Девушка с копьём автор скульптуры. Девушка с веслом: Возвращение

К:Скульптуры 1936 года

«Де́вушка с весло́м» - общее название скульптур , выполненных в разное время скульпторами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко , ставшее нарицательным для обозначения подобных им гипсовых статуй («гипсового соцреализма »), которые в советское время украшали парки культуры и отдыха .

История

Работы И. Д. Шадра

Работы Р. Р. Иодко


Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР . На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году . Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадровской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

  • О девушке с веслом есть песни: Валерия Сюткина , групп «Аквариум » (альбом «Лошадь белая »), «Красная Плесень » (альбом «Профессор Бибизинский ») и «Ундервуд » (альбом «Красная кнопка »).
  • В песне Владимира Высоцкого «На таможне» есть такие строки: «Доктор зуб высверлил. Хоть слезу мистер лил, но таможенник вынул из дупла, чуть поддев лопатою, мраморную статую - целенькую, только без весла».
  • В песне группы ДДТ «Новые Блокадники» есть такие слова: «Мы лепили любовь - вышла баба с веслом».
  • у композитора и баяниста ансамбля "Березка " В. Темнова есть, помимо прочих, куплет ("Париж"):
На площади Согласия Музеи все облазил я, Скульптурами Родена Любовался; "Весна", "Мыслитель", "Поцелуй" - Слепил он множество статуй, А Девушку с веслом - Не догадался!..

Напишите отзыв о статье "Девушка с веслом"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Вергасов Ф.
  • // Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. - СПб., 1999, с. 20-29.
  • / Автор-составитель Вадим Серов (статья Девушка с веслом )

Отрывок, характеризующий Девушка с веслом

«Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.
Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться.
Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.
Князю Андрею вдруг стало от чего то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой то своей отдельной, – верно глупой – но веселой и счастливой жизнию. «Чему она так рада? о чем она думает! Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.
Граф Илья Андреич в 1809 м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.
В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, всё спрашивал себя: «о чем она думает? Чему она так рада!».
Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.
Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо освещенных с другой стороны. Под деревами была какая то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.
Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.
– Только еще один раз, – сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.
– Да когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос.
– Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…
Два женские голоса запели какую то музыкальную фразу, составлявшую конец чего то.
– Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.
– Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
– Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что то отвечала.
– Нет, ты посмотри, что за луна!… Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже – натужиться надо. Вот так!
– Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони: «Ведь второй час».
– Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.
Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
– Ах… Боже мой! Боже мой! что ж это такое! – вдруг вскрикнула она. – Спать так спать! – и захлопнула окно.
«И дела нет до моего существования!» подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему то ожидая и боясь, что она скажет что нибудь про него. – «И опять она! И как нарочно!» думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

Очень интересный пост-расследование про одну из самых знаменитых скульптур советского времени. Оказывается, их было две! Правда, я так и не понял, в чём между ними была разница.

Оригинал взят у kapuchin в Девушки с веслами Ивана Шадра

Довольно много неясностей, расхождений в том, что пишут об этих скульптурах. Точно, что скульптур было две. Первую установили в парке Горького в центре фонтана на главной магистрали парка, согласно Википедии, в 1935 году, но быстро убрали в том же году. Как о модели для первого варианта в публикациях в интернете упоминается часто (но без каких-либо ссылок на источники информации) Вера Волошина, 1919 года рождения. Но если, как пишут в Википедии, Шадр начал работу в 1934 году, то эта девушка в то время жила в Кемерово и училась в школе. Автор книги "Вера Волошина" (её текст есть в интернете) Г.Н. Фролов приводит её автобиографию, написанную ею для поступления на подготовительные курсы Московского института кооперативной торговли, вот фрагмент из неё: "Родилась в 1919 году в г. Кемерово. В 1927 году поступила в школу. В 1935 году вступила в ВЛКСМ. В 1937 году закончила десятилетку и поехала учиться в Московский центральный ордена Ленина институт физической культуры. Сейчас по состоянию здоровья заниматься в нем не могу и подаю заявление на подготовительные курсы вашего института". В общем, кто ему позировал для первого варинта - не известно, но точно, что не Вера Волошина.

Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - улыбающаяся обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе. В журнале "Строительство Москвы" (№10 за 1937 год) о скульптуре писали: "Что касается центральной скульптуры "Девушка с веслом, то её нельзя назвать физкультурницей, свободно и легко держащей весло, она своей нарочито жеманной позой скорее напоминает "будуарную статуэтку" в увеличенном масштабе". Стольже же критичен отзыв в сборнике "Проблемы садово-парковой архитектуры", изданном в 1936 году: "Так, например, фигура "Девушки с веслом" (скульптор Шадр), украшающая один из фонтанов парка, не создает цельного образа советской физкультурницы, не свободна от некоторых элементов эротики и страдает излишней стилизованностью." (Цит. из книги К. Кухер "Парк Горького в сталинскую эпоху 1928-1941", М., Росспэн, 2007). Так что скульптуру отправили в парк культуры и отдыха тоже имени Горького в Луганск, сколько она там простояла и почему убрали неизвестно.


Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой), был установлен в 1936 или 1937 году. Если высота первой скульптуры была около 12 метров, то второй - то ли 8 метров, то ли 4,6 метра. Судя по фото, второй вариант был более классического вида. Наиболее часто встречается, что скульптура была разрушена во время немецкой бомбардировки, но есть мнение, что она была тихо убрана во время одной из реконструкций парка значительно позже. Второй вариант мне кажется более правдоподобным, парк и скульптура не слишком разумные цели для бомбардировки, разве что совсем уж случайное попадание. А вот то, что официальное отношение к показу обнаженного тела в послевоенные годы стало негативным, действительно имело место быть.

К растиражированным в советское время девушкам и женщинам с веслами эти работы никакого отношения не имеют, это работы других скульпторов, в основном, Ромуальда Иодко, но не только его. Что касается работ Иодко, есть два варианта, один проходит как "женщина с веслом" (1935 год), тут весло в правой руке, а второй как "девушка с веслом" (1936 год), у неё весло в левой руке, модель одна и та же. Их можно посмотреть, пройдя по ссылке в конце этого поста.

Фото Х.Формана, 1939 год:

Фото Э.Евзерихина, 1936 год

Фото Наума Грановского, 1930-е:

Фото С. Васина, 1939 год

Фото Марка Маркова-Гринберга

Первый вариант в парке Луганска (тогда Ворошиловграда):

Фотографии, где она видна лишь издалека.

Фотография Х. Формана, 1939 год:

Появляется её силуэт и в кадрах фильма "Новая Москва" 1938 года, в парке по сюжету - молодежный маскарад.

Совсем короткий фрагмент киносъемки из парка Горького, увиденный мной сначала в фильме "Великий Октябрь. Голая правда" 2007 года. Позже разобрался, что это вырезано из фильма "Сталинское племя" 1938 года о параде физкультурников 1937 года, тут из начальной части фильма, где физкультурники собираются на парад, постановочная съемка. Девушка с веслом тут мелькает, к сожалению, её голова и плечи полностью закрыты логотипом телекомпании. В интернете есть фильм 1938 года целиком, однако, качество очень плохое.

У вдовы Шадра сохранились гипсовые модель в полный рост этюда первого варианта и голова второго, в 1956 году они попали в Третьяковку, где были сделаны их бронзовые отливы. И, как я понимаю, отлив головы в запасниках затерялся или о нем просто забыли, а сейчас (в 2011 году) нашли. Телекадры новостей телеканала Культура от 25 апреля: отлитая из бронзы, по сохранившейся гипсовой модели, голова, как утверждают, второго варианта скульптуры.

Студентка Московского Института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра перевели в бронзу.

Вера Волошина родилась в 1919 в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы. С первых классов школы занималась спортом: гимнастикой и лёгкой атлетикой. В старших классах выиграла чемпионат города по прыжкам в высоту. Её одноклассником и близким другом был Юрий Двужильный. Переехав в Москву по окончании десяти классов, поступила в Московский институт физической культуры и спорта. Параллельно с институтом она записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолётом И-153 «Чайка» и занялась прыжками с парашютом. Кроме этого, она всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией.

Сразу после начала Великой отечественной войны она была мобилизована на рытье окопов и противотанковых рвов на подступах к Москве. В октябре добровольно вступила в ряды Красной Армии и была зачислена в войсковую часть № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.

В ноябре 1941 года в войсковую часть № 9903 поступило пополнение. Среди прибывших была вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская. Зоя поначалу держалась в коллективе несколько обособлено, но Вера вскоре смогла найти к ней подход, и девушки подружились. На свое последнее задание они уходили вместе.

21 ноября 1941 в тыл немецких войск уходили две группы разведчиков. Первой руководил Борис Крайнов. Командиром второй был назначен Павел Проворов, комсоргом - Волошина. Зоя Космодемьянская входила в состав второй группы. После перехода фронта группы должны были разделиться и начать действовать самостоятельно. Однако случилось непредвиденное: объединенный отряд попал под огонь неприятеля и распался на две случайные по составу группы. Так разошлись пути Зои и Веры. Группа Космодемьянской отправилась в сторону деревни Петрищево Продолжила выполнение задания и Вера с товарищами. Но между деревнями Якшино и Головково группа диверсантов снова попала под обстрел. Вера была тяжело ранена, но её не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Утром двое из группы попытались найти Веру или её труп, но не смогли.

Долгое время Волошина числилась в списках без вести пропавших. Только в 1957 благодаря поисковому труду писателя и журналиста Г. Н. Фролова удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти её могилу.

Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково. Вот как описывала гибель разведчицы свидетельница казни:

Так сейчас выглядит ива, на которой в 1941 году немцы повесили Веру Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита - висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом, стала по-нашему.

Я, - говорит, - не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!

И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.

- "Интернационал"?

Да, эту самую песню. А немцы стоят и молча слушают. Офицер, который командовал казнью, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины. Офицер подбежал к шофёру и дал команду трогать с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык ещё людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шофёру по-своему. Видимо, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места. Девушка ещё успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: "Прощайте, товарищи!" Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит.

Только после отступления врага в середине декабря жители Головково сняли тело Веры с придорожной ивы и с почестями похоронили здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.

В тот же день, когда немцы казнили Веру, в десяти километрах от Головково, в центре деревни Петрищево была повешена Зоя Космодемьянская. Не пережил войну и любимый человек Веры — Герой Советского Союза Юрий Двужильный, погибший в бою в ходе Могилёвской операции.

Указом Президента РФ от 6 мая 1994 года № 894 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» бывшей разведчице штаба Западного фронта Волошиной Вере Даниловне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

А статуя Шадра «Девушка с веслом» была уничтожена при бомбежке Москвы осенью 1941 года. Они ушли в рай вместе....

Статуя «Девушка с веслом» символизирует «гипсовый» соцреализм в живописи и скульптуре. . Эта работа перенесла множество видоизменений и преображений. В советскую эпоху её воспевали поэты. Эта скульптура украшала множество парков Советского Союза.

Самую раннюю версию создал скульптор Иван Шадр в 1935 г. Высота самой первой его работы 12 м. Предполагалось, что она украсит парк Горького. Однако критики с огромным сомнением оценивали скульптуру. Именно по этой причине она очень недолго пробыла в парке столицы, её выслали в город Луганск. «Холодное отношение к форме и содержанию» послужило для этого основанием.

История модели скульптуры

История девушки, которая позировала скульптору. Звали её Вера Волошина. Она была очень благопристойной девушкой, училась в Московском Институте физкультуры, и являлась довольно узнаваемой спортсменкой. Вера стеснялась позировать в обнажённом виде, поэтому жена скульптора неизменно присутствовала в мастерской на каждом сеансе.

Около трёх месяцев понадобилось мастеру, чтобы слепить голову, примерно столько же потребовала работа над фигурой. Осталось на удивление мало фотографий скульптуры, поэтому исключительно по фотоснимку 1935 г., который сделал Александр Гринберг, мы можем получить хоть какое-то представление о ней. На фото И. Шадр за работой у себя в мастерской.

Достоверным фактом является то, что во время войны Вера добровольно отправилась на фронт и воевала в отряде партизан. Она была в отряде, где находилась и Зоя Космодемьянская. Осенью 1941 г. разведгруппа Веры Волошиной выполняла задание в немецком тылу. Однако когда они возвращались, её ранили, но забрать девушку не смогли. Веру казнили, но она до конца вела себя очень мужественно.

Вторая версия статуи

И. Шадр смог создать ещё одну вариацию скульптуры. Натурщицей для неё стала Зоя Бедринская, которая была гимнасткой. Мастер сделал ей другую причёску. И в этот раз высота статуи была 8 метров, более романтичной и тонкой стала фигура девушки. Непосредственнее стала и поза скульптуры. Эта версия была принята критикой с большей благосклонностью. Скульптура осталась в столице.

Ещё один мастер

Другой скульптор вдохновился мыслью создать идеальную скульптуру, чтобы украсить парк. Ромуальд Идоко смог сделать скульптуру гораздо «живее» и менее грандиозной. Он изобразил девушку в бюстгальтере для купания и спортивных трусах. Изменилась и стойка статуи. Девушка стоит, опираясь всего лишь на одну ногу, другую модель слегка согнула в колене и отвела в сторону. Так мастер смог сделать скульптуру гораздо «спортивнее».
И тот и другой мастер сделали попытку совместить в своих работах активную позицию по жизни, мягкость, здоровье и женственность. Благодаря настоящему таланту оба скульптора сумели создать такие разные, но связанные одной мыслью произведения искусства, которые украшали парки и скверы советского Союза. Совершенные фигуры девушек были подчёркнуты чёткими линиями весла. Для подчёркивания в античной скульптуре использовалось копьё, которое изображали в руках богов. В работах И. Шадра даже можно увидеть прямую связь со скульптурой античности. Он заимствует положение фигур.

Массовые копии

Впоследствии множеству мастеров нашей огромной страны были сделаны заказы на другие вариации «скульптуры молодой физкультурницы». Большая часть этих вариаций и версий, к сожалению, не могут выдержать критику. Работы, которые они создали, выделялись массивностью, к тому же в них отсутствовала женственность. Прекрасную мысль талантливых мастеров (И. Шадра и Р. Идоко) уничтожили, воплощая другие мысли.
С течением времени скульптура «Девушка с веслом» начинает символизировать безвкусицу и пошлость. Авторы новых копий не всерьёз подходили к своей задаче, в их скульптурах нет внутреннего содержания, утрирована фигура спортсменок, отрешённое выражение на лице. Эти детали сделали работу талантливых мастеров настоящей неэстетической подделкой.

Сегодня копию статуи «Девушка с веслом» мы можем найти в Третьяковской галерее. К сожалению, во время Великой Отечественной войны при бомбёжке была уничтожена оригинальная работа, которая стояла в парке имени М. Горького.