Как нарисовать лицо

Мы постоянно вынуждены смотреть на идеально гладкую кожу. Это парадигма мира цифрового искусства.

Почему о других интересных особенностях кожи, таких, как возрастные морщины, генетические особенности или шрамы, обычно забывают?

В этом уроке я покажу вам, как превратить стандартное лицо в трех разных персонажей, используя веснушки, морщинки и шрамы.

Изучение лиц

Отличные фото для подробного изучения кожи вы найдете на Envato Market. В качестве основы для рисования я буду использовать вот этот снимок . Использование фото с гладкой и чистой кожей поможет вам со временем усовершенствовать навыки рисования лиц.

Но для рисования остальных персонажей, мне нужно еще несколько фото. Изучайте как можно больше разных картинок с кожей, чтобы улучшить навыки рисования. Ниже вы можете ознакомиться с фото, которые я буду использовать.

Веснушки

Морщины

Шрам

Рисуем основу

Сейчас нам нужно нарисовать базовое лицо, которое мы будем использовать как основу для дальнейшей работы. В одной из моих публикаций вы можете узнать о способах ускорения процесса рисования.

Шаг 1

Начнем с простого наброска. Все, что нужно для начала - это обычный овал. Создаем новый документ со следующими параметрами:

  • Dimensions (Разрешение): 1250 х 1250 пикселей
  • DPI : 150 точек/дюйм

Берем жесткую круглую кисть и делаем набросок головы. Сначала рисуем овал и намечаем расположение глаз, рта и носа, затем заканчиваем набросок.

Шаг 2

Устанавливаем режим смешивания слоя с наброском на Soft Light (Мягкий свет) и ниже создаем новый слой. Круглой жесткой кистью заполняем голову базовыми цветами.

Шаг 3

Дальнейший процесс будет таким же, как в моем предыдущем уроке по рисованию кожи . Над цветной основой создаем новый слой и преобразовываем его в обтравочную маску (Ctrl+Alt+G). С помощью различных режимов смешивания рисуем светотени на лице.

Я всегда начинаю с теней и рисую их на слое в режиме смешивания Multiply (Умножение).

Шаг 4

Также вы можете добавить дополнительные тона на коже, например, оранжевый. Для этого создаем новый слой и переводим его в режим смешивания Overlay (Перекрытие).

Шаг 5

Продолжаем детализировать картинку и сглаживать кожу. С помощью Smudge Tool (Палец) размазываем жесткие штрихи, чтобы придать коже бархатный эффект.

Закончив с основными деталями, берем текстурную кисточку Chalk Brush из стандартного набора Photoshop и рисуем поры на коже. Главное не перестараться с этим эффектом, при необходимости используйте Eraser Tool (E) (Ластик), чтобы удалить лишнее.

Жесткой кисть с Hardness (Жесткость) 100% добавляем финальные штрихи и заканчиваем основу. Также по контуру головы серым цветом рисуем отражающийся от фона свет. Уменьшаем размер кисточки, чтобы нарисовать мелкие волоски на лбу и бровях и добавить блики по всему портрету.

2. Рисуем веснушки и родинки

Шаг 1

Как владелец веснушчатого лица, со всей уверенностью заявляю, что это, пожалуй, наиболее простые элементы, которые вы можете освоить в рисовании кожи. Берем нашу основу и объединяем все слои, которые относятся конкретно к голове, вместе (Ctrl+E).

Теперь добавляем веснушки. Жесткой круглой кистью рисуем маленькие точки на носу, щеках и бровях. Проверьте, чтобы опция Pen Pressure (Нажим пера) в настройках кисти была активна, так как в данном случае нам нужно, чтобы графический планшет реагировал на нажим кисти.

Чтобы усилить эффект, дублируем (Ctrl+J) слой с веснушками и удаляем лишнее с помощью Eraser Tool (E) (Ластик).

Шаг 2

Если предыдущий процесс показался вам слишком легким, давайте перейдем к родинкам! Нам не понадобится много усилий, чтобы родинка выглядела реалистично. Рисуем темно-коричневое пятно и смазываем один край с помощью Eraser Tool (T) (Ластик). Смазанное место будет создавать эффект блика и нам остается добавить темный цвет на противоположной стороне родинки, чтобы придать ей немного объемности.

Родинки, в отличии от веснушек, должны выступать над кожей.

Дублируем веснушку, чтобы добавить новые в других частях лица. После завершения работы у вас должен получиться примерно такой результат:

Вот так выглядит финальный результат. Вы можете добавить больше веснушек и родинок или оставить, как есть.

3 Рисуем морщины

Шаг 1

Как бы ваш персонаж выглядел через 20 лет? С возрастом структура нашей кожи меняется, и она обвисает. Чтобы повторить такой эффект, нам понадобится фильтр Liquify (Пластика).

Переходим Filter - Liquify (Фильтр - Пластика) и инструментом Forward Warp Tool (W) (Деформация) растягиваем края челюсти вниз.

Давайте состарим лицо еще сильнее. Из-за потери эластичности кожи глаза обвисают, а губы становятся тоньше, и лицо кажется более округлым. Немного расширяем нос, используя Bloat Tool (B) (Вздутие), затем сжимаем губы с помощью инструмента Pucker Tool (S) (Сморщивание). С помощью Forward Warp Tool (W) (Деформация) добавляем больше обвисшей кожи вокруг глаз.

Вы также можете создать эффект «старой милой леди», если немного приблизите друг к другу брови.

Шаг 2

Теперь займемся морщинами. Процесс очень простой. Круглой жесткой кистью рисуем линии в местах, где мышцы сокращаются больше всего.

Не забудьте о морщинках на носу и губах.

Если вы не удалили слой с веснушками, сделайте его видимым и уменьшите Opacity (непрозрачность) до 60%. Веснушки создадут эффект пигментных пятен. Наносим тени вокруг морщин и добавляем текстурности с помощью Chalk Brush.

Шаг 3

Мелкие детали позволят усилить эффект старости, поэтому давайте обесцветим волосы. Для этого создаем новый слой в режиме смешивания Saturation (Насыщенность) и закрашиваем серым цветом волосы и брови.

Лучший способ сделать кожу более реалистичной - нарисовать блики. Заканчиваем портрет нанесением бликов по всему лицу, чтобы усилить реалистичность морщин.

Вот так выглядит финальный результат! Ну разве она не похожа на чью-то прелестную бабулю?

4. Рисуем шрам на губе

Шаг 1

Возможно, бабуля в прошлой жизни была безжалостным наемником-убийцей. Если она рубила плохих парней направо и налево, то у нее точно должны остаться парочка боевых шрамов. Поэтому в последнем разделе урока мы создадим с вами ужасный шрам на губе.

Начинаем с основы. Активируем фильтр Liquify (Пластика), чтобы сделать челюсть более угловатой, поднять концы бровей выше и опустить уголки рта. Все это поможет придать лицу более свирепый вид.

Шаг 2

Это то, что я называю свежим шрамом, так как он еще не успел затянуться. Создаем новый слой в режиме смешивания Multiply (Умножение) и рисуем основу шрама над губой. Чтобы сделать взгляд более выразительным, наносим тень вокруг глаз.

При таком шраме губа должна деформироваться. Поэтому дорисовываем часть губы возле шрама, чтобы поднять ее выше и показать деформацию. Затем по краям шрама нанесите блики, чтобы создать эффект заживления раны.

Добавляем объем с помощью тени, которую мы наносим на отдельном слое в режиме Multiply (Умножение). Темно-красный цвет для тени подбираем на губах и наносим в разрезе шрама.

Шаг 3

Добившись достаточного реализма и глубины, мы можем добавить текстуру. Используем кисть Chalk Brush, чтобы нанести текстурные блики на шраме. Это не только создаст эффект пор, но также добавит контрастности между чистой кожей и раной.

Вот так выглядит финальный результат. Ранена, но все еще готова сражаться! Таким образом, вы можете видоизменить любого персонажа, используя всего несколько мелких деталей.

Теперь примените описанные выше техники в своих собственных работах!

Только терпение и практика позволят вам осилить искусство рисования реалистичной кожи в Adobe Photoshop.

Хотите узнать Как нарисовать морщины карандашом поэтапно, сделайте несколько простых шагов.


Шаг 1. Рисовать морщины вам нужно будет набросать некоторые руководящие принципы и формы первого. Поскольку там собирается быть глаз, вы будете рисовать круг для зрачка. Следующий розыгрыш верхней части веко и затем набросать две другие линии справа, что будет для мимических морщин.

Шаг 2. Закончить рисование вне формы глаз и затем нарисовать и тени в зрачке, как вы видите здесь. Далее создание эскиза брови и раскрасить его в полной мере. Вы будете затем нарисуйте линии морщин на верхней части верхней правой руке вы видите морщинки и мелкие морщинки на нижней линии нижней правой морщинки.

Шаг 3. С возрастом они естественным образом образуют морщины и кажется, что под глазами является наиболее распространенным местом Вы заметите, что человек стареет. Приводим некоторые морщинки под глазом и убедиться, что они выглядят, как они сворачивают немного. Затем эскиз в некоторых хороших ресниц.

Шаг 4. Все, что вам нужно сделать здесь-это набросать больше морщин линии к правой стороне бумаги или чертежной программе. Вы можете использовать эти морщины, чтобы добавить к старому лицу, что вы собираетесь нарисовать, чтобы добавить больше деталей и четкости.

Шаг 5. Когда вы закончите ваши морщины должны выглядеть как те, что вы видите здесь. Теперь вы знаете «как рисовать морщины, шаг за шагом»!

В сегодняшнем уроке мы будем учиться рисовать лицо человека. Разберем все важные элементы лица, такие как глаза, нос, рот, освещение и передачу психологического состояния человека через рисунок.

Этот урок как раз подойдет тем, кто хочет научиться рисовать крутые портреты.

Как поэтапно нарисовать лицо

Для начала обобщенно разберем рисование человека, а затем более подробно пробежимся по пунктам.

1 этап
Изображать голову мы будем в пол-оборота, поэтому рисуем овал с уже намеченным ухом. Делим его по вертикали мысленно пополам, представляя где будет центр головы. Также, горизонтальными линиями обозначаем места где будет линия роста волос, глаз, носа и рта.

Это вспомогательные линии, поэтому сильно нажимать на карандаш не стоит.

2 этап
Второй шаг очень важен для нас, на нем мы изобразим все черты лица легким нажатием на карандаш. Так как этот урок для продвинутых художников, останавливаться на каждом элементе мы не будем.

3 этап
Так как наш рисунок будет со светотенью, то пора начать с ней работать.

Очень важный совет, о котором многие не знают:
Чтобы проще было изображать светотень, вам необходимо поделить лицо на плоскости. Таким образом, вы сами будете лучше понимать где должна быть тень, а где её не должно быть.

Этот способ чуть лучше, чем мазня карандашом по ровному лицу.

4 этап
Теперь пришло время накладывать тени.

Лайфхак по рисованию теней:
Чтобы было проще изображать тень, вам нужно прищурить глаза, чтобы вы могли различать лишь два тона, темный и светлый. После того как обозначите общую тень, необходимо детализировать её на более темные и более светлые участки. Делать это нужно уже с хорошо открытыми глазами.

5 этап
На пятом шаге продолжаем работать карандашом над светотенью. Обозначаем темные места темнее, а светлые места светлее. Делаем более частые штрихи, чем на предыдущем шаге.

6 этап
В любом случае, в рисунке невозможно передать все черты лица и тона тени человека, поэтому не нужно переусердствовать с этим. Дорабатываем светотень и наш портрет готов!

Теперь пришло время более подробно пройтись по элементам портрета.

1. Свет

В идеале, если вы работаете с натурой, свет должен быть не слишком ярким и падать на голову человека немного сверху. Из-за этого свет будет падать так, что вам будет проще изобразить основные черты человека.

Если источник света будет слишком ярким, то нашей натуре придется морщить глаза и неестественно напрягать некоторые мышцы, этого нам не надо, поэтому следите за источником света.

2. Голова

Рисование происходит от общего к частному. То есть, мы намечаем основу, а затем детализируем её.

Внимательно изучите характерные формы человека, которого вы рисуете. Даже если вы рисуете с картинки, вы всё равно должны внимательно её изучить.

Даже если вы сделаете красивый нос. глаза или рот, но общие формы головы не будут соответствовать действительности, то работу можно будет считать неудачной.

Как только вы проанализировали общие черты лица, пришло время анализировать мелкие элементы: глаза, уши, нос и рот.

3. Глаза

Глаза — это очень важный элемент. Они передают характер, эмоции, физическое и психологическое состояние в целом. Постарайтесь нарисовать их нужных размером и в нужном месте.

Также важно, чтобы зрачку смотрели точно в одном направлении, иначе вы не сможете передать свойства, описанные выше.

Не стоит забывать и про брови. Они очень хорошо показывают, когда кто-то сердится или грустит. У женщин обычно длинные ресницы, но тонкие брови. У мужчин же бывает по-разному.

При рисовании пожилых людей стоит обратить особое внимание на морщины вокруг глаз.

4. Уши

Уши рисуются практически одинаково. Это не самая важная часть, но тем не менее…
Изображаются они обычно на одной прямой с носом.

Пара важных моментов:
У ребенка необходимо изображать достаточно большие уши.
А у пожилых людей необходимо рисовать уделенные уши.

5. Нос

Нарисовать его не так просто как кажется, это достаточно сложная в изображении часть лица. Сложность также состоит в том, что у людей разные носы. Научившись мастерски рисовать один тип, вы, возможно, не сможете также мастерски нарисовать другой тип.

Сложность состоит еще и в том, что от носа падает большая тень, которую нужно как-то изобразить. Рисуется он обычно в виде пирамидки.

6. Рот

Губы или рот тоже очень выразительная часть, не смотря на то, что рисуются они практически одинаково. В зависимости от пола и рассы, губы могут быть тонкими или более толстыми.

Верхняя и нижняя губа может быть примерно одинаковых размеров. Также, возможно, что нижняя губа будет больше верхней и наоборот.

Важное заключение

Если вы хотите научиться рисовать красивые лицо человека и у вас не получается рисование какой-то одной части, то не стоит зацикливаться на постоянном рисовании одной и той же части.

Не нужно тратить сотни листов на одни губы. Старайтесь почаще рисовать лицо в целом и постепенно вы научитесь рисовать губы и, при этом, улучшите навык рисования в целом.



Раз уж мы заговорили об имитации крови, пулевых и прочих ранениях и порезах, то сегодняшняя тема будет посвящена гриму. Как его можно сделать из подручных средств, а также о том, как правильно наносить.

Сценический грим представляется только вспомогательным искусством, при посредстве которого, однако, артист может преображать, соответственно типу исполняемой роли, черты своего лица, налагая на него различные специальные краски, надевая парик, изменяя налепками и наклейками отдельные части своего лица и прочее.
Тайна грима не в том, чтобы превратить молодое лицо в лицо старика, короткий вздернутый нос сделать длинным, маленькие глаза сделать большими и т.д.; тайна его в том, что артист, чувствуя себя изображаемым персонажем, сам преображает свое лицо и делает его, смотря по надобности, то юношески восторженным, то старческим или слабоумным.

О количестве красок на лице

На лицо нужно класть возможно меньшее количество красок: тот грим лучше, на который красок затрачено меньше. Чем меньше на лице положено красок, тем меньше стеснена мимика лица и тем свободнее могут проявляться мимические движения; когда же помимо красок приходится прибегать ко всякого рода налепкам и наклейкам, то нечего и говорить, что они страшно мешают мимике. К счастью они чаще всего употребляются в небольших эпизодических ролях, в которых можно пожертвовать разнообразием мимики в пользу резкого впечатления, произведенного одним внешним обликом.

В старом гриме важно также изменение черепа: в старости рельеф лица усиливается, череп заметен сильнее, он проглядывает через кожу; здесь должно прийти на помощь знание анатомии. Нужно показать черепные впадины и выпуклости теневой, коричневой или серо-синей краской; углубить впадины височные, глазные или скуловые, также подчеркнуть характерное для старого грима втягивание верхней губы, происходящее от недостатка зубов. Хотя зубы и есть, но все-таки губа будет казаться впалой, вследствие углубления пространства между ртом и носом, а также вследствие отвисания нижней губы.

Воспроизводится в гриме это просто: верхняя губа вместе с надгубным пространством затемняются серо-синей или коричневой краской, а нижняя высвечивается светлой, а иногда и белой. Нижняя губа в свою очередь обводится для большего рельефа темной краской, если одного высвечивания не будет достаточно.

Углы рта углублены в большей или меньшей степени (теневой краской); подбородочная впадина усиливается. Надбровные дуги, скуловые выпуклости, мешки под глазами, нос и подбородок - высвечиваются.

Несколько секретов грима:

Вместо "недорогой пудры" лучше использовать тальк или детскую присыпку. Также можно воспользоваться крахмалом.
Легко и быстро снять грим (в том числе и с глаз) можно любым растительным маслом и ватой. Рецептуры грима проверены временем и давно имеют гигиенические сертификаты.
Главное - не пользоваться старым испорченным гримом. В этом случае вам не поможет никакой защитный крем, и тем более вазелин. Вазелин нужно вообще запретить законом: он сушит кожу, придаёт гриму ненужный блеск, не даёт коже дышать. Нельзя использовать вазелин в качестве основы для грима! Наносить грим нужно на вымытую кожу. Если кожа сухая - смягчите её лёгким питательным кремом.

Чтобы изобразить жертву голода или лихорадки не нужно так сильно подчёркивать каждую впадину и рисовать морщины там, где не них нет даже намёка! Чаще всего достаточно подобрать нужный цвет лица, чтобы достичь отличного эффекта, и слегка подчеркнуть глазные впадины более тёмным тоном. Используйте обычный тональный крем с добавлением гуаши нужного цвета - это абсолютно безопасно и выглядит очень хорошо.

Нарисованные раны

Во многих случаях нет необходимости использовать пластические детали для имитации ран, шрамов и порезов. Для дальних планов, коротких эпизодов и особенно для сцены можно обойтись нарисованными увечьями. Даже если вы совершенно не умеете рисовать, но в состоянии держать кисть, воспользовавшись нижеприведённым описанием, вы сможете изобразить правдоподобную рану.

Мы будем тренироваться на запястье свободной руки и нарисуем на нём подсохшую резаную рану.
Коричневой краской нарисуйте линию толщиной 2 мм и слегка смажьте её края.

Краской на 2-3 тона светлее основного проведите 2 линии параллельно коричневой и стушуйте их края наружу. Не стушёвывайте белые линии внутрь раны, а лишь смягчите края.

Этой же краской, но с примесью голубого, подчеркните или нарисуйте вены. Делайте это лёгкими штрихами, стараясь не класть плотный слой краски.

Там, где есть блик, рядом должна быть тень: краской на 2-3 тона темнее основного слегка оттените нарисованные вены и складки в области запястья.
Далее смешайте бордовую краску с алой и нарисуйте ей тонкую линию посередине коричневой. Большую глубину ране придадут короткие чёрные штрихи, расположенные на «дне» нарисованного пореза.


Шрамы


Чтобы нарисовать приличный шрам, нам потребуются: темно-красный, темно-коричневый и светло-тональный грим (можно воспользоваться карандашами тех же оттенков). Стадия первая: красным гримом прокладывается контур будущего шрама - старайтесь делать его одним движением, как это получилось бы в бою. Затем вдоль нижней грани "шрама" прокладывается чуть более широкая полоска тонального грима (тон должен быть светлее вашего естественного оттенка кожи.Вдоль верхней грани красной полосы проводим темно-коричневую полосу (создает ощущение рельефа и глубины шрама). Наконец, растушевкой или пальцем растушевываются края шрама, обычно, более широко там, где шрам проходит "по кости" и менее, где рисунок проходит по мягким тканям, например, на щеке. Там, где шрам должен быть более глубоким, можно добавить больше темного грима и сделать светлее тональный.

Внимание! Использовать овощи и фрукты для раскрашивания кожи следует крайне осторожно - томаты, например, вызывают жуткий диатез и воспаление (если уж ничего другого под рукой нет, лучше использовать разведенную томат-пасту, а не свежие помидоры), да и некоторые другие плоды могут спровоцировать нежелательную реакцию (если вы знаете слабости своего организма, не стоит приносить его в жертву пятиминутному эффекту). Уголь и зола имеют свойство глубоко забивать поры кожи - поэтому после использования следует умыться теплой мыльной водой и очистить кожу лосьоном или даже одеколоном.

Не следует использовать на лице: плакатные краски, гелевые и шариковые ручки, фломастеры, химические карандаши. Нанося на руки и тело "татуировки", убедитесь, что используемую вами краску можно будет смыть - в противном случае, появление человека на работе после бурно проведенных в игре выходных может привести к некоторым... неудобствам.


Желаем удачной маскировки! ;)

Мастер-класс с пошаговыми фото по рисованию для детей 6-10 лет «Портрет пожилого человека»



Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Создание учебной или творческой работы
Задачи:
Обучать приемам и способам изображения морщин на лице человека.
Закреплять знания о пропорциях лица
Развивать практические навыки владения сухими графическими материалами
Воспитывать любознательность
Материалы:
Бумага и уголь


(варианты: уголь и сангина, угольный карандаш, пастель, восковые мелки, гелевые мелки)
Предварительная работа:
Знакомство с портретами пожилых людей, выполненными углем и другими графическими материалами
(рисунки взяты из интернета)
Вступление:
Уголь – это, вероятно, самый простой и самый старый художественный инструмент, взятый человеком в руки. И художники до сих пор не утратили к нему своего интереса. Правда, теперь он немного изменился. И рисуют им не на скалах или стенах пещер, а на бумаге. Глянцевая для рисунка не подойдет (будет осыпаться). Лучше брать слегка шероховатую. Можно использовать бархатную бумагу, бумагу для пастели, даже мелкую наждачку.
Работать с углем очень интересно. Он дает возможности для линейного рисунка, штриховки, растушевки, работы пятном. Растушевывать мягкие материалы можно специальными приспособлениями, можно ластиком или ладошкой (пальцем) работать. Уголь так же прекрасно сочетается с сангиной и мелом.
Подобные рисунки требует закрепления. Для этого можно использовать обычный лак для волос. Выставочные работы лучше убирать под стекло.
Цитата:
Рисовальный уголь бывает двух видов: обычный древесный и прессованный. Прессованный чернее и жирнее, чем древесный. Изготавливают его из угольного порошка (при этом используя наиболее черные сорта), с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь продают в виде палочек, они бывают трех номеров твердости.
При работе углем используют два способа.
Первый способ – рисование линией. Уголь при этом затачивают косо на край при помощи наждачной бумаги. Второй способ заключается в большом применении тона. Для этого уголь кладут плашмя на бумагу, что дает возможность легко прокрывать большие поверхности.

Ход работы:
1 БАБУШКА

Используем восковые мелки. В отличие от угля мелки не пачкают руки.


Рисуем овал лица. Затем уточняем нижнюю часть лица – чуть отвисшие щеки и подбородок


Лицо можно разделить примерно на три части. Нос занимает среднюю часть. Изображаем его, оставляя примерно такое же расстояние для лба и рта.
Форма носа может быть любой: тонкий, толстый, с горбинкой. Добавляем ноздри.


Рисуем глаза овальной формы. Над ними изображаем брови. Намечаем линию губ.


Теперь дело за ушами. Они примерно такой же величины, как нос. И самое главное – морщинки. Они появляются у пожилых людей от того, что кожа утрачивает сваю упругость, становится дряблой, отвисает. Мимические морщинки появляются там, где кожа часто деформируется. Сердящиеся люди сдвигают брови и между бровей образуются вертикальные морщинки. Если человек удивляется – брови поднимаются вверх. При этом образуются горизонтальные морщины. Если человек часто смеется или прищуривается, у него возле глаз тоже будут морщинки. Чем старше человек, тем больше на лице морщинок.
Рисуем горизонтальны морщины на лбу, «гусиные лапки» возле внешних уголков глаз. Добавляем морщины под глазами, возле ноздрей и губ.


Рисуем круглый зрачок. Пока эта заготовка портрета больше похожа на портрет мужчины. Плашмя тонируем лицо.


Берем черный мелок и рисуем волосы. Первая линия – от уха до уха одним движением. Затем – коковка. И безликое существо становится бабушкой.


Уголком мелка прорисовываем волосы. Добавляем линию плеч и придумываем одежду (по желанию это может быть как домашняя, так и парадная одежда).


Свое место занимают очки, сережки.


2 ДЕДУШКА

Используем уголь

Попробуем чуть усложнить задачу и нарисовать мужской портрет с чуть склоненной к плечу головой. Для этого просто наклоняем лист и рисуем овал лица. Рисуем его чуть жестче, «квадратнее» чем женский.


Добавляем нос. Продолжаем держать лист наискосок, чтобы черты лица были расположены правильно, без искажений.


Уши на лице располагаем, ориентируясь на размер носа.


Меняем простой уголь на прессованный. Линии становятся четче,цвет - насыщеннее.
Рисуем брови и глаза. Между бровями – морщинки.


Добавляем линию губ и приступаем к «старению» лица. Это делают морщинки у глаз.


Поворачиваем лист прямо и рисуем плечи. Одежду придумываем и изображаем по желанию. В данном варианте – рубашка, галстук и джемпер. Волосы рисуем только над ушами.



Растираем либо лицо, либо фон. Можно и то и другое.

Детские работы:
ДШИ





Детские работы МДОУ (уголь, сангина)





Примечание:
Эти рисунки можно сделать ко дню БАБУШЕК и ДЕДУШЕК. Это звучит гораздо приятнее, чем "День пожилого человека"
Вот так выглядит наша небольшая выставка в ДК с портретами дедушек и бабушек.


А это - рисунки восковыми мелками дошкольников