Философские проблемы трагедии. Отражение кризиса гуманизма в трагедии В. Шекспира “Гамлет” В чем заключается личная проблема гамлета

Гамлет – одна из величайших шекспировских трагедий. Вечные вопросы, затронутые в тексте, волнуют человечество до сих пор. Любовные коллизии, темы, связанные с политикой, размышления о религии: в этой трагедии собраны все основные интенции человеческого духа. Пьесы Шекспира одновременно трагичны и реалистичны, а образы уже давно стали вечными в мировой литературе. Возможно, именно в этом заключается их величие.

Знаменитый английский автор был не первым, кто написал историю Гамлета. До него существовала «Испанская трагедия», написанная Томасом Кидом. Исследователи и литературоведы предполагают, что Шекспир позаимствовал сюжет у него. Однако сам Томас Кид, вероятно, обращался к более ранним источникам. Скорее всего, это были новеллы раннего средневековья.

Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын под именем Амлет (англ. Amlet) и жена Герута. У правителя был брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить. Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.

Суть

Гамлет возвращается в родной замок Эльсинор на похороны отца. От солдат, служивших при дворе, он узнает о призраке, который приходит к ним по ночам и очертаниями напоминает покойного короля. Гамлет решает пойти на встречу с неведомым явлением, дальнейшая встреча приводит его в ужас. Призрак раскрывает ему истинную причину своей смерти и склоняет сына к мести. Датский принц растерян и находится на грани сумасшествия. Он не понимает, действительно ли видел дух отца, или это дьявол наведался к нему из глубин ада?

Герой долго размышляет над случившимся и в итоге решает самостоятельно узнать, действительно ли виновен Клавдий. Для этого он просит труппу актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», чтобы посмотреть на реакцию короля. Во время ключевого момента в пьесе Клавдию становится плохо, и он уходит, в этот момент раскрывается зловещая правда. Все это время Гамлет притворяется сумасшедшим, и даже подосланные к нему Розенкранц и Гильденстерн не смогли выведать у него истинных мотивов его поведения. Гамлет намеревается поговорить с королевой в её покоях и случайно убивает Полония, который спрятался за шторой с целью подслушать. Он видит в этой случайности проявление воли небес. Клавдий понимает всю критичность ситуации и пытается выслать Гамлета в Англию, где его должны казнить. Но этого не происходит, и опасный племянник возвращается в замок, где убивает дядю и сам же погибает от яда. Королевство переходит в руки норвежского правителя Фортинбраса.

Жанр и направление

«Гамлет» написан в жанре трагедии, но при этом следует учитывать «театральность» произведения. Ведь в понимании Шекспира мир – это сцена, а жизнь – театр. Это некое специфическое мироощущение, творческий взгляд на явления, окружающие человека.

Драмы Шекспира традиционно относят к . Ей свойственны пессимизм, мрачность и эстетизация смерти. Эти черты можно обнаружить и в творчестве великого английского драматурга.

Конфликт

Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.

Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным). Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть. Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.

Композиция

Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.

Действие можно разделить на пять частей:

  1. Первая часть – завязка . Здесь Гамлет встречается с призраком умершего отца, который завещает ему отомстить за его смерть. В этой части принц впервые сталкивается с человеческим предательством и подлостью. С этого и начинаются его душевные терзания, которые не отпускают его до самой смерти. Жизнь становится для него бессмысленной.
  2. Вторая часть – развитие действия . Принц решает притвориться сумасшедшим, чтобы обмануть Клавдия и узнать правду о его поступке. Также он случайно убивает королевского советника – Полония. В этот момент к нему приходит осознание того, что он является исполнителем высшей воли небес.
  3. Третья часть – кульминация . Здесь Гамлет при помощи уловки с показом пьесы окончательно убеждается в виновности правящего короля. Клавдий понимает, насколько опасен его племянник, и решает избавиться от него.
  4. Четвертая часть – Принца отправляют в Англию, чтобы там казнить. В этот же момент Офелия сходит с ума и трагически погибает.
  5. Пятая часть – развязка . Гамлет избегает казни, но ему приходится сразиться с Лаэртом. В этой части погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и сам Гамлет.
  6. Главные герои и их характеристика

  • Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
  • Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
  • Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
  • Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
  • Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
  • Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».
  • Темы

  1. Месть Гамлета . Принцу было суждено нести тяжкое бремя мести. Он не может холодно и расчетливо расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Его гуманистические установки принуждают задуматься об общем благе. Герой чувствует свою ответственность за тех, кто пострадал от распространенного вокруг зла. Он видит, что в смерти его отца виноват не один лишь Клавдий, а вся Дания, которая беспечно закрыла глаза на обстоятельства смерти старого короля. Он знает, что для совершения мести ему необходимо стать врагом для всего окружения. Его идеал действительности не совпадает с реальной картиной мира, «расшатанный век» вызывает неприязнь у Гамлета. Принц понимает, что не сможет восстановить мир в одиночку. Подобные мысли повергают его в ещё большее отчаяние.
  2. Любовь Гамлета . До всех тех ужасных событий в жизни героя была любовь. Но, к сожалению, она несчастна. Он безумно любил Офелию, и в искренности его чувств нет никаких сомнений. Но юноша вынужденно отказывается от счастья. Ведь предложение разделить горести вместе было бы слишком эгоистичным. Чтобы окончательно разорвать связь, ему приходится причинить боль и быть беспощадным. Пытаясь уберечь Офелию, он и подумать не мог, как велики будут её страдания. Порыв, с которым он бросается к её гробу, был глубоко искренним.
  3. Дружба Гамлета . Герой очень ценит дружбу и не привык выбирать себе друзей, исходя из оценки их положения в обществе. Его единственным верным другом является бедный студент Горацио. В то же время принц презрительно относится к предательству, именно поэтому так жестоко обходится с Розенкранцем и Гильденстерном.

Проблемы

Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.

Одна из главных – проблема выбора , с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.

Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?

Смысл

Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.

Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.

Критика

Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов», «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».

В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « <…> это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.

С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».

Психолог Л.С. Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет - мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях».

А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вильям Шекспир (1564-1616) – самый выдающий из всех писателей английского Возрождения. Его перу принадлежат комедии [«Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»], трагедии, сонеты, исторические хроники [«Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV», «Генрих V»].

Трагедии: «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Гамлет».

Трагедия «Гамлет». Гамлет, принц датский, узнает, что его отец не умер, а был предательски убит Клавдием, который затем женился на вдове покойного и унаследовал его престол. Гамлет клянется отомстить за отца, но вместо этого размышляет, философствует, не предпринимая ничего решительного. Он убивает Клавдия, но чисто импульсивно, узнав, что тот его отравил. На самом деле Гамлет не пассивен и не безволен. Просто учась в университет, он был далек от двора и его интриг. Сейчас же с его глаз как бы упала пелена. Он увидел непостоянство матери, которая вышла замуж во второй раз буквально сразу же после похорон первого мужа. Видит фальшь и развращенность всего датского двора. Гамлет понимает, что дело не в самом факте убийства отца, а в том, что это убийство могло осуществиться, остаться безнаказанным и принести плоды убийце лишь благодаря равнодушию, попустительству и угодничеству всех окружающих. Гамлет мог бы расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Но он мыслитель и гуманист, озабоченный общим благом. Он должен бороться с неправдой всего мира, выступая в защиту всех угнетенных. Но такая задача, по мнению Гамлета, непосильна для одного человека, поэтому Гамлет отступает перед ней, уходит в свои размышления, погружается в глубину своего отчаяния. Но такая позиция заостряет его мысли, делает беспристрастным судьей жизни. Высказывая исключительные по глубине мысли, Гамлет является не выразителем идей самого Шекспира или его эпохи, а конкретным человеком, слова которого, выражая его глубокие личные переживания, приобретают через это особую убедительность.

Трагедия изучается в школе в 10 классе, также в 8 классе изучается трагедия «Ромео и Джульетта».



20) «Фауст» Гете как жанр просветительской трагедии .

Роль прологов («Пролог в театре», «Пролог на небесах») в композиции трагедии. Фауст и Мефистофель – два взгляда на мир. Образ Маргариты. Изучение трагедии в школе.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) – величайший поэт Германии. Гениальный поэт, прозаик, драматург, человек энциклопедических знаний. В творчестве Гете воплощены наиболее прогрессивные и гуманные идеи его времени.

Трагедия «Фауст» – одно из величайших произведений мировой литературы, над которым поэт работал в течение всей жизни. Сюжет Гете заимствовал из «Народной книги» 16 века о докторе Фаусте, маге и чернокнижнике. Своему Фаусту Гете придал черты гуманиста, рвущегося из тьмы средневековья к новым, светлым временам. Стремясь познать смысл жизни, Фауст заключает союз с дьяволом, который обещает ему подарить все радости бытия. После великих испытаний и разочарований, изведав взлеты и падения, познав любовь, приобщившись к искусству, Фауст обретает внутреннюю гармонию. Высшее счастье и удовлетворение Фауст находит только в созидательной деятельности на благо народа.

Начинается трагедия с «Пролога в театре». В нем высказаны эстетические взгляды Гете. Поэт отстаивает высокое предназначение искусства. Во втором вступлении «Прологе на небесах» четко намечена оптимистическая просветительская идея трагедии. Циничному скептицизму Мефистофеля, его клевете на человека Гете противопоставляет жизнеутверждающую концепцию, вложенную поэтом в уста Господа, высказывающего уверенность, что Фауст, пройдя через все заблуждения и опасные соблазны, добьется победы и отстоит высокое звание человека.

Гете считал, что в борьбе противоречий созидается гармония мира, в столкновении идей – истина. Фауст и Мефистофель – два антипода. В них вложены определенные человеческие черты. Фауст – неудовлетворенный, мятущийся, страстный, готовый горячо любить и сильно ненавидеть, он способен заблуждаться и совершать трагические ошибки. Он очень чувствителен, его сердце легко ранить. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Мефистофель – уравновешен, страсти, и сомнения не волнуют его. Он смотрит на мир без ненависти и любви. Но это не тип злодея. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он видит несовершенство мира и знает, что оно – вечно, что никакими потугами его не переделать.

Лучшие страницы первой части «Фауста» посвящены описанию встречи Фауста и Маргариты, их любви и трагической гибели девушки. Маргарите присущи простосердечие, душевная чистота, чуткость она всецело доверилась Фаусту – прекрасному незнакомцу, встреченному ею случайно на деревенском празднике. Он завладел ее сердцем и умом. Девушка по своей натуре склонна любить, прощать недостатки, смиряться. Ей чужд дух сомнения, борьбы. Она теряется перед Мефистофелем. Его речи ее пугают. Фауст покорен душевной чистотой Маргариты. Но, добившись ее любви, он покидает ее. Маргарита убивает своего ребенка и попадает в тюрьму. Она лишается рассудка. Маргарита сознает свою страшную вину, но по-прежнему всем сердцем стремится к Фаусту.

В школе трагедия Гете «Фауст» изучается в 10 классе.

1) История сюжета “Гамлета”.

Прототип - принц Амлет (имя известно из исландских саг Снорри Стурлусона). 1 лит. памятник, в котором этот сюжет есть - “История датчан” Саксона Грамматика (1200). Отличия сюжета от “Г”: убийство короля Горвендила братом Фенгоном происходит открыто, на пиру, до этого у Ф. с королевой Герутой ничего не было. Мстит Амлет так: вернувшись из Англии (см. Гамлета) на тризну по поводу собственной кончины (все же думали, что он убит), он спаивает всех, накрывает ковром, прибивает его к полу и поджигает. Герута его благословляет, т.к. она раскаялась в том, что вышла замуж за Ф. В 1576 г. фр. писатель Франсуа Бельфоре опубликовал эту историю на франц. языке. Изменения: связь между Ф. и Герутой до убийства, усиление роли Геруты как помощницы в деле мести.

Потом была написана пьеса, которая до нас не дошла. Но мы знаем о ней из воспоминаний современников о “куче Гамлетов”, которые произносят длинные монологи. Потом (до 1589 г.) была написана еще одна пьеса, которая дошла, но не дошел автор (скорее всего это был Томас Кид, от которого осталась “Испанская трагедия”). Трагедия кровавой мести, родоначальником которой как раз и был Кид. Тайное убийство короля, о котором сообщает призрак. + мотив любви. Козни злодея, направленные против благородного мстителя, обращаются против него самого. Ш. весь сюжет оставил.

2) История изучения трагедии “Г”.

На счет Г. существовали 2 концепции - субъективистская и объективистская.

Субъективистские т.з.: Томас Хаммер в 18 в. первым обратил внимание на медлительность Г., но сказал, что Г. смел и решителен, но если бы он действовал сразу, пьесы бы не было. Гете считал, что от Г. требуют невозможного. Романтики считали, что рефлексия убивает волю.

Объективистская т.з.: Циглер и Вердер считали, что Г. не мстит, а творит возмездие, а для этого надо, чтобы все выглядело справедливым, иначе Г. убъет саму справедливость. В общем-то это можно подтвердить цитаткой: Век расшатался - И скверней всего, что я рожден восстановить его. Т.е. он вершит высший суд, а не просто мстит.

Еще одна концепция: проблема Г. связана с проблемой интерпретации времени. Резкое смещение хронологической перспективы: столкновение героического времени и времени абсолютистских дворов. Символы - король Гамлет и король Клавдий. Оба они характеризуются Гамлетом - “рыцарственный король подвигов” и “улыбчивый король интриг”. 2 поединка: король Гамлет и норвежский король (в духе эпоса, “чести и закона”), 2 - принц Гамлет и Лаэрт в духе политики тайных убийств. Когда Г. оказывается перед лицом необратимого времени, начинается гамлетизм.

3) Концепция трагического.

Гете: “Все его пьесы вращаются вокруг скрытой точки, где вся своеобычность нашего “я” и дерзновенная свобода нашей воли сталкивается с неизбежным ходом целого”. Магистральный сюжет - судьба человека в обществе, возможности человеческой личности при недостойном человека миропорядке. Герой идеализирует в начале действия своой мир и себя, исходя из высокого назначения человека, он проникнут верой в разумность системы жизни и в свою способность творить свою судьбу. Действие строится на том, что протагонист вступает на этоой почве с миром в великий конфликт, который приводит героя через “трагическое заблуждение” к ошибкам и страданиям, к проступкам или преступлениеям, совершенным в состоянии трагического аффекта.

В ходе действия герой осознает истинное лицо мира (природу общества) и реальные свои возможностти в этом мире, в развязке погибает, своею гибелью, как говорят, искупает свою вину и вместе с тем утверждает во всем действии и в финале величие чел. личности как источник трагически “дерзновенной свободы”. Конкретнее: Г. учился в Виттенберге, культурном и духовном центре Ренессанса, там он набрался идей о величии человека и т.д., а Дания с ее интригами ему чужда, это для него “худшая из тюрем”. Что он тепрь о человеке думает -см. его монолог во 2 действии (про квинтэссенцию праха).

4) Образ протагониста.

Герой - натура в высшей степени значительная и интересная. Субъективная сторона трагедийной ситуации - это и сознание протагониста. В своеобычности характера трагедийного героя заключается его удел - и сам сюжет данной пьесы, как героически характерный сюжет.

Трагедийные герой у Ш. вполне на уровне своей ситуации, она ему по плечу, без него ее не было бы. Она его удел. Другой человек на месте протагониста примирился бы со сложившимися обстоятельствами (или вообще бы не влез в такую ситуацию).

Протагонист наделен “роковой” натурой, прет против судьбы (Макбет: “Нет, выходи, поборемся, судьба, не на живот, а на смерть!”).

5) Образ антагониста.

Антагонисты - это разнообразные интерпретации понятия “доблести”. Клавдий доблестен по Макиавелли. Энергия ума и воли, умение приспосабливаться к обстоятельствам. Стремится “казаться” (мнимая любовь к племяннику).

Яго - качество ренессансной личности: активность, предприимчивость, энергия. Но натура грубая - это хам и плебей. Коварен и завистлив, ненавидит превосходство над собой, ненавидит высокий мир чувств, потому что он ему недоступен. Любовь для него похоть.

Эдмунд - активность, предприимчивость, энергия, но нет благ законного сына. Преступление не цель, а средство. Достигнув всего, он готов спасти Лира и Корделию (приказ об их освобождении). Макбет - одновременно и антагонист, и протагонист (Ш. никогда не называл трагедий именем антагониста). До появления ведьм он доблестный воин. А потом думает, что ему суждено быть королем. Это якобы его долг. Т.е. ведьмы ему предсказали - теперь дело за ним. Движимый этикой доблести, становится злодеем. К цели - любыми средствами. Финал говорит о крахе щедро одаренной личности, вставшей не на тот путь. См. его последний монолог.

6) Концепция времени.

Гамлета- см. выше.

7) Особенности композиции.

Гамлет: завязка - разговор с призраком. Кульминация - сцена “мышеловка” (“Убийство Гонзаго”). Развязка - понятно.

8) Мотив безумия и мотив жизни-театра.

Для Г. и Л. безумие - высшая мудрость. Они в безумии понимают сущность мира. Правда, у Г. безумие поддельное, у Л. - настоящее.

Безумие леди Макбет - разум человека заблудился и природа восстает против него. Образ мира-театра передает шекспировский взгляд на жизнь. Это проявляется и лексике персонажей: “сцена”, “шут”, “актер” не просто метафоры, а слова-образы-идеи (“Две правды сказаны, как благоприятные прологи к назревающему действию на тему монаршей власти” - Макбет, I, 3, дословно; “Мой ум не сочинил еще пролога, как приступил к игре” - Гамлет, V, 2 и т.д.).

Трагедия героя в том, что надо играть, а герой либо не хочет (Корделия), но вынужден (Гамлет, Макбет, Эдгар, Кент), либо осознает, что он в решающий момент всего лишь играл (Оттело, Лир).

Этот полисемичный образ выражает унижение человека жизнью, несвободу личности в недостойном человека обществе.

Сентенция Гамлета: “Цель лицедейства была и есть - держать как бы зеркало перед природой, являть всякому времени и сословию его подобие и отпечаток” - имет и обратную силу: жизнь - лицедейство, теаральность искусства - малое подобие большого театра жизни.

Семинарское занятие № 4.

Трагедия Шекспира «Гамлет»

1. Что послужило основой трагедии «Гамлет» Шекспира? Почему лишь специалистам известен сюжет о датском принце Амлете, тогда как шекспировский «Гамлет» известен всему миру?

Не секрет, что Шекспир не редко писал свои книги, вдохновившись старинными, уже кем-то рассказанными сюжетами. Например, история Ромео и Джульетты была изложена до Шекспира в поэме Артура Брука. Кто-то неизвестный задолго до Шекспира написал примитивную драматическую повесть «Король Лир и три дочери». Предание о Гамлете тоже насчитывало многовековую давность. Его историю изложил Саксон Грамматик в своей «Истории датчан» (ок. 1200г.). В ней описывалась жизнь ютландского принца Амлета, жившего в языческие времена, т. е. до 827г., когда в Дании было введено христианство.

Впоследствии этот сюжет пересказывался несколько раз разными авторами, а в 1589г. история принца даже шла на Лондонской сцене.

Эти предания и легенды с присущей им первозданной простотой и наивностью, продолжали бы существовать, как бытуют до сих пор многие легендарные и сказочные сюжеты, сохраняя всю прелесть их примитивности. Но именно Шекспиру они обязаны обретением необыкновенной глубины постижения жизни, огромной поэтической силой. Кто бы знал Ромео и Джульетту, Лира, Макбета, Отелло, Гамлета, если бы их судьбы не изобразил Шекспир? Эти и многие другие истории Шекспир поднял на высоту такого понимания жизни, какого в искусстве не было до него.

2. Почему в «Гамлете» каждый послешекспировский век видел созвучное его поискам произведение? В чем загадка принца Датского?


Трагедия Шекспира «Гамлет» наиболее знаменитая из пьес английского драматурга. По мнению многих высоко авторитетных ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Она касается важнейших вопросов жизни и смерти, которые не могут не волновать каждого человека, и имеют поистине общечеловеческое значение. Кроме того, трагедия ставит острые моральные проблемы; именно поэтому «Гамлет» привлекает многие поколения людей. Меняется жизнь, возникают новые интересы и понятия, но каждое новое поколение находит в трагедии нечто близкое себе.

Однако каждый видит принца Гамлета по-своему.

Например, Гете считал его «прекрасным, чистым, благородным, высоконравственным существом», хотя и отмечает у него «слабость воли при высоком сознании долга».

Немецкий исследователь Август Шлегель приходит к выводу, что чрезмерная склонность к рассуждениям, рефлексия убивает решимость, волю к действию. Так трагедия Гамлета начинает рассматриваться как извечная трагедия интеллигенции.

Тургеневу же он казался эгоистом: «Он весь живет для самого себя… Он скептик и вечно возится и носится с самим собою». Он противопоставляет нерешительному, скептически настроенному, неспособному увлечь Гамлету Дон Кихота, как человека действия.

утверждает, что Гамлет на разных этапах проявляет и силу, и слабость, и нерешительность, и молниеносную решимость; и что только так, в эволюции, в движении, и следует рассматривать многогранный образ Гамлета.

Отсюда парадокс восприятия великой трагедии. Именно потому, что она очень лично задевает каждого, она порождает совершенно разные, подчас противоречивые толкования.

3. В чем трагедия Гамлета?

«Он человек был во всем» (Характер Гамлета, его содержание и способы его раскрытия).

Доказать, анализируя тексты, что Гамлет - человек мысли, философ.

Гамлет - носитель гуманистического мировоззрения своей эпохи и одновременно критик идей Возрождения.

Проблема воли Гамлета.

Трагедия - редкий гость в мировом искусстве. Есть целые эпохи духовного развития, лишенные развитого трагического сознания. Причина этого в характере господствующей идеологии. Трагедия может возникнуть в условиях кризиса религиозной идеологии, как это было в древней Греции и в эпоху Возрождения.

Шекспир был современником великой эпохи в истории человечества, получившей название Возрождения, которая родилась на рубеже XIII-XIVвв. То была длительная полоса общественного и духовного развития Европы, когда происходила ломка многовекового феодального уклада и рождение буржуазного строя. Начало этому было положено в Италии. Новое мировоззрение формировалось в связи с ростом городов, развитием товарного производства, образованием мирового рынка, географическими открытиями… Был положен конец духовному господству церкви, появились зачатки новых наук.

Отдельно надо сказать про рождение и формирование новой гуманистической культуры. В скульптуре и живописи возник культ античности, в ней видели прообраз свободного человечества.

Сначала гуманизм означал лишь изучение языков и памятников письменности греко-римского мира. Эта новая наука противопоставлялась господствующему церковному вероучению феодального средневековья, носителем которого было богословие . С течением времени гуманизм обрел более широкое значение. Он оформился в обширную систему взглядов, охватывающих все отрасли знания - философию, политику, нравственность, природоведение .


Гуманисты отнюдь не отвергали христианство как таковое. Его нравственное учение, этика добра была им не чужда. Но гуманисты отвергали христианскую идею отречения от благ жизни и, наоборот, утверждали, что земное существование дано человеку для того, чтобы в полной мере использовать свои силы.

Для гуманистов человек - центр мироздания. Идеалом гуманистов был всесторонне развитый человек, равно проявляющий себя в области мысли и практической деятельности. Сломив старую мораль покорности существующим порядкам, сторонники нового взгляда на жизнь отвергали всякого рода ограничения деятельности человека.

Шекспир отразил все стороны этого сложного процесса. В его произведениях перед нами предстают как люди, еще склонные жить по старинке, так и те, кто сбросил оковы отжившей нравственности, и те, кто понимает, что человеческая свобода отнюдь не означает права строить свое благополучие на несчастьях других.

Герои пьес Шекспира - люди именно такого склада. Им присущи большие страсти, могучая воля, безмерные желания. Все они - выдающиеся натуры. Характер каждого проявляется с необыкновенной ясностью и полнотой. Каждый сам определяет свою судьбу, выбирая в жизни тот или иной путь.

Гамлет - передовой человек своего времени. Он - студент Виттенбергского университета, который был в эпоху Шекспира передовым. Прогрессивное мировоззрение Гамлета проявляется и в его философских взглядах. В его рассуждениях чувствуется проблески стихийного материализма, преодоление религиозных иллюзий. Правда, несчастья, с которыми он столкнулся, внесли разлад в его мировоззрение. С одной стороны, Гамлет повторяет хорошо усвоенное им учение гуманистов о величии и достоинстве человека: «Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличиях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!» (II, 2). Этой высокой оценке человека противостоит тут же произносимое Гамлетом неожиданное заключение: «А что для меня эта квинтэссенция праха? Из людей меня не радует ни один…» (II 2). Этими высказываниями он одновременно и подтверждает идеи Возрождения и критикует их.

Исходя из текста, смело можно предположить, что до страшных происшествий, нарушивших его духовный покой, Гамлет был человеком цельным, а это в особенности проявляется в сочетании мысли, воли и умения действовать. Потрясенное сознание привело к распаду единства этих качеств.

Первый же монолог Гамлета обнаруживает его склонность из отдельного факта делать широчайшие обобщения. Поведение матери приводит Гамлета к отрицательному суждению обо всех женщинах: «Бренность, ты зовешься женщина!»

Со смертью отца и изменой матери для Гамлета наступило полное крушение того мира, в котором он до тех пор жил. Он видит весь мир в черном цвете:

Каким докучным, тусклым и ненужным

Мне кажется все, что ни есть на свете!

О мерзость! Этот буйный сад, плодящий

Одно лишь семя; дикое и злое

В нем властвует.

Шекспир изображает своего героя натурой, наделенной большой чувствительностью, глубоко воспринимающей ужасные явления, их затрагивающие. Гамлет - человек горячей крови, большого, способного к сильным чувствам сердца. Он отнюдь не тот холодный рационалист и аналитик, каким его себе иногда представляют. Его мысль возбуждается не отвлеченным наблюдением фактов, а глубоким переживанием их. Если мы с самого начала ощущаем, что Гамлет возвышается над окружающими, то это не есть возвышение человека над обстоятельствами жизни. Наоборот, одно из высших личных достоинств Гамлета заключается в полноте ощущений жизни, своей связи с ней, в сознании того, что все происходящее вокруг значительно и требует от человека определения своего отношения к вещам, событиям, людям. Гамлета отличает обостренная, напряженная и даже болезненная реакция на окружающее.

В «Гамлете» более чем где-либо еще у Шекспира выявлена переменчивость личности. Например, сначала задачу мести за отца Гамлет принимает с несколько неожиданным пылом. Ведь совсем недавно мы слышали от него жалобы на ужасы жизни и признание, что он хотел бы покончить самоубийством, лишь бы не видеть окружающей мерзости. Теперь же он проникается негодованием, собирается с силами для предстоящей задачи. Немного времени спустя для него уже мучительно, что такая огромная задача легла на его плечи, он смотрит не нее как на проклятие, она для него - тяжкое бремя:

Век расшатался - и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!

Он проклинает век, в который родился, проклинает, что ему суждено жить в мире, где царит зло и где он, вместо того, чтобы отдаться истинно человеческим интересам и стремлениям, должен все свои силы, ум и душу посвятить борьбе против мира зла.

Проблема воли Гамлета - это проблема его выбора. В самом своем знаменитом монологе «Быть или не быть?» Гамлет сомневается, как никогда до этого. Это высшая точка его сомнений:

Что благородней духом - покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?

В этом монологе Гамлет предстает глубоким философом, в нем проявляется мыслитель, задающийся новыми вопросами: что такое смерть:

Умереть, уснуть -

И только: и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти - как такой развязки

Не жаждать?

Монолог «Быть или не быть?» от начала до конца пронизан тяжким сознанием горестей бытия . Это апогей его раздумий. Суть в том, остановится ли Гамлет на этих размышлениях или они - переходная ступень к дальнейшему?

Но в акте III, сцене 5 Гамлет, после долгих мыслей, в еще одном монологе обретает окончательную решимость.

Я сам не знаю,

Зачем живу, твердя: «Так надо сделать»,

Раз есть причина, воля, мощь и средства,

Чтоб это сделать.

До Шекспира ни один писатель не передавал таких глубоких нравственных терзаний, не описывал таких глубоких раздумий.

4. В чем героизм деяний Гамлета и величие его подвига (доказать, анализируя основные монологи Гамлета)? Оцените ваше отношение к Гамлету и методам борьбы со злом, которые он выбирает.

Гамлет непримирим ко злу, но он не знает, как с ним бороться. Героизм его в том, что, пройдя адовы круги сомнений, размышлений, терзаний, он все таки доводит свою месть до конца.

Любопытная деталь: когда Лаэрт подозревает, что его отца убил Клавдий, он поднимает народ на восстание против короля. Гамлет в точно такой же ситуации не прибегает к помощи народа, хотя народ его любит. Почему Гамлет не действует, как Лаэрт? Гамлет даже не думает о таком способе свести счеты с королем. Его борьба с Клавдием имеет для него исключительно моральный смысл. Гамлет - одинокий борец за справедливость. Но интересно, что борется он против своих врагов их же методами - он притворяется, хитрит, стремится выведать тайну своего врага, обманывает и - как это ни парадоксально - ради благородной цели оказывается виновным в смерти нескольких лиц. За Клавдием есть вина в смерти только одного прежнего короля. Гамлет убивает (правда, не намеренно) Полония, Отправляет на верную смерть Розенкранца и Гильденстерна, убивает Лаэрта и, наконец, короля; он является прямой причиной безумия Офелии и косвенно виновен в ее смерти. Но в глазах всех он остается нравственно чистым, ибо преследовал благородные цели и зло, которое он совершал, всегда было ответом на козни его противников.

В наше время можно только ужасаться методам, которые избрал Гамлет. Но надо знать историю кровавой мести эпохи, когда возникла особая изощренность отплаты врагу, и тогда станет понятной тактика Гамлета. Ему надо, чтобы Клавдий проникся сознанием своей преступности, он хочет покарать врага сначала внутренними терзаниями, муками совести, если она у него есть, и лишь потом нанести роковой удар так, чтобы он знал, что его карает не только Гамлет, а нравственный закон, всечеловеческая справедливость.

Монологи - вопрос № 3.

5. Широта и полнота шекспировских характеров (образы Полония, Клавдия, Гертруды, Лаэрта, Офелии и др.) Эпизодические персонажи.

Клавдий приятен, обходителен, и, возможно, в иных глазах даже обольстителен. (Гамлет: «Улыбчивый подлец, подлец проклятый».)

Клавдий, в отличие от Ричарда III, например, свершив одно злодеяние, готов был на нем остановиться. Достигнув цели, он, как показывает его тронная речь, стремился упрочить свое положение мирными средствами: во-первых, обезопасить страну от возможного набега Фортинбрасса, во-вторых, помириться с Гамлетом. Отлично понимая, что он отнял у него трон, Клавдий, компенсируя эту потерю, объявляет его своим наследником, просим видеть в нем своего отца. Единственное, чего он требует от Гамлета - не покидать датского двора, чтобы за ним было удобнее наблюдать (Гамлет: «Для меня Дания - тюрьма»).

Он осознает, что совершил тяжкий грех - братоубийство. Но молится он от раскаяния, не потому, что глубоко верит, он хочет всего лишь смыть с себя вину, в надежде вымолить прощение. Он сам признает, что он «нераскаян». Низменность его проявляется и в том, что он дважды тайно замышляет убить Гамлета, хотя женат на его матери! В итоге он невольно отравляет ее. Ко всему прочему он убил бывшего короля, оказывается виновником смерти наследного принца - он истребил всю королевскую семью и поэтому, по замыслу Шекспира, достоин смерти.

Гертруда. Гамлет уверен, что Гертруда искренне любила его отца, а выйти замуж за Клавдия ее побудила исключительно низменная чувственность, вызывающая у него отвращение. Гамлет укоряет и даже с ожесточением осуждает Гертруду не только в этом, но и в кровосмесительстве, что в те времена считалось тяжким грехом. Она так слепо предалась своей жажде счастья, выходя замуж второй раз, что не распознала истинного характера того, в чьи руки отдала свою судьбу. Тем не менее Гертруда знает, что безумие Гамлета мнимое, но никому этому не выдает.

Во время поединка Гамлета с Лаэртом она открыто встает на сторону сына. Коварный сговор короля с Лаэртом ей неизвестен. Она спокойно выпивает кубок с ядом, приготовленный для Гамлета. То, что она выпивает яд, предназначавшийся ее сыну, имеет символическое значение. Она, как и Гамлет, падает жертвой коварства Клавдия, и это хотя бы отчасти искупает ее нравственную вину.

Полоний. Вероятно, он занимал высокое положение и при старом короле. Новый король жалует его своими милостями и ему первому готов их оказывать. Это дает основания предполагать, что после смерти прежнего монарха Полоний сыграл важную роль в избрании Клавдия королем. Низкопоклонствующий перед царствующими особами, в своем доме он неограниченный властелин , требующий безусловного послушания. Ему надо знать все, что творится во дворце. Он всегда спешит сообщить все новости королю и сразу бежит объявить ему, например, что причина помешательства Гамлета - отвергнутая любовь. Главное средство добывать информацию у него - слежка. Он и погибает, подслушивая беседу Гамлета с матерью.

В его речах нет ни слова о сочувствии или помощи другим людям. Полоний знает сам по себе: «Я знаю сам, когда пылает кровь, как щедр бывает язык на клятвы». Он рекомендует осторожность в общении с окружающими и почти каждое его предписание проникнуто недоверием к людям, даже отправляет человека шпионить за собственным сыном, чтобы проверить, выполняет ли Лаэрт в Париже его заветы.

Мудрость Полония - это мудрость царедворца, изощренного в интригах, идущего к цели не прямыми путями, умеющего действовать тайком, скрывая истинные намерения.

Лаэрт. Если Гамлет преклонялся перед отцом, то Лаэрт желал поскорее избавиться от его опеки. После гибели отца его подозрение мгновенно падает на короля. Из этого можно сделать вывод о том, какого мнения он о своем государе. Не долго думая, Лаэрт поднимает на бунт народ, врывается во дворец и собирается убить короля. Значит, он считает себя равным королю. Месть за отца у него - дело чести, но у него о ней свое понятие. Например, он возмущается тем, что праху его отца и сестры не были отданы должные почести, но в то же время собирается перерезать Гамлету горло в церкви. Ради мести он готов даже на святотатство

Но в полной мере его презрение к истинной чести проявляется в том, что он соглашается на коварный план Клавдия убить Гамлета обманным путем, борясь с ним отравленной рапирой против обыкновенной рапиры Гамлета для фехтовальных упражнений. Он ведет себя не как рыцарь, а как коварный убийца. Перед смертью Лаэрт, правда, раскаивается. К нему с опозданием возвращается благородство духа и он признается в своем преступлении; он понимает теперь: «Я сам своим наказан вероломством».

Гамлет прощает его: «Будь чист пред небом!» Почему? Он брат Офелии и Гамлет убежден в благородстве Лаэрта, в том, что у него должны быть такие же высокие понятия о чести как и у него самого. Если вспомнить все, в чем Гамлет был виноват по отношению к семье Полония, то отношения между ними вполне могут быть охарактеризованы формулой Шекспира - «мера за меру».

Офелия. Она произносит всего 158 строк текста, но в эти строки Шекспир смог вложить целую жизнь.

Любовь Офелии - ее беда. Хотя ее отец приближенный короля, его министр, тем не менее она не королевской крови и поэтому не ровня своему возлюбленному. С первого же появления Офелии ясно обозначен главный конфликт ее судьбы - отец и брат требуют от нее отказаться от любви к Гамлету. Повинуясь им, мы видим у нее полное отсутствие вои и самостоятельности.

В трагедии нет ни одной любовной сцены между Гамлетом и Офелией. Но есть сцена их разрыва. Она полна потрясающего драматизма.

Слова, которые произносит Гамлет над могилой Офелии, окончательно нас убеждают в том, что его чувство к ней было подлинным. Вот почему сцены, где Гамлет отвергает Офелию, проникнуты особым драматизмом - все жестокие слова, которые он говорит ей, даются ему с трудом, он произносит их с отчаянием, ибо, любя ее, сознает, что она стала орудием его врага против него и для осуществления мести надо отказаться от любви. Гамлет страдает оттого, что вынужден причинить боль Офелии, и, подавляя жалость, беспощаден в своем осуждении женщин. Примечательно, однако, что лично ее он ни в чем не винит и не шутя советует ей уйти в монастырь из этого порочного мира.

Горацио. Друг Гамлета по университету. Совершенно бездействующему персонажу, Горацио отведена в идейном замысле важная роль. Он служит Шекспиру для выявления идеала человека. Ему единственному Гамлет полностью доверяет свой план мести. Он не раб страстей; Горацио человек спокойный, уравновешенный, ему присущ рационализм. Но главное, что в нем подчеркивает Гамлет, это его философский взгляд на жизнь. Горацио при всем своем мудром спокойствии горячо любит Гамлета. Видя, сто принц умирает, он хочет разделить с ним судьбу и готов выпить яд из отравленного кубка. Гамлет останавливает его.

Горацио - человек гуманистической культуры, горячий поклонник античности. Перед попыткой выпить яд и покончить жизнь самоубийством он восклицает: «Я римлянин, не датчанин душою».

Розенкранц и Гильденстерн. Они - это тихие повадки, угодливость и увертливость, поддакивание, ласкательность и льстивость, притворство, пресмыкательство, всегодность и ничтожество.

Своеобразный драматизм их судьбы в том, что они пешки в чужой игре. Привыкшие угождать и повиноваться, они не знают ничего о сути происходящего, даже о том, в чем непосредственно они участвуют. Добровольные слуги зла, они гибнут, как и Полоний, попав под удар одного из двух могучих противников.

Принц Фортинбрасс и его отец.

Роль Фортинбрасса едва ли не самая маленькая в трагедии. Принцы никогда не встречаются лично, они судят друг о друге понаслышке, но оба высокого мнения друг о друге.

Фортинбрасс идет сражаться, движимый честолюбием. Гамлет же ради этого не поднял бы меча. Рыцарской воинственностью норвежский принц идет в отца, который не любил сидеть без дела. Он томился покоем и без всякого повода вызвал на поединок отца Гамлета, сам выдвинув условие, что побежденный отдает свои земли победителю, и проиграл.

Гамлет отдает Фортинбрассу голос на владение Данией, т. к. он, в отличие от Клавдия, но несмотря все же на некую его ограниченность, действует с открытым забралом, честно, без злонамеренности и коварства. Не будучи идеальным рыцарем, он является, можно сказать, наименьшим злом.

Отец Гамлета. Без него не было бы трагедии. От начала и до конца его образ витает над ней. Завещая принцу отомстить Клавдию, Призрак предупреждает Гамлета не причинить никакого зла матери, карой для которой должны послужить ее собственные душевные терзания и не запятнать свою честь.

6. Актуальны ли идеи «Гамлета» сегодня?

Проблемы нравственного выбора будут актуальны всегда. Чем глубже читатель вдумывается в великое творение Шекспира, тем больше он будет находить в нем. Смысл произведения раскрывается не только в характерах и ситуациях. Есть в трагедии нечто конкретно не выраженное. Это совершенно особенное чувство, будто, читая или смотря пьесу на сцене, мы приобщаемся к самым корням жизни. Этого не выразить словами. Но после всего, что мы узнали о людях, появившихся в трагедии, после того как свершилась судьба каждого из них, возникает ощущение того, что поэт подвел нас к той центральной точке, в которой сосредоточились величие, красота и трагизм бытия. Тщетно искать в творении Шекспира четких и ясных ответов на вопросы, возбуждаемые ею. Чем полнее мы сможем представить многообразие характеров, сложность драматического действия, чем глубже мы вчувствуемся в трагические судьбы героев, тем больше мы приблизимся к тому огромному миру, который гений Шекспира сумел воплотить в сравнительно малом объеме своей великой трагедии.

Эта одно из тех произведений, которые удивительно стимулируют мышление. Для большинства она становится тем личным достоянием, о котором каждый чувствует себя вправе судить. Поняв Гамлета, проникшись духом великой трагедии, мы не только постигаем мысли одного из лучших умов; «Гамлет» - одно из тех произведений, в котором выражено самосознание человечества, сознание им противоречий, желание преодолеть их, стремление к совершенствованию, непримиримость ко всему, что враждебно человечности.

За все времена истории искусства нет более популярного произведения, чем «Гамлет» Шекспира. Вот уже более трёхсот лет эта гениальная трагедия ставится во многих театрах по всей планете.

Интересен тот факт, что люди разных возрастов, вероисповедания и отличных менталитетов учатся искать ответы на волнующие их вопросы на примере этого произведения.

Тайна такого неугасаемого интереса к этой пьесе кроится в том, что извечные мирские проблемы раскрываются в непревзойденных художественных образах, которые мастерски обрисовывает драматург.

В самом начале пьесы мы наблюдаем за основной целью Гамлета, – он жаждет отомстить за убийство своего родителя. Не следует забывать, что речь идет о средних веках, когда кровная месть была закономерностью. Но главный герой является по своей природе человеком гуманистических взглядов и мстить жёстко он не способен, т.к. это вызывает конфликт с самим собой.

Гамлет взвешивает все «за» и «против» для того, чтобы разрешилось создавшееся положение. Какая действительность окружает его? Мать главного героя вышла замуж за убийцу его отца… Друзья самого Гамлета, которые по идее должны быть ему преданными, наоборот, ставят ему «подножки», предают его, и всячески помогают заклятому врагу Гамлета… И даже возвышенное чувство, – любовь, – обрекает его на одинокое существование…

Как мы видим из сцены на кладбище, Гамлет и вовсе теряет веру в то, что человек – сильное создание; что мы – не «марионетки» в чьих-то руках. По его мнению, зло – это то, что правит миром и ничего с этим поделать невозможно. Как будто в подтверждение его мысли, события в пьесе развиваются стремительно – гибнет безнаказанно Офелия. Гамлет пребывает в глубоких раздумьях: если он перейдет в статус убийцы, то сам станет злодеем, нарушит свои принципы.

Гамлету выпадало несколько возможностей лишить жизни убийцу его отца. Вот он видит, как, находясь в одиночестве, Клавдий возносит молитву, в которой признаётся в своих грехах. Во времена Шекспира, смерть в такой момент воспринималась, как благословение, душа как бы автоматически попадала в рай. Но как Гамлет мог допустить это? Героя одолевает страшная мука: с одной стороны – чувство долга, с другой – принципы, по которым живет Гамлет. Ужасное умозаключение приходит в его голову – мы все являемся узниками в этом мире, где нет места справедливости.

«Быть или не быть?» – самый часто задаваемый вопрос Гамлета самому себе. Он считает себя бездеятельным, не понимает, способен ли он вообще на какие-либо решительные шаги?

Все это нам известно из монологов Гамлета, где видим постоянное противостояние. Он думает, что созрел даже для лишения себя жизни, но тут же спрашивается: а вдруг после смерти, в другом измерении, он будет так же мучится и задаваться теми же вопросами?..

В конце пьесы мы все же наблюдаем, что убийца короля получил свое наказание, но ведь это произошло не так, как хотелось бы Гамлету.

И ведь не зря главный герой мнит себя умалишенным. Все, что пришлось осознать ему и при этом без помутнения рассудка, может лишь огромной силы человек.

Шекспир освещает проблемы человечества философского характера: в чем смысл бытия, может ли быть побежденным зло? Конечно, он не отвечает однозначно, но твердо верит, что, неся в мир благо, мы обязательно найдем ответы на эти сакраментальные вопросы.