История жизни катерины ивановны. Катерина с детьми на улице преступление и наказание. Судьба Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание»: история жизни, биография героини

МИР ГЕРОЕВ ДОСТОЕВСКОГО

(«Преступление и наказание»)

Алена Ивановна - коллежская регистраторша, процентщица, «...крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом... Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж - символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней, как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона.

Амалия Ивановна (Амалия Людвиговна, Амалия Федоровна) - квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятникова и Лужина. Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой, которая в минуты злости называет ее Амалией Людвиговной, что вызывает у той резкое раздражение. Приглашенная на поминки Мармеладова, она примиряется с Катериной Ивановной, но после спровоцированного Лужиным скандала велит ей съезжать с квартиры.

Заметов Александр Григорьевич - письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разумихина. «Лет двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лед, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых отчищенных щетками пальцах и золотыми цепями на жилете». Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова, хотя и делает вид, что тот его просто интересует. Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи, а потом вдруг огорошивает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Сталкивая этих двух персонажей, Достоевский сопоставляет два разных модуса существования - напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание вроде заметовского.

Зосимов - доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет. «...Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце». Самоуверен, знает себе цену. «Манера его была медленная, как будто вялая и в то же время измученно-развязная». Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова, позже сам интересуется его состоянием. Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.

Илья Петрович (Порох) - «поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально торчащими в обе стороны рыжеватыми усами и с чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахальства, не выражавшими». С вызванным в полицию по поводу неуплаты по векселю Раскольниковым груб и агрессивен, вызывая в том протест и провоцируя скандал. Во время своей явки с повинной Раскольников застает его в более доброжелательном настроении и потому не решается сразу признаться, выходит и только со второго раза делает признание, чем повергает И. П. в оторопь.

Катерина Ивановна - супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорбленных». Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке» губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома. После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов, «...дама горячая, гордая и непреклонная». Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит. Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова на последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она - вполне уважаемые люди. Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной. Отчаяние лишает ее рассудка, она берет детей и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и плясать, и вскоре умирает.

Лебезятников Андрей Семенович - министерский чиновник. «...Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, - что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно». Автор говорит о нем, что он «...был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. и излагает его взгляды. Л. неумен, но добр по характеру и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржирован.

Лизавета - младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «...Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет," бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. - что она хоть и некрасива, но многим нравится - «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная» и потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Л. неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.

Лужин Петр Петрович - тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. ценит деньги. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано... Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел... тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Л. делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая много несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Л. надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова - с целью «на всякий случай забежать вперед» и «заискать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны. Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже. Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться.

Мармеладов Семен Захарович - титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл, и ум, - но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штатов» и с того момента стал пить.

Раскольников встречается с М. в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах - что пьет и пропил вещи жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство. «Жалеть! зачем меня жалеть! - вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов...» Дважды Раскольников сопровождает его домой: в первый раз пьяного, во второй раз - раздавленного лошадьми. Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского - нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.

Мармеладова Сонечка - дочь Мармеладова, проститутка. Принадлежит к категории «кротких» . «...Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Впервые читатель узнает о ней из исповеди Мармеладова Раскольникову, в которой он рассказывает, как С. в критический для семьи момент в первый раз пошла на панель, а вернувшись, отдала деньги мачехе Катерине Ивановне и легла лицом к стене, «только плечики да тело все вздрагивают». Катерина же Ивановна весь вечер у нее в ногах на коленях простояла, «а потом так обе и заснули вместе, обнявшись». Впервые появляется в эпизоде со сбитым лошадьми Мармеладовым, который перед самой смертью просит у нее прощения. Раскольников приходит к ней, чтобы признаться в убийстве и таким образом переложить на нее часть своей муки, за что ненавидит С.

Героиня - тоже преступница. Но если Раскольников преступил через других для себя, то С. преступила через себя для других. У нее он находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу и вместе с ним нести крест. Она по просьбе Раскольникова читает ему Евангелие, принесенное С. Лизаветой, главу про воскресение Лазаря. Это одна из самых величественных сцен в романе: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».

С. подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к С. они относятся с любовью и уважением. Сам же он холоден и отчужден с ней, пока к нему самому не приходит наконец озарение, и тогда он вдруг понимает, что ближе ее нет у него на земле человека.

Через любовь к С. и через ее любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного «нена-сытимого» страдания.

Марфа Петровна - помещица, супруга Свидригайлова. О ней читатель узнает из письма матери Раскольникову и из рассказа Свидригайлова, которого она спасла из долговой тюрьмы, заплатив за него крупную сумму. Когда Свидригайлов начал ухаживать за Дуней Раскольниковой, служившей у нее гувернанткой, она выгнала ее, но, узнав про ее невиновность, раскаялась и назначила ей в завещании три тысячи. После смерти, виновником которой (отравление), возможно, был Свидригайлов, является тому, по его признанию, как привидение. Настасья - кухарка и служанка квартирной хозяйки Раскольникова. Из деревенских баб, очень болтливая и смешливая. Прислуживает Раскольникову. В иные минуты болезни, отшельничества и «думанья» героя становится единственным связующим звеном его с миром, отвлекая от навязчивой идеи.

Никодим Фомич - квартальный надзиратель. Видный офицер, с открытым свежим лицом и превосходными густейшими белокурыми бакенами. Появляется при разгорающемся конфликте своего помощника Ильи Петровича и Раскольникова, пришедшего в полицейскую контору по вызову о неуплате, успокаивает обоих, присутствует при обмороке Раскольникова, услышавшего разговор об убийстве старухи. Вторая его встреча с Раскольниковым происходит в эпизоде со сбитым лошадьми Мармеладовым.

Николай (Миколка) - красильщик, ремонтировавший квартиру в подъезде старухи-процентщицы. «...Очень молод, одет как простолюдин, роста среднего, худощавый, с волосами, обстриженными в кружок, с тонкими, как бы сухими чертами лица». Из раскольников. Был у старца под духовным началом, в пустыню хотел бежать. Наивен и прост сердцем. Вместе с напарником Митрием подозревается в убийстве старухи. Врывается во время допроса Раскольникова Порфирием Петровичем и заявляет, что он «убивец». Берет на себя преступление, потому что хочет принять страдание.

Порфирий Петрович - пристав следственных дел, правовед. «...Лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого раза можно было от нее ожидать».

Первая встреча Раскольникова с П. П. происходит у того на квартире, куда Раскольников приходит вместе с Разумихиным якобы справиться о своих закладах. Хороший актер, следователь постоянно провоцирует Раскольникова, задавая каверзные и как будто нелепые вопросы. П. П. умышленно искажает идею раскольниковской статьи о преступлении, о публикации которой Раскольников узнает именно от него. Между П. П. и Раскольниковым происходит своего рода поединок. Умный и тонкий психолог, следователь действительно интересуется Раскольниковым. Он не имеет фактических доказательств против Раскольникова, однако жестко и целенаправленно подводит его к признанию, и только в последний момент все срывается из-за неожиданного появления красильщика Миколки, берущего на себя убийство старухи. П. П. вынужден отпустить Раскольникова, но вскоре приходит к нему и, уже не сомневаясь, говорит о его виновности. П. П. предлагает Раскольникову самому явиться с признанием, что облегчит наказание, а он со своей стороны сделает вид, что ничего не знал. Отношение П. П. к Раскольникову двойственно: с одной стороны, тот для него убийца, преступник, с другой - он испытывает к нему уважение как к личности, способной заглянуть «за край», на себе испытать идею.

Разумихин Дмитрий Прокофьевич - бывший студент, дворянин, товарищ Раскольникова по университету. Временно вышел из него из-за отсутствия средств. «Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача... Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить. Р. был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его».

Раскольникова явно тянет к нему как к человеку живой жизни, простому, цельному, энергичному и, главное, добросердечному. К нему он идет сразу после убийства, чтобы попросить найти ему уроки для заработка, а на самом деле ища живую душу, способную отозваться на его страдание, разделить его муку. Хороший и преданный товарищ, Р. ухаживает за больным Рас-кольниковым, приводит к нему доктора Зосимова. Он же знакомит Раскольникова и со своим дальним родственником, следователем Порфи-рием Петровичем. Зная о подозрениях против Раскольникова, всячески пытается выгородить его, простодушно объясняя все его поступки болезнью. Берет он под свою опеку и приехавших в Петербург мать и сестру Раскольникова, влюбляется в Дуню и впоследствии женится на ней.

Раскольников Родион Романович - главный герой. Соотносим с пушкинским Германном («Пиковая дама»), бальзаковским Растиньяком («Отец Горио»), Жюльеном Сорелем из романа Стендаля «Красное и черное». Сам Достоевский в черновых материалах к роману сопоставляет Р. с.Жаном Сбогаром, героем одноименного романа французского писателя Ш. Нодье (1818). «...Замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Мечтатель, романтик, гордая, сильная и благородная личность, всецело поглощенная идеей. Учился в университете на юридическом факультете, который оставил из-за отсутствия средств, а также из-за захватившей его идеи. Однако он по-прежнему считает себя студентом. В университете почти не имел товарищей и всех чуждался. Занимался усиленно, не жалея себя, его уважали, но не любили из-за его гордости и высокомерия. Он - автор статьи, в которой рассматривает «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Мысль об убийстве старушонки вызывает у Р. не только нравственное, но и эстетическое отвращение («Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»). Одно из основных разрывающих героя внутренних противоречий - тяга к людям и отталкивание от них.

По первоначальному замыслу Достоевского герой поддается «некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе». Речь идет об утилитарной морали, выводящей все из принципа разумной пользы. Со временем мотивировки преступления Р. уточняются и углубляются. Они связаны с двумя главными идеями: позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? Согласно этому замыслу герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество. У него доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла. В отчаянии он решается «преступить» нравственный закон - убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра.

Р. ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действенно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Однако рядом с этой идеей существует другая- «наполеоновская», которая постепенно выходит на первый план, оттесняя первую. Р. делит все человечество на «...два разряда: на низший (обыкновенных), т. е., так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, т. е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Первый разряд, меньшинство, рожден властвовать и повелевать, второй - «жить в послушании и быть послушными». Главным для него становятся свобода и власть, которую он может употребить, как ему заблагорассудится - на добро или на зло. Он признается Соне, что убил, потому что хотел узнать: «имею ли я право власть иметь?» Он хочет понять: «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею». Это самопроверка сильной личности, пробующей свою силу. Обе идеи владеют душой героя, разрывают его сознание.

Р. - духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, «перетащить на себе все pro и contra», чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы.

В начале романа герой окружен таинственностью, постоянно упоминает о некоем «деле», на которое хочет покуситься. Он живет в комнатке, похожей на гроб. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, он вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако «безобразная мечта», которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы - место осмотреть и примериться. Он думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. В сне-воспоминании о лошади (один из самых впечатляющих эпизодов), которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

К осуществлению идеи его подталкивает безвыходность положения. Из письма матери он узнает, что его любимая сестра Дуня, чтобы спасти его и себя от нищеты и голода, собирается пожертвовать собой, выйдя замуж за дельца Лужина. Разумом принимая идею, но душой противясь ей, он поначалу отрекается от своего замысла. Он молится, как в детстве, и вроде бы освобождается от наваждения. Однако торжество его преждевременно: идея уже проникла в подсознание и постепенно снова завладевает всем его существом. Р. уже не управляет своей жизнью: идея-рок неуклонно ведет его к преступлению. Случайно на Сенной площади он слышит, что завтра в семь часов старуха-процентщица останется одна.

После убийства старухи и ее сестры Лизаветы Р. переживает глубочайшее душевное потрясение. Преступление ставит его «по ту сторону добра и зла», отделяет от человечества, окружает ледяной пустыней. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его». У него горячка, он близок к помешательству и даже хочет покончить с собой. Он пытается молиться и сам над собой смеется. Смех сменяется отчаянием. Достоевский акцентирует мотив отчуждения героя от людей: они кажутся ему гадкими и вызывают «...бесконечное, почти физическое отвращение». Даже с самыми близкими он не может говорить, чувствуя пролегшую между ними непреодолимую границу. Тем не менее он идет к бывшему университетскому знакомому Разумихину, помогает семье раздавленного лошадьми Мармеладова, отдавая последние, полученные от матери деньги.

В какую-то минуту Р. кажется, что он способен жить с этим черным пятном на совести, что с прежней жизнью покончено, что наконец восторжествует «царство рассудка и света теперь... и воли, и силы...». В нем вновь пробуждаются гордость и самоуверенность. Из последних сил он пытается бороться со следователем Порфирием Петровичем, чувствуя, что тот всерьез подозревает его. При первом же свидании с Порфирием Петровичем он, объясняя свою статью, излагает идею о «необыкновенных людях», которые имеют право сами «...разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». В разговоре со следователем Р. твердо отвечает на его вопрос, что верует в Бога и в воскресение Лазаря. Однако при свидании с Соней он злорадно возражает ей: «Да, может, и Бога-то совсем нет?» Он, как и многие герои-идеологи Достоевского, скорее мечется между верой и безверием, чем действительно верует или не верует.

Устав от «теории» и «диалектики», Р. начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить - только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет». Он, желавший быть «необыкновенным человеком», достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена: нет, он не Наполеон, с которым постоянно соотносит себя, он всего лишь «эстетическая вошь». У него вместо Тулона и Египта -

«тощенькая гаденькая регистраторша», однако ему и того достаточно, чтобы впасть в отчаяние. Р. сокрушается, что ведь должен был заранее знать про себя, про свою слабость, прежде чем идти «кровавиться». Он не.в силах один нести тяжесть преступления и признается в нем Сонечке. По ее совету он хочет всенародно покаяться - становится на колени посреди Сенной площади, но так и не может произнести «я убил». Он идет в контору и признается. На каторге Р. долго болеет, чему причиной - уязвленная гордость, но, не желая смириться, продолжает оставаться отчужденным от всех. Ему снится апокалипсический сон: некие «трихины», вселяющиеся в души людей, заставляют их считать себя главными носителями истины, в результате чего начинается всеобщая вражда и взаимное истребление. Воскрешает же его к новой жизни наконец дошедшая до его сердца любовь Сонечки и его собственная любовь к ней.

В развернувшейся полемике вокруг «Преступления и наказания» и, в частности, образа Р. можно выделить статью Д. И. Писарева «Борьба за жизнь» (1867), где критик анализирует социально-психологические причины, толкнувшие героя на преступление, и объясняет его бесчеловечностью и противоестественностью существующего строя. В статье критика Н. Страхова «Наша изящная словесность» (1867) выдвигается на первый план мысль, что Достоевский вывел в лице Р. новый образ «нигилиста», изобразив «...нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием». Страхов увидел в Р. черту «истинного русского человека» - своего рода религиозность, с которой он предается своей идее, стремление дойти «до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум».

Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) - сестра Раскольникова. Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, - единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность».

Катерина Ивановна Мармеладова

Дочь Семёна Захаровича Мармеладова от первого брака, девушка, отчаявшаяся на самопродажу. Несмотря на такой род занятий, она чувствительна, робка и застенчива; вынуждена зарабатывать таким неприглядным образом. Понимает страдания Родиона, находит в нём опору в жизни и силы сделать из него снова человека. Уезжает за ним в Сибирь, становится его пожизненной подругой.

Родион Романович Раскольников

Нищенствующий бывший студент, главный герой повествования. Считает, что имеет моральное право совершать преступления, и убийство -- только первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведёт его к вершине. Бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухи-процентщицы, после убийства которой сталкивается с жесточайшим психологическим шоком: убийство не делает человека "избранным".

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек -- это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.

"Преступление и наказание" -- это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько -- от Бога.

Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке "под самой кровлей высокого пятиэтажного дома". Главные качества изображенного в романе пространства -- теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: "... он был в раздражительном и напряженном состоянии... углубился в себя и уединился от всех..." На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.

Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой задумал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо -- подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся па чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкаю! в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает "куриную ногу". И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению.

Он случайно слышит разговор студента с офицером о "глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной". Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением: "Одна смерть и сто жизней взамен -- да ведь тут арифметика!" Эти слова врезаются в память Родиона.

Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради "бесценного Роди". Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: "Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" достоевский преступление наказание роман

Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию "права" новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из "Пиковой дамы" -- человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее, ради нее совершает страшный "эксперимент". Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбpaл для своего героя фамилию Раскольников.

Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит "взять кровь на себя". Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона -- властелин, не знающий сомнения. Его идеал -- свобода и "власть над муравейником",

Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства -- начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смогли он переступить черту, отделяющую человека от "твари дрожащей". Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние.

Сонечка Мармеладова отказывает герою в праве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: "Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства". Не старуху, а самого себя губит Родион.

Теория Раскольникова рушится стремительно. Он рассказывает об убийстве Свидригайлову, но тот только изумляется, почему Раскольников испытывает мучения. "Мы одного поля ягоды", -- говорит Свидригайлов, приводя бедного юношу в ужас. Свидригайлов полагает, что Раскольников взялся не за свое дело, что он не убийца по складу своего характера. Как философия Лужина, который способен растоптать, нравственно уничтожить человека, так и цинизм Свидригайлова глубоко возмущают Раскольникова. Он негодует: "...Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать". Но теория Родиона тоже разрешает проливать кровь. И тогда Раскольников окончательно осознает, что совершил преступление.

Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только "среда" способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению.

Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.

Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

О последних днях жизни Достоевского имеется рассказ его супруги Анны Григорьевны Сниткиной. В ночь с 25 на 26 января Достоевский, желая достать упавшую вставочку с пером, передвинул тяжелую этажерку, после чего у него пошла горлом кровь. Около 5 часов дня кровотечение повторилось. Встревоженная Анна Григорьевна послала за доктором. Когда доктор стал выстукивать грудь больного, кровотечение повторилось и настолько сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. Когда писатель пришел в себя он попросил немедленно позвать священника. Доктор уверял, что особой опасности нет, но, чтобы успокоить больного, жена исполнила его желание. Через полчаса священник Владимирской церкви был уже у них. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Когда священник ушел, и жена с детьми вошла в кабинет, то он благословил жену и детей, просил их любить друг друга. Ночь прошла спокойно. Утром 28 января Анна Григорьевна, проснувшись в семь утра, увидела, что Достоевский смотрит в ее сторону. На вопрос о его самочувствии он ответил: "Знаешь, Аня, я уже три часа как не сплю и все думаю, и сознаю ясно, что я сегодня умру..." "Голубчик мой, зачем ты это думаешь, - возразила Анна Григорьевна в страшном беспокойстве, - ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет... Ты будешь еще жить, уверяю тебя..." "Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие". Это было то самое Евангелие, которое подарили ему еще в Тобольске жены декабристов. Федор Михайлович не расставался с этой книгой все время пребывания на каторге. Он часто, задумав или сомневаясь в чем-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на первой странице (левой от читавшего). И теперь Достоевский пожелал проверить свои сомнения. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть. Открылось Евангелие от Матфея, гл.3, ст.14-15. ("Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду") "Ты слышишь - "не удерживай", - значит, я умру, - сказал муж и закрыл книгу..." Федор Михайлович стал утешать жену, благодарил за счастливую жизнь, которую он прожил с ней. Затем сказал слова, которые редкий из мужей мог бы сказать своей жене после четырнадцати лет брачной жизни: "Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!" Около 9 утра он уснул, но в 11 часов проснулся, привстал с подушки, кровотечение возобновилось. Несколько раз он шептал жене: "Зови детей". Приходили дети, целовали его и, по приказанию доктора, тотчас уходили. Часа за два до кончины, когда пришли на его зов дети, Достоевский велел отдать Евангелие своему сыну Феде... Вечером собралось много народу, ждали профессора Д.И. Кошлакова. Вдруг Федор Михайлович вздрогнул, слегка поднялся на диване, и полоска крови вновь окрасила его лицо. Достоевский был без сознания, дети и жена стояли на коленях у его изголовья и плакали, изо всех сил удерживаясь от громких рыданий, так как доктор предупредил, что последнее чувство, оставляющее человека, это слух, и всякое нарушение тишины может замедлить агонию и продлить страдания умирающего. "Я чувствовала, что пульс бьется все слабее и слабее. В 8 часов 28 минут вечера Федор Михайлович отошел в вечность". Произошло это 28 января (9 февраля) 1881 года. 1 февраля 1881 года при огромном стечении народа писателя хоронили на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре Петербурга. Анна Григорьевна вспоминала, что Достоевский хотел быть похороненным на Новодевичьем кладбище Петербурга, но лавра предложила для его погребения любое место на своих кладбищах. Представитель лавры сказал, что монашество "просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах Достоевского, ревностно стоявшего за православную веру, будет покоиться в стенах лавры". Место нашли вблизи могил Жуковского и Карамзина. Погребальное шествие вышло из дома Достоевского около 11 часов утра, но только после двух часов дня достигло лавры. Гроб несли родные и близкие писателя. Шествие открывали учащиеся всех петербургских учебных заведений, затем шли художники, актеры, депутация из Москвы: "длинная вереница на шестах несомых венков, многочисленные хоры молодежи, певшие погребальные песнопения, гроб, который высоко воздымался над толпой, и громадная, в несколько десятков тысяч масса людей, следовавших за кортежем". В процессии участвовало до 60 тысяч человек. На Тихвинском кладбище было настолько многолюдно, что "люди взбирались на памятники, сидели на деревьях, цеплялись за решетки, и шествие медленно продвигалось, проходя под склонившимися с двух сторон венками". По словам А.П. Милюкова, Достоевского "хоронили не родные, не друзья - его хоронило русское общество". В 1883 году на могиле установили памятник (арх. X.К. Васильев, ск. Н.А. Лаверецкий). А в 1968 году рядом с писателем был предан земле прах Анны Григорьевны (1846-1918), скончавшейся в Ялте, и внука - А.Ф. Достоевского (1908-1968). Другие родственники писателя - брат Андрей Михайлович (1825-1897), племянникиАлександр Андреевич (1857-1894) и Андрей Андреевич (1863-1933) и племянница Варвара Андреевна Савостьянова (1858-1935) похоронены на Смоленском православном кладбище. Несмотря на известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.

Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, "плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания.
Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же _ натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая.
Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает. "И слава богу, что помирает! Убытку меньше!" - восклицает Катерина Ивановна у постели умирающего мужа, но в то же время она суетится около больного, даст ему пить, оправляет подушки.
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым, "волнуясь и страдая и ломая руки". А немного позднее, когда Лужин публично обвиняет Соню в краже денег, Раскольников видит, с каким ожесточением бросается Катерина Ивановна па защиту Сони.
Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: "А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было". Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление словами "гордо и с достоинством осмотрела своих гостей", "не удостоила ответом", "громко заметила через стол". Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство - доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: "Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит". Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: "Соня! Соня! Я не верю!" В поисках справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним. Так Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения, якобы приводящую всех к счастью и благополучию, когда Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Трагичен конец Катерины Ивановны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, ("уездили клячу", "надорвалась")В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заключает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы.

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...

    Достоевский по праву считается писателем-психологом. В романе «Преступление и наказание» психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно...

Бедная женщина 30 лет, умирает из-за чахотки (туберкулеза).

История создания

Вероятный прототип Катерины Ивановны - первая жена Достоевского, Мария Дмитриевна, умершая из-за туберкулеза в тридцать девять лет. По отзывам современников, Мария Дмитриевна была женщиной страстной и экзальтированной, и Достоевский списывал с той героиню в период, когда жена уже находилась на последней стадии болезни.

Некоторые эпизоды в жизни Марии Дмитриевны похожи на то, что произошло с выдуманной героиней в романе Достоевского. До того, как выйти замуж за писателя, Марина Дмитриевна уже была замужем и после смерти первого супруга осталась одна посреди Сибири с сыном на руках, без поддержки со стороны родственников или друзей.


У образа Катерины Ивановны есть и еще один возможный прототип - некая Марфа Браун, знакомая Достоевского. Дама, которая вышла замуж за одного пьющего литератора и в конечном счете оказалась в ситуации ужасной бедности. По характеру Катерина Ивановна похожа на эту женщину.

«Преступление и наказание»

Катерина Ивановна Мармеладова - супруга господина Мармеладова, спивающегося чиновника, которому уже за пятьдесят. Самой Катерине Ивановне около тридцати лет. Эта несчастная и больная женщина происходит из семьи надворного советника, хорошо воспитана и образована. Отец героини был влиятельным человеком и собирался добиться должности губернатора, семья героини принадлежала к высшему обществу.


На момент действия героиня выглядит крайне исхудавшей и болезненной женщиной. Глаза Катерины Ивановны нездорово блестят, на щеках проступают красные пятна, губы иссохлись и покрыты запекшейся кровью. Героиня страдает туберкулезом, но в ее облике еще можно разглядеть следы былой красоты - стройную фигуру, прекрасные темно-русые волосы.

Героиня бедна и носит единственное оставшееся ситцевое платье, темное в полоску. У Катерины Ивановны нервный впечатлительный характер. Будучи во «взволнованных чувствах», Катерина Ивановна выглядит еще более жалко и болезненно и начинает тяжело и страшно дышать.

Юность Катерины Ивановны была беззаботной. Героиня росла в некоем провинциальном городе и воспитывалась в губернском институте для благородных девиц из дворянских семей. Там Катерину Ивановну обучали французскому языку. При выпуске героиня танцевала на балу при губернаторе и прочих влиятельных лицах, а также получила «похвальный лист» и золотую медаль.


Вероятно, семья готовила героине безоблачное будущее, однако Катерина Ивановна по молодости лет влюбилась в некоего пехотного офицера и сбежала с тем из родительского дома, чем обрекла себя на печальную судьбу. От первого мужа у Катерины Ивановны родилась дочь Поля и еще двое детей.

Семья героини была категорически против этого брака, отец Катерины Ивановны был невероятно рассержен, но героиня все же вышла замуж за своего избранника против воли родителей. Героиня чрезмерно любила мужа, но тот пристрастился к карточным играм, попал под суд и в результате умер.

Еще молодая героиня осталась совершенно одна «в далеком и зверском уезде» с тремя малолетними детьми на руках. Денег у Катерины Ивановны не было, родственники отказались от героини, та впала в безнадежную нищету и оказалась с детьми на улице. Господин Мармеладов, который в то время тоже находился в том уезде, был вдовцом. От первой супруги у героя осталась дочь-подросток Соня. Познакомившись с Катериной Ивановной, Мармеладов проникся к той сочувствием и решил жениться из жалости.


Мармеладов был на двадцать лет старше Катерины Ивановны и происхождение имел более низкое, однако женщина от отчаяния согласилась выйти за него замуж, «плача и рыдая».

Новый брак не принес героине счастья. Муж ничем не мог угодить ей, хотя и прикладывал для этого усилия, а через год потерял работу по изменению штатов и начал пить. На этом стабильная жизнь закончилась, и Катерина Ивановна снова оказалась во власти нищеты. Мармеладовы живут в скверных условиях, «в холодном углу», из-за чего чахотка, которой страдает Катерина Ивановна, прогрессирует. Из-за болезни и эмоционального напряжения героиня понемногу сходит с ума.

Из-за бедности героиня вынуждена сидеть на черном хлебе, самостоятельно мыть пол и заниматься домашней работой. Однако женщина с детства приучена к чистоте и не выносит грязи, поэтому ежедневно мучает себя непосильной работой, чтобы держать дом и одежду детей и мужа в чистоте. У самой Катерины Ивановны не осталось одежды, за исключением единственного платья. Всю одежду героини пришлось продать, чтобы получить деньги на жизнь семьи, а последние чулки и платок из козьего пуха пропил муж.


Тяжелая жизнь сделала Катерину Ивановну нервной и раздражительной, так что детям и падчерице пришлось многое от нее вытерпеть. Соня говорит, что прежде героиня была умной, доброй и великодушной, но ослабела рассудком от горя. Катерина Ивановна принуждает падчерицу к занятиям проституцией, но позже корит себя и считает Соню святой.

У героини гордый и горячий характер, Катерина Ивановна не терпит неуважения к себе, ни о чем не просит окружающих и не прощает грубости. Первый муж бил героиню, а обстоятельства ее жизни сложились скверно, при этом сломить или запугать Катерину Ивановну было невозможно. Героиня никогда не жаловалась.

Героиня умирает в день похорон господина Мармеладова, который погибает, попав пьяным под лошадь. Раскольников, главный герой романа, отдает Катерине Ивановне последние деньги, чтобы та смогла похоронить мужа. Причиной смерти самой героини становится внезапно открывшееся чахоточное кровотечение. На этом биография героини подошла к концу. Осиротевших детей Катерины Ивановны отдают в приют.

Экранизации


В двухсерийном советском фильме 1969 года «Преступление и наказание» роль Катерины Ивановны исполнила актриса . В 2007 году вышла еще одна экранизация - сериал «Преступление и наказание» режиссера Дмитрия Светозарова, состоящий из восьми эпизодов. Роль Катерины Ивановны здесь сыграла актриса Светлана Смирнова.

Цитаты

«Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер».
«Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребенок... Ведь у ней ум совсем как помешан... от горя. А какая она умная была... какая великодушная... какая добрая! Вы ничего, ничего не знаете... ах!»

Работа из раздела: «Литература »
«Слушай, если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чём тут дети, скажи мне, пожалуйста? Совсем непонятно, для чего были должны страдать и они и зачем им покупать страданиями гармонию? Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребёнка…» Иван Карамазов, «Братья Карамазовы». Система персонажей романа «Преступление и наказание» включает в себя большое количество действующих лиц, обладающих своим характером, положением и ролью в романе. Родион Раскольников является главным героем; Соня, Дуня, Пульхерия Александровна, Свидригайлов, Лужин также являются заметными и потому понятными нам персонажами. Но существуют и персонажи второго плана, о которых мы можем узнать меньше. Среди всех второстепенных героев следует выделить детей, влияние собирательного образа которых мы можем проследить на протяжении всего романа: это и дети Катерины Ивановны, и невеста Свидригайлова, и девочка-утопленница, которая снится ему во сне, это и пьяная девочка, встретившаяся Раскольникову на бульваре - все эти герои не могут остаться без внимания, потому что, несмотря на их небольшое участие в развитии действия в романе, они играют важную роль, как и вся тема ребёнка и детства. Рассмотрим образ детей Катерины Ивановны. О том, что жена Мармеладова Катерина Ивановна вышла за него замуж с тремя детьми, мы узнаём из разговора Мармеладова с Раскольниковым. Отцом детей был первый муж Катерины Ивановны, пехотный офицер, с которым она убежала из дома. Когда муж умер, Катерина Ивановна осталась одна с тремя малолетними детьми. «Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского. Муж…в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер…. И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далёком и зверском…» У Катерины Ивановны было две дочери: Полечка и Лена - и сын Коля. Так их описывает Ф.М.Достоевский: «старшая девочка, лет девяти, высокая и тоненькая как спичка, …с большими-большими тёмными глазами, которые казались ещё больше на её исхудавшем и испуганном личике» (Полечка), «самая маленькая девочка, лет шести» (Лена), «мальчик годом старше её» (Коля). Дети были плохо одеты: Полечка была одета в «ветхий бурнусик, сшитый ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь о до колен», и «худенькую разодранную всюду рубашонку», Коля и Лена были одеты не лучше; у всех детей было только по одной рубашке, которые каждую ночь стирала Катерина Ивановна. Хотя мать старалась заботиться о детях, они нередко бывали голодными, так как семье не хватало денег; младшие часто плакали и были забиты и запуганы: «…Ибо Катерина Ивановна такого уж характера, и как расплачутся дети, хоть бы и с голоду, тотчас же их бить начинает». В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского: «безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,… угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза». Именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон. Она пожертвовала собой ради других. «И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием об стену». Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи: «Да ведь я …бесчестная…я великая, великая грешница!», «…до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении». Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому. А если бы Сонина жизнь была другой, то Ф.М.Достоевский не смог бы осуществить своего замысла, не смог бы показать нам, что, будучи погружённою в порок, Соня сохранила свою душу чистой, потому что спасалась верой в Бога. «Да скажи же мне, наконец,… как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?» - спрашивал её Раскольников. Здесь Соня – ребёнок, беззащитный, беспомощный человек со своей детской и наивной душой, который, казалось бы, погибнет, находясь в губительной атмосфере порока, но Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным духом и поэтому она находит в себе силы спасаться верой в Бога, поэтому она сохраняет свою душу. «Что ж бы я без бога-то была?» Доказательство необходимости веры в Бога было одной из главных целей, которые Достоевский ставил перед своим романом. Поэтому мы видим, что образ детей был необходим писателю для раскрытия образа Сони и достижения своего замысла. Дети Катерины Ивановны сыграли свою определённую роль в судьбе каждого из основных персонажей произведения. С помощью образа детей писатель показывает нам, что Мармеладов, причинявший столько горя и боли своей семье, всё-таки думал о жене и детях, и это заключалось в том, что он хоть какое-то время пытался не пить. Когда его раздавило повозкой, и он умер, в кармане у него нашли пряник, который он нёс детям: « …в кармане у него пряничного петушка нашли: мёртво-пьяный идёт, а про детей помнит». Таким образом, писатель использует образ детей, чтобы показать нам, что в душе Мармеладова, человека, причинявшего горе себе самому и своей семье, жили ещё любовь, забота и сострадание. Поэтому мы не можем рассматривать проявление душевных качеств отставного чиновника только как сугубо отрицательное. Образ же Свидригайлова становится только ещё более загадочным и непонятным, когда мы видим, что пошлый, развратный человек, для которого не существует нравственных законов, совершает благородный поступок и тратит свои деньги на то, чтобы устроить детей Катерины Ивановны в пансион. И здесь писатель снова вплетает в ткань романа образ детей. Но даже такой благородный поступок не может затмить собой все грехи Свидригайлова. На протяжении всего романа мы можем видеть всё самое низкое в нём, в его душе, все худшие качества: жестокость, эгоизм, способность перешагнуть через человека для удовлетворения своих интересов, в том числе способность на убийство (своей жены, Марфы Петровны, потому что, судя по всему, можно сказать, что Свидригайлов убил свою жену, выдав за апоплексичный удар), вся низость натуры Свидригайлова проявляется в эпизоде с Дунечкой, когда она тайно встречалась с ним в последний раз, для того, чтобы узнать о брате. « Разве возможно то, что вы пишете? Вы намекаете на преступление, совершённое будто бы братом. ...Вы обещали доказать: говорите же!» - негодует Дуня. Свидригайлов привёл Дуню к себе, запер дверь и начал целовать и обнимать её, но затем открыл дверь, поняв, что Дуня ненавидит его и никогда не полюбит. Это было тяжёлым испытанием для Дуни, но она, по крайней мере, знала, что за человек Свидригайлов, и если бы не любовь к брату, никогда бы не пошла к этому человеку. Это доказывают Дунины слова: «Вот мы уже поворотили за угол, теперь нас брат не увидит. Объявляю вам, что я не пойду с вами дальше». Но ещё более раскрывает всю глубину разврата, в которой погрязла душа Свидригайлова, история с глухонемой племянницей мелкой процентщицы, приятельницы Свидригайлова, немки Ресслих. В Петербурге ходил слух, что девочка покончила жизнь самоубийством из-за того, что была жестоко оскорблена Свидригайловым. Хотя он сам всё отрицает, но в ночь перед самоубийством ему снится сон: «…а посреди залы, на покрытых белыми атласными пеленами столах, стоял гроб. Гирлянды цветов обвивали его со всех сторон. Вся в цветах лежала в нём девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора руками. Но распущенные волосы её, волосы светлой блондинки, были мокры; венок из роз обвивал её голову. Строгий и уже окостенелый профиль её лица был тоже как бы выточен из мрамора, но улыбка на бледных губах её была полна какой-то недетской, беспредельной скорби и великой жалобы. Свидригайлов знал эту девочку; ни образа, ни зажжённых свечей не было у этого гроба и не слышно было молитв. Эта девочка была самоубийца- утопленница. Ей было только четырнадцать лет, но это было уже разбитое сердце, и оно погубило себя, оскорблённое обидой, ужаснувшею и удивившею этот молодое детское, сознание, залившею незаслуженным стыдом её ангельски чистую душу и вырвавшею последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь, во мраке, в холоде, в сырую оттепель, когда выл ветер…» Свидригайлов с его вседозволенностью, с полным отсутствием каких бы то ни было моральных принципов и нравственных идеалов, посягнул на самое святое, по мнению Достоевского – на душу ребёнка. Этим эпизодом и, особенно, сном, писатель хотел показать на примере Свидригайлова (именно на примере, потому что, хотя Аркадий Иванович имеет конкретное имя, это собирательный образ многих десятков похожих Свидригайловых – таких же безнравственных и развратных людей), что такие аморальные люди, действуя лишь во благо своих (почти всегда гнусных) интересов, губят невинные души. В образе девочки здесь заключен образ всех тех, кто чище, невиннее, светлее всех других в этом мире и потому слабее, и потому над ним издеваются, мучают и губят его все те, кто моральных принципов не имеет вовсе. Можно только порадоваться за невесту Свидригайлова, что их свадьба не состоялась. Потому что, несмотря на то, что девочка по-своему полюбила своего жениха (« Ушли все на минуту, мы с нею как есть одни остались, вдруг бросается мне на шею (сама, в первый раз), обнимает меня обеими ручонками, целует и клянётся, что она будет мне послушною, доброй и благодетельной женой, что она сделает меня счастливым…» - рассказывал Свидригайлов Раскольникову), он-то оставался таким же развратным человеком, просто она не понимала этого; он бы погубил её душу. Эта проблема – безнравственности и духовной чистоты также занимала Достоевского, но он понимал, что люди, подобные Свидригайлову, будут всегда, недаром же словно подтверждением тому, что более слабых, образ которых олицетворяют дети, ребёнок, и дальше будут мучить и губить их души, служит хохот Свидригайлова: «Детей я вообще люблю, я очень люблю детей». Свидригайлов – безбожник, он называет сам себе грешником: «Да что вы в добродетель-то всем дышлом въехали? Пощадите, батюшка, я человек грешный. Хе-хе-хе ». Но он говорит это не всерьёз, он смеётся. Хотя Свидригайлов признаёт свои грехи, он и не думает что-то менять в своём поведении, он не верит в Бога, и тем страшнее для нас его образ. Свидригайлов предстаёт в образа дьявола – он губит невинные души. Но мы видим, что человек, отошедший от Бога, не только не счастлив, он сам мучается от такой жизни, он сам страдает, не имея духовно-нравственных ориентиров и не осознавая, что они необходимы. Свидригайлов, потерявший связь со всем нравственным, живший в грехе и перед смертью берёт на себя страшный грех – он убивает себя. Достоевский последовательно доказывает нам, что человек, не верящий в Бога, отошедший от него, не сможет жить. Об этом же нам говорил писатель и устами Сони. Общая тема детей и детства широко раскрыта и в образе Родиона Раскольникова. Даже Разумихин для доказательства наличия в душе друга лучших качеств особенно «напирает» на такие эпизоды из его жизни, как: спасение детей из горящего дома, отдача всех последних денег Катерине Ивановне и её детям. В этом проявляется его стремление помочь «униженным и оскорблённым», то есть тем людям, которых он хотел осчастливить с помощью денег старухи-ростовщицы Алёны Ивановны. Именно сострадание и боль за «униженных, оскорблённых» и несчастных (их собирательный образ олицетворяет зверски убиваемая беззащитная лошадь) мы видим во сне Раскольникова. Он беспомощен в образе ребёнка во сне и в этом видит свою беспомощность и в реальном жестоком мире. Ещё одно значение сна Родиона Раскольникова заключается в том, что мы понимаем, что душа Раскольникова уже в детском возрасте (ведь он видит себя ребёнком) протестует против преступления, против жестокости и против самоутверждения человека за счёт других, а Миколка именно хотел похвалиться своей силой, своей могущественностью: «…Не трожь! Моё добро! Что хочу, то и делаю. Садись ещё! Все садись! Хочу, чтоб непременно вскачь пошла!..» Фамилия Раскольникова говорящая. Его душа расколота отсутствием веры в Бога на две половины. Это доказывают его слова. Он говорит: «Да, может, и бога-то совсем нет». В одной и вызревает его теория о «тварях дрожащих и право имеющих», идея проверки себя, попытка почувствовать себя «Наполеоном». Вторая половина – словно душа другого человека, сострадающего и помогающего «униженным и оскорблённым», протестующего против несправедливого устройства общества, мечтающего совершить тысячи добрых дел. Не случайно главный герой совершает столько добрых дел: качества вторая половина его души с лучшими качествами – добротой, жалостью, состраданием – имеет над ним власть. Вопрос веры в Бога постоянно встает перед ним. Мы можем видеть, что в детстве Раскольников (именно тогда, когда закладываются основы нравственности и добродетели), был близок к Богу, то есть олицетворял собой образ того непорочного и невинного ребёнка, какими были и глухонемая утопленница, и дети Катерины Ивановны. Мы читаем об этом в письме Пульхерии Александровны: «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своём, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своём, при жизни твоего отца ты лепетал молитвы свои у меня на коленях, и как мы все тогда были счастливы!». Раскольников и сам понимает, что ребёнок близок к богу, что сам он был близок, а принимая во внимание его слова: «Дети – образ Христов «Сих есть царствие Божие». Он велит их чтить и любить…» - и всё вышесказанное о том, что образ детей полон чистоты, невинности, непорочности, мы можем с уверенностью сказать, что мысль Достоевского заключается именно в том, что «Дети – образ Христов». Стоит здесь вспомнить и Лизавету с её по-детски испуганным в тот момент, когда Раскольников занёс над ней топор, лицом, выражение которого постоянно, на протяжении всего романа вспоминается главному герою: « …губы её перекосились, так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать»; он даже замечает сходство в выражении лиц Сони и Лизаветы – двух глубоко верующих девушек: « …он смотрел на неё [Соню] и вдруг, в её лице, как бы увидел лицо Лизаветы. Он ярко запомнил выражение лица Лизаветы, когда он приближался к ней тогда с топором, а она отходила от него к стене, выставив вперёд руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в- точь как маленькие дети, когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперёд ручонку, готовятся заплакать. Почти то же самое случилось теперь и с Соней…». Достоевский показывает детский испуг на лицах Сони и Лизаветы не случайно. Обе эти девушки спасаются религией, верой в бога: Соня от ужасной порочной атмосферы, в которой ей приходится находиться; а Лизавета – от запугиваний и побоев сестры. Писатель ещё раз подтверждает свою мысль, что ребёнок близок к богу. Помимо того, что ребёнок-« образ Христов» в широком смысле понимания образа, ребёнок по Достоевскому – это ещё и носитель всего чистого, нравственного, доброго, что заложено в человеке с детства, чьи надежды, представления и идеалы безжалостно попираются, и это приводит в дальнейшем к развитию личности негармоничной, это приводит к развитию таких теорий, как теория Раскольникова. Поэтому образ ребёнка – это ещё и образ беззащитного человека с его идеалами, нравственными стремлениями; личности, которая слаба перед воздействием безжалостного несовершенного мира и жестокого уродливого общества, где моральные ценности попираются, а во главе стоят такие «дельцы» как Лужин, которых интересуют только деньги, выгода и карьера. Это мы можем заключить из того, что Иисус Христос имеет двойственную натуру: он есть сын бога, сошедший с неба, в этом проявляется его божественная натура, но он имел человеческий облик, принял на себя человеческие грехи и страдания за них, поэтому мы можем сказать, что образом Христа является не только сам ребёнок как символ духовной нравственности и чистоты, небесной святости, но и земной человек, нравственные идеалы которого попираются в атмосфере порока. В душной страшной атмосфере Петербурга беззащитные души людей уродуются, всё самое лучшее и нравственное в них заглушается, развитие пресекается на корню. Но даже у Раскольникова появляется надежда на духовное возрождение. Оно начинается, когда он берёт крест у Сони. Тогда он не придаёт этому значения, не верит, что он ему может чем-то помочь – ведь он винит себя только за ошибку: «Крестов, что ли, мне в самом деле от неё понадобилось?» Но потом Родион сам просит у Сони Евангелие. И хотя их обоих – и Соню, и Раскольникова - воскресила любовь: «Любовь воскресила их» - говорит Достоевский, именно вера в бога не дала погибнуть Сониной душе, которая и спасла Раскольникова. Необходимость веры в бога, в светлые идеалы является главной мыслью романа и причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения образ ребёнка. Научная работа по литературе «Образы детей и их роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Автор: ученица 10 «в» класса МОУ «Гимназия №9» Морозова Мария Научный руководитель: Куликова Л.А. 2002 год Список использованной литературы: Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», г. Москва, изд-во «Правда», 1982 г. Озеров Ю.А. «Мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», г. Москва, изд-во «Дом», 1995 г.