Как правильно справлять поминки по усопшему. Когда и как устраивать поминки - все традиции


1:508 1:518

Поминки - это время, когда родственники и друзья усопшего вспоминают все самое лучшее о нем. Существуют индивидуальные дни поминовения усопших и общепринятые (3, 9 день, поминки 40 дней после смерти). Кроме того, поминки бывают религиозными. Так, например, православные родительские субботы.

1:1054 1:1064

Первые поминки

Самые первые поминки устраиваются в день похорон. Это третий день со дня смерти включительно. Они устраиваются сразу после похорон в доме умершего. В случае если нет возможности по каким-либо причинам провести поминки дома, их проводят в кафе или ресторанах. Этот день отличает атмосфера глубокого горя.

1:1658

Следующие поминки 9 дней. После посещения кладбища родственники и друзья умершего собираются вновь за поминальным столом. Этот день отличается ещё не рассеянной атмосферой скорби. Часто в Интернете встречается запрос «поминки 9 дней как считать». Все дни начинают свой отсчет со дня смерти. Это значит, что день, когда человек умер - первый, и так далее.

1:672

Подробнее читайте тему

1:804 1:814

Поминки сорок дней

Череду первых поминок завершают поминки 40 дней. Они вновь собирают всех самых родных и близких. Правда, на сегодняшний день самые массовые поминки бывают в день похорон. Хотя традиционно, испокон веков все первые поминки собирали довольно большое количество народа. Как и во все остальные поминальные дни, готовится обед, и все собираются за столом.

1:1498

1:11

Поминки 40 дней после смерти имеют свои традиции. Так, часто в этот день раздают вещи умершего. Ещё делают небольшие памятные подарки. Часто это ложка, так как этот предмет обихода часто используется. И соответственно, когда человек ест поминальной ложкой, то он вспоминает об умершем. Кроме ложки можно раздать собравшимся по платочку - элементарный предмет гигиены, который имеет при себе практически каждый человек.

1:786

Годовщины

При желании родных, можно организовать поминки полгода после смерти. Здесь нет ни каких запретов, так как сколько раз и когда поминать усопших каждый выбирает сам. Так как кроме общепринятых дат, как уже упоминалось в начале статьи есть индивидуальные. Это день рождения умершего, годовщины каких-либо значимых событий в его жизни. Поэтому, если терзают сомнения делают ли поминки на полгода, то следует исходить из собственных пожеланий.

1:1617

1:12

После первых дней наступает пора, когда организовывают поминки на годовщину смерти. На них, как в прочем и на все остальные, не приглашают. Приходят все желающие, для них вновь накрывают поминальный стол. Поминки 1 год после смерти начинаются с посещения кладбища.Теперь на могиле умершего уже можно поставить памятник, облагородить её и участок в целом. Поминки 1 год не имеют свои особенные традиции. Посетить могилку и собраться за столом, поговорить о том хорошем, что оставил в памяти о себе умерший.

1:936

Поминки по православному обычаю

Поминки по православному обычаю устраиваются в те же первые дни, но имеют они особое значение. Так, на 9 день душа отделяется от тела и отправляется в другой, неземной мир, а на сороковой предстает на суд перед Богом. Поэтому в эти дни православие предписывает усиленную совместную молитву родных и близких усопшего.

1:1582

Кроме того, в течении года выделяют восемь родительских суббот, которые имеют переходящую дату. В 2017/18 гг. это:

1:213
  • Димитриевская: 4 ноября / 3 ноября
  • Вселенская: 18 февраря / 10 февраля
  • Вторая неделя Великого поста: 11 марта / 3 марта
  • Третья неделя Великого поста: 18 марта / 10 марта
  • Четвертая неделя Великого поста: 25 марта / 17 марта
  • Радоница: 25 апреля / 17 апреля
  • День поминовения воинов: 9 мая
  • Троицкая: 4 июня / 26 мая

В эти дни в православных храмах совершаются специальные богослужения, после которых христиане отправляются на кладбище, где ещё раз совершают поминальную молитву. Затем вся семья собирается за столом.

1:1202

Итак, существуют различные поминальные дни, в которые принято собираться за столом, перед этим посетив кладбище.

1:1412 1:1422 1:1515

Говоря вообще, что требуется от живого, чтобы исполнить заповедь Христову - искать Царствия Божия и себе и ближнему, где бы он ни был, на земле или уже за гробом, - мы пропустили здесь о знаменательных днях для умершего, потому что о них было говорено в первой части: "Смерть в отношении к бессмертию"; дни эти: 3-й, 9-й, 40-й и годовой по смерти человека; сама Церковь требует, чтобы оставшиеся на земле эти дни почтили особенно усиленною молитвою за умершего. Значение сих дней, помещенное в означенной первой части, здесь дополним только еще другими сведениями.

Третины, то есть третий день по смерти человека, есть день его погребения и вместе с тем такой день, когда Церковь творит его поминовение. Поминовение усопших в третий день есть установление апостольское. Поминовение в сей день имеет свои причины. Так, одни говорят, что третины Церковь совершает потому, что в третий день по смерти человек изменяет свой вид; неофит российский причину третий находит в тридневном Воскресении Христовом; другие видят в сем церковном требовании, то есть в отправлении третий, другую причину, именно, что усопший был крещен и веровал во Святую Троицу: Отца, и Сына, и Святаго Духа, а потому в третий день свидетельствуем пред Богом за умершего, что он сохранил до своего исхода три великие добродетели: веру, надежду и любовь, от которых зависит спасение человека и без которых спасение невозможно. И, наконец, основанием третий полагают троякую природу человека: дух, душу и тело, которые согрешают вместе и потому по переходе в загробный мир и требуют очищения от грехов, которого, однако, сам человек не мог достигнуть по немощи; посему необходимо после исшествия его души, когда само собою отстанут от нее все страсти душевные, нам, оставшимся в живых, просить и умолять за нее (душу) всемилостивого Бога.

Девятины, то есть девятый день по смерти человека, когда нужно поминать усопших, есть установление апостольское и имеет также, как и третий день, свои причины. Так, некоторые говорят, что Церковь совершает поминовение по усопшему в девятый день потому, что тело не прежде, как в девятый день, превращается в тление, и остается нетленным одно только сердце; неофит российский причину девятин находит в том, что Церковь молит Господа о причислении умершего к девяти чинам ангелов. Мы просим Господа, чтобы Он молитвами и ходатайством девяти ангельских чинов вселил и упокоил душу представльшегося в лики святых Божиих, а по воскресении сподобил его и блаженного сожительства вместе с ангелами.

Установление Церкви молиться об усопшем в продолжение сорока дней от смерти, и особенно в самый сороковой день, имеет также свои причины: одни говорят, что причина сего заключается в том, что к сороковому дню истлевает и самое сердце. Но эта причина не всегда согласна с опытами, как пишет Вениамин, архиепископ Нижегородский, в своей "Новой скрижали" (ст. 130, ч. 4). Должно заметить, что в зачатии младенца бывает обратно: в третий день живописуется сердце, в девятый день составляется тело, в сороковой день является полный вид человека. Неофит российский предлагает другую причину сорокоуста - плач израильского народа о смерти Моисея, продолжавшийся сорок дней.

Вообще сороковое число часто употребляется в Священном Писании; так, плач израильского народа по смерти Моисея продолжался сорок дней; израильтяне плакали по умершем патриархе Иакове сорок дней; евреи в пустыне питались манною сорок лет; Моисей постился сорок дней и ночей, приемля Закон от Бога; Илия провел сорок дней и ночей в путешествии к горе Хориву; Господь Иисус Христос после Своего крещения провел в пустыне сорок дней и ночей, а также и по Воскресении учил апостолов тайнам Царствия Божия в продолжение сорока дней. Посему-то Восточная Церковь справедливо и благочестно с древних времен постановила правилом творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Святые апостолы узаконили этот обычай и в Христовой Церкви - обычай, у иудеев существовавший, молиться об умершем в продолжение сорока дней. Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так точно и Святая Церковь испрашивает у Господа благодать умершему для победы над врагом и для получения Царства Небесного. Симеон Солунский (в главе 372) пишет: "Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с тою целью, чтобы и умерший, восстав из гроба, вознесся в сретение Господу, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом" ("Новая Скрижаль" Вениамина, архиепископа Нижегородского, ч. 4, с. 129, § 2).

В день годовой по смерти усопшего, а потом и ежегодно в сей день, а также и во дни именин почившего оставшиеся на земле его родственники совершают поминовение, показуя тем, что союз любви смертию не расторгася, что усопший живет духом с пребывающими на земле, что он бессмертен, что он обновится, что дух, душа и тело опять соединятся и составят нового человека.

Кутия, или коливо, есть сваренные семена пшеницы или другие, и потом насыщенные сахаром или медом, отчего кутия всегда имеет сладкий и приятный вкус. Значение кутии и употребление ее при погребении, а также и при всяком поминовении умершего, следующее: семена заключают в себе жизнь и, будучи посажены в землю, производят новое растение, соответствующее семени. Чтобы представить наглядно ту участь тела, которая его ожидает тотчас по разлучении с душою, и его будущность, Иисус Христос делает сравнение его с семенем пшеницы и говорит: "Аминь аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит" (Ин. 12,24). Из чего видно, что дух присущ телу и по отделении его от души. Пребывая с душою в загробном мире, дух пребывает и в теле. Как в разложении семени заключается прозябение его, так точно и в разложении тела заключается его прозябение для будущей жизни. По слову Спасителя, где нет разложения ("не умрет"), там нет и прозябения ("то одно пребывает"), а где следует тление посеянного ("аще же умрет"), там происходит и прозябение - жизнь ("мног плод сотворит"). И апостол Павел тело человеческое по разлучении с душою сравнивает с семенем, всеваемым в землю: "сеется тело" (1 Кор. 15, 44), говорит он, чтобы произрасти новое, духовное тело, соответствующее новой - духовной, вечной жизни. Семена, приправляемые сахаром или медом, означают веру и надежду живых, что усопшая в благочестии душа наследует сладкую, приятную загробную жизнь. Сахар, мед, употребляемые в кутию, вообще означают, что для православных и благочестивых по всеобщем воскресении наступит сладкая и приятная жизнь.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты – 3 дня, 9 дней и 40 дней – настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик – от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу.

Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца.

Более того – считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» – то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.

Александр Бабицкий


Эту траурную дату отмечают в узком кругу самых близких родственников и друзей. Семья покойного заранее сообщает о поминках на год смерти тем, кого желает на них видеть. Это мероприятие предназначено только для очень близких людей, многолюдные сборища в данном случае неуместны.

Как правильно делать поминки?

В годовщину смерти за усопшего нужно обязательно помолиться в церкви, а по завершении службы попросить священника, чтобы он отслужил панихиду.

По традиции в этот день (в первой его половине) , наводят там порядок и облагораживают это место. Если погодные условия (снегопад, гололед, сильный дождь) не позволяют прийти на кладбище, это можно сделать и в другой день. С собой желательно принести живые цветы, пусть даже немного, или хвойные ветви. Кстати, по христианской традиции можно приносить на поминки только живые цветы. Они символизируют жизнь вечную, ведь человеческая душа бессмертна, а искусственные цветы изначально являются неживыми. Кроме того, живые цветы рассматривают как доказательство того, что любовь к умершему человеку жива. В христианстве запрещено приносить на могилу еду и спиртное. Покойного поминают только молитвами, живыми цветами и добрыми словами у могилы.

После посещения кладбища устраивают поминальный обед. В зависимости от количества присутствующих его можно сделать дома или в небольшом зале кафе, исключая соседство веселящихся посетителей.

Меню поминального стола включает традиционные блюда: поминальную кутью, символизирующую жизнь вечную, блины, компот. Часто стараются учесть вкусовые пристрастия покойного, предлагая блюда, которые он любил при жизни, ведь мероприятие посвящено его памяти.

Обычно на стол подают рыбные блюда (как символ христианства), салаты (винегрет, квашеную капусту, маринованные грибы или свежие овощи летом), сырную и мясную нарезку. На первое – борщ, на второе – тушеное мясо или жареную курицу с пюре или отварным картофелем.

Можно подать десерт, дополняя компот сладкими пирожками, печением или пряниками. Из спиртного предпочтение отдается крепким напиткам (например, водке) и сухим красным винам.

Вообще-то блюда поминального стола не должны сразить присутствующих своим богатством и разнообразием, главное во время спокойной застольной беседы вспоминать добрым словом покойного и его дела при жизни.

Еще один важный момент годовщины смерти – дела милосердные. В этот день раздают милостыню нуждающимся людям, чтобы как можно больше человек помянуло покойного добрым словом. Можно раздать деньги, конфеты, печенье нищим у храма, отдать вещи усопшего нуждающимся знакомым, сделать подношение в дом престарелых или дом малютки.

Если день поминовения приходится на время поста, поминки должны быть скромными, а поминальный стол соответствовать требованиям поста, особенно строгого. В строгий пост нельзя употреблять яйца, мясные, молочные и рыбные продукты, ставить на стол спиртное, даже блины должны быть постными.