Федор конюхов готовится к полету в ближний космос и кругосветной экспедиции на веслах. Федор конюхов — разговор по душам

10 февраля 2017, в 12:41

Федор Конюхов побил державшийся 20 лет рекорд полета на воздушном шаре

Федор Конюхов

Примерно в полдень 9 февраля российский путешественник Федор Конюхов и его напарник Иван Меняйло побили рекорд мира по продолжительности беспосадочного полета на тепловом аэростате, установленный японцами еще в 1997 году. «Лента.ру» рассказывает, как 65-летнему путешественнику Конюхову удается держать форму и всегда побеждать.

— Будем мерзнуть, — отвечает на вопрос о температуре в корзине аэростата Конюхов за несколько часов до старта рекордного полета.

В утро запуска температура в Рыбинске падает почти до минус 30 градусов. Многочисленные журналисты, местные жители, команда сопровождения и поддержки, а также городские чиновники, генералы и полковники от МЧС, полиции и армии прибывают на взлетное поле рыбинского аэродрома к шести утра.

В свете вспышек и фонарей появляется Федор Конюхов, одетый в теплую непромокаемую куртку и болоньевые штаны. Он похож на ребенка, которого мама укутала перед выходом на прогулку, только с бородой.

Привычный к камерам Конюхов раздает интервью, здоровается со всеми важными гостями от администрации, о чем-то вдумчиво говорит с приехавшим к старту священником.

Его напарник — неразговорчивый Иван Меняйло — один из лучших воздухоплавателей России и мира, который, по признанию самого Конюхова, обладает намного большим опытом, чем он сам. Иван от камер и журналистов старается улизнуть — рассматривает шар, общается со специалистами, смотрит прогноз погоды.

7 февраля — день старта экспедиции — стало чуть ли не последним шансом провести полет в Центральной России в этом сезоне. Чтобы шар продержался в воздухе достаточно долго, нужна очень низкая температура, большой запас газа, а главное — очень большой шар. Например, специально созданный для экспедиции «Бинбанк премиум» — самый большой тепловой аэростат в России. Черный цвет тоже выбран неслучайно: он берет больше солнечного света, а значит — помогает экономить топливо.

Аэростат прогревают, рядом постепенно появляются еще пять шаров — команда сопровождения, а погода в очередной раз немного подводит. Вместо ожидаемого часа старт растягивается на три: ждем погодного окна. Аэростат взлетает в 9:03.

Погода — одно из главных условий, от которого зависел успех всей экспедиции. Помимо температуры важно направление ветра. Шар — штука почти неуправляемая, так что изменить траекторию его движения достаточно проблематично. Была вероятность, что аэростат полетит на Москву, а значит, установку рекорда придется прервать, а шар посадить: над столицей летать нельзя даже Конюхову. Но все обошлось.

За первые сутки воздухоплаватели пролетают примерно 500 километров. Они постоянно сбрасывают отработанные баллоны из-под газа. Один из упавших крадет кто-то из местных жителей (стоимость баллона от 800 до 2000 евро), два других падают на территорию учебного центра ФСБ во Владимирской области. Отдавать их команде сопровождения сотрудники спецслужбы отказываются, ситуация разрешается только после звонка мэра Рыбинска, который рассказывает эфэсбэшникам о шаре, Конюхове, мировом рекорде и прочем.

К 10 утра 8 февраля Конюхов и Меняйло бьют рекорд России по длительности полета. Впрочем, предыдущее достижение принадлежало им же: полет они совершили два года назад — в марте 2015 года, на несоизмеримо меньшем шаре они смогли продержаться в воздухе около 19 часов.

За час путешественники пролетают примерно 20 километров. При этом идут на минимально возможной высоте — здесь температура воздуха значительно ниже, а значит, ниже и расход топлива. Правда, по ночам приходится подниматься повыше — есть риск задеть линии электропередач, верхушки деревьев и кресты церквей.

Днем воздухоплаватели летят на высоте 150-200 метров, порой снижаясь и вовсе до 100, а в ночь на 9 февраля им приходится подняться на 420-метровую высоту. Сильный ветер разгоняет аэростат до 40 километров в час, из-за этого шар обледенел, а расход топлива увеличился. В общем, ночь для путешественников выдалась бессонной. Хотя, как говорят Иван и Федор, времени на отдых в подобных экспедициях все равно нет — от слова «совсем».

Конюхов рассказывает, что лучшее лекарство от сонливости — постоянные нагрузки и вера. Он священник Украинской православной церкви (Московского патриархата), и Рыбинск как место старта выбрал неслучайно: недалеко отсюда родился его небесный покровитель, святой праведный воин, российский адмирал Феодор Ушаков. Перед стартом епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин вручил Конюхову две иконы. Ту, что побольше, путешественник обещает отвезти домой, поменьше — взял с собой в экспедицию.

К утру 9 февраля шар и команда сопровождения Конюхова — уже в Саратовской области, уверенно движутся по направлению к Казахстану. За время следования через специальный портал приходит более 500 сообщений и СМС, в которых люди со всей России и из-за рубежа подбадривают главного российского путешественника и желают ему удачи.

В полдень Конюхов и Меняйло уже более 51 часа в воздухе — рекорд мира побит, однако воздухоплаватели не спешат садиться: запасов топлива хватит еще на три-четыре часа, а значит — нужно лететь дальше.

Шар приземлился в окрестностях города Красный Кут Саратовской области в 16:20. В воздухе путешественники провели более 55 часов.

Гигантский воздушный шар размером в 25-этажный дом, полет на высоте трех Эверестов и одиночная морская кругосветка на веслах. К новым невероятным рекордам готовится известный путешественник Федор Конюхов. Аэростат и лодку ему строят британские конструкторы, которые считают, что надо быть немного сумасшедшим, чтобы решиться на такое.

Им целого мира мало! Федор Конюхов и его команда готовятся к полету в ближний космос. Путешествие начинается здесь, в этой мастерской. Нужно построить такой воздушный шар, какого еще никто никогда не делал.

«Даже никуда не полетев, этот шар - уже мировой рекорд, потому что это оболочка самая большая в истории мирового воздухоплавания», - отмечает Оскар Конюхов.

Летом 2016 Федор Конюхов на огромном аэростате облетел планету. Новый будет в два раза больше. По высоте это 25-этажный дом. Объем шара - 100 миллионов литров! Внутри без проблем поместятся два «Боинга-777».

«Подняться - это еще полбеды, а спуститься еще сложнее. Потому что радиация и этот гигантский шар не будет спускаться», - объясняет Федор Конюхов.

Федор Конюхов поднимется на высоту 25 тысяч метров. Это практически три Эвереста, поставленных друг на друга. Так высоко управляемый аэростат еще никогда не поднимался. Действующий рекорд мира - 21 километр. Чтобы побить его, нужно превзойти лучших конструкторов. Вопросов сотни. Например, как подать кислород в газовую горелку, ведь в стратосфере его практически нет. Без кислорода не будет огня, а без тепла шар не полетит.

«Каждый, кто летает на воздушном шаре, немного сумасшедший, ты должен быть очень аккуратным, внимательным к деталям, должен все продумать заранее», - отмечает воздухоплаватель Дон Камерон.

Это не единственный рекорд, который Федор Конюхов хочет установить в следующем году. В планах еще один, не менее амбициозный проект. Поэтому от конструкторов воздушного шара путешественник мчится к строителям лодок.

250 дней Федор Конюхов будет жить в этой лодке. Он совершит новую кругосветную экспедицию. Но впервые это будет кругосветка на веслах! Старт в Австралии. Курс на Мыс Горн и Мыс Доброй Надежды, финиш в той же точке, где старт. Получается 27 тысяч километров, невзирая ни на что и без какой-либо помощи! Рассчитывать придется только на силу рук и железную волю.

«Мы изучали и тестировали материал и решали, как лучше построить лодку. Ведь нам поставили задачу - построить лодку, которая выдержит самый сильный шторм», - рассказывает Чарли Питчер.

Чарли Питчер сам на веслах пересек Атлантику. Он же построил Федору Конюхову и первую лодку. На ней российский путешественник переплыл Тихий океан. Новая модель - усовершенствованная версия предыдущей.

Это целый дом, с одной стороны - кладовка, балкон и непосредственно жилая зона: две комнаты, рабочий кабинет и кухня, там вдали спальня. Места, чтобы вытянуться лежа, достаточно, а вот встать уже не получится. И никаких иллюминаторов. Зашел, закрыл дверь и все, ничего не видишь и не слышишь.

Впереди еще месяцы работы и испытаний. Но чтобы оценить лодку, Федору Конюхову достаточно нескольких минут.

«Приятно, когда что-нибудь в жизни создаешь. Это как игрушка, я старый человек, и игрушка мне нравится», - признается Федор Конюхов.

И подъем в стратосферу, и кругосветное путешествие наши зрители увидят во всех подробностях. Первый Канал - главный информационный партнер команды Федора Конюхова. Сам путешественник пока есть время спешит на берег. Мыслями он уже там, в море.

Фактрум рассказывает свеженькие шутки, которые стопроцентно вызовут у вас смех!

Еду по городу… По радио передают, что сегодня всемирный день поцелуев. Я, взгрустнув, не успел ещё про себя подумать: «Эх, а мне ведь даже и поцеловать некого!», как тут же на светофоре целую в зад девятку…

Что ты такой хмурый?
- Да вот, жена про любовницу узнала.
- Понимаю. И как вы теперь?
- Решили, раз уж так, то пусть любовница детей из садика забирает и на огороде картошку окучивает.

Скорее бы уже на пенсию, хоть покатаюсь, посмотрю мир…
- Ага, утром, с сумками, на рынок и с рынка.

Родители старались как можно дольше поддерживать в сыне веру в чудеса. Поэтому, не работая, в свои 34 года Серёжа имел уже и квартиру, и деньги на ночные клубы и девушек, и машину от Деда Мороза!

Девиз Федора Конюхова: а чего дома делать?!

Доктор, что мне делать? Я сплю с чужими женами, а мужья мне за это бьют морду.
- Пойдите в армию. Там вы немного остепенитесь.
Через два года.
- Спасибо, доктор. Вы дали замечательный совет!
- Вы больше не спите с чужими женами?
- Ещё как сплю! Но теперь успеваю одеться за сорок пять секунд!

Серегу у любовницы муж-боксер застукал. И он с четвертого этажа спрыгнул. Сейчас в больнице. У него сотрясение мозга, множественные ушибы тела, сломано три ребра, ключица, челюсть, рука, нога вывихнута.
- Идиот. Надо было попытаться как-то поговорить с мужем.
- Он так и сделал. Из-за прыжка-то он только ногу вывихнул.

Доктор, как прошла операция?
- Ещё никак, но раз уж вы не спите, придержите зажимом вот здесь.

Самые страшные слова детства:
- Убираем учебники! Достаем двойные листочки!

Пойдем завтра на рыбалку?!
- Нет!
- Почему?
- Мне жена дома пить разрешила.

Видите, он чихнул, значит, правду говорю!
- Товарищ адвокат, у вас всё?

В детстве я мечтал стать космонавтом, но не стал, потому что плохо учился - сидел на уроках и всё время мечтал стать космонавтом.

Два студента перед сессией:
- Что читаешь?
- Квантовую механику.
- А чего книга вверх ногами?
- Да какая разница…

Умирал старик и решил поделить все свое состояние между тремя своими сыновьями.
- Hи фига себе расклад, - сказал четвертый сын. И это ещё ничего. Пятый вообще ничего не знал.

БАКУ, 3 авг — Sputnik, Мария Шелудякова. Путешественник Федор Конюхов вернулся в Москву после успешного завершения кругосветного перелета на воздушном шаре. Более одиннадцати дней он не спал, не ел и не пил, чтобы установить рекорд. Об этом рассказал сам путешественник на пресс-конференции в ММПЦ.

65-летний Конюхов признался, что получил большое удовольствие, управляя таким массивным шаром (15 тысяч кубометров газа). Это и опасно, и страшно, и тяжело, но приятно, признался путешественник.

"За 11 дней и почти 6 часов полета я не спал, не пил и ничего не ел, кроме небольшого кусочка печенья. Взял с собой два ящика продуктов, но их пришлось выбросить в океан, потому что они замерзли. Воды не было ни капли, - рассказал Федор Конюхов. - Я захватил плеер, чтобы слушать Вику Цыганову и Высоцкого, но все приборы замерзли".

Кроме того, путешественник взял с собой крест, который был изготовлен специально для этого полета. В нем находились 46 мощей православных святых.

"Когда летел, я молил Господа и сам себе говорил, что нельзя падать. Если я упаду, земля не обеднеет, но мощами нельзя разбрасываться", - пошутил Конюхов.

По его словам, на высоте полета воздушного шара "температуры, как и в космосе, нет". Приборы показывали, что за бортом температура минус 50 градусов, однако, выгляни наружу на солнечную сторону, и лицо обгорало.

Конюхов пересек Австралию, Тихий океан, Южную Америку, Атлантический океан, миновал Мыс Доброй Надежды, преодолел Индийский океан и финишировал в Австралии.

Никто в ближайшие двадцать лет не сможет повторить результат, который продемонстрировал Конюхов. Путешественник установил сразу четыре рекорда. До сих пор никому не удавалось облететь весь мир на воздушном шаре с первой попытки. Более того, он сумел установить рекорд скорости кругосветного перелета. Рекордной стала и высота: 11 тысяч 200 метров. На эту высоту на воздушном шаре еще никто не поднимался. Пройденное расстояние также стало рекордным: 35 тысяч километров пути.

Подобное путешествие до Конюхова удалось совершить лишь дважды. Швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайан Джонс в 1999 году пролетели 40 тысяч километров из Швейцарии в Египет примерно за 19 дней и 22 часа, а американец Стив Фоссетт в 2002 году преодолел маршрут, которому следовал Конюхов, за 13 дней и 8 часов.

На волоске от смерти

По словам путешественника, подготовка к полету заняла два года. В Австралии пришлось заново сдавать экзамены для того, чтобы получить разрешение на полет.

Полет вокруг земного шара - эксперимент, и Конюхов изначально понимал, что все нельзя предусмотреть. Многое было для путешественника в первый раз: он никогда не летал на шаре с гелием.

"Впервые увидел шар непосредственно перед стартом, управлять им не умел. Всему пришлось учиться по ходу. Сначала были одни эмоции. Думал: "Ничего себе махина". Раньше летал на водородном и обычном тепловом шаре - в уме этот опыт пытался совместить. Некому было научить, рассказать, да и практики не было. Сразу пришлось лететь. Причем сам шар был экспериментальным, - объяснил Конюхов. - Именно поэтому никто не соглашался мне указывать путь, кроме моего сына. Все понимали, какой это риск".

Путешественник признался, что одним из самых сложных этапов путешествия оказался полет над Индийским океаном.

"Впереди оказался грозовой фронт. Последуй я за ним, кончилось бы топливо, упала бы скорость, и я бы оказался на дне океана. Пришлось прыгать через него, - рассказал Конюхов. - Фронт шел со скоростью 100 километров в час на высоте 12 тысяч метров, а я ночью на горелках мог идти только на 10 тысячах метрах, не выше. Тогда я принял решение подняться на ту высоту, где потоки воздуха идут на скорости 200 километров в час. Я ушел в Антарктиду и обошел грозовой фронт, чтобы он меня сзади толкал. Оставалось меньше одной тысячи километров до Антарктиды, а там полярная ночь. Гелий можно использовать только днем, а это 3-4 часа в сутки. Боялся, что топливо закончится, пришлось очень близко к грозовым тучам обойти".

Когда путешественнику пришлось подняться на высоту 11 тысяч километров, от давления взорвался один из баллонов, печка отказала. Конюхов считает, что ему повезло, потому что произошло это днем, когда печка не работала. Иначе произошел бы большой взрыв, и он бы погиб.

"Это был баллон для обогрева печки. Температура начала стремительно падать. Мне посоветовали опуститься ниже, но я понимал, что это не выход. У меня был еще чистый пропан на маленьких, пилотных горелках, и я начал потихоньку брать газ оттуда. Так я продержался", - рассказал Конюхов.

Путешественник уточнил, что на воздушном шаре можно регулировать только высоту. Скорость передвижения зависит от скорости ветра, которая на разной высоте разная. Сын Федора Конюхова с земли подсказывал ему, на какую высоту необходимо опуститься.

"Когда приближался к Австралии, была высока вероятность того, что я промахнусь. Посадка в австралийской пустыне была сложная, однако в итоге получилось сесть на тот же аэродром, с которого был старт, несмотря на сильный ветер", - подчеркнул он.

Конюхов и "Боинги"

Пилот рассказал, что во время полета находился в постоянной связи с авиадиспетчерами, потому что он шел через крупные аэропорты Австралии, Чили, Аргентины и других стран.

"Удивительно, но диспетчеры по рации передавали пожелания, поддерживали. Расчищали мне дорогу, отводя "Боинги" в сторону. Я был уверен, что мне придется самолеты пропускать, - сказал он. - Все понимали, что я русский, и хорошо ко мне относились. На одной стороне шара написано "Россия", на другой - "Москва".

Переговоры с диспетчерами записаны на "черном ящике". В настоящее время проходит расшифровка этих данным. Помимо переговоров там хранится информация о температуре, скорости, высоте полета и работе горелок. Специалисты с нетерпением ждут результатов, чтобы уточнить рекорды этого полета.