Краткая биография гаршин. Биография, Гаршин Всеволод Михайлович. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов Гаршин биография кратко для детей

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) родился в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в дворянской семье, отец его был офицером кирасирского полка, участником Крымской войны 1853-1856 годов, мать - из семьи морского офицера. В детстве Гаршину и его братьям пришлось пережить тяжёлую душевную травму: мать их Екатерина Степановна, увлёкшись воспитателем старших детей П.В. :Завадским, в 1860 году оставила семью.

Завадский, организатор тайного студенческого политического общества, после обращения в полицию отца Гаршина, пытавшегося вернуть жену, был арестован и сослан в Олонецкую губернию, куда мать Гаршина вместе с сыном Всеволодом несколько раз ездила. Общение будущего писателя с революционно-демократической интеллигенцией станет впоследствии основой его близости к народникам и воздействия их идей на его творчество.

В юности Гаршин интересовался естественными науками, однако его желание заниматься ими не смогло осуществиться: выпускник реального училища был лишён права поступать в университет. Поэтому он выбрал Горный институт, хотя профессия инженера его не особенно привлекала. Вскоре после объявления в 1877 году Россией войны Турции Гаршин, одержимый порывом разделить "общее страдание", уходит из института и участвует в боевых действиях на Балканах.

В одном из боёв он был ранен в ногу и попал в госпиталь. В реляции сообщалось, что Гаршин "примером личной храбрости увлёк товарищей в атаку". Год спустя он был произведён в офицеры, однако продолжать службу не захотел, чтобы иметь возможность окончить ученье и заниматься литературной деятельностью.

Острота нравственного чувства побуждала Гаршина к ярким, самоотверженным поступкам. В 1880 году, после покушения революционера И.О. Млодецкого на особо приближённого к императору и наделённого чрезвычайными полномочиями М.Т. Лорис-Меликова, Гаршин добивается аудиенции у генерала, чтобы просить о помиловании преступника, так как, по его убеждению, только милосердие способно прекратить правительственный и революционный террор. Тем не менее казнь состоялась, и это был удар для писателя.

Эти переживания обостряли его наследственный душевный недуг (маниакально-депрессивный синдром, из-за которого Гаршин в 1880 году находился в психиатрической лечебнице, а восемь лет спустя покончил жизнь самоубийством, бросившись в пролёт лестницы своего дома), он мало писал и, не рассчитывая на литературный заработок, вынужден был устроиться в 1882 году чиновником в канцелярию Съезда представителей железных дорог. Помимо этого, он сотрудничал с В.Г. Чертковым в издательстве "Посредник", а также принимал активное участие в работе Комитета общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным.

Литературная деятельность Гаршина началась в 1876 году с сатирического очерка "Подлинная история Энского земского собрания" (газета "Молва"), в котором отразились его впечатления от Старобельска, где он одно время жил вместе с отцом. Написал Гаршин немного. Но это немногое внесло в литературу ту ноту, которой в ней прежде не было или она не прозвучала столь сильно, как у него. "Голосом совести и её мучеником" справедливо назвал Гаршина критик Ю.Айхенвальд. Именно так он и воспринимался современниками.

В сочинениях Гаршина человек - в состоянии душевного смятения. В первом рассказе "Четыре дня", написанном в госпитале и отразившем собственные впечатления писателя, герой ранен в бою и ждет смерти, рядом же разлагается труп убитого им турка. Эту сцену часто сравнивали со сценой из "Войны и мира", где раненный в Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский смотрит на небо. Герой Гаршина тоже смотрит на небо, но вопросы его волнуют не отвлечённо философские, а вполне земные: зачем война? почему он вынужден был убить этого человека, к которому не испытывал враждебных чувств и, по сути, ни в чём не виновного?

Военная тема у Гаршина пропущена через горнило совести, через душу, растерянную перед непостижимостью этой неведомо кем предумышленной и никому не нужной бойни. А между тем Русско-турецкая война 1877 года была начата с благородной целью помощи братьям-славянам в избавлении от турецкого ига. Гаршина же волнуют не политические мотивы, а вопросы экзистенциальные. Персонаж не хочет убивать других людей, не хочет идти на войну (рассказ "Трус"). Тем не менее он, подчиняясь общему порыву и считая это своим долгом, записывается добровольцем и гибнет. Бессмысленность этой гибели не даёт покоя автору.

Но что существенно - нелепость эта не единична в общем строе бытия. В том же рассказе "Трус" умирает от гангрены, начавшейся с зубной боли, студент-медик. Эти два события - параллельны, и именно в их художественном сопряжении высвечивается один из главных гаршинских вопросов - о природе зла.

Этот вопрос мучил писателя всю жизнь. Не случайно его герой, рефлектирующий интеллигент, протестует против мировой несправедливости, воплощающейся в неких безликих силах, что влекут человека к гибели и разрушению, в том числе и саморазрушению. Именно конкретного человека. Личность. Лицо.

Вместе с тем боль писателя об одном человеке, об одной-единственной жизни неотделима от его стремления хотя бы на уровне имени главного персонажа достичь всеохватывающего обобщения. Его герой носит фамилию Иванов и имя Иван Иванович. В этом своеобразие гаршинского гуманизма: человек у него сам и одновременно часть целого - народа, страны, общества. Гаршин был связан с народническим "Русским богатством" и сотрудничал с его лидерами - Н.Михайловским и другими. Однако тревога и печаль его о бедствиях народных выходила за рамки традиционного народничества.

Под гаршинской болью о народе таилось страдание об участи человека вообще. О личности. И это выделяло его идейно-художественную позицию среди писателей 70-80-х годов. Он подходил к драматизму человеческой жизни не столько с позиции социальной критики, сколько с позиции экзистенциальной растерянности перед лицом мирового зла и протеста против него, как правило, безуспешного и трагического.

Хрестоматийными стали его аллегорические рассказы "Красный цветок" и "Attalea princeps". В первом душевно больной человек, находящийся в психиатрической лечебнице, борется с мировым злом в образе ослепительно красных цветов мака на больничной клумбе. Во втором оранжерейная пальма, устремившись к свободе, проламывает крышу. И - гибнет.

Характерно для Гаршина (и в этом отнюдь не только автобиографический момент) изображение героя на грани безумия. Дело не столько в болезни, сколько в том, что человек у писателя не в силах справиться с неизбывностью зла в мире.

Современники оценили героизм гаршинских персонажей: те пытаются противостоять злу, несмотря на собственную слабость. Именно безумие оказывается началом бунта, так как рационально осмыслить зло, по Гаршину, невозможно: сам человек вовлечён в него - и не только социальными силами, но и, что не менее, а может быть, и более важно, силами внутренними. Он сам отчасти носитель зла - подчас вопреки собственным представлениям о себе. Иррациональное в душе человека делает его непредсказуемым, выплеск этой не поддающейся контролю стихии - не только бунт против зла, но и само зло.

Большая часть рассказов Гаршина полна безысходности и трагизма, за что его не раз упрекали критики, усматривавшие в его прозе философию отчаяния и отрицание борьбы. Два из них - о любви - строятся вокруг главной героини Надежды Николаевны. Родом из интеллигентной семьи, волей обстоятельств оказавшаяся на панели, она, натура сложная и противоречивая, как бы сама стремится к гибели. И любовь к ней Ивана Никитина в рассказе "Происшествие" она отвергает, боясь нравственного порабощения, что приводит того к самоубийству.

Её социальное положение, её прошлое не дают ей довериться благородству и бескорыстию другого человека. Самолюбие и гордость, которая паче гордыни, приводят к тому, что именно этим началам её сильной и сложной натуры приносятся в жертву и возможность другой, более чистой жизни, и, самое печальное, живой человек. Жизнь приносится в жертву неким абстракциям.

Образ падшей женщины становится у Гаршина символом общественного неблагополучия и больше - мирового неустройства. И спасение падшей женщины для гаршинского героя равносильно победе над мировым злом хотя бы в данном частном случае. Но и эта победа в конечном счете оборачивается гибелью участников коллизии. Зло всё равно находит лазейку. Один из персонажей, литератор Бессонов, тоже когда-то думал о спасении Надежды Николаевны, но не решился, а теперь вдруг понял, что она на самом деле для него значит. Анализируя мотивы собственных поступков, снимая покров за покровом, пласт за пластом, он вдруг обнаруживает, что обманывал сам себя, что был втянут в некую игру-интригу своего самолюбия, амбиций, ревности. И, не в силах смириться с утратой возлюбленной, убивает её и себя.

Всё это привносит в рассказы Гаршина не только экспрессию трагизма, но и долю мелодраматичности, романтической эскалации страстей и крови. Писатель тяготеет к театральности и даже кинематографичности, хотя до изобретения братьев Люмьер ещё не дошло. Для его поэтики характерны контрасты, резкие перепады света и тени (последователем Гаршина станет Л.Андреев). Его рассказы часто строятся как дневники или записки, однако в некоторых сценах ощутима именно театральная преувеличенность, даже некоторые детали в них обладают бутафорской эксцентричностью.

Гаршин любил живопись, писал статьи о ней, поддерживая передвижников. Был он близко знаком с И.Репиным, который использовал этюд с Гаршина (особое впечатление на всех производили задумчивые, ласково-печальные глаза писателя) для лица царевича Ивана в картине "Иван Грозный и его сын Иван", а написанный им отдельно портрет Гаршина - одна из лучших работ художника в этом жанре.

Тяготел он к живописи и в прозе - не только делая своими героями именно художников ("Художники", "Надежда Николаевна"), но и сам мастерски владея словесной пластикой. Чистому искусству, которое Гаршин почти отождествлял с ремесленничеством, он противопоставлял более близкое ему реалистическое искусство, болеющее за народ. Искусство, способное задевать душу, тревожить её.

(1855 - 1888)

Гаршин Всеволод Михайлович (1855 - 1888), прозаик, искусствовед, критик.
Родился 2 февраля (14 н.с.) в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии в офицерской семье. Мать Гаршина, "типичная шестидесятница", интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языком, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П.Завадовский, деятель революционного движения 1960-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.
Учился в гимназии (1864 - 1874), где начал писать, подражая то "Илиаде", то "Запискам охотника" И.Тургенева. В эти годы увлекался естественными науками, чему способствовала дружба с А.Гердом, талантливым педагогом и популяризатором естествознания. По его совету Гаршин поступает в Горный институт, однако с интересом слушал только лекции Д. Менделеева.
В 1876 начал печататься - очерк "Подлинная история Энского земского собрания" написан в сатирическом духе. Сблизившись с молодыми художниками-передвижниками, написал ряд статей о живописи, представленной на художественных выставках. С началом русско-турецкой войны Гаршин отправляется добровольцем в действующую армию, участвует в болгарском походе, впечатления от которого легли в основу рассказов "Четыре дня" (1877), "Очень коротенький роман" (1878), "Трус" (1879) и др. В бою при Аясларе был ранен, лечился в госпитале, затем был отправлен домой. Получив годовой отпуск, Гаршин едет в Петербург с намерением заняться литературной деятельностью. Через полгода был произведен в офицеры, по окончании войны уволен в запас (1878).
В сентябре становится вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета.
В 1879 были написаны рассказы "Встреча" и "Художники", ставящие проблему выбора пути для интеллигенции (путь обогащения или полный лишений путь служения народу).
"Революционный" террор конца 1870-х Гаршин не принимал, события, связанные с этим, воспринимал очень остро. Ему становилось все очевиднее несостоятельность народнических методов революционной борьбы. В рассказе "Ночь" было выражено трагическое мироощущение этого поколения.
В начале 1870-х Гаршин заболел психическим расстройством. В 1880 после неудачной попытки вступиться за революционера Млодецкого и последовавшей казнью, которая потрясла писателя, его болезнь обостряется, и около двух лет он находился в психиатрической лечебнице. Только в мае 1882 возвращается в Петербург, восстановив душевное равновесие. Публикует очерк "Петербургские письма", содержащий глубокие размышления о Петербурге как "духовной родине" русской интеллигенции. Поступает на гражданскую службу. В 1883 женится на
Н.Золотиловой, работавшей врачом. Считает этот период самым счастливым в жизни. Пишет лучший свой рассказ "Красный цветок". Но в 1887 наступает очередная тяжелая депрессия: он вынужден оставить службу, начались семейные ссоры между женой и матерью - все это привело к трагическому исходу. Гаршин покончил собой 5 апреля 1888. Похоронен в Петербурге.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Биография и эпизоды жизни Всеволода Гаршина. Когда родился и умер Всеволод Гаршин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя,фото и видео.

Годы жизни Всеволода Гаршина:

родился 14 февраля 1855, умер 5 апреля 1888

Эпитафия

«Чья совесть глубже всех за нашу ложь болела,
Те дольше не могли меж нами жизнь влачить.
А мы живем во тьме, и тьма нас одолела.
Без вас нам тяжело, без вас нам стыдно жить!»
Из стихотворения Николая Минского, посвященного памяти Гаршина

Биография

Драмы и трагедии в жизни Всеволода Гаршина начались с раннего детства. Уже в пять лет он стал невольным участником семейной переделки. Мать Всеволода — типичная шестидесятница — влюбилась в деятеля революционного движения Петра Завадского и покинула семью, прихватив с собой малолетнего сына. Отец Гаршина — представитель старинного дворянского рода — не захотел терпеть предательства и пожаловался на Завадского в полицию. В результате доноса последнего отправили в ссылку, и женщина, чтобы оставаться ближе к возлюбленному, последовала за ним и осела в Петербурге. Разумеется, данные события нашли отражение в дальнейшей жизни Всеволода Гаршина, значительно повлияв на его здоровье и мировосприятие.

Поступив в Горный институт, Всеволод так и не заканчивает обучение. Он отправляется в армию и получает ранение в боевом сражении. Хотя ранение и не было серьезным, но о военной службе пришлось забыть. Получив офицерское звание, ему приходится уйти в отставку. После увольнения из армии Гаршин какое-то время посещает лекции в Петербургском университете, а после решает посвятить себя исключительно литературной деятельности.


В 1877 г. Всеволод Гаршин приобретает известность, когда дебютирует со своим произведением «Четыре дня». В рассказе автор выражает искренний протест против насилия, войны и истребления человека человеком. В дальнейшем он пишет ряд произведений, посвященных этой теме. Перу Гаршина принадлежат и сказки для детей, которые, собственно, все равно несут в себе главную мысль — необходимость борьбы с несправедливостью в этом мире.

Но пока писательская репутация Гаршина растет и крепнет, психическое здоровье писателя только расстраивается. Так, после публичной казни князя Молодецкого, приверженцем взглядов которого являлся Гаршин, его начинают посещать тревожные состояния. Примерно два года проводит русский прозаик в психлечебнице, и депрессия будто бы отступает. После выхода из больницы Гаршин женится, а последующие годы называет самыми счастливыми в своей жизни. Именно в этот период из-под его пера выходит его лучший рассказ — «Красный цветок».

Правда, счастье Гаршина длится недолго: приступы тоски вновь его одолевают. 5 апреля 1888 г., пребывая в депрессивном состоянии, писатель предпринимает попытку самоубийства — бросается в лестничный пролет с четвертого этажа. Однако умирает не сразу, а впадает в кому на несколько дней. Смерть Гаршина наступила на пятый день комы, причиной смерти Гаршина послужили полученные от падения травмы. Похороны Всеволода Гаршина состоялись на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Линия жизни

14 февраля 1855 г. Дата рождения Всеволода Михайловича Гаршина.
1864 г. Поступление в петербургскую 7-ю гимназию.
1872 г. Переход в реальное училище.
1874 г. Поступление в Горный институт.
1877 г. Творческий дебют: выход рассказа «Четыре дня».
1882 г. Поступление на государственную службу при Гостином дворе.
1883 г. Брак с Надеждой Золотиловой.
1885 г. Начало сотрудничества с издательством «Посредник».
30 марта 1888 г. Попытка самоубийства.
5 апреля 1888 г. Дата смерти Гаршина.
7 апреля 1888 г. Дата похорон Гаршина.

Памятные места

1. Поселок Бахмутское Екатеринославской губернии (ныне Донецкая обл.), где родился Гаршин.
2. Горный университет в Санкт-Петербурге, где учился Всеволод Гаршин.
3. Село Переездное, где находится усадьба-музей Всеволода Гаршина и памятник Гаршину.
4. Памятник Гаршину в Старобельске (на пересечении ул. Октябрьской и Чернышевского).
5. «Литераторские мостки» в Санкт-Петербурге, где похоронен Гаршин.

Эпизоды жизни

Считается, что именно выдающийся прозаик Всеволод Михайлович Гаршин узаконил жанр новеллы в русской литературе. Впоследствии для реализации своих литературных идей данный художественный жанр выбрал Антон Чехов.

Начало литературного творчества Гаршина приходится на период разгара борьбы народников с самодержавием. Напряженная революционная действительность тяжело сказывалась на слабом здоровье и без того впечатлительного писателя. Всеволод Гаршин впадал в длительные депрессии всякий раз, когда узнавал о новой государственной расправе с очередным революционером.

Завет

«Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни; мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего я принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества».

Сюжет о писателе Всеволоде Гаршине

Соболезнования

«Без него нам стыдно жить».
Николай Минский, поэт

«У него особый талант - человеческий. Он обладал тонким великолепным чутьем к боли вообще».
Антон Чехов, писатель

История жизни
«Каждая буква стоила мне капли крови»

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, в небогатой дворянской семье. Отец его был офицером кирасирского полка. В их доме нередко собирались его сослуживцы, принимавшие участие в недавно завершившейся Крымской войне, так что мальчик рос под впечатлением их рассказов о героической обороне Севастополя.
Воспитывал юного Гаршина П.В. Завадский, который был членом тайного общества, поддерживавшего связи с Герценом. Будущий писатель рос под влиянием передовых демократических идей. Даже чтению он обучался по одной из книжек «Современника». В своей биографии Гаршин отметил, что в возрасте 8 лет уже читал роман Н.Г. Чернышевского «Что делать».
В 1864 году Гаршин поступил в одну из петербургских реальных гимназий. Он много читал, интересовался социальными проблемами. Мальчик часами наблюдал за природой, растениями и животными. Интерес к естествознанию он пронес через всю жизнь. Современники, которые общались с Гаршиным-гимназистом, отзывались о нем как о любознательном и вдумчивом юноше, который очень рано начал испытывать смутные стремления к борьбе с «мировым злом». Один из товарищей Гаршина по гимназии впоследствии писал по этому поводу «Нередко бывало, что этот веселый на вид, беззаботный гимназист вдруг присмиреет, смолкнет, будто недоволен собой и окружающим, будто горько ему, что кругом недостаточно умного и хорошего. Иногда при этом с уст его срывались замечания о том, что необходимо бороться со злом, и высказывались подчас очень странные взгляды, как устроить счастье всего человечества».
Тягостное впечатление, что оказывала на Гаршина общественная жизнь того времени, нередко приводило к обострению душевной болезни, которой он был подвержен с раннего возраста. Ее приступы возникали нечасто. В обычном состоянии Всеволод Михайлович был жизнерадостным и целеустремленным молодым человеком.
В 1874 году Гаршин окончил гимназию. Мечте о поступлении в университет осуществиться было не суждено, потому что выпускников реальных гимназий туда не принимали. Поэтому Всеволод Михайлович решил поступить в Горный институт, хотя особого рвения к овладению инженерным мастерством никогда не испытывал.
Обучение в институте было прервано в апреле 1877 года, когда началась война с Турцией за освобождение балканских славян. День объявления Россией войны Турции Гаршин встретил так «12 апреля 1877 года я с товарищем (Афанасьевым) готовился к экзамену по химии. Принесли манифест о войне. Наши записки остались открытыми. Мы подали прошение об увольнении и уехали в Кишинев, где поступили рядовыми в 138-й Болховский полк и через день выступили в поход...» Позже описанию этого похода Гаршин посвятит рассказ «Из воспоминаний рядового Иванова».
О своем решении пойти добровольцем в действующую армию Всеволод написал матери «Я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня». В ответ он получил короткую телеграмму «С Богом, милый».
11 августа Гаршин получил ранение в бою при Аясларе (Болгария). В реляции о нем говорилось, что он «примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и был ранен в ногу». Тогда же, находясь на лечении в военном госпитале, он написал свой первый рассказ «Четыре дня», который был расценен критиками и современниками как блестящий писательский дебют. Это небольшое произведение ставили в один ряд с такими выдающимися творениями, как «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и батальные картины В. Верещагина. В мае 1878 года, по окончании войны, Гаршина произвели в офицеры, но меньше чем через год он вышел в отставку по состоянию здоровья и полностью посвятил себя литературному творчеству.
Произведения Гаршина начали публиковаться еще в те годы, когда он был студентом. В 1876 году был издан его первый газетный очерк «Подлинная история энского земского собрания». В нем Гаршин обратился к таким острым социальным проблемам своего времени, как голод в деревне и полное равнодушие к положению народа земских властей. Эта сатира на земские учреждения появилась как раз в то время, когда земство считалось основой народного самоуправления и рассматривалось как одно из важнейших достижений эпохи «великих реформ».
Скептическое отношение Гаршина к реформам шло вразрез с общественным мнением. Показательным в этом смысле является стихотворение, написанное Всеволодом Михайловичем 19 февраля 1876 года к 15-летию отмены крепостного права, в котором поэт говорит о том, что падение «ржавых оков» крепостничества ничуть не облегчило положения крестьянства

«…Бесстыдная толпа
Не дремлет; скоро вьются сети
Опутано израненное тело,
И прежние мученья начались!..»

В 1877 году в «Отечественных записках» был опубликован рассказ «Четыре дня». В нем отразилось отношение самого Гаршина к войне, которая, по мнению автора, противоестественна и враждебна человеку. Однако, несмотря на то, что герой рассказа не в состоянии объяснить, для чего люди ведут войны и убивают друг друга, он снова и снова идет в бой, повинуясь долгу, естественному чувству справедливости.
В рассказе «Трус», написанном в 1879 году, в качестве главного героя вновь предстает человек, потрясенный осознанием неисчислимых страданий, которые приносит людям война. Рассказ начинается словами «Война решительно не дает мне покоя». Гаршин вложил в уста героя и свое собственное мнение. Он также не может смириться с законностью сознательно организованного кровопролития. «Я не рассуждаю о войне, - пишет он, - и отношусь к ней непосредственным чувством, возмущаемым массою пролитой крови». Тем не менее, неприятие войны не стало для героя поводом для уклонения от участия в ней, которое он счел бы для себя бесчестьем.
Особый, присущий только Гаршину тон повествования и в наши дни придает его произведениям чрезвычайно современное звучание. Всеволод Михайлович одним из первых постиг философию войны. Вот как он описывает движение армии к месту будущих сражений в своем последнем военном рассказе «Из воспоминаний рядового Иванова» «Мы обходили кладбище, оставляя его вправо. И казалось мне, что оно смотрит на нас сквозь туман в недоразумении. «Зачем идти вам, тысячам, за тысячи верст умирать на чужих полях, когда можно умереть и здесь, умереть покойно и лечь под моими деревянными крестами и каменными плитами.. Останьтесь!»
Но мы не остались. Нас влекла неведомая тайная сила нет силы большей в человеческой жизни. Каждый отдельно ушел бы домой, но вся масса шла, повинуясь не дисциплине, не сознанию правоты дела, не чувству ненависти к неизвестному врагу, не страху наказания, а тому неведомому и бессознательному, что долго еще будет водить человечество на кровавую бойню - самую крупную причину всевозможных людских бед и страданий...»
В том же рассказе Гаршин дает описание боя, в котором, как бы забегая вперед, опровергает обвинение русской армии в мифической кровожадности, неоднократно звучавшее во время войны в Чечне «Говорят, что нет никого, кто бы не боялся в бою; всякий нехвастливый и прямой человек на вопрос, страшно ли ему, ответит страшно. Но не было того физического страха, какой овладевает человеком ночью, в глухом переулке, при встрече с грабителем; было полное, ясное сознание неизбежности и близости смерти. И - дико и странно звучат эти слова - это сознание не останавливало людей, не заставляло их думать о бегстве, а вело вперед. Не проснулись кровожадные инстинкты, не хотелось идти вперед, чтобы убить кого-нибудь, но было неотвратимое побуждение идти вперед во что бы то ни стало, и мысль о том, что нужно делать во время боя, не выразилась бы словами нужно убить, а скорее нужно умереть».
В произведениях, посвященных мирной жизни, Гаршин, так же как и в военной прозе, выступает мастером социально-психологического рассказа. Его герой - «смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, да аудиторию, да семью, думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды» - внезапно сталкивается с каким-либо вопиющим фактом, исполненным глубокого трагизма и круто изменяющим его отношение к жизни. Подобное столкновение приводит к тяжелому нравственному кризису, который разрешается либо погружением «туда, в это горе», как происходит в рассказе «Художники», либо самоубийством главного героя, не справившегося с душевным разладом («Происшествие»). Обычно именно по такой схеме развивается действие в произведениях Гаршина.
Писатель рассматривает социальные противоречия в их будничном обличье, однако будничное в его рассказах перестает быть таковым и приобретает характер давящего кошмара. Для того чтобы увидеть скрытые от обычного взгляда трагедии будней, необходимо пережить внезапное душевное потрясение, которое выводит человека из пассивного участия в повседневном зле. Столкнувшись с фактом несправедливости или неправды, герой гаршинских рассказов начинает размышлять о своем положении и мучительно искать выход из создавшейся ситуации. Нередко эти размышления приводят к трагической развязке.
Для писателя не существовало единичных выражений жизненной неправды, в каждом конкретном образе он видел «всю невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества». Поэтому, наряду с психологическими рассказами, Всеволод Михайлович обращался к жанру аллегорической сказки. К числу бесспорных его шедевров относится рассказ «Красный цветок», объединивший в себе черты этих двух жанров. Показывая социальное зло во всей его наготе, Гаршин, так же как и многие его современники, стремится пробудить в читателе напряженную работу мысли, «убить его спокойствие», растревожить его совесть, заставить восстать против зла и несправедливости жестокого мира людей.
Профессор Сикорский, известный в XIX веке психиатр, считал, что в рассказе «Красный цветок», действие которого происходит в психиатрической лечебнице, Гаршин дал классическое изображение душевной болезни. К сожалению, многие эпизоды этого рассказа носили автобиографический характер. Главный его герой, бедный безумец, увидел в больничном саду три красных цветка и, вообразив, что в них заключено все мировое зло, уничтожил их ценою собственной жизни.
Гаршин закончил свой рассказ словами «Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу».
Многие критики писали, что Гаршин изобразил борьбу не со злом, а с иллюзией или метафорой зла, показав героическое безумие своего персонажа. Однако в противовес тем, кто строит иллюзии, что он властитель мира, имеющий право вершить чужие судьбы, герой рассказа погиб с верой в то, что зло можно победить. К этой категории относился и сам Гаршин. Об этом свидетельствуют, может быть в чем-то по-детски наивные, сказки писателя «Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе» и, конечно же, последнее написанное им литературное произведение - «Лягушка-путешественница».
В середине 1880-х годов Гаршин переживал творческий кризис. Жанр психологического рассказа перестал удовлетворять писателя, поскольку в нем основное внимание уделялось духовной драме главного персонажа, а окружающий его внешний мир оставался в стороне. «Я чувствую, - писал Всеволод Михайлович в 1885 году, - что мне надо переучиваться сначала. Для меня прошло время страшных, отрывочных воплей, каких-то «стихов в прозе», которыми я до сих пор занимался материалу у меня довольно, и нужно изображать не свое «Я», а большой внешний мир».
В последние годы жизни Гаршин почувствовал потребность в создании большого эпического произведения. Однако это вовсе не означало, что он собирался отказаться от своих прежних принципов. Всеволод Михайлович поставил перед собой задачу объединить изображение внутреннего мира людей, обладающих обостренным чувством ответственности за царящую в обществе неправду, с широкими бытовыми картинами «большого внешнего мира».
У Гаршина были далеко идущие творческие планы. Он собирал исторические материалы, относящиеся ко времени Петра Великого, задумывал полуфилософский, полунаучный роман с элементами спиритизма, а также готовился к работе над романом «Люди и война». Но полностью раскрыться в новом стиле Гаршину не удалось. Его творческие искания оборвала внезапная смерть. В новой манере писатель создал лишь несколько произведений, в частности рассказы «Надежда Николаевна» и «Из воспоминаний рядового Иванова».
В 1888 году здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. Как писал Г. Успенский, который был другом Гаршина, болезнь его «питали впечатления действительной жизни», которые были мучительными даже для здоровых людей, а для больной психики писателя оказались губительными. В своей статье «Смерть В.М. Гаршина» Г. Успенский так характеризует эти впечатления «реакционной эпохи» «Один и тот же ежедневный «слух» - и всегда мрачный и тревожный; один и тот же удар по одному и тому же больному месту, и непременно притом по больному, и непременно по такому месту, которому надобно «зажить», поправиться, отдохнуть от страдания; удар по сердцу, которое просит доброго ощущения, удар по мысли, жаждущей права жить, удар по совести, которая хочет ощущать себя… - вот что дала Гаршину жизнь, после того как он уже жгуче перестрадал ее горе».
Все эти удары Всеволод Михайлович перенести не смог. 19 марта 1888 года, во время очередного приступа душевной болезни, находясь в состоянии тяжелой тоски, Гаршин бросился в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писателя не стало.
В.М. Гаршина называли «современным Гамлетом», «Гамлетом сердца». По свидетельству современников, с этим шекспировским героем писателя сближало болезненно обостренное неприятие любой несправедливости, несовершенства человеческих взаимоотношений, которое вызывало у него постоянные, почти физические муки совести и сострадания. Сам Гаршин незадолго до своей трагической кончины признавался «Хорошо или нехорошо выходило написанное - это вопрос посторонний; но что писал я в самом деле одними своими нервами и что каждая буква стоила мне капли крови, то это, право, не будет преувеличением».
Однажды, беседуя с А.П. Чеховым, В.Г. Короленко высказал предположение, что если бы Всеволода Михайловича при жизни можно было оградить «от мучительных впечатлений нашей действительности, удалить на время от литературы и политики, а главное - снять с усталой души то сознание общественной ответственности, которое так угнетает русского человека с чуткой совестью...», то больная душа его могла бы обрести успокоение. Но Антон Павлович на это замечание ответил «Нет, это дело непоправимое раздвинулись какие-то молекулярные частицы в мозгу, и уж ничем их не сдвинешь...»
В том и заключается драматизм ситуации, что в собственном творчестве Гаршин стремился всеми силами доброго и ранимого сердца, «одними своими нервами» связать распавшиеся «молекулярные частицы» мира, в котором он жил. Можно утверждать с абсолютной уверенностью, что толчком к написанию каждого произведения было пережитое самим автором потрясение. Не волнение или огорчение, а именно потрясение, потому и каждая буква стоила писателю «капли крови». При этом Гаршин, по словам Ю. Айхенвальда, «ничего больного и беспокойного не вдохнул в свои произведения, никого не испугал, не проявил неврастении в себе, не заразил ею других...».

Русский писатель, поэт,

художественный критик.

Всеволод Михайлович Гаршин

(1855-1888) Всеволод Гаршин - один из самых много обещавших и мало сделавших русских писателей: его проза укладывается в один нетолстый томик. Подобно Эдгару По, Гаршин в рассказах 1870 - 1880годов предвосхитил прозу ХХ века. «Красный цветок», «Attalea princeps», «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883) предвосхищают если не Кафку, то уж точно Леонида Андреева и символистскую прозу.

Фамилия Гаршин, происходит от тюрко — персидского гарша, курша "отважный правитель, герой" .

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1885 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Отец - офицер участвовал в Крымской войне. Мать, дочь морского офицера принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х. Пятилетним ребенком Всеволод Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на его характер.

Мать влюбилась в воспитателя старших детей Завадского, организатора политического общества, бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 года Всеволод жил с отцом в имении близ Старобельска, затем мама забрала его в Петербург, там он окончил гимназию.

В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу первого сатирического очерка «Подлинная история Энского земского собрания» (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Всеволод Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне «Четыре дня» (1877), который Гаршин написал в госпитале. После публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России.

Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Отечественных записок» - Салтыков-Щедрин, Успенский. В 1878 Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу в Петербургском университете, как вольнослушатель . Война наложила глубокий отпечаток на творчество писателя и его восприимчивую психику. Простые по фабуле и композиции рассказы Гаршина поражали читателей обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны («Четыре дня»); чувство долга, попытки уклонения и осознание невозможности этого (Трус, 1879). Беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами, стала главной темой не только военных, но и более поздних рассказов Гаршина. Например, рассказ «Происшествие» (1878), в которой писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы, осуждающей проститутку.

Всеволод Михайлович Гаршин неоднократно позировал Илье Ефимовичу Репину. Пронзительный и печальный взгляд его больших чёрно-алмазных глаз отражён в полотнах мастера «Не ждали», «Иван Грозный убивает своего сына» и в удивительно проникновенном портрете самого писателя. В одном из писем Репин отметил: "Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне еще не приходилось встречать в жизни. Как кристалл, чистая душа!".

Гаршин не находил разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказ «Художники» (1879) проникнут пессимистическими размышлениями о ненужности настоящего искусства. Его герой, талантливый художник Рябинин, бросает живопись и уезжает в деревню учить крестьянских детей.

В рассказе «Attalea princeps» (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Всеволод Михайлович пытался разорвать заколдованный круг, а болезненная психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности. В феврале 1880 года революционер-террорист Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядительной комиссии графа Лорис-Меликова. Гаршин как известный писатель добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира. Он убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. После казни Млодецкого маниакально-депрессивный психоз Гаршина обострился и его поместили в психиатрическую лечебницу . После относительного выздоровления Гаршин долгое время не возвращался к творчеству.

В 1882 году вышел его сборник «Рассказы», который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент. В августе-сентябре 1882 по приглашению Тургенева Гаршин жил и работал над рассказом «Из воспоминаний рядового Иванова» (1883) в Спасском-Лутовинове.

Зимой 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н. Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог.

Нравственный авторитет Всеволода Михайловича Гаршина в обществе был высок. Писатель с обострённой чувствительностью к любой несправедливости умел художественно выразить и осудить социальное зло. В том числе и в форме сказок: «Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе» . «Лягушка-путешественница» была его последней сказкой .



Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нем печать

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней,

Но коль черти в душе гнездились

Значит ангелы жили в ней!

Сергей Есенин

Почвой для появления образа венчанных розы и жабы , обозначающих мир прекрасного и безобразного, белого и черного, Добра и Зла , Ада и Рая послужила сказка Гаршина "О жабе и розе"

Всеволод Михайлович был в гостях у друга поэта Полонского и слушал музыку в исполнении Рубинштейн а , напротив которого сидел какой-то неприятный человек. Контраст композитора, творившего прекрасную музыку, и неприятного для Гаршина человека был так велик, что у него родился образ противостояния розы и жабы. В 1884 году он написал сказку “О жабе и розе” .

Когда роза расцвела в заброшенном цветнике, поблизости оказалась жаба. Приятный и чарующий аромат розы смутил жабу. Не умея выразить восхищение, и не зная что это такое-восхищение, жаба пыталась говорить как можно нежнее сказал предмету своего беспокойства: “Я тебя слопаю!” И потом, разозлившись на прекрасную розу, такую недоступную и непонятную, жаба дважды пыталась атаковать розовый куст, невзирая на шипы. Израненная, она ползла все выше и выше, пока сестра мальчика не сорвала розу. Жабу отшвырнули пинком ноги. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Розу принесли в дом. Мальчик понюхал её и заснул последним сном. На похоронах роза лежала возле усопшего. “Когда роза начала вянуть, её положили в старую толстую книгу и высушили, а потом через много лет подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю” - пишет В.М. Гаршин.

В 1888 здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. 19 марта 1888, во время очередного приступа душевной болезни, находясь в состоянии тяжелой тоски, Гаршин бросился в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писателя не стало.

Поэт Алексей Плещеев написал на день похорон Гаршина стихотворение:
Не много тех, кто чистоту души
Умел сберечь средь мутных волн житейских,
Как ты сберег, и в ком не в силах были
Они любви светильник потушить...
Спи мирно, брат наш милый!.. Долго будет
В сердцах людских жить светлый образ твой.
О! если бы могли, хотя на миг,
Твои открыться вежды... в наших взорах
Прочел бы ты, какою беспредельной,
Великой скорбью душу наполняет
Нам мысль, что ты навек от нас ушел!

Красный цветок

Самый знаме-нитый рассказ Гаршина. Не являясь строго авто-био-гра-фи-че-ским, он тем не менее впитал личный опыт писа-теля, стра-дав-шего мани-а-кально-депрес-сивным психозом и пере-нес-шего острую форму болезни в 1880 г.

В губерн-скую психи-ат-ри-че-скую боль-ницу привозят нового паци-ента. Он буен, и врачу не удается снять остроту приступа. Он непре-рывно ходит из угла в угол комнаты, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, пропи-санное врачом, неудер-жимо худеет. Он сознает, что он в сума-сшедшем доме. Человек обра-зо-ванный, он в значи-тельной степени сохра-няет свой интел-лект и свой-ства своей души. Его волнует обилие зла в мире. И теперь, в боль-нице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигант-ского пред-при-ятия, направ-лен-ного на уничто-жение зла на земле, и что другие выда-ю-щиеся люди всех времен, собрав-шиеся здесь, призваны ему в этом помочь.

Меж тем насту-пает лето, больные проводят целые дни в саду, возде-лывая грядки овощей и ухаживая за цвет-ником.

Неда-леко от крыльца больной обна-ру-жи-вает три кустика мака необык-но-венно яркого алого цвета. Герою вдруг пред-став-ля-ется, что в этих-то цветках и вопло-ти-лось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь чело-ве-че-ства, и что его пред-на-зна-чение на земле — уничто-жить цветок и вместе с ним все зло мира...

Он срывает один цветок, быстро прячет на своей груди, и весь вечер умоляет других не подхо-дить к нему.

Цветок, кажется ему, ядовит, и пусть уж лучше этот яд сначала перейдет в его грудь, чем поразит кого-либо другого... Сам же он готов умереть, «как честный боец и как первый боец чело-ве-че-ства, потому что до сих пор никто не осме-ли-вался бороться разом со всем злом мира».

Утром фельдшер застает его чуть живым, так изму-чила героя борьба с ядови-тыми выде-ле-ниями крас-ного цветка...

Через три дня он срывает второй цветок, несмотря на протесты сторожа, и снова прячет на груди, чувствуя при этом, как из цветка «длин-ными, похо-жими на змей ползу-чими пото-ками изви-ва-ется зло».

Эта борьба еще более обес-си-ли-вает боль-ного. Врач, видя крити-че-ское состо-яние паци-ента, тяжесть кото-рого усугуб-ля-ется непре-кра-ща-ю-щейся ходьбой, велит надеть на него смири-тельную рубаху и привя-зать к постели.

Больной сопро-тив-ля-ется — ведь ему надо сорвать последний цветок и уничто-жить зло. Он пыта-ется объяс-нить своим сторожам, какая опас-ность им всем угро-жает, если они не отпу-стят его, — ведь только он один в целом мире может побе-дить коварный цветок — сами они умрут от одного прикос-но-вения к нему. Сторожа сочув-ствуют ему, но не обра-щают внимания на преду-пре-ждения боль-ного. Тогда он решает обма-нуть бдитель-ность своих сторожей. Сделав вид, что успо-ко-ился, он дожи-да-ется ночи и тут прояв-ляет чудеса ловкости и сооб-ра-зи-тель-ности. Он осво-бож-да-ется от смири-тельной рубахи и пут, отча-янным усилием сгибает железный прут оконной решетки, караб-ка-ется по каменной ограде. С оборван-ными ногтями и окро-вав-лен-ными руками он наконец доби-ра-ется до послед-него цветка.

Утром его находят мертвым. Лицо спокойно, светло и испол-нено горде-ли-вого счастья. В окоче-невшей руке красный цветок, который борец со злом и уносит с собой в могилу.