Художники передвижники перов краткая биография. Василий перов краткая биография. Великое наследие гениального художника

Вскоре после рождения Василия, его отца уволили со службы, поэтому мальчику пришлось много переезжать из города в город.­ В 1842 году переболел оспой, в результате чего, у него осталось плохое зрение.

С 1843 по 1846 год учился в уездном училище города Арзамаса. С 1846 года начал посещать арзамасскую художественную школу, но закончить не смог. В 1852 году поступил в Московское училище живописи.

В 1862 году Василий женился на Елене Шейнс. Сразу после свадьбы они уехали в Европу и обосновались на несколько лет в Париже.

В 1869 году основал московскую группу передвижников, долгое время был членом правления. В 1872 году Перов женился второй раз - на Елизавете Другановой.

Самые главные картины: «Охотники на привале», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы», «Тройка», «Птицелов», «Сельский крестный ход на Пасхе», «Приезд станового», «Чаепитие в Мытищах», «Отпетый», «Рыболов», «Утопленница», «Спящие дети».

Скончался 29 мая 1882 года от чахотки. Похоронен художник в Даниловом монастыре, но позже останки были перенесены в Донской монастырь города Москвы.


Величайший художник, знакомый с детства - Василий Григорьевич Перов (по происхождению барон Криденер) - один из родоначальников жанровой картины.

Как преподаватель, В.Г.Перов оставил о себе самые лучшие воспоминания во всех своих учениках. Его взгляды, которые он проводил в своей педагогической деятельности, ясно выражены в одном месте его рассказа "Наши учителя", где он, между прочим, говорит: "Чтобы быть вполне художником, нужно быть творцом; а чтобы быть творцом, нужно изучать жизнь, нужно воспитать ум и сердце, воспитать не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью и упражнением в воспроизведении типов и им присущих наклонностей... Этим изучением нужно так настроить чувствительность воспринимать впечатления, чтобы ни один предмет не пронесся мимо вас, не отразившись в вас, как в чистом, правильном зеркале... Художник должен быть поэт, мечтатель, а главное — неусыпный труженик... Желающий быть художником должен сделаться полным фанатиком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством".

Автопортрет, 1851

Василий Григорьевич Перов (фамилия, данная при рождении — Васильев; 21 декабря 1833 , Тобольск — 29 мая 1882, с. Кузьминки, ныне в черте г. Москвы) — русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

В.Г.Перов был признанным вождём московской живописной школы, являвшейся в 60-х годах Х1Х века авангардом русского реалистического искусства. В кругах интеллигенции его даже называли «Папа московский», тем самым подчеркивая, что подобно тому, как Папа Римский диктует из Ватикана законы всему католическому миру, Перов из Москвы диктовал законы всему русскому художественному миру.

Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.

Плач Ярославны

В. Г. Перов окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика.
Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:

большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858),

малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле»

и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860),

большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).

Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казённый счет, Перов отправился в 1862 году в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).

Праздник в окрестностях Парижа (Монмартр), 1863-1864

Сироты на кладбище, 1864 г.

Шарманщик в Париже 1864

Парижские тряпичники

Продавец песенников

Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередные у бассейна», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».

Один Неисправимый, 1873

В ломбард, 1867

В 1878 году пишет картину «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане в Киеве». В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.

Христос в Гефсиманском саду, 1878

Первые христиане в Киеве, 1880

Известен также В. Г. Перов и как выдающийся мастер портрета.

Автопортрет 1870 год

Портрет А.И. Криденер, матери художника 1876 год

Портрет Елизаветы Егоровны Перовой, жены художника 1868 год

Портрет Елены Перовой, пе Scheins, первой жены художника

Портрет Н.Г.Криденера, брата художника

Художник скончался от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен был на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Прах его перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре. Точная дата перезахоронения не установлена. На новой могиле художника установлен надгробный памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.

"Путь славы и скорби Василия Перова" (ВИДЕО)

Портрет композитора Антона Рубинштейна, 1870

Василий Григорьевич Перов - Портрет Ф.М.Достоевского

Портрет Владимира Ивановича Даля 1872 год

Портрет И.С. Тургенева 1872

Портрет драматурга А.Н. Островского

Портрет Авдотья Кузнецова, 1870

Портрет поэта Аполлона Майкова, 1872

"Никита Пустосвят" Спор о вере 1881 год

Крестный ход в деревне, 1861

Странник 1870

Дворник, отдающий квартиру барыне 1878 год

Суд Пугачева 1875

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862

Странница в поле 1879

Дилетант 1862

Ботаник, 1874

Приезд институтки к слепому отцу. 1870

Голубятник

Прием странника

Почтовые марки СССР, 1956 год

Почтовые марки России, 2009 год

175-летие рождения русского художника Василия Перова (1834-1882)

Перов Василий Григорьевич краткая биография и интересные факты из жизни художника изложены в этой статье.

Краткая биография Василия Перова

Художник Василий Перов родился 21 декабря 1833 (2 января 1834) в Тобольске, в семье барона Георгия Криденера.

Первые навыки по живописи и рисованию он получил в уездной школе в городке Арзамас, куда он поступил. В 1853 году Василий приехал в Москву и начал обучение в училище ваяния, зодчества и живописи.

За этюд головы мальчика Перов получил серебряную малую медаль в 1856 году. А через 2 года он получил уже большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие».

За годы обучения в училище он работает очень много. И его труд был вознагражден малой золотой медалью в 1860 году за следующие произведения – «Сцена на могиле», «Первый чин — Сын дьяка». А через год Василий получил высшую награду заведения — золотую медаль за работу «Проповедь в селе».

С 1862 года он едет во Францию и Германию, увлекшись уличной местной жизнью, пишет следующие картины – «Савояр», «Продавец статуэток», «Шарманщик». Возвратившись в 1864 году на родину, он вливается в ритм Москвы и создает новые шедевры. Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны. Среди них выделяют «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Птицелов» (за эту картину он получил звание профессора), «Рыболов», «Охотники на привале».

Перов Василий Григорьевич, будучи в звании профессора, с 1871 году преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился. Будучи критично настроенным к порядкам академии, он вступает в ряды передвижников. Выставляясь со своими картинами, профессор удостаивается многих похвал от писателей и коллег.

Художник иногда пишет портреты. Он писал портреты Бессонова, Борисовского, Писемского, Рубинштейнова, Погодина, Камынина и Достоевского. Василий Григорьевич попробовал себя в роли писателя. Он издавался в журнале «Пчела», описывая некоторые ситуации из жизни и воспоминания.

Работы более позднего периода значительно уступают предыдущим работам. Да и жизнь преподнесла художнику немало «сюрпризов». Сначала умерла его любимая жена, потом он похоронил своих двух старших детей. В 1874 году Перов заболел чахоткой. В те времена она не лечилась известными медикаментами. Болезнь все время прогрессировала. И 10 июня 1882 года Василий Григорьевич скончался, не выдержав мук недуга.

Василий Григорьевич Перов интересные факты

  • Он был незаконным сыном , поэтому носил фамилию Васильев, фамилию своего крестного отца. Однажды учитель грамматики дал ему прозвище Перов, так как его ученик прекрасно владел пером. Но кличка настолько сильно «приросла» к нему, что стала его фамилией.
  • Перов в 1862 году женится на племяннице профессора Рязанова — Елене Шейниц. К сожалению, семейная жизнь художника сложилась весьма трагично: в 1867 году умерла жена, после нее умирает 2 их старших детей. Остался в живых только сын Владимир. Только через 5 лет Владимир Григорьевич художник женился во второй раз на некой Елизавете.
  • В молодости Перов был веселым и жизнерадостным человеком . Но в последние годы своей жизни художник стал раздражительным и подозрительным человеком.
  • Он был одним из учредителей и членов Товарищества передвижных художественных выставок.
  • Василия Перова называли «подлинным певцом скорби». Это прозвище закрепилось за ним из-за того, что постоянными персонажами картин художника были уставшие крестьяне, замерзшие, голодные или оплакивающие покойных родственников.

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) – художник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных выставок.

Фамилия художника "Перов" произошла от прозвища, данного ему учителем грамматики за владение пером для написания писем. Василий Перов – был незаконно рожденным сыном барона Георгия Карловича Криденера. После его рождения родители обвенчались, но в правах на фамилию и титул отца ему было отказано.

Золотой век Василия Перова

"Золотой век" Перова начался в 1860 г. В конце 1850-х публика устала от мифологической и "библейской" живописи, и петербургская Академия художеств была вынуждена начать присуждать медали за "лапти да сермяги". В 1860 г. Василий Перов получил малую золотую медаль за "Первый чин". Павел Третьяков написал ему: "Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей". Позже он получил большую золотую медаль за "Проповедь в сельской церкви". Третьяков купил много картин Перова этого периода.

В начале 1870-х художник переживал творческий кризис. Картины Перова уже не привлекали всеобщего внимания. Восторг от первых работ художника сменился недоумением. Павел Третьяков писал о Перове после осмотра выставки 1875 г.: "Что за жалкие вещи Перова, какое чудное превращение таланта в положительную бездарность". Ему вторил Крамской : "Четыре года тому назад Перов был впереди всех,.. а после Репина "Бурлаков " он невозможен".

Отчасти кризис объяснялся смертью жены в 1869 г., отчасти ему способствовали товарищи-передвижники.

Биография Перова

Василий Перов.
Автопортрет 1851 г.

В.Г. Перов.
Автопортрет 1870 г.

  • 1833. 21 декабря – у губернского прокурора барона Георгия Карловича Криденера и уроженки Тобольска А.И. Ивановой родился внебрачный сын Василий. Вскоре родители обвенчались, однако Василий не получил прав на фамилию и титул отца.
  • 1842. Получение отцом Перова должности управляющего имением Языкова в Саблукове Нижегородской губернии. Здесь Василий переболел оспой, после которой на всю жизнь осталось плохое зрение.
  • 1843. Учёба Перова в Арзамасском уездном училище.
  • 1846. Учёба в Арзамасской художественной школе А.В. Ступина. Школу Перов не закончил из-за конфликта с одним из учеников.
  • 1852. Приезд Василия Перова в Москву.
  • 1853. Поступление МУЖВЗ . Выжить в Москве помог преподаватель училища Е.Я. Васильев, который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём. Оканчивал училище Василий Перов под руководством С.К. Зарянко.
  • 1856. Малая серебряная медаль Академии художеств за "Портрет Николая Григорьевича Криденера", брата Перова.
  • 1857. Большая серебряная медаль за картину "Приезд станового на следствие".
  • 1860. Малая золотая медаль за картину "Первый чин".
  • 1861. Переезд в Петербург. Большая золотая медаль и право поездки в качестве пансионера за границу за картину "Проповедь в селе". Скандал по поводу картины "Сельский крестный ход на Пасхе ". Художник Худяков писал Третьякову : "А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина ("Попы") была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но всё-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки".
  • 1862. Картина Перова "Чаепитие в Мытищах ". Осень – бракосочетание с Еленой Эдмондовной Шейнс. Декабрь – в качестве пансионера Академии художеств Перов уехал с женой за границу. Посетив Берлин, Дрезден и Дюссельдорф, приехал в Париж.
  • 1863-1864. Два года Перов жил и работал в Париже. Получив от Академии разрешение на досрочное возвращение с продолжением пансионерства в России, он вернулся в Москву и поселился в доме дяди жены – Ф.Ф. Резанова.
  • 1865. В.В. Стасов : "Перов создал одну из лучших своих картин: "Похороны крестьянина". Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию... Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе".
  • 1867. За написанные годом ранее картины "Тройка " и "Приезд гувернантки в купеческий дом" В.Г. Перову было присуждено звание академика. Картину "Тройка " приобрёл П.М. Третьяков .
  • 1868. Академия художеств продлила на два года пансионерское содержание Перова. Рождение сына Владимира.
  • 1869. Совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок (ТПХВ), Перов организовал московскую группу передвижников и в течение семи лет был членом правления. Смерть жены.
  • 1870. За картины "Странник" и "Птицелов " Перов удостоен Академией художеств звания профессора.
  • 1871. На 1-й выставке ТПХВ Перов показал картину "Охотники на привале ". Назначение В.Г. Перова преподавателем МУЖВЗ на место умершего С.К. Зарянко. Написание портретов по заказам Третьякова .
  • 1872. Женитьба на Елизавете Егоровне Другановой.
  • 1873. Поездка в Нижний Новгород, на Волгу, в Оренбургскую губернию. Сильная простуда на охоте, начало процесса в лёгких.
  • 1874. Перов на сюжет романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" написал картину "Старики-родители на могиле сына". Творческий кризис.
  • 1877. Выход из членов ТПХВ. Сотрудничество в журнале "Природа и Охота". Публикация в "Художественном журнале" рассказов.
  • 1881. Конец года – ухудшение здоровья из-за тифа и воспаления лёгких.
  • 1882. Умер Василий Перов.

Неудавшееся товарищество

В 1871 г. состоялась первая выставка художников-передвижников. Почти год её бескорыстно сопровождали Василий Перов и Григорий Мясоедов. Они не потребовали возмещения даже стоимости железнодорожных билетов. Предполагалось, что сопровождающими будут поочередно члены Товарищества. Однако не каждый мог себе это позволить, а кто мог – предпочитал заниматься живописью. Петербургское отделение в обход московского наняло сопровождающего. Были и другие обиды и разногласия. В.Г. Перов будучи казначеем московского отделения допустил копеечную неточность в отчете. Разразился скандал. Перов исполнял обязанности казначея опять же бескорыстно. Чтобы оправдаться, он за свой счет нанял бухгалтера.

В 1877 г. Василий Григорьевич Перов покинул Товарищество. В заявлении он, возражая против расширения Товарищества, написал: "...я убеждён вполне и думаю: где много собравшихся, там, конечно, можно ожидать много и хорошего, а ещё более дурного, что и было, как я слышал, с артелью художников, когда-то существовавшей в Петербурге". Реакция Крамского была жёсткой: "Бог судья Перову – обойдёмся и без него".

В 1871-1882 гг. В.Г. Перов преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества . По воспоминаниям его ученика М.В. Нестерова "в Московской школе живописи... всё жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний".

Василий Перов был особенно дружен с Алексеем Саврасовым . Они вместе создавали Товарищество передвижников и работали в Училище живописи . Оба покинули училище в 1882 г.

Картины и портреты Перова

Картины Перова, написанные в жанре бытовой живописи, – рассказ о ежедневной жизни людей, окружавших художника. Иногда это иллюстрация к празднику, иногда – к отдыху, но чаще – к каждодневным трудностям и мытарствам. С годами ирония и юмор Перова сменились сатирой, направленной против духовенства и купечества. О сюжетах картин Перова критик В.В. Стасов писал: "Целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России".

Многие картины Перова П.М. Третьяков купил сразу после их создания. Другие – попали в Третьяковку после 1925 г. при национализации частных коллекций.

Картина "Сельский крестный ход" написана Перовым в 1861 г. Тогда же её выставили в Академии художеств, но уже на следующий день сняли с экспозиции по требованию властей. В прессе сообщили, что картина "исчезла с выставки по причинам, от художника не зависящим". Работу перевезли на выставку Общества поощрения художеств в Петербург. Здесь тоже разразился скандал. Критик В.В. Стасов заметил: "Такая сатира больно кусается". Картину убрали, а на выставке на её месте появилась карточка с надписью "Приобретено П.М. Третьяковым ". Меценат купил полотно, невзирая на предупреждение, что автор вместо заграничной поездки может попасть в Соловецкий острог за богохульство.

Картина "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" написана В.Г. Перовым в 1862 г. по заказу администрации города. И хотя картина была заказная, написана она была как обличительная и остросоциальная и произвела огромное впечатление на московскую публику. Картину "Чаепитие в Мытищах" приобрёл для частной коллекции К.Т. Солдатёнков . Позже, после 1925 г., при национализации она попала в Третьяковскую галерею.

Картина "Монастырская трапеза" , написанная Перовым в 1865 г., дорабатывалась одиннадцать лет. Она так и осталась сатирой на духовенство. Хотя это гротеск, но, по мысли автора, типичные персонажи и точно выписанные детали картины должны были убедить зрителя в достоверности изображённого.

Картина "Тройка" ("Ученики мастеровые везут воду") написана Перовым в 1866 г. Это одно из самых пронзительных по эмоциональному воздействию произведений о жутком существовании бедноты в России конца XIX в. "Целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, измученных глазах" – писал критик Стасов о картине Перова "Тройка". У современников она сразу получила всеобщее признание. Картина была одной из двух работ, за которые Перову присудили звание академика. Но высшей похвалой для художника стала покупка картины П.М. Третьяковым сразу после выставки.

Картина "Охотники на привале" написана Перовым в 1871 г. для выставки в Европе. С выставки её сразу купил П.М. Третьяков . В 1877 г. второй авторский вариант был написан для Александра II. Сейчас это полотно находится в Государственном Русском Музее в Петербурге. Говорят, что есть ещё третий авторский вариант, который долго хранился в Николаевском областном музее как копия. Перов был страстным охотником, поэтому тема охоты ему хорошо знакома. Трое мужчин на картине в московской жизни были врачами. Рассказчика в "Охотниках на привале" художник написал с доктора Мясницкой полицейской части Д.П. Кувшинникова. Позже, в 1892 г., он и его жена, хозяйка популярного в Москве в 1880-1890-е гг. литературного салона, стали прототипами рассказа Чехова "Попрыгунья".

Картину "Птицелов" Перов написал в 1870 г. и получил за неё звание профессора. Из сценки, случайно увиденной художником в лесу, получилась очень поэтичная работа. Пейзаж для картины "Птицелов" написал друг и соратник Алексей Саврасов

  • Мясницкая, 21 . В 1853-1861 гг. Василий Перов учился, а с 1871 г. – преподавал и жил в МУЖВЗ .
  • Тверская, 30 . С 1864 г. В.Г. Перов жил в квартире, занимавшей угловую мансарду. Здесь он написал "Похороны крестьянина".
  • Великий русский художник, не менее великий педагог, который вырастил больше десятка действительно больших живописцев.

    Художество выступало во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.

    Владимир Стасов

    Биография художника Василия Григорьевича Перова

    Автопортрет

    Художник Василий Григорьевич Перов родился в декабре 1833 года. Отец художник барон Георгий (Григорий) Карлович Криденер в те времена служил прокурором в забытой богом Сибирской губернии, а мать, Акулина Иванова, была Тобольской мещанкой. На момент рождения Василия родители в браке не состояли и к маленькому человечку на долгие годы приклеилось позорное «незаконнорожденный».

    Буквально несколько месяцев спустя после рождения ребенка родители обвенчались, но ни фамилию, ни титул барон своему сыну передать не смог. Так Вася стал Перовым – это прозвище мальчик получил от своего первого учителя-дьячка, который восхищался изящным почерком ученика. И прозвище в последующем стало фамилией незаконнорожденного ребёнка.

    Достоверно известно, что Василий Перов был приписан к мещанам города Арзамаса. Почему Арзамаса?

    Барон Криденер был человеком весьма не сдержанным на язык – любил колкие и едкие шутки, да и за словом в карман не лез. Пошутил в адрес губернатора и потерял место прокурора – семья перебралась в Архангельск. В Архангельске папенька написал сатирические стишки уже про архангельскую губернскую администрацию – пришлось ехать в Петербург, потом – в Ливонские губернии, Самару и Арзамас. В Арзамасе семейство поселилось у родственников.

    В период арзамаского жития-бытия барон Криденер получил место управляющего крупным имением Языкова, что предполагало обретение постоянного места жительства при имении. Василия определили в частную школу Ступина (в Арзамасе) и два раза в неделю мальчик посещал занятия живописью. Через три месяца обучение закончилось – старшие товарищи пригласили 13-летнего Васеньку на именины к некоей местной прелестнице, а после вечеринки извозчик привез домой совершенно пьяного «живописца». На этом обучение Перова закончилось – матушка была категорически против такой учёбы.

    А несколько месяцев спустя барон в очередной раз потерял место – не смог сдержаться и колко пошутил. Семья перебралась к родственникам в Арзамас и это печальное событие позволило Василию Перову продолжить обучение живописью – мама согласилась отпустить «ребенка» в школу, поскольку теперь он был под постоянным надзором.

    В 1852 году Василий Перов приехал в Москву, а в 1853 году поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества в класс известного художника и педагога Васильева, которые сразу же отметил большой талант у нового ученика. Этот педагог поселил у себя ученика, которому было негде и не на что жить, окружил поистине отеческой заботой и давал своему любимцы дополнительные уроки живописи.

    Уже во время учебы, в 1856 году, Василий получил свою первую серебряную медаль за представленный в академию художеств «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника». Медалей будет ещё много, но ту первую медаль художник с особой теплотой вспоминал до конца своей жизни. Хотя эта работа ещё и была тесно связана с традициями живописи уходящего 19 века, но именно она стала первой существенной вехой в творчестве Перова.

    В 1857 году была написана картина «Приезд станового на следствие».

    Приезд станового на следствие

    За эту работу художник был удостоен Большой серебряной медали, а критики вынесли единодушный вердикт – в России появился «прямой наследник и продолжатель Федотова»:

    Молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть… и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей.

    Следующей заметной работой художника стала картина «Сцена на могиле», которую Перов написал под непосредственным руководством Е.Я Васильева.

    Сцена на могиле

    Публике и критикам картина понравилась, а сам Перов этой работой был недоволен и назвал её слишком искусственной и достаточно надуманной по композиции.

    Первые картины художника Василия Григорьевича Перова

    В 1860 году, за картину «Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы», художнику Перову, Академией живописи, была присуждена малая золотая медаль.

    Первый чин. Сын дьячка произведённый в коллежские регистраторы

    Художник получил право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль и переехал в Петербург. В столице, в 1861 году, были написаны картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе».

    Сельский крестный ход на Пасхе

    Проповедь в селе

    За проповедь Перов получил Большую золотую медаль с правом поездки за границу в качестве пенсионера, а вторая работа была Академией отвергнута и… приобретена, для своей галереи, П.М. Третьяковым. По поводу этого приобретения В. Худяков написал меценату:

    А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки.

    Споры разгорелись горячие и совсем не шуточные: известный критик В. Стасов хвалил художника за искренность и житейскую правду, точно подмеченные типы, а другой критик, М. Микешин, заявил, что подобные картины убивают высокое истинное искусство, унижает настоящую живопись, поскольку показывает неприглядные стороны жизни.

    В 1862 году Перов пишет «Чаепитие в Мытищах».

    Чаепитие в Мытищах, близ Москвы

    Это картина-контраст, картина-противопоставление: тучный праздный монах-чревоугодник с одной стороны, и солдат-инвалид, настоящий слуга отечества, которые просит милостыню. А ещё и мальчик поводырь, на которого невозможно смотреть без слёз.

    Снова случился скандал, который мог бы очень плохо закончиться для Василия Перова… Художник быстро венчается с Еленой Шейнс и почти сразу, будучи пенсионером академии, уезжает в Европу.

    Перов некоторое время живет в Германии, а затем переезжает в Париж. И отчаянно скучает за границей – для вдохновения ему не хватает России.

    Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, - незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ.

    Тем не менее, Василий Григорьевич много работает, пишет несколько очень интересных картин, а ещё регулярно пишет прошения с просьбой разрешить ему вернуться на Родину.

    В Европе были написаны картины «Продавец статуэток», «Шарманщик», «Савояр», «Тряпичники», «Музыканты и зеваки», «Нищие на бульваре».

    Праздник в окрестностях Парижа

    Продавец песенников

    Парижские тряпичники

    Шарманщик

    Парижская шарманщица

    В конце концов, просьбы художника о возвращении в Россию были удовлетворены – разрешение на досрочное возвращение было получено. Семейство Перовых возвращается в Москву и молодые поселяются в доме дяди жены художника Ф.Ф. Резанова.

    Для конкурсов, которые проводили «Московское общество любителей художеств» и «Императорское общество поощрения художеств», Перов пишет картины «Проводы покойника» и «Очередная у бассейна». Обе картины были награждены первыми премиями. И с этих картин начался новый этап в творчестве художника, который впоследствии был определён искусствоведами, как живопись «об униженных и оскорблённых.

    Проводы покойника

    Очередная у бассейна

    Чистый понедельник

    Известный критик В.В. Стасов, увидев эти работы художника написал:

    Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» её, оно «произносило свой приговор» над её явлениями. …Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, - у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе.

    После «Деревенских похорон» художник пишет картины о тяжёлой жизни простых людей в России: «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Сцену на почтовой станции». Василий Григорьевич таким образом организовал изображение, что персонажи его картин как бы смотрят на зрителя. Смотрят с немым укором, без осуждения, обречённо и горько. Искусствоведы отмечают, что это обращение к зрителю будет характерно для целого ряда работ Перова того периода.

    Приезд гувернантки в купеческий дом

    За картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» и «Тройка» Василию Григорьевичу было присвоено звание академика, а картина «Тройка» была выкуплена П.М. Третьяковым для своей галереи.

    На Всемирной выставке 1867 года были представлены картины художника «Проводы покойника», «Дилетант», «Тройка», «Первый чин» и «Гитарист-бобыль», которые были очень высоко оценены уже и зарубежными любителями живописи.

    Дилетант

    Гитарист-бобыль

    Т. Торе-Бюргер писал:

    Он русский и в выборе сюжетов, и в манере, в какой он их понимает и интерпретирует». На академическую выставку в этом же году Перов прислал четыре картины: «Чистый понедельник», «Учитель рисования», «Утопленница», «Божья матерь и Христос у житейского моря» и получил звание академика.

    Утопленница

    Учитель рисования

    Христос и Богоматерь у житейского моря

    Академия художеств, в 1868 году, решила продлить пенсионное содержание Василия Перова на два года «за выдающие заслуги». В том же году художник получил первую премию на конкурсе «Московского общества любителей художеств» за картину «Сцена у железной дороги»

    Сцена у железной дороги

    Искусствоведы отмечали невероятную точность художника в передаче выражения лиц мужиков, которые впервые увидели паровоз.

    Последний кабак у заставы

    Дворник-самоучка

    Художник продолжает писать жанровые картины, но всё больше времени уделяет написанию портретов, в которых старается обозначить новые для портретного искусства того времени перспективы; показать на художественном полотне не только материальную конкретность человека, но и его внутренний мир, его дух. Перов утверждал:

    Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно.

    По заказу П.М Третьякова был написан «Портрет писателя А.Ф. Писемского». А за «Портрет В.В. Безсонова» художник был награждён первой премией МОЛХ.

    В.В. Безсонов

    Ф.Ф. Резанов

    В 1869 году Перов активно участвует в создании Товарищества передвижных художественных выставок, становится членом правления этой творческой организации.

    В 1870 году за картины «Птицелов» и «Странник» Василий Григорьевич был удостоен званием профессора Академии художеств.

    Птицелов

    Странник

    В семидесятые годы девятнадцатого века в творчестве Перова, наряду с написанием портретов, особое место заняли простые житейские сюжеты. Художник представил на первую выставку ТПХВ картины «Охотники на привале» и «Рыболов».

    Охотники на привале

    В 1871 году художник получает место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместо умершего С.К. Зарянко.

    В 1871 – 1872 годах Перов, по заказу Третьякова, пишет целый ряд портретов русских писателей, учёных, государственных деятелей и купцов.

    Портрет писателя В.И. Даля

    Портрет Ф.М. Достоевского

    Портрет А.Н. Островского

    А.Н. Майков

    И.С Камынин

    М. Нестеров писал:

    А его портреты? Этот „купец Камынин“, вмещающий в себя почти весь круг героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, - разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты.

    После поездки на Волгу и Оренбургскую губернию художник задумал картину «Суд Пугачёва». В том же году Перов сильно простудился на охоте и у него «открылась чахотка».

    Суд Пугачёва

    На третьей выставке ТПХВ были представлены работы Перова «Пластуны под Севастополем», «Киргиз-каторжник» и «Старики-родители» на могиле сына».

    Казаки-пластуны под Севастополем

    Старики-родители на могиле сына

    Киргиз-каторжник

    Искусствоведы отмечают, что этот период в жизни художника, можно назвать противоречивым: в работах Перова можно отметить как уже возникавшие в творчестве живописца сюжеты и образы, так и новые религиозные, исторические и бытовые сюжеты.

    Накануне девичника

    Спящие дети

    Приезд институтки к слепому отцу

    К Троице-Сергию

    В 1877 году В.Г. Перов выходит из членов Товарищества передвижных художественных выставок, участвует в парижской Всемирной выставке, продолжает работу над образом Пугачёва – пишет несколько полотен, на тему Пугачёвского бунта, которые самого художника не удовлетворяют.

    В этот период была написана картина «Никита Пустосвят. Спор о вере».

    Никита Пустосвят. Спор о вере

    Монастырская трапеза

    Христос в Гефсиманском саду

    В последние годы жизни Василий Григорьевич пишет рассказы для журналов «Природа и Охота» и «Художественного журнала», создаёт несколько полотен на религиозную и бытовую тему.

    Рыбаки. (Священник, дьякон и семинарист)

    Странница в поле

    Плач Ярославны

    В конце 1881 года художник заболел тифом, потом воспалением лёгких. Эти болезни окончательно подорвали здоровье Перова и на 49-м году жизни великий русский живописец скончался в больнице на территории усадьбы Кузьминки в ближнем Подмосковье, и был похоронен на кладбище Данилова монастыря (впоследствии прах был перезахоронен на кладбище Донского монастыря).