К какому музыкальному жанру относится баркарола. Музыкальный словарь. Михаил Иванович Глинка Петр Ильич Чайковский

БАРКАРОЛА

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него -- баркарола -- песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти -- необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки -- гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -- песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -- мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского -- в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца -- веденецкого гостя -- композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "БАРКАРОЛА" в других словарях:

    Ит. barcherolla, уменьшен. от barca, гребное судно. а) Речное судно в Италии, для увеселительных прогулок. Отсюда получили свое название. b) Песни гондольеров. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (итал. barcarola от barca лодка), песня венецианских гондольеров; типичны мягкое, качающееся движение мелодии, лирический характер. Многими композиторами созданы вокальные и инструменталье пьесы, претворяющие черты народной баркаролы … Большой Энциклопедический словарь

    БАРКАРОЛА, баркаролы, жен. (итал. barcarola) (муз.). Род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе. (По названию песен венецианских гондольеров.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    БАРКАРОЛА, ы, жен. Песня венецианских гондольеров, а также музыкальное или вокальное произведение в стиле песни лирического склада. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Баркарола - (итальянское barcarola, от barca лодка), песня венецианских гондольеров, называется также гондольерой (размер 6/8). Характерны мягкий, качающийся ритм, лирическая мелодия. С 18 в. в композиторском творчестве Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П.И.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Гондола на венецианском канале Баркарола (от итал. barka «лодка») народная песня венецианских гондольеров и … Википедия

    баркарола - ы, ж. 1) Песня венецианских гондольеров. Рука с рукой, свободу дав очам, сидят в ладье и шепчут меж собою; она вверяет месячным лучам младую грудь с пленительной рукою... Меж тем вдали то грустный, то веселый раздался звук обычной баркаролы… … Популярный словарь русского языка

    - (итал. barcarola, от bаrса лодка; франц. barcarolle, нем. Barkarole) первоначально песня венецианских гондольеров (наз. также гондольерой), песня на воде. Для нар. Б. типичны размер 6/8, мягкое, колеблющееся движение мелодии, монотонный… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • Баркарола. Альбом популярных пьес. Для флейты и фортепиано , . Сборник включает известнейшие сочинения композиторов-классиков в переложении для флейты и фортепиано. Данный иллюстративно-художественный материал широко используется в процессе обучения…
  • И. С. Бах. Agnus Dei (из Мессы си минор). Шуберт. Баркарола. Мендельсон. Симфония № 4, часть 2. Шуман. Симфония № 2, часть 3 , И. С. Бах, Шуберт, Мендельсон, Шуман. Издательство "Композитор" (Санкт-Петербург) публикует серию необычных переложений для фортепиано в 4 руки. Их цель - избавить начинающего пианиста, едва овладевшегоазами фортепианной техники,…
Баркарола - дитя Венеции

Баркарола (от итал. barka — «лодка») — народная песня венецианских гондольеров или произведение, написанное в стиле этой песни.

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на
многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них
город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам
привязаны длинные черные лодки -- гондолы. В таких лодках, бесшумно
скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -- песни
лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе --
мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за
другой волн.

Песни эти - необычные, как необычны
и лодочники, их исполняющие.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют
гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились
баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и
фортепианные.

Расцвет этой музыкальной формы пришелся на эпоху романтизма. Она нашла свое отражение в творчестве Мендельсона, Чайковского, Рахманинова, а также в операх Оффенбаха, Россини, Вебера, Римского-Корсакова и в творчестве других композиторов. Шуберт использовал форму баркаролы для нескольких своих песен.

Шуберт. Сл. Штольберга - исп. М. Грязнова, Н. Смирнова

Плавно, как лебедь, по влаге прозрачной,
Тихо качаясь, плывет наш челнок,
О, когда сердце легко и спокойно,
Нет и следа в нем минувших тревог.

В небе заката лучи догорают...
Розовым блеском осыпан челнок.

Час незаметно за часом проходит...
Дальше скользим мы по зеркалу вод...
Сердце, как волны, светло и спокойно,
Нет в нем ни тени минувших забот...

О, неужели на крыльях туманных
Утро с собою их вновь принесет!

Оффенбах - Сказки Гофмана. Баркарола

Мендельсон - Песня венецианских гондольеров

Шуберт - Баркарола

Томас Брукс

Чайковский - Времена года. Июнь. Баркарола

В каждом отдельном народе формировались свои традиции, которые касались не только быта, но и различных отраслей искусства. Конечно же, огромнейшее культурное наследие имеет Италия и ее знаменитый регион Венеция. На просторах этого города, который раскинулся в акватории залива и многочисленных рек, родился новый вокально-инструментальный жанр - баркарола. Это своеобразная песня гондольера, которую он, по преданию, напевает всегда, находясь при исполнении своего долга.

Немного истории

С того самого момента, когда Венеция только выросла на водах, и между домами начали курсировать многочисленные лодки, в городе появилась новая профессия - гондольер. Человек, который катал на своем маленьком судне туристов и местных жителей, для развлечения или по делу, всегда напевал какую-то типично итальянскую мелодию, которая вскоре получила название «баркарола». Это могли быть песни как со словами, которые чаще всего передавали всю суть жизни таких людей, так и просто мелодии, которые напевались на одном из гласных звуков. В любом случае слушать гондольера пассажирам было всегда приятно, и постепенно их народное, неписаное творчество приобретало официальный статус. О том, что такое баркарола, к началу 18 столетия знали уже почти все в мире.

Самая необычная песня эпохи Романтизма

В 18 веке песни венецианских гондольеров стали появляться на страницах музыкальных словарей. К 19 столетию уже каждый профессиональный музыкант или композитор четко знал, что такое баркарола. Определение было составлено в те годы, и в таком же виде оно дошло и до наших дней. Музыкальные словари гласят, что данный - народный, который имеет венецианское происхождение. Характеризуется лирическим характером, сентиментальностью и певучестью. Характерно и то, что баркарола - это песня, которая имеет не совсем стандартный ритм - 6/8 или 12/8. По мнению профессионалов, подобный музыкальный размер напоминает слушателям о покачиваниях на волнах. Он наиболее размеренный и в то же время позволяет певцу свободно себя чувствовать при исполнении.

Песня гондольеров в творчестве великих композиторов

Расцвет данного музыкального жанра пришелся на самый пик эпохи Романтизма - на 19 век. В этот период свои шедевры создавали такие знаменитые люди, как Шуберт, Шопен, Григ, Ян Галл, Мендельсон, Вебер и Россини. Среди наших гениальных земляков, которые также творили в рамках данного музыкального стиля, стоит упомянуть Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова. Именно они, как можно слышать по их произведениям, знали наверняка, что баркарола - это одна из самых романтичных, нежных и трогательных пьес. И проигрывая их творения сейчас, можно вслушиваться в каждую нотку, наслаждаясь красотой и уникальностью арпеджио и аккордов.

Слушаем и наслаждаемся

Мы разобрались в том, что такое баркарола с профессиональной точки зрения. Теперь предлагаем просмотреть список самых знаменитых произведений, которые позволят вам на наглядном примере услышать и понять, как этот жанр звучит. Простой в исполнении и вместе с тем невероятно красивой является баркарола Петра Чайковского, которая входит в цикл «Времена года, июль». Еще одна песня лодочника, которая была написана специально для фортепиано, является творением Фредерика Шопена - ор. 60. Для этого также писали свои баркаролы Рахманинов, Барток, Форе и многие другие гении. А вот в исполнении ансамблей и даже симфонического оркестра можно услышать баркаролу Глинки, которая называется «Уснули голубые». Для хоровых коллективов свою уникальную баркаролу «Гондольер» написал Франц Шуберт.

Музыкальные характеристики народной баркаролы – минорный лад, размерность 6/8, монотонный ритмический рисунок и применением триолей, использовании характерных итальянских терций. Скорость исполнения – одна из разновидностей умеренных темпов (andantino, andante cantabile, alegretto moderato). Характер мелодии лирический, мечтательный, светлый и спокойный. Все это вызывает ассоциации с покачиванием лодки на волнах и ударами весла о водную поверхность.

В дословном переводе с итальянского языка «баркарола» – качающаяся лодка (barca - лодка, rollare - испытывать бортовую качку).

В словарях и энциклопедиях дается такое определение этого понятия: песня венецианских гондольеров (gondolieri или barcaruoli), «песнь лодочника» или «песня на воде».

В современной трактовке термин баркарола включает в себя вокальное или инструментальное произведение, написанное в стиле такой песни.

Дело в том, что с началом эпохи музыкального романтизма, содержание европейской музыки преображалось под влиянием фольклора. Гондольера «шагнула» за рамки народного творчества и стала профессиональным жанром.

Начало применению баркаролы в классическом формате положил французский композитор А. Кампра, написавший в 1710 году оперу «Венецианский праздник». Хотя музыковеды первенство в этом вопросе отдают Ф.Оберу («Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» и др.).Как бы то ни было, за ними последовали другие французские и итальянские композиторы: Ф. Герольд («Цампа»), Я.Галл «Баркаролла», Дж. Россини («Вильгельм Телль»), и т.д. Одной из наиболее известных в мировой музыкальной культуре считается баркарола «Прекрасна ночь, о, ночь» из оперы Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана».Дуэт для сопрано и меццо-сопрано «Льет жемчужный свет Луна» многие годы является украшением концертного репертуара ведущих оперных див. Музыка Оффенбаха звучит не только со сцены, но и в кино (фильм « Жизнь прекрасна»1997).

Став жанром профессиональной музыки, баркарола слегка видоизменилась по сравнению с народной: в ней появились мажорные лады, размер 12/8 или 3/4, многочастность и др. Но главное, что были сохранены простота и безыскусность итальянской музыки, спокойствие и сдержанность её звучания, плавное и певучее течение звуков. В основу некоторых классических произведений положены подлинные народные мелодии. Например, «Гондольера» из фортепианного цикла «Венеция и Неаполь» Ф. Листа. К написанию инструментальных баркарол в качестве самостоятельных музыкальных произведений обращаются такие музыканты, как Б. Барток, Ж-А. Равина, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди. Французский композитор Г.Форе является автором 13-ти мечтательных и созерцательных лирических баркарол.

Инструментальные произведения, написанные в этом жанре называют «песни без слов», подчеркивая тем самым их принадлежность в любовной лирике.Воображение композиторов рисует расцвет чувств на лоне природы.Пьеса Ф.Шуберта «Любовное счастье рыбака» и вдохновенный опус Ф.Шопена «Баркарола, op.60» по жанру приближаются к поэме. Это чувственные истории с признаниями и поцелуями под шепот листьев и плеск воды.

Разнообразие интерпретаций этой музыкальной формы дополняют:

  • хоровые баркаролы: «Гондольер» (Ф. Шуберт) и «Двадцать романсов и песен для женского хора» (И.Брамс)
  • ансамблевое инструментальное изложение пьес: для скрипки и фортепиано (Э.Соре), для флейты и фортепиано (А. Казелла).

Баркарола как образец русского музыкального романтизма

Слияние пейзажа и переживания, единство изобразительного и выразительного – вот то, что воплощает в себе баркарола.

Русские композиторы эпохи музыкального романтизма привнесли в мелодичные любовные песни итальянских гондольеров задушевность, светлую грусть и одухотворенность. Ставшие классикой этого жанра произведения С. Рахманинова, А. Лядова, А. Аренского, А. Глазунова, А. Рубинштейна, И. Ласковского, С. Ляпунова до сих пор входят в популярные сборники педагогического репертуара для профессионалов и любителей фортепианной музыки.

Удивительно хороши романс «Уснули голубые…» М.Глинки и пьеса «Июнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Во многом благодаря тому, что написаны они под впечатлением от посещения композиторами королевы Адриатики–Венеции.

Из русских вокальных баркарол «Песнь Веденецкого гостя», написанная Н.Римским-Корсаковым для оперы «Садко», во всем мире признана самой необычной. Исполняющий её венецианский купец настолько красноречив и убедителен, что Садко принимает решение отправиться за океан в загадочную страну Веденец (так на Руси называли Венецию) за счастьем для Новгорода.

Расцвет баркаролы пришёлся на начало XIX века. Но утверждать, что это красивое слово вышло из употребления с окончанием эпохи романтизма, было бы не совсем правильно. В XX веке к написанию музыки в стиле баркаролы обращались такие композиторы, как Ф. Пуленк, Дж.Гершвин, Л. Бернстайн. Сегодня, совершая прогулку по каналам Венеции, туристы имеют возможность услышать из уст гондольеров мелодичные и светлые итальянские песни.
Только не стоит просить их исполнить "O Sole Mio"- песня не имеет отношения ни к истории города, ни к «песням лодочников». А вот неаполитанская баркарола, посвященная красотам прибрежного городка Санта Лючия – это то, что вероятнее всего вдохновило Евгению Зих написать поэтические строки: «Меня пленяет "Баркарола". И звуки так чудесно - хороши. В них много нежного минора. Они - созвучие моей души».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

городского округа г. Бор

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА по музыке

Тема.

Баркарола.

Песня лодочника или музыка на воде?

Давайте разберемся!

Руководитель:

Чистоткина Марина Владимировна-учитель музыки

Работу выполнили:

Малахова Екатерина - ученица 4 «З», МБОУ СОШ №2

Потапова Евгения - ученица 4 «З», МБОУ СОШ №2

г. Бор

2014 год

Цель и задачи проекта …………………….………………………………………….3

План проведения исследования..…………………………………………………...…3

Изучение жанра баркаролы и умение находить черты и особенности жанра в классической музыке………………………………………………………………...…6

Выводы………..…………………………………………………………………….... 7

Новые знания ………………………………………..………………………………..8

Интересные факты о композиторах..…….……………………………………….....9

Литература ………………………….…………………………………………………11

Приложения……………………………………………………………………………12

    Словарь новых терминов……………………………………………………..13

    Фотографии и диаграммы …………………………………………………...14

    Цель проекта

Изучение жанра баркаролы и умение находить черты (признаки) жанра в классической музыке.

Задачи проекта

    Поиск информации о жанре баркаролы.

    Изучение признаков и черт баркаролы.

    Провести исследование кто из русских композиторов писал баркаролы, и бывали ли они перед этим в Италии (Венеции).

    Расширить свой кругозор и пополнить словарный запас.

    Провести анкетирование среди учеников своего класса

II . Методы и средства исследования

    Анализ.

    Сравнение (наблюдение).

    Беседа, анкетирование.

    Работа с компьютером.

III . План выполнения исследования

    Выдвижение гипотезы.

    Анкетирование.

    Подбор и изучение дополнительных материалов по теме проекта.

    Подведение итогов исследования.

    Выводы.

    Оформление проекта.

Объект исследования - жанр баркаролы

Изучая тему «Годы странствий» на уроке музыки мы встречались с интересным романсом Глинки – баркаролой «Венецианская ночь» и пьесой Чайковского «Июнь.Баркарола».

Баркарола (от ит.barka – лодка) – песнь лодочника, гребца; музыкальный жанр в Венеции.

Баркарола – песня венецианского гондольера.

Зачем же песням, которые поют лодочники давать особое название? С чем это связано? Кто из русских композиторов писал баркаролы? Связано ли это с посещением Венеции?

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки – гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы – песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе – мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.

В профессиональной музыке баркарола появилась в начале XVIII веке сначала в опере, позже как самостоятельное произведение для голоса, хора, фортепьяно.

Гипотеза : считаем, что все русские композиторы, написавшие известные баркаролы побывали в Италии. Изучая творчество известных русских композиторов, мы предположили, что русские композиторы часто бывали в заграничных поездках по Италии и в частности в Венеции.

Нами был проведен опрос учеников класса. Результаты показаны на диаграмме в Приложение № 1.

Мы сделали вывод, что большая часть ребят слышали о Венеции – городе на воде. Что после урока они узнали и могут сказать каким музыкальным жанром известна Венеция.

Но кто из русских композиторов писал баркаролы и какие особенности у этого жанра не знают.

Поэтому мы решили работать по данной теме. И познакомить с результатами нашего исследования не только учеников нашего класса, но и всех желающих, тем более впереди нас ожидала неделя музыки.

IV . Изучение жанра баркаролы и умение находить черты жанра в классической музыке.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют Гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Чайковского - в сборнике "Времена года", это пьеса "Июнь". Баркаролы писали Глинка, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это "Песнь Веденецкого гостя" в опере "Садко". В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя – композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.

Ох уж эта Италия! Сидя на балконе теплой ночью в Милане, « любуясь громадным белокаменным собором и вдыхая аромат ночи» (из письма Глинки), Михаил Иванович размышлял о том, как все это можно выразить в музыке.
Так и родился романс «Венецианская ночь» и венецианская баркарола стала петербургской.

В результате поисков мы выявили, кто из русских композиторов писал баркаролы. И вычленили основные черты этого жанра. Итак: это Глинка, который написал вокальную баркаролу, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов и Рахманинов – инструментальную баркаролу.

Римский – Корсаков после окончания Морского корпуса совершил кругосветное плавание на военном учебном клипере: «Алмаз». В последствие «Морские» впечатления отразятся в его произведениях и в частности в опере «Садко».

Рахманинов эмигрировал в Соединённые Штаты Америки и жил там до конца дней своих, а в Венеции не бывал.

Вся жизнь Лядова связана с Санкт-Петербургом, в Венеции так и не был.

V . Выводы :

Проанализировав биографии русских композиторов, мы пришли к выводу что, Италия очень музыкальная страна. Она всегда притягивала к себе творческих людей – композиторов, поэтов, художников. Почти все известные композиторы побывали в Италии, но из русских композиторов это были Глинка и Чайковский. И каждый увозил оттуда не только восторженные впечатления, но и, записанные в блокнотах темы мелодий, услышанных народных песен. Из них потом, словно музыкальные сувениры, возникали и становились очень популярными пьесы. Та же мерность ритма и плавная мелодия, как будто растворяется над водой.

Итак, в результате сравнения вокальных и инструментальных баллад, мы пришли к выводу, что плавная, ласковая мелодия, неторопливое движение - все напоминает песню, мы как бы слышим задумчивый человеческий голос, полный светлой мечтательности и покоя.

Общего в произведениях – это мягкий, качающийся ритм, лирическая мелодия - общие черты этих произведений, легкость сопровождения, однообразный ритм, покачивание, мелодия плавная, спокойная.

Мы говорили об этой стране, слушая музыку русских композиторов. Анализируя мелодии, убедились в том, что для музыки не существует границ. Главное передавать свое видение мира, в котором красота живет повсюду. Песня лодочника плавно спокойно стала музыкой на воде.

VI .Новые знания

В ходе работы над проектом мы узнали, что история и ту нас в России есть город, в котором реки и каналы полны печали, особенно в безлунном блеске ночей…

Не случайно город романтично нарекли «северной Венецией».

О каком городе идет речь?

Это - Петербург. С его туманами, разводящимися на ночь мостами и светлой грустью.

Здесь в Петербурге, в этой «северной Венеции», не могли не звучать баркаролы.

Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой,

Тихо Брента проплывала

Серебримая луной…

VII . Интересные факты

    М. И. Глинка, очарованный красотой Венеции, написал романс Веницианская ночь.

    Ночь весенняя дышала

Светло-южною красой;

Тихо Брента протекала,

Серебримая луной;

Отражен волной огнистой

Блеск прозрачных облаков,

И восходит пар душистый

От зеленых берегов.

Свод лазурный, томный ропот

Чуть дробимыя волны,

Померанцев, миртов шепот

И любовный свет луны,

Упоенья аромата

И цветов и свежих трав,

И вдали напев Торквата

Гармонических октав –

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется, мчится младость

На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,

Искры брызжут под веслом,

Звуки нежной баркаролы

Вьют легким ветерком.

Эти строки в начале XIX века написал русский поэт Иван Козлов. Самое потрясающее то, что писал он эти строки, будучи совсем слепым, совершенно неподвижным, прикованным к постели. Но в воображении своем этот «милый слепец», как называл его Пушкин, улетал туда, где:

Все вливает тайно радость,

Чувствам снится дивный мир,

Сердце бьется

В ходе работы над проектом мы получили много новых знаний, которые можем применить на практике. Научились узнавать, слышать в музыкальных произведениях черты такого красивого жанра как баркарола. Узнали об интересных городах, как в Италии, так и в России. И поняли, что красота способна сподвигать человека на творчество.

Литература

1. Музыкальный энциклопедический словарь. Москва, «Советская энциклопедия». 1991г.

2. Словарь школьника «ИЗО искусства и музыки». Москва, «Современник».1997г.

3. Цикл «Биографии композиторов» («Комсомольская правда», 1998):

Глинка, Т.2

Римский – Корсаков, Т.6

Чайковский, Т.1

Лядов том 12

Рахманинов том 1

4. «Там где музыка живет». А.Кленов Москва. «Педагогика-Пресс» 1994

5. www. ru.wikipedia.org

6. www.historystudies.org

7. www.bibliopskov.ru

8. www.erudit-menu.ru

9. www.edka.ru

10. www.glavrecept.ru

11. www.recipes.in.ua.

Приложение I

Словарь новых терминов

Гипотеза (от ὑπόθεσις - «основание», «предположение») - недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Гипотезу впоследствии или , превращая её в установленный , или же , переводя в разряд утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой .

Баркарола (от ит.barka – лодка) – песнь лодочника, гребца; музыкальный жанр в Венеции. Впоследствии так стали называть инструментальные пьесы и вокальные произведения певучего характера, в мелодии которых часто угадывается мерное покачивание лодки и плеск набегающих друг на друга волн.

Гондо́ла , итал. Góndola (Венецианская гондола) - традиционная венецианская гребная лодка. Является одним из символов Венеции.

Исторически являлась главным средством передвижения по каналам города, в настоящее время служат для развлечения многочисленных туристов. По оценке историков в XVIII веке в Венеции насчитывалось несколько тысяч гондол.

Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.

Гондольер - мужская профессия, которая требует большого мастерства. Обычно передается по наследству от отца к сыну. Этой профессии не занимать романтизма, недаром у гондольеров есть даже особый вид песен, называемых баркарола (от итал. barca - «лодка»). В 2009 году в Венеции появилась первая женщина - лицензированный гондольер.

Веденец - В старину на Руси так называли Венецию.

    Сможете ли узнать в музыке черты баркаролы?

    Знаете ли вы кто из русских композиторов писал баркаролы?


Приложение III

Михаил Иванович Глинка Петр Ильич Чайковский

Николай Андреевич Анатолий Константинович Лядов

Римский - Корсаков

Рахманинов Сергей Васильевич Чайковский П.И.

Времена года. Ноты

Песня Веденецкого гостя из оперы «Садко»

Венеция

Санкт-Петербург