Цветы для элджернона общая идея. Взаимоотношение личности и общества в романе «Цветы для Элджернона. Рецензия на научно-фантастический роман «Цветы для Элджернона»

Я читал книгу про Ивана Грозного, а потом кое-что из Л.Н.Толстого, и где-то на этом пути задумался о взаимосвязи нравственности и интеллекта. В частности, почему Иван Грозный был так неоправданно жесток? И почему окружающие это терпели? Почему вообще на руководящих должностях разного уровня оказываются глупые или жестокие люди? Чем в это время занимаются умные и добрые? А добрые (на примере персонажей Л.Н.Толстого) чаще всего живут своим тихим счастьем в глубинке, и в политические дела не встревают. А умные? (под "умом" я подразумеваю исключительно интеллект). И тут мне очень удачно попалась книга Дэниеля Киза "Цветы для Элджернона" - про слабоумного от рождения парня, которому в 32 года сделали операцию на мозг, в результате чего он из дурачка превратился в гения, а потом деградировал обратно.

Это не пересказ содержания, это мои заметки на полях книги, которые преследуют одну цель: определить связь интеллекта и нравственности.

Этот парень, Чарли Гордон, был глуп и всех любил. Его коллеги по пекарне ставили подножку и смеялись, он падал и смеялся вместе с ними. В его голове ничего не держалось, он быстро забывал страхи и обиды.

Но вот он чуть поумнел и сумел работать на каком-то миксере, получил повышение, и ребята его невзлюбили. Они сказали: "Ты думаешь, что стал умнее нас, и поэтому круче?!". Хотя он вроде бы ничего такого не думал и не говорил. Просто его интеллект ударил им по самооценке. Короче, его выгнали из пекарни, и у него не осталось друзей.

"Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома".

А были ли эти люди настоящими друзьями ему? Думаю, что нет. Но слабоумный Чарли любил их, и не был одинок.
А они его любили? Нет. Они самоутверждались за его счет и веселились, сделав таким образом свой маленький мирок уютным. И ограниченным.

Способность любить зависит от интеллекта? ОТ ИНТЕЛЛЕКТА ЗАВИСИТ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБВИ: от слепой привязанности до взаимного интереса и уважения.

Далее у Чарли начинают формироваться чувства к Алисе. Любовь была и раньше, но неосознанная, и проявлял он ее лишь в стремлении порадовать учительницу своими успехами в учебе. Теперь ему хочется проводить время с Алисой и заниматься любовью. Причем секс с Алисой он ценит выше, чем секс с Фэй. Он говорит, что это "больше, чем секс".

Адам и Ева вкусили плод с дерева ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, и были выгнаны из рая (как Чарли из пекарни?). Дэниел Киз не случайно обращает на это внимание. Означает ли это, рай противоположен интеллекту? а познание добра и зла - наоборот, связано с интеллектом?

Так или иначе, но "одновременно с движением разума вперед мельчали мои чувства к Алисе - от преклонения - к любви, к признательности, и, наконец, к простой благодарности". Чарли выучил двадцать иностранных языков, изучал научные труды по физике и микробиологии, а Алиса по-прежнему оставалось учительницей в школе для умственно отсталых. Она не успевала за ходом его мыслей и не знала всех этих сложным терминов. Их разделила, как говорят, не пропасть, а разница уровней. Чарли приходит к одиночеству.

"Одиночество позволяет мне спокойно думать, читать и копаться в воспоминаниях...". Ему становится трудно общаться с людьми (а людям трудно общаться с ним), но это не пугает его. Он поглощен работой.

"Я на самом верху и сознаю это. Всем вокруг кажется, что я убиваю себя работой, но они не понимают, что сейчас я живу на самой вершине ясности и красоты, о существовании которой и не подозревал. Все мои составляющие настроены на работу. Днем я впитываю, а вечерами - в моменты, прежде чем провалиться в сон, - идеи фейерверком взрываются в голове. Нет в мире большего наслаждения."

Ученые-доктора из его лаборатории называют его "высокомерным, эгоистичным, антисоциальным сукиным сыном", но я склонен думать, что в них говорит зависть и задетая самооценка. Точно так же, как ребята в пекарне не смогли принять поумневшего Чарли, так же и профессора агрессируют, когда он их перерастает и находит ошибки в их научных работах.

Находясь на пике своего разума и отдалившись от всех в одиночество, Чарли говорит... о любви! и превозносит ее до небес. И это крайне важно.

"Предлагаю рабочую гипотезу: человек, обладающий разумом, но лишенный способности любить и быть любимым, обречен на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжелое психологическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие".

"Вселенная расширяется - каждая частичка удаляется от другой, швыряя нас в темное и полное одиночества пространство, отрывая нас: ребенка от матери, друга от друга, направляя каждого по собственной тропе к единственной цели - смерти в одиночестве. Любовь - противовес этому ужасу, любовь - акт единения и сохранения. Как люди во время шторма держатся за руки, чтобы их не оторвало друг от друга и смыло в море."

Вот что говорит Чарли на пике своего интеллекта, поглощенный работой и находясь в одиночестве, когда его чувства к Алисе превратились в "простую благодарность". Он называет любовь единственным спасением, но с ним самим любви не случилось. Почему?

Начинается деградация, и Чарли становится раздражительным. Мне это вполне понятно: его мозг еще помнит наслаждение от "самой вершине красоты и ясности", но уже не может испытать его вновь. Ломка, как от нехватки наркотика, никотина, секса...а вовсе не от того, что он стал злым. Мы все становимся злыми, когда у нас ломка.

И в этот период у Чарли снова есть Алиса. Они приходит его кормить и наводить порядок, терпит его истерики. Она его любит. Любила тогда, и любит сейчас. И ей не потребовалось подниматься на "самую вершину красоты и ясности", чтобы любить. Любовь не связана с интеллектом, она доступна и слабоумному. Но повторю: с интеллектом связаны проявления любви: "от преклонения - к любви, к признательности, и, наконец, к простой благодарности".

Он вернулся в пекарню, и парни снова приняли его. И даже принялись защищать от других плохих парней. Так они видели себя героями. Но мотив их поступка - не нравственность, а жалость и тщеславие.

Нравственной была Алиса.

Но Чарли не принял жалости ни от кого и свалил в дом для слабоумных.

"Очень легко иметь друзей, если разрешаешь смеяться над собой".

На этом заканчивается книга. И поразмыслив еще пару дней, вот что я понял: интеллект и нравственность не связаны напрямую и имеют разные корни в нашем мозгу (как я понял из документального фильма, вообще всё в нашей жизни имеет корни в мозгу: и наши способности, таланты, физическая сила, решимость, математические навыки, музыкальный слух и т.д. - всё от мозга).

С самого первого класса школы и следующие 15 лет в нас прокачивают интеллект: знать, запоминать, считать, учить... Нравственность ближе к чувствам и эмоциональности. К правому полушарию. Творчеству, художественное и музыкальное образование. Рискну предположить, что и спорт тоже.

Так вот, в 22 года у нас развит интеллект. И он имеет представления о "хорошо" и "плохо", полученные из морали, из СМИ, фильмов и книжек, из опыта поведения в обществе (напомню, что мораль и нравственность - разные понятия. Мораль - это характеристика общества, т.е. представления общества о "хорошо" и "плохо". Например, европейская мораль нормально относится к девушкам в коротких шортах, мораль Арабских Эмиратов - не допускает этого. Нравственность - это ваши личные представления о "хорошо" и "плохо", т.е. как лично вы относитесь к девушкам в коротких шортах, будь то в Европе или в Дубаи). Интеллект выучил эту мораль, как параграф в учебнике. И каждый раз сталкиваясь с "нравственным" выбором, человек решает тест: его интеллект ищет совпадения возможных вариантов поведения с нормами морали (отчасти в этом заключаются воспитание и вежливость).

Чем более развит интеллект, тем более хитроумный план он сможет составить, предусмотрев все возможные варианты, чтобы со всех сторон мораль не могла его упрекнуть. Изворотливый ум.

То есть интеллект ищет ходы в лабиринте.

Истинная нравственность действует чутьем, а не умозаключением. Эти люди просто знают, что хорошо, а что плохо (а чаще всего для них всё - хорошо), и не могут логически объяснить, почему.

Необразованные люди зачастую оказываются добрее (например, деревенские жители). В отсутствие интеллекта их мозг неосознанно ищет опору, "путеводную звезду", и развивают в себе это чутье - нравственность.

Высока степень развития этого "чутья" есть мудрость. Это способность смотреть на лабиринт сверху.

Подводя итог. Цивилизация и образования прокачивают в нас интеллект. Нравственность остается в зачаточном состоянии. Это как в спорте: большая и сильная мышца всегда стремится взять на себя нагрузку, а маленькая и слабая так и остается без дела. Мы теряем культуру.

Но осознав всю эту ситуацию, каждый из нас, в принципе, может создать себе условия для развития нравственности. Многие восточные практики медитации учат "отключать разум". Так можно открыть путь творчеству. Я убежден, что со временем человечество обратит внимание на правое полушарие, и для его развития будет уделяться так же много внимания, как и для левого. Наверняка, этому найдут много способов практического применения. Фантасты настойчиво пророчат людям способность к телепатии, и это, пожалуй, лишь самая малость.

Есть фантастика, которая берёт не тем, что описывает чудеса науки, отвечая на вопрос: а что было бы, если бы яйцеголовые придумали вот такую штуку? Она ставит совсем другой вопрос, не менее существенный: а что было бы со мной, если бы яйцеголовые придумали…

«Цветы для Элджернона» появились в далеком 1959 как относительно небольшой рассказ и стал лауреатом премии «Хьюго» в 1960 году, а затем, переработанный в полноценный роман, выиграл и премию «Небьюла» в 1966 году. Для сравнения: в том же году эту же премию в номинации «Лучший роман» получил Роберт Хайнлайн за боевик «Звездный десант», и вот спустя полвека можно констатировать, что Киз со своими рассказом и романом останется навека, а вот Хайнлайн, при всем уважении к магистру, запомнится отнюдь не этой космооперой. Это я к тому, что при анализе литературного произведения многое объясняется временем создания. Конец 50-х знаменовался как подъемом науки (физики vs лирики, помните?) с верой в ее безграничные возможности и непререкаемый авторитет, так и перетряской основ политической системы мира, военными противостояниями, ядерной угрозой… Поэтому вдвойне удивительно, но и симптоматично, что Киз получил признание именно за роман, в чём-то камерный и глубоко личный — ведь написан он от лица Чарли Гордона, идиота, который становится подопытной крысой, или, если следовать замыслу автора, мышью, и на короткое время пребывает гением.

Я помню мои впечатления от первого прочтения – в горле комок от бессилия, вещь берет именно своей откровенной простотой и бесхитростностью, однако написана мастерски, ведь через дневниковые записи передается прогресс, а затем и регресс Чарли. Сама история проста: имеется пара ученых, которые исследуют возможность развить интеллект (в моем старом, еще советских времен, переводе его именуют ИК, а в сноске расшифровывают «индекс интеллекта», а в нынешнем, конечно, IQ, без перевода – еще одна примета минувших 50 лет!). Собственно от научной фантастики тут – само предположение, что хирургическим путем можно улучшить свойства мозга и «разогнать» его до КПД 100%. И вот вчерашний идиот и посмешище «Компании по производству пластмассовых коробок Доннегана», пишущий, как первоклассник, без знаков препинания и с чудовищными орфографическими ошибками, проигрывающий на симуляторе лабораторной мыши Элджернону и по-детски страдающий от этого, стремительно прогрессирует, нечувствительно превосходит курсы наук и сначала с удивлением, а затем и отстраненно описывает, какие барьеры были перед ним до трансформации и какие воздвиглись после. Киз очень точно указывает момент перехода через слова учительницы Гордона, начавшей называть Гордона Чарльзом вместо привычного с детства Чарли. Вместе со стремительным наращиванием интеллекта происходит отчуждение героя от привычного мира: осознание того, что друзья с завода никакие не друзья и на самом деле жестоко издевались над ним и даже ввели в обращение термин «не делай из себя Чарли Гордона»; владелец завода вынужден уволить Чарли, показывая ему петицию от лица всех работников, и Гордон видит подписи своих якобы друзей в числе прочих; милая учительница мисс Кинниен признает, что совсем не понимает ставшего гениальным бывшего ученика и как следствие – обрывается наметившаяся было влюбенность; демиурги Чарльза Гордона – доктор Штраусс и доктор Немюр – испытывают на себе мощь его интеллекта и начинают чувствовать себя не в своей тарелке, тем более что Чарли дает каждому уничтожающую характеристику, отмечая слабости, не позволяющие им стать великими учеными.

Отрезанный от прошлого мира, Чарли делает единственно верный выбор – использовать свой мозг именно для решения проблем, над которыми бьются Штраусс и Немюр, поскольку очевидно, что эксперимент удался наполовину, невольный собрат Чарли по нему – мышь Элджернон – стремительно деградирует, и становится ясно, что Чарли уготована та же участь…

Эффект от прочтения огромный: здесь и борьба за жизнь, и мотив осознания своей ограниченности и полное отсутствие рисовки от свалившихся умений, причем Киз умудряется обойти традиционный для американской фантастики сюжет простого человека, вмиг ставшего супергероем. Здесь есть и трогательная привязанность Чарли к Элджернону, на могилу которого бывший гений приносит цветы; здесь и нехитрая аналогия о том, что человек – всего лишь подопытная лабораторная мышь. Однако для меня более всего показательна позиция Чарли как символа всего человечества, стремящегося к знаниям: будучи идиотом, он осознает свою ущербность и стремится к знаниям, из-за чего и попадает в класс мисс Кинниен; предугадав страшную участь снова стать тем, чем был, он борется до конца. Недаром в тексте упомянут роман Дефо о другом несмирившемся – Робинзоне Крузо, с которым, очевидно, можно сравнить и Чарли Гордона, который сам скорее предпочел бы, чтобы его сравнили с несчастным Элджерноном…

Роман «Цветы для Элджернона», краткое содержание которого будет рассмотрено, более сорока лет во всем мире считался фантастическим произведением.

В один ряд с ним можно поставить историю Джона Нэша из «Прекрасного разума» или киноисторию «Умницы Хантинга». Все эти истории требуют серьезного анализа и не подходят для веселого семейного просмотра.

Мы начинаем историю о людях с фантастически натренированным разумом. Понаблюдаем же, как прекрасна наука.

Книга Дэниела Киза «Цветы для Элджернона»

На английском название звучит так: «Flowers for Algernon». Центральная тема книги «цветов» – отношение людей к психологически неполноценным субъектам социума, их лечение и адаптация.

Как события прошлого могут влиять на отдельно взятого человека до конца жизни? Пример из истории, которую преподносят как научно-фантастическое произведение.

Рассказ был написан в пятьдесят восьмом году во время путешествия по Америке, а опубликован в 60-м в журнале Fantasy & Science Fiction. После очередной публикации в 66-м году роман сделал своего автора лауреатом престижной премии «За лучший роман».

Объем книги Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» чуть больше 300 страниц. Прочесть можно за неделю или за один день, если сильно увлечься.

Главные герои

Основные действующие лица:

  1. Чарли Гордон — взрослый человек, страдающий фенилкетонурией. Живет и работает в Нью-Йорке. Главный герой (рассказчик истории), который добровольно проходит операцию по повышению умственных способностей.
  2. Алиса Кинниан — женщина-преподаватель из центра Бикмана, где учится Чарли. Она рекомендует своего студента в качестве добровольца.
  3. Фэй Лиллман — необычная соседка. Художница по профессии. Состоит в романтических отношениях с Чарли, пока коэффициент интеллекта героя на уровне гения.
  4. Роуз Гордон — мать Чарли. Появляется впервые как воспоминание (флэшбэк) о тревожном детстве. К финалу произведения становится одержимой женщиной пожилого возраста.
  5. Норма Гордон — младшая сестра. «Зеркальное» отражение матери по отношению к своему брату. Эгоистичная и избалованная девушка.
  6. Г. Немур и Д. Стросс — психиатр и нейрохирург старшей группы экспериментаторов, которых Чарли первоначально уважает, а после подозревает в корысти.

Второстепенные персонажи

Присутствуют также:

  1. Берт Селден — лаборант и младший член исследовательской группы. Чарли какое-то время считает его своим другом. Как выясняется позже, преданности в их дружбе не было.
  2. Мистер Доннер — владелец пекарни. Становится опекуном главного героя. Чарли относится к нему как к отцу. Единственный в романе, кто заботился о психологически неполноценном парне.
  3. Хромой — пекарь с повреждением ноги. Симпатизирует Чарли и становится не просто защитником, но и другом. После дружба разбивается об измену.
  4. Фанни Бердин — работница, которая первой чувствует, что изменения могут быть опасны для Чарли. Вскоре ее опасения подтвердятся.
  5. Миссис Муни — на стадии регрессии и полной изоляции Чарли от друзей играет роль домохозяйки.
  6. Рэй Уинслоу & Тельма — психолог и домоправительница в государственном учреждении Уоррена. Главное утешение для Чарли – это встреча с ними.

Краткий пересказ «Flowers for Algernon»

Чарли Гордон – 32-х летний мужчина, обладающий уровнем интеллекта в 68 (IQ), страдает фенилкетонурией (наследственное заболевание). Он проводит большую часть времени на работе в пекарне.

Стремление углубить свои знания и познать окружающий мир заставляют его посещать уроки чтения и письма в учебном центре Beekman. Там происходит знакомство с учителем А. Кинниан.

По цитате из самого романа ясно, что образование тяготит героя:

«Теперь я понимаю, что одна из важных причин для поступления в колледж и получения образования заключается в том, чтобы понять, что вещи, в которые вы верили всю свою жизнь, не являются правдой, и что ничто не является тем, чем кажется».

Два талантливых исследователя учебного центра – Немур и Штраус– провели операцию на мыши, по кличке Algernon (Элджернон или Альджернон). В результате чего умственные способности животного улучшились.

В поисках добровольца для новой операции они обращаются к Алисе. Основываясь на ее рекомендациях и текущих достижениях ученика, Чарли избирается для этой процедуры.

После успешной операции интеллектуальный коэффициент Чарли приблизился к 185. Правда, скачок интеллекта спровоцировал внутренний конфликт: понимание мира и дальнейшее изучение окружающего мира ухудшили отношения героя с людьми.

В сотрудниках пекарни, где работает Чарли, зарождается страх. Привыкшие развлекаться за счет умственно-отсталого, коллеги уговаривают босса его уволить.

Чарли начинает противостоять своим научным наставникам. Он подозревает, что снисходительное отношение доктора Немура – это забота о лабораторном объекте, а не о человеке, каким он был до операции.

Еще одна цитата иллюстрирует, что же принесло ему повышение коэффициента интеллекта:

«Интеллект — один из величайших человеческих даров. Но слишком часто поиск знаний вытесняет поиск любви… Интеллект без способности дарить и получать привязанность приводит к психическому и моральному расстройству, к неврозу и, возможно, даже психозу».

Элджернон живет в квартире главного персонажа, становится объектом наблюдения и поводом для отчетов. Отведенное ему время Чарли использует для поиска недочетов в теории обоих ученых. Улучшение разума может оказаться недолгим, и вскоре пациент вернется в исходное психологическое состояние.

Такой вывод подтверждается нестандартным поведением мыши, потерей интеллектуального развития и смертью.

Когда способности героя начинают деградировать, то ему ничего не остается, как попытаться восстановить отношения с родителями. Он вспоминает как мальчиком лишился отца и матери из-за своего недуга. Мать Чарли долгое время живет в Бруклинском старом доме, где у нее развивается деменция, и она признает сына, ненадолго.

Все что ему остается – это только наладить контакт с младшей сестрой, которая невзлюбила его из-за психологического отклонения. На данный момент ее отношение к брату меняется, и она приглашает его остаться с семьей. Чарли отказывается, откупившись от нее.

Жизнь гения закончилась, и герой романа возвращается в свою прежнюю жизнь, оставив только воспоминания. Жалость друзей и коллег становится невыносимой и приводит его в спонсируемую государством школу имени Уоррена.

В последнем отчете Чарли просит принести на могилу мыши Элджернона цветы.

Анализ произведения «Цветы для Элджернона»

В основу анализа книги легли отзывы людей из Соединенных штатов и России.

Текст первоначального рассказа, а после принявшего форму романа, чрезвычайно сложен для прочтения.

Киз, будучи филологом, описывает изменения, связанные с психикой Чарли в форме отчетов, которые изобилуют ошибками. Впоследствии интеллект главного героя отражается на качестве текста.

«Flowers for Algernon» — это книга, которая говорит: «хочу, чтобы вы задавались вопросом обо всем, что знаете». Важным моментом является факт поиска.

Герой ищет неопровергаемое кристально-честное послание о человечности, измеряемое не интеллектуальным коэффициентом, а добротой.

Обладая IQ в 185 балов, Чарли чувствует одиночество сильнее, чем когда его количество балов за этот тест составляло всего 68. Он отстраняется от друзей и впадает в депрессию. Однако изоляция помогает ему осознать себя как человека, а не как лабораторное животное. Он все тот же, независимо от того, умный или глупый.

Желание наладить внутренний мир, стать кем-то иным во многом лучше прежнего – это можно назвать «эффект Ч. Гордона».

Что плохого в романе Киза? Перебирать недостатки нужно с определения жанра. «Цветок» Даниэля – это первая и единственная книга, которую не стоит рекомендовать к школьному обязательному списку прочтения. На несколько лет это произведение было изъято из американской программы и магазинов.

Ненаучная фантастика, как определяют жанр в интернете, в которой на протяжении всей книги нет ни одной серьезной теории, ни одного интересного с точки зрения науки эксперимента.

Библиотечная ассоциация Америки включила «Цветы» в список самых спорных книг с 90 по 99 год. Главным фактором для изъятия книги из школьных библиотек стал фрагмент романа, где Чарли пытается выразить свои сексуальные фантазии и желания.

Экранизация романа Д. Киза

Всевозможных адаптаций этого романа было чуть меньше двадцати. Популярность пришлась на 60-е:

  1. Фильм 1968 года «Шарли». Ведущим актером был К. Робертсон, который получил «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль».
  2. Спектакль 1969 г., поставленный Дэвидом Роджерсом.

Самый интересный фильм по роману «Flowers for Algernon» (2000) с рейтингом 6.8 по версии imdb был снят Д. Блекнером (известный по фильму «Блюз Хилл стрит»).

Вот как звучит аннотация:

«Чарли Гордон - умственно-отсталый, и все, чего он хочет в жизни – быть гением. Когда его выбирают для экспериментальной операции, то ему кажется, что мечта наконец-то сбудется».

Заключение

Когда покупаешь в книжном магазине очередную книгу, то первым делом читаешь описание. Упоминание слабоумного героя может оттолкнуть читателя. Лучше посмотреть киноверсию.

Не стоит искать раритетные ленты 60-х. Обратите внимание на последние адаптации. Например, сериал «Цветы Альджернона», снятый в Японии в 2015 году.

Произведение «Цветы для Элджернона» можно отнести к научно-фантастической драме. Однако элемент фантастики там невелик и второстепенен, а драматическая составляющая стоит на первом плане.

Подача содержания в романе идет от лица 32-летнего мужчины по имени Чарли Гордон, являющегося умственно отсталым. Ему выпал уникальный шанс: пройти операцию на мозге, которая позволит ему поднять интеллект до нормального уровня, до него эту операцию прошла мышь по имени Элджернон, интеллектуальные способности которой возросли в разы. Чарли ведет дневник, в котором записывает свои впечатления, и самые первые записи начинаются еще с предоперационного состояния, они отличаются полнейшей безграмотностью и непониманием сути происходящего вокруг. Чарли очень хочет стать умным, научиться нормально общаться с людьми. Операция проходит успешно, и интеллект главного героя начинает расти невероятными темпами. Грамматика становится идеальной, а мысли становятся глубже от записи к записи. За несколько месяцев Гордон становится гениальным ученым, интеллект которого возвышается над теми людьми, на которых он хотел быть похожим до операции. Однако, в механизме изменения мозговой деятельности, была заложена ошибка, которая делала обратную регрессию умственных способностей необратимой. Чарли осознает это, но ничего не может поделать, теряя свою гениальность с каждым днем и впадая в амнезию. Со временем слог его отчетов становится более беден, он снова забывает пунктуацию, грамматику, и становится тем же человеком, что был до операции.

Роман довольно прост в усвоении, и, на первый взгляд, ничего, кроме этой грустной истории, в нем увидеть нельзя. Но так ли это? На самом деле, здесь можно выудить множество философских идей, которые сразу бросаются в наметанный в глубоком анализе литературы глаз. Философский посыл произведения можно разделить на несколько уровней.

Сначала необходимо выделить некоторые иррационалистические нотки. По мере роста разумности Чарли начинает все сильнее отчуждаться от людей. Ему постоянно говорят, что во времена своего умственного отставания он был добродушным, улыбчивым, имел множество друзей. Но он прекрасно понимает, какова была цена этой “дружбы”. Если человек вечно улыбающийся дегенерат, то, конечно, он постоянно будет находиться в компании других людей. Но какова цена такой социальности? Она состоит в том, что Чарли притягивал к себе людей лишь потому, что был вечным мальчиком для битья и клоуном, являлся легкой целью для постоянных издевок окружающих. По сути, эта “социальность” является все тем же отчуждением, только не осознаваемым умственно отсталым человеком. Став разумным, Чарли его осознал и отчуждение всего-навсего стало более непосредственным. Человек снимает отчуждение в совместной умственной и практической деятельности, но особенность современного общества такова, что ни односторонний глупец, ни гениальный ученый не могут заниматься оной просто потому, что не соответствуют усредненному уровню одностороннего развития остальных людей.

Глупость - искренна и понятна. Гениальность - сложна, недоступна, а потому страшна. Глупость притягивает. Гениальность отталкивает. Первое направлена на счастливое неведение любящего идиота. Второе - в бесконечность познания в ужасе одиночества. Сделай выбор!

Другой иррационалистический посыл является более верным. В романе постоянно подмечается отставание чувственного содержания Чарли от разумного. Интеллект можно повысить, заперевшись в библиотеке за книгами. Но чувственная сторона человека может развиваться только в постоянной практике общения с людьми. Операция резко форсировала рост интеллектуальных способностей, но навыки межличностных отношений так и остались на уровня развития ребенка, причем форсировать их рост никакая операция не могла. Чарли постоянно страдает от этого, и особо это видно в его опыте общения с женщинами, в том, как он не может поначалу строить с ними нормальные отношения. “Чистый” разум сам по себе мало на что способен без развития остальных сторон человека. Интеллектуальная односторонность не столь пагубна, как односторонность чувственная, когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений, но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению человека.

Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие. В бытность слабоумным я имел много друзей. Теперь их у меня нет. О, я знаю множество народу, но это просто знакомые, и среди них нет почти ни одного человека, который что-нибудь значил бы для меня или кому интересен я.

Но, так или иначе, за всеми вышеперечисленными иррационалистическими мотивами через весь роман магистральной линией проходят рационалистические идеи. Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе. Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку. Своей научной деятельностью он делал для человечества куда большую услугу, чем тем, что веселил толпы зевак.

Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью.

Хоть Чарли и считал себя неразумного такой же полноценной личностью, но это было не так. Да, у него и тогда были свои переживания, чувства, осознание каких-то вещей. Но в человеке определяющей стороной является его разум, и только при полноценной интеллектуальной деятельности, при наличии достаточной рефлексии и социализации человек становится полноценной личностью. Да и сама социализация по-настоящему у Чарли началась только после обретения разумности. Интеллект как бы начал подтягивать за собой остальные стороны личности Чарли, и хоть им необходимо было самостоятельное развитие, толчок к этому развитию дал именно разум, что отчетливо показывает его определяющую роль в человеке. Эмоциональность тоже жестко привязана к развитию интеллекта, в случае с Чарли разум как бы наполнял незаполненный сосуд чувственных переживаний. Чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание.

Также стоит обратить внимание на высмеивание религиозности. Если Чарли-идиот не знал ни науки, ни искусства, но был уверен в существовании Бога, то Чарли-гений, наоборот, считал религиозные проблемы слишком ничтожными и не имеющими смысла, а все его внимание было сосредоточено на научных проблемах. Интересна сцена в пекарне, где женщина убеждала Гордона в том, что перестав быть умственно отсталым, он нарушил свое божественное предназначение, которое записано в его судьбе. Религиозность всегда надевает на человека кандалы, не дающие ему возвыситься над его текущим уровнем развития, метафизически отрицает необходимость самосовершенствования.

В заключение можно сказать, что этот роман, показывающий взлет и падение человеческого духа, заставляет задуматься о том, насколько велика роль разума в человеке, насколько уровень его интеллектуального развития преображает человека и кардинально меняет отношения с людьми. Рационалистическая направленность данного произведения становится понятной при его философском анализе, но при этом автор хорошо показывает ограниченность “чистого” рационализма и дает понять, что остальные стороны человека относительно самостоятельны и не сводятся лишь к одной разумной деятельности.

Максимилиан Сергеев

«Цветы для Элджернона» - роман Дэниела Киза, написанный им в 1966 году по мотивам одноименного рассказа. Книга никого не оставляет равнодушным, и подтверждение тому - премия в области литературы за лучший роман 66-го года. Произведение относится к жанру Однако при прочтении его научно-фантастическую составляющую не замечаешь. Она незаметно стирается, блекнет и уходит на второй план. Захватывает главных героев. Говорят, что человек использует потенциал своего головного мозга на 5-10%. Что скрывается за остальными 90-95%? Неизвестно. Но есть надежда, что наука рано или поздно придет к ответу. А что же душа? Это еще большая загадка, без перспективы отыскать её решение…

Книга «Цветы для Элджернона»

Первая страница, вторая, третья… «Неряшливый» текст со множеством Нет точек и запятых. Скудный язык, больше напоминающий невнятный сбивчивый рассказ пятилетнего ребенка, который пытается поведать нам нечто важное, но у него не выходит. Недоумение и вопросы, ведь Чарли Гордону, главному герою романа, от имени которого ведется повествование, уже 32 года. Но вскоре мы понимаем - Чарли болен с рождения. У него фенилкетонурия, при которой практически неизбежна.

Главный герой романа «Цветы для Элджернона» работает уборщиком в хлебопекарне. У него простая жизнь со своими радостями и огорчениями. Хотя о своих горестях он пишет мало. Но не потому, что их много или мало, а потому, что он их просто не замечает. Для него они просто не существуют: «Я сказал мне все равно если люди будут смияца надо мной. Много людей смиеца надо мной но они мои друзья и нам весело». Он рассказывает о своих «друзьях» на работе, о младшей сестре Норе и родителях, которых давно не видел, о дяде Германе, о друге мистере Доннере, который проникся состраданием к нему и принял на работу в хлебопекарню, и о мисс Кинниан, доброй учительнице в вечерней школе для слабоумных. Это его мир. Пусть небольшой и не всегда дружелюбный - ему все равно. Он многое видит и подмечает, но не дает оценку происходящему. Люди в его мире без достоинств и слабостей. Они не плохие и не хорошие. Они его друзья. И единственная мечта Чарли - стать умным, много читать и научиться хорошо писать, чтобы радовать мать и отца, чтобы понимать, о чем говорят его товарищи, и чтобы оправдать надежды мисс Кинниан, которая так много ему помогает.

Его огромная мотивация к учебе не остается незамеченной. Ученые одного исследовательского института предлагают ему уникальную операцию на головном мозге, которая поможет стать ему умным. Он с готовностью соглашается на этот опасный эксперимент. Ведь мышка по имени Элджернон, которая прошла через такую же операцию, стала очень умной. Она с легкостью проходит лабиринт. Чарли это не под силу.

Операция проходит успешно, но она не приносит мгновенного «исцеления». И порой кажется, что этого никогда не случится, и скорее всего парня в очередной раз обманули и посмеялись над ним. Но нет. Мы видим, как в его ежедневных «атчетах» появляются точки и запятые. Все меньше ошибок. Все больше сложноподчинённых предложений. Он уже не ограничивается описанием своих повседневных обязанностей. Серые будни наполнены более глубокими чувствами, более сложными переживаниями. Все чаще он вспоминает прошлое. Туман постепенно рассеивается, он вспоминает лица отца и матери, слышит голос маленькой сестры Норы, чувствует запах родного дома. Возникает ощущение, словно кто-то взял кисть, яркие краски, и решил раскрасить белые с черными контурами картинки прошлых лет. Окружающие тоже начинают замечать эти удивительные перемены….

Чарли берется за учебу. То, что еще вчера казалось непонятным и запутанным, сегодня - проще простого. Скорость обучения уборщика в хлебопекарне превосходит в десятки, а то и в сотни раз темп учебы обычных людей. Через пару недель он свободно владеет несколькими языками и читает научную литературу. Его мечта осуществилась - он умный. Но обрадовало ли это его друзей? Стал ли он сам по-настоящему счастливым?

На работе он самостоятельно научился выпекать хлеб и булочки, внес свои рацпредложения, которые могли бы увеличить доходы предприятия… Но главное - он заметил, что, те, кого он еще вчера любил и уважал, могут обмануть и предать. Произошло столкновение, и «друзья» подписали прошение об его увольнении. Они не готовы к общению с новым Чарли. С одной стороны - произошли загадочные изменения. А то, что непонятно и где-то даже противоестественно - пугает и настораживает. С другой стороны, ведь невозможно общаться на равных и принять в свои ряды того, кто еще вчера был на несколько ступенек ниже. Однако и Чарли теперь уже не может и не хочет быть рядом с теми, кого он еще вчера безмерно любил и уважал. Он научился читать и писать, но вместе с тем он научился осуждать и обижаться.

Алиса Кинниан, один из ярких женских образов романа «Цветы для Элджернона», искренне радуется его успехам. Они становятся ближе. Дружба перерастает во взаимную симпатию, а затем и в любовь… Но с каждым днем уровень его интеллекта растет. Иногда бывшей учительнице и наставнице Чарли не хватает знаний и способностей, чтобы понять его. Все чаще она молчит, обвиняя саму себя в своей несостоятельности и ущербности. Чарли тоже отмалчивается. Его раздражают её и непонимание «элементарного». Между ними появляется небольшая трещина, разлом, который увеличивается параллельно росту его IQ. Вдобавок возникает еще одна проблема: как только он хочет её поцеловать, обнять и приблизиться к ней как мужчина, его охватывает непонятное оцепенение, страх, необъяснимая паника, и он проваливается в темноту, где слышит голос того слабоумного Чарли. Что это - он не понимает и разбираться не хочет. Того Чарли больше не существует, а, может, его никогда и не было. Круг сужается. Мир смеялся над ним, когда он был слабоумным. Изменились обстоятельства, изменился он сам, однако мир продолжает его не принимать. На смену цинизму, потехе и глумлению пришли страх и отчуждение. Синий штамп со словами «не такой, как все» раньше вызывал у окружающих желание возвыситься, восполнить свои пробелы за счет него. Дальнейшие события не стерли закрепленный за ним образ изгоя общества, они лишь окрасили его в другие цвета. Новый Чарли - это не человек, а «лабораторное животное». Никто не знает, как он поведет себя завтра, чего от него ждать и чем все это закончится.

Из исследовательского института приходят плохие известия - странное поведение лабораторной мыши. У Элджернона наблюдается стремительное угасание интеллекта. Видимая первоначальная удача эксперимента заканчивается провалом. Что делать? Чарли Гордон забирает Элджернона, а затем вместе с ним убегает прочь от обеспокоенных ученых и психологов, от Алисы и от самого себя. Он прячется на съемной квартире и решает самостоятельно разобраться в причинах неминуемого краха. Вскоре умирает Элджернон. При вскрытии видно, что его мозг значительно уменьшился, а извилины сглажены. Времени остается совсем немного…

Для чего нам дана жизнь? Трудный вопрос… С самого рождения мы познаем окружающий нас мир и самих себя в этой бесконечности. Какую роль в этом играет душа? Какое место отводится разуму? Почему у одних широкая душа, но «скудный» разум? У других - наоборот? Человек всегда стремился раскрыть «сию тайну», познать, что скрыто там, за пределами «нашего понимания», и всякий раз, приблизившись к разгадке вплотную, оказывался у ее истока. Это неудивительно - не мы творцы, не мы создатели всего сущего. Научный прогресс позволил нам подняться на энный этаж небоскреба, и мы смотрим на мир из очередного окна, наивно полагая, что вот теперь перед нами раскинулся весь мир, но забывая, что в доме еще есть недостижимая «крыша». Символично в этом смысле звучит фраза медсестры в самом начале романа «Цветы для Элджернона»: «…она сказала можетони не имели права делать тебя умным потомушто если бы господь хотел штобы я был умным он бы сделал так штобы я радился умным… И может проф Немур и док Штраус играют с вещями которые лутше аставить в пакое»

Работа по завершению эксперимента шла полным ходом. Чарли торопился, потому что для него было важным найти ошибки и помочь будущим поколениям, и главное - доказать, что жизнь его и Элджернона была не просто провальным экспериментом, а первым шагом к достижению главной цели - реальной помощи людям, родившимся с такой болезнью. Он нашел ошибку, и в своей научной статье оставил напутствие - в ближайшее время не ставить подобные эксперименты на людях. Но поиск научного обоснования того, что произошло, заставил его задать иные вопросы: "Так что же такое разум на самом деле?" Он пришел к выводу, что чистый разум, который так боготворит человечество и ради которого отвергает всех тех, кто им не обладает - есть ничто. Мы ставим на кон всё ради иллюзии и пустоты. Высокоинтеллектуальный человек без способности любить, со «слаборазвитой» душой обречен на деградацию. Мало того, «мозг сам для себя» не способен принести какую-либо пользу и прогресс человечеству. И наоборот, человек с «развитой» душой и без разума есть «концентрация» любви, возможности которой безграничны, которая несет истинный «прогресс» роду человеческому - развитие духа. И прежде чем помогать людям с ограниченными умственными способностями справиться с их проблемой, нужно разобраться со своими собственными. И тогда, наверное, само понятие «проблема умственной отсталости» утратит свою актуальность…

Чарли не дал сжечь труп Элджернона. Он похоронил его за домом, а сам уехал из города и поселился в больнице для слабоумных людей. Заканчивается книга «Цветы для Элджернона» примечательной фразой - он просит по возможности навещать могилку Элджернона на заднем дворе и приносить ему цветы…