Гордей карпыч торцов объяснение имени и фамилии. Говорящие фамилии в творчестве А. Н. Островского. Пелагея Егоровна – жена Гордея Торцова. Имя ее издавна было распространено на Руси, оно и является ее главной характеристикой. Пелагея – приверженка старору
Любим Торцов
ЛЮБИМ ТОРЦОВ - герой комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Л.Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу - Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л.Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л.Т. ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею Л.Т. «созорничал»: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город». На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество Л.Т, душа которого «иззябла». Горькое шутовство Л.Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле». В поведении Л.Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л.Т, когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет!» Л.Т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно - к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества»,- говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л.Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л.Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок», бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л.Т.: «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам». Л.Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности - сознание своего падения. В образе Л.Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л.Т. явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л.Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф.М.Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Л.Н.Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп»). Первый исполнитель роли Л.Т.- П.М.Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей - В.В.Самойлов (1854), М.С.Щепкин (1855), П.В.Васильев (1861), А.А.Остужев (1934).
Лит.: Чернышевский Н.Г. «Бедность не порок» // А.Н.Островский в русской критике. М., 1948; Григорьев А.А. По поводу спектакля 10 мая (1863) «Бедность не порок» Островского // Григорьев А.А. Театральная критика. Л., 188S; Боцяновский В.Ф. Любим Торцов // Памяти А.Н.Островского. Пг., 1923.
Все характеристики по алфавиту:
Откинемте же рутинную высокомерность, которая гнездится во всех нас, как бы мы просты ни были, позабудем то, что до сей поры в изображениях купеческого быта видали мы лишь грязь и безнравственность, постараемся взглянуть на участников этой святочной беседы, как следует русскому человеку глядеть на хороших русских людей, и тогда, может быть, с глаз наших спадет завеса, скрывающая от нас такую простую и так близкую нам поэзию! О недостатках разбираемой комедии мы уже сказали вкратце, и ввиду красот, какими они выкупаются, на них сетовать невозможно, но тем не менее мы считаем долгом указать на один из сказанных недостатков, ибо он мелькает в нескольких последующих трудах г. Островского и тем заставляет предполагать в даровании нашего автора одну складку, от которой он может и должен освободиться. Погрешность, о которой идет речь, есть крутое и прихотливое обращение с интригой пьесы; обращение, может быть, еще имеющее некоторое значение на театре, но неприятно поражающее в чтении. Гордей Карпыч Торцов, столько времени занятый дурными делами и промыслами, столько лет мучивший свою семью, пренебрегавший родным братом и грубо попрекавший Митю его бедностью, вследствие небольшой побранки и просьб Любима вдруг обращается на путь добрый, раскаивается в своем прошлом, наконец дает неожиданно благополучный поворот всей истории любовников.
>Характеристики героев Бедность не порок
Характеристика героя Гордей Торцов
Гордей Карпыч Торцов - герой комедии А. Н. Островского «Бедность не порок», богатый купец, отец Любови Гордеевны , брат Любима Карпыча . Имя этого персонажа говорит само за себя. Гордей Карпыч - человек гордый и заносчивый. После смерти отца он выбрал себе в наследство доходное заведение, а брату Любиму отдал деньгами и векселями. Любим Карпыч быстро промотал часть наследства в Москве, а оставшуюся часть доверил фабриканту Коршунову , который его впоследствии обманул. Гордей Карпыч, наоборот, не растерял наследство, а приумножил и очень этим кичился.
На протяжении всего произведения прослеживаются разные эмоциональные всплески Торцова. В первом и втором действии он выступает как злой и разгневанный хозяин. Все его вокруг раздражают, включая домочадцев и гостей. Он часто кричит на своего приказчика Митю . Выплачивая ему мизерное жалование, требует, чтобы тот купил себе кафтан подороже и не ходил к ним в гости в дешевых вещах. Поведение брата и вовсе считает оскорбительным, в то время, как Любим вынужден зарабатывать себе на хлеб шутовством. Жену свою считает необразованной невеждой и не скрывает этого.
Побывав в Москве, Гордей Карпыч решил, что ему место только в столице и в высших кругах. Теперь ничто русское ему не по нраву, а подавай только заграничное. Оттого он и водит дружбу с фабрикантом Африканом Савичем, который часто выпивает со своим английским директором. Однако он даже не подозревает, как хитер этот фабрикант и что именно он разорил его брата. Он даже готов отдать свою единственную дочь за этого богатого старика. К счастью, в третьем действии Любим Карпыч разоблачает Коршунова и свадьба отменяется. В этой части произведения читатель видит Гордея Карпыча с иной стороны. Это человек, способный признать свои ошибки и раскаяться. Он благодарит брата за то, что тот открыл ему глаза, и благословит дочь на брак с тем человеком, который ей мил.
«Бедность не порок» — это пьеса Островского Александра Николаевича, драматурга российской литературы. Данная пьеса написана в стилистике комедии. Повесть описывает ситуацию любви приказчика богатого купца к его дочери, который против их связи и препятствует влюблённым быть вместе.
Данная повесть – достояние российской литературы. Она учит пониманию, отзывчивости, высветляет жизненные принципы и взгляды. Но не у многих людей присутствует возможность прочитать комедию полностью из-за чрезмерной занятости, ведь повесть довольно объёмная.
Если у человека нет таковой возможности, но хочется прочитать подобную пьесу, он может прочесть повесть Островского «Бедность не порок» краткое содержание по главам, где сжато и кратко описаны основные события и происшествия произведения. Прочитав в кратком содержании пьесу человек одновременно сэкономит время и культурно обогатится.
Обратите внимание! Перед прочтением произведения стоит ознакомиться с главными действующими лицами комедии. Зная нрав и характер главных героев, пьеса будет восприниматься лучше и насыщенней.
Таблица: главные действующие лица комедии.
Герой | Характеристика |
Гордей Карпыч Торцов | Богатый купец. Его многие не любят за эгоизм, заносчивость и гордыню. После смерти своего батюшки получил в наследство немалое состояние, которое смог лишь приумножить в отличие от своего брата Любима, который растратил все деньги в столице. В разных действиях Гордей предстаёт в различных амплуа. В первом действии он выступает злым хозяином, требующим повиновения и хорошей отдачи в плане работы. Он отличается раздражительностью и необычной злобой по отношению к своей дочери и жене. Гордей стремится выехать с небольшого села, поселиться в Москве и стать уважаемым и влиятельным человеком. |
Коршунов Африкан Савич | Африкан – влиятельный фабрикант, проживающий в Москве. Он характеризуется как сильный, волевой, целеустремлённый человек, готовый ради достижения цели перешагнуть через многое. Главная страсть Африкана – женщины. Он любвеобилен, поэтому часто находится в окружении молодых дам. |
Любим Карпыч Торцов | Брат эгоистичного и самовлюблённого богатого купца, желавшего выдать единственную дочь замуж за богатого, но старого фабриканта. Любим в повести характеризуется как положительный персонаж. Он кардинально отличается от своего брата. В его приоритеты входит духовность, высокие моральные качества и ценности. После растраты всех отцовских денег Любим вынужден зарабатывать себе на жизнь шутовством, чем сильно злит брата. |
Любовь Гордеевна Торцова | Дочка Гордея. Она описывается как девушка с широкой душой, способной и желающей помогать окружающим людям. По сюжету она влюбляется в бедного, но очень милого парня Митю, работающего у его отца. |
Митя | Приказчик Торцова. Бедный юноша вынужден проживать в маленькой комнате и получать копейки за свой труд у Торцова. Он влюбляется в Любовь Гордеевну и тайно желает жениться на ней. |
Пелагея Егоровна Торцова | Жена эгоистичного купца. Женщина свято чтит русские традиции и обычаи, осуждает намерения супруга прорваться в высшее общество. Узнав о тайной любви приказчика и дочери, Пелагея поддерживает дочь, но не решается пойти наперекор мужу. |
Действие первое
События происходят в Уездном городке на святки (древнерусский праздник).
Хронология событий:
- Главный герой комедии Гордей Карпыч сильно разозлился после очередной пьяной выходки своего брата, посчитав это за оскорбление.
- Второй акт начинается с приезда его дочери, супруги и гостей. Митя, находившийся всё это время в комнате, уходит в кабинет и жаждет поработать, но у него не получается. Он влюблён и его мысли занимает прекрасная Любовь Гордеевна.
- Пелагея приглашает Митю за стол и жалуется на эгоистичного и самовлюблённого супруга, который после поездки в столицу захотел жить по-новому, влиться в высшее общество интеллигентов.
Она отмечает, что супруг собирается выдавать их единственную дочь замуж за москвича, ведь в их посёлке равной партии Любови Гордеевны нет.
- После разговора Пелагеи и Мити в комнату входит Яша – кровный племянник купца. У него завязывается разговор с Митей о его любви к дочери купца.
- Во время разговора входит весёлый и непосредственный Разгуляев с гармошкой, который начинает зазывать всех петь и веселиться.
- После этого в комнату врывается злой Гордей Карпыч и требует от Мити пошива нового сюртука, мотивируя тем, что в его доме не принято ходить, как бедному.
- После выхода Гордея из помещения, к Мите приходит его возлюбленная со своими подругами:
Машей.
Лизой.
Анной Ивановной.С помощью хитрой уловки Анны влюблённые остаются наедине. Парень читает Любови стихи, признаётся в любви.
После услышанного, смущённая дочка купца пишет парню ответ, где признаётся в ответных любовных чувствах к нему. После этого она уходит.
- В комнату заходит брат Гордея и намекает на месть ему за своё недостойное отношение к Мите.
Важно! Любим захотел отомстить не только за оскорблением, нанесённое Мите, но и за обиду и унижение со стороны родного брата по отношению к себе.
Действие второе
Хронология событий:
- В гостиной располагаются Анна и Любовь. К ним входит Митя и уточняет, правду ли написала его возлюбленная о своих чувствах. Уточнив это, они обоюдно решают идти просить благословения у её отца на их бракосочетание.
- В это время гостиная наполняется обилием гостей, которые вовсю веселятся, танцуют и поют. Но вдруг неожиданно появляется хозяин дома и веселье прекращается.
- Узнав о намерениях Мити, он прогоняет парня и всех гостей с дома.
- Гордей намерен выдать замуж свою дочь за богатого фабриканта Африкана Коршунова. Тот приходит к девушке, дарит ей серёжки с бриллиантами и намекает на богатство и благосостояние в браке с ним.
- Узнав о намерении Африкана жениться на ней, девушка вырывает руку, но отец заявляет, что решение о свадьбе уже принято и это не обсуждается. Он говорит, что скоро Любовь переедет в столицу и выйдет замуж на Африкана.
- Узнав о решении отца, девушка в отчаянии. Она плачет, умоляет отца этого не делать, не выдавать её замуж за нелюбимого мужчину, но Гордей непреклонен.
Действие третье
Третье действие происходит на следующий день.
Обратите внимание! Пелагеи уже известно о намерении супруга выдать замуж дочь. Она не испытывает радости от этой новости, но противиться решению мужа не может.
Событие | Развёрнутое описание |
В комнату входит Пелагея | Она поверхностно старается уговорить Гордея не совершать данный поступок, не выдавать Любовь замуж. |
В комнату входит Митя | Он пришёл с целью попрощаться с хозяином и его женой. Сообщает о своём решении уехать на родину к больной матери. Он ещё раз пробует объяснить Гордею о взаимных чувствах Любови к нему. |
В комнату входит Любовь | Увидев непреклонность отца Любови, Митя предлагает возлюбленной сбежать с ним, но она отказывается по причине страха гнева отца. Парень уходит. |
Приход Коршунова | Приход Африкана сопровождается лестными историями и рассказами о богатой, беззаботной жизни с ним Любови. |
Приход Гордея | После очередного признания Африкана входит Гордей. Он всячески любезничает с богачом, показывает культурный и образовательный уровень. |
Появление Егорушки | Приход Егорушки сопровождается новостью о том, что Любим прощается с гостями, выпроваживая их домой. Между братьями возникает ссора, в которую влезает фабрикант. Брат оскорбляет богача. Африкант возмущён отношением и указывает на неуважение Гордею. |
Ссора Торцова и Африканта | Торцову не понравилось, что его позволил упрекнуть будущий зять. Между ними начинается конфликт и купец разрывает помолвку своей дочери с фабрикантом. |
Помолвка Мити и Любови | Узнав о расторжении помолвки, Митя приходит в дом к Торцову и опять просит руки его дочери. Гордей сначала не соглашается, но потом сменяет гнев на милость и разрешает влюблённым быть вместе. |
Видео пересказ
- Похожие записи