Гриша добросклонов жизнь. «Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Сочинение Гриша Добросклонов. Образ и характеристика

Меню статьи:

Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом. Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка. Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.

Значение имени и прототипы

В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности. Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа. Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.

Прототипом Гриши Добросклонова стал поэт и публицист Николай Алексеевич Добролюбов. В обществе он слыл человеком уникального трудолюбия и одаренности – в 13 лет он уже занимался переводами Горация, успешно писал литературно-критические статьи. Объединяет Добросклонова с Добролюбовым трагедия детства – смерть матери, которая нанесла неизгладимые впечатления как для первого, так и для второго. Сродные качества также возникают у них в социальной позиции – стремлении сделать мир добрее и лучше.

Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества. В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний. Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,

Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова

С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.

О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».


Мать Григория звали Домной, она рано умерла:

Домнушка
Была куда заботлива,
Зато и долговечности
Бог не дал ей.

Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она

Батрачка безответная
На каждого, кто чем-нибудь
Помог ей в черный день.

Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.

Жизнь после смерти матери

После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон». В их доме никогда не было достаточно еды:

Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Григория с Саввой часто подкармливают односельчане. Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:

Платили им молодчики.
По мере сил, работою,
По их делишкам хлопоты
Справляли в городу.

Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.


Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».

Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.

Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:

Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.

Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.

Судьба Григория типична – нерадостное, голодное детство, печальные воспоминания об обучении в семинарии. Что будет дальше? Это вполне предсказуемо, судьба таких людей всегда одинакова:

Ему судьба готовила
Путь славный, Имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Подведем итог. Образ Григория Добросклонова оптимистичный. Молодой человек полон прекрасных стремлений – он будущий революционер, готовый пожертвовать собой ради блага других людей. Движет Григорием благое намерение улучшить жить простых людей, таких же, как он сам, обеспечить им достойную, а не нищенскую жизнь.

Образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов - сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши:

…лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже.
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного Родного уголка.

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов - борец за народное счастье; он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится».

Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос: что делать борцу за народные интересы?

Иди к униженным,
Иди к обиженным
Там нужен ты.

Григорий становится в ряды тех. кто готов «на бой, на труд за обойдённого, за угнетённого». Мысли Гриши постоянно обращены «ко всей Руси загадочной, к народу». В его душе «с любовью к бедной матери любовь ко всей захлачине слилась». Григорий- верный сын народа. В образе Гриши Добросклонова Некрасов видит представителя трудовой народной массы, кровно с ней связанного: «Как ни темна вахлачина», как ни забита барщиной и рабством, ока, «благословясь, поставила в Григорье Дсбросклонове такого посланца». Ему чужды заботы о личном благополучии, для него «доля народа, счастье его, свет н свобода прежде всего».

Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготновесело на всей святой Руси».

Гриша не одинок. На «честные пути», в бой за «честное дело» вышли уже сотни людей, подобных ему. Ему, как и другим борцам,

Судьба готовила
Путь славный,
имя громкое Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но Гришу не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество того дела, которому посвятил свою жизнь. Он знает, что его родине «суждено ещё много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе:

Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе.

На основной вопрос поэмы - кому на Руси жить хорошо? - Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, народного заступника. Вот почему поэт говорит:

Быть бы нашим странникам под родною крышею.
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.

Труден, но прекрасен путь, по которому идёт Гриша Добросклонов. На этот путь вступают «лишь души сильные, любвеобильные». На нём ждёт человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто себя отдаёт борьбе за благо и счастье народа.

    • Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» занимает особое место как в истории русской классической литературы, так и в творческом наследии поэта. Она представляет собою синтез поэтической деятельности Некрасова, завершение многолетней творческой работы поэта-революционера. Все то, что Некрасов разрабатывал в отдельных произведениях на протяжении тридцати лет, собрано здесь в едином замысле, грандиозном по содержанию, размаху и смелости. В нем слились все основные линии его поэтических исканий, наиболее полно […]
    • Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,… и сколько человеческих страданий в поэме! Вся пореформенная Русь плачет и стонет на страницах поэмы, но есть и много шуток и прибауток: «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Иначе и быть не могло. В самой жизни горе и радость идут рука об руку. В поэме много народных образов: Савелий, Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Корчагина. Все они […]
    • Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц. Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный вопрос – один: выяснить представление о счастье русского человека. Счастье – понятие сложное. Сюда входят социальное […]
    • Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала одной из центральных в творчестве Н. А. Некрасова. Время, когда он работал над поэмой, – время больших перемен. В обществе кипели страсти представителей революционно‑демократических течений. Лучшая часть интеллигенции поддерживала интересы «народников». Поэта всегда волновала судьба народа. Народный заступник – тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками подтверждая это. Образ такого человека – не […]
    • Над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности: Мы мужики степенные, Из временно обязанных, Подтянутой губернии, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Несытова, Неелова, Заплатова, Дырявина, Горелок, Голодухино, Неурожайка […]
    • Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки, женщины. В 1848 году, еще в самом начале своего творческого пути Некрасов написал за-мечательное стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом...», […]
    • Н. А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей художественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа. Стихи рассказывают о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской доле, о природе и любви, о высокой гражданственности и назначении поэта. Мастерство Некрасова заключалось прежде всего в реализме, в правдивом изображении действительности и в причастности самого поэта к народной жизни, привязанности и любви к русскому […]
    • Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”. Из трёх десятков лучших любовных […]
    • Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи. В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит: Но не льщусь, чтоб в […]
    • Литературный талант Н. А. Некрасова прославил его не только как писателя и поэта, но и как редактора, журналиста и критика. В разное время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические куплеты – острые и злые. Некрасову принадлежит также незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Но основу его творческого наследия составляют, конечно, стихи. Некрасов принадлежал к «натуральной школе». Он считал, что литература должна отражать реальную жизнь, описывать трущобы, язвы и голод […]
    • Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю. Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционно‑поэтической […]
    • Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно‑поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в […]
    • Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором он называет […]
    • Н. А. Некрасов создал целую эпоху в поэзии. Не одно поколение лучших людей России воспитывалось на произведениях поэта. С детских лет входят в наше сознание некрасовские образы, неповторимые звуки его стихотворной речи. В лице Некрасова, чутко уловившего требование времени, поэзия стремилась раздвинуть свои пределы. Поэт исповедуется перед обществом, считает себя ответственным перед ним. С высочайших нравственных позиций судит он свои несовершенства, казнит себя за малейшие колебания и слабости. Его политическое […]
    • Первое, имевшее огромный успех собрание стихотворений Некрасова 1856 г., открывалось программой, творческим манифестом – «Поэт и гражданин». Не только первое место к книге, но и особый шрифт призваны были подчеркнуть значение этого произведения. Здесь новый поэт предстает перед нами как реальность «во плоти и крови», со своим мироощущением и характером. Он вступает в диалог, который, как подчеркивает Некрасов, происходит в трудное и бурное время, в «годину горя». Гражданин напоминает Поэту о суровости и […]
    • Свою знаменитую поэму «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А.Некрасов написал через два года после проведения реформы, дарующей крестьянам долгожданную свободу. Казалось бы, вот наступило счастье – пришла долгожданная свобода. Но нет, как был крестьянин бесправным, так и остался. Манифест Александра 11 не давал крепостным крестьянам полного освобождения, они должны были платить бывшему владельцу «выкупные» в течение 49 лет, а кроме того за пользованье помещичьей землей крестьянину также необходимо было вносить арендную […]
    • Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени». Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах. Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью […]
  • Гриша Добросклонов – ключевая фигура в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Давайте я немножко расскажу вам о нем. Гриша родился в семье бедного дьяка, человека ленивого и бездарного. Мать же являла собой тип того самого женского образа, нарисованного автором в главе “Крестьянка”. Свое место в жизни Гриша определил уже в 15лет. Неудивительно, ведь голодное детство, тяжелая трудовая закалка, подаренные отцом; сильный характер, широкая душа, унаследованные от матери; чувство коллективизма, жизнестойкость, невероятное упорство, воспитанные в семье и семинарии, в конечном итоге вылились в чувство глубокого патриотизма, более того, ответственности за судьбу целого народа! Надеюсь, я доступно объяснил истоки характера Гриши?

    А сейчас давайте посмотрим на реально-биографический фактор появления Гриши. Возможно, вы уже знаете – прототипом был Добролюбов. Подобно ему Гриша – борец за всех униженных и оскорбленных, стоял за крестьянские интересы. Он не испытывал тяги к удовлетворению престижных потребностей (если кто помнит лекции по обществознанию), т.е. на первом плане у него заботы не о личном благополучии.

    Теперь мы кое-что знаем о Добросклонове. Давайте выявим некоторые его личностные качества, с тем, что бы узнать степень значимости Гриши как ключевой фигуры. Для этого нам надо просто выделить из вышесказанного слова, характеризующие его. Вот они: способность к состраданию, твердые убеждения, железная воля, неприхотливость, высокая работоспособность, образованность, великолепный ум. Здесь мы с вами, незаметно для себя, подошли к значению образа Гриши Добросклонова. Посмотрите: этих качеств вполне достаточно, что бы отразить главенствующую идею поэмы. Отсюда вывод настолько же прозаичный, сколь же и лаконичный: Гриша собой отражает одну из главных идей поэмы. Вот эта идея: на Руси жить хорошо только таким вот борцам за счастье притесненного народа. Объяснить, почему мне вряд ли удастся – вопрос философский и требуются знания психологии. Все же я попытаюсь привести пример: когда спасаешь кому-нибудь жизнь, то появляется чувство, будто ты сильный и добрый, слуга царю, отец солдатам,…да? А тут целый народ спасаешь...

    Но это только следствия, а с чего начиналось нам по-прежнему предстоит выяснить. Давайте порассуждаем мы знаем, что с детства Гриша жил среди несчастных, беспомощных, презираемых людей. Что выдвинуло его на такую высоту, что заставляло его жертвовать собой ради простого народа, ведь перед, грамотным и образованным, талантливым молодым человеком открывались, прямо скажем, безграничные возможности. Между прочем, это чувство, качество или ощущение, называйте как хотите, питало творчество Некрасова, с его подачи была определена главная идея поэмы, от него берут истоки патриотизм, чувство ответственности. Это – способность к состраданию. Качество, которым обладал сам Некрасов и наделил им ключевую фигуру своей поэмы. Совершенно естественно, что за этим следуют патриотизм, присущий человеку из народа, ну и чувство ответственности перед народом.

    Очень важно определить эпоху в которой появился герой. Эпоха – поднятия общественного движения, многомиллионный народ поднимается к борьбе. Посмотрите:

    «…Рать поднимается неисчислимая –

    сила в ней несокрушимая…»

    В тексте напрямую доказывается, что счастье народное возможно лишь в результате всенародной борьбы против угнетателей. Основная надежда революционеров-демократов, к которым принадлежал Некрасов – крестьянская революция. А кто поднимает революции?– революционеры, борцы за народ. У Некрасова это был Гриша Добросклонов. Отсюда вытекает вторая идея поэмы или, вернее, она уже вытекла, нам осталось только выделить ее из общего потока размышлений. Народ, вследствие направления реформ Aлександра II, остается по-прежнему несчастным, угнетенным, но(!) силы для протеста зреют. Реформы подтолкнули в нем стремление к лучшей жизни. Вы обратили внимание на слова:

    «…Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

    Окончен расчет господином!

    Сбирается с силами русский народ

    И учится быть гражданином!...»

    Форма передачи были песни, в исполнении Гриши. В словах как раз и отражались те чувства, которыми наделен герой. Можно сказать, что песни были венцом поэмы потому, что в них отражено все то, о чем я говорил. И в целом они вселяют надежду, что Родина не погибнет, несмотря на страдания и беды, захлестывавшие ее, и всеобъемлющее возрождение России, а что самое главное – изменения сознания простого русского народа.

    Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

    Беднее захудалого
    Последнего крестьянина
    Жил Трифон.
    Две каморочки:
    Одна с дымящей печкою,
    Другая в сажень - летняя,
    И вся тут недолга;
    Коровы нет, лошадки нет,
    Была собака Зудушка,
    Был кот - и те ушли.

    Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

    Дьячок хвалился детками,
    А чем они питаются -
    И думать позабыл.
    Он сам был вечно голоден,
    Весь тратился на поиски,
    Где выпить, где поесть.

    Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

    И скоро в сердце мальчика
    С любовью к бедной матери
    Любовь ко всей вахлачине
    Слилась - и лет пятнадцати
    Григорий твердо знал у же,
    Что будет жить для счастия
    Убогого и темного Годного уголка.

    Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.

    С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

    В минуты унынья, о родина-мать!
    Я мыслью вперед улетаю.
    Еще суждено тебе много страдать,
    Но ты не погибнешь, я знаю.

    Размышления Григория, которые “в песне излились”, выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия “была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной”. Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.
    Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

    Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
    Окончен расчет с господином!
    Сбирается с силами русский народ
    И учится быть гражданином.

    Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.
    Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.


    Григорий Добросклонов появляется в эпилоге поэме, о его значение нельзя сравнить с простым завершением произведения.

    Образ и характеристика Гриши Добросклонова – это попытка автора вселить в души читателя оптимизм и веру в будущее.

    Описание отца героя и жизни в его доме

    Григорий - сын дьячка Трифона. Отец занимает низшую ступень среди служителей церкви. Отец очень беден, представить, как живет семья священника сложно. Он беднее

    «захудалого последнего крестьянина».

    В доме Трифона две комнаты – каморки. В одной стоит печь, которая дымит. Другая – в высоту больше 2 метров (сажень), пригодная только для лета. В хозяйстве нет коровы, лошади. От Трифона ушли собака и кот. Мать была доброй и заботливой. Она прожила недолго. Женщина думала о самом насущном – о соли, ей как в песне «Соленая» приходилось готовить для сына на слезах. Два образа – мать и Родина – слились в один. Сделать их жизнь лучше стало целью Гриши.

    Учеба героя

    Дьяк отправил сына в духовную семинарию. Так было положено на Руси. Живет Григорий в страшной бедности, но его тяга к знаниям поражает. В час ночи просыпается парень и ждет утра, когда им принесут ситник. Еда была безвкусной и не сытной. На семинаристах экономил «хапуга-эконом». В описании семинарии нет данных об учителях, предметах, классах. Некрасов здесь скуп на слова: темно, холодно, угрюмо, строго, голодно. За каждым наречием встает страшная картина. Зачем раскрашивать словами то, что темно в реальности. Отец гордится успехами сына, но не пытается улучшить его существование, он сам был вечно голодным.

    Характер Григория

    Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.

    Мечты героя

    Григорий – заступник, воин, смелый человек. Он с детских лет наметил свой путь. Еще ребенком слушал песни матери, он понимает, как велика песенная сила, как проникает она вглубь людей. Песни – душа народа. Они передают проблемы и лечат их, сдерживают негативные порывы, воспитывают оптимизм и веру в себя. Григорий с помощью песен пытается поднять крестьян на защиту своих прав. Образованный юноша видит, в чем причина русской нищеты:

    • крепостничество;
    • тяжелый непосильный труд;
    • разгул пьянства среди мужиков;
    • страшная нищета и голод;
    • жадность и лень барства;
    • невежественность простого народа.

    Григорию обидно за страну, которую он любит всей душой. Такого патриотизма нет ни у кого из героев поэмы.

    Прототип Гриши

    Н.А.Некрасов подобрал герою фамилию, сказывающую, кто был прототипом персонажа. Добросклонов – Добролюбов. Основа общая – добро. Это люди, которые несут добро в массы народа. Исходя из фамилий, можно выяснить важные характеристики. Один склоняет людей к добрым делам, другой – любит всех и надеется, что каждый человек изначально добр. У героя поэмы и публициста много общего:

    • уникальная целеустремленность;
    • трудолюбие;
    • одаренность и талант.

    Объединяет литературный персонаж и реальное лицо трагедия детства. Они остались без матери, которая оставила в душе силу и воспитала характер сыновей. Герой и его прототип стремятся изменить окружающий их мир.

    Выбор героя

    Григорий – представитель революционно настроенных молодых людей, которые в будущем обеспечат народу достойную жизнь. Судьба героя – яркий путь, громкое имя, слава заступника и защитника, но в этом же ряду стоят чахотка и Сибирь. Гриша много размышляет. Молодой поэт пришел к выводу, что у людей есть к счастью две дороги. Одна приведет человека к богатству, власти и почету. Это счастье строится на достижении материального благосостояния. Второй путь – духовное счастье. Оно предполагает единство с теми, кому служат, - с народом. Второй путь тяжелый и тернистый. Григорий призывает идти к заветным целям, сделать счастливыми как можно больше людей: «вольготно – весело на всей святой Руси» будут жить хлебопашец, бурлак и простой мужик. Таких, как персонаж поэмы, уже сотни, но автор верит, что их станет еще больше. Весь многомиллионный русский народ просыпается и встает на путь борьбы.

    «Рать подымается – Неисчислимая, сила в ней скажется Несокрушимая!». Песня «Русь» - гимн о счастье, сила веры русской молодежи. Звуки музыки и смысл слов проникали в сердца и поднимали дух. Юноша делился своим оптимизмом, автор через него поддерживал идеи друзей – революционеров.