Конфликт между базаровым и павлом петровичем. Столкновения павла петровича с базаровым. Кто такие нигилисты

И. С. Тургенев отразил в своем романе “Отцы и дети” конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в РФ 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писателя Евгений Базаров. Ему в романе противопоставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отразить конфликт переломного в жизни РФ времени во всей его полноте, Тургенев сталкивает этих двух героев.

“Кто есть Базаров?” - спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат ответ: “Нигилист”. Взгляды “нигилиста” и Павла Петровича Кирсанова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали товарищ к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: “Этот волосатый?” А Базаров вечером заметил Аркадию: “А чудаковат у тебя дядя”. Между ними постоянно возникали противоречия. “У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую”, - говорит Кирсанов.

Давайте ближе познакомимся с главными героями романа. Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Аристократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические привычки (носил английский костюм и лаковые полусапожки). Базаров - внучек дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствуется сила, энергия. Говорит он “мужественным голосом”, ясно и просто. Походка Базарова “твердая и стремительно смелая”. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало.

Каково же мировоззрение этих героев романа? Павел Петрович Кирсанов сильно убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами (“Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее”), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, - опора человеческой личности.

Кирсанов считает, что без принципов могут существовать лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его делами - жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности.

В чём суть конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем? Можно ли однозначно утверждать, что в основе их конфликта леж и получил лучший ответ

Ответ от Pashendri@[гуру]
К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились «Отцы и дети» в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год.
В основу романа Тургенев положил конфликт между дворянским либерализмом и революционной демократией во времена отмены крепостного права.
Между старшими и молодыми поколениями всегда существовали различные разногласия. Это можно объяснить тем, что с течением времени меняется обстановка, влияющая на дальнейшее отношение человека к жизни, формирование его характера. Часто люди старшего поколения оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и образ жизни. Иногда это непонимание перерастает во вражду. Именно эту вражду мы можем увидеть на страницах этого романа.
Павел Петрович – типичный представитель дворянского либерализма. Он умен, честен, по-своему благороден. Павел Петрович во всем следует старым принципам. Люди считали его немного самоуверенным, насмешливым, он отличался замечательной красотой.
В молодости Павел Петрович был светским чиновником, его носили на руках, сам себя он тоже немного баловал. Я думаю, Павла Петровича вполне можно назвать сибаритом, то есть человеком, избалованным роскошью.
Базарова Тургенев относит к числу революционно-демократических деятелей. Он умен, имеет хорошее образование, увлекается естественными науками. Базаров молод, полон сил, ему скучно там, где он ничем не занят. В отличие от Ситникова, Базаров не стесняется своего происхождения.
О чем бы не зашел разговор между Павлом Петровичем и Базаровым, они практически никогда не находят общего языка.
Павел Петрович уважает людей с определенными принципами в жизни, считая, что без них живут лишь пустые и безнравственные люди. Базаров же называет слово «принцип» пустым, иностранным, ненужным словом.
Различны и их отношения к русскому народу. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, Евгений же утверждает: «… что ж, коли он заслуживает презрения!» , хотя часто подчеркивает свою связь с народом: «Мой дед землю пахал» , доказывает, что знает и понимает народ гораздо лучше, чем Кирсанов.
Противоположны взгляды героев на искусство и литературу. Павел Петрович одобряет работы художников, литераторов, а Базаров своими фразами: «Рафаэль гроша медного не стоит! » и «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого литератора» валит Кирсанова наповал.
Множество разногласий в разговоре Базарова и Павла Петровича можно найти. Именно эти разногласия полностью противопоставляют героев друг другу. На их основании Базаров представлен человеком черствым, грубым к искусству и литературе, самоуверенным.
Полностью характер героя раскрывается лишь тогда, когда он подходит испытание любовью.
Павел Петрович всю жизнь любил одну женщину – княгиню Р. Но удача отвернулась от него, и жизнь его не сложилась в любви, хотя любовь имела большое значение в его жизни.
Базаров вначале романа пренебрегает любовью, считая ее глупостью, по его мнению «лучше камнем быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком глаза» . И все же он полюбил… Любовь к Одинцовой пробудила другую сторону Базарова – человека страстного, доброго, нежного, одухотворенного любовью. Истинный характер Базарова раскрывается в сцене его смерти. В смерти он реализует то, что не мог реализовать при жизни.
Я не согласен с Базаровым в его отношении к литературе, искусству, любви. Хотя в остальном я больше разделяю его взгляды, чем взгляды Павла Петровича.
Базаров – человек дел, а Кирсанов – человек слова. Россия, состоящая из одних Кирсановых, развивалась бы очень долго и односторонне. Именно такие, как Базаров, нужны России для ее развития и процветания. Тургенев сказал: «Когда переведутся такие люди, пускай навсегда закроется книга истории, в ней нечего будет читать» .
источник...

И. С.Тургенев отразил в своем романе
«Отцы и дети» конфликт, возникший между
двумя социально-политическими лагерями в
России 60-х годов XIX века. Выразителем
идей разночинцев-демократов стал у писате-
ля Евгений Базаров. Ему в романе противопо-
ставлено либеральное дворянство, наиболее
ярким представителем которого является Па-
вел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отра-
зить конфликт переломного в жизни России
времени во всей его полноте, Тургенев сталки-
вает этих двух героев.
«Кто есть Базаров?» - спрашивают Кирса-
новы у Аркадия и слышат ответ: «Нигилист».
Взгляды «нигилиста» и Павла Петровича Кир-
санова были совершенно противоположными.
С первой же встречи они почувствовали друг
к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что
Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот
волосатый?» А Базаров вечером заметил Арка-
дию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними
всегда возникали противоречия. «У нас еще
будет схватка с этим лекарем, я это предчув-
ствую», - говорит Кирсанов.
Давайте ближе познакомимся с главными
героями романа. Павел Петрович Кирса-
нов - сын боевого генерала 1812 года. Окон-
чил пажеский корпус. Внешне это человек
с красивым лицом, юношески стройный. Ари-
стократ, англоман, он был самоуверен, сам
себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел
Петрович сохранил аристократические при-
вычки (носил английский костюм и лаковые.
полусапожки). Базаров - внук дьячка, сын
уездного лекаря. В этом человеке чувствует-
ся сила, энергия. Говорит он «мужественным
голосом», ясно и просто. Походка Базарова
«твердая и стремительно смелая». В целом во
внешности Базарова Тургенев подчеркивает
его интеллектуальное начало.
Каково же мировоззрение этих героев ро-
мана? Павел Петрович Кирсанов глубоко
убежден, что право на ведущее положение в
обществе аристократы завоевали не проис-
хождением, а нравственными достоинствами
и делами («Аристократия дала свободу Анг-
лии и поддерживает ее»), т.е. нравственные
нормы, выработанные аристократами, -
опора человеческой личности.
Кирсанов считает, что без принципов мо-
гут жить лишь безнравственные люди. Вме-
сте с тем мы видим, что принципы Павла
Петровича никак не соотносятся с его дела-
ми - жизнь типичного представителя арис-
тократического общества проходит в празд-
ности.
В отличие от него Базаров принимает
только то, что полезно («Мне скажут дело -
я соглашусь». «В теперешнее время полезнее
всего отрицание - мы отрицаем»). Непре-
рывный труд на благо общества является со-
держанием жизни Базарова. Тургенев рас-
крывает характер его работы: «Базаров при-
вез с собой микроскоп и по целым часам с ним
возился», он проводит «физические и химиче-
ские опыты», то есть продолжает в Марьине
свои естественнонаучные занятия. Важными
чертами мировоззрения Базарова являются
его атеизм и материализм.
В спорах с Павлом Петровичем Базаров
доказывал необходимость отрицания образа
жизни. На вопрос, что же он отрицает, по-
следовал краткий ответ: «Все». Кирсанов не
признавал такой жизненной позиции, что и
явилось основой неприязни героев. Моло-
дежь пришла разрушать и обличать, а пост-
роением займется кто-то другой. «Вы все от-
рицаете, или, выражаясь вернее, вы все раз-
рушаете. Да ведь надобно и строить», - го-
ворит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше
дело. Сперва нужно место расчистить», -
отвечает Базаров.
При некоторой внешней схожести во
взглядах Павла Петровича и Базарова на на-
род, в главном они расходятся. Павлу Петро-
вичу религиозность народа, жизнь по заве-
денным дедами порядкам кажутся исконными
и ценными чертами народной жизни, умиля-
ют его. Базарову же эти качества ненавист-
ны: «Народ полагает, что, когда гром гремит,
это Илья-пророк в колеснице по небу разъез-
жает. Что ж? Мне согласиться с ним?» Одни
и те же черты, присущие народной жизни, и
называются героями романа по-разному, и
по-разному оцениваются. Павел Петрович го-
ворит: «Он (народ) не может жить без веры».
Базаров же считает, что «грубейшее суеверие
его душит».
Они спорят также о поэзии, искусстве,
философии. Базаров поражает и раздража-
ет Кирсанова своими хладнокровными мыс-
лями об отрицании личности, всего духовного.
С точки зрения Базарова, «читать Пушки-
на - потерянное время, заниматься музыкой
смешно, наслаждаться природою - нелепо».
Как истинный материалист, он воспринимает
природу как «мастерскую», а «человек в ней
работник». «Я умру, и из меня лопух расти
будет», - прагматично говорит Базаров. Па-
вел Петрович, напротив, любуется природой,
любит искусство.
Максимализм Базарова, полагающего, что
можно и нужно во всем полагаться только на
собственный опыт и собственные ощущения,
приводит к отрицанию искусства, поскольку
искусство как раз и представляет собой обоб-
щение и художественное осмысление чужого
опыта. Нигилист считает, что искусство (и ли-
тература, и живопись, и музыка) размягчает
душу, отвлекает от дела. Все это «роман-
тизм», «чепуха». Базарову казалось кощунст-
венным «толковать» об искусстве, «бессозна-
тельном творчестве», когда «дело идет о хле-
бе насущном».
В спорах Павла Петровича Кирсанова и
Базарова хочется занять сторону то одного,
то другого. Мне кажется, что оба этих героя
Тургенева в чем-то были правы, а в чем-то
заблуждались. Но в целом Базаров, олице-
творяющий молодое поколение, имеет пре-
имущества: ему присуши новизна мыслей, вы-
сокая работоспособность, самоотдача. Простым
людям он ближе, ведь тянутся же к нему
дворовые люди. (Базаров «владел особенным
умением возбуждать к себе доверие в людях
низших, хотя он никогда не потакал им и об-
ходился с ними небрежно», пишет Тургенев).
Принципы и идеалы отцов отходят в про-
шлое. Особенно наглядно это показано в сце-
не дуэли Кирсанова и Базарова. «Дуэль, -
писал Тургенев, - введена для наглядного до-
казательства пустоты элегантно-дворянского
рыцарства, выставленного преувеличенно ко-
мическим».
И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров
показаны Тургеневым как незаурядные лич-
ности. В силу обстоятельств они стали выра-
зителями идей двух разных эпох, а также
разных социальных лагерей - аристократи-
ческого и революционно-демократического.
Именно поэтому возникший между ними кон-
фликт столь глубок. На его примере Тургенев
наглядно показывает нам животрепещущие
проблемы 60-х годов XIX века. Мастерство
автора романа «Отцы и дети» позволяет нам
почувствовать атмосферу этого переломного
в жизни России времени.

Столкновения Павла Петровича с Базаровым даны в романе как нечто вполне закономерное, органичное, непреднамеренное, основанное на различии их решительно во всем: внешнем виде, поведении, образе жизни, взглядах, чувствах. Можно сказать, самим фактом своего существования демократ Базаров вызывает раздражение Павла Петровича, побуждает к спору. Важно заметить, что зачинщиком «схваток» является именно Павел Петрович. Базаров же (по складу своему, несомненно, превосходный полемист), оказавшись в чужой ему среде, старается уклониться от споров.

Как правило, Базаров сам не начинает разговоров на политические темы, равно как и споров с Павлом Петровичем, не раскрывает своих взглядов («не распространяется перед этим барином»), и то дает понять, что не будет продолжать затеянную Кирсановым «беседу», то купирует его «выпады» спокойными, равнодушными ответами, то, как бы соглашаясь с ним, даже повторяя его слова, самим тоном снижает их «высокий стиль». Но именно эта незаинтересованность Базарова собеседником, скрыто ироническое отношение к противнику (при внешней сдержанности), видимо, более всего и раздражали Павла Петровича, и он не выдерживал в общении с Базаровым джентльменского тона, ему «изменяло хваленое чувство собственного достоинства»; в изысканной речи его появлялись резкие слова: «болваны», «мальчишки», «семинарская крыса», «я вас терпеть не могу», «я вас презираю». Однако согласие Тургенева с Базаровым имело свои преде* лы. В противоположность ему автор не отказывал Павлу Петровичу в доброте, великодушии, но будто и сомневался в непосредственности этих чувств: великодушие выглядит порою рационалистичным или излишне экзальтированным (объяснения с Фенечкой, Николаем Петровичем), а доброта не совсем органична для его «щегольски-сухой мизантропической души».

В финале романа, в котором, по словам самого автора, он «распутал все узлы», особое значение имеют сцены в «именьице» Базаровых. Тургенев преследует здесь несколько целей: показать еше один вариант «отцов», ту многослойную социальную среду, в которой причудливо соединились патриархальное дворянство, духовенство, народ, разночинная интеллигенция (дед - дьячок из крестьян, «сам землю пахал», отец - владелец имения, лекарь, мать - дворяночка «старомосковского времени»), среду, которая породила Базарова; убедить читателя в большой силе Базарова, превосходстве его над окружающими и, наконец, дать почувствовать человечность своего героя. В финале «распутываются узлы» центрального неоднозначного конфликта (борьба двух мировоззрений, а не только двух поколений). Читателю должно стать ясно, что «реалист» Базаров в жизненной практике не выдерживает теоретической посылки (люди что деревья в лесу, не следует изучать каждого человека), не склонен нивелировать всех «отцов», людей старого поколения; ему доступны разные оттенки чувств: от решительного отрицания, осуждения «феодалов», праздных бар до сыновней любви к родителям, сдобренной, однако, неодолимой скукой и непримиримостью к патриархальности, если общение с ними приобретает более или менее затяжной характер. «На пробу» ставит Тургенев материалистические и атеистические убеждения самого Базарова, его силу, мужество, волю.

И тот с честью выдерживает это испытание: не трусит под дулом пистолета Павла Петровича, не отгоняет от себя во время болезни мысли о смерти, трезво оценивает свое положение, но и не примиряется с ним. Базаров не изменяет своим атеистическим взглядам, отказывается от причащения, хотя для утешения религиозных родителей готов был (по их просьбе) «исполнить долг христианина». «Нет, я подожду!» - его окончательное решение. Трагизм судьбы Базарова выступает с особой силой на фоне финальной «простодушной комедии» других персонажей. Наспех, как бы небрежно, рисует Тургенев в эпилоге благоприятное существование Кирсановых, обитателей Марьина, и Одинцовой. Свое последнее проникновенное слово произносит он о Базарове. Торжественным эпическим тоном, почти ритмической прозой, в духе неторопливых народных сказаний, проникнутых скрытым лиризмом, сказано о сельском кладбище, о могиле Базарова, «Евгений Базаров похоронен в этой могиле». «Отцы и дети» были опубликованы во втором номере «Русского вестника» за 1862 год, вышедшем с некоторым запозданием в марте. И тотчас начали поступать разноречивые отзывы о романе. В одних выражалась признательность автору за доставленное «наслаждение», за создание живых картин жизни и «героев нашего времени»; роман был назван «лучшей книгой Тургенева», «удивительной, неподражаемой» по объективности изображения. В других же высказывалось недоумение по поводу Базарова; его называли «сфинксом», «загадкой» и ждали разъяснений...

Выход отдельного издания «Отцов и детей» предстоял в сентябре 1862 года, и Тургенев вновь подготавливал текст романа под аккомпанемент разноречивых отзывов в письмах к нему и в газетных и журнальных рецензиях и статьях. «От иных комплиментов, - писал он Анненкову 8 июня 1862 года, - я бы рад был провалиться сквозь землю, иная брань мне была приятна». «Одним бы хотелось, чтоб я Базарова смешал с грязью, другие, напротив, ярятся на меня за то, что я будто оклеветал его». То было (по определению В. А.Слепцова) «трудное время»: интенсивно наступала реакция, подверглись аресту Чернышевский и его политические единомышленники, был временно приостановлен цензурой некрасовский «Современник», возникшие в Петербурге пожары приписывались «нигилистам» и т. д. Активизировалась борьба и вокруг «Отцов и детей». В этой общественной атмосфере Тургенев с его «чутьем настоящей минуты» (Добролюбов) не мог не чувствовать особой ответственности за выраженное в романе свое отношение к Базарову. Подготавливая текст к публикации в отдельном издании и учитывая реакцию читателей и критиков, он прояснял авторскую позицию: не отказывал себе в праве выявить и слабые стороны в системе взглядов Базарова, в его поведении и высказать к нему (воспользуемся словами Тургенева) «невольное влечение». Весьма существенно, что Тургенев счел необходимым предпослать тексту посвящение романа В. Г.Белинскому. Оно явилось как бы наглядным знаком симпатии автора предшественнику современных Базаровых. Приведем, однако, это предисловие: «Отцы и дети» возбудили в публике столько противоречивых толков, что, издавая отдельно этот роман, я возымел было намерение предпослать ему нечто вроде предисловия, в котором я бы сам попытался объяснить читателю, какую собственно поставил я себе задачу.

Но, размыслив, я отказался от своего намерения. Если само дело не говорит за себя, все возможные объяснения автора не помогут. Ограничусь двумя словами: я сам знаю, и мои друзья в этом уверены, что мои убеждения ни на волос не изменились с тех пор, как я вступил на литературное поприще, и я с спокойной совестью могу выставить на первом листе этой книги имя моего незабвенного друга». В посвящении Белинскому есть и другой содержательный оттенок: напоминание о том демократическом деятеле, который отдавал должное искусству, возвышенной, духовной любви, эстетическому восприятию природы. Вслед за Тургеневым читатель должен проверить крепость или случайность взглядов Базарова, его слов в жизненных ситуациях. Трижды испытывает автор своего героя реальными обстоятельствами: любовью, столкновением с народом, смертельной болезнью. И во всех случаях окажется, что ничто человеческое ему не чуждо, что далеко не без труда он ломает себя во имя больших целей и обычно остается верен себе. Не получив адекватного ответа на свое чувство, Базаров находит силы удалиться от страстно любимой женщины.

И перед смертью он не дает себе права отказаться от материалистических, атеистических убеждений. В этом смысле особенно важны сцены объяснения Базарова с Одинцовой, в которых автор потаенно и сочувствует герою, и полемизирует с ним. Объяснениям предшествуют несколько встреч, не оставляющих сомнений в том, что богатая натура его открыта и для прекрасного чувства любви. Тургенев тщательно выписывает все многообразные оттенки проявления искреннего, сильного чувства, захватывающего Базарова: смущение, тревога, волнение, причудливая смена настроений, подавленность, радость и огорчение, досада, страдание, злость, непоследовательность в поступках, безуспешная борьба с собой. Все это кажется особенно рельефным в соседстве с холодно-спокойной Одинцовой, «барыней-эпикурейкой», ведущей размеренный образ жизни. При всей непосредственности любви Базаров не утратил способности трезвых оценок. Его привлекала не только красота, но и ум, оригинальность Одинцовой, выделявшейся в дворянском кругу своей «безыскусственностью». Но он видел также и равнодушие ее к окружающим, эгоизм, любовь к покою, любопытство, женские уловки.

Точность этих наблюдений подтверждает и Одинцова («Видно, прав Базаров...») и сам автор, наметивший в эпилоге (не без иронии) логику дальнейшей жизни Одинцовой: выйдет замуж «не по любви... за законника... холодного, как лед». Они живут в «большом ладу друг с другом и доживугся, пожалуй, до счастья..., пожалуй, до любви».

Нетрудно догадаться, что Тургенев противопоставил этой рассудочной, худосочной «любви» полноту и силу чувства Базарова. Второе серьезное испытание (Базаров и народ, Базаров и Россия) окружено в романе примерами сосуществования господ и мужиков в кризисное время... Патриархально-добродушны отношения господ и слуг в имении родителей Базарова. Отчужденно-снисходительно общение с народом славянофильствующего аристократа англомана Павла Петровича. Мягкотелое попустительство неумелого либерального хозяина Николая Петровича. Лишь один Базаров, гордившийся своим плебейским происхождением, подходаг к мужику без барского покровительства и без ложной идеализации, как к «своему брату»... Базаров не заискивает перед «простыми людьми», и они (дворовые ребятишки, Дуняша, Тимофеич, Анфисушка) все, кроме слуги старой закалки - Прокофьича, чувствуют к нему расположение, держат себя при нем свободно. Именно близость к народу позволяет Базарову подтрунивать над невежеством, рабским подчинением господам, высказывать скептическое отношение к крестьянскому «миру», круговой поруке.

Конфликт отцов и детей является вечной и общечеловеческой проблемой, но в конкретно-исторических условиях он приобретает особые грани. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», написанный в период глубоких исторических перемен, связанных с реформой 1861 года, показывает, что в России этого времени проблема отцов и детей воплотилась в противостоянии старых и новых идейных, обществен­но-политических и нравственно-философских позиций. С одной сто­роны, это поколение «отцов», к которому принадлежали дворянские либералы, с другой - идущее ему на смену поколение «детей», то есть новой, демократически настроенной молодежи, отрицавшей все, что было связано со старым миром. Перед нами разворачивается дис­пут общественно-исторических поколений.

Роман «Отцы и дети» обнажает социальный антагонизм позиций демократа, нигилиста Базарова и аристократа, либерала Павла Петро­вича Кирсанова. Программа либералов, главным защитником которой выступает Кирсанов-старший, основана на идеях достоинства и правличности, самоуважения, чести. Нигилист Базаров, провозглашая идею «полного и беспощадного отрицания», считает, что сущест­вующий мир должен быть разрушен, чтобы затем провести коренные преобразования. Нигилизм, по мысли Тургенева, бросает вызов не­преходящим ценностям духа и естественным основам жизни, а это не может не вызывать опасения.

С этой точки зрения конфликт поколений приобретает совсем иную смысловую окраску. Тургенев показывает не только различия, но и оп­ределенное сходство между героями-антагонистами, обнаруживая раз­рушительные стороны и кирсановского консерватизма, и базаровского нигилизма. С завязкой любовной линии Базаров - Одинцова проблема отцов и детей переходит на нравственно-философский уровень. Преж­него Базарова, убежденного отрицателя «тайн бытия», уже нет. Как и Павел Петрович, тоже потерпевший крах в любви, Базаров погружается в размышления над этими тайнами и также оказывается чужим для обычной жизни, «лишним человеком». Теперь общественно-исторические позиции героев-антагонистов проверяются вечными цен­ностями: это любовь, дружба, семья, смерть.

Тургенев с очевидностью демонстрирует мысль о том, что любые крайности губительны. Утративший все жизненные связи, потеряв­ший дружбу, не сумевший обрести любовь, восстановить истинно сыновьи отношения с родителями, Базаров умирает. В одиночестве доживает свой век и Павел Петрович. Но финал романа открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в ко­тором сообщается о том, как устраиваются судьбы других героев. Оказывается, жизнь продолжается там, где нет разрыва между отцами и детьми, где разные поколения находят путь к взаимопониманию. Таковы семьи Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. А зна­чит, извечный конфликт отцов и детей все же может иметь положи­тельное решение.

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Тургенев всегда считал, что именно любовь проверяет человека, а потому любовная линия Базаров - Одинцова очень важна для пони­мания романа в целом. С момента ее возникновения конкретно-историческая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философскую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав­ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти­воречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился роман­тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо­кая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холод­на и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свы­сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо­речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу­бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень оди­ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.

Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по­казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы­рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но соз­нание этого вызывает у него самого злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши­мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе­мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест­вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст­венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней.