История флота для детей 1. Конспект занятия "История русского флота" план-конспект занятия (4 класс) на тему. Война за выход к Балтийскому морю

История русского флота (кратко)

Своим появлением русский флот обязан Петру Первому. С многочисленными жертвами и тяжким трудом формировались Причерноморский и Балтийский флоты, а также флотилия на Каспии. В 1697 году формируется первое в государстве Адмиралтейство, а уже к весне 1699 года были спущены со стапелей десять кораблей, которые впервые вышли в Азовское море. строительство флота на Азове продолжалось до самого 1711 года строительство флота. Однако, в 1711 году Россией был подписан Прусский договор, согласно которому Таганрог и Азов переходили в распоряжение Турции. На этом историю Азовского флота можно считать законченной.

В 1774 году в результате победы русской армии в очередной войне с Турцией был подписан знаменитый Кайнарджийский договор по которому России доставалась Керчь и Азов, вместе с крепостью Еникале и Кинбурнской косой.

С этого момента Россия получает выход в Азовское и Чёрное моря, а также в проливы Дарданеллы и Босфор. При этом, Россия не могла полностью воспользоваться данной привелегией ведь у неё не было флота, который охранял бы её новые берега от нападения Турции.

В начале зимы 1782 года Потёмкину приходит секретный рескрипт от Екатерины Второй в котором шла речь о зарождении флота при царе Петре Первом, а также необходимости скорейшего присоединения Крыма к России. Благодаря дипломатическим усилиям Потёмкина в его переговорах с крымским ханом Шагин-Гиреем, последний вскоре отрекается от своего престола передавая себя вместе с Крымом под покровительство России. А уже в 1791 году подписывается так называемый Ясский договор, согласно которому Крым является частью России для Османского государства.

Своим указом от одиннадцатого января 1783 года Екатерина Вторая назначает вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева командующим будущим Черноморским флотом.

Третьего июня 1783 года под руководством флаг-капитана Дмитрия Николаевича Сенявина русские моряки судовых команд начали расчистку берегов бухты от леса и возводить город Севастополь. Этот день и считается днём рождения этого города, который в будущем стал основой Российского флота.

Подробную карту Севастопольской Гавани Ф.А.Клокачев представил тринадцатого июня в Санкт Петербурге. Менее чем через пятнадцать лет данный флот уже будет давать бой против французов.

Конспект занятия

«История русского флота»

Цель урока: Познакомить детей с историей возникновения русского флота.

Задачи урока:

Образовательные

– дать понятие о важных событиях истории русского флота, о линейном корабле, фрегате, галере. А также познакомить с понятием адмирал и рассказать о том, как непросто заслужить чин адмирала на примере Павле Степановиче Нахимова.

Развивающие

– развивать умение слушать, память, внимание, быстроту реакции.

Воспитательные

– воспитывать умение сопереживать, чувство патриотизма, гордости за людей, защищающих нашу страну.

Методы:

Рассказ, беседа, игры.

Дорогие коллеги, надеюсь, что моя разработка будет Вам полезна.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное морское путешествие по «океану незнания». Нам предстоит преодолеть много трудностей, но мы надеемся, что вместе мы сможем справиться.

А теперь устраивайтесь поудобнее. Итак, в нашем путешествии участвуют экипажи кораблей (по колонкам).

I – фрегат

II – галера

III – линейный корабль

В ходе путешествия, мы узнаем, что это за корабли. Мы отправляемся бороздить просторы океана незнания (на доске висит карта, путь кораблей отмечен пунктиром, моделькой корабля мы движемся по пунктиру к первому острову).

А вот и первая наша остановка, мы причаливаем к острову «история».

Первый азовский поход 1695 года кончился бесславно. Пётр тяжело переживал неудачу, ходил мрачный, не с кем не разговаривал, но об отступлении не думал. «Без военного флота приморскую крепость не взять», - резко сказал он, когда генералы собрались на военный совет. «Ишь понаставили у нашей земли» - думал Пётр, - «А у меня что? Шутейные кораблики при потёмном дворце.… Нет, господа иноземцы, будет у нас флот настоящим!»

Со всей России начали сгонять в Воронеж тысячи «работных людей». Надо было строить верфи, заготавливать и перевозить лес, крутить канаты и лить пушки.

Выстроили верфи, амбары, бараки. К весне всё было готово.

В мае на новой 34 вёсельной галере «Принципиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска пополненные и отдохнувшие снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи. На сей раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно, но ведь турецкие корабли ничего не могли подвести к осажденному Азову – мешал русский флот. И когда кончились боеприпасы и продовольствие, туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Вскоре, после взятия Азова Боярская Дума по предложению Петра принимает постановление: «Морским судам быть». Этот день считается днём рождения Военно-морского Флота (20 октября 1696).

- «Англичане да Голландцы не могли перенести, что у нас свои корабли завелись. Боялись, чтоб в их морской торговле никакой помехи не вышло. И они стали заступаться за турок, помогать им». И тогда Пётр решил, что нужно выходить на Балтику, со шведами силой помериться. Да и встать надо к Европе поближе. Будем новый город ставить на Ладоге. На Неве. Болото, кочки, леса, речки, ручьи, острова в дельте Невы.

Неважное было место да зато уж очень подходящее. И вот в мае 1703 года заложили на берегу Невы, на острове Янни – Саари, крепость в 6 бастионов. Имя её дали – Петропавловская.

Так начался Санкт-Петербург – новая столица России. И её надо было защищать от шведов.

Недалеко от устьев Невы лежал остров Котлин, заросший густым сосновым лесом. И лежал он в Финском заливе так, что только вблизи его можно было пройти к устью Невы, в других местах мешали отмели. И там началась стройка нового русского (флота) форта.

Вы знаете, что такое форт?

Это укрепление с мощным вооружением. Конечно, шведам всё это – и Петербург и новый русский форт Кроншлот, часть будущей морской крепости Кронштадт – особого удовольствия не доставило.

Уже через год начали они нападать на новую крепость. Хотя все нападения были отбиты, но без кораблей надёжно защитить Петербург было всё-таки невозможно. Снова застучали топоры, пилы завизжали. На берегах рек Сясь и Свирь, а затем Невы возникли верфи. Быстро рос молодой Балтийский флот. К концу 1705 года он насчитывал более 2 десятков кораблей, фрегатов и галер.

Да!

От каждого экипажа корабля нам потребуется 2 человека. Одному мы завяжем глаза, он будет кораблём. Второй будет направлять его командами: шаг вперёд, назад, вправо, влево. А стулья будут рифами. Задача пройти и не наткнуться на рифы.

Молодцы!

Страны, враждовавшие с Россией, теперь наши добрые соседи. А корабли, воевавшие в ту пору, сегодня увидишь только на картинках. Эти корабли делали из крепкого дерева. Днище и борта смолили смолой, чтобы не гнили в воде. На палубах ставили медные пушки. К высоким сосновым мачтам крепили паруса, и корабль, как огромная птица, скользящая по волнам.

Самые большие корабли – линейные. Поменьше – фрегаты. Ещё меньше – корветы, бриги, клиперы, шхуны.

На море и в океане не всегда бывает ветер. Там бывает и совсем тихо. О такой погоде моряки говорят «стоит штиль». Стоит штиль, и корабли стоят. Это теперь на кораблях машины, а тогда машин не было. Чтобы двинуться дальше, приходилось ждать ветра.

Однако, были корабли, которые ходили в тихую погоду. Это галеры и малые галеры. На галерах и малых галерах имелись кроме парусов вёсла.

У линейного корабля сотни пушек, у галеры их несколько. Линейный корабль высоко поднимается над водой и глубоко погружён в воду. В его трюме и порох, и чугунные ядра, и пресная вода в бочках, и мука для хлеба в мешках, запасные якоря, канаты – всего припасено на долгие месяцы плавания вдали от земли.

А у галеры борта невысокие, в воде она сидит неглубоко. Моряки галеры не берут с собой много запасов, потому что плавают вблизи у берегов.

Во много раз галера меньше фрегата и линейного корабля. Во много раз слабее. Но маленькие кораблики могут такое, чего не могут большие. Первое, о чём вы уже знаете, - галера может ходить в штиль, когда большой корабль не подвижен. Второе достоинство – она может плавать в шхерах. Представьте себе лес, затопленный водой. Из воды, насколько видит глаз, торчат остроконечные верхушки елей. Чтобы плыть среди такого затопленного леса, надо всё время лавировать, поворачивать, иначе можно наткнуться на верхушку дерева. В море бывают похожие места. Только из воды там торчат не вершины деревьев, а твёрдые скалы, камни, каменистые острова. Их великое множество. Это и есть шхеры. Большой корабль или застрянет в шхерах, или пропорет днище, налетев на скрытые в воде каменные глыбы.

Мы расхваливаем галеру, а линейный корабль и фрегат будто поругали. Нет, не ругали. У большого свои обязанности в бою, у маленького свои. А уж адмиралы должны подумать, кому какое дело поручить. Адмиралы самые главные на флоте. Они командуют кораблями в морских сражениях. И мы с вами отправляемся на остров «Адмиралы».

Ребята, справа по борту опасность, кажется, наши корабли хотят захватить пираты.

Пираты: Ага! Попались! От нас не уйдёте! (пробегает по классу и выбегает за дверь).

Ребята, пираты нас окружили. Капитаны экипажей собирайте команды. Сейчас мы вам дадим карты. Вы должны будете найти путь, по которому мы сможем уплыть от пиратов.

Командам выдаются карты – лабиринты.

Молодцы! Занимайте свои места, полный ход! Мы отправляемся дальше.

У нас великая морская держава. По всем морям и океанам ходят наши торговые суда и военные корабли. Нелёгкое дело – морская служба.

Моряки нашего времени берут пример с моряков Великой Отечественной войны, с моряков великой социалистической революции и первых российских мореходов. Российский флот – совершал кругосветные плавания, открывал неведомые земли и воевал, защищая страну от врагов. В морских сражениях было одержано много славных побед. Никогда не забудутся имена мужественных генералов, отважных матросов прежнего времени.

Об одном из них я вам сейчас расскажу. Об адмирале Нахимове. Адмиралами моряки становятся не сразу, как не появляется сразу большое дерево. Путь к высокому адмиральскому званию Павел Степанович Нахимов начал очень рано, одиннадцатилетним мальчиком. Увезенный из смоленского села в Петербург, в Морской кадетский корпус, мальчик подолгу не видел своих родных и своего дома. На игры и развлечения времени у него не было. Занятия длились ровно полусуток: 4 часа утром, 4 днём и 4 вечером. Будущие моряки изучали 20 наук. Павел Нахимов учился прилежно, ведь чтобы командовать кораблём, нужны знания. Первый офицерский чин мичмана – Нахимов добыл старательным учением. А новые чины добывались труднее. Лейтенантом Нахимов стал во время плавания на фрегате «Крейсер».

То было кругосветное плавание по многим морям и трём океанам: Атлантическому, Индийскому и Тихому. Плавание длилось 3 года с 1822 по 1825 год.

Множество испытаний выпало тогда на долю мореплавателей: страшные бури, ураганные ветры, ливни, снегопады, холод и голод.

Корабль мог разбиться об скалы, мог потонуть. Они побывали в Африке, Австралии, Северной Америке и с честью вернулись в родной порт Кронштадт на Балтийском море.

Ещё труднее добывал Павел Степанович, следующий военно-морской чин – капитан – лейтенанта. Он заслужил его в сражении с турецко-египетским флотом. За умение и знания, за храбрость в боях и плаваниях. Нахимова назначили командиром фрегата «Палада». Потом Нахимов строил линейный корабль и плавал на нём. После командовал отрядом кораблей, а потом целой эскадрой. Менялись и чины моряка. От капитан-лейтенанта до капитана II ранга, затем капитана I ранга, потом контр-адмиралу и наконец, адмиралу. До самого высокого военно-морского чина – адмирала – Нахимову оставался один шаг.

На Чёрном морем было неспокойно. Надвигалась новая волна Турции с Россией. Турция была гораздо слабее России. И султан не отважился на новую волну. Но султану советовали воевать Англия и Франция. Долгое время эти страны были хозяевами на морях. А теперь приходилось считаться с Россией, с её флотом. И эти страны решили сообща нанести России удар, который надолго ослабил бы её. Начать войну надо было Турции.

Русский царь Николай I, правивший в ту пору, охотно решился на войну с султаном. Он и представить не мог, какая опасность собирается над Россией. Утром 5 ноября 1853 года при штиле на эскадре Нахимова услышали далёкую орудийную стрельбу. Все встревожились. А через несколько дней наконец-то обнаружили турецкую эскадру. Чтобы турецкая эскадра не ушла из Синодской бухты, Нахимов загородил выход из неё тремя линейными кораблями. Утром 18 ноября русские корабли пошли в бухту под градом турецких ядер. Русские в полдень встали против турецких кораблей и сами начали быструю стрельбу из орудий. Горели корабли неприятеля. Не прошло и 3 часов, а турецкая эскадра (15 кораблей из 16) была уничтожена. Русские корабли все были целы. Но все они были повреждены. Севастополь торжественно встретил победителей. Все ликовали. Известие о морской победе разнеслось по России. Так победами на море и на суше закончился первый год войны. Самым славным героем этих побед все называли вице-адмирала Нахимова.

Англия и Франция увидели, какие грозные поражения потерпела Турция и сами вступили в войну с Россией. Началась героическая оборона Севастополя. Она продолжалась 340 дней и вошла в историю, как небывалый до того подвиг солдат и матросов, их командиров. На 3 году Крымской войны Нахимов получил чин адмирала, но матросы и простые солдаты задолго до царского указа считали его главным командиром Севастополя. Его распоряжения. Даже самые суровые и опасные, исполнялись беспрекословно. Матросы и солдаты видели, что Нахимову родина дороже собственной жизни. Вот видите, как непросто стать генералом. Итак, мы отправляемся дальше. На нашем пути опять рифы. Ребята, наши корабли не смогли уйти от опасности. У нас много повреждений. И мы не можем отправиться дальше, пока не устраним их. Справимся?

Да!

Мозаика «Собери корабль».

Молодцы!

И с этой опасностью мы легко справились. Остался последний остров на нашем маршруте по океану «Незнания». Это остров «Морской флот в наши дни». Нынче наши корабли способны нести боевую службу в самых отдаленных районах Мирового океана. Кроме кораблей различного назначения наш флот имеет скоростную ракетную авиацию и морскую пехоту.

Современный боевой корабль – сочетание технических и энергетических устройств, радиоэлектронных систем, ракетно-артиллерийских комплексов. Гордостью российского кораблестроения являются атомные ракетные подводные лодки и крейсера. Не случайно в стране отмечается праздник «День ВМФ», потому что это наши защитники, герои, сильные и мужественные люди, отдающие свою жизнь Отечеству.

История российского Военно-морского флота.

Познавательная беседа в подготовительной группе

Цели и задачи . Познакомить с историей отечественного Военно-Морского Флота. Воспитывать чувство гордости за родной край, пробудить интерес к его истории. Расширять знания и представления о военных профессиях; формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы; воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Материалы: карта России, фотографии города, царя Петра1, парусные корабли, современные корабли.

Военная одежда: бескозырка, гюйс, тельняшка

Словарная работа: долг, присяга, устав, судостроительная верфь, капитан, боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Ход беседы.

У каждого человека есть Родина! Наша Родина –это Россия. Родину надо любить, беречь и защищать. Посмотрите на карту. Границы нашей страны проходят через леса, поля, горы, моря и океаны. И защищают их войска сухопутные и морские.

Наша Родина - великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными захватчиками, героическими подвигами во имя изучения Мирового океана.

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.

Но были времена когда Россия не имела флота. И враги притесняли нашу страну то с севера, то с юга. Жизненную необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр I.В конце XVII века небольшой городок в центре Руси был разбужен стуком топоров, невиданным ранее многолюдством. Здесь, на берегу Воронеж-реки, волею Петра 1 было положено начало отечественному флоту.

Именно наш город Воронеж избрал Петр центральным местом постройки Азовского флота, окрестности которого были богаты хорошим судостроительным лесом, а построенные здесь суда могли быть спущены на Дон.

К началу мая 1696 г. новопостроенный морской флот состоял из 2 кораблей, 23 галер, 4 брандеров и из вспомогательной транспортной флотилии в составе стругов, лодок и плотов. Первый корабль Азовского флота назывался «Апостол Петр». Он был спущен на воду в Воронеже 26 апреля 1696 г. Длина его была 34,5 метра, ширина–7,6 метр». На корабле было установлено 36 пушек.

фрегат, парусник «Апостол Петр».

На воронежской судостроительной верфи в течение трех месяцев были собраны и оснащены 26 судов.

Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 г. взять турецкую крепость Азов. Россия тем самым получила выход к Азовскому и Черному морям

.


20 (30) октября 1696 г. царь Петр 1 "указал", а Дума "приговорила": "Морским судам быть" - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.

Созданный усилиями всего народа русский боевой флот в многочисленных сражениях полностью оправдал свое назначение. Россия вышла к морю и стала великой морской державой.

Эту центральную площадь Воронежа знает каждый житель города(фото).Адмиралтейская площадь, на которой располагались петровские верфи, была торжественно открыта 7 сентября 1996 года, когда весь город праздновал 300-летие российского военного флота.

Площадь оформлена по проекту архитектора А. И. Ан и расположена на Петровской набережной. Главным ориентиром площади является Успенская Адмиралтейская церковь, построенная в XVII веке. Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую и стала местом торжественных церемоний при спуске на воду парусников. Богослужения в ней совершал и первый епископ воронежский Митрофан, часто бывал сам Петр, который по легенде даже пел на клиросе. В центре площади установлена ростральная колонна. Эта стела - память о начале строительства флота.

Сегодня Адмиралтейская площадь - место массовых праздничных гуляний воронежцев и гостей города.

И этот памятник хорошо вам известен. Памятник Петру 1 в Петровском сквере от благодарных потомков.

Отгадайте загадку

Чьи на море корабли?

Из какой они страны?

Чтобы это знать могли

Капитаны, боцманы,

Эти разные квадраты

Прицепляют на канаты

И на мачтах поднимают.

Семь ветров их раздувают.

История Андреевского флага

Военно-морской (Андреевский) флаг

Андреевский флаг - главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.

Символика Андреевского флага имеет глубокие древние корни. Апостол Андрей - родной брат апостола Петра, покровителя Петра I. Оба брата рыбачили на Галилейском озере, то есть имели отношение к морскому промыслу. Андрей был первым призван Христом в ученики и поэтому прозван Первозваным. Апостол Андрей обошел земли, заселенные славянами. Он был в Киеве, где поставил крест, а затем дошел до Новгорода и вблизи него, на берегу Волхова, тоже водрузил крест (ныне - это село Грузино, где построен Андреевский храм). Апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник-проповедник христианства. Его жизнь была увенчана мученической смертью - распятием на косом кресте

Апостол Андрей всегда очень почитался в России. В честь этого почитаемого святого, погибшего мученической смертью за веру, Петр Первый и дал Андреевский флаг своему любимому детищу - российскому флоту. «Флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". И до сих пор российские военные корабли ходят под Андреевским флагом.

Матроса мы с вами заметим из далека и не с кем не перепутаем, благодаря морской форме.

Формой называют одинаковую по цвету и покрою одежду. Но не всегда привычная и любимая всеми нами морская форма имела современный практичный и щеголеватый вид.

С созданием в России Петром Великим регулярного флота (1696 г) для нижних чинов и матросов был введен костюм, состоящий из элементов голландской морской одежды - широкополой шляпы, коротких штанов зеленого цвета, чулок, кожаных туфель и грубошерстной куртки серого или зеленого цвета.10 февраля 1706 года эта форма была утверждена официально. Матросам вменялось беречь свою форму - в противном случае виновника ждало суровое наказание. Согласно Морскому уставу от 1720 года: "…если кто свой мундир проиграет…оный имеет первый и другой раз быть жестоко наказан, а в третий - расстрелян или на галеру сослан…". Впоследствии форма моряков - цвет, покрой, сроки ношения - постоянно менялись.

Современная морская форма для рядового и офицерского состава окончательно утвердилась в 1951 году.

Украшением матросской фланелевой рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как волна с белой пеной - без него и форма не форма. Есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года - как "…повседневный, будничный головной убор". А вот ленточки на них появились позже - в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки.

Со временем шляпы превратились в бескозырки, а шарфы - в ленточки. В ноябре 1872 года приказом генерал - адмирала (начальника всего флота и Морского ведомства) был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина - 140 сантиметров.

Тельняшка – трикотажная нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально тельняшки изготавливали из сурового полотна. Во второй половине XIX века на этой рубахе появились бело-голубые полосы. Это было оправдано практической необходимостью: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, были лучше видны с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, если матрос падал за борт, его, в рубахе с полосками, было легче отыскать на поверхности моря. Тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична: она хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы "для нижних чинов". Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды "остался на плаву". Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства. Сочетание полос на «тельнике» символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно - "морская душа"!

Отгадайте загадку

Он водил вокруг Земли

И суда, и корабли,

Повидал он много стран,

Мой знакомый...

Ответ: Капитан

Правильно. Командир корабля – капитан, он отвечает не только за корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле. На кораблях капитану подчиняются все. На кораблях есть много и других должностей и профессий: боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Штурман - это тот специалист, без которого не может обойтись ни один корабль.Говорят так: выйти в море может любой моряк, а вот привести корабль обратно в порт - только штурман. Недаром необходимость таких специалистов была признана еще в петровские времена. 310 лет назад по указу Петра I в России была создана школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа). С тех пор 25 января считается официальной датой основания Штурманской службы Российского флота. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.Ведь именно штурман должен определить и установить меры безопасности, чтобы ничто не помешало кораблю в море выполнить все поставленные задачи.

Сегодня мы с вами познакомились с историей российского Военно-морского флота. Узнали про двух главных людей на корабле: капитане и штурмане. Но и каждый член экипажа играет важную роль на корабле как в песне поется « Экипаж - одна семья», автор текста (слов): ПогорельскийЮ.; композитор(музыка) : Плешак В.

Нам нужны для службы якоря и грозы,
Нужен нам устав, что помнят все матросы.
Нужен флаг, что реет над волною синей,
А всего нужнее Родина- Россия.

И тогда вода нам как земля.
И тогда нам экипаж семья.
И тогда любой из нас не против-
Хоть всю жизнь служить в военном флоте.


По свидетельству древних восточных писателей, русские купеческие суда совершали рейсы к берегам Италии, Испании и Северной Африки. Эти походы убедительно говорят о высокой морской выучке наших предков, их отваге и выносливости, хороших мореходных качествах строимых ими кораблей ладей. Истоки отечественного Военно-Морского Флота уходят в глубокую древность. Наши предки – восточные славяне – которым приходилось неоднократно защищать свою независимость и в этих целях совершать длительные морские походы. На своих легких, но прочных и достаточно мореходных ладьях они достигали не только столицы Византии Константинополя, но и предпринимали смелые плавания далеко за пределы Черного моря, появляясь в Средиземном море у острова Крит.


Первый русский боевой корабль «Орел» был создан в 1669 году при царе Алексее Михайловиче. Его построили по проекту голландского судостроителя Корнелиуса Ванбуковена. Его длина составляла 24,5 м, ширина 6,5 м, а осадка 1,5 м. Корабль был вооружен 22 пушками. Экипаж насчитывал 22 матроса и 35 стрельцов. Но первенец российского флота был захвачен войском вождя народного восстания казачьего атамана Степана Разина. Восставшие загнали трофей в протоку Кутум, где он простоял в течение многих лет и обветшал. Однако, в последующую эпоху Россия потеряла выход к морям, и о славных морских походах остались лишь воспоминания…


Но подлинным создателем военно-морского флота России стал Пётр I. Ещё молодым он начал интересоваться кораблями и совершать учебные плавания по озеру. Он понял, что успешное ведение войны зависит от хорошо организованных совместных действий армии и флота. В итоге за неслыханно короткий срок (с ноября 1695 по май 1696 г.) были построены 36- пушечные корабли «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 4 брандера, 23 галеры, морских лодок, плотов и стругов. Русская армия при поддержке боевых кораблей взяла турецкую крепость Азов. Была одержана первая крупная победа в войне за выход к морю. Ботик Петра Первого, «дедушка русского флота» «Апостол Пётр» - первый большой боевой корабль российского флота


«Морским судам быть...» - такова была воля молодого русского царя. Одним из самых мощных кораблестроительных предприятий той далекой эпохи стало Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, построенное по инициативе и чертежам Петра I. Адмиралтейская верфь в Петербурге Корабли Петра Первого


Молодой русский флот стал одерживать первые победы на Балтике в войне со Швецией. В 1703 году солдаты и матросы под командованием Петра захватили в плен два больших шведских судна. «Неприятели пардон зело поздно прокричали», - писал царь. Все участники боя получили медаль с надписью «Небывалое бывает», а Пётр – орден Андрея Первозванного


«Врагов не считают их бьют» «Флага перед неприятелем не спускают ни при каких обстоятельствах» «Флага перед неприятелем не спускают ни при каких обстоятельствах» «Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить» «Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить» июля 1714 года русский флот одержал свою первую крупную победу над шведами у мыса Гангут. При помощи военной хитрости Пётр сумел разделить шведскую эскадру и разбить её по частям. Были захвачены 10 кораблей противника, остальные были уничтожены


В бою у острова Гренгам 9 августа 1720 года русская эскадра успела занять выгодную позицию, расположив свои суда полукругом. Шведская эскадра, увлекшись преследованием русских галер, вошла в мелководный пролив, где два фрегата сели на мель. В последовавшем затем ожесточенном абордажном бою все шведские суда были захвачены, только одному удалось уйти. А союзники шведов – англичане – видели это, но так и не решились вступить в бой… Через год война завершится нашей победой, Пётр провозгласит себя императором, а Россию признают морской державой. Но в 1725 году Пётр умер, а его преемникам флот оказался не нужен. По-настоящему он был возрождён лишь через полвека при Екатерине II, которая сумела присоединить к России побережье Чёрного моря




Подлинным новатором военно-морского искусства стал Фёдор Фёдорович Ушаков. Он впервые применил новую тактику корабельного боя – сосредоточить огонь на флагманском корабле противника. В 1799 г. впервые в истории Ушаков захватил крепость (Корфу) только силами флота, без поддержки сухопутной армии. Ф.Ф. Ушаков Штурм крепости Корфу


Во время Крымской войны турецкая эскадра готовилась высадить десант на русском побережье. Русский флот под командованием Павла Степановича Нахимова заблокировала турок с моря в Синопской бухте. 1 декабря 1853 года состоялось Синопское сражение. В этом бою турки потеряли 15 кораблей, все наши суда остались в строю. Синопское сражение стало последним в истории крупным сражением эпохи парусного флота. На смену парусам пришел паровой двигатель. П.С. Нахимов Синопское сражение
В январе 1904 года японская эскадра из 15 кораблей внезапно атаковала русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». На требование японцев о сдаче капитан С.Ф. Руднев ответил отказом и принял неравный бой. Моряки уничтожили несколько вражеских судов, но, когда стало ясно, что вырваться из окружения невозможно, капитан принял решение затопить «Варяга» и взорвать «Корейца». К сожалению, в войне с Японией Российский флот потерпел самое тяжёлое поражение в своей истории в Цусимском проливе…

Конспект урока для начальных классов «История русского флота»

Юлия Геннадьевна

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное морское путешествие по «океану незнания». Нам предстоит преодолеть много трудностей, но мы надеемся, что вместе мы сможем справиться.

А теперь устраивайтесь поудобнее. Итак, в нашем путешествии участвуют экипажи кораблей (по колонкам).

I – фрегат

II – галера

III – линейный корабль

В ходе путешествия, мы узнаем, что это за корабли. Мы отправляемся бороздить просторы океана незнания (на доске висит карта, путь кораблей отмечен пунктиром, моделькой корабля мы движемся по пунктиру к первому острову).

А вот и первая наша остановка, мы причаливаем к острову «история».

Первый азовский поход 1695 года кончился бесславно. Пётр тяжело переживал неудачу, ходил мрачный, не с кем не разговаривал, но об отступлении не думал. «Без военного флота приморскую крепость не взять», - резко сказал он, когда генералы собрались на военный совет. «Ишь понаставили у нашей земли» - думал Пётр, - «А у меня что? Шутейные кораблики при потёмном дворце.… Нет, господа иноземцы, будет у нас флот настоящим!»

Со всей России начали сгонять в Воронеж тысячи «работных людей». Надо было строить верфи, заготавливать и перевозить лес, крутить канаты и лить пушки.

Выстроили верфи, амбары, бараки. К весне всё было готово.

В мае на новой 34 вёсельной галере «Принципиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска пополненные и отдохнувшие снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи. На сей раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно, но ведь турецкие корабли ничего не могли подвести к осажденному Азову – мешал русский флот. И когда кончились боеприпасы и продовольствие, туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Вскоре, после взятия Азова Боярская Дума по предложению Петра принимает постановление: «Морским судам быть». Этот день считается днём рождения Военно-морского Флота (20 октября 1696).

- «Англичане да Голландцы не могли перенести, что у нас свои корабли завелись. Боялись, чтоб в их морской торговле никакой помехи не вышло. И они стали заступаться за турок, помогать им». И тогда Пётр решил, что нужно выходить на Балтику, со шведами силой помериться. Да и встать надо к Европе поближе. Будем новый город ставить на Ладоге. На Неве. Болото, кочки, леса, речки, ручьи, острова в дельте Невы.

Неважное было место да зато уж очень подходящее. И вот в мае 1703 года заложили на берегу Невы, на острове Янни – Саари, крепость в 6 бастионов. Имя её дали – Петропавловская.

Так начался Санкт-Петербург – новая столица России. И её надо было защищать от шведов.

Недалеко от устьев Невы лежал остров Котлин, заросший густым сосновым лесом. И лежал он в Финском заливе так, что только вблизи его можно было пройти к устью Невы, в других местах мешали отмели. И там началась стройка нового русского (флота) форта.

Вы знаете, что такое форт?

Это укрепление с мощным вооружением. Конечно, шведам всё это – и Петербург и новый русский форт Кроншлот, часть будущей морской крепости Кронштадт – особого удовольствия не доставило.

Уже через год начали они нападать на новую крепость. Хотя все нападения были отбиты, но без кораблей надёжно защитить Петербург было всё-таки невозможно. Снова застучали топоры, пилы завизжали. На берегах рек Сясь и Свирь, а затем Невы возникли верфи. Быстро рос молодой Балтийский флот. К концу 1705 года он насчитывал более 2 десятков кораблей, фрегатов и галер.

Да!

От каждого экипажа корабля нам потребуется 2 человека. Одному мы завяжем глаза, он будет кораблём. Второй будет направлять его командами: шаг вперёд, назад, вправо, влево. А стулья будут рифами. Задача пройти и не наткнуться на рифы.

Молодцы!

Страны, враждовавшие с Россией, теперь наши добрые соседи. А корабли, воевавшие в ту пору, сегодня увидишь только на картинках. Эти корабли делали из крепкого дерева. Днище и борта смолили смолой, чтобы не гнили в воде. На палубах ставили медные пушки. К высоким сосновым мачтам крепили паруса, и корабль, как огромная птица, скользящая по волнам.

Самые большие корабли – линейные. Поменьше – фрегаты. Ещё меньше – корветы, бриги, клиперы, шхуны.

На море и в океане не всегда бывает ветер. Там бывает и совсем тихо. О такой погоде моряки говорят «стоит штиль». Стоит штиль, и корабли стоят. Это теперь на кораблях машины, а тогда машин не было. Чтобы двинуться дальше, приходилось ждать ветра.

Однако, были корабли, которые ходили в тихую погоду. Это галеры и малые галеры. На галерах и малых галерах имелись кроме парусов вёсла.

У линейного корабля сотни пушек, у галеры их несколько. Линейный корабль высоко поднимается над водой и глубоко погружён в воду. В его трюме и порох, и чугунные ядра, и пресная вода в бочках, и мука для хлеба в мешках, запасные якоря, канаты – всего припасено на долгие месяцы плавания вдали от земли.

А у галеры борта невысокие, в воде она сидит неглубоко. Моряки галеры не берут с собой много запасов, потому что плавают вблизи у берегов.

Во много раз галера меньше фрегата и линейного корабля. Во много раз слабее. Но маленькие кораблики могут такое, чего не могут большие. Первое, о чём вы уже знаете, - галера может ходить в штиль, когда большой корабль не подвижен. Второе достоинство – она может плавать в шхерах. Представьте себе лес, затопленный водой. Из воды, насколько видит глаз, торчат остроконечные верхушки елей. Чтобы плыть среди такого затопленного леса, надо всё время лавировать, поворачивать, иначе можно наткнуться на верхушку дерева. В море бывают похожие места. Только из воды там торчат не вершины деревьев, а твёрдые скалы, камни, каменистые острова. Их великое множество. Это и есть шхеры. Большой корабль или застрянет в шхерах, или пропорет днище, налетев на скрытые в воде каменные глыбы.

Мы расхваливаем галеру, а линейный корабль и фрегат будто поругали. Нет, не ругали. У большого свои обязанности в бою, у маленького свои. А уж адмиралы должны подумать, кому какое дело поручить. Адмиралы самые главные на флоте. Они командуют кораблями в морских сражениях. И мы с вами отправляемся на остров «Адмиралы».

Ребята, справа по борту опасность, кажется, наши корабли хотят захватить пираты.

Пираты: Ага! Попались! От нас не уйдёте! (пробегает по классу и выбегает за дверь).

Ребята, пираты нас окружили. Капитаны экипажей собирайте команды. Сейчас мы вам дадим карты. Вы должны будете найти путь, по которому мы сможем уплыть от пиратов.

Командам выдаются карты – лабиринты.

Молодцы! Занимайте свои места, полный ход! Мы отправляемся дальше.

У нас великая морская держава. По всем морям и океанам ходят наши торговые суда и военные корабли. Нелёгкое дело – морская служба.

Моряки нашего времени берут пример с моряков Великой Отечественной войны, с моряков великой социалистической революции и первых российских мореходов. Российский флот – совершал кругосветные плавания, открывал неведомые земли и воевал, защищая страну от врагов. В морских сражениях было одержано много славных побед. Никогда не забудутся имена мужественных генералов, отважных матросов прежнего времени.

Об одном из них я вам сейчас расскажу. Об адмирале Нахимове. Адмиралами моряки становятся не сразу, как не появляется сразу большое дерево. Путь к высокому адмиральскому званию Павел Степанович Нахимов начал очень рано, одиннадцатилетним мальчиком. Увезенный из смоленского села в Петербург, в Морской кадетский корпус, мальчик подолгу не видел своих родных и своего дома. На игры и развлечения времени у него не было. Занятия длились ровно полусуток: 4 часа утром, 4 днём и 4 вечером. Будущие моряки изучали 20 наук. Павел Нахимов учился прилежно, ведь чтобы командовать кораблём, нужны знания. Первый офицерский чин мичмана – Нахимов добыл старательным учением. А новые чины добывались труднее. Лейтенантом Нахимов стал во время плавания на фрегате «Крейсер».

То было кругосветное плавание по многим морям и трём океанам: Атлантическому, Индийскому и Тихому. Плавание длилось 3 года с 1822 по 1825 год.

Множество испытаний выпало тогда на долю мореплавателей: страшные бури, ураганные ветры, ливни, снегопады, холод и голод.

Корабль мог разбиться об скалы, мог потонуть. Они побывали в Африке, Австралии, Северной Америке и с честью вернулись в родной порт Кронштадт на Балтийском море.

Ещё труднее добывал Павел Степанович, следующий военно-морской чин – капитан – лейтенанта. Он заслужил его в сражении с турецко-египетским флотом. За умение и знания, за храбрость в боях и плаваниях. Нахимова назначили командиром фрегата «Палада». Потом Нахимов строил линейный корабль и плавал на нём. После командовал отрядом кораблей, а потом целой эскадрой. Менялись и чины моряка. От капитан-лейтенанта до капитана II ранга, затем капитана I ранга, потом контр-адмиралу и наконец, адмиралу. До самого высокого военно-морского чина – адмирала – Нахимову оставался один шаг.

На Чёрном морем было неспокойно. Надвигалась новая волна Турции с Россией. Турция была гораздо слабее России. И султан не отважился на новую волну. Но султану советовали воевать Англия и Франция. Долгое время эти страны были хозяевами на морях. А теперь приходилось считаться с Россией, с её флотом. И эти страны решили сообща нанести России удар, который надолго ослабил бы её. Начать войну надо было Турции.

Русский царь Николай I , правивший в ту пору, охотно решился на войну с султаном. Он и представить не мог, какая опасность собирается над Россией. Утром 5 ноября 1853 года при штиле на эскадре Нахимова услышали далёкую орудийную стрельбу. Все встревожились. А через несколько дней наконец-то обнаружили турецкую эскадру. Чтобы турецкая эскадра не ушла из Синодской бухты, Нахимов загородил выход из неё тремя линейными кораблями. Утром 18 ноября русские корабли пошли в бухту под градом турецких ядер. Русские в полдень встали против турецких кораблей и сами начали быструю стрельбу из орудий. Горели корабли неприятеля. Не прошло и 3 часов, а турецкая эскадра (15 кораблей из 16) была уничтожена. Русские корабли все были целы. Но все они были повреждены. Севастополь торжественно встретил победителей. Все ликовали. Известие о морской победе разнеслось по России. Так победами на море и на суше закончился первый год войны. Самым славным героем этих побед все называли вице-адмирала Нахимова.

Англия и Франция увидели, какие грозные поражения потерпела Турция и сами вступили в войну с Россией. Началась героическая оборона Севастополя. Она продолжалась 340 дней и вошла в историю, как небывалый до того подвиг солдат и матросов, их командиров. На 3 году Крымской войны Нахимов получил чин адмирала, но матросы и простые солдаты задолго до царского указа считали его главным командиром Севастополя. Его распоряжения. Даже самые суровые и опасные, исполнялись беспрекословно. Матросы и солдаты видели, что Нахимову родина дороже собственной жизни. Вот видите, как непросто стать генералом. Итак, мы отправляемся дальше. На нашем пути опять рифы. Ребята, наши корабли не смогли уйти от опасности. У нас много повреждений. И мы не можем отправиться дальше, пока не устраним их. Справимся?

Да!

Мозаика «Собери корабль».

Молодцы!

И с этой опасностью мы легко справились. Остался последний остров на нашем маршруте по океану «Незнания». Это остров «Морской флот в наши дни». Нынче наши корабли способны нести боевую службу в самых отдаленных районах Мирового океана. Кроме кораблей различного назначения наш флот имеет скоростную ракетную авиацию и морскую пехоту.

Современный боевой корабль – сочетание технических и энергетических устройств, радиоэлектронных систем, ракетно-артиллерийских комплексов. Гордостью российского кораблестроения являются атомные ракетные подводные лодки и крейсера. Не случайно в стране отмечается праздник «День ВМФ», потому что это наши защитники, герои, сильные и мужественные люди, отдающие свою жизнь Отечеству.

На этом мы заканчиваем наше путешествие. Вы все молодцы! Я рада, что вам понравилось наше путешествие!

Игра «Вопрос-ответ».

Дополнительный материал к уроку.

Пётр I

Фрегат

Галера

Линейный корабль

П.С. Нахимов

Севастополь