Дневниковые записи. Мемуарный жанр. Личный дневник

Как я писала в самом первом посте в основном ЖЖ, я никогда не любила дневников - ни бумажных, ни онлайновых. До того, как, собственно, его завела. Но в своей юности иногда я заставляла себя вести бумажный. Считала, что каждая уважающая девушка должна его вести, чтобы ничего не забыть. Больше всего над собой усилий я делала в 2006 году во время поездки в Питер, но меня надолго не хватило. И вот в 2008 году выдалось такое.

02.02.2008. Я хочу сильно влюбиться. Взаимно. Чтобы мне не пришлось томиться в ожидании, пока объект воздыханий соблаговолит обратить на меня внимание. И влюбиться в высокого, симпатичного, интересного парня, а не в хмыря какого-то как всегда...

Чтобы мы шли за руку по улице, а прохожие глядели вслед и радовались, какая красивая пара... Опять отношение к парню как к аксессуару? Да нет, другое... Хочется крепких, долгих, красивых отношений. Кто может запретить думать о таком?!

После долгой прогулки с друзьями вхожу в вагон метро уставшая и, кажется, немного пьяная (о чудо!) от кока-колы, и, тем не менее не теряя изящества (кошачьи рефлексы и длинная юбка способствуют), сажусь на сидение... Поднимаю глаза: а тут он! Высокий, статный длинноволосый блондин в длинном чёрном пальто... Глаза... Вроде серые, но какие выразительные... Красавец. Я смотрю на него, он смотрит на меня... Я не пытаюсь строить глазки, просто смотрю... Печальным взглядом, который теперь всегда со мной с некоторого времени. Он отходит от одной двери к другой. Полминуты не стараюсь смотреть в его сторону. Не выдерживаю - оборачиваюсь. Я смотрю на него - он смотрит на меня. Не отворачивается. Любой бы отвернулся, не смотрел бы. Я чувствую, что в моём взгляде появляются страдальчески-умоляющие оттенки. Ничего не могу поделать! И вдруг...Он прикрывает свои прекрасные глаза, закрывает их на секунду. Нет, не моргает,согласно прикрывает, вроде хочет этим сказать (это легко прочиталось): "Я вижу, крошка, но прости... Пока не могу. Возможно, позже..." На миг я взглянула на потолок вагона, на тусклую лампу, вздохнула, не знаю, насколько громко. Вроде как чётким движением, но будто в полусне, встала, подошла к двери, всем видом пытаясь показать: "А я тоже выхожу на этой станции!". Не видела его реакции, не было уже сил смотреть... Мы вышли. Я надеялась, что нам по пути, но сразу же увидела, что ему нужно переходить на другую станцию, мне же следовало идти на выход. Проводила его глазами. Как он шёл... Он спешил, но мне показалось, что в его движениях столько торжественности... Впрочем, мне ещё и казалось, что время ход замедлило. Как призрак я долетела до эскалатора и стала на лестницу, которая казалась для меня крыльями, которые увлекут меня выше, может, и в небо. Уже ночное.

Читай сидя за столом и имей при себе карандаш и бумагу. Записывай мысли из книги, а также и свои, мелькнувшие из-за чтения или по другой какой причине. (Папа)

Часто женщина отказывает в том, что сама страстно желает. (Куприн)

Френология

физиогномия

хиромантия

монтеристика (по пальцам)

херософия (по ногтям)

Глупый не может выделить существенное из случайного.

Хвастовство глупого человека искренно: хвастовство умного - носит злой, несимпатичный характер.

Прелюды

1) Миниатюр[ная]

2) Прелюда смерти

3) Из «Колокола»

4) Огненный снег

5) Восточную

7) Военная

Пятница 7 ч. Химия.

Письмо к Э. Русаковой

Баба-Яга.

Сломанная лилия.

Ни слова о Богдадском Воре.

Но по дороге я (не знаю как ты) все время думал о нем и мне было смешно. Чорт тебя дери из-за твоей образины и Риты, мне пришлось убивать время за этим идиотским письмом. Варшавского, ясно, куда-то унесло, а, чтоб тебе лопнуть, я обречен на писание.

Положение безвыходно! Я как честный человек и друг в целях чести минета, без примеси других извращений не иду в залу за своим пальто, а сижу на твоем ложе и хвалю себя за свою честность.

Оказывается ты меня зовешь, но я вошел уже в азарт и мне охота писать все дальше и дальше. Какой-то жесткий картон сгибается в тиме и теме, даже глюкерики назонят стрехи. Такамбы глувеются стинерий позвойные клюши. Гирейся сиверий старайный каранда, супинся сдвигоной минется шерсти. Глазофиоли здвойнись развротели зовись на секунду наивным чуродом. Гранись иззостенный пламенькой в нестенах огрошно и скушно орнаментно вдруг. Там плещут поленья головочным меном и миги мигают минет. Ростиньки оправны и вредны забульки кидаешь гостинец - разврат - писталет. Прорады плазнятся и стихится струнно, каберним веселкой в препляс полонез. Полюбются, голубо стенкой задвинулся, стиль - да дорай да дорай да дуды

Июнь - июль 1925 г

Книги из Библиотеки новых книг :

1) Введение в метафизику

2) Психофизический параллелизм и позитивная метафизика

Вопросы философии и психологии.

Время и свобода воли.

Длительность и одновременность.

А. Бергсон:

Материя и память. Исследования об отношении тела к духу. Непосредственные данные сознания, т. II. Творческая эволюция.

Бергсон. Смех в жизни и на сцене.

Бернштейн А. Клинические приемы психологического исследования душевно-больных.

Бехтерев В. М.

Коллективная рефлексология.

Объективное изучение личностей. Вып. I.

О гипнотизме.

Основы учения о функциях мозга. Вып. III.

Сексуальный вопрос :

Бард и Фоквелль. - Половая слабость как вид неврастении;

И. Блох. - Половая жизнь нашего времени;

Василевский Л. М. - К здоровому половому быту;

Василевский Л. М. Половое извращение;

Вейнингер О. - О Генр. Ибсене и его произведениях;

Вейнингер Отто. - Пол и характер;

Вейнингер - О. - Последние слова;

Афанасьев. Заветные сказки. «Стыдливая барыня».

Гегар А. - Половое влечение;

Проф. Герцеги. - Женщина в физиолог., патолог., и нравст. отнош.;

Левенфельд Л. - Сексуальные проблемы:

Ленц А. К. - Стыд и его знач. для полового чувства;

Мейер А. - Гигиена бездетного брака;

Freud Z. - Теория полового влечения;

Ковалевский. - Половая психология;

Havelock Ellis. - Geschlechtstrieb und Schamgefuehl.

Скоро кони мочатся -

значит им так хочется.

На шестерни похожие

Идут, идут прохожие

И чешет их эхо

И ступью скрежет ступь

Отбив трубы и ропота

Набив копыты топотом

О лбы булыжин бьют

А ты меня не поняла

И я твоя Япония

И вся - та наша жизнь

есть борьба.

Mann Thomas. Herr und Hund. 1919. Berlin.

Hegeler Wilh. Der vershuettete Mensch. 1924. Berlin.

Инбер В. Цель и путь.

Иван Павлович Ювачев (1860–1940) оказал важное влияние на духовное формирование Хармса. По воспоминаниям Е. И. Грицыной, сестры поэта, отец был прежде всего его учителем, но отношения между ними оставались достаточно сложными:

«Народовольческое прошлое Ивана Павловича несколько шокировало его сына, - свидетельствует в своих воспоминаниях В. Н. Петров. - Но какое-то сходство в стиле мышления у них, должно быть, все-таки было. Через много лет один из наших общих друзей рассказывал мне, как однажды, в его присутствии, Иван Павлович попросил у сына какую-нибудь книжку. Тот предложил ему „Аврору или зарю в утреннем восхождении“ Якова Беме. Вскоре старик вернул ему книгу, сказав, что не понял в ней ни Бе, ни Me. Так сострить мог бы и сам Хармс. Впрочем, у Даниила Ивановича была, как мне кажется, совершенно особенная и отдельная жизнь, и он держался несколько в стороне от своих родственников.» (Петров В. Н. Д. И. Хармс / Частное собрание, г. Ленинград)

Отметим, что религиозность Хармса, на наш взгляд, связана с последовательными православными воззрениями И. П. Ювачева, хотя имеет отнюдь не каноническую форму.

И. П. Ювачев опубликовал ряд религиозных трудов: «Между миром и монастырем» (1903), «Паломничество в Палестину к гробу Господню», «Тайны царства небесного» (1910), «Война и Вера» (1917) и др., которые А. А. Александров в безапелляционном предисловии к массовому изданию Хармса, не упоминая, характеризует как «постные рассуждения о тайнах царства небесного.» (Хармс Д. Полет в небеса. Л., 1989. С. 10)

Графолог становится одним из «говорящих» персонажей в рассказе «Власть» (1940).

«Один графолог, черезвычайно любящий водку, сидел в саду на скамейке и думал о том, как было бы хорошо прийти сейчас в большую просторную квартиру, в которой жила бы большая, милая семья с молоденькими дочерьми, играющими на рояле. Графолога бы встретили очень ласково, провели бы в столовую, посадили бы в кресло около камина и поставили бы перед ним маленький столик. А на столике бы стоял графин с водкой и тарелка с горячими мясными пирожками. Графолог бы сидел, и пил бы водку, закусывал ее горячими пирожками, а хорошенькие хозяйские дочери играли бы в соседней комнате на рояле и пели бы красивые арии из итальянских опер»

(ГПБ. Ф. 1232, ед. хр. 219, л. 28 об)

По рассказу И. В. Бахтерева среди знакомых Хармса был графолог по прозвищу Нонесма.

Ср. также в романе К. К. Вагинова «Труды и дни Свистонова»: «По вечерам Психачев подрабатывал в трактире в качестве графолога.» (Вагинов К. Козлиная песнь. Труды и дни Свистонова. Бамбочада. М., 1989. С. 330)

Александр Васильевич Туфанов (1877 - не ранее 1941) - поэт, «Председатель Земного Шара Зауми». Сын крестьянина Архангельской губернии. «Родился в эпоху расцвета Великого Новгорода в XV столетии во время разбойных походов невольников на ушкуях и во время переселения их в Заволочье на р. Сев. Двину», - писал он в автобиографии. (ИРЛИ. Ф. 172, ед. хр. 348)

В 1900 закончил Учительский институт. С 1905 г. занимался журналистикой, печатал театральные обзоры и судебную хронику в газете «Сын отечества». В 1913 - 17 гг. был редактором журнала «Обновление школы». В 1915 г. руководил литературной частью журнала «Северный гусляр», где печатал статьи и стихи. Печатаются также под псевдонимами «Sitentium» и «А. В. Беломорский» в журналах «Вершины», «Природа и люди», «Жизнь для всех», «Рудин», газетах «Современное слово», «Вечерняя копеечная газета». «Таганрогский вестник», «Сочинский листок».

В 1917 г. на собственные средства выпустил 1-й сборник стихотворений «Эолова арфа», в предисловии к которому провозгласил творческую независимость: «Да я - никто, а потому не должен. Моя душа - нигде, а потому я не должен». Стихи этой книги, проникнутые влиянием Бальмонта, Северянина и Малларме, вместе с тем явились важным этапом в создании Туфановым собственной теории творчества. Их музыкальность - как одна из необходимых черт поэзии («нам нужна музыкальная теория стиха») - была проявлением «текучести стиха» - важнейшей характеристики теории Туфанова. Развивая «научно-символически» идеи Хлебникова, он вырабатывает свою систему семантизации фонем, когда фонемы становятся «материалом искусства». Манифестом его теоретических воззрений стала выпущенная им книга «К зауми» (Л., 1924), в предисловии к которой он формулирует основные положения своей школы.

Видимо, именно в это время Хармс знакомится с Туфановым. Причиной для знакомства и сближения, с одной стороны, могло быть преклонение перед Хлебниковым (см. написанный Туфановым некролог Хлебникова: А. В. Т-в. Памяти Велимира Хлебникова / Новости 1922, 17 июня; и объявление о создании «Кружка памяти поэта Хлебникова» (Новости 1922, 24 июня)), а с другой, безусловно, важнейшая для Хармса идея консолидации «левых сил» в искусстве. К сожалению, встречи Хармса и Туфанова практически не документированы (нам неизвестно содержание «неразобранного» фонда Туфанова в ИРЛИ). Без сомнения, они встречались на чтениях в Союзе Поэтов, возможно, в ГИИСе.

В марте 1925 г. Туфанов создает «Орден Заумников DSO». «„Орден заумников“ в Ленинграде возник после моего выступления в Ленингр[адском] отделении Союза Поэтов в марте 1925 г., - писал он в письме к неизвестному собирателю материалов о литературных группировках 20-х годов. - […] DSO - значение заумное: при ослаблении вещественных преград /D/ лучевое устремление /S/ в века при расширенном восприятии пространства и времени /О/. В ядро группы входят трое: я, Хармс и Вигилянский: Хармс и Вигилянский - ученики, постоянно работающие в моей студии. Есть еще 6 человек, имеющих уклон к Зауми и занимающихся предварительной подготовкой. Затем в Ленинграде есть еще Терентьев, ученик Крученых, сейчас отошедший от нашей работы, работающий в театре и имеющий ученика Введенского (на подготовительной стадии). Терентьев считает меня „единственным теоретиком в Зауми“, таким образом, в Ленинграде заумников - 11 человек, и мои сообщения можно считать исчерпывающими.» (Частное собрание, г. Ленинград; подготовлено к печати Т. Л. Никольской и Ж.-Ф. Жаккаром в составе тома А. В. Туфанова «Ушкуйники» (в печати))

В этом же письме Туфанов писал о «соприкосновениях» «Ордена заумников DSO» с группой «Зорвед» (Зоркое ведание), возглавляющейся М. В. Матюшиным через художника Бориса Эндера и «Орденом ленинградских Имажинистов», во главе которого стоял Г. Б. Шмерельсон, через поэта Ивана Афанасьева-Соловьева (см. прим. 54). Теоретические положения декларации «Ордена заумников DSO» были опубликованы и прокомментированы Т. Л. Никольской. (Никольская Т. Л. Орден Заумников / Russian Literature. XXII (1987), No. 1. С. 85–96. В журнале статья неверно атрибутирована Сергею Сигову)

17 октября 1925 г. в Союзе поэтов прошел Вечер ленинградских заумников, где был оглашен «Манифест», в котором была определена методология теории Туфанова - «расширенное восприятие мира и непространственное восприятие времени», а заумники (и экспрессионисты) были названы единственно революционными в поэзии (см. текст в Приложении).

В декабре 1926 г. по предложению Хармса и Введенского, который вошел в «Орден Заумников DSO» летом 1925 г. название группы было заменено на «Фланг Левых», в январе 1927 г. принявшее окончательную форму «Левый фланг». Вскоре, однако, предположительно после ссоры между Введенским и Туфановым, он покидает «Левый фланг», сохранив за собой название и вернувшись к положению «Кружок - я сам», как он писал в 1924 г. в анкете Союза Поэтов. (ИРЛИ. Ф. 491)

В 1927 он выпускает третью и последнюю книгу «Ушкуйники (фрагменты поэмы)» и продолжает свои теоретические штудии.

В декабре 1931 г. Туфанова арестовывают по одному делу с Хармсом и весной 1932 г. ссылают в Новгород, который он, видимо, выбирает сам как место ссылки.

В 1933 г. его привлекают на допросы в местное НКВД в связи с «делом Новгородского музея» (см. воспоминания директора музея Н. Г. Порфиридова. «Новгород» (Л., 1987)). В Новгороде он заведует Историческим кабинетом в Педагогическом институте. В ноябре 1941 г. Туфанов исчез, дальнейшая судьба его неизвестна.

См. о нем: Никольская Т. Л. Указ. соч.

В этом году в серии «Berkeley Slavic Specialities» выйдет переиздание книги «Ушкуйники» с добавлением основной информации об авторе (статьи, биографические материалы), научно подготовленное Ж.-Ф. Жаккаром и Т. Л. Никольской.

Поль Александрович Марсель (наст. фам. Русаков. 1908–1973) - композитор, дирижер. Родился в Марселе в семье политэмигранта А. И. Русакова (Иоселевича). В 1919 г. вместе с семьей приехал в Петроград. В 1929-32 гг. учился на композиторском отделении ленинградской консерватории.

Первые самостоятельные музыкальные произведения относятся к 1924 г., вскоре ставшие очень популярными «Танго-Тампа» и «Бюстлинг». Публиковал песни и романсы на стихи С. А. Есенина («Отговорила роща золотая»), А. А. Блока («Гармоника»), Б. Л. Пастернака («До свидания»). Н. Я. Агнивцева («Винтик шпунтик»), М. А. Светлова («Гренада») и др. под псевдонимом Поль Марсель. Особую популярность получили его танго: «Игра любви», «Тайная любовь», «Танго» (из фильма «Петер») и др. Писал музыку к спектаклям.

Первая постановка - спектакль студентов III курса Государственного Института и Техникума Сценических Искусств мастерской С. Э. Радлова «Копилка» Л. Лябина, где главные роли исполняли Борис Чирков и Николай Черкасов.

В доме Русаковых на улице Желябова устраивались вечера музыки и поэзии. Отчасти из-за знакомства с Марселем, в поэзии Хармса возникает образ Музыканта:

Взяли фризовую шинель,

Прострочили кант,

Положили на панель,

Вот и вышел музыкант.

В 1928-29 гг. семья А. И. Русакова стала жертвой провокации ГПУ (см.: Флейшман Лазарь. Об одном загадочном стихотворении Даниила Xapмca / Stanford Slavic Studies vol. 1. Stanford, 1987. С. 256–257). Вскоре после этого Марсель стал музыкальным руководителем Театра Особой Дальневосточной Армии. В 1938 г. его семья была арестована. Мать и Эстер погибли в лагере. Марселя отправили в Вятлаг, где его как музыканта и дирижера привлекли к работе в «образцовом» Музыкально-Драматическом Театре Вятлага НКВД, художественным руководителем которого был Л. Лео, а директором - Б. Розин. Первая премьера П. Марселя - «Инсценировка в 6-ти картинах с апофеозом» «Василий Теркин» (1943 г.), потом: «Программа „Марица“» (инструментовка Марселя) (1943), после этой постановки Марсель приказом нач. лагеря был назначен дирижером; «Запорожец за Дунаем» (20 августа 1944 г.), «Цыганский барон» (29 октября 1944 г.); он же был худ. руководителем постановки, «Свадьба в Малиновке» (7 ноября 1944 г.), «Где-то в Москве» В. Масса и М. Червинского (27 августа 1945 г.), «Травиата» (ноябрь 1945 г.).

В 1947 г. с минусом приехал в Воронеж, где до 1949 г. работал дирижером местного цирка. В 1949-56 г. - дирижер цирка г. Иванове. В октябре 1956 г. по окончательной реабилитации вернулся в Ленинград. 21 октября 1956 г. Д. Д. Шостакович пишет письмо председателю Ленгорисполкома Н. И. Смирнову с просьбой предоставить Марселю квартиру:

«Уважаемый Николай Иванович!

Предъявитель сего композитор Русаков П. А. решением Ленинградского Городского Суда полностью реабилитирован и возвращается к месту своего постоянного жительства в г. Ленинград.

Убедительно прошу Вас оказать ему всемерное содействие в получении жилплощади, учитывая, что до ареста он все время проживал в Ленинграде и в настоящее время назначается главным дирижером в Ленинградском цирке.

С глубоким уважением

Д. Шостакович»

(ЦГАЛИЛ. Ф. 211, ед. хр. 72, л. 2)

Аналогичные письма были написаны Н. И. Черкасовым и Ю. В. Толубеевым. Главным дирижером цирка Марсель был с 1956 по 1963 гг. В 1964-70 гг. он работал дирижером ансамбля «Цирк на сцене». Его архив хранится в ЦГАЛИЛ (Ф. 211).

Наверное нет девочки в мире, которая бы не вела личный дневник. Думаю, и мальчики пишут свои мысли на бумаге, тут же пряча записи в тайное место, чтобы никто не прочел. Вот и я сегодня решила завести личный дневник. Этому поспособствовала учительница, которая задала в форме дневниковой записи.

Сочинение в форме дневниковой записи

Ну, здравствуй дневник. Здесь я буду писать свое сокровенное и тайное.

19 октября

Сегодня мне стало интересно, как вести дневник и что вообще включают в дневниковые записи. Думаю, в дневнике можно писать обо всем, особенно о наболевшем. Вот, например, сегодня несправедливо учительница сделала мне выговор, не разобравшись в ситуации. А ведь виноватой была моя одноклассница, которую я не выдала. Теперь я обижена на учительницу и мое настроение сегодня не из лучших. Теперь понимаю, как хорошо, когда есть подруги. Вот смогла я им выговориться и стало на душе спокойно.

20 октября

Продолжая свое сочинение, напишу о заветной мечте. Я в 9 классе и у меня есть мечта. Итак, мой любимый дневник и моя дневниковая запись, я уже давно мечтаю о домашнем питомце. Уж очень хочется попугая. Эту веселую и голосистую птичку, что может подражать человеческой речи. Об этих птицах я уже знаю все что нужно, ведь перечитала очень много различной литературы. Наверное, попрошу маму, чтобы они с папой подарили мне ее на день рождения. Может все-таки осуществится моя мечта, тем более что день рождения не за горами. А пока до скорой встречи, мой дневник, ведь уже вскоре я вновь здесь напишу свои мысли.

Образовательные цели:

  1. познакомить учащихся с разными типами дневников, их назначением, особенностями ведения;
  2. учить правильному оформлению дневниковых записей.

Оформление:

  • различные виды дневников, произведения и дневники писателей, поэтов современных и XIX, XX веков,
  • пейзажи художников Якутии,
  • видеоматериал о посещении памятных мест Якутии;
  • на партах учащихся лежат необходимые для работы тексты.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в необычное путешествие, произойдёт встреча с новым, а именно…об этом мы узнаем через несколько минут. Устраивайтесь поудобнее, приготовьте тетради, ручки для будущих записей.

Начнем урок с речевой разминки. Чтение стихотворение С. Махотина. (Читает ученица)

Два дневника

В комнате пахнет грозой!
Но пока
Намертво спрятаны два дневника.
В первом,
Который под шубой лежит,
Красная двойка от гнева дрожит,
Тайна, записка, прогулка к реке –
Все это есть во втором дневнике.
Только никто никогда не найдет

Этот потрепанный синий блокнот:
Будет чуть позже записано в нем:
“Двойка.
Признался.
Наказан ремнем.
Десять часов я не виделся с ней...
Ночь.
До каникул четырнадцать дней!”

О чем оно? О каких дневниках в нем идет речь?

Какое настроение чувствуется в начале стихотворения?

Какие слова его создают? (Чувство напряженного ожидания возмездия за двойку: “пахнет грозой”, “намертво спрятаны” “красная двойка от гнева дрожит”.)

Каким настроением проникнута вторая часть стихотворения? Как это отражается на языковых средствах?

Вывод. В начале стихотворения С. Махотина передаётся содержание последней дневниковой записи, затем тревожное напряжение, и после признания и заслуженного наказания - отрывистые фразы записей. Но среди них есть недоговоренная строка о личном, о своём: “Десять часов я не виделся с ней...”.

II. Работа по теме.

1. Догадались, на сегодняшнем уроке речь пойдет о разных видах дневников. Запишите в тетради сегодняшнюю дату, тему урока.

От какого слова образовалось слово дневник! (день)

Найдите в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определение слова дневник.

а) дневник - это ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

(Это тот самый дневник, в котором “красная двойка от гнева дрожит” и который нам хорошо известен);

б) дневник - это записи о каждодневных делах, текущих событиях, которые ведутся изо дня в день.

(Это и есть тот второй дневник, о котором говорится в стихотворении С. Махотина).

С какими типами дневников вы знакомы?

(Дневник наблюдений, путевой дневник, личный дневник).

Исходя из названия (названия условные), объясните назначение каждого из дневников разных типов.

Дневники наблюдений ведутся на уроках природоведения, в них отмечаются ежедневные наблюдения за состоянием природы.

Путевые дневники ведутся во время путешествий.

Личные дневники включают записи значительных событий в личной и общественной жизни человека, рассказывают о настроении пишущего, чувствах по поводу их переживаний; личный дневник помогает в самопознании и самовоспитании.

Задание. Определите главную мысль текста.

Многие люди – и ребята, и взрослые – ведут дневники. Это потребность души – записать событие, впечатление, раздумья. Запись становится молчаливым собеседником, другом, с которым делищься.

Тетрадка – спутница, тетрадка – копилка – какая же это замечательная штука! На её страницах, словно бы пойманной строкой, продолжает жить; вьются туристические строки, по которым ты прошёл, опять звучат шаги и голоса; и спор, задевший тебя, зовёт вникнуть в него поглубже. И всё, что вокруг, и всё, что в тебе самом, - всё отражает дневник.

Хорошие люди живут рядом с нами. Рядом с каждым из нас. Пусть и ваши дневники станут правдивыми свидетельствами о нашем времени, о его людях, а значит, и о вас самих. (По Э. Цюрюпе)

Определите, из каких типов дневников взяты следующие записи. Свой ответ аргументируйте.

Текст № 1

26 ноября, в три часа утра, “Наутилус” пересек тропик Рака под 172" долготы. 27 ноября мы миновали Сандвичевы острова, где 14 февраля 1779 года погиб знаменитый капитан Кук. (Жюль Верн)

(Дневник путевой)

Текст № 2

Слава тебе, господи! Вот и каникулы! Вот, наконец, я и дома... Да! Нужно, подобно мне, позубрить круглый год уроки, ежедневно, да еще по два раза а день, - за исключением, разумеется, праздников, - в душной комнате, в кружке шести человек товарищей, погнуться до полночи над запачканною тетрадкой или потрепанной книгой, позубрить греческий и латинский языки, геометрию и прочее, прочее. Нужно, говорю я, все это пережить и перечувствовать, чтобы оценить всю прелесть теплого, гостеприимного, родного уголка... Батюшка мой такой тихий, такой незлопамятный! Если и случается мне что-нибудь набедокурить, он покачает головою, сделает легкий упрек - и только...

Однако пора обедать. После обеда завалюсь спать и просплю до вечера, просто -наслаждение!..(И.С. Никитин)

(Личный дневник)

Чаще всего личные дневники пишутся “для себя”, т. е. не предназначаются для посторонних глаз. Но иногда человек сам или после его смерти близкие публикуют дневниковые записи. Это в основном касается личных дневников писателей, ученых, общественных деятелей, педагогов, чьи мысли и рассуждения могут быть интересны и современникам, и потомкам. Иногда писатели намеренно оформляют свои произведения в форме дневниковых записей, так более достоверно выглядят события, более понятными становятся поступки героев, их мысли и чувства.

Прочитайте отрывок из повести, написанной в форме дневника. Вспомните ее название и автора.

Двадцать восьмое мая!

У меня сегодня очень радостный день: занятия в школе окончились, я перешел в следующий класс с одними пятерками.

Завтра начинаются каникулы. Я задумал во время каникул вести дневник. Мама сказала, что подарит мне вечную ручку, если я буду вести дневник аккуратно. Я купил толстую общую тетрадь в синей обложке и решил аккуратно записывать в эту тетрадь разные интересные случаи. Как только случится что-нибудь интересное, я сейчас же запишу. Кроме того, буду записывать свои мысли. Буду думать о разных вещах, и, как только в голову придет хорошая мысль, я тоже её запишу.

Сегодня еще ничего интересного не случилось. Мыслей тоже пока еще не было. (Повесть Н. Носова “Дневник Кола Синицына”)

Ребята, путешествие всегда интересно встречами с новыми людьми, их рассказами о себе, о других. Вы математический класс, поэтому мне хотелось познакомить вас с Владимиром Ивановичем Вернадским – учёным с мировым именем. В мае 27 числа 1892 года он записал в своём дневнике: «Какая важная вещь «гигиена мысли». Мне кажется, это важнее всего в жизни, потому что этим достигается стремление к гармонии и чувство гармонии создаётся человеком этим путём…»

Другое имя - Юрий Анненков. Это блестящий график, живописец, театральный художник. Благодаря его «Дневнику встреч» мы с вами продолжим знакомство на уроках литературы с замечательными русскими писателями и поэтами.

А с какими вы, ребята, познакомились дневниками. Расскажите.

(Ответы разнообразны. Учащиеся приводят примеры дневников Л.Н. Толстого, письма И.С. Тургенева и других, читают заветные страницы.)

Следующая остановка – следующее задание. Просмотрите еще раз все предложенные фрагменты дневниковых записей.

Что общего в их оформлении?

1. Дата записи: число, месяц, год (иногда указывается место и время).

а) интересные события в личной и общественной жизни;
б) переживания по поводу этих событий;
в) рассуждения по поводу актуальных и интересных жизненных проблем.

Что представляет собой каждая дневниковая запись? Ответ обоснуйте.

(Текст: предложения связаны по смыслу; каждую запись можно озаглавить.)

В каком стиле речи могут вестись записи в дневниках?

(В дневнике наблюдений - в научном, научно-популярном, художественном;

в личном дневнике - в художественном и разговорном;

в путевом дневнике – в научно-популярном, художественном.)

Дайте определение каждого из стилей.

Научный – стиль, в котором сообщаются научные сведения, объясняются факты.

Научно - популярный – научный стиль с элементами других стилей речи.

Художественный – писатель рисует словами какие - то картины и образы.

Определите тип речи предложенных дневниковых записей. (У Жюль Верна и Н. Носова - повествование; у И.С. Никитина – рассуждение).

Дайте определение типов речи:

Повествование – это…

Описание – это…

Рассуждение - это…

ВЫВОД (делает ученик)

Итак, дневниковые записи представляют собой тексты разных стилей и типов речи. Чаще всего они включают и повествование, и рассуждение, и описание. Хотя повествование предпочтительнее при изложении событий, рассуждение - при размышлении по их поводу, а описание чаще встречается в путевых дневниках. Путешествие не оставляет без разговора, часто задушевного, когда человек раскрывается совсем с другой стороны.

Ребята, спрашивали ли вы когда-нибудь самого себя, что вы за человек, каким хотите стать? Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда важно выбрать, определить для себя те нравственные законы, по которым вы будете стремиться жить. В вашем возрасте это трудно сделать, но попытаться надо. И разобраться в этих сложных вопросах многим людям помогали и помогают дневники, в которых человек раскрывается сам перед собой без прикрас.

Сегодня мы познакомимся с отрывками из дневника юного Льва Толстого.

Слово ученика.

Лев Николаевич вел свой дневник с юных лет, и последние записи сделал за несколько дней до смерти. Чем интересны дневники юного Толстого? Это замечательный пример того, как человек формировал самого себя, свою личность, какие высокие задачи ставил перед собой и, сознательно борясь с недостатками, прокладывал свой жизненный путь. Недостатки при этом не только обозначены, но и подчеркнуты, обнажены, иначе с ними нельзя бороться. В дневниках юного Толстого поражает запредельная искренность. В них он анализирует внутреннюю, душевную жизнь, вносит свои наблюдения и мысли, определяет цели и задачи своей жизни.

Давайте, ребята, прочитаем строчки из дневниковых записей Л.Н. Толстого, попробуем найти те места, где писатель определил для себя основные правила, главную цель своей жизни..

24 марта!847 г, Я много переменился; но все еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю; что исполняю, то исполняю не хорошо, не изощряю памяти. Для этого пишу здесь некоторые правила, которые, как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать. 1),Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря не смотря ни на что.2)Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам вспомнить. 4)Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою...

7 апреля 1847 г. Я никогда не имел дневника, потому что не видал пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть тоже определены мои будущие деяния.

8 апреля 1847 г. Хотя я уже много приобрел с тех пор, как начал заниматься собой, однако еще я весьма недоволен собою. Чем далее продвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков, и правду сказал Сократ, что высшая степень совершенства. Человека есть знать то, что он ничего не знает.

14 июня I850 г. Опять принялся я за дневник и опять с новым рвением... Может быть, опять брошу; зато приятное занятие и приятно будет перечесть, так же, как приятно перечесть старые...

По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Потом, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не н.a один день, а на год, на несколько лет, на пса жизнь даже; слишком трудно, почти невозможно; однако попробую, сначала на день, потоп на два дня - сколько дней я буду верен определениям, на сколько дней буду задавать себе вперед...

8 декабря 1850 г. ...Заметил в себе важную перемену: я стал более
уверен в себе, то есть перестал конфузиться; я полагаю, что это оттого,
что имею одну цель в виду (интерес), и стремясь, я мог себя оценить и приобрел сознание своего достоинства, которое так много облегчает от ношения людей.

7марта 1851 <:. Нахожу для дневника, кроме определения будущих действий, полезную цель, - отчет каждого дня, с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться.21 сентября 1855 г . ...Моя главная цель в жизни есть добро ближнего, и цели условные - слава литературная, основанная на пользе, добре ближнему.

Ответы учащихся.

Богатство, основанное на трудах, полезных для ближнего, и направленное для добра.

Слава служебная, основанная на пользе отечества. В дневнике буду разбирать, I) что я делал каждый день и 2) сколько раз не исполнил предназначенного.

3. Я мог себя оценить и приобрел сознание своего достоинства, которое так много облегчает от ношения людей.

4 ...По дневнику весьма удобно судить о самом себе, так как я нахожу необходимым определять все занятия вперёд, то для этого тоже необходим дневник. Хотелось бы привыкнуть определять свой образ жизни вперед, не не один день, а на год, на несколько лет, на жизнь

Часто писатель раскрывает характер героев через их дневниковые записи, через внутренние монологи, предоставляет слово рассказчику. Героя рассказа Л. Толстого « После бала» Ивана Васильевича волнуют нравственные и общественные проблемы, он старается узнать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чём держится армия, офицером которой он мечтал стать.

Вспомните, как изменилась жизнь И.В. после случая с татарином?

(Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу).

Найдите определение слову нравственность по словарю Ожегова.

Нравственность – это…

А по Л. Толстому?

(По Толстому, «нравственность не может быть ни на чём ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Если человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живёт только за себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы.)

Вспомните, как прозвучала оценка И.В. одним из слушателей?

(«Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились. Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Герой живёт в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск Истины добра – смысл его жизни.)

(Вывод учащихся, прозвучавший на уроке, позволил мне, учителю, увидеть, что многие ребята согласны с высказыванием Л.Н. Толстого, другие заняли позицию некоторых наших современников). Предлагаю перечитать дневниковые записи писателей.

Домашнее задание

Мне хотелось, чтобы вы поразмышляли над дневниковыми записями знаменитого писателя, попытались с помощью импровизированного дневника познать самого себя, увидеть недостатки, слабости и что-то при необходимости изменить в себе.

Может быть, для начала сделаете запись в форме письма незнакомому сверстнику, где представитесь и расскажите о себе - кто вы, где и как живете, чем интересуетесь, к чему стремитесь, что вас влечет, какие люди играют значительную pоль в вашей жизни, чем они привлекают вас, прочитайте написанное, посмотрите на себя как бы со стороны. Запишите, какое впечатление оставил у вас человек из письма.

А, может быть, это будут строчки о сегодняшнем уроке – путешествии. Я и ребята с удовольствием послушаем вас, если вы, конечно, доверите нам свои записи. Ведь личный дневник читается только с разрешения Владельца.

Сегодняшний урок я хотела бы закончить отрывком из коллективного дневника учителей нашей школы, побывавших в январе месяце прошлого года в путешествии в Кемпендяй, в спортивно- оздоровительный комплекс «Кырбый уйата»

Рефлексия

Читаю отрывок и прошу ответить на вопросы:

  • заинтересовало ли вас то, о чём здесь говорилось,
  • хотелось бы вам побывать в этих местах,
  • каков тип данного дневника?

ПОЕЗДКА В КЕМПЕНДЯЙ

Раннее утро. У подъезда средней школы № 20 останавливается автобус с учителями, вернувшимися из поездки в Кемпендяй. А на следующий день в коридорах школы то и дело слышатся вопросы: «А Вы тоже были в Кемпендяе? Интересно там было? А что Вы там делали?». И в ответ восторженные слова: «Там было отлично!».

До поездки многие приготовили фотоаппараты и кинокамеры, чтобы запечатлеть все этапы долгожданного путешествия.

Дорога в Мирный многим была уже знакома, и всё-таки то и дело слышались восторженные восклицания. Учителя радовались, как дети. Чем дальше от Удачного, тем красивее становился окружающий пейзаж: постепенно лиственницы уступили место ёлочкам и берёзам, а те, усыпанные снегом, были сказочно красивы и навевали ностальгическую грусть. И вот уже на смену записям модных шлягеров зазвучало:

… Главное, ребята, сердцем не стареть…,

… Комсомольцы – беспокойные сердца…,

… Под крылом самолёта о чём-то поёт

Зелёное море тайги…

и другие песни, которые приходили на память.

Двенадцатичасовая поездка до Мирного прошла под девизом «А путь и далёк, и долог…». В город приехали поздним вечером А посещение школы № 12 вызвало у наших учителей нотки белой зависти. Все наперебой просили показать кабинеты, залы, столовую, библиотеку. Смотрели внимательно, стараясь запомнить особенности оформления, фотографировали стенды, выставки.

Путешествие из Мирного в Кемпендяй – «езда в незнаемое». Остановка в с. Тойбохой - экскурсия в историко-краеведческий музей. Прекрасное новое здание музея, возведённое компанией АЛРОСА, интересные экспозиции (особенно поражают курьёзы природы), доброжелательные экскурсоводы, готовые дать ответ на любой вопрос не могли никого оставить равнодушным.

Следующая остановка в с. Сунтар, центре Сунтарского улуса. Как приятно ощущать себя долгожданным гостем, чувствовать заботу и внимание, которым ненавязчиво окружают тебя в таком длительном путешествии.

В селе Эльгяй ещё один музей. Да какой! Эльгяйский региональный музейно-экологический центр им. Б.Н. Андреева (ЭРМЭЦ). Переходя из зала в зал, переносишься из одной природно-климатической зоны в другую. Вот перед вами тропики, далее степи и саванны, горные области, птицы Вилюйского края – всего 18 экспозиций, раскрывающих особенности зонально-ландшафтных комплексов Земли.

Каждый имел возможность не только подробно рассмотреть наиболее заинтересовавшее его животное, но даже потрогать его и сфотографироваться рядом.

После посещения музея в автобусе долго обсуждали энтузиазм его работников, по крупинкам собирающих выставочный материал, масштабность представленных экспозиций. Сожалели, что у наших учеников нет возможности увидеть всю эту красоту.

Поздней ночью прибыли в пункт назначения – спортивно-оздоровительный комплекс «Кырбый уйата» в с. Кемпендяй. Разместились в деревянных домиках. Праздничный ужин – открытие, сауна. А наутро наконец осмотрелись. Неповторимая красота окружающей природы привела всех в восторг: светлая древесина домиков ярко выделялась на фоне высоких заснеженных елей и сосен, пронизанных лучами солнца. Кажется: отойдёшь ещё немного в сторону – и попадёшь в сказку. Стоя на крутом берегу реки Кемпендяй, видишь огромные пространства, покрытые заснеженными лесами. Прозрачный воздух. Тишина. Только снег хрустит под ногами…

Осталось посетить Музей истории поисков якутских алмазов в селе Крестях. Руководитель и основатель музея Конобулова М.Х. даже предложила остаться у них в посёлке на несколько дней, чтобы познакомиться поближе. К сожалению, нам пора было возвращаться домой.

Коллектив педагогов СШ № 20.

Ответ чуть ли не хором - путевой.

А потом очень много интересного я услышала о путешествиях самих ребят.

В поездках в отпуск с родителями они не только отдыхают, но и узнают нашу страну, знакомятся с памятниками архитектуры, искусства, литературы.

Звучит обещание, что при удобном случае они покажут эти дневники и прочитают интересные страницы.

Урок окончен.

Литература

  1. Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей – словесников по программе «Речь». Москва, Гуманитарный издательский центр, 1999.
  2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. Москва, Просвещение, 2000

Дневниковая запись

Четверг 8 августа оказался памятным. Сегодня понедельник следующей недели, а он не выходит из головы. Приходится записать.

Вечер был посвящен начинающим. В их числе оказался школьный учитель. Во время войны он ходил добровольцем танкового корпуса, был ранен и дважды, кажется, награжден. Естественно, что теперь он хочет отразить в литературе свои переживания во время войны, хотя самый богатый материал им накоплен в другой области, - в области деревенского быта и наблюдений над природными явлениями. Это сказалось и в его творчестве. Рассказ, в общем никудышный с точки зрения фабулы, оказался великолепным по отдельным вкраплениям в пустую породу. Привлекает уже самое название первого рассказа «Окунь - он в корнях живет». Заглавие фразой, по-моему, одно из труднейших. Тут надо что-то очень яркое и короткое подобрать. Редко кому удается. Здесь, мне кажется, удача бесспорная. По этой короткой фразе видишь основного героя, - хоть портрет пиши. Так и встает перед тобой широкобородый старик, может статься, с лысиной, а то еще и в седых кудрях. Он, может быть, не очень далек, но верит себе и склонен поучать. «Окунь-он в корнях живет». Широкая борода и «густой» голос здесь вполне уместны. Это не тенорок, не хитроватые глазки и узенькая бородка. Тогда бы были другие словосочетания: «Окунек - он корешки любит». Еще лучше оказалось название одного из действующих лиц - Павелко. Меня это просто поразило. Сам ношу это имя, знаю, кажется, все его изменения: Паша, Пашутка, Пашуня, Павлик, Павлушка, Павка, Пашка и т. д., а такого даже не предполагал. И в то же время это необыкновенно просто и естественно. Своего рода один из бесконечных показателей, что можно подшитые кожей штаны у письменного стола просидеть, а не выдумаешь того, что можно подслушать в жизни. И это дает толчок к твоим словообразованиям. После Павелко немудрено составить что-нибудь в таком же роде. Богат оказался рассказ и подробностями, взятыми из наблюдений над природой. Чувствуется, что автор много знает и умеет передать теми яркими речениями, которые сложились в народе, как обобщение этих наблюдений. Конечно, и гагара кашляет, и перепелка жалуется - «вот поведут! вот поведут!» Приятное впечатление произвело, что автор не слишком легко устремляется по проторенным дорожкам.

В рассказе есть место, когда старик рыбак должен раздеться и полезть в воду, чтоб вытащить окуня. По всем литературным традициям в таком случае полагается, чтоб онуча пахла, чтоб человек осматривал свое нагое тело со вздувшимися жилами, синими венами. По поводу загорелой морщинистой шеи тоже добавка привычная. Ничего этого в рассказе нет, и это производит впечатление свежести. Так оно и должно быть, чтоб читатель не припоминал: «А вот так же у Бунина, а это у Чехова». Да и правильней, кажется, что в простых деревенских условиях такие детали, как раздевание или одевание, не замечаются. Надо - разделся. Что ж тут необыкновенного? По этому случаю вспомнился случай из своей газетной работы. Ехали, кажется, в Талицком районе. Надо было спросить дорогу к одной из артелей, куда пробирались с агрономом, помнится, Белоноговым (с ним мне все-таки порядочно пришлось поездить). Спросили у пастухов. Те показали вдоль дороги и пояснили: «Видишь вон, девки: купаются. Так вот, не доезжая маленько, свороток налево увидишь. За лесом-то его отсюда не видно». Потом, поглядев в сторону купающихся, добавили: «Ишь их, холер, полон мыс набилось! Не иначе из артели есть. Близко тут. Вы спросите которую. Проводит, а то у них с поворотка-то плетень пойдет, дорожек много, а все по лесу. Сбиться просто». Эта вот простота отношений, предполагающая возможность спрашивать дорогу у «купающихся девок», вспомнилась здесь. Девки, вероятно, подняли бы сперва визг, но потом, узнав, что у них спрашивают «про дело», спокойно объяснили бы. Но мы, городские люди, постеснялись и в результате, верно отправившись по дорожке, запутались потом в ее многочисленных ответвлениях. Вечером в артели над нами же смеялись: «Испужались наших девок. Думали, поди, - лешачихи!» «Вот и угадали на заводский картофельник. Почитай, пятнадцать верст проколесили, а тут и двух не наберется». «Здорово их девки-то испужали! Свету не видят, гонят почем зря!»

Деревенский человек, хотя и работающий уже свыше двадцати лет в школе, автор впитал эту простоту и прошел мимо такого момента, как раздевание и одевание, но он не забыл живо представить старика, упомянув о всплывшей бороде. Эта всплывшая борода тоже заметный показатель того, что у рассказчика есть несомненные данные писателя: он видит тех, о ком пишет.

Второй его рассказ «Язь - рыба хитрая» представляет собою нечто совсем непохожее. Прежде всего заголовок. Поставленный рядом с предыдущим, он кажется нарочитым. Похоже, что автор занялся рыбацкими рассказами. Деревенское обрамление здесь сделано гораздо хуже. Нет ничего, что бы запоминалось так же, как в предыдущем, по сюжету никудышном рассказе. Зато здесь найден очень оригинальный сюжет военного рассказа с глубоким философским обобщением. Причем выглянули детали, которые не всегда доступны писателю даже в звании военного корреспондента. Там может быть физическая близость, но всегда имеются элементы подтянутости, такой же, как, например, при фотографировании. Людей иной раз и просят: «держитесь свободнее, естественней», но каждый тем не менее помнит, что «его снимают» и старается «показаться лучше». Здесь чувствуется близость другого порядка: автор видит людей в будничной обстановке так, как в действительности. Как политработник одного из боевых подразделений, он, дважды раненный, был, конечно, не сторонним зрителем, а одним из участников жизни рядового бойца и поэтому мог видит ее во всей полноте и без прикрас. Кажется правдивым, что красноармейцы во время вынужденного безделья разговаривают… о рыбалке. Один из бойцов оказался специалистом по ловле язей. Над ним немного подсмеиваются, не вполне доверяют, что есть такая специальность. Он в ответ рассказывает довольно подробно об особенности рыбалки на язей. Рассказано это длинно и запутано боковыми подробностями, но это не мешает понять читателю, что ловля язей в сущности очень сложный спорт, требующий большой наблюдательности, выдержки и терпенья. Заканчивается рассказ вызовом рассказчика к командиру. Оставшиеся бойцы переговариваются между собой по поводу ушедшего.

До язей охотник! Недаром он уж восемь языков привел. Научился язей-то ловить.

Опять экскурс в личные воспоминания. Краснокамск в период его строительства. Опросный лист Постройкома, как кто провел месяц отдыха. Из тридцати двух ответов большинство признано «культурными». В переводе на разговорный язык это значит, что люди брали путевки и куда-нибудь ездили. В том числе, помню, упоминались и Шарташ и Сысерть. (Тогда еще Краснокамск входил в пределы Свердловской области.) Но оказались и «некультурные». Один, как значится в листе, целый месяц рыбачил на Лысьве, другой - ягодничал да сенокосил. Таких старались поворачивать «к культуре», а надо ли? Прожить месяц на Камском берегу, на мой взгляд, не хуже, чем в Сысерти, которую я знаю и люблю, как место родины, но все же не решусь утверждать, что стоит с Камы ехать к стоялым водам пруда. Про Шарташ и говорить нечего.

Неверной кажется и недооценка некоторых видов старого русского спорта, вроде хотя бы рыбалки. Какое-то напоминание об этом, если даже оно дается мимоходом, кажется полезным.

Из книги Сталкер. Литературная запись кинофильма. Выдержки и статьи. автора Тарковский Андрей

Недатированная запись Сегодня была в павильоне. Две трубы подняты на возвышении, а между ними резервуар с водой. Трубы обшарпанные, заляпаны варом… Недели три назад я была в двух других павильонах, созданных по проекту Андрея. Один - со стоячей водой, в которой раскиданы

Из книги Уральские сказы - III автора Бажов Павел Петрович

Недатированная запись Очередная встреча для разговоров по книге. Все начинается с критики Лотмана - ох, и не любит Тарковский структуралистов! Но, как часто с ним случается, он переходит на другие темы и начисто забывает, с чего мы начали.Сегодня Андрей раскрыл свою

Из книги Отслоения дней (Дневниковые записи, письма) автора Бажов Павел Петрович

Недатированная запись После того как рукопись «Книги сопоставлений» была отдана в издательство «Искусство», ее передали на внутренние рецензии. Поступившие замечания практически отменяли всю проделанную работу, и если бы Тарковский согласился им следовать, то это

Из книги Воспоминания автора Шаламов Варлам

Недатированная запись Мой отец, главный редактор журнала «Искусство кино», попросил меня спросить у Тарковского, не наговорит ли он юбилейный текст к 60-летию Феллини. Я очень сомневалась, что Тарковский на это согласится, потому что знала, что Феллини отнюдь не

Из книги Достоверное описание жизни и превращений NAUTILUSa из POMPILIUSa автора Кормильцев Илья Валерьевич

Из книги Том 4. Книга 2. Дневниковая проза автора Цветаева Марина

Дневниковая запись 12 августа 1945 г.Четверг 8 августа оказался памятным. Сегодня понедельник следующей недели, а он не выходит из головы. Приходится записать.Вечер был посвящен начинающим. В их числе оказался школьный учитель. Во время войны он ходил добровольцем танкового

Из книги Круговорот автора Форман Милош

Дневниковая запись 30 июня 1916 г.Когда слабеет зрение, стараешься читать только необходимое или особенно интересное. Маленьких фельетонов давно не читаю. Сегодня соблазнился.Фельетон написан бойко, с выдумкой и темпераментом. Но вот читаешь, и тебя не оставляет мысль,

Из книги Чеканка автора Лоуренс Томас Эдвард

Беловая запись Пастернак был поэт мирового значения, и ставить его на один уровень с Солженицыным нельзя. Конечно, если кто-нибудь из них (Пастернак, Солженицын) заслужил, выбегал, выкричал эту премию - то это, конечно, Солженицын.Издевательство над русской литературой

Из книги БереZOVский, Разобранный по буквам автора Додолев Евгений Юрьевич

6. Запись «Титаника» По образному выражения Бутусова, «этот альбом делался с пистолетом у виска и с ножом у горла». Тем не менее, несмотря на непрерывные боевые действия вокруг студии, 40-градусный мороз и больные зубы, сам Бутусов просто излучал вдохновение. За ним уже

Из книги Южное седло автора Нойс Уилфрид

Дневниковая проза

Из книги Живу до тошноты автора Цветаева Марина

Заезженная запись После «Гнезда кукушки» все в моей жизни перевернулось. Я поставил фильм в Голливуде и заработал много денег, и в результате за мной закрепилась репутация европейского режиссера-эстета, который любит работать с непрофессиональными актерами и чье

Из книги Архив Банановых островов. Том 1 автора Чернавский Юрий Аександрович

4. Первая запись Сейчас собираюсь в ангар, чтобы продолжать обслуживать самолеты. Мы делаем это лениво, лишь бы убить время, пока не началась новая четверть, и не пришли наши курсанты. Говорят, мы потеем, как черти, во время учебы. Эта жизнь полностью мне приятна: люди - не