Классный час «Зимние игры и забавы. Классный час (2 класс) на тему: Классный час "Зимушка-зима"

Классный час «Зимние игры и забавы»

Цель: выявить и расширить представления обучающихся о зимних видах спорта, обеспечить безопасное и полезное времяпровождение обучающихся на улице.

Задачи:

1. Привлекать обучающихся к занятиям спортом, развивать силу, ловкость, смекалку.

2. Воспитывать самостоятельность, творческое отношение к делу.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нашу беседу давайте посвятим зимним играм и забавам. Ведь морозная русская зима – замечательное время для укрепления здоровья! Прохладный ветер, лёгкий мороз, движения на воздухе – хорошая закалка. Ещё вчера тропинки и дорожки были грязными, чёрными (недаром ноябрь называют «чёрнотропом»), деревья стояли грустные, потемневшие от густой влаги, висящей в воздухе.

А сегодня всё преобразилось! Стало праздничным, светлым и нарядным! Выпал первый снег. Три берёзки у входа в парк напоминают сейчас белых пышногривых лошадок.

Зимушка – зима

Приехали на тройке

Коней быстрых, бойких

Зимушка – краса-

Ледяная коса.

В белой шубке до пят

Стала тешить ребят!

Махнула рукавом правым –

Инеем покрылись травы,

Махнула рукавом левым-

Чисто поле побелело.

Ударила молоточком –

Сковало реку мосточком.

Взяла лыжи, санки,

Ребятишек манит:

«Выходите на простор,

Да с крутых катайтесь гор!»

После снегопада воздух особенно чистый, и можно отправляться кататься с горы на санках.

Мчатся мои сани

Быстро с горки сами.

Ветер дует мне в лицо

И свивает снег в кольцо!

Катаясь на санях, легко развивать ловкость, сноровку, быстроту и координацию движений.

Можно поиграть в такие игры: съезжая с горы, сорвать с ветки куста ленту, достать флажок, воткнутый в сугроб, попасть снежком в обруч. И всё это на ходу!

Многие дети катаются зимой на снегокатах. Снегокат похож на сани, но тяжелее и управляется рулём.

Я лечу на снегокате

Я люблю на снегокате

Мчатся вниз с высоких гор.

Дух от радости захватит,

Я лечу во весь опор!

Вот трамплин меня подкинул,

Я ни капли не боюсь!

Снежный вихрь ударит в спину,

Птицей в воздухе взовьюсь!

Давайте вместе назовём ваши любимые зимние игры и забавы. Верно! Катание на лыжах, коньках, игры в снежки, хоккей.

Поговорим о катании на лыжах.

Есть ли у вас лыжи?

Что вы предпочитаете: кататься с горок или бежать на лыжах по ровной местности? Почему?

Я думаю, что вы уже умеете бежать на лыжах, т е. делать длинные скользящие шаги. Бег на лыжах развивает мышцы. Если вы будете регулярно совершать лыжные прогулки, у вас быстрее подрастут и окрепнут руки, станут длиннее и сильнее ноги.

Отталкивайтесь посильней то правой, то левой ногой, сгибая ноги в коленях. Палки помогут вам скользить и выработать ритмичность движений.

В какие игры можно поиграть, двигаясь на лыжах?

Например, в ручеёк. Чтобы поиграть в эту игру, нужно сделать ворота из наклоненных палок и проехать в эти ворота, не задев палки. Это не так – то легко! Особенно для начинающего лыжника!

Многие ребята любят съезжать на лыжах с горок. Съезжая с горы, нужно научиться тормозить, делать повороты. Ехать с горы лучше наклонившись вперёд, а палки держать сзади. Если вы почувствовали, что не можете удержаться на ногах, то постарайтесь падать на бок.

А как подниматься в гору?

Можно ёлочкой или полуёлочкой, а можно и боком – лесенкой.

Солнце выходит выше

С каждым днём.

Мы наденем лыжи –

В лес пойдём.

Словно терем белый

Замер бор,

Мы на лыжах смело

Мчимся с гор.

Весело искрится

Чистый снег.

Разрумянит лица

Быстрый бег.

Давайте подумаем вместе, как правильно одеться, для катания на лыжах. Одеваться нужно легко, но в то же время тепло. Одежда лыжника состоит из хлопчатобумажной майки или футболки, шерстяного свитера, утеплённой куртки, спортивной шапки, шарфа, шерстяных рукавичек.

После того как вы на славу покатались на лыжах, нужно стряхнуть с них снег, обтереть мягкой тряпкой и поставить в прохладное, сухое место.

Хорошо солнечным январским днём покататься на коньках!

Умеете ли вы кататься на коньках? Есть ли у вас коньки?

Если вам недавно купили коньки, то прежде всего нужно научиться надевать и шнуровать ботинки. Потом стоять на коньках на полу и делать несложные движения. Но вот выходите на лёд! Научитесь разбегаться, скользить на параллельно расставленных коньках. Пройдут два три дня, и вы освоите бег на коньках по прямой дорожке, станете делать повороты, а потом побежите по кругу. Главное, помните: катаясь на коньках, всегда наклоняйте туловище вперёд!

Вечер. Музыка играет.

На катке полно ребят.

Ель нарядная сияет,

Огоньки кругом горят!

Режем острыми коньками

Серебристый гладкий лёд,

И сверкает огоньками

Белых хлопьев хоровод.

Я уверена, что многие из вас по душе весёлая, подвижная игра – хоккей.

Что нужно для игры в хоккей?

Правильно. Коньки, клюшки, шайба, ворота и, конечно, же лёд.

Игроки разбиваются на две команды, и каждая старается забить шайбу в ворота противника. В воротах стоит вратарь. Его задача – не пропустить шайбу.

Пойдём играть в хоккей?

Головку от подушки

Поднимай скорей,

Бери коньки и клюшку –

Пойдём играть в хоккей!

Мороз румянит щёки,

Уже залит каток.

На солнце серебрится

Искрящийся ледок.

Атаки отражая,

По шайбе будем бить,

А шайба, как живая,

Крутиться и скользить.

В воротах встанет Саня –

Испытанный вратарь.

В хоккей сыграет с нами

Сам дедушка Январь!

Зимой случаются оттепели. Тогда снег становится липким, влажным. Очень весело поиграть в такую погоду в снежки! Можно построить снежную крепость или снежный дворец.

Ответь на вопросы

    Чем полезнее игры и забавы?

    Какие зимние забавы ты знаешь?

    На чём можно кататься зимой

    есть ли у тебя санки, коньки, лыжи, снегокат?

Отгадай загадки (На чём катаются дети?)

Палками я оттолкнусь

И с крутой горы помчусь. (На лыжах.)

Быстро я лечу вперёд,

Серебристый режу лёд. (На коньках.)

Управляю я рулём,

Еду я с горы на нём. (На снегокате.)

На них качусь я быстро,

Уверенно и споро,

И чертят серебристые

На льду они узоры. (На коньках.)

Выполните одно из заданий. Нарисуй: снежинку, новогоднюю ёлку, коньки, клюшку, шайбу, лыжи и палки, санки.

Назовите виды спорта или зимние забавы, о которых мы говорили с вами сегодня. Чем бы вы хотели заняться на улице уже сегодня? Какие правила следует помнить и соблюдать при занятиях спортом?

Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида поселка городского типа Ильского Краснодарского края

Классный час

"Зимние посиделки"

Гусакова В.В.

Кравченко З.С.

2015

Цели :

Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках.

Формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле.

Воспитательные задачи:

    воспитание нравственности, патриотизма;

    формирование гуманистического отношения к окружающему миру;

    воспитание любви к отчему краю, к Родине;

    организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;

    обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, этического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;

    развитие творческих способностей и творческой инициативы детей;

    развитие коллективно-творческой деятельности.

Актуализация темы.

Как это ни удивительно, но зима с её ранними сумерками и жестокими морозами издавна была в России самым веселым временем года.

Наши древние предки были наблюдательны и знали, что будущий урожай во многом зависит от зимних месяцев. Верили в то, что природой управляют особые боги и их можно задобрить.

Зиме старались всячески угодить. Именно этим и объясняется обилие народных праздников зимой (например, Святки и др.)

На Руси было принято обращаться к Зиме в уважительной форме.

Величава Зима –

Называть её хочется

Не по имени просто,

А по имени – отчеству.

Ой, Зима, ты – Морозовна!

Ой, Зима, ты – Метельевна!

Основной формой проведения досуга зимой были посиделки. Обратимся к словарю В.Даля: «Посиделки – есть сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав, песен» .

Считали, что посиделки – это, прежде всего повод для общения. И он должен быть лёгким, радостным, приятным.

Действительно, каждый из нас стремиться познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но сделать шаг вперёд можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего – то, а именно, от многовекового опыта людей, которые жили до нас.

Как необходимо нам знание культуры и быта предков! Главное в народной жизни – лад. Это стремление к совершенству, простоте, красоте в жизненном укладе, согласие и мир во взаимоотношениях.

Опыт жизни наших предков помогает нам создавать будущее, делает нас богаче и красивее.

Много славных и добрых праздников

Нам досталось от старины

Передать их в наследство правнукам

По традиции мы должны.

Культура домашних посиделок не канула в лету. Она и сегодня может стать чем – то вроде мостика в мир самобытной России.

Я предлагаю вам свой вариант посиделок. Давайте посидим рядком, да поговорим ладком

Основная часть занятия.

Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печи…

Складно и весело проводили зимние посиделки наши предки.

Знали – ведали они свой секрет веселья. Они понимали: чтобы подружиться с удачей, надо быть не только ловким, но и умным. Кроме упражнений на ловкость и выносливость, они любили испытания на сообразительность, например, загадки.

Зимние загадки.

    Что же за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (ёлка)

    Ни ведерка, ни кисти, ни рук,

А побелит все крыши вокруг. (зима)

    Пришёл на день, а ушёл через год. (новый год)

    Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не выехать. (морозный узор)

    Гость гостил,

Мост мостил,

Без пилы, без топора

Мост вымостил.

(мороз)

Загадка – это маленький ключик от тайны. С её помощью легче всего узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, сообразителен, как поведёт себя в трудных обстоятельствах. Загадки пришли к нам из древности.

Особой популярностью пользуются на праздниках «весёлые» вопросы.

Весёлые вопросы.

    Почему львы едят сырое мясо?

(не умеют готовить)

    Может ли петух назвать себя птицей?

(нет, не умеет говорить)

    Кто с головой окунается в работу?

(водолаз)

    Как зовут женщину, которая первой поднялась в ночное небо?

(Баба - Яга)

    Что портится от слов?

(настроение)

А какой же праздник без песни!

Звучит музыкальная композиция «Белая береза» в исполнении Государственного Рязанского народного хора.

А сейчас самое время назвать пословицы и поговорки о зиме.

Пословицы и поговорки о зиме.

    Любишь кататься, люби и саночки возить.

    Декабрь год кончает, а зиму начинает.

    Январь - году начало, а зиме - середина.

    Вьюги, да метели под февраль полетели.

    Готовь сани летом, а телегу зимой.

    Месяц январь – зимы государь.

    У февраля два друга – метель да вьюга.

    Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

    Февраль – и теплом согреет, и морозом отстегает.

    Зима без снега – лето без хлеба.

    Снег глубок – хлеб хорош.

    Зимой снега надует – хлеба прибудет.

Игровой момент: «Снежная игра».

Нужно назвать как можно больше слов, в состав которых входит слово снег . Например: снеговик, снегурочка, снегопад и др.

Поэтическая страничка.

Зима, зима! Мороз трещит;

Луна в кольце на тверди синей;

Звездится снег; лазурный иней

На черных деревах блестит…

В удивительное время года мы собрались на посиделки.

Это ею – русскою зимою восхищаются поэты.

Сергей Есенин.

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Зима особое время года. Все становится вокруг белым, чистым, искрящимся, все изменяется, как в сказке.

А.С.Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница-зима». Чудесное время года!

А какие стихи о зиме знаете вы? (дети рассказывают стихи по выбору)

Это интересно.

Рождественские святки


С 7 января по 19 января в течение 12 дней – по числу апостолов – православные христиане отмечают святки, святые и радостные дни.

Святить двенадцать дней после Рождества Христова церковь начала с древних времен. Дни эти были праздничными. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улицах, гадания, уцелевшие от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы.
Святки – святые дни, зимние праздники, начинались с Рождества, в это время чествовали Коляду, сопровождались гулянья веселыми играми, ряженьем, пением колядок, гаданьями. Отмечали святки шумно, раздольно, создавалась неповторимая атмосфера святочного веселья.
Празднование на святках представляло собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых.
Святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились как кому хотелось и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники и другие, плясали, поздравляли хозяев.
Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. У русских колядки, как правило, предназначались всей семье в целом.
Каждая хозяйка в свою очередь щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сладостями, проявляя к гостям милосердие.

Викторина

Классный час в начальной школе «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Суслова Наталья Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 им. адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаев Ярославская обл.
Описание материала: Материал мероприятия будет интересен учителям – организаторам, классным руководителям при организации зимнего досуга в начальной школе; на уроках - закреплениях окружающего мира, внеурочной деятельности. Классный час удобно провести в виде путешествия по станциям-этапам.
Цель: Обобщение знаний детей о зиме.
Задачи: - формировать и расширять представления о зиме, как времени года;
- закреплять знания о приметах зимы;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе;
- воспитывать любовь к природе, ко времени года зима.

Этапы зимнего путешествия.
1. Братцы-месяцы.
Какое время года пришло на смену осени? (зима)

Чтение стихотворения.
Мы её говорим…. «Здравствуй, Зимушка – зима!»
Назовите зимний триместр. (декабрь, январь, февраль)


Представим каждый месяц.




Назовите признаки неживой природы.

2. Частушки:
- Наконец-то в декабре
Двор стал белым на заре.
Снега много для снежков,
Угощу им всех дружков!
- Во дворе у нас стоит
Снеговик с метёлкой.
Ночью тёмной сторожит
Дом он наш от волка.
- Не хотят зимой стоять
Без одежды клёны.
Вместо листьев на ветвях
Воробьи, вороны.

3. Зимние гости.
С наступлением зимы появляются зимние гости. Кто это?
Давайте выясним – кто как зимует?



4. Загадки:
Загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь – не зевай,
Дружно, хором отвечай!
Бел, как сахар,
Нет ног, а идёт. (снег)
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу. (вьюга)
Старик-шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
В новой стене.
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
Ночью вставлено. (прорубь)


Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)


Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей.
Кто же этот чародей? (мороз)
У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (сосна)


Волшебные туфли наденешь на ноги –
И сразу помчишься по зимней дороге. (лыжи)
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела. (река)
Я – вода,
По воде и плаваю. (лёд)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает в поле, да не птица. (ветер, вьюга)
Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)


Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички.
Зовут их … (рукавички)
Какая птица белеет на зиму? (куропатка)
Сколько лучей у снежинки? (6)
Какой год продолжается один день? (Новый)

5. Зимние пословицы, поговорки.


Зима не лето – в шубу одета.
Зимою шубка не шутка.
Зимою солнце, что мачеха,- светит, а не греет.
В зимний холод каждый молод.
На тот снег, что метёт, а тот, что идёт.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
В декабре мороз нарастает, зато день убывает.
В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, вьюжит, рвёт, метёт, песню поёт.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
В январе растёт день, растёт и холод.
В январе снега надует – хлеба прибудет.
Январь подкладывает дров в печку.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да морозом ухо рвёт.
Февраль сшибает рог зиме.
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.

6. Новогодняя гостиная.
«Доскажи словечко!»
Бенгальские … (огни)


Карнавальный … (костюм)


Поздравительная... (открытка)
Ёлочная... (игрушка)


Бумажное... (конфетти)
Серебряный... (шар)
Разноцветная... (мишура)

То, чем ёлку наряжают, я ребятам назову.
Вы послушайте внимательно и ответьте обязательно.
Если мы вам скажем верно, говорите «Да!» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно, отвечайте смело «Нет!»


Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
Буквари и книжки?
Бусы разноцветные?
И гирлянды светлые?
Снег из ваты белой?
Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки?
Чашки, вилки, ложки?
Конфеты блестящие?
Тигры настоящие?
Звёздочки лучистые?

«Восстановить новогоднее меню»
ТРОТ – торт
РИЦАКУ – курица
ЛАСТА – салат
ЖОНОРЕМОРЕ – мороженое
БАРЫ – рыба
ПОТКОМ – компот
АПУСТАК – капуста
ОТКЛЕТКА – котлетка.

7. Давайте поиграем!
Игра «Доскажи!»
Что делал зимой,
Дай, дружок, мне ответ.
Слушай внимательно,
Отвечай «да» или «нет»!
В снежки играли вы с друзьями?
Грибы собирали сами в лесу?
С горки на санках катались?
В деревне на речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своём грядку копали?
И с Дедом Морозом плясали?
Друзья, не устали ещё отвечать?
А через год ждёте зиму опять?

Конкурс песен. Спеть зимние, новогодние песни по очереди. Кто последний – победил.
«В лесу родилась ёлочка…»
«Маленькой ёлочке…»
«Раз морозною зимой…»
«Ой, мороз, мороз!...»
«Где-то на белом свете…»
«Расскажи, Снегурочка, где была?…»
«У леса на опушке…» и т.д.

Конкурс «Угадаешь – нарисуй!».
Мы из сказки,
Ты нас знаешь…
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж?!
Сказку заново прочтёшь!
1. Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга!
В царство льда умчался Кай…
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке … («Снежная королева»)


2. Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт!
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … («По щучьему велению»)


3. Она, как снег, бела и светла…
Она, как снег, боится тепла!
Рады и дети, и курочка
Ему не рада только … (Снегурочка)


Конкурс «Снежинка» . Вырезать снежинку на время, красоту учитывать.
Конкурс «Шоколад». Кто быстрее съест шоколадку?
Конкурс «Донеси снежок в ладошке» .
Конкурс "Чьи следы?"

Зима в природе

Цель: Познакомить детей с приметами зимы, зимними явлениями в природе

Оборудование: цветные рисунки и репродукции с изображением зимней природы, рисунки снежинок.

План

    Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались все вместе, чтобы провести наш классный час на тему: «В гостях у матушки зимы» А для того чтобы хорошо работать мы разделились на три команды. Сейчас каждой команде раздадим буквы, из этих букв вы должны составить слово итогда мы узнаем названия каждой команды.

Итак команды: Декабрь, январь, февраль

II . Сообщение темы занятия .

- Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, как зовут меня?... (Зима).

Зима.

Здравствуйте дорогие ребята! Я приглашаю вас в гости в мой зимний лес. Сегодня мы с вами познакомимся с приметами зимы, периодами зимы, а также с природными явлениями зимой.

III . Основная часть. Новый материал.

Ход занятия.

Ребята, поднимите руки кто любит зиму? Чем она вам нравится? А теперь ответьте на вопрос: из-за чего к нам приходит зима? (Солнце опускается ниже, становится холоднее, т.к. лучи не прогревают землю как летом. Ветер становится холодным, появляется снег, вьюга).

Зима: А с такими изменениями в природе как мы одеваемся? Во что?

Ответ: Надеваем шапки, сапоги, дублёнки, шубы, варежки.

Зима: Правильно. А как готовятся провести зиму растения, деревья?

Ответ: Сбрасывают листья, как будто засыпают.

Зима: Ребята, назовите диких животных средней полосы.

Ответ: Белка, бур. медведь, заяц, лиса, волк.

слайд

слайд: Как они готовятся к зиме?

Ответ: Белка запасает грибы, орехи; медведь накапливает жир; белка и заяц меняют шубку; у лисы шубка становится более тёплой и пушистой.

Зима: Правильно. А теперь назовите животных Крайнего Севера.

Ответ: Олень, белый медведь, песец, полярная сова, куропатка.

слайд

Зима: А как они проводят зиму?

Ответ: Олени разрывают снег и едят ягель; белый медведь накапливает жир и впадает в спячку; песцы и лисы питаются леммингами и мышами, прячутся в своих норах; совы питаются леммингами и мышами; куропатки прячутся в сугробах от морозов.

Зима: Какие животные впадают в спячку зимой?

Ответ: Медведь, ёж, барсук, змея и лягушка.

Зима вывешивает рисунок со следами животных и птиц.(слайд)

Зима: Ребята, определите, каким животным принадлежат эти следы? (дети рассматривают рисунок и определяют). Как вы думаете, что можно узнать о животном по его следу?

Ответ: Направление животного, размер животного, состояние животного.

Зима: Скажите, каким образом человек может помочь животным и птицам перезимовать эту зиму?

Ответ: Повесить кормушки с зерном и хлебом, в лесу на деревья и под них положить куски хлеба и сала.

Задание:

- Давайте, ребята, вспомним зимние месяцы. Как они называются? А узнаете ли вы их в загадках?

- Назовите-ка ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт, мы встречаем Новый год.

Декабрь.(слайд)

- «Декабрь год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом зимы. Всё ниже солнце, всё короче и темнее дни. А морозные ночи светлее от звёзд.

Древнерусское название декабря - лютень, студень - за лютую морозную пору, за длительную стужу. Это самый скромный месяц года, поглощённый тьмой и морозами. Это пора глубокого покоя живой природы.

Бывает, морозы затихают и наступает оттепель. Но зима не отступает. Через несколько дней вновь валят пушистые снега, трещат морозы, и зима уже прочно занимает свои позиции. Замёрзли реки, по ним уже проложен первый санный путь. Солнца почти не видно. Если выдастся ясный денёк, то едва поднимется оно над лесом и снова опустится за горизонт. В народе о декабре говорят: «Декабрь - пора хмурого неба. Декабрь - лютень, снегами глаз тешит, да ухо морозом рвёт».

    Давайте вспомним ещё народные приметы декабря .

    Солнце в декабре светит, но не греет.

    Декабрь узоры на окнах расписывает.

    Наметут сугробов декабрьские метели.

    В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки, ёлку из лесу принёс.

Декабрь.

Заметает пурга белый путь,

Хочет в мягких снегах потонуть,

Ветер резвый уснул на пути,

Не проехать в лесу, не пройти.

    Прослушайте следующую загадку:

    Замело в лесу пригорки
    И овражки замело.

Заяц выскочил из лёжки -

Тихо. Холодно. Бело.

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это?

Январь.

    Январь - году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее. Солнце встаёт раньше и ярче светит. Сугробы становятся выше, снег глубже, лёд толще. Январь - месяц ярких звёзд, белых троп, вершина зимы. Снег от мороза скрипит под ногами.

    Вспомним народные приметы января :

    Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.

    Январю - морозы, февралю - метели.

    Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий.

    В январе много сосулек - урожай будет хороший.

Сияет солнце, но совсем не греет,

Искрится луч, сияет серебром.

Природа вся как будто леденеет

Перед суровым снежным январём.

    Ещё одна загадка:

    Ходит грозный вьюговей
    В снежной шапке до бровей.
    Даже хищник серый волк
    Испугался и примолк.

    Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
    То бураны, то метели на деревню налетели.

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон.

День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это?

Февраль.

    Февраль - перелом зимы, последний зимний месяц. Значительно прибавился день. День ото дня становится светлее. День прибавился почти на 2 часа. Сильные морозы в феврале бывают только ночью, солнце греет всё заметнее. Из всех прозвищ февраля самое распространённое - «вьюговей». Сталкивающиеся тёплые и холодные воздушные массы порождают метели. Самые пушистые сугробы приходятся на конец зимы.

    Приметы февраля :

В феврале зима с весной встречаются впервой.

    В феврале сильные морозы - короткая зима.

    Длинные февральские сосульки сулят долгую зиму.

    Февральский снег весною пахнет.

    Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет.

    Февраль - бокогрей.

- Февраль воду подпустит, а март подберёт.

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле белая позёмка.

Крутой февральский вечер метёт, метёт пурга,

И, кажется, что вечно лежат снегов стога.


Зимы последние потёмки,

Февраль - наследник января.

Рекой текут, плывут позёмки,

Впадают в снежные моря.

И мне от радужного блеска

Не удержать весёлых слёз.

На южном склоне перелеска –

Воронки у корней берёз.

Явления природы зимой.

Любит народ зиму. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказки послушать, и стихи почитать.

Снег, да снежные узоры, в поле вьюги, разговоры,

В пять часов уж тьма. День – коньки, снежки, салазки.

Вечер – бабушкины сказки. Вот она - зима.

А сколько о зиме придумано загадок!

Их у зимы множество. Загадает их нам (читаем хором на плакате) с негурочка.

И не просто загадает, а познакомит нас с природными явлениями зимой.

с

н

е

г

у

р

о

ч

9. с

к

а

Вопросы к кроссворду:

1. Большая куча снега. (Сугроб).

2. Я как песчинка мал,
А землю покрываю,

Я из воды, а с воздуха летаю.

Как пух лежу я на полях,

Как алмаз блещу при солнечных лучах. (Снег).

3. Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю и сугробы наметаю. (Метель).

4. Жил я посреди двора,
Меня слепила детвора,

Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (Снеговик).

    Растёт она вниз головою,
    Не летом растёт, а зимою.
    Но солнце её припечёт,
    Заплачет она и умрёт. (Сосулька).

    Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер).

7. На дороге скользкий лёд называют - (гололёд).

Во время оттепелей, когда тёплый воздух поднимает температуру до 0 градусов и выше, снег сверху начинает таять, становится мокрым и липким. Но вот мочью ударил мороз, и намокший в оттепель снег замёрз. Образовалась корка льда. Тут уж береги руки и ноги, чтобы не упасть на скользкой дороге. Водителям машин приходится быть особенно внимательными: ведь тяжёлая машина по льду, даже на тормозах, ещё 100 метров может проехать. Так что, ребята, будьте осторожны в это время!

8.Летит птица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча).

9. Белой стайкой мошкара

Вьётся, кружится с утра,

Не пищат и нее кусают -

Просто так себе летают. (Снежинки).

10. Скачет по лесу то взад, то вперёд,

Воет, гудит и деревья трясёт. (Вьюга).

После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и … (вьюга).

Иногда в народе метель называют вьюгой. Если прислушаться к метели, то можно услышать звук «вьюююуу».

Помните, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» как описана метель:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

  1. Закрепление.

Викторина «Знатоки природы».

    С 22 декабря. Чем примечателен этот день? (Это самый короткий день в году, день зимнего солнцестояния).

    Вырос лес белый весь пешком в него не войти, на коне не въехать. (Морозные узоры на стекле).

    Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица – белокоса, белолица,

Как махнула рукавом – всё покрылось серебром. (Зима).

4. Он вошёл - никто не видел, он сказал - никто не слышал,

Дунул он в окно, исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз.)

5. Перечисли явления природы зимой. (Снег, лёд, изморозь, метели, мороз, морозные узоры и др.)

6. Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег.)

7. Бежит по снегу, а следу нету. (Ветер, позёмка).

8. Назови фенологические периоды зимы. (Первозимье, коренная зима, перелом зимы.)

9. В новой стене в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду за ночь затягивается.)

10. Что за звёздочки сквозные на пальто и рукаве

Все сквозные, вырезные, а возьмёшь – вода в руке. (Снежинки).

11. Текло, текло и под стекло легло. (Река подо льдом).

12. Слышишь? Вьюги говорят:
"У зимы - хозяйки нашей, -
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше. (Иней).

13. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)

14. Из-за серых гор высоких,
Из чужих земель далёких
Прилетела ведьма злая,
Дикой песней всех пугая.
Закружила она всё.

Стало холодно. (Метель).

2. Разгадай ребус


Игры:

1. Собери снежинку

2. Закрытыми глазами нарисуй нос снеговику

IV . Итог.

С какими явлениями природы зимой вы познакомились?

Какие вы знаете периоды зимы?

Какие народные приметы вы запомнили?


Классный час.
ЗИМУШКА-ЗИМА.
Цель: расширение кругозора учащихся, воспитание любви к природе, привитие любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного, развитие познавательной активности.

Оборудование: рисунки на тему "Зима", карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, студень, ветрозвон, лютовей, просинец, сечень, межень, снежень, ветродуй, бокогрей, письма от сказочных героев, кроссворд, выставка книг о зиме.

1. Вступительное слово учителя.
Вот север тучи, нагоняя,
Дохнул, завыл
И вот сама -
Идет волшебница зима.
О каком времени года говорится в этом четверостишье?

Сегодня классный час мы посвятим этому чудесному удивительному времени года - зиме. (Хотя за окном нет снега, пасмурно, грустно, но с помощью ваших ответов, рисунков, сообщений, картин мы попадем с вами в зимнюю сказку и как обещают нам синоптики в конце января установится настоящая морозная и снежная зима.)

Поднимите руку, кому нравится это время года? Почему вы любите зиму?
(Стук в дверь)
Ребята, посмотрите, сколько писем пришло нашему классу.

1 письмо от Слоненка: Здравствуйте, ребята! Я живу в жаркой Африке. У нас никогда не бывает зимы. А мне очень хочется узнать о зиме, о зимних явлениях, о том, когда наступает у вас зима?

Ребята, чтобы вы рассказали о зиме слоненку?

1 ученик: По календарю зима длится 3 месяца: декабрь, январь, февраль. Но по календарю метеорологов зиме отводится около пяти месяцев, то есть все то время, когда температура воздуха держится ниже ноля градусов.

2 ученик: Народный же Месяцеслов считает, что зима начинается с заморозков, а заканчивается капелью.

3 ученик: Коренная зима - трех месяцев владыка. Узнайте, о каком месяце зимы говорится в загадке:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга

До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)

Учитель: По каким признакам вы узнали, что это декабрь?
(Самые короткие дни в декабре, самые длинные ночи в декабре, Новый год 1 января после декабря.)

Кто из вас знает, что это за день - 22 декабря - день зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь. А теперь дни прибавляются, а ночи уменьшаются.

4 ученик: А теперь отгадайте мою загадку:
Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)

Учитель: - По каким признакам вы определили? (холодно стало, повернуло солнце к лету, т.е. солнце светить стало ярче.)
- Каково птицам в это время года? (им трудно.)
- Что для них страшнее голод или холод?
- У кого есть кормушки?
Не забудьте покормить птиц зимой.

5 ученик:
Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

А сейчас ребята расскажут об этих месяцах.

1 ученик: Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова "децем", что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое

двенадцатое по счету место в 1799 году, более двести лет назад. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит.

2 ученик: В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет - лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь - полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы.

3 ученик: Всегда ли январь год начинал? Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: "Январь батюшка году начало, зиме середина". Январь - самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя "просинец". Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву.

4 ученик: В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он "сечень", отсекающий год. Еще называли февраль "межень" - межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль - "снежень" и "лютень" - от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его "ветродуем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.

Учитель: Спасибо, ребята! Я считаю, что вы дали представление слоненку о зиме.
2 письмо нам прислал Медвежонок Мишутка.
"Ребята, я вам составил кроссворд, разгадайте его, по вертикали должно получиться зимнее слово."
1. Меньше тигра, больше кошки,
На ушах кисти-рожки.
С виду кролик, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь:"брысь!"
Потому что это (рысь)

2. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)

3. Кто осенью спать ложится,
А весной встает? (медведь)

4. Жил я посреди двора, Где играла детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)

5. Что вниз головой растет? (сосулька)

6. Без рук, без ног двери открывает? (ветер)

7. За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет. (холодильник)

8. Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (лисичка)

9. Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
Просто так себе летают. (снежинки)

10. Скачет по лесу то взад, то вперед,
Воет, гудит и деревья трясет. (вьюга)

Молодцы, ребята!
Учитель: Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество. И в письме, которое нам прислал ёжик есть задание: Собери пословицу и объясни ее смысл.
Много снега - много хлеба.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
В феврале два друга - мороз да вьюга.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Мороз не велик, а стоять не велит.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивается.

Многие поэты посвящали свои стихи этому чудесному времени года.

И последнее письмо от зайчонка Коськи. Он хочет проверить вас. А знаете ли вы стихи о зиме?
Я читаю начало стихотворения, а вы продолжите. И кто автор этого стихотворения?
1. Белая береза
Под моим окном.
(С.Есенин "Береза")

2. Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи.
(Н.Некрасов. Отрывок из поэмы "Мороз-Красный нос")

3. Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя.

(А.Пушкин "Зимний вечер")

5. Вот моя деревня
Вот мой дом родной.
(Иван Зах.Суриков "Вот моя деревня")

А кто из вас хочет прочитать стихи о зиме?
- Наши древние предки были наблюдательны и знали, что по поведению животных и состоянию природы можно определить предстоящую погоду, и каким будет лето. Так создавались приметы.
Прочитаем их.
- Дым из трубы столбом - к морозу, дым из трубы стелется по земле без ветра - к снегу или дождю.
- Кошка мордочку прячет - к морозу, стенку царапает к непогоде, лежит брюхом вверх - к теплу.
- Курица стоит на одной ноге - к стуже.
- Зима снежная - лето дождливое; если зимой тепло - летом холодно.
- Зима морозная - лето жаркое.
- Если январь сухой и морозный, то лето - сухое и жаркое.
- Февраль холодный и сухой - август жаркий.
- Если звезды блестят ярко - к морозу.
- Мало звезд на небе - к ненастью (метелям).
- Кошка на печи - к морозу, кошка на полу - к теплу.
- Ворона ходит по дороге - к теплу.

Так что наблюдайте и запоминайте.

Выставка книг.

Задание: напишите слоненку письмо и расскажите ему о зимних играх, забавах, явлениях природы, можете в письме нарисовать снежинку, снеговика и т.д.