Художественная культура Европы XIX в. Московский государственный университет печати Список зарубежных культурных деятелей 19 века

На искусство первой половины XIX в. оказали влияние Великая Французская революция (1789–1799 гг.), война с Наполеоном, война с Испанией. В этот период большой прогресс в науке. Основные стили: ампир, романтизм, французский реализм.

В архитектуре первой половины XIX столетия неоклассицизм пережил последний расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитетуры прошлого - так возники неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым. В архитектуре преобладает строительство фабрик, контор, жилых домов, универмагов, выставочных залов, библиотек, вокзалов, крытых рынков, банков и т. д. Банки украшаются древнегреческими портиками, универмаги - готическими стрельчатыми окнами и башнями. Фабрикам придаются облики замков.

19.1.1 Искусство Франции

Архитектура. В годы Великой Французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек, как правило, деревянных. В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе академию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств, главными задачами которых быи организация массовых праздников и оформление парижский улиц и площадей.

На площади Бастилии воздвигли павильон с надписью: «Здесь танцуют». Площадь Людовика XV была названа площадью Революции и дополнена триумфальными арками, статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Марсово поле стало местом народных собраний с алтарем Отечества в центре. Дом Инвалидов и его Собор превратились в храм человечности. Улицы Парижа были украшены новыми монументами.

Также в годы Французской революции была образована Комиссия художников, которая занималась благоустройством города, планировала изменения в его облике. Он сыграла существенную роль в истории архитектуры.

В искусстве наполеоновской Франции господствовал стиль ампир. Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала реконструкция Парижа: предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток-запад». Были построены: проспект Еисейские поля, улица Риволи, триумфальная колонна на Вандомской площади (1806–1810 гг., архитекторы Жан Батист Лепер, Жак Гондуэн), въездные ворота дворца Тюильри (1806–1807 гг., архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен), триумфальная арка Великой армии (1806–1837 гг., архитекторы Жан Франсуа Шальен и др.).

Живопись. В первой половины XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни. С 1791 г. право участия в выставках луврского Салона получили любые авторы независимо от их членства в академиях. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Лувра. Государственное академическое образование вытеснялось подготовкой в частных мастерских. Власти прибегали к более гибким методам художественной политики: распределение крупных заказов на украшение общественных зданий приобрело особенный размах.

Представители живописи французского романтизма- Давид, Энгр, Жерико, Делакруа, Гро.

Жак Луи Давид (1748–1825) - самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры, в 1775–1779 гг. посетил Италию. В 1781 г. Давид был принят в число членов Королевской академии и получил право участвовать в её выставках - луврских Салонах. В 1792 г. Давид был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган Первой республики.

Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин. Давид получил заказ на картину о подвиге трёх братьях из знатного рода Горациев - «Клятва Горациев» (1784 г.) . Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки. В основе всей композиции число три: три арки (в каждую из арок вписана одна или несколько фигур), три группы персонажей, три сына, тир меча, три женщины. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов.

В 1795–1799 гг. Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» . Художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру. Однако огромная, перегруженная фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки.

В 1812 г. уехал в Брюссель, где жил до самой смерти. Писал портреты и произведения на античные сюжеты - «Смерть Марата» (1793 г.), «Портрет мадам Рекамье» (1800 г.) . Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. В момент гибели Марат сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик, заменявший стол. Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность.

В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.» (1807 г.) Давид создал очередной миф - блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) был приверженцем классических идеалов, художником самобытным, чуждым всякой фальши, скуки и рутины. В 1802 г. был награждён Римской премией и получил право поехать в Италию. В 1834 г. стал директором французской академии в Риме. Достиг наивысшего мастерства в жанре портрета - «Портрет Ривьера» .

Энгр пытался передать в живописи декоративные возможности различных видов старого искусства, например выразительность силуэтов древнегреческой вазописи, - «Эдип и Сфинкс» (1808 г.) и «Юпитер и Фетида» (1811 г.) .

В монументальном полотне «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богоматери для Французского королевства» (1824 г.) , он подражал живописному стилю Рафаэля. Картина принесла Энгру первый крупный успех. В картине «Одалиска и рабыня» (1839 г.) выбрал композицию, близкую к «Алжирским женщинам в своих покоях» Делакруа, и решил её по-своему. Пёстрый, многокрасочный колорит полотна возник вследствие увлечения художника восточной миниатюрой. В 1856 г. Энгр закончил картину «Источник» , задуманную им ещё в 20-е гг. в Италии. В грациозном цветущем девичьем теле воплощены чистота и щедрость мира природы.

Теодор Жерико (1791–1824) - основатель революционного романтизма во французской живописи. Первая работа, выставленная в Салоне, - «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г.) . Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь картины, в сизо-багровое пекло боя. В это время стало известно о разгроме армии Наполеона Бонапарта в России. Чувства французов, познавших горечь поражения, отразила новая картина молодого художника - «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814 г.) .

В 1816–1817 гг. Жерико жил в Италии. Художника особенно увлекли скачки неосёдланных лошадей в Риме. В живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817 г.) доступна и выразительная точность репортажа, и сдержанная героика в неоклассическом духе. В этих произведениях окончательно сформировался его индивидуальный стиль: мощные, грубоватые формы переданы большими подвижными пятнами света.

Вернувшись в Париж, художник создал картину «Плот „Медузы"» (1818– 1819 гг.) . В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель. Тогда капитан и его приближённые уплыли в шлюпках, бросив на произвол судьбы плот со ста пятьюдесятью матросами и пассажирами, из которых выжило только пятнадцать человек. В картине Жерико добивался максимального правдоподобия. Два года он разыскивал людей, переживших трагедию в океане, делал зарисовки в больницах и моргах, писал этюды моря в Гавре. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. На первом плане - фигуры умерших и обезумевших; они написаны в натуральную величину. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». То отчаяние, то надежда наполняют души пассажиров плота «Медузы».

В 1820–1821 гг. Жерико побывал в Англии. Под влиянием работ Констебла он написал «Скачки в Эпсоме» (1821 г.) . Картина пронизана движением: кони несутся, едва касаясь земли, их фигуры слились в одну стремительную линию; подвижны низкие облака, подвижны их тени, скользящие по влажному полю. Все контуры в пейзаже размыты, краски смазаны. Жерико показал мир таким, каким его видит жокей на мчащемся галопом коне.

Эжен Деакруа (1798–1863) - французский живописец. Основой живописи Делакруа служат красочные пятна, составляющие гармоничное единство; каждое пятно помимо своего цвета включает оттенки соседних.

Первую свою картину Делакруа написал на сюжет «Божественная комедия» Данте - «Данте и Вергилий» («Ладья Данте») (1822 г.) . Делакруа создал картину «Хиосская резня» (1824 г.) под впечатлением событий освободительной революции в Греции 1821–1829 гг. В сентябре 1821 г. турецкие каратели уничтожили мирное население Хиоса. На первом плане картины фигуры обречённых хиосцев в пёстрых лохмотьях; фоном им служат тёмные силуэты вооружённых турок. Большинство пленников безучастны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют родителей защитить их. Турецкий всадник, который тащит за собой девушку-гречанку, выглядит своеобразным символом порабощения. Не менее символичны и другие фигуры: обнажённый раненый грек - его кровь уходит в сухую землю, а рядом валяются сломанный кинжал и опустошённая грабителями сумка.

После событий в июле 1830 г. в Париже Делакруа создал картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)» . Простому эпизоду уличных боёв художник придал вневременное, эпическое звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а возглавляет их сама Свобода. Критики увидели в ней «помесь торговки с древнегреческой богиней». Здесь чувствуется романтический стиль: Свобода изображена в виде богини победы, она поднимает трёхцветное знамя Французской республики; следом движется вооружённая толпа. Сейчас все они солдаты Свободы.

В 1832 г. Делакруа сопровождал дипломатическую миссию в Алжир и Марокко. По возвращении в Париж художник создал картину «Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г.) . Фигуры женщин удивительно пластичны. Мягко очерчены золотисто-смуглые лица, плавно изогнуты руки, пёстрые наряды ярко выделяются на фоне бархатистых теней.

Антуан Гро (1771–1835) - французский живописец, портретист. Гро отказался от классических сюжетов - его привлекала современная история. Создал серию картин, посвященных египетско–сирийской экспедиции наполеоновской армии (1798–1799 гг.) - «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе» (1804 г.) . Другие картины, посвященные Наполеону - «Наполеон на Аркольском мосту» (1797 г.), «Наполеон на поле битвы при Эйау» (1808 г.) . Гро в 1825 г. закончил роспись купола Пантеона в Париже, заменив изображение Наполеона фигурой Людовика XVIII.

Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.

К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Жан Огю́ст Домини́к Энгр , (1780-1867) - французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.
В творчестве Энгра – поиск чистой гармонии.
Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806-1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.

Академи́зм (фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм.
Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Энгр. Портреты семьи Ривьер. 1804-05

Романтизм

Романтизм - явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой - презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй - признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни - науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый - в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

Второй - в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769- 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795- 1830 гг. - период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская - в естественно-научной, технической и практической.

Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824).
Ученик в течение недолгого времени К. Верне (1808-1810), а потом П. Герена (1810-1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.
Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817-19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.

Трагическая напряженность и драматизм.В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившиеся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.

Образное решение
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.
В 1818 году, когда Жерико работал над картиной «Плот „Медузы“», положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Реакция публики
Когда Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
Картина была приобретена в 1824 году и в настоящее время находится в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Эже́н Делакруа́ (1798 - 1863) - французский живописец и график, глава романтического направления в европейской живописи.
Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы - Рубенс, Веронезе и Тициан. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.

Адамс Джон

Адамс, Джон (John Adams) (30.11. 1735-04.07.1826 гг.) - 2-й президент США, преемник Дж. Вашингтона, в отличие от которого может быть отнесен не столько к политическим практикам, сколько к теоретикам политики. Родился в Массачусетсе в семье фермера, окончил Гарвардский университет, занимался юридической практикой, стал одним из наиболее популярных адвокатов Бостона.

Адамс Джон Куинси

Адамс, Джон Куинси (John Quincy Adams) (11.07.1767-23.02.1848 гг.) - 6-й президент США. Обучался в Голландии, Франции, США (Гарвард). В кон. 18 - начале 19 веков примыкал к федералистам (как федералист подверг критике памфлет Т. Пейна «Права человека»), но в 1807 г. порвал с ними. Посланник США в Голландии и Пруссии (1794-1801 гг.); конгрессмен (1802 г.); сенатор от Массачусетса (1803-1808 гг.); первый посланник США в России (1809-1814 гг.). Через Адамса Александр I в 1813 г. предложил российское посредничество в урегулировании англо-американского конфликта.

Адмирал Нельсон Горацио

Нельсон, Горацио (Horatio Nelson) 129.09.1758-21.10.1805 гг.) - английский флотоводец.

Горацио Нельсон родился в семье священника на севере Норфолка. В 12 лет он отправился на флот. В 1773 г. в составе экспедиции Горацио плавал по северным морям. Его военная морская служба началась в период войны с Францией. В 1793 г.

Нельсон был назначен капитаном 64-пушечного корабля «Агамемнон». В составе английской эскадры «Агамемнон» охранял Средиземное море от французских кораблей. Уже в первые месяцы войны проявились лучшие черты характера Нельсона - смелость и стратегический талант. 14 февраля 1797 г. он участвовал в битве при Сент-Винсенте, сделав немало для победы английского флота, и стал контр-адмиралом. В одном из сражений Горацио был ранен и потерял правую руку.

Андраши Дьюла

Андраши, Дьюла, граф (Gyula Andrassy) (03.03.1823-18.02.1890 гг.) - венгерский политик и дипломат. После поражения венгерской революции 1848-1849 гг., в которой он принимал активное участие, Андраши эмигрировал во Францию. Дьюла заочно был приговорен к смертной казни, но впоследствии амнистирован и в 1858 г. вернулся в Венгрию.

Бенджамин Дизраэли

Дизраэли, Бенджамин (Benjamin Disraeli) (21.12.1804-19.04.1881 гг.) - известный британский государственный и политический деятель, писатель. Сын литератора И. Дизраэли, еврейского эмигранта, принявшего христианство. В произведениях «Вивиан Грей», «Молодой Герцог» и др. Дизраэли мастерски подметил особенности политической жизни страны и выступил с пропагандой консервативных принципов (защита короны, церкви, аристократии).

Бланки Луи Огюст

Бланки, Луи Огюст (Louis Auguste Blanqui) (08.02.1805-01.01.1881 гг.) - французский революционер, утопист-коммунист. Луи получил образование в Лицее Карла Великого в Париже. Увлечение республиканско-демократическими идеями привело его в ряды противников режима Реставрации (1814-1830 гг.). Активный участник Июльской революции 1830 , республиканец Бланки стал непримиримым противником монархии Луи-Филиппа. В 1930-е гг. был организатором и руководителем тайных республиканских обществ, выступавших за создание демократической республики и уничтожение эксплуатации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

дисциплина: История отечества

тема: «Знаменитые деятели русской культуры XIX в.»

Выполнила:

студентка гр.125

Гончаренко Д.А.

Проверил:

Зимин И.В.

Санкт-Петербург 2012

Введение

2.1 Архитектура

2.2 Изобразительное искусство

3.1 Архитектура и скульптура

3.2 Живопись

3.3 Передвижники

4. Искусство конца XIX - начала XX века

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первые десятилетия XIX в. прошли в России в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г. Идеалы этого времени нашли выражение в поэзии молодого А. С. Пушкина. Война 1812 г. и вольнолюбивые надежды молодого поколения русского дворянства, и особенно тех его представителей, кто, пройдя через наполеоновские войны, входили освободителями в Париж, во многом определили характер русской культуры первой трети столетия. культура искусство гуманистический

Рост интереса к художественной жизни России в эти годы выразился в создании художественных обществ и издании специальных журналов: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» (сначала в Москве , а затем в Петербурге ), «Общества поощрения художников» (1820), «Русского музеума» П. П. Свиньина (1810-е) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825); формировании провинциальных художественных школ, вроде школы А. В. Ступина в Арзамасе или А. Г. Венецианова в Петербурге.

1. Факторы развития культуры в России

Остававшееся на тот момент крепостное право, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторовwww.ru.wikipedia.org:

· процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму

· начало революционно-освободительного движения в России

· тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами

· влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры

2. Искусство первой половины XIX века

В русском искусстве XIX в. многое изменилось по сравнению с веком XVIII. Как и на Западе, возросли общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимаются социальные и нравственные проблемы.

Определился условный водораздел истории русского искусства на два этапа -- его первую и вторую половину, и в этой последней представляется вполне закономерным выделить конец XIX -- начало XX в. как период, имеющий свои смысловые и стилистические особенности.

До середины столетия существовали сходства в культуре Европы и России, но после середины века пути развития художественной культуры несколько расходятся. Европейские художники во главе с французскими все более уходят в проблемы формы, поиски и находки новых художественных приемов, как это блестяще делали импрессионисты и постимпрессионисты. Русские же художники воспринимают искусство, прежде всего как трибуну, с которой решаются «больные вопросы современности» Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010.

2.1 Архитектура

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, нередко являющиеся творениями самих архитекторов. Главенствующий стиль этого времени Й зрелый, или высокий, классицизм, в научной литературе, часто именуемый «русским ампиром». Собственно, ампиром можно считать только 1820--1830-е гг., а первое десятилетие вернее называть «Александровским классицизмом».

Архитектура первой трети XIX столетия -- это, прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской; создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812т. Строится Москва. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах).

Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) начал свой самостоятельный путь еще в 1790-х гг. перестройкой интерьеров Строгановского дворца на Мойке (арх. Ф. Б. Растрелли) в Петербурге (1793, Минеральный кабинет, картинная галерея, угловой зал).

Главное детище Воронихина -- Казанский собор (1801--1811). Полуциркульная колоннада храма, которую он возвел не со стороны главного (западного), а с бокового северного фасада, образовала площадь в центре Невской. Еще более строгий, активизированный характер придал Воронихин Горному кадетскому корпусу (1806- 1811, теперь Горный институт), в котором все подчинено мощному дорическому портику из 12 колонн, обращенному к Неве.

А. Н. Воронихин архитектор классицизма -- много сил отдал созданию городского ансамбля, синтезу архитектуры и скульптуры, органическому сочетанию скульптурных элементов с архитектурными членениями, как в больших так и в малых сооружениях.

Ведущим петербургским архитектором первой трети XIX в. («русского ампира») был Карл Иванович Росси Г.Г. Гримм - Ансамбли Росси - Л.,1947 (1775--1849). Первоначальное архитектурное образование Росси получил в мастерской В. Ф. Бренны, затем совершил поездку в Италию, где изучал памятники Античности. Самостоятельное его творчество начинается в Москве, продолжается в Твери. Одна из первых работ в Петербурге -- дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818, окончен в 1822). Про Росси можно сказать, что он «мыслил ансамблями», дворец или театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так, создавая Михайловский дворец (1819--1825), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект, соразмеряя при этом свой замысел с другими близлежащими постройками -- Михайловским замком и пространством Марсова поля. В оформлении Дворцовой площади (1819--1829) перед Росси стояла труднейшая задача: соединить в единое целое барочный дворец Растрелли и монотонный классицистический фасад здания Главного штаба и министерств. Архитектор смело нарушил эту монотонность колоссальной дугой здания Главного штаба, центром которой явилась Триумфальная арка, открывающая выход к Большой Морской улице, к Невскому проспекту.

Новый век ознаменован созданием главнейших ансамблей Петербурга. Так, Андреян Дмитриевич Захаров Г.Г.Гримм - Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество - М., 1940 (1761 -- 1811) вырускник Петербургской Академии художеств и ученик парижского архитектора Ж.Ф. Шальгрена, с 1805г. начинает строительство здания Адмиралтейства (1806 - 1823).

Композиционное решение Захарова предельно просто: конфигурация двух объемом, причем один объем как бы вложен в другой, из которых внешний, П-образный, отделен каналом от двух внутренний флигелей, Г-образных в плане. Внутренний объем -- это корабельные и чертежные мастерские, склады, внешний - ведомства, административные учреждения, музей, библиотека и проч. Фасад Адмиралтейства растянулся на 406 м. Боковые фасады-крылья выходят к Неве, центральный фасад завершается в середине триумфальной проездной аркой со шпилем, которая является замком композиции и через которую пролегает главный въезд внутрь. Захаров сохранил гениальный коробовский замысел шпиля, проявив такт и почтение к традиции и сумев его трансформировать в новом классицистическом образе здания в целом. Однообразие почти полукилометрового фасада нарушается равномерно расположенными портиками.

А.Д. Захаров умер, не увидев Адмиралтейства в законченном виде. Это здание тесно связанно с архитектурой центра города. Отсюда берут начало три проспекта: Вознесенский, Гороховая улица, Невский проспект (эта лучевая система была задумана еще при ПетреI)

2.2 Изобразительное искусство

Ведущим направлением архитектуры и скульптуры первой трети XIX столетия был классицизм. В живописи его развивали, прежде всего академические художники -- в историческом жанре, т.е. сюжетах Священного Писания, античной мифологии и собственно исторических. Но истинные успехи живописи лежали в другом русле: лучше стремления человеческой души, взлеты и парения духа выразила романтическая живопись того времени.

Но наиболее тонко на русской почве романтизм проявил себя в жанре портрета, и ведущее место здесь должно быть отведено Оресту Адамовичу Кипренскому И.В. Кислякова - Орест Кипренский. Эпоха и герои - М.,1982 (1782-- 1836). Сын помещика А. С. Дьяконова и крепостной, Кипренский родился в Петербургской губернии. С 1788 по 1803 г. учился (начав с Воспитательного училища) в Академии художеств, где занимался в классе исторической живописи у профессора Г. И. Угрюмова и французского живописца Г. Ф, Дуайена. В 1805 г. получил Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем».

Сложные, задумчивые, изменчивые в настроении-- такими предстают перед нами изображаемые Кипренским «Е. П. Ростопчина» (1809, ГТГ), «Д. Н. Хвостова»(1814, ГТГ), мальчик «Л. А. Челищев» (1809, ГТГ). В свободной позе, рассеянно глядя в сторону, небрежно облокотясь накаменную птиту, стоит полковник лейб-гусаров «Е.В. Давыдов (1809, ГРМ). Этот портрет воспринимается как собирательный образ героя войны 1812 г., хотя он вполне конкретен.

Родоначальником бытового жанра явился Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847). Землемер по образованию, Венецианов оставил службу ради живописи и переехал в Петербург. Стал Учеником Боровицкого. Первые шаги в «художествах» он сделал в жанре портрета, создавая пастелью, карандашом, маслом удивительно поэтичные, лирические, иногда овеянные романтическим настроение образы («Портрет В.С. Путятиной»).

На рубеже 1810--1820-х гг. Венецианов уехал из Петербурга в Тверскую губернию, где купил небольшое имение. Здесь он и обрел свою основную тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни.

Венецианов был прекрасным педагогом. Школа Венецианова, венециановцы -- это целая плеяда художников 1820--1840-х гг., работавших с ним как в Петербурге,так и в его имении Сафонково. Представителями венециановской школы были А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, К. Л. Зеленцов, А. А. Алексеев, С. К. Зарянко,Л.К. Плахов, Н. С. Крылов и многие другие.

3. Искусство второй половины XIX века

3.1 Архитектура и скульптура

Менее бурно, чем раньше, в этот период развиваются скульптура и архитектура. Как уже говорилось, конца 1830-х гг. классицизм себя изживает. Средства его художественной выразительности противоречат тем новым задачам, которые ставит архитектура второй половины XIX столетия. Обычно ее называли «ретроспективным стилизаторством», или эклектикой, но теперь чаще именуют историзмом, ибо в это время художники-архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох - готики, ренессанса, барокко, рококо и проч Д.Е. Аркин - Образы архитектуры - М.,1941.

Одной из главных проблем того времени было построение многоквартирных домов (доходные дома).

Также и расцвет монументально- декоративной скульптуры остался в первой половине столетия.

Наиболее известным из мастеров этого времени был Марк Матвеевич Антокольский (1843--1902), который, как верно подмечено исследователями, отсутствие монументальных средств выразительности компенсирует изображением «монументальных личностей»: свидетельство этому «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Умирающий Сократ» (1875), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883), «Ермак» (1888). В этих исполненных по заданной программе образах всегда удачно найдены поза, жест, мимика, но этими натуралистическими деталями подменена истинная выразительность скульптурных средств.

3.2 Живопись

Во второй половине XIX столетия из всех изобразительных искусств живописи, и прежде всего жанровой, предстояло сказать свое веское слово. Критическое отношение к действительности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, остросоциальная направленность становятся характерными особенно для живописи, в которой формируется новая художественная система видения, выразившаяся в так называемом критическом реализме. Беря чаще всего за основу сюжета остросоциальные проблемы, которыми жило тогда русское общество, художники выступали, по сути, не столько выразителями этих идей, сколько их прямыми иллюстраторами, прямолинейными толкователями. Социальная сторона заслоняла от них задачи чисто живописные, пластические, и формальная культура неизбежно падала. Как верно замечено, «иллюстративность погубила их живопись».

Истинной душой нарождающегося критического направления в живописи был Василий Григорьевич Перов В.А. Леняшин - В.Г. Перов - М.,1987(1834--1882), подхвативший дело Федотова прямо из его рук, сумевший с обличительным пафосом показать многие стороны простой будничной жизни: неприглядный облик некоторых священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасху», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника», 1865; «Последний кабак у заставы», 1868), быт городской бедноты («Тройка», 1866) и интеллигенции, вынужденной искать нелегкий заработок у «денежных мешков» («Приезд гувернантки в купеческий дом»,1866). Его произведения просты по сюжету, но пронзительны в своей скорби.

3.3 Передвижники

В 1870-е гг. прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики -- И. Н. Крамской и В.В., Стасов и свой собиратель -- П. М. Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма второй половины X IX столетия. В это время в центре официальной школы -- Петербургской Академии художеств --также назревает борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый «бунт 14-ти». Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников».

«Артель» просуществовала недолго, и вскоре московские и петербургские передовые художественные силы объединились в Товарищество передвижных художественных выставок(1870).

Искусство передвижников было выражением демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины X IX столетия.

В состав «передвижников» входили, более «старшие» - это Иван Николаевич Крамской, Николай Николаевич Ге, Василий Васильевич Верещагин, Константин Аполлонович Савицкий, и «молодые» - Иван Иванович Шишкин, которого звали «природой богатырского народа», Архип Иванович Куинджи, со своими поразительными эффектами освещения(«Украинская ночь», 1876; «Березовая роща»,1879), Исаак Ильич Левитан.

Стоить отметить Илью Ефимофича Репина. Он родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с первыми навыками мастерства. Своим первым учителем Репин считал Крамского. Первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге».

В 1873 г. Репин уезжает в «пенсионерскую» поездку по Францию, где вместе с Поленовым пишет этюды на пленэре и многое постигает в проблемах света и воздуха.

Возвращаясь, Репин начинает плодотворно работать. Нет, кажется, жанра, в котором бы он ни заявил о себе: портреты остро индивидуальной характеристики и портреты-типы, портреты-картины.

Репину были подвластны почти все жанры (не писал он только батальных сцен), все виды -- живопись, графики, скульптура; он создал замечательную школу живописцев, заявил о себе как теоретик искусства и незаурядный писатель. Творчество Репина явилось типическим явлением русской живописи второй половины X IX столетия. Именно он воплотил то, что Д. В. Сарабьянов назвал «передвижническим реализмом», вобрал в себя все характерное, что бы,по словам исследователя, «рассыпано» по разным жанрам и индивидуальностям. И в этом универсализм, энциклопедичность художника. В таком полном совпадении со своим временем в его «адекватной реализации» свидетельство масштабности и силы репинского таланта. См.: Сарабьянов, Д. В. Репин и русская живопись второй половины X IX века - М., 1978

4. Искусство кoнца XIX - начала XX века

В 1890-е гг. в связи с наступившим кризисом народнического движения изживает себя и «аналитический метод реализма X IX столетия», как его называют в отечественной науке. В этот период многие из художников-передвижников испытали творческий кризис, ушли в мелкотемье развлекательной жанровой картины. Следует отметить, однако, что лучшие традиции В. Г. Перова сохранялись более всего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества благодаря преподавательской деятельности таких художников, как С. Н. Иванов, К. А. Коровин, В. А. Серов и др.

Все виды искусства -- живопись, театр, музыка, архитектура -- выступили за обновление художественного языка, на высокий профессионализм. Кризис передвижничества с его тягой к мелкотемью выразился в декларациях идейности и народности, не подкрепленных, однако, никакой эстетической программой. Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества -- в образах противоречивых, усложненных, отображающих современность без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие из них видят в воспитании чувства прекрасного. Но оно также породило и универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников, примером чему может служить творчество В. А. Серова и М. А. Врубеля.

Большую роль в популяризации, как отечественного искусства, так и западноевропейского, в привлечении к выставкам мастеров Западной Европы играли художники объединения «Мир искусства» (1898 - 1924). Собравшие лучшие художественные силы в Петербурге, издавшие свой журнал, «мирискусники» самим I своим существованием способствовали консолидации художественных сил и в Москве, созданию «Союза русских художников»(1903- 1323) Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010.

Заключение

Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели -- борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры.

На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусства" (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И З. Грабарь и др.). "Мир искусники" провозгласили новые художественно-эстетические принципы. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры, что не скажешь про «передвижников».

В начале XX в. возник "русский авангард". Его представители К.С. Малевич, P.P. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство "чистых" форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Список литературы

1. www.ru.wikipedia.org

2. Ильина Т.В. История отечественного искусства 5-е издание, 2010

3. Г.Г. Гримм - Ансамбли Росси - Л.,1947

4. Г.Г.Гримм - Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество - М., 1940

5. И.В. Кислякова - Орест Кипренский. Эпоха и герои - М.,1982

6. Д.Е. Аркин - Образы архитектуры - М.,1941

7. В.А. Леняшин - В.Г. Перов - М.,1987

8. См.: Сарабьянов, Д. В. Репин и русская живопись второй половины X IX века - М., 1978

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изобразительное искусство первой половины XIX века (О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, П.А. Федотов, К.П. Брюллов, А.А. Иванов. Синтез как характерная черта развития архитектуры и скульптуры. Театр и музыка, развитие русской литературы.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

    доклад , добавлен 29.03.2009

    Развитие общественного движения декабристов первой половины XIX века. Коренные изменения в общественной, политической и экономической сферах жизни российского общества XIX века. Консервативное, либеральное и революционное общественные движения.

    реферат , добавлен 27.02.2015

    Историческое развитие в России в конце XVIII века. Сперанский и его пути осуществления либеральных преобразований. Декабристы и их место в истории освободительного движения. Западники и славянофилы о путях развития России в первой половине XIX века.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2008

    Особенности индустриального общества. Развитие западной цивилизации в индустриальную эпоху. Внутриполитическая ситуация в России в первой половине XIX века. Консервативная политика Александра III. Социокультурные тенденции развития российского общества.

    презентация , добавлен 24.03.2019

    Подъем освободительного движения в Индии, участником которого стала буржуазия. Процесс формирования партийной системы, отразивший рост национального индийского капитала. Создание Индийского Национального Конгресса; либеральное и радикальное направления.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2010

    Социально-экономические предпосылки формирования культуры России во второй половине XIX в. Состояние просвещения и образования, художественной культуры (изобразительного искусства, литературы, театра, музыки, архитектуры). Феномен "серебряного века".

    курсовая работа , добавлен 20.08.2012

    Развитие капитализма в России, Отечественная война 1812 года, возрастающее национальное самосознание как предпосылки расцвета культуры в первой половине XIX века. Развитие образования, науки, литературы, искусства, архитектуры и градостроительства.

    эссе , добавлен 28.02.2011

    Различие в культурном отношении между столичной дворянской аристократией и провинциальными помещиками. Успехи в области образования и просвещения. Международные торговые отношения, развитие фабрик с вольнонаемными рабочими. Сентиментализм и реализм.

    реферат , добавлен 27.01.2012

    Особенности экономики России в период второй половины XIX века – начале XX века, предпосылки для ее развития. Экономическая политика страны в первой половине ХХ века: начало индустриализации, первые пятилетки; народное хозяйство СССР к началу 40 гг.