Цитаты. Информационно-методические «подсказки», посвященные в. м. шукшину

87 лет назад, 25 июля 1925 года, родился Василий Макарович Шукшин – режиссёр, актёр, сценарист, который в каждом своём фильме, в каждой роли говорил о людях, раскрывал сущность человеческой души.

С подлыми жить легче. Их ненавидеть можно – это проще. А с хорошими – трудно, стыдно как-то.

Человек – полный идиот. Утром встаёт – ворчит, ложится спать – ворчит. Вечно всем недоволен, хрюкает, ненавидит всех. Говорят – характер.

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

Вот так живёшь - сорок пять лет уже - всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?


Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».

Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии - женщины. Это грустно, но так.

Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает.

Не стыдно быть бедным, стыдно быть дешёвым!

Ложь, ложь, ложь... Ложь - во спасение, ложь - во искупление вины, ложь - достижение цели, ложь - карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.

Сильный в этом мире узнает всё: позор, и муки, и суд над собой, и радость врагов.

Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!


Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени - демагог.

Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан, а автор умер.

Василий Шукшин. Цитаты...

А дустом пробовали?(...)
БОРЬБА

Не могу жить в деревне. Но бывать там люблю — сердце обжигает.(...)
ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА, ДЕРЖАВА

Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии — женщины. Это грустно, но так.(...)
ВЕЩЬ

"Не нам унывать!" — хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.(...)
ГРЯЗЬ

Пьяный тоже не умеет твердо ходить, как ребенок. Но ни у кого не возникает желания сравнить его с ребенком. Говорят: как свинья.(...)
АЛКОГОЛИЗМ, ПЬЯНСТВО

Угнетай себя до гения.(...)
БЕЗДЕЛЬЕ, РАБОТА - БЕЗДЕЛЬЕ

Ничего, болезнь не так уж и страшит: какое-то время можно будет еще идти на карачках.(...)
БОЛЕЗНИ

В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время: 1. Когда стою в очереди. 2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись. 3. Когда сижу на собрании.(...)
ВРЕМЯ

Не наступает никогда, не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать ВСЕГДА можно.(...)
ДЕЛО

Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники.(...)
ДЕТИ И РОДИТЕЛИ, РОДИТЕЛИ

Добрый, добрый... Эту медаль носят через одного. Добро — это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!(...)
ДОБРЫЕ ДЕЛА

Жалеть... Нужно жалеть или не нужно жалеть — так ставят вопрос фальшивые люди. Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо — уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше.(...)
ЖАЛОБЫ

Восток и Запад: Когда у вас День, у нас - Ночь. Не забывайте только, что Новый день к нам приходит раньше и раньше - ночь.(...)
ЗАПАДНИКИ, ПОЧВЕННИКИ, СЛАВЯНОФИЛЫ

Форма?.. Форма — она и есть форма: можно отлить золотую штуку, а можно — в ней же — остудить холодец. Не в форме дело.(...)
ДУША И ТЕЛО, ТЕЛО
Всю жизнь свою рассматриваю, как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раунда надо выиграть. Один я уже проиграл.(...)
ЖИЗНЬ

Говорят, когда хотят похвалить: "Писатель знает жизнь". Господи, да кто же ее не знает! Ее все знают. Все знают, и потому различают писателей — плохих и хороших. Но только потому: талантлив и менее талантлив. Или вовсе — бездарь. А не потому, что он жизни не знает. Все знают.(...)

Жизнь представляется мне бесконечной студенистой массой — теплое желе, пронизанное миллиардами кровеносных переплетений, нервных прожилок... Беспрестанно вздрагивающее, пульсирующее, колыхающееся. Если художник вырвет кусок этой массы и слепит человечка, человечек будет мертв: порвутся все жилки, пуповинки, нервные окончания съежатся и увязнут. Но если погрузиться всему в эту животворную массу, — немедленно начнешь — с ней вместе — вздрагивать, пульсировать, вспучиваться и переворачиваться. И умрешь там.(...)
ЖИЗНЬ

Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо. Хорошо — не позволил сшибить себя; плохо — начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками... Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения.(...)
ЖИЗНЬ

Я не боюсь смерти. Значит, жизнь - моя.(...)
ЖИЗНЬ

Я — сын, я — брат, я — отец... Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно — уходить.(...)
ЖИЗНЬ

Грамматические ошибки при красивом почерке — как вши в нейлоновой рубашке.(...)
ЗАБЛУЖДЕНИЯ, ОШИБКИ

Все никак не могу выбрать время - когда я имею право загулять? Все не имею.(...)
ИЗМЕНА, ПРЕДАТЕЛЬСТВО


ИНТЕЛЛЕКТ, УМ

Нет, ребята, "могучей кучки" не получилось. Жаль.(...)
КОАЛИЦИИ, СОЮЗЫ И КОАЛИЦИИ

Восславим тех, кто перестал врать.(...)
ИСТИНА, ПРАВДА

Непонятные, дикие, странные причины побуждают людей скрывать правду... И тем-то дороже они, люди, роднее, когда не притворяются, не выдумывают себя, не уползают от правды в сторону, не изворачиваются всю жизнь. Меня такие восхищают. Радуют.(...)
ИСТИНА, ПРАВДА
История выбирает неудачных исполнителей на роли своих апостолов.(...)
ИСТОРИЯ

К тупому лицу очень идет ученая фраза: "Полное отсутствие информации".(...)

Чистых покойничков мы все жалеем и любим, вы полюбите живых и грязных.(...)
ЛЮБОВЬ

Не поворачивайся к людям спиной — укусят.(...)
ЛЮДИ

Никак не могу относиться к массовке равнодушно. И тяжело командовать ею — там люди. Там — вглядишься — люди! Что они делают?!! И никогда, видно, не откажусь смотреть им в глаза.(...)
ЛЮДИ

Можно бы так сказать: вымечтал у судьбы.(...)
МЕЧТЫ И МЕЧТАТЕЛИ

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.(...)
МОЛОДОСТЬ

Когда нам плохо, мы думаем: "А где-то кому-то - хорошо." Когда нам хорошо, мы редко думаем: "Где-то кому-то - плохо."(...)
МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ЭТИКА

Я воинственно берегу свою нежность. А как больше?(...)
НЕЖНОСТЬ

Оппозиция, да. Не осталась бы от всей оппозиции — одна поза.(...)
ОППОЗИЦИЯ

Старшее поколение делится опытом с младшим... Да, но не робостью же делиться!(...)
ОПЫТ

Нас похваливают за стихийный талант, не догадываясь, или скрывая, что в нашем лице русский народ обретает своих выразителей, обличителей тупого "культурного" оболванивания.(...)

Пробовать писать должны тысячи, чтобы один стал писателем.(...)
ПИСАТЕЛИ

Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.(...)
ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ

Кто мог быть политик по склонностям души у древних? Дурак, который всем мешал охотиться!(...)
ПОЛИТИКИ, ПОЛИТИКИ

Правда всегда немногословна. Ложь - да.(...)
ПРАВДА И ЛОЖЬ

Не страшна глупость правителя, ибо он всегда божественно глуп, если не знает другой радости, кроме как политиканствовать и ловчить. Страшно, что люди это терпят.(...)
ПРАВИТЕЛЬСТВО

Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости.
ПРАВИТЕЛЬСТВО

Когда нам плохо, мы думаем: "А где-то кому-то - хорошо". Когда нам хорошо, мы редко думаем: "Где-то кому-то - плохо".(...)

Надо уважать запятую. Союз "и" умаляет то, что следует за ним. Читатель привык, что "и" только слегка усиливает то, что ему известно до союза. О запятую он спотыкается... и готов воспринимать дальнейшее с новым вниманием. "Было пасмурно и неуютно". "Было пасмурно, неуютно".(...)
РАЗМЫШЛЕНИЯ

Сложное — просто, а не простое — сложно.(...)
РАЗМЫШЛЕНИЯ

А Русь все так же будет жить: плясать и плакать под забором!(...)
РОССИЯ И РУССКИЕ

Ложь, ложь, ложь... Ложь - во спасение, ложь - во искупление вины, ложь - достижение цели, ложь - карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.(...)
РОССИЯ И РУССКИЕ

Надо совершенно спокойно - без чванства и высокомерия - сказать: у России свой путь. Путь тяжкий, трагический, но не безысходный в конце концов. Гордиться нам пока нечем.(...)
РОССИЯ И РУССКИЕ

Черт же возьми! - в родной стране, как на чужбине.(...)
РОССИЯ И РУССКИЕ

Да, я б хотел и смеяться, и ненавидеть, и так и делаю. Но ведь и сужу-то я судом высоким, поднебесным — так называемый простой, средний, нормальный положительный человек меня не устраивает. Тошно. Скучно.(...)
СКУКА

Когда стану умирать, — скажу: "Фу-у, гадство, устал!" Не надо умирать.(...)

Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.(...)
СМЕРТЬ

Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь.(...)
СПЕЦИАЛИСТЫ

За что человек не жалеет ни сил, ни средств, ни здоровья?- За удовольствия. Только в молодости он готов за это здоровье отдать, в старости — отдать удовольствия за здоровье.(...)
СТРАСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ

Вот еще из откровений: "На свете счастья нет, а есть покой и воля".(...)

Они пока держат его на выпасе. Потом — зарежут. И съедят.(...)
УБИЙСТВО

В жизни - с возрастом - начинаешь понимать силу человека, постоянного думающего. Это огромная сила, покоряющая. Все гибнет: молодость, обаяние, страсти - все стареет и разрушается. Мысль не гибнет и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.(...)
ИНТЕЛЛЕКТ, УМ

Государственный деятель с грустным лицом импотента.(...)
ЧИНОВНИК

О Разине. Если в понятие интеллигентности входит болезненная совестливость и способность страдать чужим страданием, он был глубоко интеллигентным человеком.(...)
ЧЕЛОВЕК

В дурачке, который ходит у нас по улице, больше времени - эпохи, чем в каком-нибудь министре.(...)
ЭПОХА

Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве и в литературе: сознаешь свою долю честно — будет толк.(...)

Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали - значит, он и не сказал их.(...)
ЯЗЫК

* * *

Вот еще из откровений: «На свете счастья нет, а есть покой и воля».

* * *

* * *

Добрый, добрый... Эту медаль носят через одного. Добро — это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!

* * *

Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали — значит, он и не сказал их.

* * *

Жалеть... Нужно жалеть или не нужно жалеть — так ставят вопрос фальшивые люди. Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо — уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше.

* * *

Жизнь представляется мне бесконечной студенистой массой — теплое желе, пронизанное миллиардами кровеносных переплетений, нервных прожилок... Беспрестанно вздрагивающее, пульсирующее, колыхающееся. Если художник вырвет кусок этой массы и слепит человечка, человечек будет мертв: порвутся все жилки, пуповинки, нервные окончания съежатся и увязнут. Но если погрузиться всему в эту животворную массу, — немедленно начнешь — с ней вместе — вздрагивать, пульсировать, вспучиваться и переворачиваться. И умрешь там.

* * *

За что человек не жалеет ни сил, ни средств, ни здоровья? За удовольствия. Только в молодости он готов за это здоровье отдать, в старости — отдать удовольствия за здоровье.

* * *

Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.

* * *

К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».

* * *

Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то — хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то — плохо».

* * *

Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве и в литературе: сознаешь свою долю честно — будет толк.

* * *

Культурный человек... Это тот, кто в состоянии сострадать. Это горький, мучительный талант.

* * *

Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.

* * *

Не наступает никогда, не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать ВСЕГДА можно.

* * *

Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.

* * *

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

* * *

Непонятные, дикие, странные причины побуждают людей скрывать правду... И тем-то дороже они, люди, роднее, когда не притворяются, не выдумывают себя, не уползают от правды в сторону, не изворачиваются всю жизнь. Меня такие восхищают. Радуют.

* * *

Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.

* * *

Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда — крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там.

* * *

Русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом.

* * *

Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники.

* * *

Смех — розовая пена на слезах жизни.

* * *

Старшее поколение делится опытом с младшим... Да, но не робостью же делиться!

* * *

Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо — уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше.

* * *

Ты счастлив, когда ты смел и прав.

* * *

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.

* * *

Угнетай себя до гения.

* * *

Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.

О литературе и искусстве

Говорят, когда хотят похвалить: «Писатель знает жизнь». Господи, да кто же ее не знает! Ее все знают. Все знают, и потому различают писателей — плохих и хороших. Но только потому: талантлив и менее талантлив. Или вовсе — бездарь. А не потому, что он жизни не знает. Все знают.

* * *

Надо уважать запятую. Союз «и» умаляет то, что следует за ним. Читатель привык, что «и» только слегка усиливает то, что ему известно до союза. О запятую он спотыкается... и готов воспринимать дальнейшее с новым вниманием. «Было пасмурно и неуютно». «Было пасмурно, неуютно».

* * *

Пробовать писать должны тысячи, чтобы один стал писателем.

* * *

Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером вытаскиваю из бумаги живые голоса людей.

* * *

Армию — не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь... Ну, а мужика я и сам не буду. В России — все хорошие!

* * *

В нашем обществе коммуниста-революционера победил чиновник-крючок.

* * *

Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно — кто смелый, кто сложный, кто «эпопейный»... Есть правда — есть литература. Ремесло важно в той степени, в какой важно: начищен самовар или тусклый. Был бы чай. Был бы самовар не худой.

* * *

60 строчек журнального текста — почти часть фильма.

* * *

Все удобное мешает искусству.

* * *

Вслушайтесь — искусство! Искусство — так сказать, чтоб тебя поняли. Молча поняли и молча же сказали «спасибо».

* * *

Говорят: писатель должен так полно познать жизнь, как губка напитывается водой. В таком случае наши классики должны были в определенную пору своей жизни кричать: «Выжимайте меня!»

* * *

Грамматические ошибки при красивом почерке — как вши в нейлоновой рубашке.

* * *

Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы — живем!

* * *

Да, стоим перед лицом опасности. Но только — в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе — быстро разоружаемся.

* * *

Есть правда — есть литература.

* * *

Мы не мыслители, у нас зарплата не та!

* * *

Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

* * *

Надо, чтоб в рассказе было все понятно, и даже больше.

* * *

Правда всегда немногословна. Ложь — да.

* * *

Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан, а автор умер.

* * *

Самые великие слова в русской поэзии: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли... Глаголом жги сердца людей!»

* * *

Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь.

* * *

Сто лет с лишним тянули наши титаны лямку Русской литературы. И вдруг канат лопнул; баржу понесло назад. Сколько же сил надо теперь, чтобы остановить ее, побороть течение и наладиться тащить снова. Сколько богатырей потребуется! Хорошо еще, если баржу-то не расшибет совсем о камни.

* * *

Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени — демагог.


Об обществе

Восток и Запад: Когда у вас День, у нас — Ночь. Не забывайте только, что новый день к нам приходит раньше и раньше — ночь.

* * *

В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:

1. Когда стою в очереди.

2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.

3. Когда сижу на собрании.

* * *

И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что — воруют. Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально — под воровство. («Энергичные люди»)

* * *

Ложь, ложь, ложь... Ложь — во спасение, ложь — во искупление вины, ложь — достижение цели, ложь — карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.

* * *

Надо совершенно спокойно — без чванства и высокомерия — сказать: у России свой путь. Путь тяжкий, трагический, но не безысходный в конце концов. Гордиться нам пока нечем.

* * *

Не нам унывать! — хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.

* * *

Не страшна глупость правителя, ибо он всегда божественно глуп, если не знает другой радости, кроме как политиканствовать и ловчить. Страшно, что люди это терпят.

* * *

Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение — при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

* * *

Попробуйте без всякого отношения пересказать любую историю — не выйдет. А выйдет без отношения, так это тоже будет отношение... какой-нибудь «равнодушный реализм».

* * *

Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, — они работали на будущее.

* * *

Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии — женщины. Это грустно, но так.


О себе

Во всех рецензиях только: «Шукшин любит своих героев... Шукшин с любовью описывает своих героев...» Да что я, идиот, что ли, всех подряд любить?! Или блаженный? Не хотят вдуматься, черти. Или — не умеют. И то и другое, наверно.

* * *

Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раунда надо выиграть. Один я уже проиграл.

* * *

Глянь, сколько хороших людей кругом. Надо просто жить. Надо бы только умно жить. Я многое повидал на веку. Душа моя скорбит. Но она все помнит. Дай время, дружок, все будет хорошо.

* * *

Да, я б хотел и смеяться, и ненавидеть, и так и делаю. Но ведь и сужу-то я судом высоким, поднебесным — так называемый простой, средний, нормальный положительный человек меня не устраивает. Тошно. Скучно.

* * *

Не могу жить в деревне. Но бывать там люблю — сердце обжигает.

* * *

Никак не могу относиться к массовке равнодушно. И тяжело командовать ею — там люди. Там — вглядишься — люди! Что они делают?!! И никогда, видно, не откажусь смотреть им в глаза.

* * *

Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо. Хорошо — не позволил сшибить себя; плохо — начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками... Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения.

* * *

Свет. Солнце... И как-то он сразу вдруг вспыхнул в сознании этот квадратный желтый пожар — весна! На дворе желанная, милая весна. Летел по улице, хрустел ледком, думал черт знает о чем, не заметил, что — весна.

* * *

Те, кому я так или иначе помогаю, даже не подозревают, как они-то мне помогают.

* * *

Я — сын, я — брат, я — отец... Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно — уходить.


Цитаты из произведений

«Алеша Бесконвойный»

Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково... Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково!

«Чудик»

Чудик поспешил сойти с крыльца... А дальше не знал, что делать. Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно.

Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются.

«Любавины»

Какой ты, такая у тебя душа.

* * *

Ему даже казалось, что с подлыми жить легче. Их ненавидеть можно — это проще. А с хорошими — трудно, стыдно как-то.

* * *

Сидели, склонившись локтями на стол, — лоб против лба, угрюмые, похожие друг на друга и не похожие. У старшего Любавина черты лица навсегда затвердели в неизменную суровую маску. Лишь глубоко в глазах можно еле заметить слабый отсвет тех чувств, какие терзали этого большого лохматого человека. У молодого — все на лице: и горе, и радость, и злость. А лицо до боли красивое — нежное и зверское. Однако при всей своей страшной матерости отец уступал сыну, сын был сильнее отца. Одно их объединяло, бесспорно: люди такой породы не гнутся, а сразу ломаются, когда их одолевает другая сила.

* * *

Что-то остается в нас от родины такое, что живет в нас всю жизнь, то радуя, то мучая, и всегда кажется, что мы ее, родину, когда-нибудь еще увидим.

* * *

Ах, какая же это глубокая, чистая, нерукотворная красота — русская песня, да еще когда ее чувствуют, понимают. Все в ней: и хитреца наша особенная — незлая, и грусть наша молчаливая, и простота наша неподдельная, и любовь наша неуклюжая, доверчивая, и сила наша — то гневная, то добрая... И терпение великое, и слабость, стойкость — все.

* * *

Он любил сидеть у окна за столиком в поезде... и смотреть на проплывающие мимо деревеньки, села, поля, леса, перелески... Есть в этом неизъяснимое наслаждение. Рождается чувство некой прочности на земле всего существующего. Особенно, когда там, откуда едешь, все осталось в хорошем состоянии — и дела, и отношения с людьми; и когда там, куда едешь, тоже должно быть все хорошо.

* * *

Жизнь представлялась теперь запутанной, сложной — нагромождение случайных обстоятельств. И судьба человеческая — тоненькая ниточка, протянутая сквозь этот хаос различных непредвиденных обстоятельств. Где уверенность, что какое-нибудь из этих грубых обстоятельств не коснется острым углом этой ниточки и не оборвет ее в самый неподходящий момент?

«Беспалый»

Свадьба — это еще не знак качества. Это — всего лишь символ, но не гарантия. Прочность семейной жизни не исчисляется количеством выпитых бутылок.

«Залетный»

Да здравствует смерть! Если мы не в состоянии постичь ее, то зато смерть позволяет понять нам, что жизнь — прекрасна.

«Верую!»

Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно — с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает.

«Случай в ресторане»

Увидел, человек нуждается в помощи, — бери и помогай. Не спрашивай.

«Позови меня в даль светлую»

— Что это?

— Шанс. Он его называл — шанец. Один раз искал-искал, и показалось же ему, что кто-то позвал с улицы, шагнул с балкона — и все, не вернулся.

— Разбился?

— Ну, с девятого этажа... Он же не голубь мира. Когда летел, успел, правда, крикнуть: «Эй, вы что?!»

«Печки-лавочки»

У нас на квартире жил один ученый — такой умница, такой башковитый, добрый тоже такой, а ширинку вечно забывал застегнуть


«Степка»

«Ермолай щурился и, попадая рубанком на сучки, по привычке ласково матерился».

«Калина красная»

Да не переживай ты за него так! Он же человеком то никогда и не был! Он был мужик. А мужиков, их знаешь, на Руси много.

* * *

Иногда я бываю фантастически богат, Люба. Жаль, что ты не встретилась мне в эту пору. Ты бы увидела, что я эти деньги вонючие вполне презираю.

* * *

Тебе бы опером работать, отец. Цены бы тебе не было. Колчаку не служил в молодые годы? Нет? В контрразведке? Только честно. Ну, а чего мы так сразу смутились? В трудные годы колоски с колхозных полей воровал? Ну-ка в глаза, в глаза, в глаза мне!

* * *

Люди напрягают все силы, люди буквально падают от напряжения, люди начинают даже напрягаться от напряжения, покрываются морщинами на крайнем севере и вынуждены вставлять себе золотые зубы... А как же иначе?! Нужно! Но в это же самое время находятся люди, которые из всех достижений человечества облюбовали себе печку! Вот как! Славно, славно!

Шукшин «Критики» анализ — тема, сюжет, главная мысль

Шукшин «Критики» анализ

В рассказе «Критики » Шукшин предлагает нам задуматься над поступками, которые мы совершаем по отношению к близким людям, порой они могут быть жестокими, могут их ранить. Нужно помнить о душе, не быть черствыми.

Главная мысль рассказа В. Шукшина «Критики» — уважение к старшим, к людям, которые прожили непростую жизнь, перенесли тяготы и невзгоды. Да, они много не могут понять в нынешнее время, потому что продолжают жить в своей эпохе, им трудно перестроиться и подстроиться под новый лад, но они трудились всю жизнь, они устали и заслужили право на покой и уважение.

Сюжет : Дед с внуком ходили в кино и обсуждают его содержание, отношение к фильму разное из-за разницы в возрасте. Дома у телевизора сидят родственники и тоже смотрят какой-то фильм, название которого не знают, потому что, когда включили телевизор, фильм уже шел. Дед, как и все старики, пытается порассуждать, но его не слушают. Он обижается, выпивает спиртного и устраивает скандал, его забирают в милицию. Внук плачет от жалости к деду и несправедливости.

Главные герои:

  • Дед Тимофей
  • Петя — внук
  • Отец Петьки
  • Городской мужчина — гость
  • Городская тетя — гостья
  • Ермолай Кибяков — милиционер

Главная проблема рассказа – отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». Другая проблема состоит в том, что люди не ценят и не уважают близких. Можно выделить проблему стариков, чувствующих, что в этой жизни они «не у дел». Обычная для Шукшина проблема отношений между городскими жителями и деревенскими тоже поднимается в рассказе.

Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть. В. Шукшин

Василий Макарович Шукшин в представлении не нуждается. На его книгах и фильмах росло не одно поколение, а его слова и мысли в каждом эпизоде, в каждом абзаце точны и проникновенны. Талантливый режиссер, актер и писатель с русской душой и сердцем. Пожалуй, самый главный талант Шукшина — говорить о нашей жизни, играть роли, раскрывающие сущность наших людей. Раскрывать внутренний мир непостижимой русской души — было особенным даром Василия Макаровича.

Василий Макарович ушел из жизни слишком рано — в 45 лет. От сердечной недостаточности. 2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай».

Жизненный путь гениальных людей почти всегда недолог. Но память о человеке — она не мелом на асфальте пишется, или на школьной доске — ее стереть невозможно…

Замечательные слова посвящены Василию Шукшину академиком и профессором Корольковым А. А. В этих строках все сказано и добавить нечего:

«Василий Шукшин остановил гибельный процесс утраты национального лица России в культуре и стал протагонистом нового Возрождения русской духовности. Поверхностное отношение к творчеству Шукшина выделяло видимость - противостояние города и деревни, интеллигенции и народа. Шукшина чувствовали как родного все слои общества, его читали, смотрели в кино, с радостью узнавая открывшуюся собственную русскую душу. Устареть Шукшин не может, ибо даже при окончательном исчезновении живого биения русской культуры - не исчезнет интерес к духовному материку, именуемому Россией, а Шукшин - пульсирующая словом и чувством живая душа России. В нем Россия обрела во второй половине XX столетия свое самосознание и самочувствование.»

Цитаты, мысли, афоризмы Василия Шукшина

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку.

Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»

«Вот так живёшь - сорок пять лет уже - всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки - возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет такой возможности.»

Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.

Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

Ты счастлив, когда ты смел и прав.

К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».

А Русь все также будет жить: плясать и плакать под забором…

Критическое отношение к себе - вот что делает человека по-настоящему умным.

Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.

Мы не мыслители, у нас зарплата не та!

И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что – воруют. Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально - под воровство.

«Не нам унывать!» – хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.

Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии – женщины. Это грустно, но так.

В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
1. Когда стою в очереди.
2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
3. Когда сижу на собрании.

Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени – демагог.

Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали – значит, он и не сказал их.

Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, – они работали на будущее.

Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

Да, стоим перед лицом опасности. Но только – в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе - быстро разоружаемся.

Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке.

Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники.

Армию – не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь… Ну, а мужика я и сам не буду. В России – все хорошие!

Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы – живем!

Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил.

Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец,увлекся. Как всякий художник, впрочем.

Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл.

Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.

Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.

Все гибнет: молодость, обаяние, страсти, все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.

Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть правда. Откровение.

Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда — крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там.

Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.

И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что — воруют.

Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись.

Угнетай себя до гения.

Русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .