Герои пьесы “Бедность не порок” А. Островского: краткая характеристика, анализ персонажей.  Любим Торцов - характеристика героя (персонажа) (Бедность не порок Островский А.Н.) Кто является главным героем бедность не порок

ЛЮБИМ ТОРЦОВ - герой комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Л.Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу - Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л.Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л.Т. ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею Л.Т. «созорничал»: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город».

На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество Л.Т, душа которого «иззябла». Горькое шутовство Л.Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле». В поведении Л.Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л.Т, когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет!» Л.Т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно - к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества»,- говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л.Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л.Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок», бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л.Т.: «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам». Л.Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности - сознание своего падения. В образе Л.Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л.Т. явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л.Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф.М.Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Л.Н.Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп»). Первый исполнитель роли Л.Т.- П.М.Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей - В.В.Самойлов (1854), М.С.Щепкин (1855), П.В.Васильев (1861), А.А.Остужев (1934).

Характеристика героев произведения Островского "Бедность не порок".

  1. Любовь Гордеевна — первая из героинь Островского с горячим сердцем. . В Любови Гордеевне нет вольнолюбия, безоглядной удали, но она сильна своей прочной связью
    с патриархальной моралью. Она — человек сильный и цельный. Ее любовь к Мите — искренняя, горячая и с оттенком какой-то взрослой, материнской жалости к бедному и зависимому человеку. Ах, Аннушка, как я его люблюто, кабы ты знала! Парень-то хороший.. . Больно уж он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый.
    Любовь Мити и Любови Гордеевны опоэтизирована Островским, она представляется
    ему идеальной, полным выражением настоящей любви, как ее понимают в народной среде. Не случайно поэтому, что отношения любящих все время как бы комментируются, сопровождаются как лейтмотивом народными лирическими песнями. Особенно тесно связана, соотнесена с фольклорной стихией Любовь Гордеевна. В соответствии со складом ее личности речь героини немногословна и сдержанна, но вся она строго выдержана в чисто народном, крестьянском стиле. Если в складе речи Мити виден приказчик, в нее проникают обороты и выражения гостинодворской галантности,
    то речь Любови Гордеевны совершенно лишена этого налета.
    В комедии Бедность не порок сталкивается идеальная любовь Мити и Любови Гордеевны, патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной основной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: За что девичий век заедаете,
    в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за нее надоть будет богу ответ дать. Любовь Гордеевна и не мыслит возможности нарушить отцовскую волю и готова ей покориться, принимая предстоящий брак как подвиг послушания, жертву. Очень характерно, что она не просит отца послушать ее, последовать ее желанию, в отчаянии она молит его: Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!. . Передумай, тятенька!.. .
    При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Егоровна пытается ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна твердо ее останавливает: Ну, маменька, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить.
    Островский видит в поведении Любови Гордеевны не рабскую покорность, тем более
    не страх перед невзгодами, которые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг понимается в ее среде. Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, сердце свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет.

Хотя в этой статье мы будем проводить анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского , сначала рассмотрим историю создания этого выдающегося произведения. Это важно, ведь именно с пьес Островского началась история русского театра. Он создает целостность актерской игры в неординарных ситуациях. В 1869 году пьеса "Бедность не порок" впервые была поставлена в театре Садковского. Возможно, вас также заинтересует краткое содержание этого произведения.

Как известно, пьеса - это очень широкое понятие, и следует уточнить жанр пьесы "Бедность не порок". Это комедия со своей проблематикой и ярко выраженной главной темой. Проблемы, которые автор раскрывает перед читателями - это становление человеческой личности, разрешение конфликтов, нравственность эпохи и падение этих самых нравов. Критики-современники не восприняли пьесу, как серьезное произведение, а счастливый исход посчитали лишь преображением реальности, сокрытием настоящих изъянов человеческой души. К тому же Островский высмеял пороки людей, чем задел близких друзей, которые узнали в его героях себя.

Тематика и основные образы комедии

Безусловно, анализ пьесы "Бедность не порок" подразумевает точное определение главной темы. В пьесе Островский поднимает несколько злободневных тем, но несмотря на их глобальный характер и значимость, они все решаемы. Таково видение великого драматурга. В комедии есть любовная линия, рассматривается взаимосвязь богатства и бедности. А кто является основными образами комедии? Коротко обратим внимание на каждого из них:

  • Гордей Карпыч Торцов - богатый купец пожилого возраста. Человек с суровыми взглядами и тяжелым характером, от которого страдает все его окружение.
  • Пелагея Егоровна Торцова - пожилая жена Торцова. Его душа, искренне его любит и не смеет возражать его выходкам.
  • Любовь Гордеевна Торцова - их дочь, готовая к замужеству. Влюблена в Митю, который работает у ее отца. Их любовь взаимная, но Торцов против такого союза, а Люба не может отстоять свои чувства и покоряется воле отца.
  • Митя - влюбленный жених Любы. Терпит все издевательства ее отца.
  • Любим Карпыч Торцов - брат Торцова, его полная противоположность, добрый пьяница. Именно этот нищий умудряется уговорить своего строгого брата выдать замуж Любовь за Митю.
  • Африкан Савич Коршунов - богач, старик и приятель Торцова. Он намерен жениться на его молодой дочери, но их свадьба не состоялась.
  • Яша Гуслин - племянник купца Торцова, Яша поет песни под гитару, является другом Мити. Также он влюблен в молодую вдову Анну Ивановну, их чувства взаимны. Но Торцов против и этого союза, хотя им тоже удается получить его благословление.
  • Анна Ивановна - возлюбленная Яши
  • Гриша Разлюляев - друг юношей Мити и Яши, но влюбленный в Любу. Когда он узнает, что Митя станет мужем Любы, то искренне радуется за него. Отличный пример настоящей дружбы.

Анализ пьесы "Бедность не порок"

Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.

Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского.

После похорон отца Гордей поделил наследство по удобной для себя схеме — себе оставил заведение, приносящее стабильный доход, а брату отдал разницу денежными средствами и ценными векселями. Наследство исправно «работало» на Гордея, капитал его приумножился в разы, что вызывало у него обострённое чувство гордости. А Любим Карпыч быстро прогулял почти все свои деньги, а те, что остались у него обманом выманил фабрикант Коршунов. Чтобы не пропасть с голоду, Любим вынужден был подрабатывать шутом.

В начале повествования читатель знает Гордея Карпыча как сварливого и требовательного хозяина, которого все и всё вокруг раздражают от близких людей до гостей дома. Ему свойственно срываться на приказчика Митю с требованиями «выше головы», он без конца отчитывает своего брата и считает, что тот ведёт себя недостойно и оскорбительно, жену свою Гордей открыто считает глупой невеждой, не заслуживающей уважения.

Съездив на побывку в Москву, герой заболел желанием остаться там навсегда. Теперь он уверен, что его истинное место в высших кругах и только в столице. Всё, что русское ему больше не по душе, окружать себя хочется лишь заграничным и диковинным. Даже друг у Гордея соответственный появился — Африкан Савич. Фабрикант надёжно втёрся в доверие героя, не подозревающего, что именно этот богатенький старичок обманул его брата, и сейчас нацелился разорить и его самого.

Гордей Карпыч уже пообещал свою единственную дочь выдать за Коршунова, но, к счастью, Любим вовремя разоблачил мошенника, и свадьба не состоялась. После произошедшего Гордей открывается читателю с новой, незнакомой стороны человека умеющего осознавать свои ошибки, раскаиваться в содеянном и быть благодарным за оказанную помощь. Он примиряется с выручившим его братом, а дочь отдаёт под венец с тем, кто ей на самом деле люб.

Цитаты Гордея Торцова

Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду.

Какие нежности при нашей бедности!

Ты зачем? Разве здесь твое место? Залетела ворона в высокие хоромы!

Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок.

Много ты знаешь! Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен… целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросвещенными живете, дураками и умрете.

Единственная форма, которую может принять протест в среде тёмного купечества, – это освобождение личности от уз его душной жизни... Если личность культурна, – много путей открыто перед ней. Если нет – она, чаще всего, оказывается выбитой из колеи и погибает: разбойничество, разгул, пьянство, бродяжничество, – вот, в чем выражался этот протест в древней Руси .

В такую народную, старинную форму вылился этот протест и в обстановке купеческого «самодурства». В комедии Островского «Бедность не порок» (см. её полный текст , краткое содержание и более подробные содержания отдельных действий: 1-го , 2-го и 3-го), выведен Любим Торцов, брат самодура Гордея . От природы обладающий пылким темпераментом, что называется, «широкой натурой», он при жизни отца в родной семье, где, по всей вероятности, тоже царило самодурство, поневоле должен был сдерживать себя, подчиняясь господствовавшей силе. Чем сильнее было это подчинение, чем более сменялась его страстная натура, тем могущественнее должна была пробуждаться в нем неудержимая потребность в «вольной волюшке», – стремление дать простор рвущейся к сильным, разнообразным впечатлениям душе.

Островский. Бедность не порок. Спектакль, 1969

Широко размахнулся Любим, когда вырвался на волю – кутежи, разгул, пьянство, всевозможные увлечения, – все переиспытал он, не знавший, где искать истинной свободы. Скоро спустил он все отцовское наследство, сделался пьяницей, бродягой, шутовством добывал себе пропитание . Но не пропил, не прогулял своей души Любим, и она заговорила в нем: «Страх на меня напал, – рассказывает он, – ужасть на меня нашла. Как я жил? Что я за дела делал? Стал я тосковать, да так тосковать – что, кажется, умереть лучше!»

Такие, очищающие душу, порывы людей в древней Руси приводили, обыкновенно, к монастырю (ср. «Повесть о Горе-Злосчастье»), но Любим в монастырь не пошел, – он сделался пьяницей, трудиться не стал, быть может, и потому, что брат не протянул ему руки помощи, когда он ее просил. Но под лохмотьями бродяги у него билось честное сердце, – правдивое, благодарное к тем, кто был к нему участлив.

Испытав немало горя, Любим сделался отзывчивым к чужому страданию; бездельничая сам, он, однако, умеет уважать труд. Умный и в то же время хитрый, он ловко расстраивает намерения Гордея выдать дочь свою Любовь за старого Африкана Коршунова. Он умеет и помочь юноше Мите, который питает к Любе нежные чувства, умеет и разжалобить каменное сердце Гордея.

«Человек ты, или зверь?» говорит Любим брату, становясь на колени перед ним. «Пожалей ты и Любима Торцова! Брат, отдай Любушкуза Митю – он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался. Лета мои прошли, тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то, да честно пожить! Ведь, я народ обманывал, просил милостыню, а сам пропивал. Мне работишку дадут – у меня будет свой горшок щей. Тогда-то я Бога возблагодарю. Брат! и моя слеза до неба дойдет... Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок!»

В этой прочувствованной, сильной речи выразился чисто русский простонародный взгляд на жизнь. Вообще вся пьеса Островского, обильная народными песнями, поговорками и пословицами, написанная чисто русским прекрасным языком, производила на современников такое впечатление своею «народностью», что один из современников поэтов-славянофилов воспел русскую сцену, обновленную этой комедией, в таких стихах:

Там... теперь гуляет быт родной;
Там песня русская свободно, звонко льётся,
Там целый мир – мир вольный и живой...
Великорусская на сцене жизнь пирует,
Великорусское начало торжествует!..
Великорусской речи склад,
Великорусский ум, великорусский взгляд,
Как Волга-матушка, широкий и гульливый!

«Шире дорогу – Любим Торцов идет!» – это восклицание хмельного Любима сделалось торжественным кличем, который пронесся в русской славянофильской литературе, после появления в свет комедии «Бедность не порок». В Любиме увидели олицетворение русской национальной души, русского ума и сердца...

То обстоятельство, что носителем «национальных идеалов» Островский выбрал павшего человека, – никого не смущало. С легкой руки