Что такое стимпанк (паропанк)? Механический стиль - стимпанк - разное (творчество) - творчество рук - каталог статей - линии жизни

Сегодня мы попробуем разобраться, а что же такое современный стиль стимпанк и по каким отличительным признакам его можно узнать. Вообще, стимпанк — один из самых самодостаточных и узнаваемых стилей, благодаря своим характерным атрибутам. При упоминании слова стимпанк мне сразу же представляется классический викторианский пейзаж с характерными английскими улочками, различные паровые механизмы и технические средства с холодным блеском медных труб, авантюрные джентльмены в высоких цилиндрах и больших защитных очках. Стимпанк особенно интересен своей необычностью. Синтез старины и высоких технологий представляет собой новое поле для различных стилистических решений и маневров. Итак, по порядку.

Стимпанк (или паропанк) — направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин. Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением.

К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на «низкой человеческой природе», движимой низкими страстями - похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако, благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории, широко распространены и юмористические, пародийные мотивы.

Хотя многие работы, которые теперь признаются стимпанком, были опубликованы достаточно давно, сам термин стимпанк возник только в конце 1980-х, как ироничный вариант слова «киберпанк». Он, как считается, был придуман писателем Кевином Джетером, который пытался найти общий термин для своих произведений. Во всех этих произведениях мир находился на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражал викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени».

Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала научно-фантастическая литература Жюля Верна, Герберта Уэллса, Марка Твена и Мэри Шелли.
Одним из наиболее известных ранних примеров стимпанка является хорошо известная подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо. Роман «Titus Alone» (1959), автора Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка. Телесериал «Wild Wild West» (1965-1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка. А фильм «Бразилия» (1985) оказал сильное кинематографическое влияние на жанр.

Выделяют следующие разновидности стимпанка. Альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XXвв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию. Иногда выделяется отдельный поджанр вестерн-стимпанк — паровые технологии в стилистике Дикого Запада. Фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы: (гномы, орки, эльфы).

Характерными элементами мира стимпанка можно считать технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы, роботы и прочие загадочные механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.

Еще стиль стимпанк можно узнать по оружию времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы, однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов, нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар - клинок, размещённый внутри трости. Информационные технологии викторианской эпохи — это уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты, неэлектронные счётные машины, телеграф, пневмопочта и пневмотранспорт.

Также для стимпанка характерен урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера. Одежда и аксессуары викторианской Англии — это аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами. Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах. Рабочие в кепках, куртках, сапогах. Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке, трости и т. п.

Викторианские стимпанковские персонажи это — безумные учёные и инженеры а-ля Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и идейные преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разряда Шерлока Холмса, растленные аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа), мальчишки-беспризорники, первые феминистки - образованные и решительные юные дамы, интересующиеся наукой и стремящиеся к приключениям.

Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки — «гогглы» (от англ. goggle) различного вида и формы).

Стимпанк: стиль для влюблённых в фантастику


«Какие странные персоны! Откуда они взялись? Уж не материлизовались ли они из параллельного мира?!» - такие мысли приходят в голову при взгляде на представителей этой странной обособленной субкультуры.


Иващенко Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮТ Сальского района Ростовской области.
Цель: знакомство со стилем "стимпанк" в одежде,аксессуарах, украшениях и интерьере.
Задачи:
- повысить мотивацию к овладению новыми технологиями и широкому применению их в дополнительном образовании;
- познакомить с некоторыми отличительными чертами и принципами стиля "стимпанк";
- развивать художественный вкус.
Стимпанк (другое название - паропанк) – современный стиль, базирующийся на особом направлении научной фантастики, моделирующей альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика. Термин «стимпанк» появился в 80-х годах.
Этот стиль напоминает мне ветвь дерева,проросшую сквозь полотно глухого каменного забора,а потому видимую лишь по ту его сторону, куда заглядывает далеко не каждый любопытствующий наблюдатель.

Стимпанк охватывает не только стиль одежды, но и и сферу живописи, интерьера, аксессуаров и украшений. Этим фантастическим стилем увлечены в большей степени юноши и девушки... далеко не подросткового возраста.
Главный образ, используемый в иллюстрациях этого стиля - это городской пейзаж викторианской Англии, в рамках фантастических произведений писателей того времени.



В стимпанке самым причудливым образом сталкиваются старина и современность, нынешний мир оказывается втиснутым в рамки прошлого,как если бы чертежи Леонардо да Винчи существовали бок о бок с адронным коллайдером и освоением космоса...


Стимпанк акцентирует внимание на механистичности природы в стиле ретро. Научная фантастика XIX века по праву считается прародительницей стимпанка. Жюль Верн, Мэри Шелли, Герберт Уэллс традиционно относятся поклонниками этого стиля к основателям данного направления.
Мир стимпанка - это железные роботы и дирижабли,воздушные шары и зубчатые шестерёнки, какими видели их писатели-фантасты той эпохи. Коротко говоря, стимпанк акцентирует внимание на механистичности природы в стиле ретро.
Казалось бы, человеку нет места в этом мире машин. Однако люди здесь тоже присутствуют,хотя и сами кажутся механизмами. В стимпанке человек являет себя как существо, наделенное множеством пороков: алчности, гордыни, зависти, гнева...Но это лишь внешняя оболочка!


Что касается одежды в стиле стимпанк, это смешение старины и современности. Викторианская эпоха в этом образе вполне органично сочетается с плодами современной цивилизации. Стиль одежды а-ля стимпанк современен как никакой другой, хотя колыбелью стимпанка считается вторая половина XIX века.




Интерьер в стиле стимпанк ассоциируется с викторианской эпохой. Специалисты считают, что стимпанк может быть самостоятельным стилем, но может быть использован как дополнение для стилей винтаж, ретро и модерн.




Модные сегодня стимпанк-украшения и аксессуары носят люди, твёрдо решившие выделиться из толпы. Украшения в этом стиле могут напоминать собой настоящие музейные экспонаты.






Уже руки чешутся )))

(или паропанк) – современный стиль, базирующийся на особом направлении научной фантастики. Он охватывает не только стиль одежды, но и также и сферу живописи, интерьера, . Можно даже сказать, что стимпанк стал обособленной субкультурой, которой увлечены в большей степени юноши и девушки не подросткового, но более старшего возраста.

Хотя стиль одежды стимпанк считается современным, колыбелью стимпанка считается вторая половина XIX века. Во всяком случае, городские пейзажи викторианской Англии – главный образ, используемый в иллюстрациях этого стиля.

Как направление в искусстве, в целом, акцентирует внимание на механистичности природы, при этом механистичности в стиле ретро . Дирижабли, железные роботы, какими их представляли себе первые писатели-фантасты, зубчатые шестеренки и передаточные валы, тяжелые телефонные аппараты и воздушные шары – одним словом, механизмы, из которых практически целиком состоит пространство, являют собой характерный для стимпанка мир, мир-антиутопию. Интересно, что в нем сталкиваются старина и современность, нынешний мир оказывается вдетым в рамки прошлого. Образно говоря, чертежи Леонардо да Винчи живут бок о бок с метрополитеном и освоением космоса.

Казалось бы, человеку нет места в этом царстве машин. Но нет, люди здесь тоже присутствуют. Однако на фоне шокирующей неодушевленности они сами кажутся механизмами. В стимпанке человек рассматривается как существо, наделенное множеством пороков. Даже можно сказать, что целиком состоящее из них: грехи алчности, гордыни, зависти, гнева, похоти почти целиком занимают собой человеческую натуру.

Термин «стимпанк» появился в 80-х годах . Однако произведения, ставшие его прародителями, были изданы несколько раньше, в 60-х-70-х годах. Впрочем, если копать еще глубже и рассматривать жанр не с точки зрения современности, а в плоскости механистического описания мира вообще, то сам художественный стиль стимпанк существует очень давно. Научная фантастика XIX века может по праву считаться его прародительницей. Мэри Шелли, Герберт Уэллс и, конечно же, Жюль Верн традиционно относятся поклонниками стимпанками к «отцам-основателям» этого направления.

Мир стимпанка содержит несколько характерных признаков, благодаря которым его достаточно легко опознать или же создать.

Во-первых, базовый элемент этой культуры – техника в самых разных своих проявлениях. Чаще всего – паровые двигатели и те технические достижения, которые двигаются за счет пара. Этот аспект наиболее важен, т.к. помогает определить характеристику одежды и данного стиля.


Во-вторых, стимпанк может служить своеобразным синонимом урбанистичности. В нем нет никакой природы, зато он наполнен типичными городскими пейзажами: кирпич, трубы (в том числе и ржавые), булыжные мостовые, воздух, наполненный копотью фабричных труб.

В-третьих, мир стимпанка предполагает некоторое сумасшествие своих обитателей, их гениальность, одержимость делом. Столь распространенные образы спятивших профессоров, помешанных на своих опытах и изобретениях, пришли к нам именно из стимпанка. Многие литературные персонажи, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к данному стилю, все же считаются классическими его представителями: это сыщик Шерлок Холмс и его антагонист профессор Мориарти, Виктор Франкенштейн, Джек-Потрошитель, Дориан Грей.
Стимпанк нашел свое отражение даже в компьютерных играх, что может служить стопроцентным признаком популярности.

Одежда стимпанк

Что касается одежды в стиле стимпанк, в ней особенно хорошо прослеживается смешение старины и современности . Викторианская эпоха в этом образе органично сочетается с современными плодами цивилизации. Впрочем, предписания этого стиля нельзя назвать слишком строгими.


Суперсовременные девайсы, к примеру, мобильные телефоны, нотубуки и периферийные устройства, планшеты вполне могут входить в число аксессуаров, относящихся к стилю. Однако для этого их надо стилизовать таким образом, чтобы они более всего походили на какой-то невероятный старинный механизм. Некоторые любители этого стиля могут преобразовать под стимпанк практически любой гаджет, который попадает им в руки.

Живопись

Большой популярностью сегодня пользуется и стимпанк в живописи. Здесь он может тесно переплетаться с сюрреализмом, выражаться через детское очарование примитивизма, или же вбирать в себя элементы футуризма. В целом, основным мотивом, пронизывающим картины в стиле стимпанк является все та же механизация окружающего мира в стиле XIX века. Дирижабли, шестеренки, ржавые трубы, клубы пара, невиданные изобретения – механизируется практически все – от насекомых до Чеширского кота. Среди художников, увлекающихся этим стилем можно выделить Билла Кармэна (Bill Carmаn), Брайана Кесингера (Brian Kesinger), Иэн Маккей (Ian Mcque), Вадима Войтеховича и других.

Музыка

Стимпанк-направление в музыке сегодня довольно размыто и представляет собой сочетание арт-рока, кантри, дарквэйва и индастриала . К числу стимпанк-групп относят обычно такие, как The Clockwork Dolls, Abney Park, Ghostfire, Escape The Clouds, Coppelius.

Кино

В киноиндустрии стимпанк чаще всего можно встретить в таких жанрах, как фантастика и фентези. Среди фильмов в этом стиле выделяются «Дикий, дикий Вест», «Ван Хельсинг», «Шерлок Холмс» (2009 года).
широко используется в мультипликации («Ходячий замок», «Стимбой», «Атлантида: затерянный мир» и в других) и в компьютерных играх («Другой мир», «Bioshock», «Damnation» и т. п.).

Литература

Предтечами стимпанка в литературе считаются книги Жюля Верна «Пять недель в воздушном шаре», «20000 лье под водой», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров капитана Немо», «Путешествие к центру Земли», Герберта Уэллса «Война миров», «Машина времени».

Среди современных авторов, пишущих в стиле стимпанк, можно выделить Кассандру Клэр («Механический ангел»), Гордона Далквиста («Стеклянные книги пожирателей снов», «Черная книга смерти»), Сергея Лукьяненко («Черновик», «Чистовик»), Джорджа Манна («Ритуал Осириса»), Алексея Пехова («Под знаком Мантикоры», «Пересмешник»), Кеннет Оппель («Небесный скиталец»).

Как создать образ в стиле стимпанк?

  • Основные предметы одежды выбирайте в серых, коричневых и черных тонах, допустимы широкие полоски. Женщинам рекомендуется сочетание топа с жестким корсетом и турнюра (пышная сзади юбка). В таком же стиле может быть выполнено и платье, дополненное пышными рукавами.
  • Мужчины могут носить на пуговицах с галстуками и , в некоторых случаях с шортами. Женщинам такой вариант тоже может подойти, ведь стимпанк не подразумевает гендерных различий.
  • Добавьте немного стимпанка и в вашу обувь. Высокие ботинки на шнурках впишутся и в женский, и в мужской образ. Выберите узкие ботинки с небольшим каблучком, которые будут смотреться не так громоздко, как армейская обувь.
  • Самым необходимым аксессуаром будут стимпанк. Вам понадобятся очки в стиле «авиатор», или так называемые «гоглы» с крупными деталями.
  • Шестерни и винтики – отличительные черты стиля стимпанк, поэтому эти детали непременно должны присутствовать в вашем образе. Если у вас возникнут затруднения с поиском подобных аксессуаров, то можете попробовать следующий способ: разбейте старые часы, вытащите из них механизмы, затем скрепите отдельные части и сделайте из этого кулон. Покрасьте получившийся аксессуар бронзовой краской.
  • Завершите образ в стиле стимпанк с помощью шляпы или аксессуаров для волос. Из головных уборов мужчины могут выбрать или . На внешнюю сторону прикрепите несколько винтиков, что придаст оригинальности. Женщины могут приклеить шестерни и винтики к своим зажимам для волос.

Что несёт для нас будущее? Технологии одна другой опасней. И чем совершеннее технологии, тем более они опасны для такого убого и дисгармоничного существа как человек. Это понимали и двести лет назад во времена Священной Инквизиции, боровшейся с прогрессом упорной, но бесполезной кремацией. Знания, увы, не горят.
В 20 веке страх перед развивающимися технологиями сконцентрировался до размеров булавочной головки, таранившей мозг избранных сумасшедших и провидцев. Скабрезный союз страха и гениальности зачал киберпанк - субкультуру высоких технологий и низких моральных устоев. В киберпанке будущее целиком и полностью наступило. Наступило на людей, смяло покрасочный налёт цивилизованности и вырвало животные инстинкты на поверхность.
И всё же киберпанк, как и двадцать лет назад, остаётся компьютерным коммунизмом - мифическое будущее, к которому мы все идем и никак дойти не можем. Новые опасные технологии гораздо ближе, чем мы думаем. Некоторые так вообще появились в далёком прошлом. Например, электричество. Да, электричество подарило нам мир, каким мы его сейчас знаем, но вы вдумайтесь только: какому сумасшедшему могла прийти в голову мысль пустить молнию по проводу?! Это так же безумно как постройка канала до солнца, по которому магма будет стекать на Землю и отапливать новостройки в Мурманске. Или паровой двигатель. Горячий опасный пар двигает поршень и всю механическую коляску! Черт, гораздо безопасней передвигаться пешком. Не говоря уже о дирижаблях, наполненных сверхогнеопасным водородом.

Не будем вглядываться в мутный кристалл грядущего, чтобы понять, как опасны технологии. Зачем представлять биоимплантанты, гипермагистрали, киборгов и лазеры, способные расщепить кварки? Оглянитесь вокруг. Вы приходите в этот мир, живете и умираете благодаря технике. У вас гораздо больше шансов умереть под обломками автомобиля, чем загнуться от милой старости... Старости, вызванной отравленной прогрессом экологией.
Достаточно взглянуть на наш мир или мир прошлого чуть-чуть под другим углом, позволить, хотя бы мысленно, некоторым технологиям продвинуться далеко вперёд, увлекая за собой отсталую инфраструктуру, и вы увидите мир, обратный киберпанку - стимпанк. В котором становится ясно: не дожидайтесь мрачного апокалипсического будущего... Оно уже здесь.
Стимпанк (steam + punk, пар + панк) моделирует мир, в котором такие примитивные технологии как паровой двигатель достигли наивысшего развития. Ну или КПД 110 %. Обычно этот мир стилизован под 19 век и сильно напоминает викторианскую Англию или дикий-дикий Запад, хотя расшатанное воображение фантастов может представить стимворлд и как полностью фентезийную вселенную. Англия середины 19 века в воображении творцов стимпанка выглядит весьма аутентично и атмосферно угнетающе. Текущие по обочинам дороги нечистоты, трущобы, населенные озлобленными фабричными рабочими, грязное пасмурное небо, вспарываемое столбами пепельного дыма фабричных труб, проститутки, совокупляющиеся с примерными буржуа за заколоченными окнами слепых домов, демонические ученые, творящие полный беспредел в закопченных подвалах заброшенных лабораторий...

Термин «стимпанк» появился в 1987 году как пародия на «киберпанк» (и потому иногда считается разновидностью посткиберпанка). Зачастую современным технологиям отыскивались «паровые» аналоги: компьютер — машина Бэббиджа, программист — клакер, робот — заводной механизм-автомат.
Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Разностная машина» (встречается как "Машина различий", "Дифференциальный Исчислитель"; «The Difference Engine», 1992) привлекло большое внимание к этому жанру, и именно после этого романа паропанк начал приобретать всё большую популярность.
Типичные элементы мира паропанка

Альтернативно-исторический стимпанк:
Технологии паровых машин: дирижабль, примитивный аэроплан, паровоз, пароход, бронированный военный пароход (дредноут), паробус, паровой экипаж и прочие механизмы, сделанные из клёпаного металла и медных труб. Они снабжены рычагами и приборами с часоподобными циферблатами и стрелками.
Оружие времён промышленной революции: револьверы, магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, артиллерийские орудия, а также различное паровое оружие.
Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты неэлектронные счётные машины (например, вычислительная машина Бэббиджа), телеграф, пневмопочта.
Одежда и аксессуары викторианской Англии:
Аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами.
Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах.
Рабочие в кепках, куртках и сапогах.
Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязного цвета, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы, пабы, бордели. И, соответственно, мрачная атмосфера.
Викторианские персонажи: демонические учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и "идейные" преступники (профессор Мориарти), путешественники, детективы разряда Шерлока Холмса), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники, потомственные аристократы, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане (буржуа).

Фэнтезийный стимпанк:
действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.
Самый знаменитый автор «парового» фэнтези — британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои — часто люди вне закона, вне морали — обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка нынче уже почти никто не сочиняет...
В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» — явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв...
Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно — «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) — гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.

«Стоунпанк» (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример — мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.
В «сандалпанке» (sandalpunk) изображается мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм — использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая). «Миддлпанк» (middlepunk) — все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.
Создатели «клокпанка» (clockpunk) вдохновляются эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».
Чуть в стороне от стимпанка и таймпанка находится «ретро-футуризм» (retro-futurism) — изображение миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретро-футуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.

Признаки стимпанка
У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво — внешний стиль и атмосфера. Стимпанк — это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом — изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка — подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.
Это вовсе не означает, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства — пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки. Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк)

В стимпанке возможен даже искусственный интеллект — продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» — по сути, обычный компьютер, только механический.
Типичные персонажи стимпанка — пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель... Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю... Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна... Хитроумные сыщики — Шерлок Холмс, Нат Пинкертон... Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо... Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела... Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.

Чем так привлекателен стимпанк? В первую очередь, своей доступностью. Прибавьте сюда романтический ореол, который окружает век общечеловеческой наивности, веры в торжество разума над природой, и увидите благодатную почву для массового эскапизма - ухода от реальности в воображаемый мир, прочь от серых и унылых будней. Не каждый сможет вживить себе биоимплантанты (ну, кроме девушек) или погрузиться в мир Матрицы. Даже собрать армию роботов в нашем с вами представлении о подобной технике - задача непосильная и для всеобъемлющего бюджета Штатов. Однако собрать робота по канонам стимпанка сможете и вы. А то, если смогли в замшелом 1885 году, то в век iPhone, Windows Vista и криогенетики справятся даже дети, оснащенные развивающим конструктором.

Японцы, эти великие технологические извращенцы, и здесь умудрились отличиться. Часовщик Харуо Суеките занимается изготовлением наручных часов, стилизованных под стимпанк. Часы Харуо Суеките имеют множество деталей из меди, стали, алюминия и кожи. Некоторые модели надеваются на палец, а не на запястье, имеются и карманные часы. Харуо Суеките работает только над внешним обликом часов, используя "ходовую часть" кварцевых часов Seiko и Citizen.
Немецкие изобретатели тоже не отстают и готовы предложить всем желающим настольные стимпанк-светильники. Каждая из стимламп состоит более чем из 200 деталей и собирается вручную. Эксклюзивно, но детали промышленного производства, что упрощает сборку. Вы даже можете получить две идентичные лампы, что для стимпанка - редкость (идентичность, а не лампы, конечно же). Стоят они дорого (хотя практичные немцы цену, почему-то, сразу не указывают), но, согласитесь, одна из таких ламп весьма органично смотрелась бы на рабочем столе рядом со... стимпанк-компьютером.

Следующей жертвой моддеров стала, не пугайтесь, мышь. Получившийся манипулятор получил название The Bug и сделан из кучи старых металлических запчастей (сплавов меди или покрытой медью стали). Например, в качестве колеса прокрутки используется одна из шестеренок старого будильника, а кнопки - это на самом деле элементы петель из старинного комплекта для установки сидения для туалета. Электронная начинка позаимствована из компактной оптической мыши и по возможности замаскирована, например, провода заключены в латунные трубки. А шнур USB вместо стандартной пластиковой изоляции заключен в кусок парашютной стропы.

Дальше всех в деле паророботостроения продвинулся корейский художник, аниматор и изобретатель И-Вей Хуан. Первый свой аппарат И-Вей собрал в 2005 году и с тех пор остановится не может, собирая по роботу в месяц. И-Вей построил четырех- и шестиколесные машины, паровые танки с гусеницами, многоногих пауков и даже совершенно абсурдный (но работоспособный!) механизм на ста конечностях. Среди работ изобретателя, художника и аниматора И-Вея есть и радиоуправляемые модели, но все они надежно работают на пару, сохраняя при этом безупречный классический внешний вид в викторианском стиле. Боты работают в среднем от 5 до 30 минут, успевая при этом на открытом пространстве хорошенько разогнаться. Со своими необычными аппаратами И-Вей участвовал в фестивале RoboGames-2006, откуда вернулся с наградами.

Статья
Steam Gear
Модный подход к стилю жизни.
by Libby Bulloff

Существуют люди которые делают все ради Науки! приподнимает очки* Мне видится одежда со множеством ремней, карманов и тд. Что нибудь для защиты глаз, возможно лабораторный халат или другая одежда не боящаяся грязи или смазки? Я представляю инжинера в более практичной одежде, а изобретателя в более эксцентричном смешении лабораторной одежды и слегка поношеном каждодневном костюме. Найдите себе хороший жилет или жакет со множеством карманов. Пришейте шестеренки на одежду. Носите ваши инструменты как аксессуары—сделайте себе кожаный ремень с карманами или ячейками для ношения полезных приспособлений. Помните стимпанк изобретатель верит в форму и функциональность! Не забудьте сумашедшую прическу, или леди и джентельмены забудьте причесатся перед выходом. Или соберите какое нибудь устройство для ухода за волосами, конечно с кучей механических частей.Сделайте подобие ирокеза с крашеными кончиками и засуньте карандаш за ухо, или проколите бровь и повесть какие нибудь легкие часовые шестеренки. Ищите сокровища в магазинах издержек, возможно вам удастся найти старый лабороторный халат или резиновый фартук в интернете или у друзей.Очки можно найти в изобилии в магазинах военных издержек, строительных магазинах, в антиквариатах или на Ебэе Украсьте ваш костюм частями старых часов, спасенных из антиквариата или ремонтных мастерских.

Эти ребята больше всего похожи на панков из всех стимпанков. Мы говорим о лохмотьях, английских булавках, старой коже и рваных штанах. Этот тип одежды функционален, неприхотливый, дешев, и относиться к самым нижним слоям Викторианского и стимпанковского общества. Грязной она смотрится отлично! Порванные чулки порванные на колене, закрепленные с помощью подвязки или булавок выглядят лучше всего! Леди, носите ваши порванные юбки поверх пары бридж. Джентльмены, нету ничего более сексуального чем подтяжки поверх заляпанной майки без рукавов, особенно если у вас есть татуировки. Уличные мальчишки, настоящие творцы и не боятся грязи, пятен, пота и прорех. Вставьте перо, или какую нибудь трубку за шляпную ленту. Для вас не существует абсолютно никаких правил.то касается прически которая необходима для завершения облика. Не бойтесь экспериментировать! Сделайте ирокез, или дреды (синтетические или натуральные) перевязанные проводами или кожаными шнурками. Уложите волосы или с брейте их совсем. Не бойтесь покрасить ваши волосы в сумасшедшие цветаИщите любые возможные украшения, в антиквариатах или на барахолках. Разорвите белье или костюмы найденные в гуманитарной помощи и пришейте свои карманы, заплатки и все чего душа пожелает. Заляпайте пятнами майки или рубашки, можно частично отбелить черную одежду. Если не умеете шить, используйте булавки или свяжите части вместе или обратитесь к знакомому портному

По определению исследователь, это человек который исследует неизвестные Регионы. Имейте это ввиду когда будете планировать костюм. Подумайте о сшитом на заказа костюме, но больше в военном стиле чем я-купил-это-в-модном-магазине. Кожа, шелк, лен, высокие ботинки,шлемы, летные очки -вот список от которого пляшет исследователь. Попробуйте одеть юбку средней длинны, с подколотым подолом чтобы были видны бриджи или хлопковые панталоны. Широкие рукава, узкие юбки с тесным кожаным жилетом или корсетом обязательны Возьмите мотивы Индийских или Среднеазиатских костюмов для танцев живота. Или или поищите вдохновение в костюмах первопроходцев.Оберните кучу кожаных ремней вокруг талии и бедер или используйте веревку для подпоясывания юбки или штанов. Дамы—поищите Ebay или ретро магазины на предмет старомодных бандажей с отделкой ЛентамиДжентльмены - заправьте ваши штаны в ботинки и повесьте компас или карманные часы на ваш пояс или оденьте кильт и споран. Сделайте свой лучевой пистолет из водяного пистолета и повесьте его тоже.Исследователи выглядят неплохо в земляных тонах, но пусть что тоцветное проглядывает то тут, то там. Я бы также рекомендовал одеть что нибудь обтягивающее битловку например - бархатную или шерстяную может быть вы предпочтете куртку в военном стиле или пыльник Хорошо зализанные волосы с легкой небрежностью замечательны для джентльменов, а гладкие кички или хвостики очень мило смотрятся на девушках. Если вы растите что то на лице, ради Бога. Лень делать прическу? Без проблем оденьте летный шлем и очки консервы Обыщите ваши магазины армейских издержек на предмет униформы, обуви, защиты глаз и головных уборов. Сшейте брюки или юбку из шерсти или хлопка и украсьте их колечками и пряжками из магазина рукоделия.

Это люди в хорошо сидящих Викторианских или Эдвардианских костюмах обсуждающие адские машины за сигарой и бренди,и это леди в сапожках с кучей пуговок, которые ведут себя как террористы если не вяжут варежки. Мне кажется что одни люди попадающие в эту категорию испытывают Нео Викторианскую ностальгию с элементами анахротехнофетишизма в то время как другие просто претворяются высшим обществом скрывая абсентеизм сильными духами и пафосными жестами. Изящные очки или пенсе которые моно найти в антиквариантах обязательны, так же как простые корсеты, носовые платки, портсигары, перчатки и тд. Обязательно прикупите себе цилиндр или котелок. Леди, попробуйте засунуть ваши карманные часики в кармашек на вашем корсете, а еще лучше попробуйте выглядеть как денди мужского пола. Оденьте шейный платок, жилет, фрак, возьмите трость. Я знавал одну смелую даму которая носила накладные усы и бриолинила волосы. Джентельмены обратите внимание на одежду в стиле Японский Готический Аристократ. Японские дизайнеры проделали огромную работу по внедреню различных пряжек и прочей металлической фурнитуры в костюмы такого типа. Дэнди лучше всех знают как подобрать аксессуары- маленькие детали придают целостный облик.Потратьте немного времени на дизайн собственного галстука, сшейте его из кусков креппа или парчи, украсьте подол вашей юбки летающими часами или разводами. Напомаженные усы и перчатки с обрезанными пальцами тоже подойдут. Оденьте короткие гетры поверх остроносых туфель для более стильного вида. Из кусков часов, флакончиков или связки старинных ключей получатся отличные аксессуары. Зайдите на Etsy.com и поищите самодельные украшения из стекла, проводов, цепочек. Спрячьте ваши волосы под подходящим цилиндром или сделайте начес и закрепите его большими гвоздями или хромированными палочками. Если вас это не прельщает можно сделать завивку.

Известные произведения
* «Вокзал потеряных снов» Чайна Мьевиль 2000
* «Шрам» Чайна Мьевиль 2002
* «Ночь Морлоков», 1979
* «Машина Различий», 1990
* «Дочь Железного Дракона» и «Джек/Фауст» Майкла Суэнвика
* трилогия «Эмансипатор (Освободитель)», Рэй Олдридж (стимпанк + космоопера + боевик: некоторые планеты представляют собой стимпанк-миры
* «Пушка Ньютона», г. Киз
* «Ангел Паскуале или Страсти по Да Винчи», П.Макоули
* «Небесный Капитан и Мир Будущего», К. Дж. Андерсон (новеллизация дизельпанк-фильма)
* «Тёмные начала», Филип Пулман
* «Ван Хелсинг», Р.Кевин (новеллизация)
* «Да здравствует трансатлантический туннель, ура!», Гарриссон Г.
* «Моралист» («Специалист по этике», «Инженер по этике»), Вторая книга в серии "Мир Смерти" (Deathworld), 1964, Гарриссон Г.
* «Гомункулус»(Homunculus) и «Машина лорда Кельвина» Дж. Блэйлока
* «Воздушный полководец», «Сухопутный Левиафан» и «Стальной царь» (цикл «Кочевники времени») Майкла Муркока
* «Автобан нах Познань», Анджей Земянский
* дилогия «Рыцарь из ниоткуда» (Александр Бушков)
* дилогия «Искатели неба» (Холодные берега. Близится утро.) (Сергей Лукьяненко)
* «Черновик» (Сергей Лукьяненко) — один из нескольких миров (Кимгим), описанных в произведении
* трилогия «Однажды на Диком Западе» (Андрей Уланов) — технологии стимпанка в эпоху фронтира.

* 2 и 3 части трилогии «Слепые поводыри» (Евгений и Любовь Лукины)
o 2 часть — противостояние стоун-панка пушкам конкистадоров
o 3 часть — нечто среднее между сандал- и клок-панком (средневевковые технологии) с одновременным пристутствием тайных наблюдателей имеющих технологии на уровне дизельпанка

Фильмы в жанре стимпанк
* «Дикий, Дикий Запад» (1999)
* «Ван Хелсинг» (2004)
* «Машина времени» (2002)
* «Небесный капитан и мир будущего» (2004) (дизельпанк)
* «Лемони Сникетт: 33 несчастья»
* «Бразилия»
* «Лига выдающихся джентльменов» (2003)
* «Золотой Компас»
* «Город потерянных детей» (1995)
* «Хроники мутантов» (2008)

Анимационные
* «Full Metal Alchemist» (2003)
* «Rusty Red» (2008)
* «Steam Detectives» (1998)
* «Стимбой» (2005)
* «Wolf’s Rain»
* «Аниматрица: История детектива»
* «Изгнанник / Last Exile»
* «Небесный замок Лапута» (1986)
* «Ходячий замок» (2004)
* «Тайна острова Бэк-Кап / Vynález zkázy» (1958)
* «The Mysterious Geographic Explorations of Jasper Morello» (2005)
* «Планета сокровищ»

Игры в жанре стимпанк
* «Arcanum»
* «Dreamfall: The Longest Journey»
* «Frater»
* «Silverfall»
* «Syberia»
* «Syberia II»
* «Thief»
* «Thief II: Metal Age»
* «Thief III: Deadly Shadows»
* «Rise of Nations: Rise of Legends» (клокпанк)
* «Blood omen 2»
* «Bioshock» (дизельпанк + биопанк)
* «Steam brigade»
* «Дорога на Хон-Ка-Ду (Steamland)»
* «Русская рулетка 2 - Закрытые Планеты » (мультипанк)
* «TimeShift» (дизельпанк)
* «ParaWorld»
* «Не время для драконов»
* «American McGee’s Alice»
* «Sudeki»
* «Myst» (с сиквелами)
* «Sublustrum»
* «Warhammer Fantasy Battles»(Имперя, Скавены клан Скрайр, Тилея)

Представьте себе на секунду мир, где техника вышла на удивительно новый уровень, мир погряз в выхлопных газах и фабричных выбросах, и добавьте к этой картине нотку декаданса и людей, облаченных в костюмы прошлых столетий. Да-да, все это называется steam-punk . Все шире эта субкультура проникает в музыку, дизайн, графику и т.д.

Сам термин «стимпанк» появился благодаря К. Джетеру в конце 1980-х годов. Правда, сейчас уже многие работы, созданные ранее, тоже относят к направлению стимпанк.
Мир стимпанка огромен, сказочен и разнообразен. Его основным элементом служит, конечно же, техника – паровозы, дирижабли, паролеты, украшенные рычагами, циферблатами и прочими приборами. О красоте природы можно и не вспоминать, ее просто нет. Вокруг лишь кирпичи, копоть и дымящие трубы. Урбанизация, так сказать!

Современные поклонники стимпанка используют в одежде и декоре его элементы. В одежде это, в основном, карманные часы, очки-гогглы, зонты. Отчасти в моде стимпанка присутствуют детали стилей готик-лолиты, готического аристократа и викторианства. Многие проводят параллель между стимпанком и нео-викторианством, в коем эстетика викторианства тесно переплетается с современными технологиями. Для более глубокого понимания атмосферы можете ознакомится с фильмами «Опочтарение», «Дикий, дикий Вест», «Хранители времени».

Вдаваться в философию этой весьма молодой субкультуры непросто… слишком уж много мнений. Но большая часть представителей стиля говорят о панк -части как о связи с оптимистичными взглядами на человеческий потенциал в будущем.

Предлагаю рассмотреть основную классификацию стимпанка:

Альтернативно-исторический стимпанк является наиболее распространенным из всех остальных направлений. Как правило, антураж стилизован под викторианскую Англию 19 – начала 20 веков с примесью фантастических технологий. Это время получило название «Эпоха пара». Здесь же выделяют подкатегорию Вестерн-стимпанк – Дикий Запад, окутанный паром.
-Фэнтезийный стимпанк. Одно слово «фэнтезийный» вызывает непроизвольные ассоциации, в первую очередь, с эльфами, гномами и иными сказочными расами. Несуществующие миры, где магия уживается с наукой и паровой техникой.
-Дизельпанк сумел гармонизировать фантастические элементы, стилистику пин-апа с технологиями начала – середины 20 века.
-Сейлпанк отрывает нас от земли, унося в воздушные просторы. Тут чего только не встретишь – дирижабли, летающие корабли и даже целые города и страны, парящие в воздухе!
-Космосейлпанк. По названию нетрудно догадаться, что это тот же сейлпанк, за одним лишь исключением: все действия переносятся в космическое пространство.
-Теслапанк. В теслапанке границы расширяются, у нас появляется возможность увидеть не только паровые технологии, но и впустить в свою жизнь электричество! В остальном же это классический стимпанк.

Что же касается музыки, то, как полноценное музыкальное направление, я бы сказала, стимпанка еще не существует. Большинство артистов, причисляющих себя к этому стилю, играют дарк-кабаре, арт-рок , индастриал . Самыми яркими и интересными представителями можно считать: The Clockwork Dolls, The Cog is Dead, Dr. Steel, Abney Park и Voltaire. Их образы и тексты выдержаны в стилистике нео-викторианства, порой даже используются инструменты и мелодические приемы произведений конца 19 – начала 20 века.

А чего стоит графическое искусство стимпанка! Стоит хотя бы назвать выдающихся художников – Bill Carman, Hans Rudi Giger, Manuel Rodriguez Sanchez, Marco Rolandi.

Нельзя обойти стороной и литературную грань стимпанка, накопленную за последние полвека! Внимания, я считаю, заслуживают такие произведения, как: «Машина различий» У. Гибсона и Б. Стерлинга, трилогия «Левиафан» Скотта Вестерфельда, «Конец прекрасной эпохи» Михаила Харитонова, «Пересмешник» Алексея Пехова, «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова и многие другие.
Популярность стимпанка породила и множество потрясающих компьютерных игр, среди которых легендарные Arcanum и Syberia.

Несмотря на свою относительную новизну, стимпанк покорил уже множество сердец! И кто знает…а не паровое ли нас ждет будущее?

Ангелия Эрбен