взял на себя святую обязанность рассказать человечеству суровую правду о том, какую огромную цену заплатил советский народ за право быть свободным и за право сделать счастливым следующее поколение. Война жестока и бессердечна, она не разбирает, кто прав, кто виноват, она не щадит ни детей, ни женщин, ни стариков. Поэтому последующие поколения обязаны знать всю правду о ней.


1. Какие черты характера Андрея Соколова проявились в данном фрагменте?
2. Какую роль в приведённом фрагменте играют художественные детали?

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий – пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей – не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передёргивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шёл, а Ирина моя... Такой я её за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от её слёз не просыхала, и утром такая же история... Пришли на вокзал, а я на неё от жалости глядеть не могу: губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки её уговаривают и я, – ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...»
Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» Ну, опять обнял её, вижу, что она не в себе...
Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле. Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы...
– Не надо, друг, не вспоминай! – тихо проговорил я, но он, наверное, не слышал моих слов и, каким-то огромным усилием воли поборов волнение, вдруг сказал охрипшим, странно изменившимся голосом:
– До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..
Он снова и надолго замолчал. Пытался свернуть папиросу, но газетная бумага рвалась, табак сыпался на колени. Наконец он всё же кое-как сделал кручонку, несколько раз жадно затянулся и, покашливая, продолжал:
– Оторвался я от Ирины, взял её лицо в ладони, целую, а у неё губы, как лёд. С детишками попрощался, бегу к вагону, уже на ходу вскочил на подножку. Поезд взял с места тихо-тихо; проезжать мне – мимо своих. Гляжу, детишки мои осиротелые в кучку сбились, руками мне машут, хотят улыбаться, а оно не выходит. А Ирина прижала руки к груди; губы белые, как мел, что-то она ими шепчет, смотрит на меня, не сморгнёт, а сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра... Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широко раскрытые глаза, полные слёз... По большей части такой я её и во сне всегда вижу... Зачем я её тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут...
(М.А. Шолохов. «Судьба человека»)

Читательская конференция по рассказу Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека»

Цель конференции:

Обсудить проблемы, поднятые писателем;

Показать значение образа героя рассказа «Судьба человека»;

Активно содействовать развитию читательской самостоятельности;

Воспитывать читательскую культуру.

24 мая. Тёплый вечер. Станица Вёшенская Ростовской области. Здесь, на хуторе Кружилине, родился великий писатель, выдающийся художник слова. Его имя – Михаил Александрович Шолохов.

(Звучит казачья песня «По Дону гуляет»)

Писатель, чьё имя известно всему миру, родился и почти всю жизнь прожил на Донской земле. С этим краем связал он и свою литературную судьбу. И в трудные годы, и в счастливые дни эта земля давала своему певцу силы, питала его талант.

(Звучит песня «Священная война»)

Шолохов, писатель с мировым именем, ушёл на передовую в Великую Отечественную войну военным корреспондентом.

Все тяготы военных будней Шолохов узнал не понаслышке. Память об этих жестоких днях навсегда остались в сердце писателя. Да и в книгах своих он показал, как страшна война – без прикрас. Всё, о чём писал Шолохов, он пережил сам.

Герои книг военного периода – прежде всего люди с чистой совестью, с открытой душой. Убеждённость – наша возьмёт! – ведёт их вперёд.

О солдате, который вернулся с войны, написан в 1956 году рассказ «Судьба человека». Всё отнято войною у Андрея Соколова – но не отняты мужество, доброта, человечность.

Андрей Соколов: … Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Был в Воронеже, пешком дотопал до того места. Где когда – то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская.

Ох, и тяжело же было мне, браток!

…Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий. Как ни крути, а мой родной сын – капитан и командир батареи, это нет шутка! Жду не дождусь, прямо-таки не чаю, когда мы с ним свидимся. Ну и свиделись… Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер…

Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду. Тут вскорости меня демобилизовали. Поехал я в Урюпинск. Поселился у приятеля. Разные грузы перебрасывали мы в район, осенью переключились на вывозку хлеба. Однажды заприметил я возле чайной парнишку. Этакий маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный как прах, начесанный, а глазёнки – как звёздочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился! Приветил я его однажды, поговорил.

Соколов: Где же твой отец, Ваня?

Ваня: Погиб на фронте.

Соколов: А мама?

Ваня: Маму бомбой убило в поезде. Когда мы ехали.

Соколов: А откуда вы ехали?

Ваня: Не знаю, не помню.

Соколов: И никого у тебя тут родных нету?

Ваня: Никого.

Соколов: Где же ты ночуешь?

Ваня: А где придётся.

Соколов: Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?

Ваня: Кто?

Соколов: Я – твой отец.

Ваня: Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!

Соколов: Вот и нашёл я своего Ванюшку! До того у меня стало радостно на душе, словами не расскажешь…

Шагают по дороге мужчина и ребёнок. Что ждёт их впереди? Хотелось бы думать, что около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, станет таким же, как и отец. – Человек с большой буквы.

Такова особенность шолоховских текстов – как бы жесток и страшен не оказался мир, в нём есть место надежде на Человека.

(Звучит песня Тухманова «День Победы»)

Беседа по вопросам.

    Каковы особенности композиции и сюжета этого рассказа?

Автор использует приём-рассказ в рассказе. Сюжет произведения включает рассказ о судьбе Андрея Соколова. Это исповедь мужественного человека: ведь снова пережить все беды - это очень тяжело и для этого нужны огромные душевные силы.

    Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова?
    Что помогло герою выстоять?

В рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, простого советского человека:

    Довоенная жизнь.

    Уход на фронт и прощание с семьёй.

    Плен.

    Неудачный побег.

    Освобождение.

    Гибель семьи.

    Встреча с Ванюшей.

    Ванюша стал герою сыном.

Ему помогла выстоять душевная щедрость, человечность, сердечность, чувство ответственности, любовь к Родине.

    Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нём заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за несправедливость: «И я из последних сил, но пошёл»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но всё-таки живой… живой я остался!» Всегда во всех ситуациях в Андрее не заканчиваются чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже закоренелых садистов-фашистов.

Герою пришлось выдержать самое страшное испытание-известие о гибели жены, дочек, смерти сына в последний день войны. Такое горе пережить невозможно, но герой смог.

    Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди? Какая позиция ближе Соколову? Как повёл себя сам герой?

В эпизоде «В церкви» автор показывает типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи проявляют разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений, но при этом он становиться виновником гибели четырёх человек. Крыжнёв пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Но только позиция доктора, «который в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение.

При любых условиях оставаться самим собой, не изменять своему долгу – это позиция самого Соколова. Соколову нелегко даётся убийства, тем более «своего», тяжело у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проявляется характер героя. Герой поступает так, как велит ему совесть.

    В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»?

(Показ эпизодов из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»)

Когда Андрей Соколов сталкивается с жестокостью гитлеровцев, он удивляется: варварство фашистов кажется ему диким. В фашистском плену Андрей Соколов сохранил своё человеческое достоинство. Своим гордым поведением он заставил катапультировать перед величием русского солдата. Меня сильно впечатлил эпизод, когда Соколов вернулся в лагерь и делил хлеб на всех.

    Какую роль играет встреча с Ванюшей в судьбе Соколова?

Встреча с ребёнком возрождает героя. Любовь и сострадание вызывает ответный отклик в сердце мальчика. Андрей Соколов не только, не покоряется судьбе, но и сам делает свою судьбу, меняет сиротскую судьбу мальчика.

Шолохов в образе героя открывает трагедию нашего народа. Боль автора ощущается в самом повествовании, в выборе героя - простого человека, в истории его судьбы.

    Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера этот герой воплощает?

Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, защитник и Родины и жизни других людей. Герой Шолохова, защищает смысл и правду самого человеческого существования.

Викторина по рассказу «Судьба человека»

    Назовите главного героя произведения. (Андрей Соколов).

    Как называется река, которая упоминается в начале рассказа? (Еланка).

    О ком идёт речь в данном отрывке: «Он выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее, наживлена широкими, мужскими стежками…» (Об Андрее Соколове).

    Назовите имя жены главного героя рассказа. (Ирина).

    Как погибли родители героя произведения? (Умерли от голода).

    Сколько детей было у главного героя произведения? (3).

    Назовите имя сына главного героя рассказа. (Анатолий).

    В каком году главный герой рассказа попал в плен? (1942 году в мае месяце).

    «Ты, видно, ветеринар, а не людской доктор. Что же ты по больному месту давишь так, бессердечный ты человек?» О каком недуге идёт речь? (Выбита рука, левое плечо).

    «До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил». Почему главный герой задушил одного из пленных? (Потому что тот хотел выдать немцам взводного).

    Сколько лет главный герой рассказа был в плену? (2 года).

    «…Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате» О ком идёт речь? (О Мюллере).

    Что произошло с семьёй главного героя произведения? (Погибли).

    Назовите имя мальчика, которого главный герой рассказа решил усыновить. (Ваня).
    Подведение итогов конференции
    Учащиеся исполняют казачью песню «По Дону гуляет казак молодой»

Война – страшное явление, античеловечное по своей сущности. Она уносит много невинных человеческих жизней, стирает с лица Земли целые города. Совсем недавно повсюду были слышны крики, плач женщин и детей, лилась кровь, люди страдали от голода. В такие времена главное оставаться человеком. Но что помогло людям не уподобиться животным, сохранить человеческую сущность в страшных, нечеловеческих условиях войны?

На этот вопрос следует поискать ответ в произведениях Михаила Александровича Шолохова.

В его рассказе «Судьба человека» главный герой, Андрей Соколов, потеряв свою семью в годы войны, побывав в плену, где он испытал на себе жестокое обращение фашистов, всё же не теряет своей человеческой сущности. Встретив у чайной мальчика Ванюшку, который тоже потерял родных в годы войны, он принимает решение взять его на воспитание и говорит ему, что является его отцом. «И как только я не зачерствел душой, пройдя всё это», - говорит он, рассказывая свою историю новому знакомому. Этот человек нашёл в себе силы противостоять коверкающему души пламени войны. Андрею Соколову остаться человеком помогла любовь, сила духа, сострадание.

В другом произведении Шолохова, под названием «Жеребёнок», мы видим иную ситуацию: здесь писатель показывает нам, что важно быть человечным не только к другим людям, но и к братьям нашим меньшим – животным. Сюжет рассказа повествует читателю о событиях гражданской войны. Главный герой Трофим, состоящий на службе в эскадроне, который находится близ Дона, обнаруживает, что его кобыла ожеребилась. Он идёт с докладом к эскадронному командиру и слышит в ответ: «Пристрелить! Он нам только обузой будет!». Трофим вопреки приказу не убивает жеребёнка, ссылаясь на неисправность винтовки, но командир раскрывает обман и с пониманием относится к ситуации, разрешая оставить новорождённого. «Ему мамку сосать надо, - говорит он, - и мы сосали. А что поделать, раз уж так повелось.» Вскоре эскадрону пришлось принять бой, в котором жеребёнок очень мешал солдатам. Трофим сам хотел уже убить его, но рука дрогнула. Во время перехода через Дон, на эскадрон напал отряд врага. Новорождённый жеребёнок не мог переплыть широкую реку, и главный герой, рискуя жизнью, бросается ему на помощь. Столь героический поступок изумил даже врага, который перестал стрелять, наблюдая за происходящим. Автор в этом произведении показывает нам, что очень важно сохранять доброту и милосердие не только к людям, но и к животным, даже в нечеловеческих условиях войны.

Таким образом, в страшных условиях войны, меняющих человеческое сознание, его душу, мироощущение, очень важно оставаться человеком. А сохранить свою сущность, даже перед лицом трудностей войны, помогают такие чувства как любовь, милосердие, сострадание и доброта.

Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Рассказ М. А. Шолохова — одно из лучших произ-ведений писателя. В его центре — трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис-тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига масс, а на судьбе отдельного че-ловека на войне. Поразительное сочетание в «Судьбе человека» частного и общего позволяет говорить об этом произведении как настоящем «рассказе-эпо-пее».

Главный герой рассказа — фигура не вполне тради-ционная для литературных произведений того време-ни. Он не убежденный коммунист, не всем известный герой, а простой труженик, вполне обычный человек, он такой, как все. Соколов — труженик на земле и на заводе, воин, семьянин, муж, отец. Он простой уроже-нец Воронежской губернии, геройски сражался еще в гражданскую войну. Андрей — сирота, его отец и мать давно умерли от голода. Тем не менее в личности этого ничем не примечательного, казалось бы, челове-ка писатель находит качества, достойные не только всяческого уважения, но и прославления.

Война обрушилась на страну неожиданно, как грозное и страшное бедствие. Андрей Соколов, так же, как и миллионы других людей, пошел на фронт. Трогательна и драматична сцена прощания героя с до-мом. Она занимает одно из главенствующих мест в рассказе. Жена, дети, работа — вот те ценности, ради которых живет Андрей и за которые он готов отдать свою жизнь. Они — главное в жизни героя. Его отли-чает острое чувство ответственности за тех, кто рядом.

Несчастье за несчастьем преследуют Соколова. Его жизненный путь вместил в себя, казалось бы, больше, чем может вынести один человек. Страшная весть о гибели жены и детей, которая настигает Соколова по возвращении из плена, поражает его в самое сердце. С присущей ему нравственной чистотой и совестливо-стью он пытается найти собственную вину в смерти близких. Он не приласкал на прощанье жену, не ска-зал ей теплого слова, не успокоил, не понял всего ужа-са ее прощального крика и теперь терзает себя упрека-ми. Соколов горячо любит жену, говорит о ней: «со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны глядел, а в упор...».

Новое потрясение для Андрея — трагическая, ро-ковая гибель сына в последний день войны. Однако ему свойственна удивительная способность терпеливо сносить удары судьбы. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытереть, все вынести, если к это-му нужда позвала»,— считает он.

В критических ситуациях герой сохраняет великое достоинство русского человека, русского солдата. Этим он вызывает уважение не только у своих сослу-живцев, но и у врагов. Чрезвычайно важен и увлека-телен эпизод поединка Соколова с Мюллером. Это нравственный поединок, из которого Андрей вышел с честью. Он не стучит себя в грудь перед лицом врага, не говорит громких слов, но и не умоляет Мюллера о пощаде. Простой русский солдат оказывается в этой сложной ситуации победителем.

Соколов прошел немецкий плен. Таких, как он, то-гда в советской стране официально считали предате-лями. И большая заслуга писателя в том, что он одним из первых коснулся этой острой проблемы, приот-крыл завесу жизни людей, волею судьбы оказавших-ся в плену.

Нет вины Андрея в том, что, контуженный, он по-падает к немцам. Находясь в неволе, он сохраняет достоинство русского солдата. Ему противопоставлен предатель Крыжнев, пытающийся спасти себе жизнь ценой жизни другого человека. Соколов убивает пре-дателя и спасает взводного. Убийство человека дается герою нелегко, потому что ему приходится престу-пить те нравственные принципы, на которых он был воспитан, и которые были для него святы. Предатель Крыжнев — первый человек, которого Соколов лиша-ет жизни.

В плену Андрей встречает много достойных людей. Так военврач, вопреки всему, пытается облегчить ра-неным страдания. В нечеловеческих условиях он ос-тается верен себе и своему призванию. Эту позицию разделяет и Соколов. Его самого отличает бескоры-стие подвига, скромность и мужество.

Герой у чайной подбирает мальчика — сироту. Он не просто заменяет Соколову сына. Для человека, по-терявшего в жизни все, кроме самого себя, этот ребе-нок становится единственным смыслом его искале-ченной жизни. Пройдя тяжкие испытания, Андрей сохраняет в себе душевную чуткость и сердечную теп-лоту. Да и как было не посочувствовать Ванюше, уви-дев его: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный,... нечеса-ный, а глазенки — как звездочки ночью после дож-дя». Он такой же неприкаянный и одинокий, как и сам Андрей. Автор подчеркивает, что пока живет в че-ловеке потребность любить, душа его жива.

Он обращает внимание читателя на глаза своего ге-роя, «словно присыпанные пеплом, наполненные та-кой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть». Тяжел и трагичен путь Соколова. Но его дорога — до-рога подвига, совершенного человеком, не сломлен-ным жестокими обстоятельствами, не примирившимся с бедой, не признавшим над собой власти врага, со-хранившим над ним нравственное превосходство.

Размышляя над рассказом, мы невольно перехо-дим от судьбы конкретного человека к судьбе челове-чества вообще. Уже само название рассказа приобща-ет героя к народной массе. Рисуя его путь, писатель подчеркивает, какой дорогой ценой была добыта по-беда. Судьба Андрея Соколова типична для человека того времени, это судьба всего русского народа, вы-несшего на своих плечах страшную войну, фашист-ские лагеря, растерявшего в войне самых близких лю-дей, но не сломавшегося. Соколов — неотъемлемая часть своего народа. В его биографии отразилась исто-рия целой страны, история трудная и героическая.

«За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» — восклицает Андрей, но он не скло-няет головы перед суровой судьбой, сохраняет тягу к жизни и человеческое достоинство.

Перед нами предстает образ осиротелого человека, смело открывающего свою искалеченную душу. На-блюдая за его участью, читатель проникается гордо-стью за русского человека, восхищением его силой, красотой души. Его охватывает неизъяснимая вера в необъятные возможности человека. Андрей Соколов вызывает любовь и уважение.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцов-ского плеча вырастет тот, который, повзрослев, смо-жет все вытерпеть, все преодолев на своем пути, если к этому позовет его Родина»,— с верой в своего героя говорит автор.