Когда появились первые тесты достижений. Пять самых точных психологических онлайн-тестов. Таким образом, мы видим, что актуальность диагностики достижений со временем только возрастает. Что явилось главной причиной выбора мной темой своей контрольной рабо

Конструирование тестов достижений.

Любой практический психолог должен уметь сконструировать тест достижений.

Тест достижений – это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний.

2 группы тестов достижений:

    Тесты успешности обучения (используются в системе образования)

    Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).

Тест достижения противоположен тесту способностей. Различия: между этими тестами существует различие в степени единообразия предшествующего опыта, который и диагностируется. Если тест способностей отражает влияние совокупного разнообразного опыта, получаемого учащимися, то тест достижений отражает влияние относительно стандартного курса обучения чему-то.

Цель применения тестов способностей и тестов достижений:

    тесты способностей – для предсказания различия успешности выполнения деятельности

    тесты достижений – делают конечную оценку знаний и навыков по завершении обучения.

Ни тесты способностей, ни тесты достижений не диагностируют способности, навыки, одаренность, а только успешность предшествующего достижения. Идет оценка того, чему человек научился.

Классификация тестов достижений.

Широкоориентированные – для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов.

Узкоспециализированные – усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов. Например: усвоение темы в математике – раздел простые числа – как усвоен этот раздел.

Цели использования тестов достижений.

Вместо учительской оценки. Ряд преимуществ по сравнению с учительской оценкой: объективность - можно выяснить насколько усвоены главные темы, выявление основного. Можно построить профиль усвоения каждой темы.

Тесты достижений очень компактны. Тесты достижений – групповые – поэтому удобны. Можно оценить сам процесс обучения и усовершенствовать его.

Как конструировать тесты достижений?

    Тест достижений состоит из заданий, которые отражают определенную область содержания курса обучения. Сначала нужно спланировать тему содержания, выявить важные темы в курсе обучения. В конструировании теста достижений должен участвовать учитель, который преподавал темы. Психодиагност должен знать основные темы.

    Исключить из задания второстепенные знания, малосущественные детали. Желательно, чтобы выполнение заданий в малой степени зависело от механической памяти ученика, а зависело от понимания, критической оценки ученика.

    Задания должны быть репрезентативны целям обучения. Есть цели обучения, успешность усвоения материала, по которым сложно оценить (например, усвоение темы о правах), тогда нужно составлять задания так, чтобы отразить усвоенность материала.

    Тест достижений должен полностью охватить ту область учебного предмета, который должен быть изучен. Задания должны быть широко репрезентативны этой изучаемой области.

    Тестовые задания должны быть свободны от посторонних затрудняющих элементов, не должно быть затрудняющих элементов, не должно быть дополнительных трудностей.

    Каждое задание сопровождается вариантами ответов.

    Задание должно быть четко, кратко, недвусмысленно сформулировано. Чтобы ни одно задание не было подсказкой на другое задание теста (проверить после составления).

Ответы должны быть построены так, чтобы исключить возможность напоминания ответов (то есть не давать не относящихся к теме варианты ответов или очень легкие, чтобы испытуемый не смог догадаться, отбросив варианты ответов, как заведомо неприемлемые).

8. Задается критерий выполнения. Психолог разрабатывает большое число заданий, не все они войдут в тест. Для начала все задания проходят проверку. Войдут в тест те задания, которые решаются стопроцентным большинством людей, которые хорошо владеют материалом. Вторая проверка на тех, кто не владеет материалом – они должны выполнить меньше половины. Задания составляются по максимальному критерию. 90-100% - высокий уровень обученности. Тест достижений не оценивается по сопоставлению со статической нормой, а с классом. Сопоставляется индивидуальный результат.

Тесты профессиональных достижений.

Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности – профотбор. Используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель – оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.

3 формы тестов профессиональных достижений:

    тест исполнения действия

    письменные

    устные тесты профессиональных достижений

    Тесты исполнения. Выполнение ряда заданий, обнаруживающих владение основными навыками или действиями. Используются те механизмы, аппаратура, инструменты, которые используются в трудовой деятельности или моделировании отдельных элементов профессиональной деятельности, способность воспроизводить отдельные операции.

    Письменные тесты достижений. Используются там, где требуется выяснить, насколько человек владеет специальными знаниями. Задания на бланках. Выполняются в письменной форме с определенной формой ответов.

    Устные тесты профессиональных достижений. В период первой мировой войны тесты профессиональных достижений использовались для отбора персонала. Серии вопросов, выявляющих специальные знания. Диагностика в виде интервью. Проводилась индивидуально. Удобны в применении. Не нужно распечатывать. Испытуемый должен в заданной форме отвечать.

Тесты профессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создается большое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют. Испытывают три группы работников:

    эксперты высокой квалификации

  1. представители смежных профессий.

Задание включается в тест, если:

    задание выполнено большинством экспертов (это есть признак валидности)

    задание выполнено меньшим процентом новичков (приблизительно 60-70%)

    и, если еще меньший процент представителей смежных профессий выполнило задание.

Больше чем для 250 видов профессиональной деятельности разработаны тесты достижений. У нас таких тестов практически нет.

Существуют две основные области применения тестов достижений: школьное образование и профессиональная подготовка, профессиональный отбор.

Многочисленные функции тестов достижений давно получили признание в образовании. Большинство применяемых здесь тестов являются стандартизированными. Главная цель их использования – сравнение результатов тестирования с нормами или ожидаемым результатом для определенной группы обучающихся.

Тесты достижений применяются:

§ Как вспомогательные средства определения необходимой для учащихся образовательной программы (распределение по классам и потокам).

§ Как необходимый элемент реализации программ коррекционного обучения и выявления учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала определенных учебных дисциплин.

§ Как инструмент сертификации достижений учеников путем вступительного тестирования и тестирования в конце прохождения учебного курса.

§ Как средства контроля результатов усвоения индивидуальных программ обучения.

§ Как вспомогательный метод оценки образовательных программ и их совершенствования.

Результаты тестов достижений указывают на то, какой объем знаний и навыков в действительности преподается учащимся. В отдельных странах применение тестов достижений приобрело национальные масштабы, их результаты сказываются на принятии ответственных решений в области планирования образования, финансирования образовательных программ и проектов, поэтому не случайно, что эти тесты вызывают усиленное внимание и подвергаются критике.

Прежде всего, критически оцениваются возможности тестов достижений в выявлении наиболее важных результатов усвоения школьной программы.

Анализируя сложившийся опыт применения тестирования в образовании, Дж. Равен отмечает, что традиционные тесты достижений выявляют «владение и произвольно отобранными фрагментами информации низшего уровня, выхваченными из обширной системы знаний, сложившейся в соответствующих научных дисциплинах».

Критические замечания, высказываемые в адрес тестов достижений, побуждают исследователей к поиску и разработке новых подходов к диагностике результатов обучения. К ним можно отнести:

§ Критериально-ориентированное тестирование;

§ Методы диагностики компетентности;

§ Процессуальное тестирование, определяющее умения учащихся в процессе выполнения заданий в реальных жизненных ситуациях.

Профессиональное обучение и профессиональный обор составляют другую, весьма распространенную область применения тестов достижений. Здесь они в основном используются для следующего:

Измерение эффективности обучения или тренировки в относительно известных и контролируемых условиях трудовой деятельности;

Отбор персонала на определенные рабочие посты, требующие соответствующих профессиональных знаний и опыта;

Определения квалификации служащих при решении вопросов о переобучении и планировании карьеры.

Отличительная особенность тестов профессиональных достижений – их высокая специфичность, поскольку данные тесты разрабатываются для учета знаний, навыков, умений в узкоспециализированной области. Разработка таких тестов в основном осуществляется на критической основе. В качестве критерия обычно рассматривается требуемый для успешной профессиональной деятельности уровень овладения знаниями и навыками. Установление такого критерия осуществляется путем анализа квалификационных требований и описанием процесса выполнения рабочих заданий. Чтобы получить достаточно полную картину профессиональной деятельности, составитель теста также консультируется с экспертами в данной области – инструкторами производственного обучения, опытными работниками, руководителями подразделений.

Применение тестов для оценки профессиональных достижений имеет определенные ограничения.

Во-первых, они определяются динамическими процессами изменений содержания профессий. От современного специалиста требуются не только узкоспециальные знания и навыки, но также метапрофессиональные знания и умения, применяемые в различных областях трудовой деятельности. Наличие таких компетенций позволяет специалисту гибко приспосабливаться к новым требованиям профессиональной деятельности и тем самым достигать высокого уровня её освоения.

Для понимания различий между педагогическими и психологическими тестами необходимо ввести понятие тестов достижений и тестов способностей. Среди всех типов стандартизованных тестов тесты достижений численно превосходят все остальные. Они создавались для измерения эффективности программ и процесса обучения. Именно этот тип тестов в общем смысле ассоциируется с названием «педагогический тест». Тесты достижений принято противопоставлять психологическим тестам способностей, состоящим из тестов общего интеллекта, комплексных батарей способностей и тестов специальных способностей. А. Анастази считает, что «с определенной точки зрения, различия между тестами достижений и способностей есть различия в степени единообразия соответствующего предшествующего опыта. А это значит, что тесты достижений измеряют влияние относительно стандартизованного курса обучения, такого как курс биологии, физики или программирования. В отличие от тестов достижений выполнение тестов способностей отражает совокупное влияние разнообразного опыта повседневной жизни». Можно сказать, что тесты способностей измеряют эффективность обучения в относительно неконтролируемых и неизвестных условиях, в то время как тесты достижений измеряют эффективность обучения при частично известных и контролируемых условиях.

Другим отличием тестов способностей от тестов достижений являются цели их использования. Тесты способностей предоставляют некоторый срез психологических данных, на основе которых прогнозируется выполнение той или иной деятельности и делается предположение о возможных достижениях в новой ситуации. Результаты тестов способностей содержат информацию, позволяющую произвести оценку целесообразности прохождения индивидом специальных курсов обучения. Напротив, тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, какой информацией индивид владеет и что может делать к настоящему времени. Эта разница между тестами, пожалуй, лучше всего видна, когда оценивается их валидность. Лучший способ оценить тесты способностей – это осуществить прогностическую, критериально ориентированную валидацию, тогда как тесты достижений в основном оцениваются в терминах валидности по содержанию.

Тем не менее, нужно признать, что различия между тестами способностей и достижений не столь однозначны. Некоторые тесты способностей могут отражать достаточно конкретную и единообразную предшествующую образовательную программу, а тесты достижений – охватывать относительно широкий нестандартизованный курс обучения и использоваться в качестве вероятностной информации о возможностях предстоящего обучения. В сущности, тесты достижений служат тем же целям, что и тесты способностей. Скажем, успехи ученика по математике были определены по его показателю в тесте достижений, который можно затем использовать для прогнозирования его успехов в алгебре.

При рассмотрении различий между тестами способностей и достижений не следует думать, что тесты достижений измеряют эффективность обучения, а тесты способностей – врожденные, не зависящие от обучения способности. Столь ошибочное суждение было достаточно распространено на заре психологического тестирования, но в значительной степени пересмотрено при уточнении смысла используемых в психометрии понятий. Без сомнения, все психологические тесты измеряют наличное поведение индивида, а оно неизбежно отражает воздействие прошедшего обучения. Тем не менее, факт, что каждый тестовый показатель связан с «прошлым», не устраняет его связи с «будущим».

Важное отличие психологических тестов от педагогических видится в том, что при составлении первых исследователи стараются учесть предрасположенность учеников к различным видам репрезентативных систем (визуалы, аудиалы, кинестетики) и различные типы интеллекта (вербальный, логический, пространственный и т.д.). К сожалению, в педагогике возможности такого учета значительно ограничены, во-первых, преобладанием в школе знаково-логической визуальной информации, направленной на развитие соответствующих типов интеллекта. Как правило, от учеников требуется воспроизведение рационализированной и вербальной (письменной или устной) информации о фактах. Поэтому часто дети с более развитыми пространственными способностями выглядят неуспевающими, а дети с более развитыми по сравнению с пространственными вербальными способностями кажутся необыкновенно талантливыми.

Многочисленные функции тестов достижений давно признаны в образовании. Как средство выставления оценок подобные тесты хороши своей объективностью и единообразием. Если они должным образом построены, то обладают и другими достоинствами: их содержание адекватно изучаемому предмету, они сводят на нет в процедуре оценивания действие случайных факторов. Тесты достижений составляют также важный компонент корригирующих программ обучения, поскольку их можно использовать как для выявления учащихся, не способных к отдельным видам обучения, тан и для измерения успехов в выполнении корригирующих программ.

При всех типах обучения периодическое применение правильно построенных и соответственно подобранных тестов достижений облегчает этот процесс. Такие тесты выявляют недостатки прошлого обучения, подсказывают направление последующего и обеспечивают мотивацию обучающегося. Побудительную силу знания своих результатов неоднократно выявляли психологические эксперименты с самыми разнообразными ситуациями обучения: варьировали возраст испытуемых и их образовательный уровень. Эффективность такой самопроверки обычно сказывается немедленно. Поэтому, когда проверка достижений применяется главным образом как средство обучения, желательно, чтобы учащиеся узнали о допущенных ошибках как можно раньше.

Кроме того, тесты достижений помогают приспособить курс обучения к потребностям индивида. Учение происходит более плодотворно, когда начинается с той стадии, на которой уже находится обучающийся. Проведение тестирования в начале учебного года позволяет предпринять конструктивные шаги по ликвидации обнаруженных при выполнении тестов основных пробелов в знаниях учащихся.

Особенно важно в связи с этим видеть многочисленные условия, влияющие как на выполнение теста, так и на школьное обучение, в том числе кумулятивное влияние предшествующего и настоящего жизненного опыта, приобретаемого вне школьной среды.

Так, интеллект часто связывается с развитыми логико-математическими способностями или высокой осведомленностью человека. Но сегодня такая трактовка представляется явно упрощенной и ограниченной. Интеллект – это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте (Г. Гарднер). Возможности творческого развития человека и успешность будущей профессиональной и жизненной адаптации детерминируются с развитием семи видов интеллекта.

1. Вербальный интеллект – это способности, предполагающие умение аргументировать, убеждать, беседовать, поддерживать и учить с помощью речевых навыков. Этот вид интеллекта просто необходим журналистам, адвокатам, писателям, учителям. Тренировка вербального интеллекта успешно происходит в операциях чтения, письма, сочинительства и в процессе публичных выступлений (дискуссий, монологов, задавания вопросов и ответов на них).

2.Логико-математический интеллект – умение проводить операции с числами и логикой, способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, анализировать, классифицировать и обобщать.

3.Пространственно-визуальный интеллект этот вид интеллекта работает в образах, метафорах и пространственных представлениях. Люди с развитым пространственным интеллектом отличаются наблюдательностью, способностью легко ориентироваться на местности и в незнакомой среде, предпочтением выражать свои идеи графически. Этот вид интеллекта является основой профессиональной деятельности архитекторов, фотографов, художников, скульпторов, пилотов, механиков, инженеров.

4.Музыкально-ритмический интеллект связан со способностью человека к восприятию ритмов и мелодий, гармонии и дисгармонии, запоминанию музыкальных интонаций, ладов и звукосочетания.

5. Телесно-кинестетический интеллект – интеллект нашего тела. К нему относятся: способность контролировать движения, ловко оперировать частями тела, способность развивать и сохранять физические качества. К сожалению, в учебном процессе этим интеллектом недопустимо пренебрегают.

6.Межличностный интеллект – под этим понимается способность осуществлять коммуникацию, вступать во взаимодействие с людьми, понимать, чувствовать и учитывать уникальность каждого, а также умение адекватно предъявляться, без попытки спрятаться за других, за свои проекции, шаблоны, стереотипы. Развитие этого интеллекта возможно лишь в условиях интерактивного обучения.

История создания и общая характеристика тестов достижений. Примеры наиболее известных методик. Широкоориентированные тесты достижений (батареи общих достижений), тесты достижений по конкретным учебным предметам. Тесты академической оценки SAT I, SAT II, ЕГЭ .

История создания тестов достижений

Этим термином западные тестологии обозначили педагогические тесты предметных знаний - знаний по определенным учебным предметам, а также профессиональные тесты - на специальные профессиональные умения и навыки.

В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного индивидуального опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. (Обычные контрольные работы в наших школах являются, по сути, ничем иным, как не слишком хорошо формализованными и отработанными тестами достижений).

История развития этих тестов начинается с момента смены в Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную (1845г.). В Америке тесты достижений используются при отборе сотрудников на государственную службу, начиная уже с 1872г., а с 1883г. их применение становится регулярным. Наиболее значительная разработка элементов техники конструирования тестов достижений выполнена в течение первой мировой войны и сразу после нее.

Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее известных тестов и наиболее применяемых в США является Стенфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923г. С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах в средних учебных заведениях.

Значительное количество тестов было создано в рамках индустриальной психологии (психотехники) под воздействием запросов со стороны промышленности и экономики. Дальнейшее развитие тестов достижений:

Первой попыткой введения стандартизированных методов тестов успешности была работа английского школьного учителя Фишера составившего в 1869г. «Книгу шкал», в которой приводились образцы различных ученических работ, расположенные по возрастающей степени совершенства шкал. Сравнивая работы данного ученика с приведенными в книге образцами педагог мог дать более точную и объективную оценку достижений ученика и вместе с тем мог указать какой стадии обучения по данной шкале соответствуют данные достижения. Широкого распространения метод Фишера не получил. Причиной этого была примитивность предложенных им шкал и не возможность более обстоятельной разработки их вследствие отсутствия соответствующих статистических методов. Для построения более совершенных шкал необходимо было перейти от простого коллекционирования школьных работ к собиранию их при помощи испытаний при строго определенных, однообразных условиях и затем установить стандарты, обосновав их путем соответствующей статистической обработке собранного материала.

Первым, кто начал разрабатывать стандартизированные тесты учета школьной успешности был американский педагог Райс. Первой его работой в этой области было исследование навыка учащихся в орфографии (1894-1895г.) Желая точно учесть успешность учащихся в орфографии при различных методах обучения он составил специальные таблицы слов, написание которых учащимися представляло наибольший интерес с точки зрения обучения, и обследовал по этим таблицам свыше 60 000 школьников.

Он сделал интересные замечания на основе данных исследования – ученики, тратившие в течение 8 лет в среднем по 40 минут в день на занятия орфографией, пишут не лучше, чем ученики, занимавшиеся орфографией в течение того же времени в среднем по 10 минут в день.

Возможность измерения школьных достижений с помощью специальных заданий после публикации Фишера вызвала бурную дискуссию среди педагогов. Вслед за тестами для орфографии Райсом были составлены тесты для учета навыков в счете и языке. При этом Райс, прежде всего, ставил целью оценку методов обучения, Ане определение стандартов (норм).

Совершенно определенно вопрос о стандартах впервые поставил Торндайк, которого современные авторы называют отцом стандартизированных методов учета. Заинтересовавшись школьными тестами в 1903г. Торндайк особое внимание обратил на психологическое и статистическое обоснование метода тестового учета и на тщательную статистическую обработку получаемого с помощью этого метода материала. В течение ряда лет им был разработан ряд ценных тестов по учету навыков в чтении, письме и счете, послуживших образцом для позднейших исследователей, и дан ряд стандартов для различных годов обучения. Его капитальные работы по методике психологических и педагогических измерений «Mental and Social Measurements», «Educational Psychology» подвели научную базу под стандартизированные методы учета, а вышедшая в 1922г. книга «Психология арифметики» является образцом изучения процесса школьной работы на основе объективных методов измерения успешности.

Вслед за Торндайком к разработке объективных методов учения успешности при помощи тестов преступил целый ряд других психологов: в США - Кортис, Старг, Эйрис, Мкколл, Монро, Вуди, Требю и др. В Англии - Берт, Баллард. В Австрии - Раншбург.

В 20 годы 20 века в США были организованы при университетах и администрациях в педагогических центрах ряд специальных исследовательских бюро, которые занимались разработкой стандартизированных методов учета, руководили проведением учета и обработкой получаемых результатов. Метод стандартизированного учета школьной успешности получил широкое распространение в Америке, им пользуются и психологи, и педагоги, и методисты для:

  1. оценки методов обучения
  2. учета эффективности работы педагога
  3. изучения индивидуальных особенностей учащихся
  4. анализа работы школ.

Было разработано большое количество разнообразных форм тестов достижений.

Общая характеристика

Тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что индивид может делать к настоящему времени.

Таким образом, тесты достижений предназначаются для определения соответствия достижений некой идеальной общенациональной учебной программе (часто основанной на обобщении материала различных учебников).

Выделяют две группы тестов достижений: широкоориентированные тесты достижений (батареи общих достижений), тесты достижений по конкретным учебным предметам.

Широкоориентированные тесты достижений ориентированы на оценку навыков по основным целям обучения (например, тесты на понимание научных принципов). Батареи общих достижений представляют собой широко ориентированные тесты, они применяются для оценки достижений главных, долгосрочных целей обучения. Разработка таких батарей широко применяется в образовательной практике США. Большинство тестовых батарей охватывают все уровни школьного обучения и являются скоординированной серией тестов,позволяющей сопоставить результаты учащихся от 1 до 12 класса. Такую серию например составляют Тесты академической оценки SAT

Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).

Стандартизированные тесты по отдельным учебным предметам измеряют уровень достижений в предметных областях знаний, изучаемых в школе и колледже. Применений таких тестов существенно возрастает в связи с тем, что современные школьники специализируются на изучении конкретных научных дисциплин.

В США стандартизированные тесты разработаны почти по каждому предмету: от истории до физической культуре. Такие узко ориентированные тесты используются в качестве итоговых экзаменов по курсу обучения. Также они выполняют не менее важную функцию – определение «сильных» и «слабых» сторон в усвоении предметно-специфических навыков и знаний. Постепенно возрастает использование специализированных тестов достижений в качестве замены вступительных экзаменов в колледжи и университеты.

Такие тесты выполняют несколько функций:

  • выступают как средство оценки знаний,
  • выявляют недостатки обучения,
  • подсказывают направление последующего обучения,
  • обеспечивают мотивацию учащегося,
  • помогают приспособить обучение к потребностям индивида,
  • дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.

Особое место среди стандартизированных тестов достижений занимают тесты оценки уровня базовых навыков, используемые в качестве средства подтверждения образовательного минимума и как основы для выдачи аттестата об окончании средней школы. Неоходимость разработки и применения такого рода тестов США была инициирована докладом «Нация в опасности», представленным Национальной комиссией улучшения образования. В нем утверждалось, что американская нация стоит перед непосредственной угрозой снижения общего образовательного уровня. В связи с этим докладчики настаивали на введении минимального тестового стандарта, общей тестовой батареи, на основе которой будет устанавливаться минимальный уровень школьной успешности.

Тесты на минимум базовых навыков разрабатываются и для взрослых в связи с реализацией образовательных программ в учреждениях особого типа (например, в тюрьмах) и обеспечением эффективности программ профессиональной подготовки. Пример: Тесты базового образования взрослых TABE. Батарея TABE содержит 5 ступенчатых уровней трудности для 5 предметных областей, включая чтение, язык и прикладную математику.

Развитие методов и методик психодиагностики. Тесты специальных способностей и достижений. Работы Ч. Спирмена, Л. Терстоуна.

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ И МЕТОДИК ПСИХОДИАГНОСТИКИ

История современной психодиагностики начинается с первой четверти XIX в., т.е. с начала так называемого клинического периода в развитии психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались в основном философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит еще нестрогий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними и теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это, в частности, происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят еще качественный характер.

Началом создания количественных методов психодиагностики следует считать вторую половину XIX в. - то время, когда под руководством выдающегося немецкого психолога В. Вундта была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы. К этому же времени относится открытие основного психофизического закона, который, показав количественную связь между физическими и психологическими явлениями, ускорил создание средств количественной психодиагностики. Основной психофизический закон открыл возможность измерения психологических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал для измерения ощущений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть до конца XIX в., практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.



Начальным периодом становления современных методов психодиагностики, касающихся основных психологических процессов, свойств и состояний человека, следует считать конец XIX -начало XX в. В это время весьма активно и не без участия профессиональных психологов развиваются те области теории вероятностей и математической статистики, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики. Большая часть тех методов первичной и вторичной статистической обработки экспериментальных данных, которые были описаны во втором разделе данной книги, появилась как раз в эти годы. Однако вначале математическую статистику стали применять не в психологии, а в других науках: в биологии, экономике, медицине и т.д.

На 50-60-е годы XX в. приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Это были годы наибольшей психометрической активности ученых-психологов.

Заметим, что в немалой степени созданию и разработке психодиагностики способствовал общий кризис психологической науки, возникший как раз на рубеже XIX и XX столетий. Он отчетливо выявил недостатки старой, интроспективной психологии, связанные в первую очередь с отсутствием научно обоснованных средств точной психодиагностики, особенно таких сложных явлений, как способности, интеллект и личность. Разработка соответствующих методов явилась началом выхода психологии из состояния кризиса, так как вновь созданные методы позволяли получать не умозрительные и субъективные, а точные и объективные знания о психологических процессах, свойствах и состояниях человека.

Тесты специальных способностей и достижений.

Психодиагностика способностей имеет выраженную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профессий, путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей. Все это существенно влияет на формирование положительной профессиональной мотивации и удовлетворенности трудом, а следовательно, и удовлетворенности жизнью в целом.

Специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные и т. д.). К исследованию специальных способностей относят изучение:

Математических способностей В. А. Крутецким и его

сотрудниками (1968),

Музыкальных способностей Б. М. Тепловым

Организаторских способностей Л. И. Уманским (1968),

Педагогических способностей Н. Ф. Кузьминой (1961),

Летных способностей К. К. Платоновым (1972),

Художественных способностей Е. И. Игнатьевым (1961).

Одним из очень распространенных тестов является разработанный для изучения музыкальных способностей тест музыкальной одаренности Сишора (Теплов Б. М., 1961). Он содержит серию заданий на изучение восприятия силы, интенсивности и тембра звука. Тест очень хорошо зарекомендовал себя и в областях, далеких от искусства.

Следующая группа тестов специальных способностей представлена тестами технических способностей. Эти методы были разработаны одними из первых среди методов диагностики специальных способностей. Поскольку тесты интеллекта были сосредоточены на изучении в основном «абстрактных» функций, возникла потребность в методах изучения более конкретных, практических способностей. В значительной степени эта потребность была удовлетворена за счет разработки тестов технических способностей. Очень популярным тестом изучения технического понимания

является тест Беннета, в котором используют серию картинок с короткими вопросами. Для того чтобы ответить на вопросы, необходимо понимать общие, технические принципы, встречающиеся в обыденных ситуациях.

Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Наиболее известным тестом достижений и широко применяемым до сих пор является Стэнфордский тест достижений (SAT) впервые опубликованный в 1923г. Он оценивает уровень обученности в разных классах в средних учебных заведениях.

Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Создавались тестовые батареи (комплекты) для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Было разработано около дюжины комплексных батарей способностей для использования в образовании и при консультировании и распределении персонала. Различаясь составом, методическими качествами, они сходны в одном - их характеризует низкая дифференциальная валидность. Учащиеся, выбирающие разные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями.

Теоретической основой для построения комплексных батарей тестов способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляций между ними - факторного анализа Факторный анализ позволял точнее определить и классифицировать специальные способности. Поэтому остановимся немного на истории этого направления исследований Английский психолог Чарльз Спирмен в 1904 г пришел к выводу, что положительная корреляция между тестами на различные способности (например, математические и литературные) выявляет некоторый общий генеральный фактор. Он обозначил его буквой g (от англ. general - общий). Помимо фактора, общего для всех видов деятельности, в каждой из них обнаруживается специфический фактор, свойственный только данному виду деятельности (S - фактор). Теорию Ч Спирмена называют двухфакторной Согласно ее положениям целью психологического тестирования должно быть измерение g у индивидов. Если такой фактор проявляется во всех изучаемых психических функциях, то его наличие является единственным основанием для предсказания поведения индивида в разных ситуациях Измерение же специфических факторов смысла не имеет, поскольку они могут обнаружить себя только в одной ситуации, Спирмен не отрицал того, что двухфакторная теория требует уточнения. Если сравниваемые виды деятельности похожи, то в какой - то степени их корреляция может быть результатом не только фактора g, но и некоторого промежуточного фактора - не столь общего, как g, но и не столь специфичного, как S. Такой фактор, свойственный только части видов деятельности, был назван групповым. Позднее распространилась точка зрения, согласно которой структуру свойств составляет ряд достаточно широких групповых факторов, каждый из которых может в разных тестах иметь различный вес. Например, вербальный фактор может иметь больший вес в тесте на словарный запас, меньший - в тесте словесных аналогий и совсем незначительный - в тесте на математическое мышление Корреляции тестов между собой являются результатом нагруженности их групповым фактором Американские психологи Т Л Килли и Л Л Терстоун, продолжив работы факторно - аналитического направления, занялись проблемами групповых факторов. Их основные работы вышли в 20 - 30 - е гг. Л. Терстоун, основываясь на многочисленных исследованиях, выделил 12 факторов, которые он обозначил как "первичные умственные способности" Среди них можно назвать следующие: словесное понимание, беглость речи, числовой, пространственный, ассоциативная память, скорость восприятия, индукция (логическое мышление) и др. Дальнейшие исследования привели к увеличению факторов. Число когнитивных факторов, описанных на сегодняшний день, равно 120.

На основе факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей. Наиболее известна среди них батарея тестов общих способностей (GATB), включающая тесты способностей для конкретных профессий. Современное понимание факторного анализа вносит некоторые изменения в ту его трактовку, которая была в 20 - 40 - е гг. Факторный анализ - это высшая ступень линейных корреляций. Но линейные корреляции не могут считаться универсальной формой выражения математической связи между психическими процессами. Следовательно, отсутствие линейных корреляций не может толковаться как отсутствие связи вообще, то же относится и к невысоким коэффициентам корреляции. Поэтому факторный анализ и добываемые посредством этого анализа факторы не всегда верно отражают зависимости между психическими процессами. Но, пожалуй, главное, что вызывает сомнение, это понимание так называемых специальных способностей. Эти способности трактуются не как индивидуальные особенности, возникшие в результате влияния требований общества на индивида, а как особенности, исконно присущие данной индивидуальной психике. Такая трактовка порождает массу логических трудностей. В самом деле, откуда вдруг сложились и проявились у современного индивида такие способности, о которых даже представления не имели предшествующие поколения? Нельзя же думать, что в психике таятся способности, пригодные для всех грядущих общественных требований. Но техника факторного анализа принимает эти способности как некую данность; в действительности же они суть психические образования, находящиеся в динамике. Сказанное убеждает в том, что к возможностям факторного анализа нужно относиться с большой осторожностью и не считать этот анализ универсальным инструментом изучения психики.

Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях, - тесты достижений. В отличие от тестов интеллекта они отражают не столько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. История развития этих тестов может быть прослежена с момента смены в Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную (1845) В Америке тесты достижений начали использоваться при отборе сотрудников на государственную службу уже с 1872 г, а с 1883 г. их применение стало регулярным. Наиболее значительная разработка элементов техники конструирования тестов достижений была выполнена в течение первой мировой войны и сразу после нее Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических методик. Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является Стэнфордский тест достижений (SAT), впервые опубликованный в 1923 г. С его помощью оценивается уровень обученности в разных классах средних учебных заведений. Значительное число тестов специальных способностей и достижений было создано в рамках психотехники под воздействием практических запросов со стороны промышленности и экономики Дальнейшее развитие тестов достижений привело к появлению в середине XX века критериально - ориентированных тестов