Краткая биография артура шопенгауэра. Философия Шопенгауэра – кратко

Шопенгауэр Артур (1788 -1850 гг.)

Немецкий философ – идеалист.
Родился в Данциге (ныне Гданьск; Польша). Обучался коммерции, медицине и затем философии. Отец будущего философа ненавидел Пруссию и восхищался свободной и разумной, по его мнению, Англией и после падения независимости родного города переехал в Гамбург.

С 1793 по 1797 гг. Артур жил с отцом в Гамбурге, затем провел два года в Париже, где почти забыл немецкий язык, к радости отца. В 1803 г. поступил в пансион в Англии и через два года стал чиновником в гамбургском торговом доме. Однако он стремился к литературной и научной деятельности и в 1809г. поступил в Геттингенский университет в Германии. Спустя два года переехал в Берлин, где занимался научной деятельностью и слушал лекции известного философа Фихте.

В 1819 г. Шопенгауэр занял пост приват-доцента в Берлинском университете и работал вместе с Гегелем. Он был весьма самонадеян и нарочно назначал свои лекции в те же часы, что и Гегель. Результат не заставил себя долго ждать: его лекции по сравнению с лекциями Гегеля успеха не имели, аудитория обычно пустовала, Шопенгауэр бросил преподавательскую деятельность и зажил размеренной жизнью во Франкфурте, где написал основное свое произведение «Мир как воля и представление» в двух книгах.

Мир у философа трактуется с одной стороны как «представление», которое складывается из «представлений» субъекта и объекта, а с другой, как кантовская «вещь в себе» или слепая, ни на чем не основанная «воля к жизни». Эта воля распадается на множество частиц, по автору - «объективации», и каждая объективация стремится к господству.

Человек, по утверждению Шопенгауэра, является высшей ступенью в иерархии «объективации», потому что он наделен разумным познанием. Исходя из философии Шопенгауэра, можно сделать вывод, что каждый человек осознает себя познающим индивидом, а значит, обладает всей волей к жизни, а все другие люди предстают пред ним как нечто независящие от его воли. Отсюда, по автору, происходит эгоизм человека.

Государство, как считает философ, является только стабилизатором частных воль людей, эгоистические побуждения людей преодолеваются в области искусства и морали.

Следуя идеям Лейбница о том, что существует множества миров и наш мир один из них, Шопенгауэр, тем не менее, считал наш мир <наихудшим из миров».

Философ полагал, что счастье иллюзорно, так как, даже достигнув желаемого, человек испытывает лишь пресыщение и скуку. Мир не создан для счастья человека, а оптимизм - насмешка над страданиями людей. Таким образом, учение Шопенгауэра было, по сути, глубоко пессимистично.

Умер философ во Франкфурте-на-Майне в 1860 г. Его концепция, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со второй половины XIX в., став одним из источников философии жизни.

План

    Артур Шопенгауэр

    Основные идеи А. Шопенгауэра

    Пессимизм и иррационализм Шопенгауэра

    Значение Шопенгауэра в философии

Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) принадлежит к той плеяде европейских философов, которые при жизни не были “на первых ролях”, но тем не менее оказали заметное влияние на философию и культуру своего времени и последующего столетия. Он родился в г. Данциге (ныне г. Гданьск) в состоятельной и культурной семье; отец его - Генрих Флорис был коммерсантом и банкиром, мать Иоганна Шопенгауэр была известной писательницей и главой литературного салона, среди посетителей которого был В. Гёте. Артур Шопенгауэр обучался в коммерческом училище г. Гамбурга, куда переехала семья, затем частным образом проходил учёбу во Франции и Англии. Позже была Веймарская гимназия и, наконец, Геттингентский университет: здесь Шопенгауэр изучал философию и естественные науки - физику, химию, ботанику, анатомию, астрономию и даже прослушал курс антропологии. Подлинным увлечением, однако, была философия, а кумирами - Платон и И. Кант. Наряду с ними его привлекла и Древнеиндийская философия (Веды, Упанишады). Эти увлечения стали основой его будущего философского мировоззрения. В 1819 г. увидел свет главный труд А. Шопенгауэра – “Мир как воля и представление”, в котором он дал систему философского знания, как он её видел. Но эта книга успеха не имела, ибо в Германии той поры было достаточно авторитетов, владевших умами современников. Среди них едва ли не первой величиной был Гегель, у которого с Шопенгауэром были весьма натянутые отношения. Не получив признания в Берлинском университете, да и в обществе, Шопенгауэр удалился в стал жить затворником во Франкфурте-на-Майне вплоть до своей кончины. Только в 50-х г. г. ХIX ст. В германии стал пробуждаться интерес к философии Шопенгауэра, и он возрастал после ухода его из жизни. Особенностью личности А. Шопенгауэра был его мрачный, угрюмый и раздражительный характер, что несомненно отразилось на общем настроении его философии. Она по общему признанию несёт печать глубокого пессимизма. Но при всём этом он был весьма одарённый человек с разносторонней эрудицией, большим литературным мастерством; он владел многими древними и новыми языками и был несомненно одним из самых образованных людей своего времени.

Основные идеи А. Шопенгауэра

Далее приведем основные идеи Шопенгауэра. В Философии Шопенгауэра обычно выделяют два характерных момента: это учение о вола и пессимизм. Учение о воле есть смысловой стержень философской системы Шопенгауэра. Ошибкой всех философов, провозгласил он было то, что основу человека они видели в интеллекте, тогда как на самом деле она - эта основа, лежит исключительно в воле, которая совершенно отлична от интеллекта, и только она первоначальна. Более того, воля не только есть основа человека, но она является и внутренним основанием мира, его сущностью. Она вечна, не подвержена гибели и сама по себе безосновна, т. е. самодостаточна. Следует различать два мира, в связи с учением о воле: I. мир, где господствует закон причинности (т. е. тот, в котором мы живём), и II. мир, где важны не конкретные формы вещей, не явления, а общие трансцендентные сущности. Это мир, где нас нет (идея удвоения мира взята Шопенгауэром у Платона). В нашей обыденной жизни воля имеет эмпирический характер, она подвергается ограничению; если бы этого не было, возникла бы ситуация с Буридановым ослом (Буридан - схоласт ХV ст., описавший эту ситуацию): поставленный между двумя охапками сена, по разные стороны и на одинаковом расстоянии удалёнными от него, он, “обладая свободной волей” умер бы от голода, не имея возможности сделать выбор. Человек в повседневной жизни постоянно делает выбор, но при этом он неизбежно ограничивает свободную волю. Вне эмпирического мира воля независима от закона причинности. Здесь она отвлекается от конкретной формы вещей; она мыслится вне всякого времени как сущность мира и человека. Он твердо заявляет, что свободу следует искать не в отдельных наших поступках, как это делает рациональная философия а во всём бытии и сущности самого человека. В текущей жизни мы видим множество поступков, вызванных причинами и обстоятельствами, а также временем и пространством, ими-то и ограничивается наша, свобода. Но все эти поступки в сущности имеют одинаковый характер, и именно поэтому они свободны от причинности. В этом рассуждении свобода не изгоняется, а только перемещается из области текущей жизни в сферу высшую, но не столь ясно доступно нашему сознанию. Свобода в своей сущности трансцендентальна. Это значит, что каждый человек изначально и принципиально свободен и всё, чтобы он ни сделал, имеет в своей основе эту свободу. Теперь перейдём к теме пессимизма в философии Шопенгауэра. Всякое удовольствие, всякое счастье, к чему стремятся люди во все времена, имеют отрицательный характер, так как они - удовольствие и счастье - есть в сущности отсутствие чего - то плохого, страдания, например. Наше желание проистекает из актов воления нашего тела, но желание - это страдание по поводу отсутствия желаемого. Удовлетворённое желание неизбежно рождает другое желание (или несколько желаний), и опять мы вожделеем и т. д. Если представить всё это в пространстве условными точками, то пустоты между ними будут заполнены страданием, из которого и возникнут желания (условные точки в нашем случае). Значит, не наслаждение, а страдание - вот то положительное, постоянное, неизменное, всегда присутствующее, наличность чего нами ощущается. Шопенгауэр утверждает, что всё вокруг нас носит следы безотрадности; всё приятное перемешано с неприятным; всякое наслаждение разрушает самоё себя, всякое облегчение ведёт к новым тяготам. Отсюда следует, что мы должны быть несчастны, чтобы быть счастливыми, более того, мы не можем не быть несчастными, и причиной этого является сам человек, его воля. Оптимизм рисует нам жизнь в виде некоего подарка, но если бы мы знали заранее, что это за подарок, мы бы от него отказались. В самом деле, нужда, лишения, скорби венчаются смертью; в этом видели цель жизни древнеиндийские брахманы (Шопенгауэр ссылается на Веды и Упанишады). В смерти мы боимся потерять тело, а оно и есть сама воля. Но воля объективируется через муки рождения и горечь смерти, и это устойчивая объективация. В этом состоит бессмертие во времени: в смерти гибнет интеллект, воля же смерти не подлежит. Так считал Шопенгауэр.

3.Эстетический мистицизм Шопенгауэра Если мир есть «арена, усеянная пылающими угольями», которую нам надлежит пройти, если правдивейшим его изображением служит Дантовский «Ад», то причиной этому служит то, что «воля к жизни» непрестанно порождает в нас неосуществимые желания; являясь активными участниками жизни, мы становимся мучениками; единственным оазисом в пустыне жизни служит эстетическое созерцание: оно анестезирует, притупляет на время гнетущие нас волевые импульсы, мы, погружаясь в него, как бы освобождаемся от ярма гнетущих нас страстей и прозреваем в сокровенную сущность явлений... Прозрение это интуитивное, иррациональное (сверхразумное), т. е. мистическое, но оно находит себе выражение и сообщается другим людям в форме артистической художественной концепции мира, которую даёт гений. В этом смысле Шопенгауэр, признавая ценность за научной доказательностью в сфере теории познания, в то же время видит в эстетической интуиции гения высшую форму философского творчества: «Философия - это художественное произведение из понятий. Философию так долго напрасно искали потому, что её искали на дороге науки вместо того, чтобы искать ее на дороге искусства».

4.Теория познания Теория познания изложена у Шопенгауэра в его диссертации: «О четверичном корне достаточного основания». В познании могут быть два односторонних стремления - сводить число самоочевидных истин к чрезмерному минимуму или чрезмерно умножать их. Оба эти стремления должны уравновешивать друг друга: второму следует противопоставить принцип гомогенности: «Entia praeter necessitatem non esse multiplicanda», первому - принцип спецификации: «Entium varietates non temere esse minuendas». Только принимая в расчет сразу оба принципа, мы избежим односторонности рационализма, стремящегося все познание извлечь из какого-нибудь A=A, и эмпиризма, останавливающегося на частных положениях и не достигающего наивысших ступеней обобщения. Исходя из этого соображения, Шопенгауэр переходит к анализу «закона достаточного основания», чтобы выяснить природу и число самоочевидных истин. Исторический обзор тех толкований, которые давали прежде закону достаточного основания, обнаруживает многие неясности, из которых важнейшая, замечаемая у рационалистов (Декарт, Спиноза), заключается в смешении логического основания (ratio) с фактической причиной (causa). Чтобы устранить эти неясности, надо прежде всего указать на ту коренную особенность нашего сознания, которой определяются главные разновидности закона достаточного основания. Это свойство сознания, образующее «корень закона достаточного основания», есть неотделимость субъекта от объекта и объекта от субъекта: «все наши представления суть объекты субъекта и все объекты субъекта суть наши представления. Отсюда вытекает, что все наши представления находятся между собой в закономерной связи, которую можно определить a priori в том, что касается формы; в силу этой связи ничто изолированное и независимое, одиноко, особняком стоящее, не может стать нашим объектом» (в этих словах Шопенгауэр почти буквально воспроизводит формулу идеализма, какую даёт Фихте в трёх теоретических положениях «Наукоучения»). Из «корня» разветвляются четыре вида закона достаточного основания. Закон достаточного основания «бывания» (principium rationis sufficientis fiendi) или закон причинности. Закон достаточного основания познания (principium rationis sufficientis cognoscendi). Все животные обладают умом, т. е. инстинктивно упорядочивают ощущения в пространстве и времени и руководствуются законом причинности, но ни одно из них, за исключением человека, не обладает разумом, т. е. способностью из конкретных единичных представлений вырабатывать понятия - представления, отвлечённые от представлений, мыслимые и символически обозначаемые словами. Животные неразумны - не обладая способностью к выработке общих представлений, они не говорят и не смеются. Способность образовывать понятия весьма полезна: понятия содержанием беднее единичных представлений, они являются в нашем уме заместителями целых классов, заключающихся под ними видовых понятий и единичных объектов. Такая способность при помощи одного понятия охватывать мыслью существенные признаки объектов, не только непосредственно данных, но также принадлежащих и прошедшему, и будущему, возвышает человека над случайными условиями данного места и времени и даёт ему возможность размышлять, между тем как ум животного почти всецело прикован к потребностям данного мгновения, его духовный горизонт и в пространственном, и во временном смысле чрезвычайно узок, человек же в рефлексии может даже «отмыслить прочь» самое пространство. Закон достаточного основания бытия (pr. rationis sufficientis essendi). Закон мотивации (princ. rationis sufficientis agendi). Наши воления предваряют наши действия, причём влияние мотива на поступок познаётся не извне опосредствованным образом, как другие причины, но непосредственно и изнутри, поэтому мотивация есть причинность, рассматриваемая изнутри. Соответственно четырем типам закона существует четыре вида необходимости: физическая, логическая, математическая и моральная (т. е. психологическая)

Указанное подразделение закона достаточного основания на четыре типа может быть положено в основу классификации наук:

A) Науки чистые или априорные: 1) учение об основании бытия: а) в пространстве: геометрия; б) во времени: арифметика, алгебра. 2) Учение об основании познания: логика. B) Науки эмпирические или апостериорные: все основаны на законе достаточного основания бывания в его трёх формах: 1) учение о причинах: а) общих: механика, физика, химия; б) частных: астрономия, минералогия, геология; 2) учение о раздражениях: а) общих: физиология (а также анатомия) растений и животных; б) частных: зоология, ботаника, патология etc.; 3) учение о мотивах: а) общих: психология, мораль; б) частных: право, история.

Понимающая социология и теория социального действия

Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Он считал, что целью социологической науки является анализ социального действия и обоснование причин его возникновения. Пониманием в данном контексте обозначается процесс познания социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Таким образом, предмет социологии составляют все идеи и мировоззрения, детерминирующие поведение человека. Вебер отказался от попыток использования естественно-научного метода в анализе и считал социологию «наукой о культуре».

Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Так, Вебер выделяет 2 признака социального действия:

осмысленный характер;

ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики;

ценностно-рациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий: капитан последним покидает тонущий корабль;

традиционное - определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими: крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды.

аффективное - определяется эмоциями.

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу - гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме.

Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором - речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста.

Пессимизм и иррационализм Шопенгауэра

Согласно философии Шопенгауэра, эта воля бессмысленна. Поэтому наш мир является не «лучшим из возможных миров» (как провозглашает теодицея Лейбница), а «худшим из возможных». Человеческая жизнь не имеет ценности: сумма вызываемых ею страданий гораздо значительнее, чем доставляемые ею наслаждения. Шопенгауэр противопоставляет оптимизму самый решительный пессимизм – и это полностью соответствовало его личному душевному складу. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна, ибо при развитии органических форм свет мысли загорается впервые лишь на высшей и конечной ступени развития воли – в человеческом мозгу, носителе сознания. Но с пробуждением сознания появляется и средство «преодолеть бессмыслие» воли. Придя к пессимистическому выводу, что непрерывная, иррациональная воля к жизни вызывает невыносимое состояние преобладающего страдания, интеллект вместе с тем убеждается, что избавление от него может быть достигнуто (по буддийскому образцу) путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни. Однако Шопенгауэр подчёркивает, что это отрицание, «квиетив воли», сравнимый с переходом в буддийскую нирвану, в свободную от страданий тишину небытия, никоим образом не должно отождествляться с самоубийством (к которому позже стал призывать испытавший его влияние философ Эдуард Гартман).

Значение Шопенгауэра в истории философии

Своим успехом (хотя и поздним) Шопенгауэр был обязан как оригинальности и смелости своей системы, так и рядом других качеств: красноречивой защите пессимистического мировоззрения, своей горячей ненависти к «школьной философии», своему дару изложения, свободному (особенно в мелких сочинениях) от всякой искусственности. Благодаря этому, он (как и высоко ценимые им популярные английские и французские мыслители) сделался преимущественно философом «светских людей». Он имел много приверженцев невысокого ранга, но очень мало способных продолжателей своей системы. «Школы Шопенгауэра» не возникло, однако он всё же сильно повлиял на целый ряд оригинальных мыслителей, развивших собственные теории. Из философов, опиравшихся на Шопенгауэра, особенно знамениты Гартман и ранний Ницше. К ним же относится большинство представителей позднейшей «философии жизни», чьим истинным основателем Шопенгауэр имеет полное право считаться.

Литература:

1. Вебер Макс / Девяткова Р. П. // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1971. - Т. 4: Брасос - Веш. - 600 с. 2. Льюис Дж. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. - М., 1981. 3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ.ред. и предисл. П. С. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992. 4. Кравченко Е. И. Макс Вебер. - М.: Весь Мир, 2002. - 224 с. - Серия «Весь мир знаний». - ISBN 5-7777-0196-5.

Артура Шопенгауэра называли "философом пессимизма". Самым знаменитым его трудом является книга под названием "Мир как воля и идея", в котором он решительно выступал против господствующего в философии того времени идеализма, утверждая, что воля к жизни является и основным двигателем человеческой жизни, и основной причиной его страданий.


Внешне Шопенгауэр выглядел, как настоящий философ. Он был худым мужчиной невысокого роста, с большой головой и пронзительными голубыми глазами. Он всегда очень хорошо одевался, был

вспыльчив, никогда не забывал о чувстве собственного достоинства и терпеть не мог, когда кто-нибудь с ним в чем-то не соглашался. Его родители были волевыми, умными и несдержанными людьми. Его мать ревновала Артура к его талантам, из-за чего они постоянно конфликтовали. Однажды во время очередной ссоры она столкнула его с лестницы вниз. Его отец, удачливый бизнесмен из Данцига, покончил жизнь самоубийством в 1805 году. Шопенгауэр восхищался своим отцом и попытался продолжить его дело, хотя и ненавидел его всей душой. Когда же мать предложила ему заняться изучением философии, Шопенгауэр тут же дал свое согласие. Его овдовевшая мать переехала в Веймар, этот "город поэтов", где она стала популярной писательницей и хозяйкой литературного салона. В 1813 году в Веймер перебрался и молодой Шопенгауэр, хотя он и не одобрял легкомысленного поведения своей матери. Он был просто шокирован, когда узнал, что она живет с молодым человеком по имени Мюллер фон Герстенберг. Мать, правда, настаивала на том, что ее отношения с Герстенбергом были чисто платоническими, но Шопенгауэр ее больше никогда не видел.

В то самое время, когда Шопенгауэр сражался со своей матерью в Веймаре, у него был роман с Каролин Ягерман, ведущей актрисой придворного театра, любовницей герцога Карла Августа. Шопенгауэр постарался сделать так, чтобы об их романе никто не узнал. Сведений об их любовной связи сохранилось очень мало. Известно, однако, что отношение Шопенгауэра к Каролин было весьма романтическим. После публикации своего труда "Мир как воля и идея" Шопенгауэр переехал в Италию. Там он дал волю своей чувственности. Шопенгауэр считал, что сексуальная страсть является "наиболее четко выраженным проявлением воли", и дал ей полную свободу, признав: "Я не святой". В Италии, где "единственный грех - не грешить", Шопенгауэр познакомился с богатой, знатной и прекрасной женщиной. До нас дошло лишь ее имя - Тереза. Он даже стал подумывать о семейной жизни, взвешивая все "за" и "против". Шопенгауэр отказался от своих намерений сразу же, когда Тереза однажды на его глазах упала в обморок, увидев Байрона. Шопенгауэр позже написал: "Я боялся, что мне наставят рога".

В характере Шопенгауэра все более явно стало проявляться женоненавистничество. Он продолжал иметь сексуальные отношения с женщинами, но относился к ним с нескрываемым презрением. Он считал, что сексуальный импульс является "демоном, который старательно извращает, ограничивает и уничтожает все вокруг", и что именно женщины и вызывают весь этот хаос. Его философия объясняла, что любовь - обман, совершаемый природой с единственной целью, каковой является продолжение рода. Шопенгауэр писал: "Только мужчина, чей интеллект затуманен сексуальным импульсом, может назвать прекрасной половиной

эти низкорослые, узкоплечие создания с большими бедрами и короткими ногами". Он презирал женщин и считал, что они обладают одним-единственным достоинством - сексуальной привлекательностью молодости, которая увянет очень скоро после замужества. Шопенгауэр, однако, не упускал возможности очаровать какую-нибудь очередную юную девушку или молодую женщину своими великолепными манерами и знанием языков и литературы.

После одного такого весело проведенного года он вернулся в Мюнхен, где начались его страдания от сифилиса, который был у него уже в запущенном состоянии. На протяжении нескольких месяцев Шопенгауэр был прикован к постели. Он страшно боялся, что болезнь разрушит его мозг. Когда он почувствовал себя лучше, он написал работу, в которой изложил свою теорию тетрагамии. Согласно этой теории, двое мужчин должны жить с одной и той же женщиной, пока она не достигнет такого возраста, когда уже не в состоянии рожать детей. После этого они оба должны жениться на второй, более молодой женщине, не забывая при этом заботиться и о своей бывшей жене. Позже его работа "О женщинах", опубликованная в 1851 году в журнале "Перерга", укрепила его репутацию женоненавистника.

Несмотря ни на что, Шопенгауэр все-таки никогда полностью не исключал женщин из своей жизни. В его дневнике можно найти упоминание о "фрейлен Медон", красавице-актрисе. Шопенгауэр ухаживал за ней, завоевал ее любовь и вновь стал думать о женитьбе. Он считал, что Медон подходит ему и как жена, и как любовница. Шопенгауэру и на этот раз помешали его врожденные осторожность и цинизм. Он был по-настоящему влюблен, но он, прежде всего, был философом. Его пессимизм опять взял верх, и свадьба не состоялась.

Шопенгауэр был твердо уверен в том, что его философские труды обречены на бессмертие и имеют непреходящую ценность для всего человечества. Эта уверенность была важнее для него, чем любое количество детей, отцом которых он мог стать за свою жизнь. Он умер от кровоизлияния в легкое в полном одиночестве в возрасте 72 лет.

Сексуальные желания иногда вызывали у Шопенгауэра чувство возмущения по отношению к самому себе. Он, правда, никогда не подавлял в себе эти желания. Однажды он сказал: "Чем больше я узнаю о мужчинах, тем меньше они мне нравятся. Если бы я мог сказать то же самое о женщинах, все было бы просто прекрасно".

Респектабельный гегельянский мир первой половины XIX столетия казался вечным и непоколебимым, но нашелся человек, который увидел задник этой декорации и показал его остальным. При жизни Артур Шопенгауэр был малоизвестен, а его капитальный труд «Мир как воля и представление» начал хорошо продаваться лишь за год до смерти. Его анализ человеческой мотивации стал откровением для Европы, раскрыв непостижимые глубины души.

Страницы жизни

Философ родился в семье образованного предпринимателя Генриха Флориса Шопенгауэра. Его мать была писательницей и держала салон. Отец дал Артуру отличное образование. До поступления в элитную гимназию для будущих коммерсантов он проводит 2 года в Гавре, а после ее окончания полгода обучается в Великобритании. Трудно сказать, был ли отец Артура человеком жизнерадостным, поскольку весной 1805 года он погибает или… Есть версия, что он покончил жизнь самоубийством.

Карьера торговца не интересна Артуру, но он пока сам не знает, чем заняться. Поступив на медицинский факультет Геттингенского университета, он вскоре перебирается на факультет философский. В философии он находит свое призвание. Чтобы слушать лекции лучших профессоров (Фихте и Шлеермахера), Шопенгауэр переезжает в Берлин. Его успехи таковы, что Йенский университет в 1812 году удостаивает его степени доктора философии.

Философ не мог не заметить опустошение, которое несли наполеоновские войны его стране, да и сама личность императора французов вызывала немалый интерес. Именно в нем мог он увидеть безудержную волю к власти, которую описал в своем главном сочинении. Впрочем, Шопенгауэр не считал нужным где-либо упоминать о Наполеоне. Получив должность приват-доцента в Берлинском университете, он преподает здесь до 1831 года. Здесь проявилась экстравагантность мыслителя, которая многое объясняет в его философии.

Соперничество с Гегелем, работавшим в том же Берлинском университете, приносило лишь неудобства. Задумав тягаться с коллегой, Шопенгауэр намеренно ставит часы своих лекций в одно и то же время с лекциями профессора Гегеля. Аудитория последнего была набита битком, а вот к мрачному пессимисту и холостяку приходили лишь единицы. Шопенгауэр зеленел от зависти и злости, и не скрывал презрительного отношения к популярному профессору. Впрочем, Гегель также не отличался великодушием и сделал все, чтобы выдавить собрата из университета.

Болезнь или гениальность?

В 1831 году в Берлине случилась эпидемия, и Шопенгауэр покидает столицу Пруссии, чтобы никогда сюда не вернуться. Во Франкфурте-на-Майне он будет писать свои сочинения, брюзжать на Гегеля, держать под подушкой пистолет и отказываться от элементарных жизненных благ. В общем, он проживет жизнь настоящего философа, без жены и детей, без призвания современников, предвидя собственную посмертную славу. В его характере была крайняя подозрительность и боязнь неведомых врагов. Современная психиатрия, возможно, вылечила бы Шопенгауэра, но тогда мы бы не получили великого философа, который в своих страхах увидел вечную трагедию человечества.

Он прятал предметы в тайники, боясь, что их украдут или обработают ядом. Он боялся болезней, себя и людей. Чтобы избавиться от гнетущих мыслей, Шопенгауэр отправляется путешествовать по Италии, но и здесь он не находит успокоения. Способный к языкам, он поглощает множество литературы до того, как ее переведут на немецкий. В буддизме философ ищет объяснение своих душевных терзаний. Утешение приносит лишь Платон и Иммануил Кант, чью философию он считал высочайшим проявлением человеческого гения.

Королевское норвежское научное общество присуждает ему премию за конкурсную работу «О свободе человеческой воли», а Рихард Вагнер посвящает ему свой оперный цикл «Кольцо Нибелунга». Питая недоверие к людям, он трогательно любит собак и, вообще, животных, одним из первых выступив за права «наших братьев меньших». Шопенгауэр словно знал о своей будущей славе, сказав однажды, что ему не важно, где его похоронят – все равно найдут. Он умер от пневмонии 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне. На его могиле только два слова – Артур Шопенгауэр. Этого вполне достаточно.

Эстетический мистицизм

Стремление к красоте заложено в нас природой. Но речь здесь идет не только о пассивном наслаждении природой и произведениями искусства. Шопенгауэр видит в художнике мятежную душу, для которого творчество – это спасение от гнетущих мыслей и страстей. Ему ли не знать, сколь приятно это освобождение, пусть кратковременное, которое он находил в писательской деятельности и путешествиях. Сила интеллекта? Что значит эта сила без интуитивных прозрений, которые приходят внезапно, но небеспричинно.

Мотивация является внутренним стержнем и причиной всех наших поступков, направленных к познанию окружающей действительности. Закон мотивации, наряду с законом причинности, законом достаточного основания познания и законом достаточного основания бытия, рассмотрен философом в своей докторской диссертации «О четверичном корне достаточного основания». Закон мотивации в связи с волением человека будет развит им в бессмертной книге «Мир как воля и представление».

Размышляя о человеке и его месте во вселенной, Шопенгауэр формулирует свое учение о мировой воле. В его схеме бытия она заменяет Бога. Ее он наделяет теми божественными качествами, которые считает уместными: бессознательность, потусторонность, единство и иррациональность. Любовь и ненависть, борьба природных стихий, жажда размножения и чувство голода – все это имеет причину в едином и вечном потоке воления. Шопенгауэр подробно останавливается на различных ступенях объективации мировой воли.

Механистический мир Декарта и Ньютона образует низшую ступень объективации мировой воли, что так созвучно «желающим» предметам физики Аристотеля. Косная материя имеет аналог влечения, образуя иерархию физических проявлений, от простейших молекул до многоклеточных и высших животных. Совершенно неожиданно философ вводит подобие платоновских идей, в соответствии с которыми и воплощается волевая энергия. Иначе не объяснить удивительную целесообразность организмов, точное назначение органов растений и животных, пользу инстинктов. Однако разумное устройство отдельных особей и видов вступает в бескомпромиссную борьбу за существование, порождая горести и страдания. Мировая воля распадается на множество индивидуальных кусочков.

Немощный зрячий на шее у здорового слепца

Не человечество, по Шопенгауэру, вмещает в себя мировую волю, но отдельные личности. Таким образом, в индивидуумах проявляется закон мотивации, выраженный в характере и привычках. Интеллект вторичен по отношению к психоматерии воления, объясняя в разумных терминах все, что предложит страсть. Философ не жалеет красок, чтобы показать, как часто наши эмоции управляют доводами разума. Оригинально понятый буддизм воплотился у Шопенгауэра в пессимистическом взгляде на мир людей. Страдающее человечество не в состоянии остановить иррациональную волю силой разума, потому что воля неизмеримо древнее. В этом сила и слабость человека. Любая попытка остановить поток воления приводит к безумию и смерти.

Шопенгауэр ярко описывает бесконечность страданий и иллюзорность наслаждений. Молодость, дающая здоровье и свободу, быстро проходит, оставляя после себя, как тайфун, горы разбитых черепков и безнадежность. История подобна калейдоскопу, в котором отдельные кусочки причудливо, но бессмысленно соединяются вновь и вновь. Шопенгауэр не верит ни в умственный, ни в нравственный прогресс, предлагая чисто буддистский рецепт – отрицание воли к жизни. Впрочем, он допускает сублимацию воли в творчестве науки, искусства и философии. Итак, человек – самое несчастное из всех существ, поскольку в нем пульс страсти и противоречие волений достигли наибольшей остроты и болезненности.

Воззрение философа на половую любовь вполне вписывается в его картину страдающего человечества. Неудержимый сексуальный инстинкт влечет мужчину в капкан бесконечных страданий, обнаруживающих себя в оковах брака. Последний он называет коварным изобретением женщин, вынуждающим мужчину на сублимацию низшего порядка. Женщина в глазах Шопенгауэра – главная виновница мирового зла, ибо через нее воля к жизни утверждается вновь и вновь. Отвергая ветхозаветную космогонию, он соглашается с мифом о грехопадении и необходимостью ограничения свободы для женщин.

Обскурантизм буддиста и женоненавистника не мешал философу быть тонким ценителем произведений искусства. Эстетическое наслаждение вошло у него в привычку с детства, о чем позаботилась мать Иоганна. В любом женоненавистнике прекрасно уживается презрение к человеческой самке с любовью к матери, которая для него существо особого рода. Желая ослабить действие назойливых фобий, Шопенгауэр много путешествует по Италии, наслаждаясь античными и средневековыми произведениями искусства. В его иерархии мировой воли они предстают красивыми символами. Так, например, архитектура и фонтаны отображают низшие ступени объективации воли в мире, а человеческий дух раскрывает свой смысл в поэзии, драме и трагедии. Но особое место в эстетической концепции Шопенгауэра занимает музыка, являясь «снимком самой воли». Смешное в искусстве в доступном для разума виде показывает мировую дисгармонию.

Мир после Шопенгауэра

Он умел писать красиво, поэтому этого философа продолжают читать даже через полторы сотни лет после его кончины. Обладая болезненно высокой чувствительностью, он уловил глубинные токи новых идей и воплотил их в своем творчестве. Без него была бы невозможна великая литература XIX- XX веков, психоанализ Зигмунда Фрейда, философия Фридриха Ницше и научные открытия Альберта Эйнштейна. Буддизм и ведическая философия, своеобразно преломленные в его книгах, обогатили европейскую культуру и способствовали открытию духовного мира Индии.



22 февраля 1788 года родился известный немецкий философ Артур Шопенгауэр.

Шопенгауэр известен как "философ пессимизма", с его мрачными романтическими идеями о преобладании в мире негативного начала, естественности страданий и невозможности достижения счастья. По Шопенгауэру, счастья не существует потому, что неосуществлённое желание причиняет боль, а осуществлённое достижение приносит лишь пресыщение. Любые цели бессмысленны: мы "стараемся выдуть мыльный пузырь как можно большего размера, хотя отлично знаем, что он лопнет".

Другое центральное учение, стержень философии Шопенгауэра - ключевое значение воли, желания и мотивации в жизни человека. В отличие от остальных философов, видящих первооснову человека в интеллекте, учёный ставил на первое место волю, вечную, самодостаточную субстанцию, не подверженную гибели, которая в свою очередь определяла весь мир.

"Философ пессимизма" - прозвище, которое он впервые получил после того, как назвал существующий мир "наихудшим из возможных миров" - восхищался идеями Канта и Цицерона, философией буддизма и Упанишад, но критиковал Гегеля и Фихте. Не находясь при жизни "на первых ролях" в научном сообществе, он, тем не менее, оказал значительное влияние на последующие поколения философов.

Биография

Родился Шопенгауэр в прусском городе Данциге (нынешний Гданьск) в состоятельной культурной семье. Его отец, банкир и коммерсант, был чрезвычайно образованным человеком, ценителем европейском культуры, часто ездил по делам по всей Европе. Мать была писательницей и хозяйкой литературного салона, куда захаживали многие известные личности, например Гёте. Когда мальчику было девять лет, отец на несколько лет отправил его во французскую школу в Гавре. В 11 лет мальчик был отдан в престижную гимназию в Гамбурге, где учились сыновья самых знатных коммерсантов. В 15 лет на полгода он отправился на учёбу в Уимблдон (Великобритания). Затем были Веймарская гимназия и, в конце концов, Гёттингентский университет, где Артур изучал философию и естественные науки. В 1811 году молодой человек переехал в Берлин, где посещал лекции Фихте и Шлейермахера, а в 1812 году, когда ему было 24 года, он уже был удостоен звания доктора философии университетом в Йене.

В 1819 году Шопенгауэр опубликовал свой главный труд - "Мир как воля и представление" , в котором излагал свои взгляды на волю (суть истинная реальность), и весь созерцаемый мир - как представление нашей воли. В 1820 году учёный начал читать лекции в Берлинском университете. Однако ни его научная работа, ни его лекции не получали такого большого внимания, коим пользовался тогда его коллега - Гегель. Полный оскорблённого самолюбия, Шопенгауэр не смог долго оставаться в Берлине, и уехал во Франкфурт-на-Майне в 1831 году, хотя официальной причиной он называл вспыхнувшую в Берлине эпидемию холеры. В новом месте он жил в полном одиночестве до самой своей кончины. Жители города знали его как мрачного, неприветливого, вечно угрюмого господина, не любящего пустых разговоров. Он был настоящим мизантропом, видя в человеке дикое и страшное животное, сдерживаемое только рамками цивилизации. Людям он не доверял и избегал их.

Хотя при жизни он не был популярен, в 1839 году его удостоили почётной премии Королевского норвежского научного общества за конкурсную работу "О свободе человеческой воли". Данная тема настолько занимала Шопенгауэра, что в 1843 году он переиздал свой труд "Мир как воля и представление", добавив к нему второй том.

21 сентября 1860 года Шопенгауэр скончался от пневмонии. На могильном камне философа скромно было высечено всего два слова: "Артур Шопенгауэр". Только после смерти философа в мире стал всё больше пробуждаться интерес к его философии, получивший особенное развитие на "декадансной" волне конца XIX - начала XX веков.

10 интересных фактов из биографии Артура Шопенгауэра

1. Будучи приват-доцентом в Берлине, учёный был настолько самонадеян, что специально назначал свои лекции на один час с лекциями Гегеля. Однако он так и не сумел переманить слушателей Гегеля и вскоре бросил читать лекции.

2. Шопенгауэр очень не любил людей, но любил собак. У него был пудель по имени Атма (Мировая душа), а на стенах его кабинета висело 16 гравюр с изображением собак.

3. Периодически мнительный учёный нанимал корреспондентов, чтобы те занимались поисками подтверждений его известности.

4. Шопенгауэр не был добропорядочным христианином. Он верил в магию и спиритизм. Единственными "иконами" в его кабинете были бюст Канта и бронзовый Будда.

5. Шопенгауэр пытался копировать образ жизни Канта во всём, за исключением раннего подъёма. Учёный любил поспать до полудня.

6. В 1840-х годах Шопенгауэр стал одним из пионеров повсеместно появлявшихся тогда в Германии первых зоозащитных организаций.

7. Очень много читая, философ, тем не менее, критически относился к чтению и с презрением воспринимал "философов" и "учёных", которые занимались исследованием книг, цитировали великих. Он считал, что чужие мысли вредны для разума, и выступал за самостоятельное мышление.

8. Шопенгауэр предлагал судить о человеке по тому, как он проводит свой досуг. Скучно и одиноко с самим собой, согласно учёному, может быть только духовно пустому человеку. Счастливы же те, кто в период досуга находят в себе что-то ценное.

9. У Шопенгауэра есть трактат "Метафизика половой любви" , основная идея которого: в области физических чувств наиболее часто притягиваются противоположности (полные - худые, высокие - низкие, кареглазые - голубоглазые, блондины - брюнеты).

10. Соотечественник Шопенгауэра Рихард Вагнер посвятил ему свой оперный цикл "Кольцо нибелунга".

15 цитат, которые меня зацепили

  • В первой половине жизни человеком владеет жажда счастья, характерная черта второй половины - боязнь несчастья. К этой поре в нас вырастает ясное сознание, что всякое счастье - призрачно, а страдание - реально.
  • Вы жалуетесь на бег времени? Оно не текло бы так неудержимо, если бы хоть что-нибудь, из находящегося в нём, было достойно остановки.
  • Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.
  • Честь объективно - мнение, которое другие имеют о нашем мужестве, и субъективно - страх, который нам внушает это мнение.
  • Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощённости, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы. Но где падают замок и цепи законного порядка и водворяется анархия. там он показывает себя таким. каков он есть.
  • Никакое животное никогда не мучит только для того, чтобы мучить; но человек делает это - что и составляет сатанинскую черту его характера, который гораздо злее, чем простой зверский.
  • Категорический императив - противоречие: всякая заповедь условна. Безусловны лишь законы природы. Моральный же закон вполне условен. Есть такой мир и такое воззрение на жизнь, при которых моральный закон лишён всякой силы и значения. Это, в сущности, и есть реальный мир, в котором мы живём, и всякая моральность есть отрицание этого мира.
  • Интеллигентность приводит к необщительности. Ведь чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди.

  • Самая дешёвая гордость - это гордость национальная. Она обнаруживает в заражённом ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться.
  • Скромность - это выгодное подспорье для болванов, она заставляет всякого говорить про себя, что он такой же болван, как и другие, в результате выходит, что на свете существуют одни лишь болваны.
  • Нельзя не признать, что в национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа. Попросту говоря, человеческая ограниченность, извращённость и испорченность принимает в разных странах разные формы, которые и именуются национальным характером.
  • Каждая нация насмехается над другими, и все они в одинаковой мере правы.
  • Восклицать с энтузиазмом: "честь выше жизни" - значит, в сущности, утверждать: "наша жизнь и довольство - ничто; суть в том, что думают о нас другие".
  • Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
  • Счастье отрицательно. Мы его не чувствуем. Положительно чувствуем мы лишь лишение, которое указывает собою на исчезнувшее счастье.