Конспект занятия по развитию речи звук и. Конспект занятия по развитию речи «Юные сказочники. Самостоятельный звуко - слоговой анализ

Материалы к занятию: вязаный снеговик; изображение буквы «С»; доски на каждого ребёнка; маркеры: зелёный, синий и красный на каждого ребёнка; бумажные снежинки на каждого ребёнка; рисунок «мальчик и девочка на санках»; набор предметных картинок.

(На доске размещён лист ватмана с нарисованной сосной и горкой).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

Какое сейчас время года? (Зима)

А какие явления в природе происходят зимой: - падает снег, наступают морозы, день короткий - ночь длинная, и т.д. – Ребята, покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.

Стук в дверь.

Ребята, вы слышите, к нам в дверь кто-то стучит, давайте посмотрим.

Педагог открывает дверь и забирает письмо, на котором написано АФРИКА.

Ребята посмотрите, нам с вами пришло письмо, на котором написано Африка, а вы знаете от кого оно?

Нет, не знаете, а давайте откроем его и прочитаем. Вы мне в этом поможете?

Педагог открывает конверт, достает письмо и читает детям.

Текст письма: здравствуйте ребята, пишет вам жираф Джек. Я живу в Африке, где всегда тепло, много солнца, пальмы, песок. Мне очень хочется узнать, что-же такое зима. Расскажите мне о ней.

2. Введение в тему. Создание игровой ситуации.

Ребята мы с вами поможем жирафу Джеку, расскажем ему о зиме, а для этого нам с вами необходимо составить зимнюю картину.

Но сначала отгадайте загадки:

1. Прилетают к нам зимою

И кружатся над землёю.

Очень лёгкие пушинки.

Это белые... СНЕЖИНКИ.

Молодцы, ребята! (выходит ребёнок и помещает изображение снежинки на ватман).

2. Синяя косынка, тёмненькая спинка.

Маленькая птичка. Звать её… (синичка)

Давайте на картину поместим и синичку . (выходит ребёнок и помещает изображение синички на ватман)

А какой самый характерный символ зимы – правильно снег.

Произнесите слова «снежинка», «синичка», «снег».

Какой звук вы слышите первым в этих словах?

Правильно ребята, а вы догадались о каких звуках мы с вами будем сегодня говорить?

3. Сообщение темы. Характеристика звука.

Произнесите звук (С).

Давайте расскажем об этом звуке, какой он (согласный, твёрдый)

Очень много зимних слов на этот звук начинается: сосулька, санки, снегири, снежинки, снегопад;

Снег падает - снегопад, машина, которая ходит по снегу – снегоход.

И очень много получается родственных слов к слову снег.

Попробуйте подобрать родственные слова к слову «снег» (снежный, снегирь, снегурочка, снегопад, снегоход, снеговик)

Произнеси те звук (С*).

Какой это звук? (согласный, мягкий).

А какие зимние слова вы знаете с этим звуком?

4.Упражненя на развитие фонематического слуха.

1) (на столе разложены картинки большим комом)

Ребята, вот у нас большой ком, надо сделать его поменьше, убрать лишние картинки.

Уберите картинки, слова на которых не имеют звуков (с) и (С*).

Что- то ком всё равно большой, давайте теперь разделим оставшиеся карточки на слова с твёрдым звуком (С) и на слова с мягким звуком (С*).

(Дети разлаживают картинки, объясняя, почему отложили в ту или иную группу карточек.)

Ребята, посмотрите, у нас получилось три кома, а что можно сделать из них? Давайте покажем.

5. Физминутка.

Снежный ком на снежный ком,

А морковка вместо носа

Не боится он мороза…

Угадали речь о ком?

Знает мал и велик,

Это точно снеговик!

Правильно, молодцы, у нас получился снеговик.

(педагог помещает снеговика на доску)

Снежинки пуховые, (взмахи руками)

Весёлые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете (покружиться)

В молчании лесном

И землю устилаете (присесть)

Блестящим серебром.

6. Фонетический анализ слова.

Ребята, как вы думаете, чего или может кого не хватает на нашей картине?

Правильно с горки должны кататься дети.

(педагог или ребёнок цепляют на картину изображение девочки и мальчика на санках)

Придумайте детям имена, чтобы начинались на звук (С) или (С*). (Сима и Стас)

Давайте придумаем рассказ про детей. (дети придумывают рассказ из трёх предложений)

Сделаем разбор слова Сима.

(Один ребёнок выходит к доске, остальные на местах на маркерных досках рисуют схему слова.)

Какой звук первый? (мягкий согласный (С), значит зелёный кружочек)

Какой звук второй? (гласный (И), значит красный кружочек)

Какой звук третий? (твёрдый согласный(М), синий кружок)

Какой звук четвёртый? (гласный (А), значит красный кружок)

Разбор слова Стас вы сделаете самостоятельно на досках и проверите друг у друга.

(пока дети работали на досках к санкам крепится буква С, завёрнутая как подарок.)

7. Знакомство с буквой С.

Посмотрите, дети, на санках у Стаса что-то лежит.

Правильно, это буква С.

Посмотрите на букву, на что она похожа?

«С» - как серп рисуем с вами.

«С» - свернулся сом с усами.

На снегу подковы след.

«С» - сверкает силуэт.

Пальчиком в воздухе напишем букву «С».

Возьмите доски, напишите букву на доске.

8. Автоматизация звука в слогах и словах. На доске написаны слоги: ОС, УС, ЫС, АС, ЭС,ИС, СА, СУ, СЫ, СЭ,СО,СИ.

Дети читают слоги.

Напишите эти слоги на своих досках.

Проверьте друг у друга.

9. Итог занятия.

Посмотрите какая картинка у нас получилась. А вам не кажется, что чего-то не хватает у снеговика.

Сейчас каждый из вас добавит что-нибудь снеговику.

(каждый из детей подходит к доске и прикрепляет пуговицу, ведро и т.д.)

Что нового мы узнали? (буквой «С» и звуками «С и С)

С какими словами познакомились? (родственными словами слова снег).

Вам понравилось на занятии?

Посмотрите, а у снеговика для вас сюрприз.

Каждый ребёнок получает снежинку.



Предмет: Развитие речи. Для детей старшей группы ДОУ
Метапредметные задачи:
1. Учить действовать по плану или инструкции
2. Закреплять умение распределять задания между членами команды.
Предметные задачи:
Закреплять умения в составлении сказки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
В: Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее). И у меня тоже хорошее настроение.
- Ребята посмотрите, у меня в руке мяч хотите в одну игру поиграть? (Да) Игра называется «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы придумайте слова -"наоборот", слова с противоположным значением.
Добро –зло
Храбрость – трусость
Трудолюбие –ленивость
Страшный – красивый
Слабый – сильный
Смелый, скромный – хвастливый
Трудно –легко
Сердитый – ласковый
Начало –конец.
В группу приходить письмо от Незнайки: «Ребята помогите, пожалуйста. Дело в том, что я в сказочной стране, а домой вернуться, не могу пока не придумаю свою сказку. Как надо придумывать сказки вам расскажет воспитатель»
- Ребята поможем Незнайке? (Да)
- А вы сможете? (Да)
Проходите за столы
- Скажите мне, пожалуйста, с чего нужно начать, чтобы последовательно вспомнить сюжет?
- Конечно, сначала нужно составить план. Давайте попробуем.
-Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.) - Ребята у вашей сказки должно быть сказочное начало.
-Ребята как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются?(Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно…)
- Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главной теме.)
- Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)
- А какие герои появляется в сказке (добрые и злые)
- Ребята каких добрых и злых героев сказок вы знаете?(Баба –Яга, Кощей бессмертный, Добрый молодец.)
- В сказке должно, быть всегда какое волшебство? Какое волшебство вы знаете? Как можно это зарисовать?
- Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)
- А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!)-А теперь ребята все подошли все ко мне я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова: «Вправо-влево повернись и в сказочников превратись!» Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.
-А ребята сказки мы сегодня с вами будем придумывать в командах.
Вот на этом столе лежат круги, берем круг и подходим к столам и находим свое место и свою команду.
- Придумываем название команды, а я запишу на доске.
- Ребята начинаем работу. Не забудьте про наш план.
- Ребята заканчиваем придумывать сказку.
-Уважаемые сказочники, теперь договоритесь, кто от каждой команды будет рассказывать сказку. А я буду записывать ее, чтобы отправить Незнайке.
Первыми закончила команда …. Давайте послушаем
(По очереди заслушиваются сказки, придуманные всеми подгруппами, воспитатель по необходимости предлагает членам подгруппы дополнить рассказывание.)
Анализ:
- Ребята у вас получилось выполнить задание? Давайте проверим, составлена ли ваша сказка по плану. Затем воспитатель отмечает, были ли учтены при составлении жанровые особенности сказки и по плану.- Давайте, ребята Незнайку тоже научим сочинять сказки. Ребята, напомните, из каких частей состоит сказка, о чем говорится в каждой части, с чего начинается работа. Я уверена, что теперь Незнайка по нашему плану сам сможет стать сказочниками.
А каждый из вас по своему личному плану может рассказать её своим родителям дома.


Приложенные файлы

Конспект занятия по развитию речи у детей 5-7 лет на тему "Звуки и буквы. Повторение"

Ликина Мария Сергеевна
Место работы: педагог дополнительного образования, МБУ ДО ЦРТ "Созвездие", г. Нижний Новгород
Тема открытого занятия «Звуки и буквы. Повторение».
Задачи : Закрепить полученные знания о звуках и буквах. Показать умение выделять гласный и согласный звук. Закрепить умение детей дифференцировать гласные, придающие мягкость и твердость согласному. Закрепить умение составлять слоги по схеме и составлять слова из слогов. Закрепить умение ставить ударение в словах и составлять предложения.
Материал : Карточки с гласными и согласными звуками. Карточки с синими и зелеными фишками. Карточки со слогами. Магнитная доска. Мультимедийная презентация на экране. Музыкальный центр и муз. записи.

Ход занятия:

Дети приглашаются в кабинет, оборудованный экраном, рассаживаются в произвольном порядке.
Педагог : Добрый день, ребята!
Ответы детей
Педагог : Скажите, пожалуйста, любите ли вы ходить в гости?
Ответы детей
Педагог: Здорово! И мы сегодня с вами отправимся в гости. В Королевство Звуков и Букв. И нас приветствует Королева Гласа
1 Слайд
Педагог : Ребята, давайте вспомним какие же гласные буквы мы знаем.
Ответы детей
2 слайд
Педагог: Совершенно верно. Но посмотрите, все буквы перепутались! Давайте поможем их разобрать!
Дети подходят к столу, на котором лежат вперемешку гласные и согласные буквы. Дети отбирают гласные.
Каждому учащемуся раздаются карточки с гласными буквами.
Педагог: Молодцы! Все правильно! Теперь дорогие буквы, вам необходимо построится в линеечку-справа от меня буквы, придающие твердость согласному, слева-мягкость.
Дети смотрят на буквы и выстраиваются по заданию.
3 слайд
Педагог : Здорово! Давайте посмотрим на экран в наше королевство. Синий домик-верно буквы собрались?
Ответы детей
Педагог: Зеленый домик-верно?
Ответы детей
Педагог: Да, все буквы по своим местам, по своим домикам. Теперь нам осталось их построить парами.
Педагог: Ребята, но ведь гласным буквам и звукам живется одним скучно, и мы с вами отправляемся снова в гости. Как вы думаете куда?
Ответы детей
Педагог: К королеве Согласе, в королевство согласных букв и звуков.
4 слайд
Педагог: А как гласные и согласные буквы дружат между собой?
Ответы детей
Педагог: Ребята, королева Согласа приготовила нам небольшое испытание. Что это появляется на экране?
5 слайд
Ответы детей
Педагог: Вам нужно составить слог по предложенной схеме. Смотрите на экран и составляйте слоги на доске.
Педагог: Вы отлично справились с заданием королевы Согласы!
А теперь давайте устроим прогулку. Вы будете «живыми» буквами, держите карточки перед собой и бегите гулять по полянке. Как только музыка остановится, вам нужно встать рядом с кем-либо и составить любой слог.
Дети играют, выполняя задание.
Педагог : После нашей прогулки королевы приготовили нам еще испытания.
6 слайд
Педагог: Ребята! Все слова рассыпались! Поможем их снова собрать?
Ответы детей

Педагог : Делимся на 2 команды. Одна подходит к этому столику, другая – к этому.
Вам корзиночка с рассыпаными словами, и –вам. А я вам даю маленькую подсказку- слов должно получится 5.
Команды готовы?
Ответы детей. Дети складывают слова из данных слогов.
Педагог : Проверяем?
Ответы детей
7 слайд
Педагог: Королевы очень рады, что вы справились с испытанием. Теперь они прислали нам красивые фотографии
8 слайд
Педагог : Какое это время года?
Ответы детей
Педагог : Только я никак не пойму, какую загадку оставили нам королевы?!
Может вы поможете разгадать?
Ответы детей
Педагог: Вот послушайте: одуванчик, лодка, ромашка, лето, каникулы, дерево.
Педагог читает слова с неверным ударением. Дети его исправляют.
Ответы детей
Педагог: Отлично! Все это у нас есть летом!
Ребята, а во что складываются слова?
Ответы детей
Педагог : Верно. С какой буквы начинается предложение?
Ответы детей
Педагог : А чем заканчивается?
Ответы детей
Педагог : Верно. Посмотрите на экран, королевы хотят нам что-то сказать…Давайте переставим слова и знаки так, чтобы получилось предложение.
Ответы детей
Педагог : Ребята! Вы просто замечательно потрудились. Королевы очень рады были таким находчивым и сообразительным гостям, как вы! Спасибо за работу!

Презентация на тему: Звуки и буквы. Повторение

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

(для детей подготовительной группы)

Цели:

обучающие: совершенствовать знания о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой анализ слов, формирование опыта чтения слогов;

развивающие : развивать связную речь, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

воспитательные : воспитывать интерес к родному языку, умение работать в коллективе.

Оборудование:

Штора для доски.Изображения 10 Гномиков на магнитной доске, магниты. Мешочек. Предметы со звуком «Г»: гантели, газета, гвоздь, груша, гриб, гвоздика. Картинка Кота в сапогах. Буква [Г], картинка с изображением Гнома, конверт с картинками(8 штук) сигнальные карточки зеленые и синие.

Пенек, картинки(8штук), 3 схемы – карточки для определения места звука в слове.

Предметы (8штук), 3 корзинки с номером для определения количества слогов в слове, обруч.

Напечатанные слоги (работа в парах).

Ребусы (работы в парах).

Корзина с грибочками (2 штуки).

Ход занятия:

Упражнение на выделение звуков [г], [г`] в словах, определение твердости и мягкости).

– К нам в гости пришли Гномики (воспитатель приглашает детей за столы).

– Сколько у нас гостей? Сосчитаем глазками.

А как их зовут, мы прочитаем хором.

– Как вы думаете, почему у одних гномиков синие шапочки, а у других зеленые?

Гномики пришли с красивым мешочком, посмотрим, что там? Там предметы. Назовите их. (По – очереди извлекаются предметы, дети их называют: г антели, гольфы, газета, гвоздь, груша, гриб, гвоздика).

С какого звука начинается каждое из этих слов?

Это твёрдый или мягкий звук? Произнесём его.

Гномик «Ги» знает много чистоговорок. Хотите их узнать?

Га-га-га (га-га-га) – у козы растут… рога.

Гу-гу-гу (гу-гу-гу) – быстро по лугу… бегу.

Ги-ги-ги (ги-ги-ги) – кот, обутый …в сапоги (показать картинку).

У Гномика «Ги» в имени звук твёрдый или мягкий? Произнесём его.

Кто может показать букву, которой обозначаются звуки [г], [г`]?

Как называется эта буква?

Чтение стихотворения воспитателем:

Рано утром мне в окошко кто – то бросил письмецо…

Может ветерок – проказник, тот, что дует нам в лицо?

Я в окошко посмотрела: шапочка мелькнула…

Кто – то спрятался за дом… Догадались? Это….(гном)

Давайте заглянем в конверт. Да тут картинки… Зачем нам их гномы прислали?

Я поняла, они хотят, чтобы мы потренировались в определение мягкости и твердости звуков (8 предметных картинок, сигнальные карточки). (Воспитатель по – очереди достаёт картинки, дети называют слова, показывают карточку – квадрат).

2. Упражнение на определение места изучаемых звуков в словах.

– А где могут находиться звуки [г], [г`] в слове?

А вот гномики этого не знают. Давайте поможем им выполнить одно интересное задание? Выходите, ребята, на ковёр.

Посмотрите, на пеньке лежат картинки. Возьмите по одной картинке. Рассмотрите их. А теперь попробуйте сами определить, где находятся звуки [г] или [г`] в вашем слове, и положите возле нужной схемы.

Проверка:

Давайте объясним гномикам, как вы выполнили это задание.

(-Настя, почему ты положила карточку возле этой схемы?

Настя: – Слово гусь. Звук [г] стоит в начале слова).

Словесная оценка воспитателя!

3. Упражнение в определении количества слогов в слове. Игра «Разложи по корзинкам».

Гномы большие шутники, оставляют задания, а сами прячутся от нас.

Что же это за задание? Я поняла, дети. Гномы хотят узнать, как вы умеете определять, сколько в слове слогов. Разложите предметы по корзинкам. Если в слове один слог, мы положим предмет в корзинку с номером 1, если 2, в корзину под № 2, а если 3, то в корзину под № 3.

Проверка задания (дети стоят в кругу):

- Я буду доставать предметы из корзинки. Приготовьте ладошки. Проверяем все вместе. (Воспитатель: машина. Дети хором, прохлопывая: ма ши – на).

Физминутка «Наши гномики проснулись».

Жили-были в домике

Маленькие гномики

Утром гномики проснулись,

Ручкой вправо потянулись,

Ручкой влево потянулись,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжали,

Растирать все ручки стали

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру).

4. Упражнение в составление слов. «Доскажи словечко» (работа в парах).

Вот мы уже у Гномиков в гостях. (Сели за столы). Гномики хотят с вами поиграть по полслова называть. Гномик будет начинать, а вы заканчивать слова, т. е. придумать свое слово (воспитатель раздает напечатанные слоги). Работаем в парах. У вас минутка, придумайте свои слова.

Проверка:

– Прочитайте свой слог. Какие слова вы придумали?

Словесная оценка воспитателя!

Упражнение в составлении слов с использованием звуковых карточек.

А еще наши друзья любят играть в футбол, когда забивают мяч в ворота, что кричат? Давайте научим Гномиков писать это слово, они очень этого хотят .

Произнесем слово ГОЛ хором медленно и четко.

Проверка:

Сколько звуковых карточек использовали?

Молодцы, дети!

6. Ребусы (работа в парах).

– Ребята, я знаю, что гномики, учатся разгадывать ребусы, но это не всегда у них получается. Поможем?

Словесная оценка воспитателя!

7. Работа над составлением предложений.

- Гномики очень рады встрече с вами. Смотрите, как они заулыбались, давайте составим предложение со словом ГНОМ.

Проверка (дети произносят составленные предложения).

- В слове ГНОМ, какой звук [г]? (согласный, твердый, звонкий)

Где он находится?

Сколько слогов в слове ГНОМ?

Вы замечательно потрудились! Сегодня вы много играли с Гномиками, помогали им. Наши друзья хотят угостить вас вот такими грибочками, которые выросли в их сказочном лесу (в корзинках зеленый лист картона со вставленными в них грибочками) , а также угостить наших гостей.

8. Продуктивная деятельность.

А сейчас я предлагаю в свою очередь изготовить подарки нашим Гномикам. Им очень нравится буква [г], подойдите к столу и выберите себе любой материал, из которого вы хотели бы изобразить их любимую букву.

Нашим гостям мы скажем: «До свидания!»

Разделы: Логопедия

  • Закрепить знания детей о согласных и гласных звуках, навык различения твердых и мягких согласных звуков.
  • Познакомить со звуками [В], [В‘], буквой В.
  • Учить определять место звуков [В], [В‘]в словах.
  • Развивать умение делить слова на слоги разными способами.
  • Формировать навыки анализа и синтеза слогов.
  • Упражнять в составлении предложений с предлогами.
  • Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

КуклаВаря,картинки – символы звуков (используются символы звуков из пособия Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова “По дороге к Азбуке”.

Рис. 1

Карта согласных звуков (представляет собой квадрат 25×25 см, состоящий из синей и зеленой полос (Рис. 2) ; картинки, в названии которых присутствуют звуки [В], [В‘], индивидуальные тетради со схематическим изображением слов, пластилин.


Рис. 2

Ход занятия

1. Организационный момент.

Построение в круг. Игра “Мяч по кругу передавай, первый звук в имени соседа называй”.

Вопросы:

– Звуки [П],[М], [Н], какие? (Согласные, твердые.)

– Звуки [Д’], [К’]? (Согласные, мягкие.)

– Звуки [А], [О], какие? (Гласные.)

В вопросах используются звуки, которые были первыми в именах детей.

2. Формулирование темы занятия, постановка учебной задачи.

Детям предлагается сесть на ковер .

– Я расскажу вам историю, которая произошла с куклой Варей.

– Весной Варя вышла во двор и услышала протяжный вой В-В-В-В. Она поспешили на вой и увидела своего друга Вову.

– Почему ты так воешь Вова?

– Я пою песенку весеннего ветра.

– Но так воет волк.

Выставляется картинка-символ звука В.

– А веселый весенний ветерок поет: В’-В’-В’-В’.

Выставляется символ звука В’.

– Произнесите, как воет волк на выдохе. Вдохните глубоко, и сколько хватит воздуха, произносите В-В-В.

– Теперь как ветерок. Вдохните – В’-В’-В’. (Упражнения выполняются стоя)

– О каких звуках мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить о звуках [В], [В’] ).

– Звук В, какой? (согласный твердый ). А звук [В’]? (согласный мягкий ).

3. Работа по теме занятия.

Работа в тетрадях.

– Садитесь за столы.

– Откройте тетради. Рассмотрите картинки.

Звуки в слове исчезают, снова появляются.
Звуки слово изменяют, сами изменяются.

– Мы с вами будем искать место звуков [В], [В’] в словах – названиях картинок.

– В слове ворона, какой звук вы слышите [ В] или [В‘]?

– Где находится звук в слове? (Звук [В] находится в начале слова .)

– Закрасьте на схеме слова первый квадрат. Какой карандаш вам понадобиться? (Синий. )

– Назовите следующее слово. (Корова. )

– Какой звук вы слышите в слове [В] или [В]’?

– Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат.

– Назовите следующее слово. (Дверь. ) Какой звук есть в этом слове? ([В’] ). Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат. Подумайте, какого цвета карандаш вам нужен.

Такая же работа проводится со словом – вишни.

– Закройте тетради. Отодвиньте на край стола.

Игра “Разложи картинки”.

– Возьмите с лотка по четыре картинки. Рассмотрите. Если в названии картинки есть звук В, положите карточку на синюю полоску, если [В’] – на зеленую.

Будьте внимательны, звуки могут быть в начале, в середине и в конце слова.

Выходите на ковер. Выполняйте вместе со мной:

Дружит гласный звук с согласным.

(Хлопки руками над головой.)
Образуя вместе слог. (Берутся за руки.)
Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем. (Шагают.)

– Посчитайте шагами количество слогов в слове ВА-ГО-НЫ – все вместе.

– Теперь оттопайте ногой в слове СО-ВА.

– Хлопками в слове ВО-ДО-ЛА-ЗЫ. Ладонь к подбородку, в слове ВО-РО-НА.

Работа со звуковыми карточками.

– Возьмите карточки, символы звуков. Найдите символ звука В.

– Выложите слог ВА. Какие звуки образуют этот слог? (В, А.)

– Замените звук А на О. Какой слог получился? (ВО.)

– Поменяйте местами звуки В и О. Произнесите, какой получился слог. (ОВ.)

– Уберите карточки.

Предлог В.

– Звук В еще обозначает маленькое слово В. Оно употребляется, когда предмет движется или прячется внутрь. Варя и Вова любят играть в прятки, но прячутся не сами, а прячут свои игрушки. Подойдите ко мне, расскажите, кто, куда спрятал игрушки. (Варя спрятала мишку в коробку. Вова спрятал робота в грузовик.)

– Составьте другие предложения со словом В.

Знакомство с буквой В.

– Звуки [В], [В’] обозначаются буквой. Показ буквы.

Вот буква В видна вдали, красивая, витая.
Как будто крендель испекли, гостей в дом поджидая.

– Назовите элементы, из которых состоит буква. (Палочка и два полукруга.)

– Давайте покажем с вами пальчиковую гимнастику про буквы и звуки.

Много звуков есть на свете,

(сжимают и разжимают кулачки)
Шелест листьев, плеск волны.
(Хлопки чередуются с ударами кулачков.)
Но бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
(Пальцы здороваются, начиная с большого.)
Звуки четко произносим, (имитируют произношение, слушание)
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем,
(качают указательными пальцами обеих рук).
Пишем их старательно. (Имитируют письмо.)

– Садитесь за столы. Вылепите букву В из волшебного пластилина.

– Полюбуйтесь буквами.


Рис. 3


Рис. 4

– Молодцы, вы хорошо работали на занятии.