Краткая биография Н. В. Гоголя: самое главное и основное о жизни и творчестве. Краткая биография гоголя самое главное Литературное творчество гоголя

Годы жизни: с 20.03.1809 по 21.02.1852

Выдающийся русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Произведения входят в классику отечественной и мировой литературы. Работы Гоголя оказали и оказывают до сих пор огромное влияние на писателей и читателей.

Детство и юность

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791-1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). В детстве Гоголь писал стихи. Мать проявляла большую заботу о религиозном воспитании сына, и именно ее влиянию приписывают религиозно-мистическую направленность мировоззрения писателя.В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал частные уроки. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Однако о литературной карьере не помышляет, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.

Начало литературной карьеры, сближение с А.С. Пушкиным.

Окончив гимназию в 1828, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала очень негативные отзывы критиков, что усилило тяжелое настроение Гоголя, который в течение всей жизни очень болезненно переживал критику своих произведений. В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно совершает краткую поездку за границу. Гоголь объяснял свой шаг как бегство от неожиданно овладевшего им любовного чувства. В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел (вначале писцом, потом помощником столоначальника). Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Повесть "Женщина" (1831) стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с , П. А. Плетнёвым, . Пушкин до конца жизни оставался для Гоголя непререкаемым авторитетом как в художественном, так и в моральном плане. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими. Материальное положение Гоголя упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах П. И. Балабина, Н. М. Лонгинова, А.В. Васильчикова, а с марта 1831 становится преподавателем истории в Патриотическом институте.

Наиболее плодотворный период жизни

В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение и сделали Гоголя знаменитым.1833, год для Гоголя- один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути. Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу. В этот период им овладевает серьезная тяга к изучению истории - украинской и всемирной. Гоголь хлопочет о занятии кафедры всеобщей истории в новооткрытом Киевском университете, но безуспешно. В июне 1834 он, однако, был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете, но после проведения нескольких занятий оставляет это дело. Одновременно он в глубокой тайне пишет повести, составившие два последующих его сборка - "Миргород" и "Арабески". Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (впервые опубликована в книге "Новоселье" в 1834 г.).Выход в свет "Арабесок" (1835) и "Миргорода" (1835) подтвердил репутацию Гоголя как выдающегося писателя. К началу тридцатых годов относится и работа над произведениями, составившими впоследствии цикл «Петербургские повести».Осенью 1835 Гоголь принимается за написание "Ревизора", сюжет которого (как утверждал сам Гоголь) подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 он читает комедию на вечере у Жуковского, а в том же году пьеса была поставлена на сцене. Наряду с оглушительным успехом комедия вызвала и ряд критических отзывов, авторы которых обвиняли Гоголя в клевете на Россию. Разгоревшаяся полемика неблагоприятно сказалась на душевном состоянии писателя. В июне 1836 Гоголь уезжает из Петербурга в Германию и начинается почти 12-ти летний период пребывания писателя за границей. Гоголь принимается за написание "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным (это известно со слов Гоголя). В феврале 1837, в разгар работы над "Мертвыми душами", Гоголь получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта. В начале марта 1837 впервые приезжает в Рим, который впоследствии стал одним из любимых городов писателя. В сентябре 1839 Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ", которые вызывают восторженную реакцию. В 1940 г. Гоголь вновь покидает Россию и в конце лета 1840 в Вене, его внезапно постигает один из первых приступов тяжелой нервной болезни. В октябре он приезжает в Москву читает в доме Аксаковых последние 5 глав «Мертвых душ». Однако в Москве цензура не допустила роман к печати и в январе 1842 писатель переправляет рукопись в Петербургский цензурный комитет, в котором книга была разрешена, однако с изменением названия и без "Повести о капитане Копейкине". В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.И вновь произведение Гоголя вызвало шквал самых противоречивых откликов. На фоне общего восхищения раздаются резкие обвинения в карикатурности, фарсе, клевете.Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу, где писатель работает над 2-м томом "Мертвых душ". Написание идет чрезвычайно трудно, с большими остановками.

Последние годы жизни. Творческий и духовный кризис писателя.

В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Начинается полоса лечения и переездов с одного курорта на другой. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.Улучшение в физическом состоянии Гоголя наметилось лишь к осени 1845 г., он начинает заново работу над вторым томом книги, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела. В 1847 в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Причем критические отзывы Гоголь получил и от своих друзей, особенно резок был В.Г. Белинский. Гоголь принимает критику очень близко к сердцу, пытается оправдаться, углубляется его духовный кризис. В 1848 Гоголь возвращается в Россию, живет в Москве. В 1849-1850 читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Одобрение воодушевляет писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.1 января 1852 Гоголь сообщает, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. В конце января - начале февраля Гоголь встречается с приехавшим в Москву отцом Матвеем (Константиновским); содержание их бесед осталось неизвестным, однако есть указание на то, что отец Матвей советовал уничтожить часть глав поэмы, мотивируя этот шаг «вредным влиянием», какое они будут иметь. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. 5 февраля он провожает Константиновского и с того дня почти ничего не ест, перестает выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11-12 февраля 1852 года, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель с рукописями. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям). 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, однако принятые меры не дают результата. Утром 21 февраля Н.В. Гоголь скончался. Последними словами писателя были: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!".

Информация о произведениях:

В Нежинской гимназии Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

Именно Гоголь в своей статье "Несколько слов о Пушкине" первым назвал Пушкина величайшим русским национальным поэтом.

Наутро после сожжения рукописей Гоголь рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа.

На могиле Гоголя был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»). В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник, Голгофа же за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова Е. С. Булгакова. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.

Фильм Вий 1909 года считается первым отечественным "фильмом ужасов". Да наших дней фильм не сохранился. А экранизация все того же Вия в 1967 г. - единственным советским "фильмом ужасов".

Библиография

Поэмы

Ганц Кюхельгартен (1827)


приложения к Ревизору, частью носят публицистический характер
неокончена

Публицистика

Экранизации произведений, театральные постановки

Число театральных постановок пьес Гоголя во всем мире не поддается оценке. Только Ревизора и только в Москве и Петербурге (Ленинграде) ставили более 20-ти раз. По произведениям Гоголя снято огромное количество художественных фильмов. Далеко не полный список отечественных экранизаций:
Вий (1909) реж. В. Гончаров, короткометражный
Мёртвые души (1909) реж. П. Чардынин, короткометражный
Ночь перед Рождеством (1913) реж. В. Старевич
Портрет (1915) реж. В. Старевич
Вий (1916) реж. В. Старевич
Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1941) реж. А. Кустов
Майская ночь, или Утопленница (1952) реж. А. Роу
Ревизор (1952) реж. В. Петров
Шинель (1959) реж. А. Баталов
Мёртвые души (1960) реж. Л. Трауберг
Вечера на хуторе близ Диканьки (1961) реж. А. Роу
Вий (1967) реж. К. Ершов
Женитьба (1977) реж. В. Мельников
Инкогнито из Петербурга (1977) реж. Л. Гайдай, по мотивам пьесы Ревизор
Нос (1977) реж. Р. Быков
Мёртвые души (1984) реж. М. Швейцер, многосерийный
Ревизор (1996) реж. С. Газаров
Вечера на хуторе близ Диканьки (2002) реж. С. Горов, мюзикл
Дело о „Мёртвых душах“ (2005) реж. П. Лунгин, телесериал
Ведьма (2006) реж. О. Фесенко, по мотивам повести Вий
Русская игра (2007) реж. П. Чухрай, по мотивам пьесы Игроки
Тарас Бульба (2009) реж. В. Бортко
Счастливый конец (2010) реж. Я. Чеважевский, современная версия по мотивам повести Нос

3. "Миргород"

4. "Петербургские повести"

1. Характеристика творчества Н.В. Гоголя

Творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) представляет собой важный этап в развитии русской литературы первой половины XIX в. Его творчество очень тесно связано с украинской культурой, и в нем преобладает ее тематика и сюжеты, так как писатель родился на Украине. Творчество Гоголя включает следующие основные произведения :

сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки";

сборник повестей "Миргород";

сборник "Петербургские повести";

комедию "Ревизор";

роман-поэму " Мертвые души".

2. "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" является первым в его творчестве, и повести, входящие в этот сборник, принесли Гоголю популярность. Сборник состоит из двух книг и включает в себя следующие повести:

в первой книге :

. "Ночь перед рождеством";

. "Майская ночь";

. "Сорочинская ярмарка";

. "Пропавшая грамота";

во второй книге :

. "Ночь перед рождеством" (перенесенная автором из первого издания);

. "Страшная месть";

. "Заколдованное место";

. "Иван Федорович Шпонька и его тетушка".

Сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" как литературное произведение можно охарактеризовать следующим образом:

передается поэтический образ Украины, ее природы;

используются и по-новому преподносятся народные украинские сказки, легенды, предания, традиции;

ярко и интересно описывается народный украинский деревенский быт;

используются фольклорные приемы художественной выразительности;

в героях воплощаются лучшие черты народного характера, гармонически соединяется внешний облик и нравственное здоровье;

пробуждает интерес российского читателя того времени к Малороссии;

является примером романтического направления в русской литературе того времени, и романтизм в сборнике выражен следующим образом:

Реальная жизнь народа имеет черты поэзии, устремления к прекрасному и возвышенному;

Прозе и неустроенности жизни противопоставляется идеальный мир;

Фольклор и приемы, используемые в произведении, имеют следующие черты романтизма:

Сказочные сюжеты;

Поэтика таинственного и загадочного, наполняющая легенды;

Обращенность к прошлому страны, которое наполнено героическими подвигами;

Реальность сплетается с вымыслом, а эпическое — с лирическим;

особо важное место занимает фантастическое, которое имеет в повести следующие особенности:

Окрашено бытовыми чертами;

Изображено как пошлое, мелкое;

Представлено в комическом свете;

носит комический характер, что выражается в юморе, шутках и смехе, которые сопровождают героев на протяжении всего повествования.

3. "Миргород"

Сборник "Миргород" (1835) объединяет в себе ряд повестей, написанных в Петербурге, и в его состав входят следующие повести:

"Старосветские помещики";

✓ "Тарас Бульба";

"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем";

✓ "Вий".

Сборник "Миргород" как литературное произведение можно охарактеризовать следующим образом:

повести, вошедшие в данный сборник, разительно отличаются друг от друга по следующим моментам:

Содержание;

Тональность произведения;

Жанр;

Художественная форма;

несмотря на столь явные отличия, повести объединяются авторским взглядом на назначение человека, который выражен в подтексте;

каждая повесть своеобразна по своему характеру и стилю: присутствует и идиллический оттенок, и героические черты, сатирическое начало, и фантастические элементы;

сборник является новой фазой творчества писателя, в которой активно развивается реалистический метод изображения действительности, который выражен в повестях следующим образом:

Более объемные и многогранные характеристики характеров;

Убедительно реалистичное изображение быта, обстоятельств жизни героев и самой действительности;

Богатая речевая характеристика героев, их диалогов;

более глубокое и основательное проникновение в историческое прошлое украинского казачества (Повесть "Тарас Бульба").

Повесть "Старосветские помещики

своеобразие авторского отношения к героям, которое заключается в двойственности оценки героев и иронии по отношению к ним;

отрицание и осуждение патриархального уклада жизни, изолированности от общественной жизни, отсутствия общественных интересов.

Повесть "Тарас Бульба " имеет следующие особенности:

геройское начало, выраженное в описании автором борьбы украинского народа за свою свободу;

историзм, соединенный с художественным вымыслом, когда описываются события XV - XVII вв., но при этом персонажи часто не имеют реальных исторических прототипов;

элемент идеализации демократического равенства;

обилие украинского фольклора, выраженного в различных народных преданиях, песнях, изображении сражений в духе подвигов былинных героев;

гиперболы, преувеличения при построении образа Тараса Бульбы;

жанр народно-героической эпопеи;

своеобразие композиционной структуры, которая организована как чередование ярких батальных и мирных сцен с постепенным отрывом от мирной жизни и переходом всех участников повествования в мир борьбы;

доминирование романтического метода в изображении действительности.

4. "Петербургские повести"

"Петербургские повести" (1835-1842) Гоголя представляют собой важный тип в творчестве писателя по следующим причинам:

именно в этом сборнике автором активно разрабатывается метод реализма, впоследствии нашедший свое отражение в великой поэме Гоголя "Мертвые души";

существенно расширяется картина изображения российской жизни, так как место действия повестей переносится из провинции в столицу Российской Империи.

Сборник включает в себя следующие повести:

"Невский проспект";

"Записки сумасшедшего";

✓ "Портрет";

✓ "Нос";

✓ "Коляска";

✓ "Шинель";

"Рим" (не окончена автором).

Сборник "Петербургские повести" можно охарактеризовать следующим образом:

все повести объединены по следующим критериям:

Одно место действия (исключая "Рим");

Общая проблематика, главным мотивом которой является господство в современном мире чина и денег;

Родственность деятельности и характеристик основных героев, которые, как правило, предстают как "маленькие люди";

Близкая идейная направленность, которая выражается в раскрытии несправедливости тех общественных отношений, которые сложились в обществе;

Похожая художественная манера;

обнажают жизнь Петербурга со всеми ее социальными противоречиями и несправедливостью, контрастом духовного и материального;

в изображении столицы продолжаются многие мотивы "Станционного смотрителя" и "Медного всадника" Пушкина, когда изображается не пышность дворцов, а убогость окраин, не богатство, а бедность;

носят новый характер фантастики и гротеска, использование которого было обусловлено обращением Гоголя к таким приемам изображения петербургской действительности, как фантастические метаморфозы, обман и "чудеса" с целью ее наиболее точного и правдивого отображения.

Повесть "Нос " (1836) представляет собой яркий образец таланта Гоголя, и ее можно охарактеризовать следующим образом:

сюжет, который носит фантастический характер и реализует богатые художественные возможности;

внешняя романтичность, обусловленная фантастическими элементами, перетекает в реалистический характер повествования;

фантастические элементы — используются для реалистического изображения и обнажения пороков, парадоксальности окружающего мира, и именно это отличает Гоголя от его предшественников, для которых фантастический сюжет интересен сам по себе;

приемы сатиры и гротеск в форме несовмещения необходимых друг другу элементов - лица и носа и их гротескное разъединение; многие приемы предваряют пьесу "Ревизор", и к таким элементам относятся:

Социальное описание мира чиновников;

Принятие ничтожества за важную значимую персону;

Включение обычных событий в мир необычного.

Повесть "Шинель " (1842) занимает особое место в сборнике и имеет следующие художественные особенности:

сюжет основан на будничном анекдоте, который был пересказан Анненковым в "Литературных воспоминаниях", но у Гоголя имеет глубокий социально-психологический смысл, который заключается в рассмотрении психологии одинокого "маленького" человека, и этот сюжет уже не раз разрабатывался Гоголем и другими русскими писателями первой половины XIX в. (Пушкин, Лермонтов);

присутствует острый гротеск — совмещение несовмещаемого, когда изначально тихий герой после приобретения шинели начинает жить активно и "шумно";

особенности построения повести обеспечивают ее художественное своеобразие, и композиция характеризуется постепенным раскрытием характера главного героя и сгущением вокруг него трагических ситуаций;

жанр своеобразен, что обеспечивается тесной связью в повести комического, трагического и лирического, которое дается самим автором;

тема "маленького человека" оказала влияние на многих русских писателей, в частности на Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Бунина, Чехова.

Николай Васильевич Гоголь появился на свет 20 марта 1809 года в небольшом селе Сорочинцы Полтавской губернии. Краткая биография писателя с самыми интересными фактами представлена в статье.

Отец Николая Васильевича был творческим человеком. Он сочинял сценарии для домашнего театра и был прекрасным рассказчиком. Во многом это повлияло на сына - с детских лет он был увлечен театральным искусством.

Мама будущего писателя, Мария Ивановна, была очень красива. В четырнадцать она вышла замуж за мужчину вдвое старше. За свою жизнь родила двенадцать детей. Двое сыновей появились на свет мертвыми. Потом родился Коля.

Он был очень болезненным в детские годы, но остался в живых, в отличие от своих братьев. Четвертый ребенок в семье, Иван, тоже умер в младенчестве, как и сестра будущего писателя - Мария.

Надо сказать, что мать была очень впечатлительной женщиной. Она посвятила свою жизнь религии и мистическим явлениям. Это невероятно сильно повлияло на Николая Васильевича еще в детстве и сопровождало его до конца дней.

Когда мальчику исполнилось десять лет, родители переехали в Полтаву, чтобы подготовить к учебе в гимназии. Гоголь прошел подготовку успешно и вскоре стал учеником Гимназии высших наук в городе Нежин.

Нельзя сказать, что он учился безупречно, но преподаватели хвалили мальчика за хорошую память, которая позволяла хорошо сдавать экзамены. Слабой стороной гимназиста были зарубежные языки. Зато Коле хорошо давались словесность и рисование.

Юный Гоголь очень любил проводить время в компании своих друзей. Он хорошо общался с Герасимом Высоцким, Александром Данилевским, Николаем Прокоповичем, Нестором Кукольником. Вместе ребята решили создать рукописный журнал, и талантливый подросток писал много стихов.

После смерти отца Коля должен был заботиться о семье. Он, как мог, успокаивал мать - был для нее надеждой и опорой во всем. Мария Ивановна считала сына гением и тоже ничего для него не жалела. Позже Николай отказался от доли в наследстве, уступив ее своим сестрам. Единственным увлечением юноши в то время была литература.

Николай Васильевич мечтал посвятить себя военной службе, но по состоянию здоровья не мог заниматься этим делом. В юности он много рассуждает о том, какая миссия была возложена на него свыше. Простая, обыденная жизнь казалась ему неинтересной и скучной.

Переезд в Санкт-Петербург

С 1828 года Николай Васильевич живет в Санкт-Петербурге. Молодой человек надеялся прославиться, стать известным, но это оказалось непросто. Денег на жизнь не хватало, но Гоголь надеялся, что в будущем все будет хорошо. Он был необычайно силен характером и очень предприимчив. Молодой человек попробовал себя в чиновничьей деятельности, в актерской и, конечно, в литературе.

Постепенно литература становится единственным, что всецело занимает его, позволяет выражать себя. Гоголь пишет о своем родном крае. Он понимает, что эта тема людям интересна.

Это интересно! Псевдоним Гоголя в самом начале его карьеры - В. Алов. Так он подписывает вышедшую в 1829 году романтическую повесть «Ганц Кюхельгартен». Написал он еще в Нежине, двумя годами ранее. Это произведение было пропитано мечтами юного автора. После выхода Гоголь уничтожил весь тираж книги из-за негативной реакции критиков.

Николай не мог больше оставаться в городе, где у него не получалось реализовать себя, и решил переехать за границу, в Любек. Гоголь представлял себе Америку идеальной страной, но реальность отличалась от его надежд.

В 1831 году Николай Васильевич познакомился со своим кумиром, и с В. А. Жуковским. Это событие очень повлияло на его деятельность в дальнейшем.

С Жуковским Гоголь общался с большим удовольствием. Оба они увлекались искусством, религией и необъяснимыми мистическими явлениями, и на этой почве стали очень близки.

В голове Николая родилась идея написать о жизни в Малороссии. Он обращался к матери с просьбой побольше писать ему об обычаях и традициях, рассказывать интересные детали - про костюмы, приметы, предания, про образ жизни в целом. Также он тщательно изучает документы, написанные предками, стародавние рукописи.

Известен и еще один псевдоним Гоголя - Г. Янов. Он подписывает так некоторые свои произведения. Автор очень волнительно относился к тому, как воспринимала публика необычные произведения, ведь особенность его творчества в этот период - тяготение к мистике.

  • В 1830 году в издании «Отечественные записки» выходит «Ночь накануне Ивана Купала». А в 1929 году публикуются «Майская ночь» и «Сорочинская ярмарка».
  • После в двух частях выходит сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Писатель очень точно и интересно смог описать повседневную жизнь родных украинцев. И это произвело впечатление не только на простых людей, но и на знаменитого Александра Сергеевича Пушкина.

В 1832 году временно прекращает работать из-за забот личного характера, но в следующем году берется за дело с новыми силами:

  • Пишет сборники «Арабески» и «Миргород», увидевших свет в 1835 году. В это время их автор уже знаменитый литератор, которого многие любят и ценят. Интересно, что «Миргород», по сути, является продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В него входят такие знаменитые произведения писателя, как «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Вий».
  • В 1842 году полностью переписывает роман , привносит в сюжет множество исторических деталей и четко прописывает каждого из персонажей. Предпосылкой для написания романа явились реальные события - восстания казаков. Есть мнение, что писатель читал дневники очевидца этих событий на Украине - воина из Польши, Симона Окольского.
  • Большой успех имела пьеса «Ревизор», написанная в конце 1835 года. Уже на следующий год ее поставили в Александринском театре. В этой пьесе с поразительной точностью автору удалось передать русскую действительность без прикрас. Одни восторгались произведением. Другие же ополчились на писателя за жесткую критику уклада в обществе.

Гоголь, не выдержав накала в обществе по поводу своей персоны и устав от напряженной работы, решает уехать в длительное путешествие за границу. В 1836 году он осуществляет свое намерение, о чем никогда не жалеет впоследствии.

Жизнь писателя за границей

За пределами России Николай Васильевич прожил около десяти лет - в Германии, в Париже и в Швейцарии.

Очень полюбил Рим, где в 1845 году было сделано единственное фото гениального автора. С интересом изучал памятники культуры и картинные галереи.

Тем, кто навещал писателя в то время, он с удовольствием показывал этот город и делился своими впечатлениями. Периодически приезжал в родные края, но ненадолго.

Обратите внимание! За рубежом Николай Васильевич пишет одно из самых знаменитых своих произведений - . Публика реагирует неоднозначно. Гоголь убеждается в том, что у него есть талант, и он в силах повлиять на жизнь своих современников. Писатель считает себя пророком, и хочет направить свой дар на благо окружающих.

Николай Васильевич был убежден, что важно постоянно духовно совершенствовать себя, а для этого уделять много времени познанию Бога. Тяжелые болезни, которые он переносил из-за слабого здоровья, только укрепляли его веру.

Но такие мысли писателя не всегда находили поддержку в обществе и даже среди друзей. Из-за этого Николай Васильевич испытывал тяжелые душевные страдания. Поддавшись эмоциям, автор предал огню продолжение книги «Мертвые души», над которым работал долгое время. А еще Гоголь составляет завещание - ему больше не мила жизнь.

Остаток своих дней писатель хочет провести в монашеской обители. Здесь, вдали от мирской суеты, автор создал очередное произведение - «Выбранные места из переписки с друзьями». В нем Гоголь рассказывает читателям о главной миссии, к которой должно прийти человечество, - совершенствовать себя духовно. Книга была в 1839 году издана в столице, после того, как писатель все же вернулся из монастыря, но была принята обществом без энтузиазма.

Свой очередной провал писатель также воспринимает с огромным трудом. Он приходит к выводу, что все неудачи в жизни происходят из-за духовного кризиса. Гоголь находит утешение в мысли о том, что непременно должен поехать в Иерусалим и поклониться Гробу Господню. В 1847–1848 годах осуществляет свою мечту, надеясь, что это откроет новые идеи, мысли, что он наконец сможет донести до людей мысль о необходимости развиваться духовно.

Возвращение в Россию

Поездка не приносит Гоголю облегчения. Стоя у гроба, писатель осознает, сколько в нем надменности. В 1848 году Николай Васильевич приезжает на Родину и пишет продолжение «Мертвых душ». Много раз автор переписывает роман заново под влиянием настроения. Кроме того, писатель становится все слабее. Силы и здоровье уже в молодом возрасте покидают его.

Однако Гоголь боится умереть настолько, что больше не может ничего писать. Однажды Гоголь привычно проводил вечер за молитвой, и вдруг отчетливо услышал слова о том, что близок конец его жизни. С тех пор писатель больше не выезжал из дома. Друзья беспокоились и предлагали показаться врачам, но Гоголю это было уже не нужно. Перед тем как уйти в мир иной, писатель попросил человека, работавшего в доме, открыть печную заслонку и бросил в пылающий огонь свои труды. Он объяснял это потом влиянием темных сил на него. 21 февраля 1852 года талантливого писателя не стало.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Реферат на тему

«Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»

Н.В. Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и ок.400 душ крепостных. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791-1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей, бывшего министра, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для к-рого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
В детстве Гоголь писал стихи. Мать проявляла большую заботу о религиозном воспитании сына, на которого, однако, влияла не столько обрядовая сторона христианства, сколько его пророчество о Страшном суде и идея загробного воздаяния.
В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере. На принятие Гоголем такого решения большое влияние оказал проф. Н. Г. Белоусов, читавший курс естественного права, а также общее усиление в гимназии вольнолюбивых настроений. В 1827 здесь возникло "дело о вольнодумстве", закончившееся увольнением передовых профессоров, в том числе Белоусова; сочувствовавший ему Гоголь дал на следствии показания в его пользу.
Окончив гимназию в 1828, Гоголь в декабре вместе с другим выпускником А. С. Данилевским (1809-1888), едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы Н. А. Полевого и позднее снисходительно-сочувственный отзыв О. М. Сомова (1830 г.), что усилило тяжелое настроение Гоголя. В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. Гоголь объяснял свой шаг как бегство от неожиданно овладевшего им любовного чувства. До отъезда за границу или же вскоре по возвращении Гоголь переживает еще одну неудачу - безуспешной оказывается его попытка поступить на сцену в качестве драматического актера.
В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей: "Глава из исторического романа" (1831 г.), "Учитель. Из малороссийской повести: „Страшный кабан" (1831 г.), "Женщина" (1831 г.). Повесть "Женщина" стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с Жуковским, П. А. Плетнёвым, Пушкиным. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими: живя в Павловске, Гоголь часто бывает в Царском Селе у Пушкина и Жуковского; выполняет поручения по изданию "Повестей Белкина". Материальное положение Гоголь упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах П. И. Балабина, Н. М. Лонгинова, А.В. Васильчикова, а с марта 1831 по ходатайству Плетнёва становится преподавателем истории в Патриотическом институте (куда позднее определяет и своих сестер - Анну и Лизу).
В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение.
После выхода 2-й части "Вечеров" Гоголь в июне 1832 приезжает в Москву знаменитым писателем. Он знакомится с М. П. Погодиным , С. Т. Аксаковым и его семейством, М. Н. Загоскиным, И. И. Дмитриевым. В этот приезд или во вторичный (на обратном пути через Москву из Васильевки) он встречается также с И. В. и П. В. Киреевскими, М. С. Щепкиным, сближается с М. А. Максимовичем. Следующий, 1833, год для Гоголя- один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути. Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу. Очень важным, едва ли не основным направлением своей деятельности Гоголь считает изучение истории - украинской и всемирной.
Остались многочисленные предварительные разработки (в частности, "План преподавания всеобщей истории", "Отрывок из истории Малороссии...", обе - 1834; впоследствии под измененными назв. вошли в "Арабески") писателя. Гоголь хлопочет о занятии кафедры всеобщей истории в новооткрытом Киевском университете, но безуспешно. В июне 1834 он, однако, был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории, о которых Гоголь довольно широко оповещает друзей, он в глубокой тайне пишет повести, составившие два последующих его сборка - "Миргород" и "Арабески". Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (впервые опубликована в книге "Новоселье" в 1834 г.).
Выход в свет "Арабесок" (1835 г.) и "Миргорода" (1835 г.) ознаменовал шаг Гоголя в сторону реализма, закрепив и углубив ту тенденцию, которая наметилась еще в "Вечерах". Стремление к "обыкновенному" означало перемену в предмете изображения: вместо сильных и резких характеров - пошлость и безликость обывателей, вместо поэтических и глубоких чувств - вялотекущие, почти рефлекторные движения. В повестях же из петербургской жизни призрачной становилась сама "обыкновенная" жизнь. Проявления призрачности - бесконечный ряд немотивированных, нелогичных или внутренне непоследовательных движений, фактов и явлений, от поступков персонажей до обособления и автономности деталей туалета, внешнего антуража, а также органов и частей человеческого лица и тела. Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.
Лето 1835 г. писатель проводит в Васильевке, Крыму, а также в Киеве, где гостит у Максимовича и вместе с Данилевским изучает архитектурные памятники. В сентябре возвращается в Петербург и оставляет преподавательскую деятельность (в июне увольняется из Патриотического института, в декабре - из университета).
Осенью 1835 он принимается за написание "Ревизора", сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале- марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая - премьера в Москве, в Малом театре.
Глубина комедии не была отражена ее первыми постановками, придавшими ей налет водевильности и фарса; особенно обеднен был образ Хлестакова игравшими эту роль Н. О. Дюром в Петербурге и Д. Т. Ленским в Москве. Гораздо большее понимание обнаружила критика, отметившая оригинальность комедии, назвавшая автора "великим комиком жизни действительной". Однако первыми по времени прозвучали резко недоброжелательные отзывы Ф. В. Булгарина, обвинившего писателя в клевете на Россию, и О. И. Сенковского, который считал, что комедия лишена серьезной идеи, сюжетно и композиционно не оформлена. На Гоголя, успевшего до отъезда за границу прочитать только эти отзывы, они произвели гнетущее действие, усиленное еще множеством устных суждений.
Душевное состояние писателя усугублялось осложнением отношений с Пушкиным; причины этого еще недостаточно ясны, но одной из них послужили трения при редактировании "Современника", для сотрудничества в котором Пушкин привлек Гоголя. В 1836 г. были опубликованы повесть "Коляска", драматическая сцена "Утро делового человека", несколько рецензий и статей. Некоторые выражения последних показались Пушкину рискованными и некорректными; в редакционной заметке он дал понять, что статья не является программой "Современника".
В июне 1836 Гоголь уезжает из Петербурга в Германию (в общей сложности он прожил за границей около 12 лет). Конец лета и осень проводит в Швейцарии, где принимается за продолжение "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным. Работа началась еще в 1835, до написания "Ревизора", и сразу же приобрела широкий размах. В Петербурге несколько глав были прочитаны Пушкину, вызвав у него и одобрение и одновременно гнетущее чувство.
В ноябре 1836 Гоголь переезжает в Париж, где знакомится с А. Мицкевичем. Здесь в феврале 1837, в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта. В начале марта 1837 впервые приезжает в Рим, где проводит время в обществе художника А. А. Иванова, И. С. Шаповалова, а также княгини 3. А. Волконской. В конце лета Гоголь вновь в разъездах: Турин, Баден-Баден, Франкфурт, Женева. В октябре приезжает вторично в Рим, где развернулась заключительная стадия работы над 1-м томом поэмы. К этому времени относится ряд новых важных встреч: в 1838 в Риме писатель сближается с композитором-дилетантом графом М. Ю. Виельгорским и его семьей; особенно привязался Гоголь к его сыну И. М. Виельгорскому, чью раннюю гибель (в 1839 в Риме) писатель горько оплакал в произведении "Ночи на вилле" (не закончено, опубликовано 1856); летом 1839 в Ханау-на-Майне знакомится с Н. М. Языковым , ставшим вскоре одним из его ближайших друзей.
В сентябре 1839 в сопровождении Погодина Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ" - вначале в доме Аксаковых, потом, после переезда в октябре в Петербург,- у Жуковского, у Прокоповича в присутствии своих старых друзей. Всего прочитано 6 глав. Восторг был всеобщий.
9 мая 1840 на праздновании своих именин, устроенном в доме Погодина в Москве, Гоголь встречается с М. Ю. Лермонтовым. Спустя 9 дней вновь покидает Москву, направляясь в Италию для окончательной отделки 1-го тома. Но в конце лета 1840 в Вене, где Гоголь остановился, чтобы продолжить работу над начатой еще в 1839 драмой из запорожской истории ("За выбритый ус"; автор сжег рукопись в 1840; фрагменты опубликованы в 1861), его внезапно постигает приступ тяжелой нервной болезни. С конца сентября 1840 по август 1841 Гоголь живет в Риме, где завершает 1-й том поэмы. В октябре через он Петербург возвращается в Москву; читает в доме Аксаковых последние 5 глав. В январе 1842, писатель, опасаясь запрещения поэмы, переправляет рукопись с В.Г. Белинским в Петербургский цензурный комитет, прося также о содействии петербургских друзей. 9 марта книга была разрешена цензором А. В. Никитенко, однако с изменением названия и без "Повести о капитане Копейкине", текст которой Гоголь вынужден был переработать. В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" (т. 1, М., 1842) вышли в свет.
После первых, кратких, но весьма похвальных отзывов инициативу перехватили хулители Гоголя, обвинявшие его в карикатурности, фарсе и клевете на действительность. Позднее со статьей, граничившей с доносом, выступил Н.А.Полевой.
Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу. Перед отъездом он поручает Прокоповичу издание первого собрания своих сочинений. Лето Гоголь проводит в Германии, в октябре вместе с Н. М. Языковым переезжает в Рим. Работает над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840; много времени отдает подготовке собрания сочинений. "Сочинения Николая Гоголя" в четырех томах вышли в начале 1843, так как цензура приостановила на месяц уже отпечатанные два тома.
Трехлетие (1842-1845), последовавшее после отъезда писателя за границу,- период напряженной и трудной работы над 2-м "Мертвых душ".
Написание "Мертвых душ" идет чрезвычайно трудно, с большими остановками. Работа несколько оживилась с переездом в Ниццу, где Гоголь провел зиму 1843-1844, проживая на квартире Виельгорских. Гоголь заставляет себя писать, преодолевая душевную усталость и творческие сомнения. В Остенде летом 1844 особенно сблизился с А. П. Толстым, бывшим тверским губернатором и одесским военным губернатором. Беседы с ним относительно обязанностей высших чиновников легли затем в основу письма XXVIII из "Выбранных мест..." - "Занимающему важное место".
Процесс написания поэмы все более превращается в процесс жизнестроения себя, а через себя и всех окружающих. Так от труда над "Мертвыми душами" отпочковался замысел книги "писем", первые статьи к которой Гоголь стал обдумывать еще в 1844-1845.
В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Писатель едет для отдыха и "восстановления сил" в Париж, но в марте возвращается во Франкфурт. Начинается полоса лечения и консультаций с различными медицинскими знаменитостями, переездов с одного курорта на другой - то в Галле, то в Берлин, то в Дрезден, то в Карлсбад. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в "Четырех письмах к разным лицам по поводу „Мертвых душ" - "Выбранные места") Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" .
Медленный, красивый и очень возбуждающий. Жены освободились от своей одежды. Наше терпение подходило к концу. Мы боялись того, что кончим в штаны. Девочки сжалились над нами. Они быстро освободили наши члены из заточения и схватили их губами. Мой член оказался во рту у Лены. Губы и язык творили какие-то невероятные вещи. Сил сдерживаться больше не было. Я начал кончать. Сперма тугими струями ударила в горло. Лена смогла каким-то образом проглотить ее всю, не пролив ни капли.

Я посмотрел на своих соседей. Глаза Сергея были в каком-то тумане. Он кончал. Маша пила сперму, захлебываясь от удовольствия, помогая пальчиками удержать ее во рту. Она вылизала и вытянула из Сереги все
Юлька отставила член Сани от своего рта и ловила им сперму, которая выстреливала из него. Не все попадало в рот, но Юлька собирала ее рукой и слизывала.
Затем наши дамы подняли нас с дивана и, танцуя перед нами, стали нас раздевать. Они снимали с нас одежду, при этом их поцелуи возбуждали нас, придавая новые силы. Они своими телами ласкали нас, прижимались к нам и при этом не разрешали нам отвечать на их ласки. После того, как они освободили нас от нашей одежды, они повернули нас к себе спиной и попросили каждого произнести число от одного до десяти. Я назвал десять, Сергей – три, а Саня – шесть. Наши жены бурно захлопали и сказали, что Юлька проиграла, поэтому все мужчины должны сейчас соблазнить ее. Мы обрадовались такому пройгрышу. Мы подошли к Юле и стали ее целовать и ласкать. Наши руки гладили ее везде, по всему телу. Я и Саня стали целовать Юлькину грудь. Ее сосочки выросли. Мы стали их покусывать, Юлька стала стонать.
Серега нащупал клитор. Его пальцы что-то там делали. Мы подняли Юлю на руки и отнесли на диван. Серега запустил свой язык в Юлькину киску. Там была так мокро, что он с трудом проглатывал то что, от туда вытекало. Я и Саня продолжали кусать грудь. Правда наши укусы становились все сильней и сильней. Юлька стала кричать. От этого крика завелись Маша и Лена. Они стали друг друга соблазнять. Они целовались, кусались, ласкались и громко выражали свои эмоции. В доме стоял крик удовольствия. Сергей лег на спину и усадил Юльку на свой член. Она стала плясать на нем. Я подставил к ее рту свой - она стала целовать его. Губы, зубы, язык – все это приводило в меня в состояние какой-то эйфории. К Юлькиной попочке пристроился Саня. Он вогнал в нее свое достоинство. Юлька стала хрипеть. Мы нашли какой-то общий ритм и стали трахать мою жену. Юлька от удовольствия кричала, стонала, визжала. Ее бил оргазм. Она руками вцепилась в мой член для того, чтобы он не выскочил из ее рта.
Моя сперма потоком полилась в Юлькин рот. Она глотала ее, а то, что не помещалась во рту, размазывала по лицу. Затем кончил Саня. Часть своей спермы он вылил в Юлькину попочку, а остальное - на спину. И рукой размазал ее. Дольше всех держался Сергей. Его оргазм был таким мощным, что он завыл от удовольствия. Нам показалось, что от его мощных потоков спермы, которая вылилась в Юльку, она стала подпрыгивать. Мы освободили Юльку от себя. Но наши девочки кинулись к ней и стали слизывать с нее сперму. Мы с удовольствием смотрели на это. Лена стала вылизывать Юлькину киску, пила коктейль, который состоял из мужской спермы и соков женщины. Она вылизывала попку, из которой вытекали остатки спермы. Лена слизала всю сперму с Юлькиной спины, а затем вылизала ее лицо.
Улучшение в физическом состоянии Гоголя наметилось лишь к осени. В октябре он уже в Риме. С мая по ноябрь 1846 Гоголь опять в разъездах. В ноябре поселяется в Неаполе у С. П. Апраксиной, сестры А. П. Толстого. Здесь тяжело переживает весть о смерти Н. М. Языкова (1847).
Гоголь продолжает работать над 2-м томом, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела: составляет предисловие ко 2-му издания поэмы (опубликовано 1846) "К читателю от сочинителя", пишет "Развязку Ревизора" (опубликована 1856), в которой идея "сборного города" в духе теологической традиции ("О граде божием" Блаженного Августина) преломлялась в субъективную плоскость "душевного города" отдельного человека, что выдвигало на первый план требования духовного воспитания и совершенствования каждого.
В 1847 в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга выполняла двоякую функцию - и объяснения, почему до сих пор не написан 2-й том, и некоторой его компенсации: Гоголь переходил к изложению своих главных идей- сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, утопическая программа выполнения своего долга всеми "сословиями" и "званиями", от крестьянина до высших чиновников и царя.
Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Л. В. Брант, Сенковский, Е.Ф. Розен и другие писали о поражении Гоголя, о его чрезмерных и неоправдавшихся претензиях. Н. Ф. Павлов упрекал Гоголя в противоречиях и ложных основаниях. В измене своему призванию обвиняли Гоголя многие его друзья, прежде всего С. Т. Аксаков. О необходимости более осторожного подхода к книге писали П. А. Вяземский и А. А. Григорьев. Резкой критике "Выбранные места" были подвергнуты В.Г. Белинским.
Все эти отклики настигли писателя в дороге: в мае 1847 он из Неаполя направился в Париж, затем в Германию. Гоголь не может прийти в себя от полученных "ударов": "Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь, сам, как я еще остался жив". Чтобы отвести удары и оправдаться, Гоголь предпринимает "исповедь литературного труда моего" (опубликована в 1855 г.), где настаивает на том, что его творческий путь был последователен и непрерывен, что он не изменял искусству и прежним своим созданиям. Тем не менее признает неудачу "Выбранных мест" и выражает стремление избежать недостатков книги в готовящемся 2-м томе. Среди критиков "Выбранных мест" был и ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), который склонял писателя к еще большему ригоризму и неуклонному моральному самоусовершенствованию. Гоголь уступал воздействию этой проповеди, хотя и отстаивал свое право на художественное творчество.
Зиму 1847-1848 Гоголь вновь проводит в Неаполе, усиленно занимаясь чтением русской периодики, новинок беллетристики, исторических и фольклорных книг - "дабы окунуться покрепче в коренной русский дух". В то же время он готовится к давно задуманному паломничеству к святым местам. В январе 1848 морским путем направляется в Иерусалим. В апреле возвращается в Одессу. Лето 1848 Гоголь проводит в Одессе, Васильевке; в сентябре в Петербурге, на вечере у поэта и преподавателя русской словесности А. А. Комарова, знакомится с молодыми писателями: Н. А. Некрасовым , И. А. Гончаровым , Д. В. Григоровичем, А. В. Дружининым.
В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849–1850, Гоголь читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.
В июне 1850 Гоголь предпринимает поездку (вместе с Максимовичем "на долгих") в родные места; по дороге навещает А. О. Смирнову в Калуге, затем посещает Оптину пустынь. Лето и раннюю осень проводит в Васильевке, встречается с Данилевским, продолжает работу над 2-м томом.
В октябре приезжает в Одессу. Состояние его улучшается; он деятелен, бодр, весел; охотно сходится с актерами одесской труппы, которым он дает уроки чтения комедийных произв., с Л. С. Пушкиным, с местными литераторами. В марте 1851 покидает Одессу и, проведя весну и раннее лето в родных местах, в июне возвращается в Москву. Следует новый круг чтений 2-го тома поэмы; всего было прочитано до 7 глав. В октябре присутствует на "Ревизоре" в Малом театре, с С. В. Шумским в роли Хлестакова, и остается доволен спектаклем; в ноябре читает "Ревизора" группе актеров, в числе слушателей был и И. С. Тургенев.
1 января 1852 Гоголь сообщает Арнольди, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, сестры Н. М. Языкова, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. В конце января - начале февраля Гоголь встречается с приехавшим в Москву отцом Матвеем (Константиновским); содержание их бесед осталось неизвестным, однако есть указание на то, что отец Матвей советовал уничтожить часть глав поэмы, мотивируя этот шаг их вредным влиянием, какое они будут иметь. Гоголь же, со своей стороны, мог перетолковать его реакцию в том смысле, что 2-й том остался художественно неубедительным. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает беловую рукопись 2-го тома (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям; опубликованы 1855). 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в Москве.

В этой статье пойдет речь о жизни Гоголя. Этот писатель создал немало бессмертных произведений, которые по праву занимают достойное место в анналах мировой литературы. С его именем связано немало слухов и легенд, часть из которых Николай Васильевич распространил о себе сам. Он был великим выдумщиком и мистификатором, что, безусловно, отразилось на его творчестве.

Родители

Гоголь Николай Васильевич, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в 1809 году, 20 марта, в поселении Великие Сорочинцы в Полтавской губернии. По отцовской линии в роду будущего писателя были служители церкви, однако уже дед мальчика - Афанасий Демьянович - оставил духовную карьеру и начал трудиться в гетманской канцелярии. Именно он впоследствии добавил к полученной при рождении фамилии Яновский другую, более известную - Гоголь. Так предок Николая Васильевича стремился подчеркнуть свое родство с известным в украинской истории полковником Остапом Гоголем, который жил в 17 веке.

Папа будущего писателя - Гоголь-Яновский Василий Афанасьевич - был человеком экзальтированным и мечтательным. Об этом можно судить по истории его женитьбы на дочери местного помещика, Косяровской Марии Ивановне. Тринадцатилетним подростком Василий Афанасьевич увидел во сне Матерь Божию, указывающую ему на маленькую незнакомую девочку как на будущую супругу. Через некоторое время в семимесячной дочери соседей Косяровских мальчик признал героиню своего сновидения. С малых лет он трепетно ухаживал за своей избранницей и женился на Марии Ивановне, едва ей минуло 14 лет. В огромной любви и согласии жила семья Гоголя. Биография писателя началась в 1809 году, когда у супругов наконец появился первенец - Николай. Родители трепетно относились к малышу, всячески старались его оградить от любых бед и потрясений.

Детские годы

Биография Гоголя, краткое содержание которой будет полезно узнать каждому, начиналась в поистине тепличных условиях. Папа и мама обожали малыша и ни в чем ему не отказывали. Кроме него, в семье было еще одиннадцать детей, но большинство из них скончались в среднем возрасте. Однако самой большой любовью, безусловно, пользовался Николай.

Детские годы писатель провел в Васильевке, родительском имении. Культурным центром этого края считалось местечко Кибинцы. Это была вотчина Д.Т. Трощинского, бывшего министра и далекого родственника Яновских-Гоголей. Он занимал пост поветового маршала (то есть был уездным предводителем дворянства), а Василий Афанасьевич числился при нем секретарем. В Кибицах часто проводились театральные представления, в которых принимал деятельное участие отец будущего писателя. Николай часто присутствовал на репетициях, очень этим гордился, а дома, вдохновленный творчеством папы, писал неплохие стихи. Однако первые литературные опыты Гоголя не сохранились. А еще в детстве он хорошо рисовал и даже организовал выставку своих картин в родительском имении.

Обучение

Вместе с младшим братом Иваном в 1818 году был отправлен в Полтавское уездное училище и Николай Гоголь. Биография домашнего мальчика, привыкшего к тепличным условиям, пошла по совершенно иному сценарию. Его уютное детство стремительно завершалось. В училище его приучили к очень жесткой дисциплине, однако особого рвения к наукам Николай так и не проявил. Первые же каникулы завершились страшной трагедией - от неведомой болезни скончался брат Иван. После его смерти все надежды родителей были возложены на Николая. Ему необходимо было получить лучшее образование, для чего его отправили учиться в Нежинскую классическую гимназию. Условия здесь были очень жесткими: детей поднимали ежедневно в 5.30 утра, а занятия длились с 9.00 до 17.00. В оставшееся время ученикам полагалось учить уроки и прилежно молиться.

Однако будущий писатель сумел свыкнуться с местными порядками. Вскоре у него появились друзья, известные и уважаемые в будущем люди: Нестор Кукольник, Николай Прокопович, Константин Базили, Александр Данилевский. Все они, повзрослев, стали знаменитыми литераторами. И это не удивительно! Еще будучи гимназистами они основали несколько рукописных журналов: "Метеор литературы", "Рассвет севера", "Звезда" и другие. Кроме того, подростки страстно увлекались театром. Причем творческая биография Гоголя вполне могла быть иной - многие прочили ему судьбу известного актера. Однако юноша мечтал о государственной службе и, окончив гимназию, решительно направился в Петербург делать карьеру.

Чиновник

Вместе со своим другом по гимназии Данилевским в 1828 году Гоголь отправился в столицу. Петербург встретил молодых людей неприветливо, они постоянно нуждались в деньгах и безуспешно пытались найти достойную работу. В это время Николай Васильевич пытается заработать на жизнь литературными опытами. Однако его первая поэма "Ганц Кюхельгартен" успеха не имела. В 1829 году писатель начал служить в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, затем почти год проработал в департаменте уделов под началом известного поэта В.И. Панаева. Пребывание в канцеляриях различных ведомств помогло Николаю Васильевичу собрать богатейший материал для будущих произведений. Однако государственная служба навсегда разочаровала писателя. К счастью, вскоре его ждал по-настоящему головокружительный успех на литературном поприще.

Известность

В 1831 году были опубликованы "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная..." - сказал об этом произведении Пушкин. Теперь личность и биография Гоголя стали интересны самым знаменитым в России людям. Его талант охотно признавали все. Николай Васильевич был вне себя от радости и постоянно писал письма маме и сестрам с просьбой присылать ему побольше материала о малороссийских народных обычаях.

В 1836 году выходит знаменитая "петербургская повесть" писателя - "Нос". В этом чрезвычайно смелом для своего времени произведении высмеивается преклонение перед чином в его самых мелких и порой отвратительных проявлениях. В то же время создает произведение "Тарас Бульба" Гоголь. Биография и творчество писателя неразрывно связаны с милой родиной - Украиной. В "Тарасе Бульбе" Николай Васильевич повествует о героическом прошлом своей страны, о том, как представители народа (казаки) бесстрашно защищали собственную независимость от польских захватчиков.

"Ревизор"

Сколько неприятностей доставила автору эта пьеса! Будучи гениальным писателем и драматургом, намного предвосхитившим свое время, Николай Васильевич так и не смог донести до современников смысл своего бессмертного произведения. Сюжет "Ревизора" подарил Гоголю Пушкин. Вдохновленный великим поэтом, автор написал ее буквально на несколько месяцев. Осенью 1835 года появились первые наброски, а в 1836 году, 18 января осуществилось первое слушанье пьесы на вечере у Жуковского. 19 апреля состоялась премьера "Ревизора" на сцене Александрийского театра. На нее пришел сам Николай Первый вместе наследником. Говорят, что после просмотра император изрек: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех!» Однако Николаю Васильевичу было не до смеха. Его, убежденного монархиста, обвиняли в революционных настроениях, подрыве устоев общества и еще Бог знает в чем. А ведь он просто пытался высмеять злоупотребление чиновников на местах, его целью была мораль, а вовсе не политика. Огорченный писатель покинул страну и отправился в долгое заграничное путешествие.

За границей

Интересная биография Гоголя за границей заслуживает отдельного внимания. В общей сложности писатель провел в "спасительных" путешествиях двенадцать лет. В 1936 году Николай Васильевич ни в чем себя не ограничивал: в начале лета он поселился в Германии, осень провел в Швейцарии, а зимовать приехал в Париж. За это время он сильно продвинулся в написании романа "Мертвые души". Сюжет произведения подсказал автору все тот же Пушкин. Он же высоко оценил первые главы романа, признав, что Россия, в сущности, очень грустная страна.

В феврале 1837 года Гоголь, биография которого интересна и поучительна, перебрался в Рим. Здесь он узнал о гибели Александра Сергеевича. В отчаянье Николай Васильевич решил, что "Мертвые души" - "священное завещание" поэта, которое обязательно должно увидеть свет. В 1838 году в Рим приехал Жуковский. Гоголь с удовольствием прогуливался по улицам города вместе с поэтом, рисовал с ним местные пейзажи.

Возвращение в Россию

В 1839 году, в сентябре, писатель возвратился в Москву. Теперь публикации "Мертвых душ" посвящена творческая биография Гоголя. Краткое содержание произведения уже известно многим друзьям Николая Васильевича. Он прочитал отдельные главы романа в доме Аксаковых, у Прокоповича и Жуковского. Его слушателями стал самый близкий круг друзей. Все они были в восторге от творения Гоголя. В 1842 году, в мае, увидела свет первая публикация "Мертвых душ". Сначала отзывы о произведении были преимущественно положительными, потом инициативу перехватили недоброжелатели Николая Васильевича. Они обвиняли писателя в клевете, карикатурности, фарсе. Поистине разгромную статью написал Н. А. Полевой. Однако во всей этой полемике не принимал участие Гоголь Николай Васильевич. Биография писателя вновь продолжилась за границей.

Дела сердечные

Гоголь никогда не был женат. О его серьезных связях с женщинами вообще известно очень мало. Его давней и преданной подругой была Смирнова Александра Осиповна. Когда она приезжала в Рим, ее гидом по древнему городу становился Николай Васильевич. Кроме того, между друзьями велась весьма оживленная переписка. Однако женщина была замужем, поэтому отношения между ней и писателем были только платоническими. Еще одним сердечным увлечением украшена биография Гоголя. Краткая история его личных взаимоотношений с женщинами гласит: однажды писатель все же решил жениться. Он увлекся юной графиней Анной Вильегорской и в конце 1940-х сделал ей предложение. Родители девушки были против этого брака, и писатель получил отказ. Николай Васильевич был сильно удручен этой историей, и с тех пор устроить свою личную жизнь не пытался.

Работа над вторым томом

Перед отъездом автор "Мертвых душ" задумал издать первое собрание собственных сочинений. Ему, как всегда, были необходимы деньги. Однако сам этим хлопотным делом он заниматься не захотел и перепоручил это дело своему другу - Прокоповичу. Летом 1842 года писатель находился в Германии, а осенью перебрался в Рим. Здесь он работал над вторым томом "Мертвых душ". Написанию этого романа посвящена почти вся творческая биография Гоголя. Самое главное, что он хотел сделать в тот момент, - показать образ идеального гражданина России: умного, сильного и принципиального. Однако работа продвигается с большим трудом и в начале 1845 года у писателя появились первые признаки масштабного душевного кризиса.

Последние годы

Писатель продолжал писать свой роман, однако все больше отвлекался на другие дела. Например, он сочинил "Развязку Ревизора", которая коренным образом меняла всю прежнюю трактовку пьесы. Затем в 1847 году в Петербурге были напечатаны "Выбранные места из переписки с друзьями". В этой книге Николай Васильевич пытался объяснить, почему второй том "Мертвых душ" до сих пор не написан, и выражал сомнение в воспитательной роли художественной литературы.

Целая буря общественного негодования обрушилась на писателя. "Выбранные места..." - самый спорный момент, которым отмечена творческая биография Гоголя. Краткая история создания этого произведения говорит о том, что оно написано в минуту душевного смятения писателя, его стремления отойти от прежних позиций и начать новую жизнь.

Сжигание рукописей

Вообще писатель сжигал свои сочинения неоднократно. Это, можно сказать, было его дурной привычкой. В 1829 году он так поступил со своей поэмой «Ганс Кюхельгартен», а в 1840-м - с малороссийской трагедией "Бритый ус", которой не смог поразить Жуковского. В начале 1845 года у писателя резко ухудшилось здоровье, он постоянно консультировался с различными медицинскими знаменитостями и ездил лечиться на водные курорты. Он побывал в Дрездене, Берлине, Галле, но поправить здоровье так и не смог. Постепенно возрастала религиозная экзальтированность писателя. Он часто общался со своим духовником, отцом Матвеем. Тот считал, что литературное творчество отвлекает от внутренней жизни и требовал от писателя, чтобы он отрекся от своего божьего дара. В итоге 11 февраля 1852 года ознаменовалась судьбоносным событием биография Гоголя. Самое главное творение его жизни - второй том «Мертвых душ» - было им безжалостно сожжено.

Смерть

В апреле 1848 года Гоголь возвратился в Россию. Большую часть времени он провел в Москве, иногда приезжал в Петербург и на родину, в Украину. Писатель прочитал отдельные главы из второго тома "Мертвых душ" друзьям, вновь купался в лучах всеобщей любви и поклонения. Николай Васильевич пришел на постановку "Ревизора" в Малом театре и остается доволен спектаклем. В январе 1852 года стало известно, что роман "совершенно окончен". Однако вскоре новым душевным кризисом отметилась биография Гоголя. Главное дело всей его жизни - литературное творчество - показалось ему бесполезным. Он сжег второй том "Мертвых душ" и через несколько дней (21 февраля 1852 года) умер в Москве. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году перенесли на Новодевичье кладбище.

Посмертное завещание

Такова биография Гоголя. Интересные факты из его жизни во многом связаны с его посмертным завещанием. Общеизвестно, что он просил не ставить над своей могилой памятника и не хоронить его несколько недель, так как иногда писатель впадал в подобие летаргического сна. Оба пожелания писателя были нарушены. Похоронили Гоголя через несколько дней после смерти, а в 1957 году на месте погребения Николая Васильевича был установлен мраморный бюст работы Томского Николая.