Как рождалось имя. Традиции имянаречения и прямое имя

История появления русских имен

История появления русских имен

Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома - имя.

Имена людей - часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. Таким образом, личное имя (в древнерусском языке - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.

В истории русских личных имен выделяются три этапа.

1. Дохристианский, в котором исповедовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка.

2. Период после крещения Руси, где церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности.

3. Новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской Социалистической Революции и ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имен и активным имятворчеством.

До введения на Руси христианства, личные имена были ничем иным, как прозваниями, данными по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.

Древнерусские имена-прозвания представляют собой огромный интерес. Они раскрывают богатство русского народного языка. Древнерусские имена-прозвания, были разнообразны. Например: Первак, Первой, Второй, Вторак, Третьяк (это имя было одним из самых распространенных), Третий, и т.д. Мы встречаем прямых потомков этих имен - фамилии: Первов, Третьяк или Третьяков и т.д. Или такие имена - Черныш, Беляк, Белой и др. - данные по цвету волос, кожи. Имена присваивались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения, характеру, по времени рождения. Множество прозваний давалось по отдельным поводам и случаям. Среди древнерусских имен были такие, которые дошли до наших дней - Вадим, Всеволод, Горазд, Добрыня, Ждан, Любава.

После введения христианства на Руси вошли в практику именования так называемые календарные имена. Они стали составной частью русского языка, частью истории русского народа. Календарными мы их сейчас называем условно, так как в течение всего времени своего существования они давались людям по церковным календарям. Официальное насаждение христианства на Руси началось с Х века. В княжение Владимира Святославича христианство стало государственной религией. Киевский князь Владимир, искавший себе сильного союзника, заключил союз с Византией. Одним из условий этого союза, было принятие Русью христианской религии. В 988 году Владимир крестился сам и стал вводить новую религию на Руси. Христианизация населения Руси и обязательному при этом обряду крещения сопутствовало наречение людей новыми христианскими именами. Принятие новых имен русским населением шло медленно.

Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В стариницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То - хошь, не хошь - Иероним!
М.Владимов

Однако в истории сохранились только дохристианские имена, которые бытуют у нас и поныне, попали они в русский язык в начале II тысячелетия через проповедников христианской религии, большинство которых были южными славянами: у них христианство появилось гораздо раньше, чем на Руси.

В первые годы после Октябрьской революции основной массе рождавшихся давали старые имена. После окончания гражданской войны произошли перемены - реже стали устраивать церковные свадьбы, осуществляли положенную гражданскую регистрацию новорожденных.

Эпоха новым лексиконом
Врывалась в речь цехов и сел,
Шли Амфилохии в ревкомы,
Аделаиды в комсомол.
Они своих созвучно эре
Именовали октябрят:
Заря, Идея, Пионерий,
Ревмир, Ревпуть и Диамат!
М.Владимов

В настоящее время очень часто встречаются сокращенные формы имен. Сокращенные формы употребляются в самых различных ситуациях, за исключением официальных. Сокращенные имена столь коротки, что нередко оказываются созвучными нескольким полным именам, и наоборот, одному полному имени может соответствовать несколько сокращенных. Например:
Аграфена - Агаша - Гаша - Граня - Груня - Груша - Феня;
Александр(а) - Ара - Аря - Аля - Алик - Ксана - Ксаня - Алексаня.

Что в глазах ненастенько,
Дождики косые,
Ася, Стася, Настенька,
Дочь Анастасия?
Просто жизнь - фантастика
Трех матрех вместила:
Ася, Стася, Настенька,
Все - Анастасия.
И.Снегова

Поскольку существуют многочисленные варианты одних и тех же имен, то необходимо различать официальные и неофициальные формы именования людей. В русском языке варьировались практически все формы имен, и церковные, и светские, однако светские - в значительно более широком диапазоне.

При крещении имя ребенка записывали в книгу регистрации (такие книги велись во всех церквях), при этом обычно следовали орфографии того календаря или какой-либо другой богослужебной книги, которая имелась в данной церкви. При получении метрики или справки о рождении (а их выдавала не церковь, а специальные гражданские учреждения - в городах консистории, в деревнях волостной писарь) имя переписывалось не буква в букву, а чаще всего так, как просили родители или как считал нужным писарь. Серьезного юридического значения расхождению записей имени в церковной книге и в метрике не придавалось; основным вариантом все равно был церковный, и написание имени можно было дополнительно проверить по дате рождения именуемого и соотносившемуся с ней дню ангела.

Поскольку раньше в документы (паспорт, метрику, справку, запись о крещении и т.п.) попадали разные варианты имен (и в церковной, и в их светской форме), все они могут называться паспортными, официальными, документальными, несмотря на ряд орфографических и произносительных отличий. В народных говорах многие имена подвергались существенным переделкам (Евдокия - Евдокея - Авдотья через неустойчивый вариант Авдокья), но так как в документальные записи попадали и эти формы, их также приходится считать официальными.

В неофициальных ситуациях - дома, в кругу друзей - людей называют неофициальными сокращенными формами имен. Они сложились в быту для повседневного употребления, так как полные имена бывают иногда громоздкими и неудобными при общении в семье, и особенно среди детей и подростков. (Екатерина - Катя, Мария - Маша, и т.д.).

Урок окружающего мира по теме: «Как рождалось имя»

3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

Форма проведения: урок - исследование

Цели:

Образовательные

Познакомить детей с историей возникновения имён, отчеств, фамилий; объяснить их происхождение.
Расширить знания детей о многообразии имён, о понятиях: тезки, однофамильцы; “раскрыть” тайны имени ребенка.

Воспитательные

Воспитывать чувство гордости за свою фамилию, за свой край.

Воспитывать в детях положительные качества личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);

Развивающие

развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе; содействовать формированию коллектива класса;

Опережающее домашнее задание:

Выучить стихотворение З. Александровой “Восемь Тань”;

Расспросить родителей о своём имени (его значение и в честь кого назван ребенок).

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…

Представьте, пожалуйста, себе такую ситуацию. Вы оказались в незнакомой компании или вспомните ту ситуацию, когда вы пришли в нашу школу впервые в первый класс.

Что в первую очередь сделала учительница, чтобы вы не чувствовали себя одиноким, чтобы вам было комфортно в новом коллективе? Она вас познакомила друг с другом, чтобы вы побыстрее освоились и нашли себе друзей.

Отгадайте загадку - что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? Ответ – имя.

Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.

Мы с вами все живем в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:

Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе;
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё о родителей в сладостный дар получает…

3. Создание проблемной ситуации.

1. Итак, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Да, как вы уже догадались, мы будем говорить об имени человека, а ещё о фамилии и отчестве. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен.

4. Работа по теме.

В народе говорят:

Не имя красит человека, а человек – имя (русская пословица)

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени (русская пословица)

А в Японии мудрецы говорят: тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, и они не знают нас. Давайте им представимся…

Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал. (Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени.)

У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей ? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?

К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям , потому что называют уменьшительными именами и лаской.

Вот полное имя – Татьяна. Как вы думаете, как могли называть родители, когда девочка была маленькой?

Дети отвечают – Татьянка, Танечка, Танюша, Танюшка, Танюся, Таня…

А теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:

Саша - Александр

Алеша - Алексей

Коля - Николай

Ксюша - Ксения

Оля - Ольга

Вика - Виктория

Игорь - Эти имена остались без пары. А почему?

Нина - Потому что они употребляются только в одной форме.

А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик имена девочек, а во второй имена мальчиков.

СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА

Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕНЯ не указывает нам, о ком идет речь.

Как будет звучать полное мужское имя? -Евгений.

А женское – Евгения.

Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример?

ВАЛЯ - ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА

САША - АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА

А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?

В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе”героиню зовут Федора.

Сейчас это имя редкое.

А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.

Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена. Прочитайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.

А в нашем классе есть тезки?

Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами ).

А каких писателей однофамильцев вы знаете? (Дети отвечают – Лев Толстой и Алексей Толстой)

Физкульминутка

У меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и будем угадывать, о каком имени идет речь в песне.

А теперь обратите внимание на доску и обратите внимание, почему я написала два этих разных слова по-разному. (На доске: Лев и лев).Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным. С раннего детства людей называли: во-первых, по внешности (Мал, Бел, Черныш), во-вторых, по черте характера (Добр, Храбр, Несмеяна), в-третьих, по месту в семье (Ждан, Третьяк, Другая), в-четвёртых, по названию животных, растений, явлений природы (Баран, Дуб, Волк).

Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?

РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ

Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.

Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от: профессий, черт характера, названий животных и растений (работа в паре)

Детям раздаются карточки с именами.

Перед вами имена простых русских людей, живших в XIV, XV, XVI веках. Подумайте, почему их так назвали? (работа в группах)

Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?

Правильно, по отчеству. Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть? (Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество).

Назовите имена и отчества ваших родителей, бабушек или дедушек. (Дети также по очереди называют имена и отчества своих бабушек и дедушек).

А вы читали былины о богатыре Илье Муромце?

А как вы думаете, Муромец – это фамилия или отчество? Давайте вспомним слова былины:

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается…

Как же звать героя по имени-отчеству? Илья Иванович. А фамилия Муромец произошла от названия города, откуда он был родом. Илья Муромец из города Мурома.

Существуют названия фамилий, которые произошли от названий деревень и сел. Какие фамилии получатся от названий сёл и деревень?

с. Крылово - Крыловы

с. Богомягково - Богомяковы

с. Козлово - Козловы

с. Мазунино - Мазунины

с. Петухово - Петуховы

с. Драчево - Драчевы

5. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Что понравилось и что запомнилось?

Имя у тебя одно.

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна, и оттого

Ты побереги его…

1. В каком году и каком состязании появилось имя первого победителя Олимпийских игр

Короибос (Кореб)?

а) в 786 г. до н.э. в борьбе; в) в 776 г. до н.э. в метании диска;

б) в 776 г. до н.э. в беге; г) в 778 г. до н.э. в беге.

2. Назовите Римского императора, который в 394 году н.э. запретил проведение античных

Олимпийских игр?

а) Феодосий I; в) Нерон;

б) Феодосий II; г) Юлиан.

3. При развитии силовой выносливости интенсивность упражнений составляет…

а) 10-30% в) 60-70%

б) 20-50% г) 85-95%

4. В каком году был создан Международный Олимпийский Комитет?

а) 1898г. в) 1923г.

б) 1911г. г) 1894г.

5. В 1894г. на Парижском конгрессе в состав МОК, состоявший всего из 13 членов, был избран

первый россиянин. Кто он?

а) А.Д.Бутовский в) В.Г.Смирнов

б) Н.Н.Романов г) С.П.Павлов

6. Впервые на Олимпийских играх в Мехико – появился талисман. А под каким талисманом и

какие игры проходили в Москве?

а) XIX – ягуар; в) XXIV – тигренок;

б) XXII – медвежонок; г) XXIII – орленок.

7. Гигиена – это…

а) Область экологии, изучающая особенности воздействия среды обитания на человека;

б) Свод санитарно-эпидемиологических законов и нормативных документов;

в) Область медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека;

г) Все выше перечисленное.

8. Для совершенствования координационной выносливости используют следующий метод…

а) Интервальный; в) Переменный;

б) Повторно-прогрессирующий; г) Игровой.

9. Подводящие упражнения применяются…

а) Если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы;

б) Если обучающийся недостаточно физически развит;

в) Если необходимо устранять причины возникновения ошибок;

г) Если применяется метод целостно-аналитического упражнения.

10. Выберите правильное определение к термину «физическое упражнение»?

а) Это двигательное действие, используемое для физического совершенствования

человека;

б) Это двигательное действие, дозируемое по величине нагрузки и продолжительности

выполнения;

в) Это форма двигательных действий;

г) Это движения, выполняемые на уроке физической культуры.

11. Под понятием «спорт» принято называть:

а) Исторически сложившуюся деятельность человека, направленную на физическое

совершенствование и достижение высоких результатов при участии в соревнованиях;

б) Исторически сложившуюся систему организации и управления процессом физического

воспитания;

в) Целенаправленный педагогический процесс в ходе которого осуществляется прикладная

направленность физического воспитания;

г) Наивысший уровень физического развития и физической подготовленности человека.

12. Максимальное напряжение мышц достигается при работе мышц в…

а) Уступающем режиме; в) Удерживающем режиме;

б) Преодолевающем режиме; г) Статическом режиме.

13. Лучшие условия для развития взрывной силы мышц ног создаются во время…

а) Челночного бега; в) Подвижных игр;

б) Прыжков в глубину; г) Приседаний со штангой.

14. При проведении закаливающих процедур нужно придерживаться основным принципам

закаливания. Определите какие?

1. Принцип систематичности;

2. Принцип разнообразности; Варианты ответов: а) 2,4,5

3. Принцип постепенности; б) 1,3,5

4. Принцип активности; в) 1,2,4

5. Принцип индивидуальности. г) 3,4,5

15. При выполнении физических упражнений нагрузка регулируется:

а) Сочетанием объема и интенсивности при выполнении двигательных действий;

б) Частотой сердечных сокращений;

в) Степенью преодолеваемых трудностей;

г) Утомлением, возникающим в результате их выполнения.

16. Сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности объединяется в

а) Биологическая активность; в) Двигательная активность;

б) Оптимальная активность; г) Физиологическая активность.

17. Укажите 3 принципа самостоятельного освоения двигательных действий в физической

культуре?

1. От низкого к высокому 4. От ближнего к дальнему

2. От известного к неизвестному 5. От субъективного к объективному

3. От простого к сложному 6. От освоенного к неосвоенному

Варианты ответов: а) 1,3,4

18. Дополните определение: «Сила – это способность преодолевать… или противостоять ему за

счет…..».

а) Внутреннее сопротивление; мышечного напряжения;

б) Внешнее сопротивление; мышечного усилия;

в) Физические упражнения; внутреннего потенциала;

г) Физическую нагрузку; мышечного напряжения.

19. Минимальный расход энергии на мышечную деятельность должен ежедневно составлять не

а) 1000-1300 ккал; в) 1300-1500 ккал;

б) 800-1100 ккал; г) 1400-1600 ккал.

20. Недостаток мышечной активности современного человека называют:

а) Гипокинезией; в) Гипоксией;

б) Атрофия; г) Гипертрофия.

21. Физическая культура представляет собой...

а) Учебный предмет в школе; в) Процесс совершенствования возможностей человека;

б) Выполнение упражнений; г) Часть человеческой культуры.

22. Что является мерилом выносливости?

а) Амплитуда движений; в) Время;

б) Сила мышц; г) Быстрота двигательной реакции.

23. Вес баскетбольного мяча должен быть…

а) не менее 537г, не более 630г; в) не менее 573г, не более 670г;

б) не менее 550г, не более 645г; г) не менее 567г, не более 650г.

24. Игровое время в баскетболе состоит…

а) Из 4 периодов по 10 минут; в) Из 4 периодов по 12 минут;

б) Из 3 периодов по 8 минут; г) Из 6 периодов по 10 минут.

25. Для предупреждения развития плоскостопия соблюдают следующие профилактические меры:

а) Не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве;

б) Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно

выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

в) Выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей;

г) Все вышеперечисленные.

26. При каком количестве фолов игрок должен быть удален из игры по правилам ФИБА:

27. Физическая культура ориентирована на совершенствование...

а) Физических и психических качеств людей;

б) Техники двигательных действий;

в) Работоспособности человека;

г) Природных физических свойств человека.

28. Под физическим развитием понимается...

а) Процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни;

б) Размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и

кровообращения, физическая работоспособность;

в) Процесс совершенствования физических качеств посредством физических упражнений;

г) Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической

культурой и спортом.

29. Под быстротой как физическим качеством понимают…

а) Способность быстро бегать;

б) Способность совершать двигательные действия за минимальное время;

в) Движения человека, обеспечивающие активное перемещение в пространстве;

г) Способность поддерживать высокий темп движения при очень быстром передвижении.

30. В каком году и где впервые сборная команда России приняла участие в Олимпийском турнире

по футболу?

а) 1948 в Лондоне; в) 1920 в Бельгии;

б) 1912 в Стокгольме; г) 1904 в Канаде.

31. Какое минимальное количество игроков должно быть в команде, при котором она

допускается к игре в футбол?

а) Не менее 7; в) Не менее 8;

б) Не менее 6; г) Не менее 5.

32. Какое наказание следует в футболе: если вратарь, находясь в пределах штрафной площади,

касается мяча руками за ее пределами?

а) Угловой удар; в) Штрафной удар;

б) Свободный удар; г) 11 метровый удар.

33. Под тестированием уровня физической подготовленности понимается…

а) Измерение уровня развития основных физических качеств;

б) Измерение роста и веса;

в) Измерение показателей сердечно – сосудистой и дыхательной системы;

а) Елмери Бери; в) Ясутака Мацудайра;

б) Вильям Морган; г) Анатолий Эйнгорн.

35. Втечение какого времени в волейболе подающий должен нанести удар по мячу после свистка

первого судьи на подачу?

а) 8 секунд; в) 10 секунд;

б) 3 секунд; г) 7 секунд.

36. Определение, применяемое в волейболе: «действие игроков вблизи сетки по преграждению

пути мяча, направленному соперником, поднятием руки выше верхнего края сетки»

означает…

а) Атакующий удар; в) Заслон;

б) Блокирование; г) Задержка.

37. Какая должна быть высота сетки в волейболе для мужчин?

а) 2м 43см; в) 2м 47см;

б) 2м 45см; г) 2м 50см.

38. Создателем игры в баскетбол считается…

а) Х. Нильсон; в) Д. Нейсмит;

б) Л. Ордин; г) Ф. Шиллер.

39. При воспитании выносливости применяют режимы нагрузки, подразделяющиеся на

оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Какую частоту

сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?

а) 110 – 130 ударов в минуту; в) 140 - 160 ударов в минуту;

б) до 140 ударов в минуту; г) выше 160 ударов в минуту.

40. В первых античных Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до нашей эры, атлеты

состязались в беге на дистанции, равной...

а) Одной стадии;

б) Двойной длине стадиона;

в) 400 метрам;

г) Во время этих игр в беге не состязались.

Ключ к врпросам

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

Имена собственные были выделены в глубокой древности. Конечно, нельзя найти свидетелей, которые бы это подтвердили, но еще философ-стоик Хрисипп (ок. 280–208/205 до н. э.) выделял имена в отдельную группу слов. Сегодня изучением собственных имен людей, закономерностей их возникновения и развития, их структуры, функционирования в обществе, распространения занимается антропонимика («антропос» – человек, «онима» – имя). Собственные имена людей называются антропонимами.

Людям всегда давали имена. О том, как они возникли, существует множество легенд и преданий. Вот одна из них. В далекое время, когда Высший разум подарил людям речь, был один язык. Каждое слово отражало внутреннюю суть вещей. Тот, кто знал слово, обретал власть над тем, что оно обозначало. В мире возник хаос, потому что люди никак не могли решить, кто именно будет управлять, а кто подчиняться. Тогда жрецы придумали для всего в мире другие слова, чтобы не дать непосвященным использовать истинные имена вещей во зло. Высшее знание оказалось не по плечу человеку. В результате возникли разные языки, и истинный язык был скрыт, а затем почти полностью утерян. Так говорится о языке, словах и названиях в легендах многих народов. С именами людей произошло то же самое.

Имена людям теперь пришлось придумывать самим. Причем во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши далекие предки понимали, что имя – это не просто название человека, чтобы отличать его от других, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.

В индейских и некоторых африканских племенах давали отталкивающие имена, для того чтобы отогнать злых духов. Когда-то давно считалось, что настоящее имя должен знать лишь сам человек и его родители. В индейских племенах свое настоящее имя молодой человек узнавал лишь в день признания его совершеннолетним посредством медитации и общения с духами и не сообщал никому. Старые индейские шаманы говорят, что часто это имя нельзя было произнести нормальными звуками, оно существовало лишь в виде смеси образа и звука.

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей аналогичными именами было как-то бестактно, да и опасно – ведь боги эллинов, жили совсем близко – на горе Олимп, были очень похожи на людей и часто общались с ними. Им могла не понравиться такая фамильярность. Поэтому для повседневного обращения к богам употреблялись различные эпитеты, которые тоже трансформировались в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими эпитетами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр. Многие боги носили на голове уборы вроде короны или диадемы. Отсюда произошло имя Стефан – увенчанный.

Однако сохранилась и традиция давать детям прямые имена богов, правда, не верховных, во избежание их гнева за такое нахальство. Имена Муза, Аполлон, Аврора, Майя до сих пор находятся в употреблении. Позднее это стремление стало христианской традицией давать имена в честь праведников, причисленных к лику святых.

На Руси существовала другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт.

Однако традиция подобного именования не прижилась. Да и человек, постоянно называемый не настоящим именем, а прозвищем, часто приобретал все качества, свойственные этому прозвищу. В такой ситуации и имя-оберег защищало человека неизвестно от чего. Поскольку имя вслух не звучало, оно не имело внутренней связи со своим носителем.

Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, и вполне справедливо, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни. Но в то же время давать имя, называть – значит обретать тайную власть. В разных языках не меняется эмоциональная окраска слова, и то, что обозначает нечто приятное, имеет звучание, которое приятно для слуха, и наоборот.

Таким образом, развитие имени имеет длинную историю. До принятия христианства на Руси используются самобытные имена, созданные на славянской почве средствами древнерусского языка. Славяне выбирали для именования своих детей любые слова, отражающие в себе различные свойства и качества людей, особенности их характера: Умник, Храбр, Добр, Хитр; особенности поведения, речи: Молчан; физические достоинства и недостатки: Косой, Хромой, Красава, Кудряш, Черняк, Беляй; время и «очередность» появления того или иного ребенка в семье: Меньшак, Старшой, Первый, Второй, Третьяк; профессию: Селянин, Кожемяка и многое другое. Подобные именования использовались и у других народов, достаточно вспомнить имена индейцев, которые характеризовали особенности того или иного человека: Орлиный Глаз, Хитрая Лисица и др. У нас бытовали несколько другие имена, которые позже, с принятием христианства и закреплением имен в церковных календарях, превратились в прозвища. Некоторые из этих прозвищ дошли до нас в виде фамилий: Кот, Жук, Волк, Воробей. Следует отметить, что эти фамилии очень распространены.

С XI по XVII век исконно славянские имена отходят на второй план, а на первый выходят византийско-греческие. С приходом христианства стала развиваться двухименная система. Для того чтобы защитить человека от злых духов, его нарекали одним именем, а называли совершенно другим. Для данного периода характерно расслоение в социальном плане. В это время распространены древнерусские имена, которые состоят из двух корней и содержат в себе корень -слав . Это такие имена, как Вячеслав, Святослав, Ярослав, Борислав, к которым присоединялись византийско-греческие имена с тем же корнем: Станислав, Бронислав, Мирослав и др.

С начала XVIII века до 1917 года господствуют канонические имена, складывается и распространяется трехчленная формула именования человека (фамилия, имя, отчество), появляется псевдоним.

После революции большую популярность приобретают новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Образование новых имен особенно коснулось девочек. Так, их называли Идея, Искра, Октябрина. Есть свидетельства, что одну девочку даже звали Артиллерийской Академией. Двойняшек мальчика и девочку было модно называть Рево и Люция; известны имена мальчиков Гений, Гигант (примечательно, что эти имена не всегда соответствовали действительности, а нередко и вовсе противоречили). Однако в это время появились имена, которые продолжают свою жизнь и сейчас: Лилия (оно подобно русскому имени Лидия и очень благозвучно), Нинель (чтение в обратном порядке имени Ленин), Тимур, Спартак.

Современный русский именослов включает в себя множество имен, имеющих различное происхождение. Но все же огромное преимущество имеют имена, которые теперь мы с полным основанием можем называть русскими. Хотя собственно русских имен осталось совсем немного. С течением времени первоначальный смысл имен забывался, а ведь исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют греческие корни, но многие из них были заимствованы из других древних языков, или были просто заимствованы из древнеримского, древнееврейского, египетского и других языков и при таком способе заимствования употреблялись только как имя собственное, а не как слово, обозначающее что-либо.

Имена служат для именования людей – при общении и обращении, и для отличия одного человека от другого - при перечислении, описании или повествовании. Но людей гораздо больше, чем имен, поэтому одно имя носит множество разных людей. Как же тогда их различать? На помощь приходят дополнительные имена и весь состав именования. Об имени человека в древности, именах времен СССР и в царской России речь шла . Продолжим разговор на тему истории возникновения русских имен .

Имена в Древнем Риме

В Древнем Риме для людей имущих классов был такой порядок именования: преномен (пред - имя), номен (имя) и когномен (семейное имя) - Гай Юлий Цезарь. Иногда встречалось еще и четвертое имя: агномен (прозвище) - Публий Корнелий Сципион Африкан-Старший.

История возникновения имен в разных странах мира

В большинстве языков употребляется имя личное и имя родовое (по отцу, по матери, по месту рождения): Исаак Ньютон, Проспер Мериме, Михайло Ломоносов, Леонардо да Винчи, Лопе де Вега.

У королей, царей, правителей фамилию часто заменяло прозвище: Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Пипин Короткий, Иоанн Безземельный, Генрих Птицелов, при этом прозвище, в отличие от фамилии, всегда переводится на другие языки.

У некоторых народов принято детей называть цепочкой имен: Иоганн-Вольфганг Гёте, Жан-Жак Руссо, Джордж-Гордон Байрон, Хосе-Рауль Капабланка-и-Граупера (здесь и двойная фамилия). Бывает, что цепочка имен тянется и дальше; например, средневековый алхимик Парацельз назывался: Филипп-Ауреол-Теофраст-Бомбаст граф фон Гогенгейм, а в одной драме Виктора Гюго один аристократ носит имя: Хиль-Базилио-Фернан-Иренео – Фелиппе-Фраско-Фраскито граф де
Бельверана. Даже в XIX веке наследник испанского престола носил имя: дон Педро – д’Алькантара – Мария-Фернандо – Гонсаго-Ксавьер-Мигель – Гибриэль-Рафазэль-Антонио – Иоаон-Леопольдо-Франсиско – д’Ассизи – Саксен – Кобург-Гота де Браганса-э-Бурбон! (Это сообщает Л. В. Успенский в книге «Что значит ваше имя?», 1940)

Имена в Древней Руси. Имена до Крещения Руси

Каково же положение с именами в русском языке? До принятия христианства на Руси (X век) в среде привилегированных классов существовали такие имена, как Любомир, Остромиp, Святослав, Ростислав, Ярослав, Людмила, Рогнеда, Войслава и подобные. С принятием христианства «по восточному обряду» при киевском князе Владимире появились и новые имена, значившиеся в церковных канонах и поэтому называющиеся каноническими; их давали при совершении «таинства крещения».

В Древней Руси эти имена служили юридическими наименованиями людей и ставились в актах, купчих и в других документах на первом месте. Однако привычка к старым именам, не значившимся в списках и канонах церкви, долго сохранялась на Руси, по крайней мере до XVII века. При этом в древнерусских документах постоянно встречаются двойные имена: «…именем Милоног. Петр по крещению». Или: «…Ждан помирьску, а в крещении Микула» в т. п. Таким образом, на протяжении нескольких веков наряду с каноническими именами: Александр, Алексей, Даниил, Димитрий, Константин, Никита, Николай, Петр, Роман, Сергей и т. п. - в ходу были и неканонические имена, которые больше употреблялись в бытовом общении и на втором месте в грамотах: Первуша, Втор, Третьяк (по хронологии рождения); Ждан, Неждан, Нечай (по обстоятельствам рождения); Губан, Ушак, Плехан, Щербак, Несмеян, Угрюм, Булгак, Злоба, Истома, Дружина (по физическим и душевным свойствам); Волк, Конь, Дрозд, Ерш (по названию зверей, птиц, рыб); а также Хвост, Мороз, Шуба, Пушка и т. д.

В истории русских имен эти имена напоминают скорее прозвища, которые, однако, могли не только различать людей с одинаковыми каноническими именами, но и перейти позднее в фамилии, о чем мы поговорим в следующий раз.

Судя даже по приведенным примерам, можно видеть, что имена собственные, как правило, происходят из нарицательных, но так как имена собственные переходят от одного народа к другому и живут веками в разной языковой среде, то чаще всего они «значат» в каком-то другом языке, в данном же языке это заимствованное имя является только собственным и ничего не значит, а только называет.

Русские канонические имена заимствованы из греческого, латинского, древнееврейского языков, из древнегерманских, где они были одновременно и нарицательными (как в русском: Вера, Надежда, Любовь). Вот некоторые примеры:

  • греческие: Георгий («земледелец»), Александр («защитник мужей»). Аполлон («погубитель»), Архип («начальник конницы»), Ипполит («распрягающий коней»), Филипп («любитель коней»), Никифор («победоносец»),
  • латинские: Виктор («победитель»), Виктория («победа»), Валентин, Валерий, Валерьян («здоровый»), Марина («морская»), Ювеналий («юношеский»),
  • древнееврейские: Анна («благодать»), Гавриил («божественный воин»), Михаил («божественный»), Мария («горькая»).
  • древнескандинавские: Игорь (одно из имен бога-громовержца в связи с нарицательным вар - «воинство, сила»), Олег, Ольга («священный, величественный»).

Совершенно ясно, что в русских именах Анна, Михаил, Мария, Никифор и т. д. никакого нарицательного значения нет. Это только имена.

Многие славянские имена являются переводами иноязычных, например: Злата - греч. Хриса, Богдан - греч. Теодор (Федор), Милица - греч. Харита, Вера - греч. Пистис, Надежда - греч. Элкис, Любовь - греч. Агапе, лат. Амата и т. д.

У многих русских имен есть параллельные варианты, возникшие благодаря разной передаче того же иноязычного имени: Евдокия-Авдотья, Ксения -Аксинья, Гликерия – Лукерья, Анастасия - Настасья, Георгий - Юрий - Егор, Параскева- Прасковья и т. п.

Первоначальный вид многих заимствованных имен сильно изменился в практике русского языка, например: Иосиф-Осип, Элеазар - Лазарь, Дионисий - Денис, Косма - Кузьма, Эммануил - Мануйла, Эвстафий - Остафий, Стахей, Иоханаан - Иван.

Дореволюционные годы

Желание обновить репертуар имен проявилось в дореволюционное время, когда пошла мода на древнерусские имена, хотя многие из них были и неславянские по происхождению, например Олег, Игорь (модный поэт того времени Игорь Северянин писал: «Как хорошо, что я отдельный, что Игорь я, а не Иван…»), в то же время вошли также в моду «романтические» и «экзотические» имена: Тамара, Изабелла, Валентина (у того же Игоря Северянина: «Валентина! Сколько страсти! Валентина! Сколько жути… Это было на концерте в медицинском институте…»). Как тут не вспомнить Настю из пьесы Горького «На дне», когда Барон говорит о ней: «Сегодня Рауль, завтра Гастон… Роковая любовь, леди!»

1920 – 1930 годы

В 20-е годы тяга к «романтическим» именам усилилась. Можно было через газету «Известия» объявлять о перемене имени. И вот Феклы и Матрены стали менять свои имена на Эвелин, Леонор и Венер, а Терентии и Сидоры - на Альфредов и Ричардов (вспомним неудачника из фильма «Музыкальная история» Альфреда Терентьевича Тараканова…).

Сверх этого появились еще два типа имен:

1) имена из нарицательных и производных от них, которые отвечали идеологии и фразеологии революционной эпохи 20-х годов: Труд, Интернационал, Борьба, Коммунар, Трактор, Детектор - для мальчиков; Искра, Звезда, Тракторина, Идеал (!) - для девочек..;
2) имена, образованные от личных имен революционеров и собственных же, порожденных революционной эпохой: Марксина, Энгельсина, Ленина, Коминтерна, Октябрина…

Кроме того, в связи с общей тенденцией делового языка того времени к сокращениям и аббревиатурам (то есть обозначениям по первым буквам) появились имена из сокращений имен и лозунгов: Влад(и)лен. Mapлен, Борзамир, Дазамира, Занарзема, Ревмира, Рената, Гертруда, Лагшмивара…

А также и аббревиатуры из первых букв имен и лозунгов: Виракл, Вилора.

Многие родители ставили своих детей в нелепое положение, так как «разгадать» идейный смысл имени было весьма трудно, а отнести его к известному ряду имен гораздо проще. Так, Гертруда («героиня труда») совпадает с немецким именем Гертруда, Ким («Коммунистический интернационал молодежи») - с корейским, Рената («революция - наука - труд») - с итальянским, и носящие эти имена кажутся, увы, иностранцами!

То же происходило и с аббревиатурами и перевертышами: Вилора воспринимается как итальянское имя. Нинель - как французское, Виракл - как греческое (ср. Геракл, Перикл), Борзамир - как древнерусское (ср. Остромир, Яромир), а Лагшмивара наводит на мысль об Индии…

И никакие расшифровки типа Вилора - «В. И. Ле¬нин – отец революции» ила Дизара - «Деточка, иди за революцию» тут не помогают. Тип слова решает всё для данного языка. Поэтому-то так быстро Идеал превращалось в Иду, Нинель - в Нину, а Борьба - в Бориса.

В именах советской эпохи 60-х годов наблюдалась большая пестрота. В основном это, конечно, были канонические имена типа Александр, Василий, Иван, Петр, Павел, Сергей, а также Наталья, Татьяна, Вера, Надежда, Любовь, Анна, Мария, Екатерина…

От этих имен давно уже существуют узаконенные обычаем уменьшительные: Саша, Шура, Вася, Ваня, Петя, Паша, Наташа, Таня, Надя, Маша, Катя… Эти имена привычны и обычны, они самые долговечные в русской истории имен и существуют десятки веков. Именно эти имена и распространены в русском языке до сих пор.

По материалам журнала “Семья и школа”, 1962 год