Интересные факты о солнце для детей

Развлечение для старшей и подготовительной группы. Включает в себя электронную презентацию о солнце и его значении в нашей жизни и мультфильм "Бегемот и солнце". Но мультик слишком много весит - не загрузить. Поищите его сами в сети или замените другим мультфильмом про солнце.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Солнце - друг и враг

Предварительный просмотр:

Ход развлечения:

Слайд 1.

Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки:

Если нет его – небо хмурится,

Если есть оно – люди жмурятся.

Что выше леса, краше света, без огня горит.

День с утра погожим не был,

Даже мелкий дождик шёл.

Я повесил блин на небо –

Сразу стало хорошо.

Правильно – это солнце.

Слайд 2.

Тема нашей встречи: «Солнце – друг и враг». Что такое солнце? Какое место оно занимает в нашей жизни? На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить.

Что же такое солнце?

(Ответы детей)

Слайд 3.

Солнце – ближайшая к Земле звезда, все другие находятся от нас неизмеримо дальше. Для Земли Солнце мощный источник космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира. Без него – не было бы и воздуха, необходимого для жизни. Для нас, землян, важнейшая особенность Солнца в том, что около него возникла наша планета и на ней появилась жизнь.

Посмотрите какое оно яркое даже на фотографии!

Слайд 4.

Не защитив тщательно глаза, смотреть на Солнце нельзя! А тем более в бинокль или телескоп смотреть на Солнце днём крайне опасно - это наносит необратимый вред зрению. Можно осторожно взглянуть на него через очень плотный специальный светофильтр или на восходе или закате (тогда блеск Солнца ослабевает в несколько тысяч раз).

Слайд 5.

В древности люди считали Солнце добрым божеством. Древние греки называли Солнце Гелиосом, в золотом шлеме, на золотой колеснице, мчащейся по хрустальному своду. Древние австралийцы полагали, что Солнце – это прекрасная девушка, которая взобралась на небо! От её красоты и доброты людям стало тепло и светло. Древние египтяне представляли себе, что бог Солнца – Ра плывет по небесной реке в своей золотой лодке. Древние славяне поклонялись богу солнечных лучей - Яриле.

С развитием человечества различные верования постепенно уступали место попыткам научно объяснить явления действительности. Человек стал задумываться над вопросом: что же на самом деле представляет собой наше светило?- и пытался найти на него ответ.

Слайд 6.

Вот так солнце выглядит вблизи, снятое специальными приборами.

Действительно, при помощи особых приборов астрономам удалось выяснить, что температура на поверхности Солнца составляет примерно 6000 градусов. При такой «жаре» все вещества превращаются в пар (газ)!

Размеры солнца огромны. Если поместить нашу Землю рядом с солнцем, то она будет похожа на горошину рядом с арбузом.

Слайд 7.

Для людей, животных и растений солнечный свет является очень важным. Зелёные растения, благодаря солнцу, вырабатывают кислород, которым мы дышим. Поедая растения, в которых за счёт Солнца накоплена энергия, существуют животные

Слайд 8.

Кроме того люди научились преобразовывать солнечную энергию в электрическую с помощью солнечных батарей. Существуют целые солнечные электростанции.

Слайд 9.

Иногда солнце слишком сильно нагревает землю, становится очень жарко. Если долго нет дождя, наступает засуха. Трескается земля, реки пересыхают. Растения погибают. Животные тоже страдают. Как помочь растениям и животным?

Слайд 10.

Правильно, ребята.

Полив, или «орошение» является самым лучшим средством борьбы с засухой.

Поля орошают специальными поливальными машинами.

Мы с вами можем поливать растения из шланга или лейки.

Слайд 11.

Все мы знаем, что солнечные ванны и водные процедуры очень полезны для здоровья. Все мы любим в жаркий день повалятся на пляже, поплескаться в реке или море.

Какие правила надо соблюдать, что бы пребывание на солнце приносило нам только пользу?

Слайд 12.

Не стоит долго находиться на открытом солнце. Подойдут прогулки в тени деревьев причем, не обязательно подставлять лучам все тело - достаточно, если будут открытыми руки и лицо. Жидкости должно быть в достатке - пить нужно чаще, причем воду и морсы, а не газированные напитки и соки.

В летнем рационе должно быть как можно больше свежих овощей и фруктов, которые также послужат источником жидкости.

Для защиты кожи можно использовать специальный солнцезащитный крем.
Солнечные очки для ребенка не должны пропускать ультрафиолетовые лучи. Игрушечные очки чаще всего не способствуют защите глаз и даже могут навредить. Защитить глаза можно с помощью панамки с широкими полями или кепки с козырьком. Головной убор должен быть обязательно! Он защищает ребенка от перегрева.

Слайд 13.

Физминутка. Произвольные движения под песню «Я на солнышке лежу»

Слайд 14.

Просмотр мультфильма «Бегемотик и солнышко».


Яркий солнечный свет — источник отличного настроения и бодрости. В пасмурную погоду многие люди чувствуют себя подавленно, поддаются депрессии. Несмотря на это, все знают, что ненастье скоро закончится, и в небе появится солнце. Оно привычно людям с самого детства, и мало кто задумывается о том, что это светило собой представляет. Самая известная информация о Солнце — это то, что оно является звездой. Однако есть еще много любопытных фактов, которые могут быть интересны и детям, и взрослым.

Что такое Солнце?

Сейчас уже всем известно, что Солнце — это звезда, а не огромный напоминающий планету. Оно представляет собой облако газов с имеющимся внутри ядром. Основная составляющая этой звезды — водород, который занимает около 92% всего ее объема. Примерно 7% приходится на гелий, а оставшийся процент делят между собой прочие элементы. К ним относят железо, кислород, никель, кремний, серу и другие.

Большая часть энергии звезды вырабатывается в результате термоядерного синтеза гелия из водорода. Информация о Солнце, собранная учеными, позволяет отнести его к типу G2V по спектральной классификации. Этот тип называют «желтый карлик». При этом солнце, вопреки распространенному мнению, светит белым светом. Желтое свечение появляется в результате рассеивания и поглощения атмосферой нашей планеты коротковолновой части спектра его лучей. Наше светило - Солнце - является составной частью галактики От ее центра звезда находится на расстоянии 26000 световых лет, а один оборот вокруг него занимает 225-250 миллионов лет.

Солнечное излучение

Солнце и Земля разделены расстоянием в 149600 тыс. км. Несмотря на это, солнечное излучение является главным источником энергии на планете. Через атмосферу Земли проходит не весь его объем. Энергия Солнца используется растениями в процессах фотосинтеза. Таким путем образуются различные органические соединения и выделяется кислород. Солнечное излучение используется также для производства электроэнергии. Даже энергия запасов торфа и прочих полезных ископаемых появилась в давние времена под воздействием лучей этой яркой звезды. Особого внимания заслуживает ультрафиолетовое излучение Солнца. Оно обладает свойствами антисептика, может использоваться для обеззараживания воды. Влияет ультрафиолетовое излучение и на биологические процессы в организме человека, вызывая появление на коже загара, а также выработку витамина D.

Жизненный цикл Солнца

Наше светило - Солнце - это молодая звезда, относящаяся к третьему поколению. Она содержит большое количество металлов, что свидетельствует об образовании ее из других звезд предыдущих поколений. По данным ученых, Солнце насчитывает около 4,57 миллиардов лет. С учетом того, что составляет 10 миллиардов лет, сейчас она находится в его середине. На этом этапе в ядре Солнца происходит термоядерный синтез гелия из водорода. Постепенно количество водорода будет уменьшаться, звезда будет все более горячей, а ее светимость - более высокой. Затем запасы водорода в ядре закончатся полностью, часть его перейдет во внешнюю оболочку Солнца, а гелий начнет уплотняться. Процессы угасания звезды будут продолжаться в течение миллиардов лет, но все же приведут к превращению ее сначала в красного гиганта, потом в белого карлика.

Солнце и Земля

От степени солнечного излучения будет зависеть и жизнь на нашей планете. Примерно через 1 миллиард лет оно будет настолько сильным, что поверхность Земли значительно нагреется и станет непригодной для большинства форм жизни, они смогут остаться лишь в глубинах океанов и в полярных широтах. К возрасту Солнца примерно в 8 миллиардов лет условия на планете будут приближены к таким, которые сейчас имеются на Венере. Воды совсем не останется, она вся испарится в космос. Это приведет к полному исчезновению разных форм жизни. По мере того как ядро Солнца будет сжиматься, а его внешняя оболочка увеличиваться, будет возрастать вероятность поглощения нашей планеты внешними слоями плазмы звезды. Этого не произойдет лишь в том случае, если Земля вокруг Солнца будет вращаться на более дальнем расстоянии в результате перехода на другую орбиту.

Магнитное поле

Информация о Солнце, собранная исследователями, свидетельствует о том, что оно - магнитоактивная звезда. создаваемое им, изменяет свою направленность каждые 11 лет. Его напряженность также варьируется с течением времени. Все эти трансформации называют солнечной активностью, которая характеризуется особыми явлениями, например ветром, вспышками. Они являются причиной и которые отрицательно влияют на работу некоторых приборов на Земле, самочувствие людей.

Солнечные затмения

Информация о Солнце, собранная предками и дошедшая до наших дней, содержит упоминания о его затмениях еще с античности. Большое их количество описано также в период Средневековья. Солнечное затмение - это результат закрытия звезды Луной от наблюдателя, находящегося на Земле. Оно может быть полным, когда хотя бы с одной точки нашей планеты солнечный диск скрыт полностью, и частичным. В году обычно насчитывается от двух до пяти затмений. В определенной точке Земли они возникают с разницей во времени в течение 200-300 лет. Любители рассматривать небо, Солнце могут увидеть также кольцеобразное затмение. Луна закрывает диск звезды, но из-за меньших по диаметру размеров не может затмить ее полностью. В результате остается заметным «огненное» кольцо.

Стоит помнить, что наблюдать за Солнцем невооруженным взглядом, особенно в бинокль или телескоп, очень опасно. Это может привести к необратимым нарушениям зрения. Солнце находится относительно близко к поверхности нашей планеты и светит очень ярко. Без угрозы для здоровья глаз на него можно смотреть лишь во время восходов и закатов. В остальное время нужно использовать специальные затемняющие светофильтры или проецировать на белый экран изображение, полученное при помощи телескопа. Такой способ является наиболее приемлемым.

Еще в школе учили тому, что Солнце – это ближайшая Звезда к Земле и единственный световой и тепловой источник для всех планет солнечной системы. Оно является ее центром, планеты расположены вокруг него. Но есть еще другие интересные факты о Солнце, которым почему-то не придается особого значения, но о них тоже следует знать.

  1. Существует Солнце более чем 4,5 миллиарда лет . Каждую секунду оно производит огромный поток энергии. Ученые подсчитали, что это около 390 миллиардов триллионов киловатт.
  2. Ежесекундно на Солнце сгорает почти 700 миллиардов тонн водорода . Несмотря на такие большие потери, энергии Звезде еще хватит на очень долгие годы. Примерно на столько, сколько оно уже существует.

  3. Свет Солнца достигает поверхности Земли всего за 8 минут . За это время он преодолевает расстояние в 150 миллионов километров. Оно отвечает за погоду, за катаклизмы, жизнь на планете.

  4. Реальный цвет Солнца отличается от того, что мы видим – он белый, а желтый и оранжевый оттенки ему придает феномен «атмосферное рассеяние» . С Земли видны оттенки Звезды, а не ее настоящий цвет.

  5. Солнце – это шар, состоящий из газа, который скрепляется благодаря собственной силы притяжения . А мерцание – это процесс ядерного синтеза, который происходит внутри Звезды.

  6. Солнечная гравитация превышает земную в 28 раз . На Земле вес человека - 70 килограмм, на Солнце он увеличивает, и будет составлять уже в районе 2 тысяч (1960) килограмм.

  7. Вес Звезды составляет более 99,5% массы всей солнечной системы , она превышает тяжесть нашей планеты в 330 000 раз.

  8. Солнце в 400 раз больше размеров спутника нашей планеты , и в те же 400 раз превышает расстояние от Земли до Звезды, по сравнению от земного шара до Луны.

  9. Через 8 миллиардов лет Солнце увеличится в размерах от сегодняшних в 200 раз . Вследствие этого будет поглощена планета Меркурий. В конечном результате слои Звезды начнут распадаться на мелкие частицы, и она станет «белым карликом» в существующей солнечной системе. Если какие-либо элементы для жизни сохраняться после ее разрушения – они станут началом для зарождения новых планет, звезд и новой жизни в галактике.

  10. От Звезды до самой дальней планеты свет и тепло доходит только за 5,5 часов .

  11. Ядро Солнца очень горячее, его температура достигает свыше 15 миллионов градусов С .

  12. Температура Звезды колеблется от 6000 до 15 миллионов градусов С . Самая низкая температура на поверхности, а самая высокая – в ядре.

  13. Небесное Светило не стоит на месте, оно движется вокруг центра всей галактики . За одну секунду оно проходит 220 километров. Чтобы сделать один оборот вокруг центра галактики ему требуется около 200 миллионов лет.

  14. Солнце является причиной возникновения северного сияния . Астрономы его называют «солнечным ветром». С Земли можно увидеть красивое мерцание по всему небу. Когда это происходит – Солнце выбросило большое количество заряженных частиц вместе с теплом. Благодаря магнитному полю нашей планеты часть из них отражается, но некоторые проходят сквозь него, они взаимодействуют с газами, которые составляют нашу атмосферу. В результате такого «сотрудничества» появляется свечение. Вот так происходит полярное сияние.

  15. Ежегодно происходит от двух солнечных затмений . Их практически невозможно увидеть в одном и том же месте. Затмение можно увидеть только с узкой полосы лунной тени. В определенной точке земного шара его можно наблюдать раз в 200, а то и 300 лет.

Анна Бегман

Тема : «Солнце и звезды»

Цель : Солнце-наш источник света и тепла, рассказать детям о звездах.

Задачи: формировать представление детей о Солнце и звездах, развивать познавательный интерес у детей, речь, мышление, воображение. Воспитывать: чувство красоты, доброты в солнечном свете.

Оборудование : солнечная система, солнце (мягкое, «заколдованные» листы бумаги (на них воском нарисованы созвездия, гуашь, кисть, емкость для воды, уголок «Космос».

Мотивация: В гости к детям приходит звездочет и приглашает их в путешествие на космическом корабле.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Я Звездочет (воспитатель) .

Что такое космический корабль? Что в нем есть? Давайте построим космический корабль и полетим к звездам. (ставит стульчики друг за другом, дети садятся и звучит музыка).

Наша первая остановка «СОЛНЦЕ». (подходят к солнечной системе). Отгадайте загадку:

Оно свет на Землю льет,

И тепло нам всем дает. (Солнце)

Солнце-ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Поэтому звезды кажутся нам на черном фоне неба крошечными мерцающими точками.

Как и другие звезды, Солнце-пылающий шар. Оно испускает в пространство огромное количество света и тепла, большая часть которых представляется нам в виде лучей.

(включена настольная лампа, свет падает на глобус)

Солнце - круг или шар? Земля-это (шар). Если небесные тела похожи друг на друга, то и Солнце тоже имеет форму… (шара).

Как вы думаете Солнце находится далеко или близко? (ответы детей)

Если бы турист пешком отправился к Солнцу, ему пришлось бы идти 3500лет. На автомобиле понадобится около 200 лет., на самолете почти 20 лет, на ракете несколько месяцев. А вот солнечный лучик долетит до нас за 8 минут 19 секунд. И только солнечный лучик может рассказать, как жарко на Солнце: на его поверхности 6000 градусов.

Солнце дает нам главное-свет и тепло, и именно поэтому на Земле возможна жизнь! После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

С неба высокого солнышко светит-

Рады лучам его взрослые, дети…

Рады лучам его звери и птицы.

Речка на солнце блестит, серебрится.

Солнце на землю глядит с добротой,

Мир озаряя теплом, красотой.

А сейчас дети садимся в наш космический корабль и отправляемся в путешествие! (звучит музыка)

Следующая остановка «ЗВЕЗДОЧКА».

Солнце не просто светит днем, оно создает нам день. Днем не заметин слабый блеск других звезд. И только ночью, когда Солнца на небе нет, они становятся видны.

Физминутка.

Беленькое облако

Округленные руки перед собой

Поднялось над крышей

Подтянуть руки над головой

Устремилось облако

Выше, выше, выше.

Подтянуться руками вверх; плавные покачивание руками над головой.

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

Отгадайте загадку.

Поле немеряно… (небо,

Овцы не считаны (звезды,

А пастух рогат… (месяц).

Звезд очень много, но человек без помощи специального прибора- телескопа (показать на картинке) может видеть только маленькую их часть. (Во время рассказа Звездочет показывает детям иллюстрации звездного неба, дети рассматривают, делятся впечатлениями).

А сейчас я попрошу сесть в наш космический корабль. (звучит музыка)

Следующая остановка «ТВОРЧЕСКАЯ».

(Дети берут стульчики и садятся за столы).

Я принес вам «заколдованные» листы бумаги (на них воском нарисованы созвездия). Давайте возьмем краску (любого цвета) и раскрасим их.

(Дети раскрашивают, называют созвездие, Звездочет помогает, и оформляют выставку своих работ).

До новых встреч! Звездочет уходит.

Материал: глобус, биты знаний с изображением планет Солнечной системы, цветные мелки, краски, карта-схема планет Солнечной системы, фломастеры, пластилин, цветные карандаши, зеркало, увеличительное стекло, тарелка, небольшой кусок газеты, стакан с водой, белый лист бумаги, картон, пластмассовая коробка, кубики, пластмассовые игрушки, стеклянная посуда, металлические предметы (9 обручей).

Предварительная работа: в течение нескольких дней во время прогулок проводится наблюдение за небом и солнцем, отмечается состояние погоды. (Погода солнечная, пасмурная. Солнце яркое, на которое нельзя смотреть невооруженным глазом - необходимы солнцезащитные очки или тонированные стеклышки. Солнце закрыто облаками, тучами. Небо лазурно-голубое, серое, грозовое. Чтение стихотворения В. Маяковского «Тучки».)

Ход занятия

Проводится на участке детского сада.

Воспитатель (В.). Ребята, охарактеризуйте, пожалуйста, состояние погоды сегодня.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака, плывущие по небу, скрывают на время Солнце от наших глаз.

В. Как вы думаете, что находится выше - Солнце или облака? Почему вы сделали такой вывод? (Ответы детей.) Правильно, если бы мы с вами отправились в путешествие к Солнцу на самолете, то долетели бы до него только через 36 лет, а над облаками мы поднимаемся на самолете через несколько минут после взлета и хорошо можем их рассмотреть через иллюминатор.

Ребята, давайте расскажем нашему гостю Незнайке, что вы знаете о Солнце. Он почему-то думает, что это маленький мячик желтого цвета, заброшенный высоко в небо, а почему он не падает, он не знает. (Дети смеются и рассказывают.) Солнце - это огромный огненный шар, похожий на мячик по форме, но состоит из расплавленных газов. Солнце — это огромная звезда, очень горячая, к ней нельзя подлететь, потому что сгоришь. Без Солнца было бы совсем плохо всем - и животным, и растениям, и людям, как в стихотворении К. Чуковского «Краденое Солнце». Без Солнца не наступал бы день, и не могли бы мы наблюдать смену весны и лета… (Воспитатель по мере необходимости уточняет рассуждения детей.) А разве зимой и осенью Солнца нет? Есть, но оно не так греет, как летом и весной. Потому что всю зиму лежит снег и не тает, зимой холодно, а весной Солнце согревает Землю и воздух, снег тает, просыпается природа…

Ребята, расскажите Незнайке, как можно проверить, действительно ли Солнце греет.

Опыт 1. (Дети проводят самостоятельно.)

Летом можно босиком ходить по траве, асфальту под открытыми солнечными лучами, ощущать тепло, походить в тени и ощутить прохладу. Предметы, которые находят дети и выкладывают на Солнце - кубики, пластмассовые игрушки, металлические предметы, стеклянную посуду с водой - нагреваются, а в тени остаются холодными.

Дети демонстрируют полученные на предыдущем занятии знания.

В. Правильно, ребята! Прямые солнечные лучи очень горячие, они быстро нагревают предметы, воду в реках, озерах, морях. Они даже могут вызвать ожог на теле человека, если долго загорать, а также могут стать причиной пожара в лесу, если долго не будет дождей. Хотите посмотреть, как это бывает?

Опыт 2. (Проводит воспитатель.)

«Солнечные спички»

На тарелке лежит скомканная газета, в руках у воспитателя - увеличительное стекло. Концентрируя солнечные лучи, направленные на газету, зажигаем ее.

В. Что произошло с газетой, вы видели? Почему она сгорела? Опасны ли такие опыты?

Воспитатель объясняет детям, что солнечные лучи могут быть очень опасными, так как огонь губит все живое. Поэтому с увеличительным стеклом нужно быть очень осторожным, нигде его не оставлять и хранить в местах, недоступных солнечным лучам.

С солнечными лучами можно играть при помощи зеркала, которое отражает солнечные лучи.

Игра «Солнечные зайчики»

Дети пробуют поймать своим зеркальцем солнечного зайчика, наблюдают его отражение на земле, веранде.

В. Как вы думаете, что такое солнечный зайчик?

Воспитатель подводит детей к понятию, что солнечный зайчик - это пятно солнечного света. Луч солнца отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.

В. Хотите посмотреть, как можно превратить луч солнца в разноцветный?

Опыт 3.

Цвета радуги в стакане воды.

Кладем белый лист бумаги на стол, освещенный солнцем. На бумагу ставим стакан с водой. Впереди стакана держим картон с разрезом. На белой бумаге получается изображение цветов радуги.

Опыт 4.

Не очень глубокая ванночка (пластмассовая коробка из-под торта) наполняется водой, ставится на стол, освещенный солнцем. В воду под углом опускается зеркало: половина в воде, вторая половина зеркала - над водой, опирается на край ванночки. Белый лист бумаги держать перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на бумаге не появится разноцветная радуга.

Вывод: солнечный луч может «превращаться» в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

Обратить внимание детей на то, что и в третьем, и в четвертом опытах вода и солнце «работают» вместе.

Предложить детям вспомнить, когда они видели такие цвета. (В радуге. Когда дождь еще не закончился, но уже светит солнце. Еще радугу можно увидеть в фонтане, для этого нужно стоять спиной к солнцу.)

В. Можете нарисовать цвета радуги красками, фломастерами или карандашами, они нам пригодятся на следующем занятии.

Работа детей.

«Посмотрите, сейчас солнце находится высоко в небе. Оно всегда на одном месте?» - спрашивает Незнайка. «Да нет же, - отвечают дети, - утром солнце встает, оно низко над землей и поднимается выше и выше, днем - высоко, как сейчас, вечером опять опускается, а ночью спит».

Воспитатель вступает в беседу.

В. Вы знаете, ребята, сейчас наш гость Незнайка прав, но он еще об этом не знает. Пожалуйста, посмотрите на карту-схему Солнечной системы.

Воспитатель показывает детям схему Солнечной системы.

В. В центре карты-схемы Солнечной системы - Солнце. Посмотрите, я его обозначу пластиковым шариком оранжевого цвета. Вокруг Солнца движутся планеты Солнечной системы, их всего 9. У каждой планеты есть свое название.

Показ детям битов-знаний планет Солнечной системы, с чтением 1 ступени развития (удаленность от Солнца).

В. Наша планета Земля представлена глобусом. Остальные планеты Солнечной системы имеют такую же шарообразную форму, как наша Земля, только каждая из планет имеет свой цвет. Давайте вылепим из пластилина макеты 9 планет Солнечной системы.

Дети выбирают цвет пластилина, воспитатель называет, какой планете он соответствует.

В. В центре нашей Солнечной системы - Солнце (обозначено оранжевым шариком). А вот эти дорожки вокруг Солнца - это орбиты планет, по которым они движутся. Посчитайте, сколько их. (Девять.) А сколько планет Солнечной системы? (Девять.) Подумайте, раз орбит-дорожек девять и планет девять, что это значит? (Дети догадываются, что у каждой планеты своя дорожка-орбита.) Правильно! Но планеты разного цвета, а дорожки-орбиты планет обозначены графитным карандашом - все одинаковые. Чтобы их не перепутать, давайте цветными мелками обозначим их по цвету планет. Сделаем это правильно. Посмотрите еще раз на планеты и их названия и разместите их на орбитах в том порядке, в котором они вращаются вокруг Солнца. Все планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии. Смотрите и слушайте внимательно, размещая все планеты по порядку.

Показ битов знаний с изображением планет, чтение первой и второй ступеней развития (удаленность от Солнца, цвет).

В. Самая близкая к Солнцу планета Меркурий - темный шар, собственного света она не дает, сияет голубым светом за счет отражения солнечных лучей.

Дети обозначают на карте-схеме пластиковым шариком голубого цвета данную планету.

В. Вторая по удаленности от Солнца планета - Венера - белого цвета. Третья планета - Земля - голубого цвета. Четвертая планета - Марс - красного цвета. Пятая планета - Юпитер - коричнево-оранжевого цвета. Шестая планета - Сатурн -оранжево-желтого цвета. Седьмая планета - Уран - зеленовато-голубого цвета. Восьмая планета - Нептун - голубого цвета. Девятая планета - Плутон - сиреневого цвета.

А сейчас цветными мелками обозначьте орбиты каждой из планет таким же цветом, как сами планеты. Каждая планета Солнечной системы движется по своей орбите-дорожке и никогда не сбивается.

Дети выполняют задание.

В. А как вы думаете, раз планета Меркурий самая близкая к Солнцу, то на ней жарко или холодно, светло или темно? (Жарко и очень светло.) Какая из планет дальше всех расположена от Солнца? (Плутон.) Как вы думаете, какая там температура? (Самая низкая, на планете Плутон очень холодно, холоднее, чем на всех планетах, потому что она расположена очень далеко от Солнца, на ней совсем темно.)

В. Правильно, на планете Меркурий слишком горячо и светло, а на планете Плутон очень холодно и очень темно.

Посмотрите, Незнайка обратил внимание на то, что у всех планет есть орбиты-дорожки, а у Солнца нет? (Солнце никуда не движется, оно находится постоянно на одном месте, это все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Наша планета Земля делает полный круг вокруг Солнца за 1 год.)

Почему же тогда мы видим, как солнце встает и садится, то высоко в небе находится, то низко? Загадка? Давайте об этом спросим у своих родителей, знают ли они ответ на нее. А я вам на следующем занятии расскажу, как это бывает, что такое сутки и еще много интересного.

Игра «Ждут нас быстрые ракеты… »

На траве расположены 9 обручей с карточками, на которых написаны названия планет Солнечной системы. Воспитатель говорит:

Ждут нас быстрые ракеты Для полета на планеты,

На какую захотим. На такую полетим.

Дети имитируют полет ракеты в космос и находят желаемую планету. В конце игры - закрепление названий планет. Совместное чтение с детьми по карточкам планет, на которые они прилетели

Занятие по теме «Солнце» подготовила Скоролупова О.А.