И а гончаров обломов история создания. История создания романа «Обломов. Получение высшего образования и дебютные издания

М. Шолохов написал рассказ «Судьба человека» в поразительно короткий срок – всего лишь за несколько дней. В канун нового, 1957 года в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», поразивший мир своей художественной силой.

В основу рассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степной речушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал ему печальную историю о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватил писателя. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель

С охоты необычайно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком». Однако к исповеди своего случайного знакомого Шолохов вернулся только через десять лет. Повествуя о жизни отдельного человека, Шолохов представил типический характер, написал о судьбе героического многострадательного народа, прошедшего сквозь огонь жесточайшей из войн.

В биографии Соколова отразилась история страны – трудная и героическая. Борьба, труд, лишения, мечты молодой республики были жизненным университетом миллионов людей его поколения. В небольшом по объему произведении перед нами проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Скромный труженик, отец семейства жил и был по-своему счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Война оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся его жизнь как бы пошла под откос. На солдата обрушились все беды военной жизни: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическая смерть любимого сына Анатолия в последний день войны – девятого мая. «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» – спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа.

Страшным испытанием становятся для героя его утраты, потеря близких и крова, полное одиночество. Андрей Соколов вышел из войны победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Оставшись один на белом свете, Андрей Соколов всю сохранившуюся в сердце теплоту отдает сироте Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому стал понемногу возвращаться к жизни. Маленький приемыш, которого он усыновил, становится как бы символом неувядающей человечности, которую война не смогла сокрушить.

Анализ финала романа дает нам очень многое для понимания авторского замысла. Закончив свой рассказ о нелегкой судьбе, Андрей Соколов, взяв за руку приемного сына, отправляется в далекий путь, в Кашарский район, где надеется подыскать себе работу. «Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной». Глубокое авторское сочувствие к судьбе Андрея Соколова и Ванюшки звучит в словах: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?..»

Писатель заканчивает рассказ «Судьба человека» уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы, достойный своего отца, своего великого народа: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

В финале рассказа звучит голос автора. Автор-повествователь, потрясенный рассказом своего собеседника, размышляет о его судьбе, задумывается о силе человека, о его возможностях, о его долге и праве. С глубоким сочувствием относится он к этому чужому, но ставшему ему близким человеку. Когда Ванюшка, расставшись с Шолоховым, повернулся и помахал на прощание розовой ручонкой, сердце писателя как будто сжала «мягкая, но когтистая лапа», а на глаза навернулись непрошеные слезы. Это слезы жалости и сострадания, слезы прощания и памяти о хорошем человеке. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая слеза…»

Глубокое сочувствие писателя к судьбе простого русского человека, яркое повествование о нем – нашло отклик в сердцах читателей. Андрей Соколов стал национальным героем. Величие и неисчерпаемость жизнетворной силы, выносливость, душевная человечность, непокоренность, национальная гордость и достоинство советского человека – вот что типизировано Шолоховым в поистине русском характере Андрея Соколова.

«Судьба человека» произведение исключительно ёмкое по своему содержанию, по мыслям, вложенным в него. Суровая правда жизни выражена в этом рассказе, драматическом по характеру и эпическом по звучанию. Вновь раскрылась в нем народность шолоховского таланта, громадная сила его жизнеутверждающего искусства, великий гуманизм писателя-патриота, вера в свой народ, в его будущее.

Первый роман Гончарова из трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» имел большой успех, принес автору известность и создал репутацию мастера в литературных кругах и во всей читающей России. Вскоре после публикации «Обыкновенной истории» Гончаров приступает ко второму роману – реализации замысла романа «Обломов». Писатель создает главу «Сон Обломова», в которой описывает детство героя в провинциальной деревне Обломовка, родовом поместье, где тот родился, намечает уже знакомый конфликт: столкновение молодого поместного дворянина с условиями жизни современного большого города – Петербурга. Эта часть произведения стала основной в будущем романе. Гончаров публикует «Сон Обломова» в сборнике при журнале «Современник» в 1849 г. и надолго останавливает работу над ним. Вероятно, это было связано с тем, что автор хотел избежать в будущем романе повторения старой коллизии, и он должен был осмыслить в новом свете драму человека, неспособного обрести полноценную жизнь в изменяющейся России. Отвлечению от романа способствовало также кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», занявшее 3 года (1852–1855). По окончании путешествия Гончаров написал книгу очерков «Фрегат Паллада», отразив в ней свои впечатления и мысли, и только после этого вернулся к продолжению работы над «Обломовым».

К 1857 г. Гончаров вчерне закончил роман, весь следующий год писатель дорабатывал сочинение, а в 1859 г. читающая Россия знакомилась с одним из самых значительных прозаических произведений в русской литературе XIX в.– романом «Обломов». В этом романе автор создал образ национального героя своего времени в условиях смены векового уклада жизни российского общества, распада социальной структуры, изменения экономической и культурной ситуации в стране, общей духовной атмосферы. Роман «Обломов» был закончен, вместе с двумя другими вершинными произведениям предреформенного периода – драмой-трагедией «Гроза» А.Н. Островского и романом «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Указ государя Александра Второго от 19 февраля 1861 г. об освобождения крестьян от крепостной неволи явился революционным событием, разделившим русскую историческую жизнь на старое и новое время.

Выбор героем дворянина-помещика Илью Ильича Обломова обусловлен, прежде всего, историческими факторами, поскольку именно на поместном дворянстве отмена крепостного права сказалась более всего, главным образом на благосостоянии и перспективах. Однако Гончаров не ограничивается социальной стороной изображения событий, вовлекая в роман проблематику вечного характера, такие вопросы, как любовь, смысл жизни, душа человека и его выбор. Известный критик того времени Н.А.Добролюбов в хрестоматийной статье «Что такое обломовщина?» заметил, что герой Гончарова представляет собой «коренной, народный» характер русского человека. Таким образом, читая роман, нужно видеть в его герое и его жизни явление объемное и значение масштабное: индивидуально-психологическое, социальное, девушкой Ольгой Ильинской и вдовой-чиновницей Агафьей Матвеевной Пшенициной, сравнении с другом полунемецкого происхождения Андреем Штольцем, антиподом Обломова по характеру и жизнедеятельности, в комичных перепалках с крепостным слугой Захаром и другими персонажами, значимыми в разных сюжетных ситуациях. ??????

Г 1. Почему в прочитанном тексте Указ государя Александра Второго от 19 февраля 1861 назван революционным событием? Раскройте вашу позицию. Для творчества каких еще известных вам писателей это событие имело важное значение? В каких известных вам литературных произведениях это событие нашло отражение (прямое или косвенное)?

Ж 2. Известно, что «Обломова» Гончаров, вдохновлённый романом с Елизаветой Васильевной Толстой, стремительно дописал за несколько недель: «Главная задача романа, его душа – женщина». Прочитайте фрагменты из 32 писем Гончарова юной красавице, которая предпочла немолодому известному писателю бравого ротмистра. Что нового вы узнали из них о личности Гончарова, о его жизненных и нравственных ценностях?

«…Я часто благословляю судьбу, что встретил ее: я стал лучше, кажется, по крайней мере с тех пор, как знаю ее, я не уличал себя ни в одном промахе против совести, даже ни в одном нечистом чувстве: мне все чудится, что ее кроткий карий взгляд везде следит за мной, я чувствую над своей совестью и волей постоянный невидимый контроль».

«Сияющий умом и добротой взгляд… мягкость линий, так гармонически сливающихся в волшебных красках румянца, белизны лица и блеска глаз».

«Я болен ею. Мне стало как-то тесно на свете жить: то кажется, что я стою в страшной темноте, на краю пропасти, кругом туман, то вдруг озарит меня свет и блеск ее глаз и лица - и я будто поднимусь до облаков».

«Чувствую, однако ж, что апатия и тяжесть возвращаются понемногу ко мне, а Вы, было, своим умом и старой дружбой расшевелили во мне болтливость»

«При Вас у меня были какие-то крылья, которые отпали теперь».

«Ах, сколько бы я исписал страниц, если б вздумал исчислять Ваши недостатки, сказал бы я, но скажу достоинства...»

«Прощайте же... не теперь, однако ж, а когда будете выходить замуж, или перед смертью моей или Вашей... А теперь... до следующего письма мой чудесней друг, моя милая, умная, добрая, обворожительная... Лиза!!! вдруг сорвалось с языка. Я с ужасом оглядываюсь, нет ли кого кругом, почтительно прибавляю: прощайте, Елизавета Васильевна: Бог да благословит, Вас счастьем, какого Вы заслуживаете. Я в умилении, сердца благодарю Вас за вашу дружбу...»

Если вас заинтересовала эта драматическая история, проведите самостоятельное исследование: «Является ли Е.В. Толстая прототипом Ольги Ильинской?»

Б Проверьте себя: внимательно ли вы читали текст романа «Обломов».

На сколько вопросов вам удалось ответить? Вернитесь к тексту еще раз, найдите ответы на те вопросы, с которыми не справились.

1. Кто рассказывает историю жизни Обломова?

2. Каково полное имя главного героя? Сколько ему лет? Каково его образование? Каков род занятий?

3. Кто такой Захар? Как сложилась его судьба?

4. Кто такой Штольц? Откуда он знает Обломова?

5. Кто такая Ольга? Каково содержание письма Обломова Ольге? Чем завершается в романе её история?

6. Какого переезда боится Обломов? Почему и куда всё-таки Обломов переезжает?

7. Кто такая Агафья Пшеницына? Какую роль она сыграла судьбе Обломова?

8. Какую роль в сюжете романа играет Тарантьев? За что и когда Обломов дал ему пощёчину?

9. Кто из героев романа имеет предысторию?

Какие сложности при чтении текста романа вы испытывали? Преодолевали ли их? Как? Что показалось интересным? Не интересным? Что запомнилось больше всего?

Роман «Обломов». Анализ

Роман начинается с показа утра героя – Ильи Ильича Обломова. Автор подробно описывает внешний вид, характерные черты человека, который в течение нескольких часов никак не может встать с дивана. С момента пробуждения его тревожат два «несчастья»: из родового имения пришло письмо от управляющего о падении ежегодного дохода с хозяйства, к тому же хозяин дома требует, чтобы Обломов съехал с нанимаемой квартиры. Гончаров выстраивает сюжет романа таким образом, что именно эти неизбежные перемены в жизни определят все последующие события произведения и его финал.

В

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками.

Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?" От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память.

Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

1. Какие черты характера Обломова отражает интерьер? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного фрагмента.

2. О каких противоречиях личности Обломова свидетельствует данное описание? Докажите свою точку зрения. Для доказательства выделите в тексте эпитеты. Какие закономерности в использовании эпитетов вы заметили? Как указанная вами антитеза развивается на протяжении романа?

3. Какие значимые подробности (детали) кажутся вам наиболее важными в данном фрагменте? Почему именно эти? Объясните их роль.

4. Какие цвета присутствуют в описании? Сделайте вывод из проведенного наблюдения.

5. Описаны ли в данном фрагменте звуки и запахи? Раскройте свою позицию.

6. Согласны ли вы с мнением исследователя об особенностях изображения мира вещей у Гончарова: «… уравнивание, тесная связь, единство человека и окружающего мира. Это обусловлено особым чувством неразделённости природы и человека, макро- и микрокосмоса, одушевлённого и неодушевлённого.<···>человек в этом случае оказывается неразрывно связанным с миром природы, с миром окружающих вещей, становится частью этого мира.

Всё во Вселенной живёт единой, согласованной жизнью, как части одного целого. Поэтому-то предметы обстановки, отдельные детали внешности, животные так же важны писателю, как переживания, мысли и чувства персонажей... Не человек опускается до уровня бессловесной твари, мебели или домашней, а наоборот, мелочи быта поднимаются до человека. Человек слит с окружающей действительностью, отражается в ней, а она - в нём» (Е.В. Краснова)? Докажите свою позицию.

Если вы интересуетесь изобразительным искусством, расскажите, какому направлению в живописи присущи указанные особенности. Что это наблюдение привносит в понимание авторского замысла романа?

Д 2. Сопоставьте описание кабинета Обломова с описанием комнаты Плюшкина. Чем похожи описания? Объясните это совпадение. Чем различаются описания? Какой вывод об особенностях стиля авторов можно сделать? Спланируйте свою работу по выполнению задания: выделите параметры, по которым следует сопоставить фрагменты (общее впечатление, вызванное описанием; художественные детали, использованные авторами; особенности изобразительно-выразительных средств; ритмическая организация фрагментов; чьими глазами читатель видит интерьеры и т.д.). Внимательно читайте тексты, подчеркивайте ключевые слова.

Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боков к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе.

Можно ли сделать вывод о традициях гоголя в творчестве Гончарова? Обоснуйте свою точку зрения.

Конечно, вы заметили, что герой не способен к активным, самостоятельным действиям, поэтому он не может отвести угрозу, нависшую над его спокойным, сонным существованием. Обломов все утро пытается написать письмо в деревню, однако оказывается от волнения не в состоянии изложить свои мысли. И ничего предпринять и решить относительно переезда герой тоже не может, по-детски желая, чтобы все устроилось само собой. Возникает вопрос: Обломов один такой особенный человек или представляет собой социально-психологический тип более распространенный?

В 1. Проанализируйте фрагмент романа

Прочитайте портрет Обломова. Как он характеризует героя? О каких противоречиях личности свидетельствует? Иллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Выделите в тексте метафоры и сравнения. Раскройте их роль. Объясните, почему именно эти изобразительно-выразительные средства преобладают в описании внешности героя.

Какие художественные детали портрета вы считаете наиболее важными? Почему? Какие из них, по-вашему, имеют аллегорический смысл? Раскройте его и свяжите с содержанием романа.

Д 2. Какая художественная деталь, значимая для создания образа Обломова, встречается и в романе «Евгений Онегин» при размышлении автора о возможной судьбе Ленского? Объясните указанное совпадение.

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне счастлив и рогат

Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Г 3. Прочитайте стихотворение поэта пушкинской поры Н.М. Языкова, которого некоторые литературоведы рассматривают в качестве прототипа Обломова. Что дает основание к подобному утверждению? Разделяете ли вы эту точку зрения? Докажите свою позицию.

Как я люблю тебя, халат!
Одежда праздности и лени,
Товарищ тайных наслаждений
И поэтических отрад!
Пускай служителям Арея
Мила их тесная ливрея;
Я волен телом, как душой.
От века нашего заразы,
От жизни бранной и пустой
Я исцелён - и мир со мной:
Царей проказы и приказы
Не портят юности моей -
И дни мои, как я в халате,
Стократ пленительнее дней
Царя, живущего не к стате.

Ночного неба президент,
Луна сияет золотая;
Уснула суетность мирская -
Не дремлет мыслящий студент:
Окутан авторским халатом,
Презрев слепого света шум,
Смеётся он, в восторге дум,
Над современным Геростратом.
Ему не видятся в мечтах
Кинжалы Занда иль Лувеля,
И наша слава-пустомеля
Душе возвышенной - не страх.
Простой чубук в его устах,
Пред ним, уныло догорая,
Стоит свеча невосковая;
Небрежно, гордо он сидит
С мечтами гения живого -
И терпеливого портного
За свой халат благодарит!

Н. М. Языков,1823

И Если вас заинтересовало творчество Языкова, подготовьте сообщение о нём. Подбирая материал из книг или интернета, выделяйте наиболее, на ваш взгляд, важное. Продумайте ваше выступление перед одноклассниками: что в жизни и творчестве Языкова могло бы их заинтересовать? Что является важным для изучения литературы? Обязательно проанализируйте свое выступление и выясните мнение одноклассников о вашем сообщении. Если в выступлении были недочёты, объясните себе их причины и продумайте план их устранения.

Сложность идеи романа состоит в том, что для его понимания нужно сочувственно отнестись и к герою, и глубоко проанализировать историческую ситуацию того времени в России. Следует также для истинного постижения смысла произведения обратиться к его вневременному пласту и вечным вопросам, в нем поднимаемым.

Г 1. Перечитайте тексты учебника об А.И. Гончарове (с.) и об истории создания романа «Обломов» (с.). Найдите в них характеристику времени, отображенного в романе. Дополните эту характеристику информацией, найденной самостоятельно в справочной литературе или интернете. Сформулируйте важнейшие особенности исторической ситуации в России 40-50-х годов XIX века. Докажите, опираясь на текст, что в романе «Обломов» отражена именно эта эпоха.

Г 2. Какие ещё периоды в истории России XIX века можно назвать переходными. Почему? В каких известных вам произведениях отражаются эти исторические периоды? В чём эти произведения можно сопоставить с романом «Обломов»?

В 1. Проанализируйте фрагмент романа – главу «Сон Обломова».

Работу над фрагментом проведите в форме научно-практической конференции. Распределите вопросы, проведите самостоятельное мини-исследование. Доложите о его результатах на конференции. Обязательно выделите ведущего, который будет направлять обсуждение, подведёт итоги.

Цель конференции -- на основе проведенных наблюдений над текстом объяснить, почему «Сон Обломова» Гончаров назвал «увертюрой всего романа».

Проблемы мини-исследований:

1) С какой целью писатели изображают сон героя? Дайте развернутый ответ, отметьте разные функции сна. Иллюстрируйте свой ответ примерами из известных вам произведений литературы.

2) Почему эта глава имеет название?

4) Однообразна ли в действительности жизнь в Обломовке? Почему автор подчёркивает её цикличность?

5) Каково значение мотивов сна и смерти в этой главе?

6) Какие образы героев в этой главе представляются вам наиболее важными? Почему?

8) Как в этой главе решается проблема воспитания? Почему в ней упоминаются Скотинины и Простаковы?

9) Какова роль сказочных и басенных мотивов в «Сне Обломова»?

10) Объясните на основе анализа текста, что имел ввиду Н.А. Некрасов, автор одного из первых отзывов на «Сон Обломова», когда метафорически называл мастерство Гончарова «художественным совершенством» его «пера-кисти »?

11) Согласны ли вы с позицией В.Г. Короленко: Гончаров «мысленно отрицал «обломовщину», но внутренно любил её бессознательно глубокой любовью»? Обоснуйте свою точку зрения.

Д 2. Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чем похожа «деревня, где скучал Евгений», на Обломовку, чем отличается? Именно это сопоставление позволит вам увидеть важнейшую особенность детства Обломова, определившую его жизненные идеалы и дальнейшую судьбу.XXVI. XXXVII.

А что ж Онегин? Кстати, братья!

Терпенья вашего прошу:

Его вседневные занятья

Я вам подробно опишу.

Онегин жил анахоретом;

В седьмом часу вставал он летом

И отправлялся налегке

К бегущей под горой реке;

Певцу Гюльнары подражая,

Сей Геллеспонт переплывал,

Потом свой кофе выпивал,

Плохой журнал перебирая,

И одевался...

Прогулки, чтенье, сон глубокий,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая;

И нечувствительно он ей

Предался, красных летних дней

В беспечной неге не считая,

Забыв и город, и друзей,

И скуку праздничных затей.

В глуши что делать в эту пору?

Гулять? Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.

Скакать верхом в степи суровой?

Но конь, притупленной подковой

Неверный зацепляя лед,

Того и жди, что упадет.

Сиди под кровлею пустынной,

Читай: вот Прадт, вот W. Scott.

Не хочешь? - поверяй расход,

Сердись иль пей, и вечер длинный

Кой-как пройдет, и завтра тож,

И славно зиму проведешь.

Однако ни детство, ни дальнейшие обстоятельства его пребывания в Петербурге не дают полного объяснения характера Обломова и его совершенного бездействия. Так, героя в первый день событий в романе посещают разные люди. Трое из них представляют собой и своими занятиями возможные варианты жизни для Обломова (светская жизнь, служба и литераторство), двое – равнодушен к демонстрируемым посетителями соблазнам, а быть смиренным или наглым он не может, поскольку являет собой человека прекрасной души – доброго и незлобивого.??????

З 1. Восстановите фамилии героев романа, пропущенные в следующей критической статье:

Парад гостей перед возлежащим на постели Обломовым нарочито упорядочен: персонажи сменяют друг друга в строгом порядке, как в классицистской пьесе... Гости - по сути «внесюжетные персонажи», заменяющие собой описание «среды»... - светский успех (___________), чиновничья карьера (_____________), игра в «обличительство» (____________).

Приятели Обломова (____________ и ____________) своего рода «двойники» героя… Неспособность Обломова к действию повторена и в (________________) - «человеке без поступков», и в (_____________), который «мастер был только говорить... но как только нужно было двинуть пальцем, тронуться с места - словом, применить им же созданную теорию к делу и дать ему практический ход, оказать распорядительность, быстроту - он был совсем другой человек: тут его не хватало».

З 2. Представьте, что вам необходимо дописать эту статью. Ответьте на приведенные ниже вопросы и оформите ответы в виде продолжения статьи.

1. Почему так много гостей приходит к Обломову? Почему все они хотят поднять героя с дивана?

2. Какие средства психологизма использует Гончаров для создания образов этих героев? Иллюстрируйте свой ответ текстом.

3.Есть ли что-то общее между этими персонажами? Какие композиционные особенности 2-5 главы первой части романа помогают сравнить героев? Как результат проведенного вами сравнения помогает осознать одну из главных авторских идей романа?

4. Есть ли общие черты у Обломова и его посетителей? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Объясните аллегорический смысл фразы, которую Обломов адресует гостям: «Не подходите, не подходите! Вы с холода!»

6. Какие сцены «Мертвых душ» Н.В. Гоголя напоминает «парад гостей» Обломова? Сделайте вывод из данного наблюдения.

3. Выполните задание, аналогичное заданию 1 – статья завершена.

Авторская мысль, вызвавшая к жизни «демонстрацию» гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучала в одной из позднейших реплик(_______________): «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Степанов... не пересчитаешь, наше имя легион!» Краснощекова Е.А.

Гончаров подводит читателя к пониманию того, что поднять Обломова с дивана способна какая-то большая перемена в жизни, высокая цель, и вводит в действие романа приятеля Ильи Ильича – Андрея Ивановича Штольца и чистую, чудную девушку, которую полюбит герой, – Ольгу Ильинскую.

В 1. Проанализируйте фрагмент романа – первое появление Штольца, сопровождающееся открытой авторской характеристикой.

Сформулируйте жизненные принципы Штольца. Проанализируйте: какие из них он действительно реализует в ходе развития действия романа, от каких отступает. Почему? Как в этом проявляется авторская позиция?

Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных

отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими

потребностями духа.

Он шел твердо, бодро… стараясь тратить каждый день, как

каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного

времени, труда, сил души и сердца.

Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как

шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой.

Он распускал зонтик, пока шел дождь, то есть страдал, пока длилась

скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью,

и переносил терпеливо только потому, что причину всякого страдания

приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь.

Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его

постоянною задачею… "Мудрено и трудно жить просто!" - говорил он часто себе и торопливыми взглядами смотрел, где криво, где косо, где нить шнурка жизни начинает завертываться в неправильный, сложный узел.

Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не

подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его

оптический обман, то или другое отражение лучей и красок на сетке органа

зрения или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта.

Так же тонко и осторожно, как за воображением, следил он за сердцем.

Здесь, часто оступаясь, он должен был сознаваться, что сфера сердечных

отравлений была еще terraincognita.

Страсти, страсти все оправдывают, - говорили вокруг него, - а вы в

своем эгоизме бережете только себя: посмотрим, для кого.

Для кого-нибудь да берегу, - говорил он задумчиво, как будто глядя

вдаль, и продолжал не верить в поэзию страстей, не восхищался их бурными

проявлениями и разрушительными следами, а все хотел видеть идеал бытия и

стремлений человека в строгом понимании и отправлении жизни.

Е 2. Согласны ли вы с мнением литературоведов: «Обломова Гончаров показывает, а о Штольце рассказывает», «Штольца можно пересказать, Обломова – ни в коем случае»? (П. Вайль и А. Генис) Обоснуйте свою точку зрения.

Г 3. Как характеризует Штольца его отношение к Обломову: «В нем дороже всякого ума … честное, верное сердце! Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи … Таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Отвечая на вопрос, обратите внимание не только на содержание высказывания Штольца, но и на его речевое оформление.

Е 4. Согласны ли вы с утверждением: «За Штольцем не стоит многовековой уклад, ему не сопутствуют ни, ни традиции, ему не свойственны сомнения и не присущи противоречия. Это человек без прошлого» (Л.С. Гейро)? Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы текстом романа. Необходимо выделить ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

Е 5. Можно ли назвать Чичикова предшественником Обломова? Обоснуйте свою точку зрения. Это задание можно выполнить письменно или устно (по вашему выбору).

Е 6. С кем из критиков в оценке образа Ольги Ильинской вы согласны? Обоснуйте свою точку зрения.

Н.А. Добролюбов: «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни».

А.В. Дружинин: «Она сближается с ним (Обломовым) из любопытства, нравится ему от нечего делать… Гончаров отдал большую долю интриги комическому элементу. Его бесподобная, насмешливая, бойкая Ольга с первых минут сближения видит все смешные особенности героя, но обманывается только в своих расчетах на твердые основы характера Обломова».

И.Ф. Анненский: «Ольга - одна из русских миссионерок… В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг. Миссия у нее скромная - разбудить спящую душу… Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту».

Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию или конференцию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы текстом романа. Необходимо выделить ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

В 7. Проанализируйте фрагмент романа – сцену свидания Обломова и Ольги.

Обломов пошел в обход, мимо горы, с другого конца вошел в ту же аллею и, дойдя до середины, сел в траве, между кустами, и ждал.

«Она пройдет здесь, - думал он, - я только погляжу незаметно, что она, и удалюсь навсегда».

Он ждал с замирающим сердцем ее шагов. Нет, тихо. Природа жила деятельною жизнью; вокруг кипела невидимая, мелкая работа, а все, казалось, лежит в торжественном покое.

Между тем в траве все двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся, все равно как посмотреть с высоты на какой-нибудь людской рынок: те же кучки, та же толкотня, так же гомозится народ.

Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно все повторяет один и тот же звук, может быть зовет другую.

Вот две бабочки, вертясь друг около друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из нее раздается неумолкаемый треск...

«Какая тут возня! - думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. - А снаружи так все тихо, покойно!..»

А шагов все не слыхать. Наконец, вот... «Ох! - вздохнул Обломов, тихонько раздвигая ветви. - Она, она... Что это? плачет! Боже мой!»

Ольга шла тихо и утирала платком слезы; но едва оботрет, являются новые.

Она стыдится, глотает их, хочет скрыть даже от деревьев и не может.

Обломов не видал никогда слез Ольги; он не ожидал их, и они будто обожгли его, но так, что ему от того было не горячо, а тепло.

Он быстро пошел за ней.

Ольга, Ольга! - нежно говорил он, следуя за ней.

Она вздрогнула, оглянулась, поглядела на него с удивлением, потом отвернулась и пошла дальше.

Он пошел рядом с ней.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» стал своеобразным призывом к современникам о необходимости перемены косного образа суждения. Это произведение является второй частью трилогии, в которую помимо него вошли такие романы, как «Обыкновенная история» и «Обрыв».

История создания романа «Обломов» поможет читателю разгадать замысел великого писателя и проследить этапы написания произведения.

«Сон Обломова»

Первый замысел романа «Обломов» появился у Гончарова в 1847 году. Он приступает к работе и надеется очень быстро закончить свое новое произведение. Гончаров обещает Н.А. Некрасову, редактору литературного журнала «Современник», предоставить ему рукопись для печати уже к 1848 году. Работа над романом идет тяжело и медленно. В 1849 году Гончаров публикует отрывок из него под названием «Сон Обломова». В нем раскрываются размышления автора о сути «обломовщины» и роли этого явления в социальной жизни России. Критика восприняла отрывок довольно благожелательно.

Редактор «Современника» был в восторге, но из-за того, что роман не был завершен к обещанному сроку, отношения Гончарова и Некрасова слегка разладились. По этой причине Иван Александрович обращается в журнал «Отечественные записки», обещая предоставить рукопись к 1850 году.

Поездка в Симбирск

В 1849 году Гончаров отправляется в родной город, Симбирск. Он пытается работать над романом, но успевает закончить лишь первую часть. Симбирск был уютным небольшим поселением, в котором был еще жив уклад патриархальной России. Здесь Гончаров встречает множество случаев, так называемого, обломовского сна. Помещики живут размеренной неторопливой жизнью, не испытывая тяги к прогрессу, вся их жизнь строится на труде крепостных.

Перерыв в работе

После поездки в Симбирск Гончаров сделал перерыв в работе над романом «Обломов». Написание произведения было отложено почти на семь лет. За это время писатель принял участие в кругосветном путешествии в должности секретаря-помощника Е.В. Путятина. Итогом этого путешествия стал сборник очерков «Фрегат “Паллада”». В 1857 году Гончаров отправился на лечение в Мариенбад. Там он возобновил отложенную работу по созданию романа «Обломов». Произведение, которое он никак не мог закончить в течение почти десятка лет, было завершено за месяц. За время длительного творческого перерыва Гончаров сумел до мельчайших деталей обдумать свою историю и мысленно завершить роман.

Иван Андреевич признавался, что огромное влияние на его роман оказал критик Виссарион Григорьевич Белинский. В своей статье, посвященной первой части трилогии романов Гончарова «Обыкновенной истории», Белинский говорил о том, что для дворянина, подверженного чрезмерному влиянию романтики, может использоваться совершенно иной финал, нежели в этом романе. Гончаров прислушивался к мнению критика и при создании «Обломова» воспользовался его некоторыми ключевыми замечаниями.

В 1859 году «Обломов» вышел в печать на страницах «Отечественных записок».

Прототипы героев

Обломов. Известно, что во многом образ главного героя был списан Гончаровым с самого себя. Сибаритство и неторопливая вдумчивость были его отличительными чертами. По этой причине его близкие друзья прозвали его «Принц де Лень». Многое сходится в судьбе и характерах Гончарова и его героя Обломова. Оба принадлежат к старинной семье с патриархальными устоями, неторопливы и мечтательны, но при этом обладают острым умом.

Ольга Ильинская. Прототипами возлюбленной Обломова, Ольги Ильинской, исследователи творчества Гончарова считают сразу двух женщин. Это Елизавета Толстая, к которой писатель питал самые нежные чувства, считая ее идеалом женственности и ума, и Екатерина Майкова, его близкая знакомая, которая поражала Гончарова своей целеустремленностью и активной жизненной позицией.

Агафья Пшеницына. Прообразом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, «идеальной» обломовской женщины, с которой главный герой нашел спокойствие и уют, стала родная мать И.А. Гончарова, Авдотья Матвеевна. После смерти отца семейства заботы о воспитании мальчика взял на себя крестный отец Ивана Андреевича, а Авдотья Матвеевна погрузилась в хозяйственные дела дома, обеспечивая сытую и уютную жизнь сыну и его воспитателю.

Андрей Штольц. Собирательный образ, противопоставляющийся в романе русскому национальному характеру Обломова. Штольц становится для главного героя своеобразным катализатором, который пробуждает в нем пытливость, живость и интерес к жизни. Но длится этот эффект недолго, стоит Штольцу оставить его одного, как возвращается налет сонливости и лени.

Вывод

Роман «Обломов» был закончен И.А. Гончаровым в 1858 году, незадолго до отмены крепостного права. Он показал кризис патриархальной России, предоставив читателю самостоятельно решать, какой путь является идеальным для русского человека: сонное и мирное существование или стремление вперед, в мир преобразований и прогресса.

Роман «Обломов» был опубликован в 1858 году и произвел потрясающее впечатление на тогдашнее общество. Он, как бомба, упал на интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовался крестовый поход против сна, инерции и застоя. Общество приглашалось бодро и энергично стремиться вперед по пути прогресса, и роман всеми своими образами вторил этому призыву.

С другой стороны, вследствие того, что обобщение дошло в романе до высшей степени, никто не мог относиться к типу Обломова объективно; всякий сравнивал себя с Обломовым и находил в себе какие- нибудь обломовские черты. Известный критик Добролюбав вполне справедливо приравнял к Обломову всех героев прежнего времени, начиная с Онегина и кончая Рудиным.

Двенадцать лет спустя после выхода в свет «Обыкновенной истории» был напечатан второй роман Гончарова — «Обломов». Он явился результатом огромной и напряженной творческой работы писателя. Замысел романа, по-видимому, созрел давно и частично был осуществлен гораздо раньше («Сон Обломова» был опубликован отдельной главой в 1849 г.). но только в конце 50-х годов Гончаров смог закончить свое произведение, когда образы уходящей поместной Руси и новой, пробуждающейся, стали писателю вполне ясны. Это десятилетие с еще большей отчетливостью вскрыло жизненное банкротство обитателей поместий, показала необходимость преобразования русской жизни.

Русская общественность в лице ее лучших представителей 50-х годов увидела в романе «отходную» помещичьей крепостной жизни; грандиозность и сила художественных обобщений, глубокая правдивость романа захватили внимание читательских масс. Знаменитый критик Добролюбов посвятил разбору романа одну из своих лучших статей («Что такое обломовщина?»).

Роман широко распространился в читательских кругах. Он в короткий срок стал почти массовой книгой. Об этой всероссийской известности «Обломова» рассказывал журнал «Библиотека для чтения». «Наперекор всем препятствиям «Обломов» победоносно захватил собой все страсти, все внимание, все помыслы читателей … Все грамотные люди прочли «Обломова». Толпы людей, как будто чего-то ждавших, кинулись к «Обломову». Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту по всей России нет ни одного заштатнейшего города, где бы не читали «Обломовв», не спорили бы об «Обломове».

Обломов и обломовщина недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи». Гончаров называл впечатление, произведенное романом на читателей, огромным и единодушным. Много лет спустя он вспоминал оценку романа, данную Тургеневым: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова».
«Обломов» близок по теме и расстановке действующих лиц к роману «Обыкновенная история». И там и здесь толкуется о пассивности и деле, о покое и труде. Но в отличие от предыдущего произведения в «Обпомове» конфликт изображен резче и вскрыт глубже, судьба героя показана в теснейшей зависимости от условий патриархальной жизни.