Григорий мелехов в поисках социальной правды. Тема поиска правды григорием мелеховым Нашел ли правду григорий мелехов

В романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон» Дон является своеобразным стержнем, на который нанизывается большинство происходящих в произведении событий. Главный герой романа Григорий Мелехов - человек, находящийся на протяжении всего повествования в поисках правды.

Григорий – представитель среднего казачества. Он вырос в семье, обладавшей крепким хозяйством, всегда жившей в достатке, но никогда не пользовавшейся наемным трудом. Тяжелый крестьянский труд был для семьи Мелеховых привычным делом. Личными качествами – недюжинным природным умом, храбростью, ловкостью, силой воли, глубиной чувств, бурной, неукротимой натурой – Григорий резко выделялся среди земляков. Личностными чертами героя являются и духовные искания. При всей остроте ума Григорий не смог самостоятельно разобраться в сложном переплетении общественных противоречий, а обстоятельства жизни не свели его с надежным политическим руководителем. Поэтому главный герой так беспомощен в спорах с белыми офицерами. Сколько раз бывало, что он смутно чувствовал правду, но не умел ее доказать и вынужден был подчиниться тому, с чем внутренне был не согласен. «Я, брат, чую, что тут ты неправильно гутаришь, - говорит он своему начальнику штаба, офицеру Копылову, - а вот припереть тебя не умею… Давай бросим об этом. Не мучай меня, я и без тебя запутанный!»

Когда Григорий лежал в госпитале, сосед по койке, большевик Гаранжа, раскрыл ему глаза на истинный смысл империалистической войны. И Мелехов возненавидел войну, рушились его прежние представления о царе, о казачьем воинском долге. Но, вернувшись с фронта домой, оказавшись в обстановке родного казацкого быта, Григорий заколебался в своих новых, недостаточно прочно усвоенных взглядах. К тому же, старина явилась перед ним замаскированной в новое одеяние: Изварин опутывает его идеей создания самостоятельного казачьего государства. Правда, герой не верит клевете Изварина на большевиков, но опровергнуть ее не умеет и, в ответ на его речи, говорит: «…Ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться…Блуждаю я, как метель в степи…» Через месяц встретился Григорий с большевиком Федором Подтелковым и услышал, что казачья автономия – это та же власть белых генералов. Примкнул он к красным, командовал сотней, затем дивизионом. Во время атаки, в результате которой было разбито большое соединение белых, Григорий Мелехов был ранен. Пролежав неделю в лазарете, он поехал домой. Когда в хуторе белые объявили мобилизацию, Григорий отклонил предложение Кошевого бежать к красным: «Я-то, воевал, пущай другие спробуют», - ответил он, надеясь отсидеться дома. Но это ему не удалось. Нехотя, в последнем ряду сформированного на хуторе отряда, ехал Мелехов на войну против красных. В бою он услышал донесшиеся от красноармейской цепи звуки «Интернационала» и «почуял, как, сорвавшись, резко, с перебоем стукнуло его сердце…»

Григорий оказался для всех чужим. Казаки не доверяли ему, потому что он был раньше красным командиром, а когда он самовольно покинул белый фронт, пришедшие в хутор красные тоже не доверяли ему, потому что он был белым офицером. Двойное прошлое, как проклятие, ходило за главным героем.

Во время контрреволюционного мятежа казаков Григорий командовал повстанческой дивизией. Ему казалось, что он воюет за свое родное дело, но пришла белая армия, пытающаяся восстановить дореволюционные порядки, и Мелехов понял, как жестоко он ошибся. Офицерская среда была ему по-прежнему чужда и ненавистна, и офицеры, несмотря на его высокий чин и несомненный военный талант, смотрели на него как на простого, необразованного казака. «В вопросах приличия и грамотности ты просто пробка!» - говорит ему Копылов, на что Григорий отвечает: «Это я у вас пробка, а вот погоди, дай срок, перейду к красным, так у них я буду тяжелей свинца. Уж тогда не попадайтесь мне приличные и образованные дармоеды. Душу буду вынать прямо с потрохом!»

Переходя то к белым, то к красным, Мелехов не может найти свое настоящее место. Он хочет вырваться из водоворота военных событий: вместе с Аксиньей бежит из родного хутора на Кубань, чтобы начать там новую жизнь. Но в пути девушка погибает, и Григорий, совершенно надломленный, возвращается домой. Многое изменилось в хуторе, изменился и сам герой. Из живого, вспыльчивого паренька превратился в сдержанного, седого мужчину, думающего только об одном - о покое в стенах родного куреня: «… Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни…»

Пожалуй, это и есть та правда, которую искал всю свою жизнь Григорий Мелехов.


Григорий Мелехов в поисках правды. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелехова, главного героя романа, отражают в романе Шолохова “Тихий Дон” мучительные поиски исторической правды на пути строительства народом новой жизни.

Григорий Мелехов - настоящий донской казак, хозяйственный и трудолюбивый, замечательный охотник, наездник, рыболов. До войны и революции он вполне счастлив и беззаботен. Горячая приверженность к воинской службе, славе выручает его в первых испытаниях, на полях кровавых сражений в 1914 году.
Но Григорий не хочет крови и этим отличается от остальных. Он не желает и войны, но постепенно замечает, что все его таланты, его жизнь, молодость уходят в опасное ремесло убивания людей. Мелехову некогда побыть дома, нет времени и возможности уделить внимания семье, любящим его людям. Окружающая его жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому посмотреть на жизнь.
В госпитале, где Мелехов находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды у него появляется сомнение относительно правильности сохранения верности царю, воинскому долгу.
1917 год застал Григория в беспорядочных и мучительных попытках определиться в это “смутное время”. Но его ошибка в том, что он пытается отличить правду по внешним признакам, не вникая в суть. Сначала Мелехов сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и когда большевики приходят в его родной хутор, творя грабежи и насилие, он с холодной яростью вступает в борьбу с ними. И снова не знает, что делать и как поступить.
Глубинные сомнения отталкивают Мелехова и от красных, и от белых: “Все они одинаковы… Все они - ярмо на шее казачества”. В это время мучительных раздумий Григорий узнает о восстании казаков против большевиков в верховьях Дона и выступает на стороне восставших. Он думает: “У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться. Надо биться с тем, кто хочет отбить жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, - как в стенке, - а накал ненависти, твердость дает борьба”.
Разжалование, смерть жены и многие другие болезненные удары судьбы впоследствии доводят Григория Мелехова до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного, героически воюет с поляками, желая очиститься этим перед большевиками.
Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. И он завидует белогвардейцам, думая, что им с самого начала было все ясно, “а мне и доселе все неясное. У них прямые дороги… а я с 17-го хожу по вилюжинам как пьяный, качаясь”.
Пытаясь избавиться от сомнений, Григорий бежит с родного хутора, но после долгих скитаний, тоски по детям, по Аксинье, тайно возвращается, чтобы забрать любимую женщину. Он хочет начать новую жизнь в надежде пробраться на Кубань. Но счастье длится недолго: в дороге их настигает конная застава, Аксинья погибает. Григорию больше некуда и незачем торопиться.
Неделями скрываясь в лесной чаще, Григорий испытывает нестерпимое желание “походить… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать”.
Мелехов возвращается в родной хутор. “Вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей, со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.
В образе Григория Мелехова М. Шолохов воплотил бесконечные поиски простым народом исторической правды, позволяющей построить честный, светлый, справедливый и счастливый мир для большинства.

В Поисках социальной правды ищет он ответа на неразрешимый вопрос о правде у большевиков (Гаранжи, Подтелкова), у Чубатого, у белых, но чутким сердцем угадывает неизменность их идей. “Земли даете? Воли? Сравняете? Земли у нас хоть заглотнись ею. Воли больше не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают. Казакам эта власть окромя разору, ничего не дает! Мужичья власть им она и нужна. Но нам и генералы не нужны. Что коммунисты, что генералы – одно ярмо”. Григорий хорошо понимает трагизм своего положения,

Осознает, что его всего – лишь используют в качестве винтик: “.спутали нас ученые люди. стреножили жизню и нашими руками вершают свои дела”.
Душа Мелехова страдает, по его словам, “оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их.” судя по его поступкам, он был склонен искать мирные пути решения жизненных противоречий. Он не хотел отвечать жестокостью на жестокость: приказывал отпускать пленного казка – хопреца, освободил из тюрьмы арестованных, бросился спасать Котлярова и Кошевого, первым протянул руку Михаилу, но тот не принял его великодушия:
– “- Враги мы с тобой.
– Были.
– Да видно и буде.
– Не понимаю. Почему?
– Ненадежный ты человек.
– Григорий усмехнулся:
– Крепкая у тебя память! Ты брата Петра убил, а я тебе что-то об этом не напоминаю. Ежели все помнить – волками надо жить.
– Ну, что ж, убил, не отказываюсь! Доведись бы мне тогда тебя поймать я и тебя бы, как миленького!”
И выплескивается у Мелехова наболевшее: “Я отслужил свое. Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно. Все мне надоело, и революция, и контрреволюция. Нехай бы все это. Нехай оно все идет пропадом!” Это человек устал от горя утрат, ран, метаний, но он намного добрее Михаила Кошевого, Штокмана, Подтелкова. Григорий не растерял человеческого, его чувства, переживания всегда искренние, они не притуплялись, а пожалуй, обострялись. Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: “обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно” объезжает он мертвого старика, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду.
Встречаясь со множеством маленьких правд, готовый принять каждую, Григорий попадает в банду Фомина. Пребывание в банде – одна из самых тяжелых и непоправимых его ошибок, герой сам ясно понимает это. Вот, как Михаил Александрович Шолохов передает состояние героя, лишившегося всего, кроме умения наслаждаться природой. “Шумела вода, прорываясь сквозь гряду вставших на ее пути старых тополей, и тихо, певуче, успокоенно лепетала, раскачивая верхушки затопленных кустов. Погожие и безветренные стояли дни. Лишь изредка в ясном небе проплывали белые, распушившиеся на вышнем ветру облака, и по разливу лебединой стаей скользили их отражения и исчезали, коснувшись дальнего берега”.
Мелехов любил смотреть на разметавшуюся у берега, бешено клокочущую быстрину, слушать разноголосый шум воды и ни о чем не думать, стараться не думать ни о чем, что причиняет страдания”. Глубина переживаний Григория соединена здесь с эмоциональным единством природы. Это переживание, конфликт с самим собой разрешается для него отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, “тщательно вытер руки о полу шинели”.
– “В конце произведения Григорий отказывается от всей своей жизни, обрекает себя на тоску и страдания. Это тоска человека, смирившегося с поражением, тоска покорности судьбе”.
Кто же он, Григорий Мелехов, главный герой романа? Сам Шолохов отвечая на это вопрос, говорил: “Образ Григория – это обобщение исканий многих людей. образ мятущегося человека – правдоискателя. несущего в себе отблеск трагизма эпохи”. И права была Аксинья, когда в ответ на жалобу Мишатки, что ребята не хотят с ним играть, потому что он – сын бандита, говорит: “Никакой он не бандит твой отец. Он так. несчастный человек”.
Только эта женщина всегда понимала Григория. Их любовь – самая замечательная история любви в современной литературе. В этом чувстве раскрывается душевная тонкость, деликатность, страстность героя. Безоглядно отлается он любви к Аксинье, воспринимая это чувство как дар, как рок. Поначалу Григорий еще будет пытаться разорвать все связи, соединяющие его с этой женщиной, с неприсущей ему грубостью и резкостью скажет ей он известную поговорку. Но ни эти слова, ни молодая жена не смогут его оторвать от Аксиньи. Не будет он таить своих чувств ни ль Степана, ни от Натальи и на письмо отца ответит прямо: “Вы спрашивали, чтоб я прописал, буду я аль нет жить с Натальей, но я вам, батя, скажу, что отрезанную краюху не приклеишь”.
В этой ситуации основное в поведении Григория – глубина, страстность чувства. Но такая любовь несет людям больше душевных страданий, чем любовных радостей. Драматизм еще и том что любовь Мелехова к Аксинье – это причина страданий Натальи. Григорий отдает себе отчет в это, но уйти от Астаховой, избавить от мучений жену – на это он не способен. И не потому, что Мелехов – эгоист, просто он – “дитя природы”, человек плоти и крови, инстинкта. Природное переплетается в нем с социальным, и для него такое решение немыслимо.
Аксинья манит его знакомым запахом пота, дурнопьяна, и даже ее измена не может вырвать любовь из его сердца. Он пытается забыться от терзаний и сомнений в вине и разгулье, но и это не помогает. После долгих войн, напрасных подвигов, крови этот человек понимает, что его опорой остается лишь давняя любовь. “Единственно, что оставалось ему в жизни, – это с новой и неуемной силой вспыхнувшая страсть к Аксинье. Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную, ночь, далекий трепетный огонек костра”.
Последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью героини и черным диком солнца. “Как выжженная папами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и других”.
Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григория. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни.
“Автор оставляет героя на грани, черте между светом и тьмой, черным солнцем мертвых и холодным солнцем огромного сияющего мира.
Судьба казака, воина, проливающего свою и чужую кровь, мечущегося между двумя женщинами и разными лагерями – становится метафорой удела человеческого”.


(No Ratings Yet)

  1. В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми, кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и...
  2. Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание на размышления современных писателей, историков, которым открылось новое видение событий тех лет. так Б. Васильев утверждает: “Это эпопея...
  3. Художественное мастерство автора “Поднятой целины” с особенной силой проявилось в рельефности человеческих характеров, изображенных в произведении (я бы сняла без ущерба смыслу). Характерно, что все значимые события изображаются Шолоховым в...
  4. Михаил Александрович Шолохов – писатель, в чьем творчестве отразилась жизнь родного народа на рубежах, которые становятся историческими вехами. Одна из наиболее ярких глав жизни русского народа связана с годами Великой...
  5. Роман-эпопею М. А. Шолохова “Тихий Дон” по масштабности охвата действительности, художественному мастерству литературная критика ставит в один ряд с “Войной и миром” Л. Н. Толстого. А. Н. Толстой писал: “В...
  6. Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохова “Тихий Дон” равносильно чуду. Этот роман поистине стал шедевром XX века благодаря могучему таланту писателя. “Тихий Дон” – народная эпопея, в которой М. Шолохов совершенно...
  7. Нагульнов Макар – секретарь партячейки в Гремячем Логе. Главная жизненная цель героя – “мировая революция”. По его словам, испытывал “с мальства к собственности ненависть”, несмотря на то (вернее, вследствие того)...
  8. Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” – произведение эпическое, масштабное и одновременно символичное. И символика заложена уже в самом названии произведения. Дон – река равнинная, тихая, являющаяся источником жизни для...
  9. Андрей Соколов начинает рассказ о себе сло­вами: “поначалу жизнь моя была обыкновенная”. Но именно в этой “обыкновенной жизни” Шолохов видел истинно возвышенное и че­ловеческое, ведь только в каждодневных заботах и...
  10. Когда мы говорим “шолоховские герои”, перед нашими глазами встают Григорий Мелехов, Аксинья, Семен Давыдов, Андрей Соколов. Это люди разной судьбы, разных характеров, но за каждой жизнью, промелькнувшей на страницах шолоховских...
  11. Я все такой же, только Чуть-чуть погнутый. М. А. Шолохов Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Одному близок Григорий Мелихов, удалой казак из романа “Тихий Дон”, другому полюбился дед Щукарь,...
  12. .Брестская крепость, 1941 год. Кто из нас не знает подвиг героев – пограничников, защищавших родную землю от фашистских оккупантов и ценой своей жизни более месяца сдержавших натиск гитлеровцев на Брестском...
  13. Роман М. А.Шолохова Тихий Дон вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие:...
  14. “Тихий Дон” М. Шолохова – произведение эпического размаха, посвященное одному из наиболее сложных этапов гражданской войны на Дону. Трагизм Гражданской войны показан Шолоховым в среде казачества, где отношение к власти...
  15. Каждый из нас пишет по указке сердца, а сердца наши принадлежат партии, и родному народу, которому мы служим своим искусством. М. Шолохов Михаил Александрович Шолохов родился на Дону в тысяча...Страшное время на страницах “Донских рассказов” Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с яркими, самобытными и суровыми произведениями о гражданской войне. Революция взломала и перевернула старый мир, и из глубины общества к свету, творчеству, созиданию нового...

С Григорием Мелеховым мы знакомимся во времена его юности. На первых страницах романа “Тихий Дон” Михаил Шолохов представляет нашему вниманию еще совсем неопытного, беспокойного юношу, который не подозревает о том, что ждет его впереди.
Прочитав первый том мне было сложно выразить свое отношение к Григорию, понять чего в нем больше – добра или зла. Казалось бы, разве может добрый человек рушить чужую семью, так безучастно смотреть на страдания женщины, которая привязана к нему узами брака, заставлять отца стыдиться за своего сына.

Но скоро становится понятно, что это были лишь неловкие проявления молодой казаческой натуры, а может быть и личности ищущей свободы и правды.
Война показана Шолоховым с самой ужасной стороны и на ее фоне раскрыта личность Григория. Больше не остается сомнений, что Григорий человечен и гуманен. Он мучается из-за того, что убил австрийца, пытается спасти служанку Франю, обличает Чубатого и его жестокость, спасает Степана Астахова. Однако и он ожесточается, мы видим уже сформированную личность, для которой границы добра и зла все же размыты.
Начинается сознательная жизнь Григория. Он следит за жизнью и людьми и из этого складывается его представление об окружающем. Однако те самые “размытые границы” и мешают ему поскорее приблизиться к правде, которую он ищет.
Григорий воюет то на стороне красных, то на стороне белых, но нигде он не видит того, что ему нужно. Каждая сторона проливает кровь, часто бессмысленно. Двойное прошлое Григория не дает ему спокойно жить, он оказывается среди двух огней и начинает завидовать людям, которые слепо верили одной из сторон и бились за “свои” взгляды.
Осознание того, что война – это не способ поиска правды, Григорий пытается бежать от всех этих ужасов с любовью своей жизни – Аксиньей, но и здесь его ждет трагедия. Гибель Аксиньи доводит Григория до отчаяния и последнее, что он желает сделать – это побывать “дома”, в родных местах, увидеть сына.
Чаще всего, когда человек рождается, его окружает все, что ему необходимо: дом, семья, вскоре работа, любимое дело. Основываясь на этом, думаю, можно сказать, что Григорий пришел к тому, чего он искал, к смыслу и правде жизни, пусть и немного поздно. Странно, но так часто и случается, что человек ищет то, от чего когда-то сам сбежал. Шолохов начал роман с истории предков Григория Мелехова, окончил сыном Григория. Мне кажется, этим он хотел подчеркнуть важность родимого дома, очага, семьи.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. При всем богатстве затрагиваемых в “Тихом Доне” проблем центральное место в нем занимает вопрос поиска личностью своего места в меняющемся, зачастую враждебном человеку, мире. Григорий Мелехов – главный герой романа. Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск пути Read More ......
  2. Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель московского совнаркома! Ты, поганка, казаков жидам продал!” Но гнев Григория Мелехова остужает Read More ......
  3. Герой романа Михаила Шолохова “Тихий Дон” – Григорий Мелихов – простой казак из середняков, попавший в водоворот первой мировой войны, революции и гражданской войны. В это лихое время, он, искусный воин, оказывается нужен всем – и белым, и красным. В Read More ......
  4. Среди героев “Тихого Дона” именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без Read More ......
  5. Главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон” Григорий Мелехов – характер трагиче­ский. Истоки его трагедии прежде всего в неразреши­мом конфликте личности и истории. Природа надели­ла Григория добротой, душевной щедростью, способ­ностью чувствовать чужую боль, бесподобным умением любить, но мир, в Read More ......
  6. Образ Григория Мелехова вобрал в себя правду времени. В том, как раскрывается личность этого героя, проявляется духовность прозы, художественное мастерство Михаила Александровича Шолохова. Уже на первых страницах романа происходит неназойливое выделение персонажа из яркой казачьей среды. Иногда это всего лишь Read More ......
  7. Сюжетно-тематическим узлом, в котором сходятся все нити монументального повествования, является художественный анализ причин и следствий казачьего восстания. Описание Верхнедонского восстания 1918 года автор дает в третьей книге. В последнее время внимание исследователей было сосредоточено главным образом на причинах восстания. От Read More ......
  8. Григорий Мелехов Характеристика литературного героя Григорий Мелехов – донской казак, житель станицы Татарская. В начале романа Г. показан в мирной крестьянской жизни: “Ноги его уверенно топтали землю”. Молодой Г. полон силы и жажды жизни. Он заводит роман с замужней Аксиньей, Read More ......
Григорий Мелехов в поисках правды

Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.
В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.
Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».
Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»
Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.
Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.
Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.
Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».
Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик.