Чудотворная икона божией матери утоли моя печали. Икона Божией Матери “Неупиваемая чаша”. Где находится икона «Утоли печали»

Богородицу в церковных песнопениях часто сравнивают с неопалимою купиною, то есть это - несгорающий терновый куст, которую узрел Моисей на г. Хорив. Это сходство состоит в том, что ветхозаветную купину не повредил охвативший её огонь, Девою осталась Пресвятая Дева Мария, родив Христа, до Его Рождества и потом оставалсь Девой. Икона изображена в виде восьмиугольной звезды с двумя острыми четырёхугольниками с вогнутыми концами. Один – красный, как и огонь, объявший купину, виденную Моисеем, другой – зелёный, сохраненный естественный цвет купины. В середине звезды, как в купине, - Божия Матерь с Богомладенцем. Вокруг - изображение человека, льва, тельца и орла, символизирующих 4-х евангелистов, ангелы и пр. Более всего чудотворный образ прославился в помощи при пожарах и при других стихийных бедствиях.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой,
именуемой «Неопалимая купина»
Молитва первая
Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Бого¬родице, нескверная, неблазная, не¬тленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки вся¬ческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие мило¬сердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чре¬ве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе при¬бегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озло¬бление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да по-стыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Влады¬чице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сла¬дость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во бла¬го; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков.
Аминь. Молитва вторая
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо¬да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро¬ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла¬гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За¬ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро¬вом милости Твоея Церковь Свя¬тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае¬мых грехами многими и не иму¬щих дерзновения ко Христу Гос¬поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося¬ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон¬чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де¬ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико¬лепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило¬сердие, во веки веков.
Аминь.

Икона Божией Матери
«УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», прославилась в Москве многими чудесами со второй половины XVIII века, а особенно во время чумы в 1771 году.

Откуда повелось это название? Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из молитвенных текстов. Данной иконе ближе всего соответствует следующая богородичной стихире: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо чело веком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево». Когда в конце XIX века была составлена специальная служба Богородице «Утоли моя печали», эта стихира вошла в неё в качестве тропаря. И действительно, очень многие списки иконы имеют на себе подпись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни» , или же «Утоли болезни и печали» . Однако на самых старых списках надпись иная - «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей данную икону, её название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия». Известен и другой вариант этого названия: «Утоли печали» или «Утолимыя печали». Именно от него произошло позднейшее - «Утоли моя печали».

"Утолимая " означает утоляющая, укрощающая, т. е. утоляющая не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви святителя Николая в Пупышах. На свитке, который держит в руках Младенец-Христос мы читаем:«Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте» . Это фрагмент Священного Писания - начало третьей главы книги пророка Захарии, причём извлечённое из текста Острожской Библии.

Образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах». Божия Матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то как бы сидит, то почти лежит у Неё на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках Богомладенца - непременная деталь иконы, но, как было сказано выше, на разных иконах на свитке читаем разные надписи. Пожалуй, ещё только одна богородичная икона в России так многообразно пишется - «Всех скорбящих Радость».

Первая известная с XVII века икона «Утоли моя печали» находилась в белорусском городе Шклове (ныне Могилевская обл.) в церкви Воскресения Христова. В старину здесь был женский монастырь, Слава иконы простиралась далеко за пределы Могилёвщины. В XVIII - начале XIX века издавались даже печатные листы с её изображением. Со временем монастырь пришел в упадок, а икона осталась известной лишь ближайшей округе. После революции 1917 года о судьбе этого образа ничего не известно.

Но списки со шкловского образа Богоматери «Утоли моя печали», появившиеся в Москве в 1650-е годы, имели иную историю. В 1655 году, когда Шклов был захвачен войсками государя Алексея Михайловича, казаки, по древней традиции, взяли ценности занятого города, и привели в Москву редкие для Великороссии иконы.

Самая древняя из дошедших до нас московских икон Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев второй половины XVII века. Она находилась в церкви св. Тихона Амафунтского на Арбате - близ слободы, где жили эти мастера. Сейчас её можно видеть в единственной уцелевшей арбатской церкви Воскресения Словущего в Филипповском переулке . Её считали «самым точным и древнейшим списком с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Воскресенском монастыре города Шклова».

Однако особенное, всероссийское прославление получил другой список иконы. Уже с XVII века подобный образ находился в церкви святителя Николы на Пупышах . О ней на время забыли, спрятав ее на колокольне, пока некоторый чудесный случай не послужил её новому открытию.

Предание гласит, что вдалеке от Москвы жила одна знатная женщина. В течение многих лет её тело было парализовано. Никаких надежд на врачебную помощь больная уже не питала; у неё оставалась только молитва к Богу и Заступнице всех скорбящих - Пресвятой Богородице Марии. Однажды во сне боярыня увидела Пресвятую Богородицу с Младенцем-Христом в виде неизвестного ей иконного изображения. Богородица указала расслабленной путь к исцелению: домашние должны были отвезти болящую в Москву, в такую-то местность, в храм святителя Николая. Там она увидит именно такой образ, и должна помолиться перед ним. Пробудившись, боярыня смогла вспомнить и назвать родным ту церковь, куда ей следовало ехать. Но когда её привезли в храм св. Николы на Пупышах, иконы, виденной во сне, в нём не оказалось. Насилу вспомнили, что кое-какие ветхие образа уже давным-давно убраны на колокольню. Священник велел принести их. И вот, с лика Богоматери ещё не успели отереть пыль, как больная громко воскликнула: «Она!» - и стала креститься рукою, которой лишь минуту назад не могла пошевелить. А после совершенного перед иконой молебна женщина впервые за долгие годы встала на ноги.

Этот рассказ изустно передавался в Москве до 1869 года, когда был впервые напечатан в «Московских епархиальных ведомостях». В 1760 г. в церкви был устроен специальный придел во имя этой чудотворной иконы и учреждено ежегодное празднование в 25-й день января (7 февраля по н. ст.).

В 1930-е годы храм Святителя Николая на Пупышах, где произошло явление иконы, был разрушен, а икона перенесена в Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (г.Москва, м."Новокузнецкая", Вишняковский пер., 15) . С того времени она находится в северном приделе, освящённом митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь Введения Богородицы.

Святитель Филарет Московский сам лично совершал молебные пения перед этой чудотворной иконой. Перед ней молились царицы - супруги императоров Павла I, Николая I и Александра II.

Тропарь, глас 5
Утоли болезни / многовоздыхающия души моея, / утолившая всяку слезу от лица земли: / Ты бо человеком болезни отгониши / и грешных скорби разрушаеши, / Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, / Пресвятая Мати Дево.

Кондак, глас 6
Не ввери мя человеческому предстательству, / Пресвятая Владычице, / но приими моление раба Твоего: / скорбь бо обдержит мя, / терпети не могу демонского стреляния, / покрова не имам, / ниже где прибегну, окаянный, всегда побеждаем, / и утешения не имам разве Тебе, Владычице мира, / упование и предстательство верных, / не презри моление мое, полезно сотвори.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»
Надеждо всех концев земли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся мене, грешнаго, на Твою бо милость уповаю: угаси ми пламнь греховный и покаянием ороси изсохшее мое сердце, очисти ум мой от греховных помыслов, приими мольбу, от души и сердца со воздыханием приносимую Тебе. Буди о мне Ходатаица к Сыну Твоему и Богу и укроти гнев Его матерними Твоими молитвами, душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезни души и тела, утиши бурю злых нападений вражеских, отъими бремя грехов моих, и не остави мене до конца погибнути, и печалию сокрушенное сердце мое утеши, да славлю Тя до последняго издыхания моего. А минь.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Утоли моя печали»

Молитва первая перед иконой Богоматери Утоли моя печали

Надеждо всех концев земли и рабам Твоим (имена), Ты, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нac, грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси в нас пламень греховный и покаяни ем ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов; приими возды хание от души и сердца мольбу Ти принося щих. Буди о нас Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и укроти ярость Его праведную Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Богородице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских; отъими бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Ты бо еси возведение человеческому роду, в печали скорая Помощница. Мати истинная Христа Бога нашего, помогай нам, грешным рабам Твоим всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Надежде всех концов земли Ты еси, Пречистая Дево Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся мене, сквернаго, в дерзновенном молении недостойных уст моих, и молю: угаси ми пламень греховный и ороси покаянием, изсохшее сердце мое от мрака греховного очисти, ум от лукавых помыслов, душевная и телесная язва исцели, облегчи, Владычице, болезнь, утиши бурю злых нападений, Пречистая, отъими бремя грехов моих, Преблагая, и утоли печали моя, сокрушающия сердце. Ты бо еси возведение роду человеческому и в печалях скорая Утешительница. За толикия же Твоя милости до последнего моего издыхания славословити Тя имам, о Всеблагословенная! Аминь.

Молитва третья

Надежде всех концов земли, Пречистая Дева, Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся мене грешного, на Твою бо милость уповаю, упаси ми пламень греховный и покаяний ем ороси изсохшее мое сердце, очисти ум мой от греховных помыслов, приими мольбу, от души и сердца со воздыханием приносимую Тебе. Буди о мне ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и отврати гнев Его матерними Твоими молитвами, душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Владычице, утоли болезнь души и тела, утиши бурю злых нападений вражеских, отъими бремя грехов моих, и не остави мене до конца погибнути, и печалию сокрушенно сердце мое утеши, да славлю Тя до последнего издыхания моего. Аминь.

Молитва четвертая святого Ефрема Сирина

Дева, Владычица, Богородица, паче естества и слова родившая Единородное Божие Слово, Творца и Владыку всей видимой и невидимой твари, Единаго от Троицы Бога, Бога и Человека, соделавшаяся обителию Божества, вместилищем всякой святыни и благодати, в котором, по благоволению Бога и Отца, при содействии Святаго Духа, телесно обитала Полнота Божества, несравненно превознесенная боголепным достоинством и преимуществующая пред всякою тварию, Слава и Утешение, и неизреченное веселие Ангелов, царственный венец апостолов и пророков, преестественное и чудное мужество мучеников, Поборница в подвигах и Подательница победы, уготовляющая подвижникам венцы и воздаяния вечныя и боголепныя, превысшая всякой чести, честь и слава преподобных, непогре-шительная Путеуказательница и Наставница безмолвия, дверь откровений и духовных таин, Источник Света, врата вечной жизни, неистощимая река милосердия, неисчерпаемое море всех боголепных дарований и чудес. Тебя просим и Тебя умоляем, сострадательнейшую Матерь человеколюбивого Владыки, будь милостива к нам, смиренным и недостойным рабам Твоим, воззри благосердно на пленение и смирение наше, уврачуй сокрушения душ и тел наших, рассей видимых и невидимых врагов, будь для нас, недостойных, пред лицем врагов наших крепким столпом, бранным оружием, сильным ополчением, Воеводою и непреоборимою Поборницею, покажи ныне на нас древния и чудныя милости Твоя, да познают беззаконные враги наши, что Сын Твой и Бог един есть Царь и Владыка, что Ты воистину Богородица, родившая по плоти истинного Бога, что все Тебе возможно, и чего ни восхощешь, Владычице, имеешь силу все сие совершить на Небе и на земле, и на всякое прошение даровать что кому полезно: больным здравие, сущим на мори тишину и доброе кораблеплавание. Путешествующим спутешествуй и охраняй их, пленных спасай от горького рабства, утешай печальных, облегчай нищету и всякое другое телесное злострадание: всех свобождай от душевных недугов и страстей, невидимыми Твоими предстательствами и внушениями, дабы, хорошо и непреткновенно совершив путь сей временной жизни, улучили мы чрез Тебя и оные вечные блага в Царстве Небесном. Верных, почтенных страшным именем Единородного Сына Твоего, уповающих на Твое предстательство и на милость Твою и во всем имеющих Тебя своею Ходатаицею и Поборницею, укрепляй невидимо против окружающих врагов, разсей облако уныния, облегающее души их, избави их от душевного утруждения и подай им светлое благодушие и радость, возстановив мир и безмятежие в сердцах их. Спаси молитвами Твоими, Владычице, сию Тебе преимущественно посвященную паству, весь город и страну, от голода, землетрясения, потопления, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобной брани, и всякий праведно подвигшийся на нас гнев обрати, по благоволению и благодати Единородного Сына и Бога Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, с совечным и животворящим Его Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Утоли моя печали»

Православный мир свято чтит иконы и изображения святых. И это не удивительно, ведь они помогают каждому, кто к ним обратился, в наших земных бедах и печалях. 7 февраля верующие чтят один из самых значимых ликов - образ Богородицы, называемый «Утоли моя печали».

«Утоли моя печали»: история иконы

Икона «Утоли моя печали» широко известна и очень почитаема. Богородица изображена на ней с младенцем Христом на руках. При этом одну ладонь она держит у головы, прислушиваясь к молитвам, которые ежечасно ей воздаются. Обращение к этой иконе в свое время помогло многим. Чудодейственная сила этого образа Богородицы настолько велика, что способна исцелять даже страшные недуги.

Например, предание гласит, что чудотворным образ считается с тех пор, как к нему привезли тяжело больную женщину. При виде иконы больная смогла перекреститься, а затем и полностью исцелилась, хотя до этого едва могла пошевелить рукой. В храм же она направилась не случайно: Богородица сама явилась к ней во сне и наставила на нужный путь.

День празднования иконы «Утоли моя печали» — 7 февраля по новому стилю. Этот праздник является не переходящим, и ежегодно верующие справляют его в одну и ту же дату.

Молитва пред иконой «Утоли моя печали»

Обращение к этой иконе способно утешить в беде, вывести из тупика, подсказать выход из безвыходной ситуации, научить, что делать дальше, когда вам кажется, что вы уже испробовали все. Истинно церковный молитвенный текст звучит так:

Надеждо всех концев земли и рабам Твоим (имена), Ты, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нac, грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси в нас пламень греховный и покаянием ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов; приими воздыхание от души и сердца мольбу Ти приносящих. Буди о нас Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и укроти ярость Его праведную Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже Богородице, утоли болезни душ и телес, утиши бурю злых нападений вражеских; отъими бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Ты бо еси возведение человеческому роду, в печали скорая Помощница. Мати истинная Христа Бога нашего, помогай нам, грешным рабам Твоим всегда, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Но даже простая молитва, произнесенная с добрыми помыслами и своими словами, с благодарностью и от чистого сердца, подарит вам помощь во многих начинаниях. Обращайтесь к Богородице, чтобы ваши дела были только праведными, несущими свет, добро и благо.

Если вам когда-то уже приходилось сталкиваться с подобным — когда озарение вдруг внезапно будто бы само снисходило на вас с тяжелую минуту — не забудьте в день иконы «Утоли моя печали» поблагодарить Богородицу. Это она не оставила вас без помощи в трудный час. Обращайтесь к святым образам не только в беде, но и в радости. Помните о наших заступниках небесных, и если вам помогла эта статья, не забудьте нажать на кнопки и

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» - чудотворная икона, почитаемая в Русской Православной Церкви.

На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами:

Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите.

Левую руку Богоматерь приложила к своей голове, несколько склонённой набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к ней в печалях и скорбях.

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали» была принесена в Москву казаками в 1640 году и помещена в храме Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Вследствие неоднократных перестроек храма, икона оказалась на колокольне.

Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления от нее расслабленной женщины. Больная, жившая далеко от Москвы, долгие годы страдала тяжким недугом: у нее болели все члены тела, особенно ноги, так что она не могла ходить. Доведенная болезнью до полного изнеможения, она уже не надеялась поправиться. Различные медицинские средства уже не приносили ей желанного исцеления. Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела икону Божией Матери и услышала от нее голос: «Вели везти себя в Москву. Там в Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ «Утоли моя печали»; молись перед ним и получишь исцеление».

В Москве больная осмотрела все иконы в храме во имя святителя Николая Чудотворца, но не нашла той, которая явилась ей в видении. Тогда священник попросил принести с колокольни находившиеся там ветхие иконы. Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! Она!» - и перекрестилась. После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой.

Это чудо совершилось 25 января (7 февраля) 1760 года. С того дня совершается празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». К тому времени относится и составление службы с акафистом, впервые напечатанной в 1862 году.

С иконы сделали список, который поставили в приделе Никольского храма в Пупышах. В этом храме хранились письменные свидетельства о многочисленных чудотворениях, по молитвам Божией Матери от Ее чудотворного образа. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. Позднее эти свидетельства были уничтожены огнем во время пожара.

Со временем были написаны еще несколько списков с иконы «Утоли моя печали». В Москве прославились чудотворениями одноименные иконы в четырех храмах: во имя святого Иоанна Крестителя, что на Покровке; во имя святых апостолов Петра и Павла на Ново-Басманной; во имя святителя Тихона Амафунского у Арбатских ворот; во имя преподобного Сергия, «что на Рогожской». В 1765 году один чудотворный список с иконы был перенесен из Москвы в Петербург купцом Роговиковым. Он находился в храме Вознесения Господня.

Ныне чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в храме во имя святителя Николая (Николо-Кузнецкий храм).

Просмотреть на карте большего размера

Об иконе Божией Матери «Утоли моя печали» по материалам сайта http://starovery.ucoz.ru/publ/17-1-0-62

Образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах». Божия матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то как бы сидит, то почти лежит у Нее на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках младенца — непременная деталь иконы, но на разных иконах на нем читаем разные надписи. Пожалуй, еще только одна богородичная икона в России так многообразно пишется — «Всем скорбящим радость». Но там различия обусловлены сложностью изображения со множеством предстоящих, а на иконе «Утоли моя печали» представлены только Божия Матерь и Младенец-Христос. В чем же причина таких различий? И какая из этого множества икон была прославлена как чудотворная?

«Утоли моя печали»… Откуда повелось это удивительное, по-детски трогательное название?

Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из каких-то молитвенных текстов.

Для нашей же иконы самое близкое соответствие находят в следующей богородичной стихере: «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо чело­веком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево». (Октай, глас пятый, понедельник вечер, на стиховне). Когда в конце XIX века в новообрядческой церкви была составлена специальная служба Богородице «Уто­ли моя печали», эта стихера вошла в нее в качестве тропаря. И действительно, очень многие списки иконы имеют на себе под­пись «Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни», или же «Утоли болезни и печали». Но все-таки в такой форме название далеко от первоначального. На самых старых списках надпись иная — «Утолимыя Пресвятыя Богородицы». Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей нашу икону, ее название поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия».

«Утолимая» означает «утоляющая», укрощающая. И, стало быть, Богородицу просили утолить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви св. Николы в Пупышах. Мы читаем ее на свитке, который держит в руках Младенец-Христос.

«Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте».

На всех других известных мне списках иконы эта надпись или сокращена, или вообще изменена. Она представляет собой малоизвестное место Священного писания — начало третьей главы книги пророка Захарии, причем извлеченное из текста Острожской Библии. В Елизаветинской Библии, изданной в середине XVIII века и официально принятой в синодальной церкви, это место читается по-другому, — ясное доказательство того, что икона из церкви св. Николы в Пупышах списана с более древнего образа. Надо отметить, что эти слова пророка Захарии вошли в книгу церковных поучений — Пролог. С них начинается помещенное на 5 сентября «Слово пророка Захарии к немилостивым князем». Возможно, из поучения эти слова и стали известны древнему иконописцу. И тогда смысл названия иконы раскрывается еще более: «Утолимая» — утоляющая жестокость «немилостивых князей», гордых завоевателей. В нем будто выразилась боль и мольба Украины и Белоруссии, в XVII веке горько страдавших от непрестанных насилий и грабежей — польских, московских, казацких, татарских…