Кальдерон пьесы. Кальдерон де ла Барка – краткая биография. Пьесы Педро Кальдерона

Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riaňo) Педро (17.1.1600, Мадрид, - 25.5.1681, там же), испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском. К 1619-23 относятся первые литературные опыты К. де ла Б., с 1625 он полностью посвятил себя литературе. В 1651 принял сан священника, был тесно связан с двором Филиппа IV. В ранний период творчества (примерно до середины 20-х гг.) К. дела Б. под влиянием Лопе де Вега Карпьо написал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (1623, изд. 1637), «Игра любви и случая» (1625, изд. 1636) и др., национально-патриотическую драму «Осада Бреды» (1625, изд. 1636). Творчеству К. де ла Б. приблизительно до середины 30-х гг. свойственно стремление к широким обобщениям, постановка философских и этических проблем, одновременная разработка нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (1628-29, изд. 1636), морально-философская драма «Жизнь есть сон» (1631-32, изд. 1636), «Сам у себя под стражей» (1636, изд. 1650) и др. В «драмах чести» («Врач своей чести», 1635, изд. 1637, и др.) К. де ла Б. тяготел к углублённому анализу, раскрывая какую-либо ведущую черту в характере героя. В драме «Саламейский алькальд» (1640-45, изд. 1651) чувство чести выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, дано яркое изображение царившего в Испании беззакония. Социальные мотивы характерны и для др. его пьес. В последний период творчества К. де ла Б. сочинял пьесы с музыкой, пением, балетными номерами для придворных праздников. Писал религиозные драмы - «Поклонение кресту» (1639-32, изд. 1636), «Чистилище святого Патрика» (1634, изд. 1636), а также Ауто; философские, на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия.

Большинство пьес К. де ла Б. тяготеет к так называемой высокой комедии; для них характерны следующие черты: выбор героев только из дворянской среды, строгое соблюдение героями кодекса дворянской чести, обнажённая моральная основа, изощрённая стихотворная техника и изысканный язык. Унаследовав традиции испанской ренессансной литературы, К. де ла Б. вместе с тем выразил разочарование в гуманизме Возрождения. К. де ла Б. в самой природе человека видит источник зла и жестокости, а единственным средством примирения с жизнью - христианскую веру с её требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и Барокко.

В России знакомство с драматургией К. де ла Б. относится ещё к началу 18 в. Его пьесы на рус. сцене шли со 2-й половины 19 в. Интерес представляли постановки: «Поклонение кресту» (1910) и «Стойкий принц» (1915) Вс. Мейерхольда, а также «Жизнь есть сон» (1914) А. Я. Таирова. Комедии К. де ла Б. ставятся многих сов. театрами.

Соч.: Obras completas, v. 1-3, Madrid, 1959; в рус. пер. - Соч., пер. и вступ. ст.. К. Д. Бальмонта, в. 1-3, М., 1900-12; Пьесы, предисл. Н. Б. Томашевского,. т. 1-2, М., 1961.

Лит.: Меринг Ф., Судья из Заламеи, в его кн.; Литературно-критические работы, т. 1, М. - Л., 1934; История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Балашов. Н. И., Славянская тематика у Кальдерона и проблема Ренессанс-Барокко в испанской литературе, «Изв. АН СССР. Серия литературы и языка», 1967, т. 26, в. 3; его же, Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании, в сборнике: XVII век в мировом литературном развитии, М., 1969; Frutos Cortés Е., Calderon, Barselona, 1949; Shergold N. D., Varey J. Е., Los autos sacramentales en Madrid en la época de Calderón, 1637-1681, Estudio у documentos, Madrid, ; Valbuena Briones A.. Perspectiva critica de los dramas de Calderon, Madrid, ; Karczewska-Markiewicz Z., Calderón de la Barca, Warsz., 1970. Портрет см. на стр. 232.

Н. Б. Томашевский.

  • - де ла Барка Энао де ла Баррера-и-Рианьо Педро - исп. драматург, священник, францисканец-терциарий; род. 17.01.1600, Мадрид, ум. 25.05.1681 там же. Происходил из дворянской семьи...

    Католическая энциклопедия

  • - См. Гамилькар...

    Энциклопедия мифологии

  • - 1) парусно-гребное беспалубное рыбацкое судно дл. ок. 10 м, появившееся впервые в Италии в 17 в. 2) Речное грузовое несамоходное судно облегчённой конструкции, применявшееся с нач. 18 в. до кон. 19 в. на...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - Ильин, автор трагедии "Кальдерон"1844 г.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - знаменитый исп. драматург, род. 17 января 1600 г. в Мадриде. Первоначальное образование он получил в иезуитской школе, сообщившей ему религиозное направление. Здесь, тринадцати лет от роду, он написал свое...
  • - испан. писатель. Сначала проф. поэзии и риторики, затем адвокат, позже губернатор в Логроньо и Севилье. Его стихотворения "Poesias del solitario" имели большой успех, равно как и остроумные очерки андалузских нравов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - английский живописец-жанрист, сын испанца, эмигрировавшего в Англию...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Кальдерон...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Эдуарде, колумбийский писатель и журналист. С 1939 сотрудничал в газете «Тьемпо» , возглавлял литературную секцию. В 1946-48 занимал дипломатические посты...
  • - Кабальеро Кальдерон Эдуарде, колумбийский писатель и журналист. С 1939 сотрудничал в газете «Тьемпо» , возглавлял литературную секцию. В 1946‒48 занимал дипломатические посты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Энао де ла Барреда-и-Рианьо Педро, испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кальдерон де ла Барка, Педро, испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском...

    Большая Советская энциклопедия

  • - политический деятель, президент Коста-Рики в 1940-1944. Родился 10 марта 1900 в Сан-Хосе. Среднее образование получил в государственных школах Сан-Хосе...

    Энциклопедия Кольера

  • - КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА Барка Педро - испанский драматург. Комедии интриги "С любовью не шутят" , "Дама-неведимка" . В драмах "Стойкий принц" , "Саламейский алькальд" дана христианско-демократическая трактовка чести...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Энао де ла Барреда-и-Рианьо Педро Испанский драматург. Афоризмы, цитаты Надо уметь владеть собой, чтоб уметь владеть миром...
  • - драматург Величайшая победа - победа над самим собой. Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы не лишиться его, кажется, готовы искать несчастий...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Кальдерон де ла Барка" в книгах

Кальдерон де ла Барка

Из книги Законы успеха автора

Кальдерон де ла Барка Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт. Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро Кальдерон де ла Барка Энао дела Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт. Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только денег. Кто

ГАННИБАЛ БАРКА

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

ГАННИБАЛ БАРКА (247/246 - 183 до н.э.) Карфагенский полководец. Герой войн против Древнего Рима. Сын карфагенского военного и государственного деятеля Гамилькара Барки получил хорошее по тому времени разностороннее образование. С юных лет Ганнибал участвовал в военных

Гамилькар Барка

Из книги Карфаген должен быть разрушен автора Майлз Ричард

Гамилькар Барка

Из книги Ганнибал. Военная биография величайшего врага Рима автора Габриэль Ричард А.

Гамилькар Барка Гамилькар сильно рисковал, возвращаясь с Сицилии, поскольку его политические противники всячески стремились возложить на него ответственность за поражение на Сицилии. Аппиан сообщает, что его обвинили в незаконном присвоении денег во время войны.

Педро Кальдерон де ла Барка

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Педро Кальдерон де ла Барка 1600–1681 гг. Один из крупнейших драматургов Испании. Величайшая победа - победа над самим собой.Вернее побеждает тот, кто побеждает без кровопролития.Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы

Педро Кальдерон де ла Барка

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681 гг.) драматург Величайшая победа – победа над самим собой.Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы не лишиться его, кажется, готовы искать несчастий.Кто избирает между умом и

Кальдерон де ла Барка

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Кабальеро Кальдерон Эдуарде

БСЭ

Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

КАЛЬДЕРОН

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

КАЛЬДЕРОН (Кальдерон де ла Барка), Педро (Calderon de la Barca, Pedro, 1600–1681), испанский драматург 20 Ведь самый величайший грех Для человека есть родиться. «Жизнь есть сон», драма (1635), д. I, явл. 2; пер. Д. К. Петрова? Кальдерон П. Драмы. – М., 1989, кн. 1, с. 534 У Сенеки: «Никому не дано счастья –

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт.* * * Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только

Глава 4. Педро Кальдерон и драма его времени

Из книги История зарубежной литературы XVII века автора Ступников Игорь Васильевич

Глава 4. Педро Кальдерон и драма его времени К концу XVI столетия сложилась испанская национальная драма. В творчестве ее гениального основоположника и крупнейшего представителя Лопе де Веги отчетливо обнаружились и круг проблем, разрабатываемых в драме, и ее основные

Кальдерон

Из книги Вечные спутники автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Кальдерон I Двадцать пятого мая 1681 года, в Троицын день, на сценах всех главных городов старой Испании – Мадрида, Толедо, Севильи, Гренады, в ознаменование торжественного праздника, по обычаю давались аллегорические драмы на сюжеты из Священного Писания. Эти мистерии

«Висенте Кальдерон»

Из книги Просто wasy и Спартак автора Меркин Андрей

«Висенте Кальдерон» Октябрь 72 года, на стадионе «Висенте Кальдерон» в Мадриде идёт проливной дождь. Спартак играет против мадридского «Атлетико» на Кубок кубков.Николай Николаич истошно вопит в микрофон - нашу комментаторскую кабину заливает водой - как будто сам

Кальдерон де ла Барка Педро Кальдеро́н де ла Ба́рка Педро

(Calderon de la Barca) (1600-1681), испанский драматург. В творчестве, воплотившем трагическую противоречивость мироощущения барокко и завершившем «золотой век» испанского театра, - стремление к философскому осмыслению бытия, гуманистический пафос. «Драмы чести» («Стойкий принц», 1628-1629; «Врач своей чести», 1637; «Саламейский алькальд», 1651), религиозная («Поклонение кресту», 1636) и религиозно-философская («Маг-чудодей», 1637) драмы; комедии. В драме «Жизнь есть сон» (1636) - мотивы иллюзорности жизни, тяга к сверхчувственному, стоические идеи самообуздания человека.

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро

КАЛЬДЕРО́Н ДЕ ЛА БА́РКА (Calderon de la Barca) Педро (1600-1681), испанский драматург. Комедии интриги «С любовью не шутят» (1627 ?), «Дама-невидимка» (1629). В драмах «Стойкий принц» (1628-1629), «Саламейский алькальд» (1651) дана христианско-демократическая трактовка чести. Религиозно-философские драмы («Жизнь есть сон», 1636), ауто сакраменталь. (см. АУТО) Крупнейший драматург испанского барокко (см. БАРОККО) , Кальдерон де ла Барка унаследовал традиции ренессансной литературы.
* * *
КАЛЬДЕРО́Н ДЕ ЛА БА́РКА (Calderon de la Barca) Педро (17 января 1600, Мадрид - 25 мая 1681, там же), испанский драматург, с именем которого связан второй этап развития испанского театра «золотого века» (см. ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе)) .
Биография
Учился колледже (колехио) и в Саламанкском университете. С начала 1620-х годов в Мадриде стал известен как сочинитель пьес для театров, эпизодически участвовал в военных действиях, которые вела Испания. В 1651 принял сан священника и получил почетную должность придворного капеллана при королевском дворе, продолжив при этом писать пьесы.
Театр Кальдерона
Кальдерону принадлежит около ста двадцати пьес и восемьдесят ауто сакраменталь. (см. АУТО САКРАМЕНТАЛЬ) В отличие от Лопе де Вега (см. ЛОПЕ ДЕ ВЕГА) , творческие принципы которого в целом он продолжил и реформировал, Кальдерон предназначал свои пьесы для постановки не столько в небольших театрах на городских улицах, сколько в придворном театре, где можно было использовать сложную постановочную технику и пышные декорации, а также различные световые эффекты и музыкальное сопровождение. Поздние пьесы Кальдерона больше напоминают оперу (искусство, родившееся в том же, 17 веке), чем драматическое представление.
Основная тема творчества Кальдерона - соотношение свободы человеческой воли и Провидения, с одной стороны, свободы личности и требований общества, с другой. Человек у Кальдерона свободен и зависим одновременно: его главная задача - уметь хорошо сыграть отведенную ему роль в «великом театре мироздания» (название известного ауто Кальдерона), сохраняя при этом право свободы выбора между Добром и Злом (свободу воли).
Жанровый спектр произведений Кальдерона
Среди пьес Кальдерона есть и «комедии интриги» («Лента и цветок», 1632, «Астролог-притворщик», 1632, «Сам у себя под стражей», 1637), и «драмы чести» («Врач своей чести»,1635, «Живописец своего бесчестия», 1650), и народно-героические драмы («Саламейский алькальд», 1644-1649), и религиозные драмы или «драмы о святых» («Поклонение кресту»,1625, «Стойкий принц», 1629, «Маг-чудодей»,1637), и драмы на мифологические («Статуя Прометея», около 1668) и исторические сюжеты («Дочь воздуха», 1650).
Проблематика пьес
1629 годом датируются самые известные кальдероновские «комедии интриги» - «Дама-невидимка» (в переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник (см. ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК Татьяна Львовна) ; «Дама Привидение», перевод К. Д. Бальмонта (см. БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич) ) и «Дом с двумя выходами трудно охранять». Сюжет обеих комедий построен на использовании схожего сценического приема - наличия потайного входа в помещение, которым пользуется дама, желающая добиться любви приглянувшегося ей молодого человека. Но если у Лопе-комедиографа комедийная интрига развивается приемущественно в импровизационной манере, изобилует неожиданными поворотами, то в комедиях Кальдерона все идет по расчисленному автором порядку, подчинено доказательству того, что живое человеческое чувство и человеческую волю нельзя запереть в темницу: одна из ее стен обязательно окажется «хрупким стеклом» («Дама-невидимка»). Опираясь на сценическую метафору «хрупкого стекла» (заставленный стеклянной посудой шкаф, маскирующий дверь между двумя комнатами), Кальдерон развивает перед зрителем и мысль о том, что единственной защитой чести любого человека может быть только он сам.
Для многих героев Кальдерона честь - не общественное достояние, а чувство собственного достоинства. В этом Кальдерон решительно расходится с общепринятыми представлениями. Маниакальное следование голосу превратно понятой чести - чести как социальной условности - может обернуться трагедией: такова основная идея знаменитых кальдероновских «драм чести», первая из которых - «Луис Перес галисиец» - была поставлена в 1627.
Самая знаменитая пьеса
Самая знаменитая пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон» (1636) включает в себя элементы религиозно-философской драмы, драмы чести и даже комедии интриги (характерный мотив: женщина, переодетая мужчиной, преследует неверного возлюбленного). В ней Кальдерон пытается найти ответы на вопросы: что такое человек и насколько он свободен распоряжаться своей судьбой, каким должен быть «совершенный правитель», благодаря которому в мире, где действуют разнонаправленнык силы, все же поддерживается порядок и согласие? Главный герой драмы, принц Сехизмундо по приказу своего отца с самого детства был заточен в башню, возведенную в глухом и недоступном для людей месте. Отец, король-звездочет Басилио, поверил в предсказание звезд, согласно которому его новорожденный сын должен был стать тираном. Когда Сехизмундо вырос, отец, решив проверить правильность предсказания, приказал усыпить сына и перенести его во дворец, предоставив ему на время королевскую власть. Но к роли правителя Сехизмундо не был готов. Получив долгожданную свободу, он начал вести себя, подчиняясь исключительно своим инстинстивным желаниям, уничтожая все, что стоит на пути удовлетворения этих желаний. Тогда слуги Басилио снова усыпили его и перенесли назад в башню. Он был не не в силах понять, где проходит граница между его реальным существованием и сном. Осознав на собственном опыте верность мысли о том, что «жизнь есть сон», Сехизмундо духовно перерождается и оказывается готовым к тому, чтобы достойно сыграть роль короля, которую ему въявь, а не во сне предоставляют восставшие подданные Басилио. Вознесенный на престол на волне народного гнева, Сехизмундо жестоко подавил восстание, смирил свои собственные желания, отказался из государственных соображений от женитьбы на любимой девушке и примирился с отцом. Так в мире восстанавливается порядок, которого больше всего желали современники Кальдерона.
«Поклонение кресту»
Восстание сына против тирана-отца, изживающего в своем деспотизме собственный потаенный грех, - один из сквозных (и очень личных) мотивов творчества Кальдерона. Он развернут в сюжете самой ранней и самой известной из его религиозно-философских драм - «Поклонении кресту». В ней против деспота-отца - сиенского горожанина Курсио - восстают брат и сестра, Эусебио и Хулия, не ведающие о своем родстве и желающие соединиться друг с другом браком. Оказавшись в банде разбойников (Эусебио становится ее главарем) оба совершают множество кровавых преступлений. Но покровительство Креста, у подножия которого они были рождены и знак которого носят на груди, отсрочивает смерть Эусебио, павшего от рук собственного отца. Эусебио кается и тем самым спасает свою душу и раскаявшуюся Хулию от самой смерти, чудесным образом вернув ее в монастырь. Курсио, который много лет назад, следуя лживому голосу «чести», чуть было не убил беременную жену и лишился одного из детей, то есть который и явился истинным виновников всего случившегося, остается только засвидетельствовать могущество Креста и Божественной благодати, на него, однако, она никак не распространяется.
Многие из написанных вслед за «Поклонением кресту» пьес Кальдерона будут включать в себя изображение на сцене разного рода чудес и превращений. Обилие символических предметов, имен, «знаковых» мест действия (пещера, лабиринт, дворец, пустынная местность), пророчеств и знамений - отличительная особенность поэтики Кальдерона, в творениях которого сценические метафоры органично сочетаются с витиеватым «гонгористским (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де) » стилем.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Кальдерон де ла Барка Педро" в других словарях:

    Кальдерон де ла Барка Педро - Педро Кальдерон де ла Барка. КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (Calderon de la Barca) Педро (1600 81), испанский драматург. В творчестве, воплотившем трагическую противоречивость мироощущения барокко и завершившем золотой век испанского театра, стремление к… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кальдерон. Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо Pedro Calderón … Википедия

    КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА Барка (Calderon de la Barca) Педро (1600 81) испанский драматург. Комедии интриги С любовью не шутят (1627 ?), Дама неведимка (1629). В драмах Стойкий принц (1628 29), Саламейский алькальд (1651) дана христианско демократическая… … Большой Энциклопедический словарь

    КАЛЬДЕРОН де ла БАРКА Педро - КАЛЬДЕРОН де ла БАРКА, Кальдерон де ла Барка Энао де лаБарреда и Рианьо (Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño) Педро (1600—1681), испанский драматург. Религ. филос. пьесы «Жизнь есть сон» (1636), «Сам у себя под стражей» (1650),… … Литературный энциклопедический словарь

    Кальдерон де ла Барка Педро - (1600 1681) крупнейший драматург испанского барокко, создатель комедий интриг С любовью не шутят, Дама невидимка, драм Стойкий принц, Саламейский алькальд и др … Словарь литературных типов

    Кальдерон де ла Барка, Педро Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо Pedro Calderón Дата рождения … Википедия

    Педро (Pedro Calderon de la Barca, 1600 1681) один из крупнейших драматургов Испании XVII в. Р. в Мадриде, в знатной семье. Отец его был помощником министра при Филиппах II и III. К. воспитывался в иезуитской коллегии, затем учился в университете … Литературная энциклопедия

    Педро Кальдерон Pedro Calderón Дата рождения: 17 января 1600 Место рождения: Мадрид, Испания Дата смерти: 25 мая 1681 Место смерти … Википедия

Педро Кальдерон де ла Барка (исп. Pedro Calder?n de la Barca) родился 17 января 1600 года в Мадриде в Испании. Его отец дон Диего Кальдерон занимал крупную государственную должность: он работал секретарем казначейства. Его мать Анна Мария де Энао происходила из Фландрии, являлась дочерью простого оружейника. Кальдерон, стремясь под наставлениями отца построить духовную карьеру, окончил мадридскую иезуитскую коллегию, также получал образование в университетах Алькала-де-Энареса и Саламанки. Однако в 1620 году будущий драматург оставил университет и поступил на военную службу. Существуют данные, свидетельствующие о том, что Педро Кальдерон служил в испанских войсках на территории Фландрии и Италии в период с 1625 по 1635 гг. Согласно другой информации, в эти годы он пребывал в Мадриде.

Наставником и предшественником Кальдерона считался знаменитый испанский драматург, поэт и прозаик Лопе де Вега. К моменту смерти своего учителя Кальдерон становится известным драматургом Испании, получившим признание при королевском дворе. Поэт дебютирует в драматургии со своей пьесой «Любовь, честь и власть» в 1623 году. Вскоре король Филипп IV высказывает свое признание драматургу и заказывает у него пьесы для постановок в придворном театре. Король настолько полюбил творчество Кальдерона, что даже наградил его рыцарским орденом Святого Иакова.

В период с 1640-1642 гг. драматург продолжает военную службу, подавляет в Каталонии «Восстание жнецов». После того, как знаменитый поэт оставляет военную службу по состоянию здоровья, в его жизни происходят трагические события: он становится отцом незаконнорожденного сына, а также умирает родной брат драматурга. В связи с этим в 1651 году Кальдерон принимает сан священника. В 1663 году Кальдерон становится личным духовным наставником Филиппа IV, а затем и его преемника Карла II. Тем не менее, великий испанский драматург прожил последние годы в бедности. Он скончался 25 мая 1681 года.

Пьесы Педро Кальдерона

Среди произведений Кальдерона представлены пьесы различной жанровой тематики. Это и более ранние религиозные драмы «Поклонение кресту» (1625), «Стойкий принц» (1629), «Маг-чудодей» (1637); и комедии интриги «Астролог-притворщик» (1632), «Лента и цветок» (1632), «Сэм у себя под стражей» (1637); и драмы чести «Врач своей чести» (1635), «Живописец своего бесчестия» (1650). Кроме того в его творчестве представлены мифологические, народно-героические драмы «Статуя Прометея» (1668), «Саламейский алькальд» (1644-1649) и пьеса с историческим сюжетом «Дочь воздуха» (1650).

В 1629 году Кальдерон пишет две самые известные комедии интриги «Дама-невидимка» и «Дом с двумя выходами трудно охранять». Обе пьесы характеризуются использованием схожего сценического приема: дама проникает в помещение через потайной ход, чтобы добиться любви понравившегося ей мужчины. Основная идея обеих комедий интриг заключается в том, что человеческую волю нельзя запереть на замок. Также Кальдерон развивает в них мысль, что только сам человек может стать защитником своей чести.

Одной из самых знаменитых пьес драматурга считается произведение «Жизнь есть сон» , написанное приблизительно в 1635 году. Здесь переплелись различные жанры: в пьесе присутствуют элементы драмы чести, религиозной драмы и даже комедии интриги. В пьесе драматург рассматривает предназначение человека и насколько он готов распоряжаться своей судьбой, а также вопрос о том, каков же должен быть идеальный правитель, способный поддерживать порядок и согласие в мире.

Педро Кальдерон де ла Барка, часто сокращённо - Кальдерон (исп. Pedro Calderón de la Barca; полное имя - Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо, исп. Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño; 7 (17 января 1600) - 15 (25 мая 1681). Испанский драматург и поэт, чьи произведения считаются одним из высших достижений литературы золотого века.

Биография драматурга, особенно в сравнении с жизнью других классиков золотого века, Сервантеса и Лопе де Вега, относительно бедна внешними событиями и фактическими данными.

Кальдерон родился в Мадриде, в семье дона Диего Кальдерона, секретаря казначейства, дворянина средней руки. Мать будущего драматурга Анна Мария де Энао была дочерью оружейника родом из Фландрии. Отец готовил Кальдерона к духовной карьере: он получил образование в мадридской иезуитской коллегии, также учился в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес. Тем не менее, в 1620 году Кальдерон оставил учёбу ради военной службы.

По некоторым сведениям, в 1625-1635 годах Кальдерон служил в испанских войсках в Италии и Фландрии, однако есть свидетельства и о его пребывании в Мадриде в этот период. Как драматург Кальдерон дебютировал пьесой «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder, 1623) и ко времени смерти своего великого предшественника и учителя, последовавшей в 1635 году, уже считался первым драматургом Испании. Кроме того, он получил признание при дворе. Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Св. Иакова (Сантьяго) и заказывал ему пьесы для придворного театра, устроенного в недавно сооружённом дворце Буэн-Ретиро. Кальдерону были предоставлены услуги лучших на то время музыкантов и сценографов. В пьесах, написанных в бытность Кальдерона придворным драматургом, заметно использование сложных сценических эффектов. Например, пьеса «Зверь, молния и камень» (La fiera, el rayo y la piedra, 1652) была представлена на острове посреди озера в дворцовом парке, а зрители смотрели её, сидя в лодках.

В 1640-1642 гг., исполняя воинские обязанности, Кальдерон в составе роты кирасир, сформированной графом-герцогом Оливаресом, участвовал в подавлении «Восстания жнецов» (национально-сепаратистского движения) в Каталонии. В 1642 году по состоянию здоровья он оставил военную службу и через три года удостоился пенсии. В дальнейшем он стал терциарием ордена св. Франциска, а в 1651 году Кальдерон был рукоположён в священники; вероятно, это было вызвано событиями в его личной жизни (смерть брата, рождение незаконного сына), о которых сохранилось мало достоверных сведений, а также начавшимися гонениями на театр.

После рукоположения Кальдерон отказался от сочинения светских пьес и обратился к autos sacramentales - аллегорическим пьесам на сюжеты, заимствованные главным образом из Библии и Священного Предания, драматически иллюстрирующим таинство Евхаристии. В 1663 году он был назначен личным духовником Филиппа IV (королевским капелланом); эту почётную должность за Кальдероном сохранил и преемник короля, Карл II. Несмотря на популярность пьес и благоволение королевского двора, последние годы Кальдерона прошли в заметной бедности.

Основные произведения Педро Кальдерона:

«Дама-невидимка» («Дама привидение») (La dama duende, комедия, 1629)
«Поклонение кресту» (La devoción de la Cruz, философская драма, 1634)
«Жизнь есть сон» (La vida es sueño, философская драма, 1635)
«Врач своей чести» (El médico de su honra, драма чести, 1635)
«Волшебный маг» (El mágico prodigioso, философская драма, 1635)
«Чистилище святого Патрика» (El purgatorio de San Patricio, философская драма, 1643)
«Саламейский алькальд» («Алькад в Саламее») (El alcalde de Zalamea, драма чести, ок. 1645)
«Великий театр мира» (El gran teatro del mundo, ауто, 1649)
«В тихом омуте…» (Guárdate del agua mansa, комедия, 1649)
«Роза и человек» (сонет)
«С весёлостью и пышной, и беспечной...» (сонет)
«Они очей очарованием были...» (сонет)
«К цветам» («Казались сада гордостью цветы...») (сонет)
«Нет, меня не веселит...» (сонет)
«Рассыпанные по небу светила...» (сонет)
«К розам» (сонет)
«Розы» (сонет).

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, Педро (Calderon de la Вагса, Pedro - 17.01.1600, Мадрид - 25.05. 1681, там же) - испанский драматург.

Жизнь выдающегося барочного драматурга Испании Педро Кальдерона де ла Барки Енао де ла Барреда-и-Ріаньо (таким является полное фамилия Кальдерона де ла Барки), казалось бы, очень далекое от того, что отразилось в его художественных произведениях. Он принадлежал к древнему, но обедневшего дворянского рода. Учился в иезуитской коллегии и Саламанкському университете, где изучал гражданское и каноническое право. В 1619-1623 pp. обратился к драматургии, а с 1625 pp. Кальдерон де ла Барка всецело отдался литературной деятельности. В 1637 г. его приняли в рыцарский орден Сантьяго. У1638 p. Кальдерон де ла Барка принимал участие в войне с Францией, в 1640 г. - в подавлении восстания в Каталонии.

После смерти своей возлюбленной и несовершеннолетнего сына Кальдерон де ла Барка, глубоко религиозный человек, стал священником, придворным капелланом и настоятелем кафедральной церкви св. Петра в Мадриде. Как придворный капеллан, он был тесно связан с королевским двором и высшей знатью Испании. Глубокий знаток метафизики, истории римского права, нравственной и догматической теологи, Кальдерон де ла Барка в последние годы жизни жил уединенно. В 1680 г. он составил список своих пьес, куда вошло 111 комедий и 70 ауто. В настоящее время известны 120 комедий, 78 ауто и 200 пьес малых жанров; некоторые произведения не разысканы и известны только по названиям.

Как драматург, Кальдерон де ла Барка относится к национальной драматургической школы Л. де Веги. Его творчество развивалось в двух направлениях. Он писал религиоВНО-фантастические пьесы - такие, как «Чистилище святого Патрика», «Поклонение кресту», и пьесы реальные - «комедии плаща и шпаги», «драмы чести», исторические. Однако не следует противопоставлять его реальные пьесы и пьесы реально-фантастические, поскольку между ними существует внутренняя взаимосвязь. Драматургия Кальдерона де ла Барки построена на противопоставлении обычного и исключительного, света и тени, земного и небесного. Последний крупный представитель испанской литературы «золотого века», который подытожил трехсотлетний идейное развитие Испании, Кальдерон де ла Барка был прежде всего художником-мыслителем, который пытался найти философскую концепцию бытия.

В период «ученичества» (примерно до 1625 г.) Кальдерон де ла Барка под влиянием Л. де Веги создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» («Amor, honor в poder», 1623; вид. 1637), «Мнимый звездочет» («El astrologo fingido», 1624; вид. 1637), «Игра любви и случая» («Lances de амогу fortuna», 1625; вид. 1636) и др. Эти комедии основываются на нескольких сюжетных схемах, которые варьируются в деталях. Известный испанский критик М. Менендес-и-Пелайо установил эти схемы:

1. В город прибывает молодой дворянин, чаще всего - это солдат, который воевал во Фландрии, а теперь вернулся на родину, иногда - студент. Случается, что он приезжает по делам, связанным с каким-либо иском. В одном варианте герой имел в этом городе возлюбленную, в другом - он, прибыв в город, влюбляется и начинает любовную интригу.

2. Сюжет комедии строится на случаях и недоразумениях. Иногда молодой дворянин думает, что за время его отсутствия дама изменила ему. Он ревнует и упрекает ее, и за этим его застает отец или брат. Дама вынуждена убегать из дома, находит приют у подруги или в того самого кавалера, который по-рыцарски оберегает ее честь.

3. С главной интригой комедии переплетаются другие. Брат дамы, который играет роль ее бдительного сторожа, сам бывает влюбленным и является участником другой любовной истории. После ряда событий, вызванных игрой случайностей, все заканчивается счастливым браком.

4. Несколько иной становится интрига, когда кавалер, приехав в город, впервые знакомится с дамой. В такой ситуации инициатива часто за дамой, но и здесь большую роль играют случай и стечение обстоятельств.

Конечно, эти схемы Кальдерон де ла Барка развивал и совершенствовал, но их общие контуры являются именно такими. Драматург будто решает разными способами одну и ту же задачу, и любопытство комедии заключается в том, какими оригинальными ходами и новыми вариантами он удивит на этот раз. Изображение испанского любовного быта отличается у Кальдерона де ла Барки от того, каким его изображали Л. де Вега и Т. де Молина. Поле действия их комедий - вся Испания, причем, все решает прежде всего воля, изобретательность, энергия действующих лиц. Зато Кальдерон де ла Барка замыкает действие в пределы одного или нескольких дворянских интерьеров, лишь изредка выводя своих героев на улицу. При этом он тесно связывает действие комедии с домом, в котором живут персонажи, потайной комнатой, вещами, вроде замаскированной шкафа, которая позволяет проникать из одной комнаты в другую. Именно эти конкретные условия и вещи создают недоразумения, путаница, ошибки.

Внутренне меняются герои комедии. Женщины в комедиях Л. де Веги и Т. де Молины отважно шли в широкий мир и энергично боролись за свое счастье, а героини Кальдерона де ла Барки более пассивные. Единственное, что они могут себе позволить, - это завязать роман с молодым постояльцем, который остановился в их доме, а единственной их заботой является сохранение своей чести.

В самых значительных пьес Кальдерона де ла Барки принадлежат драматизированные «жития святых» и философские пьесы.

В них отразилось представление о человеке, присущее эпохе барокко: демонический разбойник, который совершает жестокие преступления, и праведник, который посвятил себя Богу, человек высоких духовных порывов. Он воплощает в себе тот положительный идеал, который подсказывала эпоха. Такой положительный идеал Кальдерон де ла Барка изобразил в драме «Стойкий принц» («El principe constante», 1628-1629, вид. 1636). Эта пьеса - не что иное, как драматизоване «житие»: принц Фернандо попал в плен к неверным. Ему предлагают свободу, но зато целый город должно перейти под владычество мусульман - и Фернандо отказывается от свободы, купленной за такую цену.

Принц Фернандо - человек, который страдает за идею и гибнет за нее. Но образ героя и патриота в драме Кальдерона де ла Барки затруднен чертами смирения и аскетического пренебрежения к плоти. Этот идеал подсказанный Кальдерону де ла Барке не только христианским учением, но и философией стоицизма, которая составляла одну из основ его мировоззрения.

Если в центре драмы «Стойкий принц» - образ святого подвижника, то в пьесе «Поклонение кресту» («La devocien de la cruz», 1630 - 1632) изображена демоническая личность, которая выбрала путь зла. Герой драмы Эусебио убивает на дуэли брата своей возлюбленной, становится разбойником и занимается грабежом. Он проникает в монастырь, где находится Юлия, его возлюбленная, и добивается ее, не догадываясь о том, что это - его сестра. Но душу Эусебио спасает то, что он чтит крест: он видит на груди Юлии крест, и это удерживает его от кровосмешения. То, что Эусебио сохранил где-то в глубине души веру в добро, помогло ему покаяться и стать на путь спасения.

Наконец, третья драма - «Чистилище святого Патрика» («El purgatorio de san Patricio», 1634) - словно синтезирует содержание первых двух. После кораблекрушения на ирландском побережье оказываются два человека - святой Патрик и Людовико Энио, который совершил в течение жизни страшные преступления. Пьеса построена на прямом сопоставлении святого подвижника и демонического разбойника, который в конце концов выбирает путь добра.

Однако Кальдерон де ла Барка как выдающийся художник не ограничивается выражением аскетической идеи. Он противопоставляет этой идее жизнь. К примеру, в «Стойком принце» Кальдерон де ла Барка объединяет историю святого подвижника с историей сугубо светского характера - изображает любовь принцессы Феникс до мавританского полководца Мулей, а также вводит образ шута, солдата Брито. В пьесе «Поклонение кресту «трезвую, скептическую ноту привносят недалекие умом крестьяне - Хиль и Менга. То же касается и пьесы «Чудодейственный маг» («El magico prodigioso», 1637), посвященной зарождению христианства и его столкновение с др-шим большим мировоззрением старого мира - язычеством.

Центральным произведением Кальдерона де ла Барки стала философская драма «Жизнь - это сон» («La vida es sueno», 1635), в которой драматургу с необычайной глубиной удалось выразить не только личное мировоззрение, а мировоззрение всей эпохи, которую он представлял. Концепция Кальдерона де ла Барки полемически противостоит концепции жизни, которую развивали художники Ренессанса.

Действие пьесы происходит в католической Польше, ни реального представления о которой тогдашний испанец не мог иметь. Перенеся действие в Польшу и сделав одного из персонажей герцогом Московским, Кальдерон де ла Барка освободил себя от необходимости придерживаться исторической точности. Содержание и стиль произведения не только объясняет, но и придает ему смыслового символического освещения.

Король Польши Басіліо - астролог и маг - узнал на основании неотразимый пророчества, что его сын станет предателем и тираном, посягнет на жизнь отца и принесет государству большие беды. Заботясь об интересах империи и отечества, Басіліо, который верил в пророчества, поступил со своим сыном жестоко - заточил в башне и сковал цепями. Для Сехісмундо башня должна быть и колыбелью, и могилой. Сехісмундо - человек «естественная». Он скован и морально, поскольку зависит от природы, от своих страстей. Сам герой называет себя сочетание человека и зверя. Человеком он является потому, что мыслит, потому что любознательный и обращается к небу с вопросами, а зверем, потому что является рабом своей животной природы. Знаменитый монолог Сехісмундо в первой сцене первого акта - результат глубокой мысли:

Как в безумном отчаянии

Клекочу, словно Везувий,

Сердце вырвал бы из груди!

Где же здесь правда? Разум где?

Где закон, что ставит мере?

Чтобы человеку - нет, не верю! -

Господь Бог этого не дал,

Что так щедро дарил

Реке и рыбе, птице и зверю?!

(Пер. М. Лукаша)

Движение сюжета связан с тем, что Басіліо усомнился и решил проверить пророчество. Сехісмундо напоили сон-травой, спящего перенесли во дворец и, когда он проснулся, объявили принцем. Попав во дворец, герой превратился из раба в тирана, став символом тиранического правителя: он выбрасывает слугу через окно, угрожает отцу и т.д. Когда Сехісмундо снова просыпается в тюрьме, ему сообщают, что все, что случилось с ним во дворце, было сном. Но герой наделен разумом, и логика его рассуждений такова: то, что случилось во дворце, ничем не отличается от того, что происходит в тюрьме. И если его жизнь во дворце было сном, значит, вся наша жизнь является сном. Сон - это что-то проминуще. Сехісмундо пробудился от сна, в котором он был принцем, но он не пробудился от сна жизни. Все - иллюзия и мираж. Под влиянием этой мысли начинается перерождение Сехісмундо. В пьесе выражена утопическая идея самовоспитания принца. В последнем действии трагедии правитель Сехісмундо действует мудро, доброжелательно. Он победил свои страсти, и теперь власть принадлежит не только ему, поскольку он - орудие Бога. Таким образом Кальдерон де ла Барка развивает в пьесе мнение, что ради тщеславного и мелочного земной жизни не следует отказываться от вечной жизни.

Кроме комедий, в раздел бытового театра Кальдерона де ла Барки входят и его «драмы чести», Драматург написал несколько таких драм. Как и в Л. де Веги, в них изображена измена жены и то, как человек наказывает предательницу, возвращая честь семьи. Самые известные из них - «Врач своей чести» («Е1 medico de su honra», 1633-1635), «За скрытую обиду скрытая месть» («A secreto agravio secreta venganza», 1635), «Художник своего позора» («El pintor de su deshonra», 1650). Воспроизводя в этих пьесах одну и ту же ситуацию, Кальдерон де ла Барка описывает различные человеческие типы, разные психологические отношения между супругами, варьирует развитие сюжета.

Кальдерон де ла Барка брал сюжеты не только из истории Испании, но и из истории других стран, как, к примеру, в драме «Ересь в Англии» («La cisma de Inglaterra», 1633), которая посвящена господству английского короля Генриха VIII и начала Реформации в этой стране. Относительно пьес на тему испанской истории, следует выделить драмы «Любовь после смерти» («Amor despues de la muerte», прибл. 1633), в которой два плана, две сюжетные линии - рыцарская любовь мавра Альваро Тусані к красавице-мавританки Клары Малек и восстание морисков Альпухари, подавлено испанцами, «Осада Бреды» («El sitio de Breda», 1625) - об осаде голландской крепости в северном Брабанте. Третья историческая пьеса Кальдерона де ла Барки, посвященная эпохе Филиппа II, - «Саламейський алькальд» («El Alcalde deZalamea», 1640-1645). Сюжет «Саламейського алькальда» основывается на том, что дворянин-капитан дон Альваро де Атайда похитил и обесчестил дочь крестьянина Педро Креспо, а Педро Креспо, став алькальдом, осудил и казнил обидчика.

В последний период своей жизни Кальдерон де ла Барка писал только «аутос сакраменталес» - пьесы, которые можно назвать богословскими трактатами в драматической форме. Аутос - драматический спектакль, связанную с тайной причастия, которую разыгрывали на площадях для простонародья, Кальдерон де ла Барка реформировал и предоставил ей богословско-схоластического характера. Одно из самых известных философских аутос драматурга - «Великий театр мира» («El gran teatro del mundo»). Кроме философских, Кальдерон де ла Барка писал аутос на мифологические сюжеты с теологическим истолкованием, на темы Ветхого Завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновить притчами из Евангелия.

Творчество Кальдерона де ла Барки имеет своеобразную целостность и вообще подает глубокую концепцию взаимоотношений человека и общественных условий. Сам взгляд на человека и его возможности отличает Кальдерона де ла Барку от писателей Возрождения. Он неслучайно выдвигает как одну из самых главных тем тему ревности и подозрения. Осознание сложности и противоречивости человека составляет одну из основ мировоззрения Кальдерона де ла Барки.

В его пьесах действие разворачивается динамично и бурно, стихия жизни толкает его героев на преступления и нарушения существующих законов. В то же время драматург выстраивает свои пьесы рационалистически, достигает симметрии, с математической точностью разворачивая интригу и ведя ее к гармоничному финалу. Известный исследователь Х.М. где Коссіо заметил, что интеллектуализм и рационализм Кальдерона де ла Барки содержатся не только в интеллектуальных и философских монологах его персонажей, но и в изображении страстей. Мастерство испанского драматурга впечатляющая, она ориентирована на выражение барочной концепции жизни. Динамика жизни, ее зыбкость и дисгармония оттеняются устойчивым порядком и величием.

В Украине к творчеству Кальдерона де ла Барки впервые обратился И. Франко, сделав сценический вариант пьесы под названием «Староста заламейський» для Русского народного театра во Львове (пост. 1895 г.). В театрах Украины шли спектакли по пьесам Кальдерона де ла Барки: «Дама-невидимка» (Днепропетровск, Донецк), «С любовью не шутят» (Запорожье, Львов, Черкассы и др.), «Сам у себя под стражей» (Черкассы). Оперу на сюжет пьесы Кальдерона де ла Барки «Жизнь - это сон» написал украинский композитор П. Сеницы. Отдельные произведения Кальдерона де ла Барки перевели В. Мокровольський, Д. Павлычко, М. Лукаш, М. Литвинец, С. Борщевский и др.