Историческая эпоха развития в вымышленном повествовании конспект. Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании. “Капитанская дочка ”

А. С. Пушкин заинтересовался событиями Пугачевского бунта (судя по его письму к брату) в 1824 году, во время михайловской ссылки; просил прислать известный, даже модный (хотя, как оказалось, полный нелепостей и вздора) роман «Ложный Петр III, или Жизнь и похождения бунтовщика Емельяна Пугачева».

Летом 1832 года {или, как полагают пушкинисты, несколько раньше) Пушкин набросал первый известный нам план повести или романа, в котором угадываются черты будущей «Капитанской дочки». Через некоторое время появился второй, а потом и третий; под ним - дата: «31 янв. 1833», но роман «не шел»... Почему? - Одну из причин видим в том, что Пушкин, скорее всего, не столь хорошо знал эпоху Пугачевского бунта, чтобы писать исторический роман.

Пушкин изучил газеты и книги и вскоре уже знал «все, что было обнародовано правительством касательно Пугачева».

В начале февраля 1833 года Пушкин обратился к военному министру графу Александру Ивановичу Чернышеву с просьбой о разрешении пользоваться материалами военного архива. Свое желание объяснил намерением писать «Историю генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского», но занимал Пушкина не блистательный полководец, а запрещенный «мужицкий царь» Емелька Пугачев: истинные намерения до поры до времени приводилось скрывать.

Ответ пришел быстро - разрешение было получено. В конце февраля - начале марта Пушкин уже знакомился с материалами

Карта-схема путишествия Пушкина

Секретной экспедиции Военной коллегии, архивными материалами Главного штаба, а в апреле приступил к «Истории Пугачева» и всего за пять недель завершил работу. Такая быстрота объясняется тем, что «История» задумывалась, вероятно, как введение к роману, однако стремительно перерастала в самостоятельное исследование, не перечеркивающее замысел романа, но составляющее его выверенную историческую основу.

Б сентябре Пушкин побывал в местах Пугачевского бунта в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опрашивал стариков, современников и свидетелей крестьянской воины, записывал их рассказы, предання, песни; собирал материалы в провинциальных архивах.

В октябре приехал в Болдино; привел здесь в порядок бумаги, написал новое предисловие к "Истории Пугачева" и, вернувшись в Петербург, обратился к начальнику III отделения его императорского величества канцелярии генерал-адъютанту А. X. Бенкендорфу с письмом:

«Милостивый государь граф Александр Христофорович!

Хотя я как можно реже старался пользоваться драгоценным мне дозволением утруждать внимание государя императора, но ныне осмеиваюсь просить на то высочайшего соизволения: я думал некогда написать исторический роман, относящийся ко времени Пугачева, но, нашед множество материалов, я оставил вымысел и написал историю Пугачеащины. Осмеливаюсь просить через Ваше сиятельство дозволения представить оную на высочайшее рассмотрение».

Царь рукопись прочитал, внес 23 поправки, заметил, что название «История Пугачева» лучше заменить на «Историю Пугачевского бунта» (с чем Пушкин согласился: «царское название, признаемся, точнее»), и не только разрешил печатать книгу, но и расходы по изданию отнес на свой счет: Пушкин заимообразно получил ссуду в 20 000 рублей.

В декабре 1834 года «История Пугачевского бунта» вышла в свет. Встретили книгу холодно. Тираж раскупался плохо, а министр народного просвещения Сергей Семенович Увароа «кричал» о ней «как о возмутительном сочинении». В пушкинское время слово «возмутить» имело следующее значение: «волновать, тревожить, беспокоить, побуждать к ропоту, неудовольствию, к мятежу, производить восстание».

Что же так взволновало, встревожило министра? Что «возмутительного» нашел он в «Истории Пугачевского бунта»? В чем вообще значение этого исторического труда великого Поэта России?

Пушкин первым пробил брешь в указе о предании вечном

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 19» г. Кандалакша

Интегрированный урок

“По страницам повести Пушкина

“Барышня-крестьянка”

Разработала
учитель литературы Котикова Т.М.
ПО СТРАНИЦАМ ПОВЕСТИ ПУШКИНА “БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА”

Оборудование урока. Портрет А.С, Пушкина.
Комплект репродукций картин
русских художников.
Комплект фотографий народного
крестьянского костюма.
Фонограммы произведений М. Глинки.
На столах детей – ножницы, клей,
краски, цветная бумага.
Предметы для сервировки стола.
Фрагменты худ. фильма “Барышня-
крестьянка”

Оформление доски. Тема урока: “По страницам повести А.С.
Пушкина “Барышня-крестьянка”
Эпиграф урока:
писать повести надо вот
эдак: просто, коротко и ясно.
А.С. Пушкин
Новые слова:
пейзаж, фасад, интерьер,
гостиная, дворянство.

План урока.

Слово учителя. Характеристика пушкинской эпохи (первая половина 19 века.)
Беседа на восприятие произведения.
Анализ литературного отрывка.
Инсценирование отрывка повести.
Анализ литературного отрывка.
Групповое задание. Нарисовать пейзаж к повести Пушкина.
Слово учителя. Русский пейзаж на полотнах известных художников.
Анализ литературного отрывка.
Слово учителя. Крестьянское платье на картинах русских художников и фотографиях.
Художественная мастерская. Изготовление деталей крестьянского костюма.
Инсценирование отрывка повести с использованием изготовленных деталей крестьянского костюма.
Слово учителя. Архитектура дворянских домов, поместий через анализ текста.

Ход урока.

1. Слово учителя литературы.
В “Повестях Белкина” (и в повети “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.
Пушкин и эпоха Пушкина – 19 век. Что это было за время? Мы долго жили в этой эпохе, изучая “Повести Белкина”. Пушкин подарил нам встречу с Самсоном Выриным, с героями повести “Метель”.
Обратимся сегодня к повести “Барышня-крестьянка”. Перечитаем страницы этого произведения. Поживем некоторое время с героями повести в эпохе, условно назовем которую – пушкинская.
Что вы знаете о первой половине 19 века?
(-крепостное право, существует два класс: дворянство и крестьяне)
Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.
Граф Минский и Самсон Вырин. Два полюса жизни – роскошь и бедность, материальное благополучие и нищета. Пушкин не случайно в повести “Станционный смотритель” показал трагедию маленького человека, рожденную временем крепостного права, узаконенного, позволившего сильным, богатым, удачливым ломать жизнь маленьких людей.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное Судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без Закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склоняясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца
Деревня, 1812 г.

Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное.

2. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:
Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в “Барышне-крестьянке”? (беседа на восприятие произведения).
Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских).
Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).
Кто из героев вам понравился больше всего и почему?
Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).

·Какое чувство вызывает у вас финал повести?

3. Работа с текстом.
Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок.
Какие художественные средства использовал автор в описании.

Беседу продолжает учитель ИЗО

Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.

Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)
Что такое пейзаж?

Нарисуйте пейзаж, который вы представляете себе благодаря слову Пушкина (работа выполняется на листах, прикреплённых к доске).

С остальной частью класс работает учитель литературы

Найдите и прочитайте описание крестьянского костюма, который приготовили крепостные девушки для Лизы Муромской.
Назовите детали крестьянского платья.
Кто изготавливал крестьянскую одежду?
Как украшали крестьяне своё платье?

Беседу продолжает учитель ИЗО

Рассказ о крестьянском платье, демонстрация слайдов коллекции русского костюма 19 века из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника.

Групповое задание (3-4 человек)

Изготовьте при помощи цветной бумаги, ножниц, клея и т. д. детали крестьянского женского костюма: головной убор, бусы, ленты, колечки и т.п.

Во время выполнения групповых заданий звучит музыка М.И. Глинки.

Беседу продолжает учитель ИЗО

Подведение итогов групповой работы художников. Оценка работы.
Подведение итогов работы по изготовления деталей крестьянского костюма. .(лучшие работы используются для создания костюма Лизы).

4. Инсценирование отрывков повести.

(Настя отпрашивается в гости в Прилучино. Рассказывает Лизе об Алексее Берестове)
(Свидание Лизы и Алексея Берестова. Декорацией является пейзаж, нарисованный группой детей.)

Найдите в тексте отрывок,где принимает Г.И. Муромский гостей – Берестовых, отца и сына.
Как выглядели гостиные в домах русских дворян? Какая мебель, что украшало залы (просмотр фрагмента фильма “Барышня-крестьянка”).

Беседу продолжает учитель ИЗО

(Рассказ об архитектуре и интерьере дворянской усадьбы 19 века. Демонстрация репродукции картины К.А. Зеленцова “В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях” 1833 г.)

Учитель литературы дает лексическое значение слов “интерьер”, “гостиная”, “фасад”.

Групповое задание (5-6 человек)

Нарисовать детали интерьера гостиной дворянского дома.

Беседу продолжает учитель литературы

Как Муромский принимает гостей? Чем он их угощает?

Групповое задание (2-3 человека)

Сервировка стола званого обеда в дворянском доме 19 века.
Инсценирование отрывков из повести “Барышня-крестьянка” (Берестовы на обеде у Муромских)

Итоговое слово учителя литературы

Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви,счастья,праздника).
Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).
Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства Пушкин звал к этому.

Домашнее задание (вариативное)

Сочинение “Мой читательский опыт после прочтения “Повестей Белкина”.
Иллюстрации понравившихся эпизодов повести.
Подобрать музыкальное произведение, обосновать его выбор, к понравившемуся эпизоду.

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин

«Капитанская дочка» 8 класс

Историческая основа повести. Особенности композиции.

Цели : 1. Рассказать об истории создания повести

2. Раскрыть связь «Капитанской дочки» с другими произведениями Пушкина

3. Рассказать об особенностях композиции

4. Развивать умение связно и логично отвечать на поставленные вопросы

5. Воспитывать любовь к русской истории и русской литературе

Оборудование: Электронная презентация, карта России 18 века, раздаточный материал

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с исторической повестью Пушкина «Капитанская дочка». Наш урок будет проходить в соответствии с планом:

  1. Движение Пушкина к прозе
  2. Роман и повесть в русской литературе 30-х годов 19 века
  3. Требования Пушкина к историческому роману
  4. Интерес Пушкина к теме народных восстаний
  5. Работа писателя над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой»
  6. Композиция повести
  1. Еще в 3 главе «Евгения Онегина» Пушкин говорит о своем стремлении обратиться к реалистическому повествованию в прозе. Это было в 1824 году в Одессе.

А в 1827 году Пушкин работает над «Арапом Петра Великого». 1830 г.- окончены «Повести Белкина», 1832 – 1833 – работа над «Дубровским». С конца 20-х годов проза занимает в творчестве писателя огромное место, хотя и не означает отказа от стихотворной формы.

  1. Развитие прозы в творчестве Пушкина связано и с тем обстоятельством, что в 30-е годы в русской и зарубежной литературе начинает широко развиваться роман и особенно – повесть.

Сообщение учащегося об известных романах того времени (Марлинский, Лажечников, В.Скотт)

  1. Пушкин внимательно следит за развитием романа и повести. Он формулирует свои требования к историческому роману: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании».
  2. В ходе изучения творчества Пушкина мы уже отмечали интерес поэта к родной истории, к периодам больших социальных потрясений, крупных переломов в истории страны.

- Личность какого государственного деятеля вызывала у писателя пристальное внимание? (Петр Первый)

Назовите произведения, которые описывают деятельность Петра и его эпоху? («Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»)

Почему деятельность Петра Великого вызывает большой интерес у Пушкина?

Кроме того, писателя интересует и тема народных восстаний.

  1. Интерес Пушкина к народному движению неслучаен. В начале 30-х годов 19 века крестьянские волнения вспыхивают с большой силой. Среди них – восстание военных поселян в Новгородской губернии. Пушкин с волнением следит за его развитием. В 1833 году поэт работает в исторических архивах. Он обращается к военному министру Чернышеву за разрешением получить доступ к документам, касающимся следственного дела о Пугачеве. Пушкин мотивирует это тем, что задумал работать над историей Суворова (Суворов принимал участие в ликвидации Пугачевского бунта). Он получает разрешение и приступает к работе. Кроме работы в архивах, Пушкин совершает поездку в Казань, Симбирск, Уральск, Оренбург, побывал он и в Бердской слободе – столице Пугачева. Он беседует с еще оставшимися в живых свидетелями тех событий. В начале 1834 года исторический труд «История Пугачева» («История Пугачевского бунта») вышел в свет.

Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он пишет «Дубровского».

Назовите действующих лиц повести «Дубровский»?

Какой конфликт положен в основу произведения?

Почему Дубровский потерпел поражение и распустил свою шайку? (В борьбе с Троекуровым Дубровский выступает как герой-мститель за собственные обиды, судьба народа его не интересует).

Пушкин понял, что на материале современности он не сможет изобразить подлинного крестьянского восстания. Поэтому он обращается к истории Пугачевского бунта.

Фигура Емельяна Пугачева кажется Пушкину очень яркой и самобытной. Он деятель большого исторического масштаба.

Работа с картой. Указать города, районы, охваченные восстанием, сказать о причинах поражения.

Работа над повестью продолжается несколько лет. В 1836 году она закончена и опубликована в журнале «Современник». Пушкин выступил в повести как ученый-историк и художник, создавший первый реалистический исторический роман.

6. Работа с эпиграфами.

Как вы понимаете смысл выражения, которое является эпиграфом ко всей повести?

Почему Пушкин взял именно эти слова?

От чьего лица ведется повествование?

Каковы основные черты повести (точность, сжатость, стремительность в развитии действия, никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий)

Как бы вы определили основные темы произведения? (1. Тема народного движения. « Честь, долг, верность – и в службе, и в любви)

7.Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание: 1-2 главы читать; пересказ отрывка «Встреча с вожатым», или сообщение о Емельяне Пугачеве, или составление статьи в энциклопедию «Пугачевский бунт»


Разделы: История и обществознание , Литература

Класс: 8

Тема урока: Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании.

(По роману А.С.Пушкина “Капитанская дочка”).

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.С.Пушкин

Представление учебного проекта.

Тематика проекта выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учеников.

Цели:

  1. Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.
  2. Выяснить, каково отношение народа и историков к Пугачеву.
  3. Развить навыки самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями.
  4. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.

Осуществление учебного проекта.

Для формирования навыков поисковой и исследовательской деятельности проект осуществляется в несколько этапов.

I этап – класс разделен на 3 группы:

Историки занимаются сбором информации об исторической эпохе Екатерины II;

Пушкинисты работают над историческим трудом Пушкина “История Пугачевского бунта” и романом “Капитанская дочка”;

Художники иллюстрируют текст.

II этап – подведение промежуточных итогов:

Участники каждой группы представляют отчет о проделанной работе и вырабатывают план дальнейшей деятельности.

III этап – работа с компьютером:

Размещение информации, собранной на слайдах.

IV этап – презентация:

Учащиеся наглядно предъявляют результат своей проектной деятельности.

“Эпоха Екатерины II”.

Слайд № 1. Представлена тема исследования, приводится эпиграф – слова А.С.Пушкина.

Слайд № 2. Выводятся цели урока.

Слайд № 3. На слайде - портреты Екатерины II и Петра III

Историки представляют исторические факты об эпохе правления Екатерины II.

Слайды № 4, 5. На слайде размещается таблица, показывающая усиление крепостного гнета эпохи Екатерины II.

Историки исследуют положение крепостных и государственных крестьян, работных людей и казаков рассматриваемой эпохи.

Слайд № 6. На слайде - карта крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.

Историки представляют собранные ими сведения о ходе крестьянской войны.

Слайд № 7. На слайде приводится высказывание историка эпохи Екатерины II о Емельяне Пугачеве.

“Исследования по роману

“Капитанская дочка ”

Слайд № 8. На слайде – название исторического труда А.С.Пушкина.

Слайд № 9. На слайде – портрет А.С.Пушкина и изображение книги “История Пугачевского бунта”, издательства 1934 года.

Учащиеся исследуют историю создания исторического труда А.С.Пушкина.

Слайд № 10. На слайде – маршрут поездки А.С.Пушкина по местам пугачевского восстания.

Учащиеся по карте изучают путь Пушкина, описывают его встречи с очевидцами событий.

Слайд № 11. Приведены выводы учащихся о роли А.С.Пушкина в исследовании эпохи Екатерины II.

Учащиеся подводят итоги деятельности поэта как историка.

Слайд № 12. На слайде – название романа “Капитанская дочка” и вопрос из эссе М.И.Цветаевой “Пушкин и Пугачев”.

Учащиеся ищут ответ на вопрос: “Как соотносятся историческая правда и вымысел в романе, каков он – настоящий Пугачев?”.

Слайд № 13. Ответ на приведенный в слайде № 5 вопрос М.И.Цветаевой.

Слайд № 14. Приводится высказывание А.С.Пушкина о бессмысленности и беспощадности русского бунта.

Учащиеся пытаются осмыслить представленное высказывание, связать его с современностью.

Слайды № 15, 16, 17, 18, 19. На слайдах изображены иллюстрации художников к роману “Капитанская дочка”.

Учащиеся представляют самостоятельно выполненные иллюстрации к роману.

Вывод учителя по уроку.