Ганс Рудольф Гигер: биография и работы художника. Ганс рудольф гигер и биомеханические бары

Биомеханические миры Ганса Гигера

Он худой и высокий. Голодный и злой. Его кожа — нездорового серо-коричневого цвета. У него вытянутый череп и невеселое лицо. У него две пары челюстей, из них капают слюни. Он создан человеком, однако это вовсе не Буратино. Персонаж вам известен — это Чужой из одноименного фильма. Придумал его швейцарский художник Ганс-Руди Гигер — он сотворил целый зоопарк подобных монстров и даже целые миры, населенные ими. Но наш мир знает его в главным образом как создателя Чужого. Кто он, Гигер? Человек, создавший суперпопулярного монстра и с тех пор живущий с ним счастливо... Или... не все так просто?

«Оскар» — за кошмар

Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия;
страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида,
и все же он не может освободиться от нее — да и не хочет,
ибо человек страшится, но страшится он того, что желает.

В середине 1970-х режиссер Ридли Скотт работал над фильмом «Чужой». Задумка казалась перспективной, не хватало главного — жуткого монстра-пришельца. Тогда сценарист фильма Дэн О’Бэннон вспомнил о своем приятеле Гансе-Руди Гигере — в то время уже известном швейцарском художнике.

О’Бэннон показал Скотту книгу под названием «Некрономикон Гигера» — альбом репродукций, полный удивительно реалистичных изображений странных и страшных существ. Одни твари пришли из эротических снов, других сделали из запчастей неведомых машин, для внешности третьих было характерно и то и другое...

«Когда я увидел книгу, мои глаза на лоб полезли!» — вспоминает Скотт. Гигер оказался самой подходящей находкой. Более всего режиссера привлекла картина Necronom IV с длинноголовым чудищем, которое после небольших переделок стало знаменитым Чужим. Гигера немедленно пригласили в проект, и в феврале 1978-го с ним заключили договор.

Художник быстро подготовил рисунки, по которым следовало сделать скульптуру Чужого, и отправил их Скотту в Англию. Местные скульпторы с задачей не справились — пришлось позвать самого автора руководить работой. Гигер планировал задержаться в Великобритании на три недели, но работа затянулась на пять месяцев: помимо «Чужого» он занялся и оформительской работой — от проектирования образа космического корабля с его интерьером до создания пейзажа планеты.

Биомеханика

И он прекрасен... как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки.

Граф Лотреамон, «Песни Мальдорора»

Но не Чужим единым жив Ганс-Руди Гигер. Милая мордашка и хрупкая тушка Чужого — это всего лишь один из множества адских персонажей гигеровского мира.

Ранние работы Гигера — типичный сюрреализм с заметными намеками на технику мастеров этого жанра, особенно Сальвадора Дали. Но художник пытался создать свой стиль, найти новые интересные источники вдохновения. Когда Гигеру попадаются какие-то новые образы, он старается максимально «выжать» их: по-всякому перерисовывает, комбинирует, а если этого недостаточно — создает их скульптурные образы.

Один из часто встречающихся сюжетов его картин — шахты. В биографии Гигера у шахт есть своя история. Он начал рисовать шахты в 1966 году, они ему тогда постоянно снились — пропасти с бесконечными лестницами без перил.

Другой сюжет — гильотины. Однажды Гигер купил игрушечную модель этого устройства, и оно стало одним из образов, который он часто рисовал. И чтобы ее как следует «проработать» в своем сознании, он захотел сделать гильотину в настоящую величину. Заказал у плотника все необходимые части и собрал гильотину — правда, без лезвия. «Отец говорил, что я сошел с ума», — вспоминает Гигер. Впрочем, бедного папу странное увлечение тревожило недолго — интерес к этой жуткой штуке у сына скоро пропал.

Как-то Гигер познакомился с творчеством американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта — создателя мифов о Ктулху и прочих божествах из недр земли и морских глубин. Эти мифы содержатся в таинственной книге «Некрономикон», которую, судя по всему, сам Лавкрафт и придумал. Но это неважно — ужасающие образы космических сил, готовых пробудиться и захватить мир, притягательны для современной культуры независимо от того, насколько правдивы эти истории.

Готовя к печати очередной альбом со своими картинами, Гигер долго размышлял, как назвать серию своих работ, пока не пришел к названию «Некрономикон Гигера», хотя книга с Лавкрафтом никак не связана.

В 1968 году Гигер издал альбом постеров «Биомеханоиды». Биомеханоиды — придуманные Гигером существа, сочетающие в себе механику и органику, технологию и искусство. Именно благодаря Гигеру появился термин «биомеханическое искусство».

В идее биомеханоидов мало удивительного — это, возможно, закономерный ответ на новые достижения науки, которая готова менять человека с помощью клонирования, генетики, технологичных имплантатов... Приведут ли такие технологии к катастрофе? Никто не знает, но ожидания от них по большей части пугающие. И у Гигера представление о них не самое радужное.

Источник вдохновения

У того, кто живописует сверхъестественное, должно быть воображение,
подсказывающее ему образы, или, составляя реальные сцены,
он заимствует понемногу из призрачного мира, в котором живет.

Г.Ф. Лавкрафт, «Фотография с натуры»

Один из главных источников вдохновения Гигера — ночные кошмары. Художник временами страдает расстройствами сна, которые и приносят новые образы. Живопись для него является как бы психотерапией: если он долго и тщательно работает с какими-то образами, то они постепенно покидают сновидения. На место их, однако, приходят новые кошмары...

Гигеру как персоне публичной постоянно приходилось вести довольно напряженную жизнь. Усталость не выбивает его из колеи, а вызывает очередные нарушения сна и новые кошмары. А они для него — источник вдохновения!.. Вот так непрерывно работает творческая лаборатория по имени Ганс-Руди Гигер.

Одну из интерпретаций живописи Гигера предлагает психолог Станислав Гроф. По его теории, человек до, во время и в первые дни после рождения проходит состояния, которые определяют специфику его психики в дальнейшем. Эти состояния могут быть негативными или позитивными — в зависимости от того, есть ли какие-то угрозы жизни и здоровью в процессе развития организма. Картины Гигера, по мнению Грофа, идеально иллюстрируют негативные состояния.

Фотограф из ада

Голландским таможенникам однажды показалось, что мои работы не нарисованы, что это фотографии. Интересно, где, по их мнению, я их снимал? В аду, что ли? Только после того, как приглашенный эксперт установил, что мои работы выполнены с помощью краскопульта, таможенники их пропустили.

Рассматривая картины Гигера, невозможно не удивиться их натуралистичности. Заметно, что реальности добавляют детали типа прозрачных слоев, легких, «живых», бликов или будто бы настоящего сияния. Фотографического эффекта художник добивается, виртуозно используя краскопульт — пульверизатор, распыляющий краски. С его помощью сделано большинство работ Гигера.

Со временем Гигер расширил диапазон используемых техник — он рисует и чернилами, и маркерами, и пастелью; среди его поздних работ мало больших картин, сделанных краскопультом.

В 1989 году специально для съезда «Ангелов Ада» — известной международной группировки байкеров — Гигер создал серию постеров, нарисованных маркерами. Когда рисунки напечатали, он увидел, что получились они тусклыми. Но времени на перепечатку не было! Художник решил срочно возвратить им изначальные цвета и принялся прямо во время съезда раскрашивать распечатанные постеры — любимым краскопультом.

Загадка черепа

А началось все... с черепа.

Уже в детстве Гигера тянуло к мрачной романтике. И еще он обожал рисовать. Однажды отец, аптекарь, подарил маленькому Гансу-Руди человеческий череп, который получил на каком-то научном семинаре. С этого момента Гигер и оказался окончательно околдован потусторонними образами, которые и повлияли на его дальнейшее творчество. Об этом явно говорит то, что Гигер до сих пор хранит эту, казалось бы, не слишком удивительную вещь как огромную ценность.

Эта «красотка» — один из первых экс-периментов в области биомеханического искусства, когда Гигер еще предпочитал работать с чернилами (1960 год).Рисунок Ганса Гигера (1960 год)

Ганс Рудольф Гигер - это тот человек, с которым меньше всего хочется встретиться глазами. У него пронзительный, пробирающийся до самых темных уголков души, тяжелый, мрачный, будто из самой преисподней, взгляд. Кажется, что он видит и знает больше о тебе, чем ты сам.

Биография

Ганс Рудольф Гигер родился в Швейцарии, в небольшом городке под названием Кур. Произошло это 1940 года. Мир встретил его не очень приветливо. Роды были тяжелыми, и первое, с чем соприкоснулась головка будущего художника, были холодные металлические щипцы.

С детства он был отчужденным и больше погруженным в собственный внутренний мир, нежели в мир реальный. Еще в ранние годы проявился его практически маниакальный интерес к темной стороне жизни. Поскольку рос он в живописных исторических местах, то имел возможность питать свой интерес, посещая места, где казнили преступников. Попытки заглянуть по ту сторону жизни проявлялись в том, что будущий художник откапывал давно похороненные скелеты, а потом складывал втайне от родителей кости под кровать.

Однажды его отец-фармацевт получил в награду от одной из фирм-производителей медицинских препаратов череп. Видя увлеченность сына всем мрачным и фатальным, папа презентовал подарок сыну. Тем самым окончательно закрепив направление интересов сына. С тех пор они стали неразлучными - карандаш и Ганс Рудольф Гигер. Рисунки выходят из-под его пера один за одним. Через некоторое время он решается показать свое творчество, и с тех пор начинается его становление.

Путь к славе

Свой первый цикл рисунков Гигер нарисовал в 19 лет и назвал «Атомные дети». Еще в пятилетнем возрасте будущий художник увидел результаты трагедии в Хиросиме и Нагасаки. Тысячи обезображенных японцев, горе людей, ни в чем неповинных, нависшая угроза над всем человечеством. Рисунки были опубликованы в журнале, который выпускала родная школа Ганса.

Уже в 1969 году Ганс Рудольф Гигер выпускает свои постеры, после чего художника ожидают первые персональные выставки. Но подлинное признание он получил после выхода в свет постеров «Некрономикон». Вскоре начинается новый этап в карьере художника. Гигер Ганс Рудольф, галерея эскизов которого поражает воображение Ридли Скота, приглашен для работы в Голливуд. Он разрабатывает концепт существ для фильма «Чужой». Именно его руке принадлежит образ ксеноморфа. Кроме того, монстры Гигера становятся прототипами героев остальных трех частей фильма, а также «Чужого против хищника». В награду за свои труды художник получает в 1980 году «Оскар» за «Лучшие визуальные эффекты».

Творчество художника

Доподлинно не известно, как складывались отношения ребенка с родителями. Но, судя по творчеству, Ганс Рудольф Гигер наверняка получил психологическую травму, которую на протяжении всей своей жизни он тщетно пытался сублимировать в творчество. Зацикленный на генитальной фазе развития, художник создает картины, наполненные изображениями половых органов, плодов во внутриматочном пространстве и обезображенных женских тел. Судя по картинам, у творца была легкая форма шизофрении и глубокое расщепление личности.

Большое влияние на стиль Гигера оказывают картины Сальвадора Дали, Эрнеста Фукса и Альфреда Кубина, с которыми он знакомится еще в юношеском возрасте. Некоторые искусствоведы добавляют, что большую часть вдохновения творец черпал из наркотических галлюцинаций. В произведениях швейцарца прослеживаются явные признаки сюрреализма и магического реализма.

Ганс Рудольф Гигер, картины которого создавались при помощи аэрографа, особенно часто использовал коричневые, болотные, темно-синие цвета и металлик. С помощью распыления краски на полотна он мастерски обыгрывал сплетение живой, теплой плоти и жесткого, холодного металла. Металлические трубки, которые впились в самые сокровенные места человеческого тела, вызывают боль. Искусственные механизмы со всех сторон давят на человека, сжимают его, подчиняют своей воле. Очень похоже на появление на свет художника, не правда ли?

Финал

В 1998 году Гигер приобретает шато в живописной Швейцарии, в котором на сегодняшний день располагается музей и хранилище работ художника. Отношения с женщинами у творца не складывались, и свои последние дни он провел в одиночестве. Скончался он банально - от травм, полученных в результате падения с лестницы. Последний свой вдох он сделал в местной больнице 12 мая 2014 года.

Про Орсона Уэллса, гениального кинорежиссера, говорят, что все любили с ним дружить, отираться вокруг, но мало кто был готов пойти с ним на прямое сотрудничество, мало кому приходило в голову спонсировать его фильмы. То же можно сказать и о кинокарьере Ганса Руди Гигера, швейцарского сюрреалиста - после ошеломительного успеха "Чужого", который принес ему "Оскар", она взяла в руки стаканчик из-под Кока-колы и жила от подачки до подачки.

= рывок = назад = мельтешение кадров = скрип локомотива = шепот призраков =

Первой кинокартиной Гигера стал коротенький "Убийца домов" ("Heimkiller", 1967), - он длится всего 11 минут - в котором демонстрируются своеобразные "кровяные" часы: в прозрачной емкости находится белая голова, а сверху и снизу установлено 2 бутылки. Единственный герой в исполнении самого художника переворачивает часы, и на голову изливается красная жидкость. Омерзительное зрелище усиливается явным сходством Гигера и головы в резервуаре.

В том же году Ф. М. Мюрер снимает короткометражку "Высшая точка" ("High"), которая полностью состоит из картин Гигера - динамика создается с помощью меланхоличного струнного саундтрека и плавного путешествия камеры по пейзажам и пассажам рисунков сюрреалиста.

Видимо, Гансу Руди понравились видеоэксперименты, потому что уже через два года выходит опус посерьезней - называется он сделано в "Сделано в Швейцарии, 2069" ("SwissMade 2069", 1969). Фильм потребовал серьезной подготовки, так как Гигеру понадобилось изготовить свой первый костюм инопланетянина, в вытянутой голове которого без труда просматривается эмбрион любимого всеми ксеноморфа: воистину гигеровское существо носило в голове видеокамеру, а на груди - бобинный магнитофон. Сыграла его женщина, что придает формам твари некую странную сексуальность.

До недавнего времени достать эти фильмы в СНГ было практически невозможно, однако сегодня упертый адепт биомеханики с успехом преодолеет все препятствия с помощью пресловутого Гугла и Ютьюба.

И вот, наконец-то, по-настоящему крупный проект, проект мечты: в 1975 году Алехандро Ходоровски задумал снять "Дюну" Фрэнка Герберта с Орсоном Уэллсом, Сальвадором Дали (он должен был исполнить роль Императора), Миком Джаггером и Аленом Делоном. Музыку должны были написать "Pink Floyd", а над декорациями и другими концептами работали Жан "Мёбиус" Жиро и Гигер. Ганс Руди решил вспахать поля планеты Харконенов - он создал серию впечатляющих полотен и известные кресла Харконенов. Планировался хронометраж в 10 часов экранного времени. Однако ветер в голове Ходоровского помешал вовремя начать съемки и продюсеры отказались от фильма.

Казалось бы, лучшего повода для того, чтобы плюнуть на киноворотил раз и навсегда, не найти. И все же "Дюна" познакомила Дэна О"Бэннона, который рассчитывал занять место режиссера по спецэффектам, с творчеством безумного швейцарца.

В ходе подготовки к съемкам "Чужого", О"Бэннон, соавтор сценария этого, в некотором роде, по-лавкрафтиански "космического" ужастика, вспомнил о Гигере и показал Ридли Скотту его альбом "Некрономикон". Скотт пришел в восторг, ткнул пальцем в картину "Necronom IV" и...

Повезло всем - и Гигеру, которому дали практически полную творческую свободу, и Скотту с Уивер, проснувшимся известными. Благодаря этому сотрудничеству появился один из самых мощных и оригинальных образов инопланетян в истории кино - он настолько отличался от всего, что было до него, был настолько "другим", что уже даже сам вид ксеноморфа внушал отвращение и ужас. Но, несмотря на это, образ получился весьма привлекательным - не потому ли, что в нем сквозит неприкрытый эротизм?

Издательство "Morpheus" выпустило по фильму замечательный арт-бук "H R Giger"s Alien".

1982 год. Для студии "Universal" Гигер создает несколько впечатляющих картин - идет подготовка к мрачному фантастическому фильму "Турист". Любители фильмов ужасов должны презирать "Инопланетянина" Спилберга за то, что он помешал успеху "Нечто" Джона Карпентера, настоящему шедевру, собрать достойную кассу. Но кто бы мог подумать, что все тот же И-Ти помешал воплощению в жизнь столь интригующего замысла! Конецепт-арты просто поразительны.

За этой неудачей последовал идиотский анекдот: некий Рональд Мур подкараулил Гигера на одном из фестивалей, и, расписав красоты новейшего, блестящего футуристического боевика "Охота будущего" ("Future-Kill", 1985), - мутанты! ужасы! большой город! убийства! ночь! панки! - уговорил художника создать постер картины. Впечатленный Гигер согласился. Каково же было его разочарование, когда ему на глаза попался не только воспетый, но и снятый лично Муром видеомусор...

В продолжении приключений бравой лейтенанта Рипли, последней выжившей с корабля "Ностромо", в "Чужих" (1986), их создатели даже и не думали заниматься тайной мрачной развалины. Более того, во второй части голливудщики обошлись без Гигера, и мрачный научно-фантастический хоррор превратился в боевик.

Но Страна Грез не забыла о швейцарце: в тот же 1986 год выходит "Полтергейст 2: По ту сторону" ("Poltergeist II: The Other Side"), для которого Гигер с плодотворностью трудоголика ваяет концепт-арты и генеририрует массу идей. Но рейтинг "PG-13" не позволил ему разогнаться на полную мощность, и большинство задумок так и остались воплощенными лишь в акриле.

Не остались в стороне и японцы, пригласившие Гигера в качестве создателя чудовищ для фильма "Токио: последний мегаполис" ("Tokyo: The Last Megalopolis", 1987). Ганс Руди очень хотел работать прямо на съемочной площадке, принимать непосредственное участие в создании фильма (видать, предыдущий горький опыт подсказывал, что нужно брать ситуацию в свои руки), но чрезвычайно плотный график этого ему не позволил. В результате его рука чувствуется только в дизайне Гохо Додзи, но японцам можно сказать спасибо - они очень постарались в точности передать видение Гигера. Фильм пользовался большим успехом, его даже называли "лучшим научно-фантастическим фильмом Японии".

Неизвестно, почему, но для "Чужого 3" решили вернуть Гигера. Возможно, Дэвид Финчер очень хотел снять неповторимое кино, которое при этом было бы ближе к истокам. Но франшиза приносила слишком много денег, чтобы продюсеры отпустили вожжи и позволили Финчеру с Гигером свободно творить. Как результат - несколько отвергнутых сценариев (один из них написал "отец киберпанка" Уильям Гибсон - от его версии остались только штрихкоды на затылках у заключенных), тонны отвергнутых концептов (в том числе и от других художников), масса переделок... Фильм начали снимать, когда сценарий еще не был готов, и разъяренный Финчер открестился от своего первенца.

В итоге получилось совсем не так плохо, как можно подумать - "Чужой 3" мрачный, оригинальный, пугающий. Особое внимание следует уделить режиссерской версии - в ней капельку меньше излишнего пафоса, и она значительно лучше.

Но вот Ганс Руди опять остался с носом, ведь его великолепные придумки опять остались не у дел - создатели фильма не приняли его оригинальный новый дизайн пса-чужого, остановившись на компромиссной версии, похожей на гибрид ксеноморфа из третьей части и свежей придумки. Вот как ксеноморф лишился изящного хвоста, чувственных губ, и голливудской улыбки.

1995 год ознаменовался двумя разочарованиями.

Сперва был Тим Бёртон с Джоэлем Шумахером - в поисках чего-то необычного для "Бэтмена навсегда" они обратились к Гигеру за дизайном бэтмобиля. Хотели оригинально - получите и распишитесь. Озадаченные Тим и Джоэль решили, что для них это слишком, ведь не рибут же у них, в конце концов!

Потом пришел Роджер Дональдсон с красавицей Наташей Хенстридж и предложил Гансу создать для фильма "Особь" ("Species") то, что он так долго хотел - инопланетную femme fatale, которая бы лучилась смертью и извращенной биомеханической сексуальностью. Языки вместо сосков, которые вырываются из груди и опутывают жертву; полупрозрачное тело, каким изначально должен был быть первый ксеноморф... Да все что угодно! Они даже выделили деньги на детскую мечту Гигера - санкционировали его идею с кошмаром инопланетянки, в котором присутствует страшный локомотив-призрак. И работа закипела.

Ганс Руди гордился своим творением - инопланетянка Сил выглядела потрясающе. Да и работа с поездом спорилась: составы походили на черепа с головками членов вместо черепной коробки; позади каждого состава выдвигался ковш, который забрасывал внутрь бегущих по платформе людей - там их пережевывало, и по языкам, по зубам составов бежала густая кровь. Выглядел поезд потрясающе - лучшей игрушки для уже стареющего Гигера и не придумать, он был счастлив.

То, что сделали киношники, просто чудовищно: они по большей части заменили Сил-робота компьютерной поделкой, а сцена с поездом проносится так быстро, что зритель не успевает понять, что это вообще было. Не потрудились сценаристы и растолковать присутствие этой сцены - как будто само ее наличие было уже подарком.

Американский писатель ужасов Лэрд Баррон вспоминает, как он и сотрудники пошли на премьеру фильма: когда в титрах появилось имя Гигера, паренек в пирсинге и татушках вскочил с криком "Гигер - это жесть!!!" Весь оставшийся фильм он просидел молча.

Потом был "Презерватив-убийца" ("Kondom des Grauens" 1996), экранизация одноименной серии комиксов Ральфа Кёнига. Гигеру очень нравился оригинал, и с энтузиазмом взялся за создании маленьких латексных злодеев. Согласившись на крохотный гонорар, Ганс Руди с обычным для него энтузиазмом принялся засыпать киношников всевозможными идеями - делал множество зарисовок, создал несколько прототипов презервативов-убийц из кондомов и черепов мелких животных... Но со временем он понял, что на него попросту не обращают внимания - как и Рональду Муру, создателям картины просто хотели заполучить его имя. В титрах художника обозвали "креативным консультантом". "Невостребованным", добавляет сам Гигер.

Казалось бы все, хватит! Но нет. Всего годом позже началась работа над короткометражным фильмом "Кошмар Г. Р. Гигера" ("HR Giger"s Alptraum"). Режиссер и сценарист фильма, немец Эрик Декода, планировал снять картину о жизни Гигера, и провести параллели между его биографией и творениями. Сам Гигер признается, что идеи для практически всех его картин пришли к нему во сне - отсюда название. Декода начал работать над "оживлением" картин, порой показывая зрителю, что находится за рамкой, что не попало "в кадр" холста - возможно, они должны были стать снами художника. Работа над картиной прекратилась из-за недостаточного финансирования.

Но, как бы то ни было, даже незавершенный фрагмент смотрится потрясающе. Да, компьютерная графика устарела, однако ожившие фантазии Гигера просто незабываемы.

= рывок = вперед = мельтешение кадров = визг гидравлики = взрыв сверхновой =

Гигер не работал с киношниками целых 15 лет, и это более чем понятно. Удивляет скорее обратное - то, что он каждый раз все им прощал и давал еще один шанс. Может потому, что первая серьезная работа в кино принесла ему столь оглушительный успех?

Но вот его вновь зовет Ридли Скотт, человек, который однажды уже позволил Гигеру сделать все, что ему хотелось, человек, который внимательно выслушивал его идеи. И Гигер идет ему навстречу.

В "Прометее" ("Prometheus", 2012) швейцарец возвращается на таинственную развалину и воскрешает "космического жокея". Он подарил ожившему инопланетянину новые фрески, украсил его жилище. Говаривают, что остальные мастера по спецэффектам устроили Гигеру настоящий алтарь - его можно различить где-то в комнате с исполинской головой. И пускай Всемирная Сеть бурлит от негодования поводу нестыковок и глупостей в сценарии, одно бесспорно - визуально картина безупречна, и в значительной мере это заслуга старика Г. Р. Гигера.

И, все же, либо Скотту не хватило былой смелости, либо у Ганса Руди поиссякли идеи (72 года - не подростковый возраст!), но отдельные кадры из "Прометея" до боли напоминают старые работы Гигера. К примеру, "храм" инженеров до боли напоминает концепт-арты для "Чужого" (по изначальной идее, яйца должны были быть обнаружены там) и "Дюны".

Но остальные придумки, которые сгенерировали другие умы, явно черпали вдохновение в картинах швейцарского сюрреалиста - достаточно поближе взглянуть на костюм Инженера. Гигер подарил фильму свою фирменную биомеханику, а вот отплатит ли "Прометей" столь же щедрой монетой?

= рывок = вперед = вперед = вперед = вперед =

Ханс Рудольф Гигер (нем. Hans Rudolf Giger), он же Ганс Руди Гигер (нем. Hans Rüdi Giger) - швейцарский художник, представитель фантастического реализма, наиболее известный своей дизайнерской работой для фильма «Чужой». Его имя часто пишется как HR Giger , настоящее имя Hansruedi Giger.

Родился в швейцарском городе Кур (кантон Граубюнден, Швейцария /Chur, Graubünden, Switzerland /) в семье аптекаря. Катализатором развития воображения и без того увлеченного всем тёмным и таинственным ребенка послужил принесенный как-то отцом череп (врученный ему в качестве профессионального поощрения одной из медицинских фирм).

Впервые рисунки Гигера (цикл «Atomkinder» - «Атомные дети») публиковались с 1959 г. в журнале, издававшемся в школе Кура, а также в подпольных изданиях типа «Clou» и «Hotcha».

Первые плакаты начинают публиковаться уже в 1969 году, в это же время открываются его первые персональные выставки.

Истинная слава пришла к нему в 1977 с выходом третьей книги «Некрономикон». Особенно этот сборник постеров привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта. Тот пригласил Гигера для работы над концептом существ, художественным дизайном своего фильма «Чужой» и создания образа ксеноморфа. Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику Оскар в 1980 за «Лучшие визуальные эффекты». Рисунки его «монстра» послужили эскизами и для последующих 3 фильмов, и для дилогии «Чужой против Хищника» , хотя в этих фильмах образ и сама сущность пришельца с кислотной кровью была кардинально изменена.

Декорации научно-фантастического фильма «Прометей» (2012) на сей раз создавались без участия Ганса Рудольфа Гигера - художника самого первого «Чужого», хотя, без сомнения, все художники проекта создавали модели существ и ландшафта «Прометея» под огромным влиянием его работ. Более того, в работу над фильмом были привлечены эскизы и наработки Гигера, которые были созданы им в 1969 г. для «Чужого», но по разным причинам так и не были тогда использованы. Об этом, а также почему Г.Р.Гигер не участвовал в создании «Прометея», Ридли Скотт рассказывает в бонусных материалах (продолжительностью 34 часа) к фильму, вышедших отдельными дисками.

В средневековье дракон стал олицетворением сатаны, и как таковой должен был ужасать, а посему и изображать его следовало страшным. Поэтому в образе дракона собрали все самое худшее, что вызывает страх и отвращение: змеиные чешуи, ящериное и одновременно фаллическое тело ящерицы (ящериц и саламандр панически боялись), раздвоенный змеиный язык и ядовитую слюну, змеиный хвост, зубатую и ко всему этому в придачу извергающую огонь (конечно, адский) пасть, крылья нетопыря (которого тоже боялись). Короче говоря - сплошное зло, сплошная мерзость, сплошной ужас. Идентичную операцию впоследствии произвел Х.Р. Гигер (H.R. Giger): создавая образ «Чужого», он собрал воедино все человеческие фобии.

Еще одной известной работой в кино стала работа над фильмом «Особь» (Species, 1995), научно-фантастический фильм Р. Дональдсона, где Гигер разработал дизайн инопланетных красот. Кроме того Гигер, в сотрудничестве с Крисом Фоссом (Chris Foss) и Жаном Жиро «Мёбиусом» (Jean Giraud (Moebius)), в качестве дизайнера участвовал в работе над фильмом «Дюна» .

Одно из любимых занятий Гигера - написание книг, самая известная книга о фильме «Species».

Уникальное художественное качество картинам Гигера придает аэрограф. Это приспособление, которое распыляет краску. Гигер доказал, что живопись может создаваться и при помощи механизма. Собственно, в этом есть и свой подтекст, особенно если учесть, что основной тематикой его картин являются созданные им же биомеханизмы, которые соединяют в себе плоть и металл. О творчестве Гигера писал его друг, Тимоти Лири:

«Они (картины) недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдем. Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям. Это наши фотоснимки - за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки. И дальше - в глубины ядра человеческой клетки. Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу. Наши города похожи на гигантские муравейники, населенные колониями насекомых, безликих и уродливых. И это - мы.»

Работы Гигера выполнены в жанре фантастического реализма. Также его стиль многие художники называют некро-готикой, биомеханикой, а подстили - эротомеханикой и др. По мнению Вальтера Шуриана, «творения […] Гигера стали олицетворением демонической стороны фантастического искусства». В 2000 году издательство Taschen предложило почитателям творчества художника коллекцию карт Таро (Baphomet Tarot – by Akron & H.R.Giger ). Каждая карта является тщательным воспроизведением одной из картин Гигера.

Художник спроектировал и тщательно проработал микрофонную стойку для концертных выступлений и съемок в клипах вокалиста группы Korn - Джонатана Дэвиса. В контракте было оговорено создание пяти стоек. В итоге Гигер создал три, две из которых купил Джонатан Дэвис. Обложки альбомов Деборы Харри «Koo Koo» и Emerson, Lake & Palmer «Brain Salad Surgery» были включены журналом «Роллинг Стоун» в список ста выдающихся обложек века.

В 1998 году Гигер приобрёл шато Сен-Жермен в Грюйере (англ.), Швейцария, и теперь этот дом является действующим музеем Х.Р. Гигера и постоянным хранилищем его работ; также маэстро предоставляет экспозиционную площадь музея для выставок других художников, принадлежащих к направлению фантастического реализма. В коллекции музея - многочисленные гротески, скульптуры, эксцентричная мебель и модели для фильмов, большая часть - из 60-х гг. На первом этаже представлена частная коллекция Гигера. В музее находится много эскизов к фильму чужой, а также модели чудищ. В крохотном закутке, отделенном от остальной экспозиции шторами, в свете красной лампы находятся странные рисунки с пришельцами в компроментирующе-эротических позах (вход только для лиц достигших 18 лет).

В музее HR Giger в Грюйере находится бар HR Giger. Дизайн бара спроектирован Гигером. Он представляет собой высокие арки, напоминающие спинные хребты позвоночных животых. Если вы находитесь внутри, у вас создается ощущение, что вас проглотил «чужой». Все в этом баре внушает страх и тревогу. Когда-то «Гигер-бар» был еще и в Нью-Йорке, но закрылся, а в Токио так и не появился - помимо прочих чудес художник хотел, чтобы каждый стол находился в отдельной кабинке лифта и постоянно поднимался и опускался. Японские архитекторы сочли это невозможным и рассорились с Гигером.

В 2012 году проводил выставки в Гамбурге, Германия, в Москве и Стамбуле. В планах находятся работа для дальнейших персональных выставок, так же как и участии в многочисленных групповых выставках в галереях и музеях во всем мире.

Последний период жизни Гигер жил и работал в Цюрихе.

Художник и дизайнер Ганс Рудольф Гигер скончался на 75-м году жизни в больнице от травм, полученных при падении с лестницы в понедельник, 12 мая.

В сети интернет можно встретить следующие варианты написания имени и фамилии художника:

Ханс Рудольф Гайгер; Х.Р. Гайгер; Ганс Руди Гигер; HR Giger; H. R. Giger; Hansruedi Giger; Hans Rudolf «Ruedi» Giger.

====================================

  1. Hans Rudolf Giger - Summary Bibliography (перечень изданий с обложками, оформленными художником).
  2. Страница на IMDB
  3. Мирза Бабаев. Гигер: биомеханика зла (День за днем, 1 декабря 1995)
  4. Видео-пролистывание каталога выставки H.R. Giger Seul avec la Nuit

Дополнительную информацию к биографии Гигера предоставил

...Он худой и высокий. Голодный и злой. Его кожа — нездорового серо-коричневого цвета. У него вытянутый череп и невеселое лицо. У него две пары челюстей, из них капают слюни. Он создан человеком, однако это вовсе не Буратино. Персонаж вам известен — это Чужой из одноименного фильма. Придумал его швейцарский художник Ганс-Руди Гигер — он сотворил целый зоопарк подобных монстров и даже целые миры, населенные ими. Но наш мир знает его в главным образом как создателя Чужого. Кто он, Гигер? Человек, создавший суперпопулярного монстра и с тех пор живущий с ним счастливо... Или... не все так просто?

«Оскар» — за кошмар

Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее — да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает.

Серен Кьеркегор

В середине 1970-х режиссер Ридли Скотт работал над фильмом «Чужой». Задумка казалась перспективной, не хватало главного — жуткого монстра-пришельца. Тогда сценарист фильма Дэн О’Бэннон вспомнил о своем приятеле Гансе-Руди Гигере — в то время уже известном швейцарском художнике.

О’Бэннон показал Скотту книгу под названием «Некрономикон Гигера» — альбом репродукций, полный удивительно реалистичных изображений странных и страшных существ. Одни твари пришли из эротических снов, других сделали из запчастей неведомых машин, для внешности третьих было характерно и то и другое...

Брат Чужой

Обложка первого издания «Некрономикона Гигера», 1977 год.

Несмотря на сомнительность «Некрономикона» как исторического текста, после Лавкрафта появилось множество поклонников этой книги. Возникли и оккультные течения, которые сделали ее своим «священным текстом». То же произошло и с «Некрономиконом Гигера» — некоторые посчитали, что художник в нем показал свое видение лавкрафтовской мифологии, хотя сам он себя с ней не связывал. Что забавно, одна из таких оккультных групп посчитала Гигера едва ли не пророком, и ребята посвятили его в свой «орден» под «тайным именем» — Frater Alien, то есть брат Чужой. Самому же Гигеру об этом стало известно позже; проще говоря, «магическое посвящение» произошло «заочно» — без просьбы и без ведома.

«Когда я увидел книгу, мои глаза на лоб полезли!» — вспоминает Скотт. Гигер оказался самой подходящей находкой. Более всего режиссера привлекла картина Necronom IV с длинноголовым чудищем, которое после небольших переделок стало знаменитым Чужим. Гигера немедленно пригласили в проект, и в феврале 1978-го с ним заключили договор.

Художник быстро подготовил рисунки, по которым следовало сделать скульптуру Чужого, и отправил их Скотту в Англию. Местные скульпторы с задачей не справились — пришлось позвать самого автора руководить работой. Гигер планировал задержаться в Великобритании на три недели, но работа затянулась на пять месяцев: помимо «Чужого» он занялся и оформительской работой — от проектирования образа космического корабля с его интерьером до создания пейзажа планеты.

«Некроном IV», прототип Чужого. От изначального вида, впрочем, пришлось отказаться — его пос-
читали чрезмерно эротически вызывающим.

«Чужие» игры

Через три года после фильма вышла первая компьютерная игра с Чужим — Alien (Fox Video Games) — для тогдашней Atari 2600. В 1980-х еще несколько игр под названием Alien (или Aliens) сделано разными производителями для разных компьютеров (Commodore 64, ZX Spectrum, Amstrad CPC, MSX и других динозавров). В 1990-х, с ростом популярности приставок, появилось множество консольных игр о Чужих, мало отличавшихся и сюжетом, и, как обычно, названиями. Что любопытно, использование Чужого не всегда было связано с использованием авторских прав. Впрочем, для ранних консольных и компьютерных игрушек этот образ эксплуатировать можно было спокойно — все равно ведь, сказать откровенно, получалось непонятно что...

Одной из первых игр для PC с Чужим стала Aliens: A Comic Book Adventure (Mindscape, 1995). Образы и сюжет она заимствовала не у Гигера и не из кино, а из комиксов по фильму (отсюда и название). К этому же периоду относится и игра Alien Trilogy (Probe Entertainment, Sculptured Software, 1995, 1996) для DOS и консолей (PlayStation, Sega Saturn).

О самой свежей игре, Aliens vs. Predator (Rebellion Developments), мы рассказывали в мартовском номере. Первая из них была издана в 1999 году, а всего насчитывается полтора десятка Alien(s) vs. Predator — попытка подружить монстров вполне удалась. А в перспективе — Aliens: Colonial Marines , выход которой Sega только планирует на этот год. Среди героев — все те же ксеноморфы...

Aliens: Colonial Marines: Sega обещает нечто захватывающее.

Чужого играл лондонский студент-нигериец. Он идеально подходил — был рослым (почти 2,1 метра) и худым. Гигер постоянно работал над костюмом Чужого, который актеру для этого приходилось почти ежедневно надевать на себя на несколько часов. «Одеяние» влетело в четверть миллиона долларов!

В 1979 году, как хорошо известно, новая «зоология» в виде Чужого буквально поработила мир. Ну а новая слава — в виде журналистов — попыталась «поработить» Гигера: всем хотелось узнать побольше о «папочке» Чужого. После выхода фильма диалоги с газетчиками иногда длились по пять часов ежедневно, а как-то Гигер дал за сутки двадцать три интервью — с этого времени у него развилась настоящая «аллергия на вопросы о Чужом».

В 1980 году Гигер получил «Оскар» в номинации «За лучшие визуальные эффекты» в «Чужом». После этого популярность Гигера и его «деточки» стала прямо-таки запредельной.

Биомеханика

И он прекрасен... как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки.

Граф Лотреамон, «Песни Мальдорора»

Но не Чужим единым жив Ганс-Руди Гигер. Милая мордашка и хрупкая тушка Чужого — это всего лишь один из множества адских персонажей гигеровского мира.

Ранние работы Гигера — типичный сюрреализм с заметными намеками на технику мастеров этого жанра, особенно Сальвадора Дали. Но художник пытался создать свой стиль, найти новые интересные источники вдохновения. Когда Гигеру попадаются какие-то новые образы, он старается максимально «выжать» их: по-всякому перерисовывает, комбинирует, а если этого недостаточно — создает их скульптурные образы.

Один из часто встречающихся сюжетов его картин — шахты. В биографии Гигера у шахт есть своя история. Он начал рисовать шахты в 1966 году, они ему тогда постоянно снились — пропасти с бесконечными лестницами без перил.

Другой сюжет — гильотины. Однажды Гигер купил игрушечную модель этого устройства, и оно стало одним из образов, который он часто рисовал. И чтобы ее как следует «проработать» в своем сознании, он захотел сделать гильотину в настоящую величину. Заказал у плотника все необходимые части и собрал гильотину — правда, без лезвия. «Отец говорил, что я сошел с ума», — вспоминает Гигер. Впрочем, бедного папу странное увлечение тревожило недолго — интерес к этой жуткой штуке у сына скоро пропал.

Как-то Гигер познакомился с творчеством американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта — создателя мифов о Ктулху и прочих божествах из недр земли и морских глубин. Эти мифы содержатся в таинственной книге «Некрономикон», которую, судя по всему, сам Лавкрафт и придумал. Но это неважно — ужасающие образы космических сил, готовых пробудиться и захватить мир, притягательны для современной культуры независимо от того, насколько правдивы эти истории.

Готовя к печати очередной альбом со своими картинами, Гигер долго размышлял, как назвать серию своих работ, пока не пришел к названию «Некрономикон Гигера», хотя книга с Лавкрафтом никак не связана.

Оккультные мотивы

Оккультная тематика всегда привлекала Гигера. Следы мистики можно найти в его работах, но обычно он к ней обращается совершенно спонтанно.

«Дебби-2» (1980). Эта картина, как и некоторые другие работы Гигера, представляет собой раскрашенную акрилом фотографию.

Так, в 1981 году Гигер создал серию картин — портретов Дебби Харри, актрисы и певицы из группы Blondie. На них Дебби изображена в странном виде: ее лицо проткнуто четырьмя акупунктурными иглами. Сам художник только позже понял, почему решил изобразить ее именно так, — игла около глаз символизировала огонь, у носа — воздух, у рта — воду, в шее — землю; пятая игла, появлявшаяся в клипе с этой картиной, означала дух. Это те самые пять элементов, из которых, согласно древним мистическим представлениям, состоит все сущее.

Здесь же интересно упомянуть о некотором интересе (хотя тоже не очень глубоком) к творчеству известного британского оккультиста Алистера Кроули. Один из примеров — картина «Иероглифы»; она представляет собой «биомеханоидную» перерисовку «Стелы Откровения» — доски из древнеегипетского погребения, которая имеет большое значение для кроулианской мистики.

Зная об интересе художника к колоде Таро, созданной Кроули («Таро Тота»), швейцарский оккультист Акрон в начале 1990-х сделал на пару с Гигером новую колоду — «Таро Бафомета». Правда, тут художник специально ничего не рисовал; они с Акроном отобрали для нее ранее нарисованные картины Гигера. Результат получился шокирующим: вместо традиционной философской символики гадальных карт зрителя встречают инфернальные зрелища... Тем не менее колода оказалась привлекательной и для почитателей таинственного, и для любителей сувениров, и ее вместе с пояснительным буклетом несколько раз переиздавали на разных языках.

К слову, мистическая тема в живописи Гигера коснулась и отечественной культуры: есть у него работы, посвященные «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

В 1968 году Гигер издал альбом постеров «Биомеханоиды». Биомеханоиды — придуманные Гигером существа, сочетающие в себе механику и органику, технологию и искусство. Именно благодаря Гигеру появился термин «биомеханическое искусство».

Пара биомеханоидов, нарисованных в 1974 и 1975 годах.

В идее биомеханоидов мало удивительного — это, возможно, закономерный ответ на новые достижения науки, которая готова менять человека с помощью клонирования, генетики, технологичных имплантатов... Приведут ли такие технологии к катастрофе? Никто не знает, но ожидания от них по большей части пугающие. И у Гигера представление о них не самое радужное.

Источник вдохновения

У того, кто живописует сверхъестественное, должно быть воображение, подсказывающее ему образы, или, составляя реальные сцены, он заимствует понемногу из призрачного мира, в котором живет.

Г.Ф. Лавкрафт, «Фотография с натуры»

Гигер и Гроф — давние друзья.

Один из главных источников вдохновения Гигера — ночные кошмары. Художник временами страдает расстройствами сна, которые и приносят новые образы. Живопись для него является как бы психотерапией: если он долго и тщательно работает с какими-то образами, то они постепенно покидают сновидения. На место их, однако, приходят новые кошмары...

Гигеру как персоне публичной постоянно приходилось вести довольно напряженную жизнь. Усталость не выбивает его из колеи, а вызывает очередные нарушения сна и новые кошмары. А они для него — источник вдохновения!.. Вот так непрерывно работает творческая лаборатория по имени Ганс-Руди Гигер.

Одну из интерпретаций живописи Гигера предлагает психолог Станислав Гроф. По его теории, человек до, во время и в первые дни после рождения проходит состояния, которые определяют специфику его психики в дальнейшем. Эти состояния могут быть негативными или позитивными — в зависимости от того, есть ли какие-то угрозы жизни и здоровью в процессе развития организма. Картины Гигера, по мнению Грофа, идеально иллюстрируют негативные состояния.

Фотограф из ада

Голландским таможенникам однажды показалось, что мои работы не нарисованы, что это фотографии. Интересно, где, по их мнению, я их снимал? В аду, что ли? Только после того, как приглашенный эксперт установил, что мои работы выполнены с помощью краскопульта, таможенники их пропустили.

Ганс-Руди Гигер

«Биомеханический ландшафт» (1977 год).

Рассматривая картины Гигера, невозможно не удивиться их натуралистичности. Заметно, что реальности добавляют детали типа прозрачных слоев, легких, «живых», бликов или будто бы настоящего сияния. Фотографического эффекта художник добивается, виртуозно используя краскопульт — пульверизатор, распыляющий краски. С его помощью сделано большинство работ Гигера.

Со временем Гигер расширил диапазон используемых техник — он рисует и чернилами, и маркерами, и пастелью; среди его поздних работ мало больших картин, сделанных краскопультом.

В 1989 году специально для съезда «Ангелов Ада» — известной международной группировки байкеров — Гигер создал серию постеров, нарисованных маркерами. Когда рисунки напечатали, он увидел, что получились они тусклыми. Но времени на перепечатку не было! Художник решил срочно возвратить им изначальные цвета и принялся прямо во время съезда раскрашивать распечатанные постеры — любимым краскопультом.

Серия картин работ 1980-1981 годов, посвященных Нью-Йорку.

Всюду Гигер

Чем популярнее я становлюсь, тем терпимее ко мне относится общество, хотя недоверие по-прежнему остается.

Ганс-Руди Гигер

В феврале 1987 года выставка живописи для «Чужого» и некоторых других работ приехала в Токио. Япония буквально помешалась — начался настоящий «гигеровский бум». Выставку посещало по две тысячи человек в день. Появился фан-клуб Гигера. Местные рисовальщики хоррор-комиксов мгновенно освоили гигеровский стиль, а производители игрушек наводнили рынок сотнями тысяч фигурок Чужого и похожих «монстриков».

В том же году на японский перевели несколько альбомов Гигера. Там же выходит многотомник А. Кроули, книги Т. Лири и Г.Ф. Лавкрафта с гигеровским оформлением. Одна из японских компаний предложила открыть «Гигер-бар» — развлекательное заведение, полностью оформленное по проекту художника в стиле фильмов о Чужом. Гигер согласился.

Планировалось, что в баре будут кабины, ездящие на высоту в четыре этажа, и прочая красота. А в результате обошлись грубыми набросками Гигера — чтобы закончить побыстрей. Возмущенный Гигер отказался от прав на заведение и никогда там не бывал. Через несколько лет заведение закрылось.

Музей Гигера в Грюйере.

Однако идея бара-имени-себя так понравилась Гигеру, что он довел ее до ума у себя на родине. Сейчас в Швейцарии есть два «Гигер-бара» — в Грюйере и в Куре, родном городке Гигера. Создание этих баров проходило под полным контролем художника. Помещения сделаны в духе космического корабля Чужого — от стен до столиков и кресел. Ясное дело, заходят туда не столько выпить-закусить, сколько поглазеть на интерьер и, вероятно, почувствовать себя Чужими.

Творчество Гигера много где можно обнаружить. Он известен как создатель скульптур, ювелирных украшений, оформления ряда фильмов (в частности, «Полтергейст-2» и сиквела «Особь»). Его картины пользуются популярностью в качестве обложек дисков многих рок-групп, а уж тату-мастера без его живописи — вообще никуда.

Мир игр тоже не обошелся без Гигера, и речь не только о Чужом. Самым ярким примером воплощения гигеровского творчества в компьютерных играх остается сиквел Dark Seed . В квесте герой Майк Доусон (его назвали именем главного дизайнера и продюсера), пытаясь спасти человечество от Древних (то есть от лавкрафтовских чудищ), путешествует по двум мирам — обычному и темному параллельному. Оформление потустороннего мира полностью основано на картинах Гигера и их фрагментах.

Dark Seed 2. Да уж, если бы в такой обстановке действительно оказался живой человек, сохранить разум ему было бы нелегко...

Соглашаясь на использование своего творчества, Гигер всегда трепетно и требовательно относится к тому, чтобы оно было представлено в самом лучшем виде.

Загадка черепа

А началось все... с черепа.

Уже в детстве Гигера тянуло к мрачной романтике. И еще он обожал рисовать. Однажды отец, аптекарь, подарил маленькому Гансу-Руди человеческий череп, который получил на каком-то научном семинаре. С этого момента Гигер и оказался окончательно околдован потусторонними образами, которые и повлияли на его дальнейшее творчество. Об этом явно говорит то, что Гигер до сих пор хранит эту, казалось бы, не слишком удивительную вещь как огромную ценность.