«Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, — сердце, добрые чувства…» (По роману Гончарова «Обломов»). Сочинение на тему разум и чувства по литературе Илья Ильич о жизни Штольца

Полутемная комната, заваленная ненужными вещами, заставленная громоздкой мебелью. Кругом пыль, запустение, грязь. В центре диван, на котором лежит человек, ставший символом лени, апатии и … душевной чистоты, сердечности. Да, да, почти полтора века на восклицание Обломова: «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца?» - мы отвечаем: «Сердца, конечно, сердца!» И сразу в сторону отходит деятельный, практичный целеустремленный Штольц, и остается он, изнеженный, неуклюжий, порой смешной, Обломов. Почему?

Мне кажется, вопрос приоритета

Ума или сердца в России всегда решался и, наверное, будет решаться в пользу второго. Наша страна даже сейчас, когда наступило время Штольцев, нуждается в Обломовых. Этот герой «даже слишком русский», ибо в нем соединились непробудная лень, о которой говорят: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», щедрость, наивность и главная черта нашего менталитета - душевность, синоним которой сердечность.

Я обожаю Обломова с его трогательным смущением из-за недоеденных сухарей, пылким признанием в любви к музыке и женщине, искренней верой в дружбу. «Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало

К нему грязи…» - скажет Штольц, выразив главные качества характера друга - сердечность и отсутствие фальши.

Умен ли Обломов? Безусловно, неглуп. Но это лишь крошечная толика его «хрустальной души». Ум его - это ум ребенка, который понимает, что нужно учиться, работать, но зачем? Обломов искренне рад и горд за близкого друга, тот уж точно знает, куда применить свои силы, куда вложить, что купить, где достать. Это умение отсутствует у Ильи Ильича, оно даже пугает его. Герою, наверное, было бы очень трудно сейчас, в наше «коммерческое» время.

Все, что происходит с Обломовым, - результат сердечных «движений», он не планирует, не рассчитывает своих действий, так ему подсказывает сердце. Этому сколько угодно подтверждений.

Встреча с Ольгой. Первое неожиданное признание во время пения: «Я чувствую не музыку…а… любовь». Илья искренне верит хотя и недолго в то, что может измениться,. Обломов чувствует любовь всем сердцем. В Ольге - его новая жизнь, его почти нереальное, идеальное обломовское представление о семье и счастье. Почему же он отказывается от всего? Потому что Илья Ильич прекрасно понимает: он не сделает любимого человека счастливым.

А быть таковым самому за счет кого-то для Обломова невозможно. Только большое сердце способно на подобный поступок. Он никогда больше не испытает «лихорадки жизни», он почти духовно умирает и все-таки по-другому не может. Самопожертвование Обломова - одна из ярчайших черт русского характера. Эта способность заставила великосветских княгинь отказаться от титулов и отправиться в Сибирь, а их мужей выйти на Сенатскую площадь. Нельзя заглушить зов сердца быть с теми, кому тяжело, кто нуждается в поддержке.

Есть в русском языке выражение: «Сердца на всех хватит». Это об Обломове. Все, находящиеся с ним рядом, получают душевное тепло и понимание. Штольц спешит к другу не только затем, чтобы вытащить его из постели. Андрей получает заряд сердечности, добра, как в детстве, когда полусонная Обломовка становилась истинным раем для лишенного детства мальчика. И взрослому Штольцу необходим Обломов, только с ним он не делец, предприниматель, а человек. Это Илья помог Андрею познать настоящую дружбу, бескорыстную и верную, а позже любовь, на которую Штольц, казалось бы, был не способен.

А Ольга? Разве она не была счастлива с Обломовым? Разве сравнима боль разлуки с нежностью, искренностью и пылкостью чувства! Ее жизнь «пересекла… такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», говоря словами купринского генерала Аносова из рассказа «Гранатовый браслет». Сердце Ольги испытало все грани большого чувства, а это не только восторг и радость, это и боль. Она научилась любить, поэтому с ней счастлив Штольц.

Еще об одном герое, вернее героине, живущей исключительно сердцем, хотелось бы вспомнить. Тихая, недалекая Пшеницына, пожалуй, единственная не хочет переделывать Обломова, ей ничего не нужно, она сама отдает ему сердце. Потеря Ильи Ильича для нее намного тяжелее, чем для Ольги. Ведь только с появлением героя «проиграла и просияла ее жизнь», «разлились лучи, тихий свет». Обломов внес смысл в существование Пшеницыной, он научил ее быть счастливой. С образом Агафьи Матвеевны снова появляется тема самопожертвования: она отдает сына Андрею и Ольге. Это ее плата за семь лет счастья, ее благодарность.

«Таких людей мало, они редки…» - скажет Штольц. Да, их почти нет, вторим мы ему. Где же ты, Обломов, несчастный человек с большим сердцем, которого хватало на всех?

В романе Гончарова выведено несколько типов идеальных людей.

В первой части романа мы видим ленивца, лежащего на диване в пыльной комнате. И, конечно, мы не можем сказать, что Обломов - идеал мужчины. Он не живет в гармонии со своим сознанием, со своим сердцем и с внешним миром.

Другое дело Штольц. 11а фоне неподвижного и постоянно лежащего Обломова Штольц идеал. Он находится в постоянном движении, не останавливается на чем то достигнутом. Он всего добился сам и из бедного мальчишки превратился в преуспевающего дельца. Такой человек никогда не будет лишним для общества. Уже в Штольце-ребенке можно было увидеть Штольца сегодняшнего. Он - гармоничная личность, чему способствовало его воспитание. Отец-немец учил его трудиться и добиваться всего самому, а мать воспитывала в нем духовность.

В отличие от Обломова, в Штольце разум, сознание и холодность преобладают над чувствами, сердцем. Обломов - мечтатель, а Штольц не любит и боится мечтать. Поэтому он идеален только с точки зрения нового общества. Штольц - трезвомыслящий человек, по в нем нет поэзии, романтики. А это уже говорит о некоторой "ущербности", о том, что не во всем этот человек может служить образцом для подражания.

Тем более мы не можем назвать идеалом Обломова. Особенно при первой встрече с ним. Но вдруг - о чудо! - появилась Ольга. И мы уже не узнаем прежнего Обломова, потому что в нем наконец-то просыпается его истинная душа. Обломов-ленивец превращается в Обломова движущегося, желающего жить, петь, в Обломова-поэта. В этот миг для нас, возможно, перестает существовать идеал-Штольц и появляется идеал-Обломов. Мы начинаем видеть не ленивца, а великого творца, поэта, писателя. Но теперь Обломова переполняют только чувства, готовые выплеснуться в любой момент, в нем перестало существовать сознание. И опять мы не можем сказать, что Обломов - абсолютный идеал. Возможно, лишь соединив Штольца и Обломова, можно получить то, что ищет Ольга.

В отдельности Штольц и Обломов тоже могут быть идеальны, но с разных точек зрения. Проблема этих двух идеалов, с одной стороны, в том, что Штольц слишком сдерживает свои чувства, а с другой - в том, что Обломов, наоборот, не может сдерживать свои чувства и свои страсти.

Еще одна героиня романа, претендующая на идеальность,- это Ольга. Я думаю, что Ольга - это и есть настоящий идеал. В ней уравновешены и чувства, и сознание, хотя она ближе к Обломову, чем к Штольцу. Ольга почти совершенна, и поэтому именно ей Гончаров передает роль просветительницы и проповедницы. Она должна пробудить настоящего Обломова. На один миг ей это удается. Но Ольга постоянно хочет чего-то нового, она постоянно должна преображать, создавать. Для нее главное это долг. Она пилит свое назначение в том, чтобы перевоспитать Обломова.

Ольга, в отличие от Обломова и от Штольца, никогда не успокои тся, она постоянно движется, она не может стоять па месте. Возможно, проблема Ольги - это ее непрестанное движение. Она сама не знает, чего хочет, не знает своей конечной цели, но стремится к ней.

Из всего написанного можно заключить, что вообще-то все главные герои романа идеальны. Но они идеальны с разных сторон. В Обломове - идеал поэта, в Штольце - идеал трезвомыслящего человека, в Ольге - идеал человека, осознающего свой долг. Обломов идеален для Пшеницыной и для Обломовки. А Штольц и Ольга идеальны для общества. Гармоническая личность - это не Штольц, не Обломов, не Ольга в отдельности. Это все они, вместе взятые.

"Обыкновенная история" и "Обломов" последний роман занимает особенное место и является самым знаменитым.

Коротко о романе

Замысел нового произведения сложился у Гончарова еще в 1847 году, однако читателю пришлось еще 10 лет ждать появления этого романа, целиком вышедшего в 1859 году и принесшего автору огромный успех. Особенностью этого произведения является то, что Иван Андреевич впервые в отечественной литературе рассмотрел жизнь человека от рождения до смерти. Сам герой, его жизнь - главная тема произведения, поэтому оно и названо по его фамилии - "Обломов". Она относится к разряду "говорящих", поскольку ее носитель, "родов дряхлеющий обломок", напоминает нам известного героя былин Илью Муромца, который до 33 лет лежал на печи (когда мы знакомимся с Обломовым, ему было тоже примерно 32-33 года). Однако былинный герой после того как встал с печи, сделал много великих дел, а Илья Ильич так и остался лежать на диване. Гончаров использует повтор имени и отчества, как бы подчеркивая этим, что жизнь идет по установленному кругу, сын повторяет судьбу своего отца.

Любовь в романе "Обломов", как и во многих других отечественных романах, - одна из главных тем. Здесь, как и во многих произведениях, она является духовного развития героев. Давайте подробно проанализируем любовь Обломова в романе "Обломов".

Любовь к Ольге

Начнем наше рассуждение со взаимоотношений Ильи Ильича и Ольги. Любовь в жизни Обломова, краткое описание отношений между героями, которое мы представляем вам в этой статье, можно разделить на две части: чувства Ильи Ильича к Ольге Ильинской и к Агафье Матвеевне.

Ольга была первой возлюбленной главного героя. Чувства к Ольге приносят ему счастье, оживляют, в то же время заставляя страдать, поскольку с уходом любви у Обломова пропадает желание жить.

Светлое чувство к Ольге приходит к герою внезапно и полностью поглощает его. Оно воспламеняет его пассивную душу, для которой подобные сильные потрясения были новы. Обломов привык хоронить все свои чувства где-то глубоко в подсознании, а любовь пробуждает их, возрождает его к новой жизни.

Никогда не думая о том, что он может полюбить такую девушку, как Ольга, герой со своей романтичной и светлой душой страстно влюбляется в нее.

Настоящая ли это любовь

Ольге удается изменить характер Ильи Ильича - выбить из него скуку и лень. Ради возлюбленной он готов меняться: отказаться от послеобеденного сна, от обеда, читать книги. Однако это не означает, что Илья Ильич действительно этого хотел. Герою свойственна обломовщина, его неотъемлемая часть.

Во сне, как известно, раскрываются скрытые в подсознании желания и мотивы. Обратившись к главе мы видим, что же на самом деле нужно этому герою. Его спутницей должна быть тихая домашняя девушка, но отнюдь не Ольга, стремящаяся к саморазвитию и активной жизни. И Обломов пишет ей, что ее "люблю" - не настоящая, а будущая любовь. И действительно, Ольга любит не того, кто перед ней, а того, кем он станет, победив свою апатию и лень. Отмечая предостерегает Ольгу, пишет о том, что им необходимо расстаться и больше не встречаться. Однако, как и предсказывал Илья Ильич в своем письме ("вам будет досадно и стыдно за свою ошибку"), героиня изменила Обломову, полюбив Андрея Штольца. Значит ли это, что ее любовь была лишь вступлением к будущему роману, ожиданием настоящего счастья? Ведь она бескорыстна, чиста, самоотверженна. Ольга верит в то, что действительно любит Обломова.

Любовь Ольги

Вначале эта героиня, не пользующаяся большим вниманием среди кавалеров, кажется нам взрослым ребенком. Однако именно она была способна вытащить Обломова из омута его бездействия, хотя бы на время возвратив к жизни. Штольц ее заметил первым. Он шутил, смеялся, развлекал девушку, советовал правильные книги, в общем, не давал скучать. Она ему была действительно интересна, однако Андрей оставался лишь учителем и наставником. Обломова же в ней привлек голос и складка надо лбом, в которой, по его выражению, "гнездится упорство". Ольга же любит в Илье Ильиче ум, хотя и задавленный "всякой дрянью" и заснувший в праздности, а также чистое, верное сердце. Самонадеянная и светлая, она мечтала о том, что заставит героя читать газеты, книги, рассказывать новости, откроет подлинную жизнь и не даст снова задремать. Обломов влюбился, когда Ольга на первом его приеме у Ильинских пела Casta Diva. Своеобразным символом их любви стала упоминающаяся несколько раз на страницах романа ветка сирени, то на вышивке Ольги во время встречи в парке, то брошенная героиней и подобранная Ильей Ильичем.

Конец романа

Но эта любовь в романе Обломова была для него пугающей, обломовщина оказывается сильнее столь высоких и искренних чувств. Она поглощает желание творить и действовать - столь неподходящий образ для Обломова, и возлюбленные вынуждены завершить отношения, так и не перестав любить друг друга. Любовь Ольги и Обломова с самого начала была обречена. Ольга Ильинская и Илья Ильич семейное счастье, любовь, смысл жизни понимали по-разному. Если для героя взаимоотношения между мужчиной и женщиной - это страсть, болезнь, то для Ольги - долг. Обломов полюбил ее искренне и глубоко, отдавал ей всего себя, боготворил ее. В чувствах героини был заметен последовательный расчет. Она взяла жизнь Обломова в свои руки, договорившись со Штольцем. Несмотря на свою молодость, ей удалось разглядеть в нем добрую душу, открытое сердце, "голубиную нежность". Вместе с тем Ольге нравилось осознание того, что она, неопытная молодая девушка, возродит к жизни человека, подобного Обломову. Разрыв между ними неизбежен и естественен: слишком уж они несхожие натуры. Эта история любви Обломова таким образом была завершена. Жажда сонного, безмятежного состояния оказалась дороже романтического счастья. Идеал существования Обломову видится в следующем: "спит безмятежно человек".

Новая возлюбленная

С ее уходом главный герой так и не находит, чем можно занять образовавшуюся и снова целые дни напролет лежит без дела и спит на своем любимом диване в Петербурге, в доме хозяйки Агафьи Пшеницыной. Она привлекла героя полными голыми локтями, шеей и хозяйственностью. Новая возлюбленная была трудолюбива, однако умом не отличалась ("она поглядела на него тупо и молчала"), зато отлично готовила и следила за порядком.

Новая Обломовка

Вжившись в размеренный и неторопливый ритм жизни этой хозяйки, со временем Илья Ильич смирит порывы своего сердца и начнет вновь Все его желания, как и до встречи с Ольгой, будут ограничиваться едой, сном, пустыми редкими разговорами с деловитой Агафьей Матвеевной. Она противопоставляется писателем Ольге: верная добрая жена, отличная хозяйка, но в ней нет высоты души. Илья Ильич, окунувшись в незатейливую полудеревенскую жизнь в доме этой хозяйки, словно попал в прежнюю Обломовку. Медленно и лениво умирая в душе, он влюбляется в Пшеницыну.

Любовь Пшеницыной

А что же сама Агафья Матвеевна? Разве такова ее любовь? Нет, она преданна, самоотверженна. В своем чувстве героиня готова утонуть, отдать все плоды своих трудов, все свои силы Обломову. Ради него она продала некоторую часть своих драгоценностей, золотых цепочек и украшений, когда Тарантьев хитростью заставил Илью Ильича выплачивать ему крупную сумму в размере десяти тысяч ежемесячно. Складывается впечатление, что вся прежняя жизнь Агафьи Матвеевны прошла в ожидании появления человека, о котором можно заботиться, как о сыне, кого можно преданно и самоотверженно любить. Главный герой произведения именно таков: он мягок, добр - это трогает женское сердце, привыкшее к невежеству и грубости мужчин; он ленив - это позволяет заботиться о нем и ухаживать, как за ребенком.

До Обломова Пшеницына не жила, а существовала, не задумываясь ни о чем. Она была необразованна, даже туповата. Ничего, кроме ведения домашнего хозяйства, ее не интересовало. Однако в этом она достигла истинного совершенства. Агафья постоянно находилась в движении, понимая, что работа есть всегда. В ней был смысл и содержание всей жизни героини. Именно этой своей активности Пшеницына была обязана тем, что пленила Илью Ильича. Постепенно, после того как возлюбленный поселился в ее доме, в натуре этой женщины происходят значительные перемены. Любовь Обломова в романе "Обломов" способствует духовному возвышению героини. В ней пробуждаются проблески размышлений, тревоги и, наконец, любовь. Ее она выражает по-своему, ухаживая за Ильей во время болезни, заботясь о столе и одежде, молясь о его здоровье.

Новые чувства

Эта любовь в жизни Обломова не имела той страсти и чувственности, которые присутствовали в отношениях с Ольгой. Однако именно такие чувства полностью соответствовали "обломовщине". Именно эта героиня починила любимый "восточный халат", от которого Обломов отказался, влюбившись в Ольгу.

Если Ильинская способствовала духовному развитию Ильи Ильича, то Пшеницына сделала его жизнь более спокойной и беззаботной, не сообщив ему о проблемах с деньгами. От нее он получал заботу, Ольга же хотела его развития, желала, чтобы он общался с людьми, появлялся в свете, разбирался в политике и обсуждал новости. Герой не мог, да и не хотел, делать все, что желала Ольга, и поэтому сдался. А Агафья Матвеевна создала новую Обломовку в Петербурге, ухаживая за ним и оберегая его. Такая любовь в романе Обломова к Пшеницыной полностью удовлетворяла его потребности. Так же, как и в родном доме Ильи Ильича, на Выборгской стороне был все время слышен стук ножей.

Мнение Андрея Штольца

Андрею Штольцу, другу Обломова, эта любовь в жизни Обломова непонятна. Он был деятельным человеком, ему были чужды порядки Обломовки, ее ленивый домашний уют, а тем более огрубевшая в своей среде женщина. Ольга Ильинская - вот идеал Штольца, романтичная, тонкая, мудрая. В ней нет ни тени кокетства. Андрей предлагает Ольге руку и сердце - и она соглашается. Его чувства были бескорыстны и чисты, он не ищет никакой выгоды, несмотря на то, что является неугомонным "дельцом".

Илья Ильич о жизни Штольца

В свою очередь, Илье Ильичу непонятна жизнь Андрея Штольца. Заглавный герой произведения продолжает галерею "лишних людей", открытую М.Ю. Лермонтовым и А.С. Пушкиным. Он избегает светского общества, не служит, ведет бесцельную жизнь. Илья Ильич не видит никакого смысла в бурной деятельности, поскольку не считает ее истинным проявлением сущности человека. Он не хотел чиновничьей карьеры, погрязшей в бумагах, отрицает и высший свет, где все фальшиво, затвержено наизусть, лицемерно, нет ни свободной мысли, ни искренних чувств.

Брак Штольца и Ольги

Тогда как отношения между Обломовым и Пшеницыной приближены к жизни, естественны, следует отметить, что брак Штольца и Ольги утопичен. В этом смысле Обломов оказывается, как ни странно, ближе к реальности, чем такой, казалось бы, явный реалист Штольц. Андрей вместе со своей возлюбленной живет в Крыму, в их доме находят место как необходимые для работы вещи, так и романтические безделушки. Даже в любви их окружает идеальное равновесие: страсть утихла после женитьбы, но не угасла.

Внутренний мир Ольги

Однако Штольц совсем не подозревает, какие богатства таит в себе возвышенная душа Ольги. Она переросла его духовно, поскольку не стремилась упорно к одной конкретной цели, а видела разные пути и выбирала самостоятельно, по какому из них идти. Выбрав Штольца, она хотела найти равноправного мужа или даже спутника жизни, пытающегося подчинить ее своей силой. Сначала Ильинская действительно находит в его лице счастье, однако по мере того, как они лучше узнают друг друга, начинает осознавать, что в такой жизни нет ничего особенного, что она точно такая же, как и все. Штольц живет исключительно разумом, не интересуясь ничем, кроме дел.

След в душе Ольги

Любовь Ольги и Обломова оставила огромный след в сердце героини. Она стремилась полюбить и понять жизнь Обломова, поскольку для нее жизнь - это любовь, а любовь - долг, но сделать это ей не удалось. После замужества Ильинская ощущает в своей жизни некоторые черты былой идиллии Обломова, и это наблюдение настораживает героиню, она не хочет так жить. Однако любовь Штольца и Ольги - это чувства двух развивающихся людей, которые во всем друг другу помогают, и они непременно должны найти выход, чтобы продолжить поиски собственного пути.

Ильи Ильича

Для того чтобы охарактеризовать главного героя в целом, а также любовь в жизни Обломова, цитаты из текста можно привести разные. Особенно интересна следующая: "Какая тут возня! А снаружи так все тихо, покойно!". Андрей и Ольга считают, что если ты лежишь спокойно на диване, а не бежишь, как угорелый, по жизни, то ты непременно ленивый и не думаешь ни о чем. Однако в душе Обломова происходили такие битвы, каких не могла себе представить Ильинская. Он задумывался о таких сложных вопросах, его мысли так далеко заходили, что Штольц обезумел бы. Илье не нужна была жена, которая устраивает истерики, сама не знает, чего хочет. В глубине души он искал спутницу, которую не только сам Илья Ильич бы любил, но и которая со своей стороны принимала его таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Такова идеальная любовь в жизни Обломова.

Так и получается, что герой любил Ольгу искренне, так, как никто другой не любил и полюбить не сможет, а она хотела его врачевать, после чего, когда он будет на одном "уровне" с ней, полюбить. И Ильинская жестоко расплатилась за это, когда не стало Обломова, поняла, что любила его именно таким, какой он есть, со всеми очевидными недостатками.

Роль любви в жизни героя

Роль любви в жизни Обломова, таким образом, была очень велика. Она, по мысли автора, есть важнейшая движущая сила, без которой невозможно ни духовное развитие людей, ни их счастье. Как считал И.А. Гончаров, любовь в жизни Обломова была важным этапом его внутреннего становления, поэтому ей отведено так много места в развитии романа.

Коллекция сочинений: Ум и сердце в судьбах героев романа И. А. Гончарова "Обломов»

Ум и сердце - две субстанции, зачастую не имеющие ни­чего общего между собой и даже конфликтующие друг с дру­гом. Почему одним людям свойственно взвешивать каждое свое решение и во всем искать логическое обоснование, в то время как другие совершают свои поступки исключительно по наитию, по тому, как им подсказывает сердце? Об этом задумывались многие писатели, например Лев Толстой, ко­торый придавал большое значение тому, чем руководству­ются в своих поступках его герои. При этом он не скрывал, что ему значительно милее люди "души». Мне кажется, что и И. А. Гончаров, отдавая должное работе ума у своих героев, больше ценил в них работу сердца.

Н. А. Добролюбов считал характерной чертой Гончарова как художника то, что "он не поражается одной стороной предмета, одним моментом события, а вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления».

Характеры героев раскрыты в романе со всеми присущими им противоречиями. Так, у главного героя, Ильи Ильича Об­ломова, имеется масса недостатков - он ленив, апатичен, инер­тен. Однако у него есть и положительные черты. Природа сполна наделила Обломова способностью мыслить и чувствовать. Добролюбов написал об этом так: "Обломов - не тупая апати­ческая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий»-.

В романе не раз говорится о доброте, мягкосердечии, сове­стливости Обломова. Знакомя нас со своим героем, Гончаров пишет о том, что мягкость его "была господствующим и основ­ным выражением, не лица только, а всей души». И дальше: "Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вгляды­ваясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». Что же могло вызывать у людей задумчивую улыбку при од­ном только взгляде на этого человека? Я думаю, это связано с ощущением тепла, сердечности и поэтичности натуры Обло­мова: "Его сердце, как колодезь, глубоко».

Штольц - человек, совершенно противоположный по скла­ду, - восхищается душевными качествами друга. "Нет серд­ца чище, светлее и проще!» - восклицает он. Штольц и Обло­мов дружат с детства. Они очень любят друг друга, но в то же время между ними существует некий внутренний конфликт. Даже, скорее, не конфликт, а спор двух абсолютно разных людей. Один из них деятельный и практичный, а другой - ленивый и безалаберный. Штольц постоянно приходит в ужас от того, какой образ жизни ведет его друг. Он всеми силами старается помочь Обломову, вытащить его из этого болота праздности, которое беспощадно засасывает в свои глубины. Штольц - верный и преданный друг Обломова, готовый по­мочь ему и словом и делом. Мне кажется, что на это способ­ны только истинно добрые люди. Поэтому я не склонна рас­сматривать Штольца лишь как рационалиста и прагматика. По-моему, Штольц - добрый человек, причем он активен в своей доброте, а не отделывается одним сочувствием. Обло­мов - другой. Он, конечно, "не чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждения высоких помыслов». Но ведь чтобы воплотить эти высокие помыслы в жизнь, нужно как минимум слезть с дивана. На это Обломов уже не спо­собен.

Причиной полной несхожести характеров двух друзей является их совершенно разное воспитание. Маленький Илю­ша Обломов был с детства окружен безграничной любовью, лаской и непомерной заботой. Родители старались оградить его не только от каких-то бед, но и от всех видов деятельнос­ти. Даже для того, чтобы надеть чулки, нужно было позвать Захара. Учебе тоже не придавалось особого значения, и в ре­зультате у одаренного от природы мальчика на всю жизнь остались невосполнимые пробелы в образовании. Любозна­тельность его была загублена, однако размеренная и спокой­ная жизнь в Обломовке пробудила в нем мечтательность и мягость. На мягкий Илюши Обломова оказала вли­яние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов.

Андрея Штольца воспитывали совсем по-другому. Его образованием занимался отец-немец, который очень серьез­но относился к получению сыном глубоких знаний. Он стре­мился воспитать в Андрюше прежде всего трудолюбие. Учить­ся Штольц начал в раннем детстве: сидел с отцом над географической картой, разбирал библейские стихи, учил басни Крылова. Лет с 14-15 он уже самостоятельно ездил с поручениями отца, причем выполнял их точно, никогда ни­чего не путая.

Если говорить об образованности, то, конечно, Штольц ушел далеко вперед от своего друга. Но что касается природ­ного ума, то Обломов вовсе не был им обделен. Штольц гово­рит Ольге, что в Обломове "есть и ума не меньше других, только зарыт, завален он всякой дрянью и заснул в празд­ности».

Ольга же, мне кажется, полюбила в Обломове именно его душу. И хотя Обломов предал их любовь, не сумев выр­ваться из оков привычной жизни, Ольге так и не удалось его забыть. Она уже была замужем за Штольцем и, казалось бы, жила счастливо, а все спрашивала себя, "чего по временам просит, чего ищет душа, а только просит и ищет чего-то, даже будто - страшно сказать - тоскует». Я понимаю, куда рвалась ее душа - навстречу такой же родной и близкой душе. Штольц, при всех своих достоинствах - уме, энергичности и целеустремленности, - не мог дать Ольге того счастья, которое она испытала с Обломовым. Обломов же, несмотря на всю свою лень, инертность и прочие недостатки, оставил неизгладимый след в душе незаурядной и талантливой жен­щины.

Таким образом, после прочтения романа остается впечат­ление, что Гончарову ближе Обломов с его богатой и нежной душой. Илья Ильич обладал удивительным свойством: он умел вызывать любовь окружающих, вроде бы ничего не да­вая взамен. Но благодаря ему люди обнаруживали в себе лучшие свои качества: мягкость, доброту, поэтичность. А значит, такие люди, как Обломов, необходимы, хотя бы для того, чтобы сделать этот мир красивее и богаче.

Ум и сердце - две субстанции, зачастую не имеющие ничего общего между собой и даже конфликтующие друг с другом. Почему одним людям свойственно взвешивать каждое свое решение и во всем искать логическое обоснование, в то время как другие совершают свои поступки исключительно по наитию, по тому, как им подсказывает сердце? Об этом задумывались многие писатели, например Лев Толстой, который придавал большое значение тому, чем руководствуются в своих поступках его герои. При этом он не скрывал, что ему значительно милее люди «души». Мне кажется, что и И. А. Гончаров, отдавая должное работе ума у своих героев, больше ценил в них работу сердца.
Н. А. Добролюбов считал характерной чертой Гончарова как художника то, что «он не поражается одной стороной предмета, одним моментом события, а вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления».

Характеры героев раскрыты в романе со всеми присущими им противоречиями. Так, у главного героя, Ильи Ильича Обломова, имеется масса недостатков - он ленив, апатичен, инертен. Однако у него есть и положительные черты. Природа сполна наделила Обломова способностью мыслить и чувствовать. Добролюбов написал об этом так: «Обломов - не тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий»

В романе не раз говорится о доброте, мягкосердечии, совестливости Обломова. Знакомя нас со своим героем, Гончаров пишет о том, что мягкость его «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души». И дальше: «Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». Что же могло вызывать у людей задумчивую улыбку при одном только взгляде на этого человека? Я думаю, это связано с ощущением тепла, сердечности и поэтичности натуры Обломова: «Его сердце, как колодезь, глубоко».

Штольц - человек, совершенно противоположный по складу, - восхищается душевными качествами друга. «Нет сердца чище, светлее и проще!» - восклицает он. Штольц и Обломов дружат с детства. Они очень любят друг друга, но в то же время между ними существует некий внутренний конфликт. Даже, скорее, не конфликт, а спор двух абсолютно разных людей. Один из них деятельный и практичный, а другой - ленивый и безалаберный. Штольц постоянно приходит в ужас от того, какой образ жизни ведет его друг. Он всеми силами старается помочь Обломову, вытащить его из этого болота праздности, которое беспощадно засасывает в свои глубины. Штольц - верный и преданный друг Обломова, готовый помочь ему и словом и делом. Мне кажется, что на это способны только истинно добрые люди. Поэтому я не склонна рассматривать Штольца лишь как рационалиста и прагматика. По-моему, Штольц - добрый человек, причем он активен в своей доброте, а не отделывается одним сочувствием. Обломов - другой. Он, конечно, «не чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждения высоких помыслов». Но ведь чтобы воплотить эти высокие помыслы в жизнь, нужно как минимум слезть с дивана. На это Обломов уже не способен.
Причиной полной несхожести характеров двух друзей является их совершенно разное воспитание. Маленький Илюша Обломов был с детства окружен безграничной любовью, лаской и непомерной заботой. Родители старались оградить его не только от каких-то бед, но и от всех видов деятельности. Даже для того, чтобы надеть чулки, нужно было позвать Захара. Учебе тоже не придавалось особого значения, и в результате у одаренного от природы мальчика на всю жизнь остались невосполнимые пробелы в образовании. Любознательность его была загублена, однако размеренная и спокойная жизнь в Обломовке пробудила в нем мечтательность и мягкость. На мягкий характер Илюши Обломова оказала влияние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов.

Андрея Штольца воспитывали совсем по-другому. Его образованием занимался отец-немец, который очень серьезно относился к получению сыном глубоких знаний. Он стремился воспитать в Андрюше прежде всего трудолюбие. Учиться Штольц начал в раннем детстве: сидел с отцом над географической картой, разбирал библейские стихи, учил басни Крылова. Лет с 14-15 он уже самостоятельно ездил с поручениями отца, причем выполнял их точно, никогда ничего не путая.

Если говорить об образованности, то, конечно, Штольц ушел далеко вперед от своего друга. Но что касается природного ума, то Обломов вовсе не был им обделен. Штольц говорит Ольге, что в Обломове «есть и ума не меньше других, только зарыт, завален он всякой дрянью и заснул в праздности».

Ольга же, мне кажется, полюбила в Обломове именно его душу. И хотя Обломов предал их любовь, не сумев вырваться из оков привычной жизни, Ольге так и не удалось его забыть. Она уже была замужем за Штольцем и, казалось бы, жила счастливо, а все спрашивала себя, «чего по временам просит, чего ищет душа, а только просит и ищет чего-то, даже будто - страшно сказать - тоскует». Я понимаю, куда рвалась ее душа - навстречу такой же родной и близкой душе. Штольц, при всех своих достоинствах - уме, энергичности и целеустремленности, - не мог дать Ольге того счастья, которое она испытала с Обломовым. Обломов же, несмотря на всю свою лень, инертность и прочие недостатки, оставил неизгладимый след в душе незаурядной и талантливой женщины.
Таким образом, после прочтения романа остается впечатление, что Гончарову ближе Обломов с его богатой и нежной душой. Илья Ильич обладал удивительным свойством: он умел вызывать любовь окружающих, вроде бы ничего не давая взамен. Но благодаря ему люди обнаруживали в себе лучшие свои качества: мягкость, доброту, поэтичность. А значит, такие люди, как Обломов, необходимы, хотя бы для того, чтобы сделать этот мир красивее и богаче.

В романе «Обломов» Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.
Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения «Сон Обломова», в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: «Почему я такой?» - и во сне получает ответ на свой вопрос. «Сон Обломова» - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.

Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц. Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет «добрый барин». Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненная беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными сном и едой,бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полный энергии.


Страница: [ 1 ]