Лабораторная работа наблюдение явления интерференции и дифракции света. Тема: Наблюдение интерференции и дифракции света Физика наблюдение интерференции

Цель работы : изучить характерные особенности интерференции и дифракции света.

Ход работы

1. Капроновая решетка

Мы изготовили очень простой прибор для наблюдения дифракции света в бытовых условиях. Для этого использовали рамочки для слайдов, кусочек очень тонкого капронового материала и клей “Момент”.

В результате у нас получилось очень качественная двухмерная дифракционная решетка.

Нити капрона расположены друг от друга на расстоянии порядка размеров длины световой волны. Следовательно, данная капроновая ткань дает достаточно четкую дифракционную картину. Причем, поскольку нити в пространстве пересекаются под прямым углом, то получается двухмерная решетка.

2. Нанесение молочного покрытия

При составлении молочного раствора одну чайную ложку молока разбавляют 4–5 ложками воды. Затем подготовленную в качестве подложки чистую стеклянную пластинку кладут на стол, наносят на ее верхнюю поверхность несколько капель раствора, размазывают его тонким слоем по всей поверхности и дают подсохнуть в течении нескольких минут. После этого пластинку ставят на ребро, сливая остатки раствора, и окончательно сушат еще несколько минут в наклонном положении.

3. Нанесение покрытия из ликоподия

На поверхность чистой пластинки наносят капельку машинного или растительного масла (можно крупицу жира, маргарина, сливочного масла или вазелина) размазывают тонким слоем и чистой тряпочкой аккуратно протирают смазанную поверхность.

Остающийся на ней тонкий слой жира играет роль клейкой основы. Насыпают на эту поверхность небольшое количество (щепотку) ликоподия, пластинку наклоняют градусов на 30 и, постукивая пальцем по краю, добиваются ссыпания порошка к ее основанию. В области ссыпания остается широкий след в виде достаточно однородного слоя ликоподия.

Изменяя наклон пластинки, повторяют эту процедуру несколько раз до тех пор, пока вся поверхность пластинки не окажется покрытой подобным слоем. После этого излишки порошка ссыпают, расположив пластинку вертикально и ударяя ее краем по столу или другому твердому предмету.

Сферические частицы ликоподия (споры плауна) отличаются постоянством диаметра. Такое покрытие, состоящее из огромного множества хаотически распределенных по поверхности прозрачной подложки непрозрачных шариков одинакового диаметра d, сходно с распределением интенсивности в картине дифракции от круглого отверстия.

Вывод:

Интерференция света наблюдается:

1) С помощью мыльных пленок на проволочном каркасе или обычных мыльных пузырей;

2) Специального прибора “кольца Ньютона”.

Наблюдение дифракция света:

I. Молочное покрытие и ликоподий представляют собой естественную дифракционную решетку, т. к. частички молока и споры ликоподия по своим габаритам близки к длине световой волны. Картина получается достаточно яркая и четкая, если посмотреть сквозь эти препараты на яркий источник света.

II. Дифракционная решетка – это лабораторный прибор с разрешающей способностью 1/200, позволяет пронаблюдать дифракцию света в белом и моносвете.

III. Если посмотреть на яркий источник света прищурившись сквозь собственные ресницы, то тоже можно наблюдать дифракцию.

IV. Перо птиц (самые тонкие ворсинки) Тоже можно использовать как дифракционную решетку, т. к. расстояние между ворсинками и их размеры соразмерны с длиной световой волны.

V. Лазерный диск представляет собой отражательную дифракционную решетку, бороздки на котором расположены настолько близко, и представляют собой преодолимое препятствие для световой волны.

VI. Капроновая решетка, которую мы изготовили специально для данной лабораторной работы, в силу тонкости ткани и близости расположения волокон представляет собой хорошую двухмерную дифракционную решетку.

Лабораторная работа № 1 3

Тема: Наблюдение явлений интерференции и дифракции света

Цель: в ходе эксперимента доказать существование явлений дифракции и интер-

ференции, а так же суметь объяснить причины образования интерферен-

ционной и дифракционной картин

Если свет представляет собой поток волн, то должно наблюдаться явление интерференции, т. е. сложение двух или более волн. Однако получить интерференционную картину (чередование максимумов и минимумов освещённости) с помощью двух независимых источников света невозможно.

Для получения устойчивой интерференционной картины нужны согласованные (когерентные) волны. Они должны иметь одинаковую частоту и постоянную разность фаз (или разность хода) в любой точке пространства.

Устойчивая интерференционная картина наблюдается на тонких плёнках керосина или нефти на поверхности воды, на поверхности мыльного пузыря.

Простую интерференционную картину получил Ньютон, наблюдая поведение света в тонкой прослойке воздуха между стеклянной пластиной и наложенной на неё плоско – выпуклой линзой.

Дифракция – огибание волнами краёв препятствий – присуща любому волно -вому явлению. Волны отклоняются от прямолинейного распространения на заметные углы только на препятствиях, размеры которых сравнимы с длиной волны, а длина световой волны очень мала (4 10 -7 м – 8 10 -7 м) .

В данной лабораторной работе мы сможем пронаблюдать интерференцию и

дифракцию, а так же объяснить эти явления на основе теории.

Оборудование: - стеклянные пластины – 2 шт.;

Лоскутки капроновые или батистовые;

Лампа с прямой нитью накала, свеча;

Штангенциркуль

Порядок проведения работы:

Примечание : отчет о выполнении каждого опыта необходимо оформить по

следующей схеме: 1) рисунок;

2) объяснение опыта.

I . Наблюдение явления интерференции света.

1. Стеклянные пластины тщательно протереть, сложить вместе и сжать пальцами.

2. Рассмотреть пластины в отражённом свете, на тёмном фоне (располагать их

надо так, чтобы на поверхности стекла не образовались слишком яркие блики

от окон или белых стен).

3. В отдельных местах соприкосновения пластин наблюдаются яркие радужные

кольцеобразные или неправильной формы полосы.

4. Зарисовать наблюдаемую интерференционную картину.

II . Наблюдение явления дифракции.

а) 1. Установить между губками штангенциркуля щель шириной 0,05 мм.

2. Приставить щель вплотную к глазу, расположив её вертикально.

3. Смотря сквозь щель на вертикально расположенную святящуюся нить

лампы, свечу, наблюдать, по обе стороны нити радужные полосы

(дифракционные спектры).

4. Увеличивая ширину щели, заметить, как это изменение влияет на дифрак-

ционную картину.

5. Зарисовать и объяснить дифракционные спектры, полученные от щели

штангенциркуля для лампы и для свечи.

б) 1. Наблюдать дифракционные спектры с помощью лоскутков капрона или

2. Зарисовать и объяснить дифракционную картину, полученную на лоскутке

III . После проведения опытов сделать общий вывод по итогам наблюдений.

Контрольные вопросы:

1. Почему в обычной комнате, где много источников света не наблюдается

интерференция? Какому условию должны удовлетворять эти источники?

Сформулируйте это условие.

2. Какое явление наблюдается на поверхности мыльных пузырей?

Кто и как объяснил это явление?

3. В чем заключается опыт Юнга? Каковы его итоги?

4. Какие препятствия световая волна способна огибать?

5. Какое явление наряду с интерференцией и дифракцией имело место в наблюда-

емых вами опытах? В чем это проявилось?

Тема: Наблюдение явлений интерференции и дифракции света.

Цель работы: экспериментально изучить явление интерференции и дифракции.

Оборудование:

  • стаканы с раствором мыла;
  • кольцо проволочное с ручкой;
  • капроновая ткань;
  • компакт-диск;
  • лампа накаливания;
  • штангенциркуль;
  • две стеклянные пластины;
  • лезвие;
  • пинцет;
  • капроновая ткань.

Теоретическая часть

Интерференция – явление характерное для волн любой природы: механических, электромагнитных. Интерференция волн – сложение в пространстве двух (или нескольких) волн, при котором в разных его точках получается усиление или ослабление результирующей волны. Для образования устойчивой интерференционной картины необходимы когерентные (согласованные) источники волн. Когерентными называются волны, имеющие одинаковую частоту и постоянную разность фаз.

Условия максимумов Δd = ± kλ , условия минимумов, Δd = ± (2k + 1)λ/2 где k=0; ± 1; ± 2; ± 3;... (разность хода волн равна четному числу полуволн

Интерференционная картина – регулярное чередование областей повышенной и пониженной интенсивности света. Интерференция света – пространственное перераспределение энергии светового излучения при наложении двух или нескольких световых волн. Следовательно, в явлениях интерференции и дифракции света соблюдается закон сохранения энергии. В области интерференции световая энергия только перераспределяется, не превращаясь в другие виды энергии. Возрастание энергии в некоторых точках интерференционной картины относительно суммарной световой энергии компенсируется уменьшением её в других точках (суммарная световая энергия – это световая энергия двух световых пучков от независимых источников).
Светлые полоски соответствуют максимумам энергии, темные – минимумам.

Дифракция – явление отклонения волны от прямолинейного распространения при прохождении через малые отверстия и огибании волной малых препятствий. Условие проявления дифракции: d < λ, где d – размер препятствия, λ - длина волны. Размеры препятствий (отверстий) должны быть меньше или соизмеримы с длиной волны. Существование этого явления (дифракции) ограничивает область применения законов геометрической оптики и является причиной предела разрешающей способности оптических приборов. Дифракционная решетка – оптический прибор, представляющий собой периодическую структуру из большого числа регулярно расположенных элементов, на которых происходит дифракция света. Штрихи с определенным и постоянным для данной дифракционной решетки профилем повторяются через одинаковый промежуток d (период решетки). Способность дифракционной решетки раскладывать падающий на нее пучёк света по длинам волн является ее основным свойством. Различают отражательные и прозрачные дифракционные решетки. В современных приборах применяют в основном отражательные дифракционные решетки. Условие наблюдения дифракционного максимума: d sin(φ) = ± kλ

Указания к работе

1. Опустите проволочную рамку в мыльный раствор. Пронаблюдайте и зарисуйте интерференционную картину в мыльной пленке. При освещении пленки белым светом (от окна или лампы) возникает окрашивание светлых полос: вверху – синий цвет, внизу – в красный цвет. С помощью стеклянной трубки выдуйте мыльный пузырь. Пронаблюдайте за ним. При освещении его белым светом наблюдают образование цветных интерференционных колец. По мере уменьшения толщины пленки кольца, расширяясь, перемещаются вниз.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?
  2. Какую форму имеют радужные полосы?
  3. Почему окраска пузыря все время меняется?

2. Тщательно протрите стеклянные пластинки, сложите их вместе и сожмите пальцами. Из-за неидеальности формы соприкасающихся поверхностей между пластинками образуются тончайшие воздушные пустоты, дающие яркие радужные кольцеобразные или замкнутые неправильной формы полосы. При изменении силы, сжимающей пластинки, расположение и форма полос изменяются как в отраженном, так и в проходящем свете. Зарисуйте увиденные вами картинки.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему в отдельных местах соприкосновения пластин наблюдаются яркие радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы?
  2. Почему с изменением нажима изменяются форма и расположение полученных интерференционных полос?

3. Положите горизонтально на уровне глаз компакт-диск. Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемые явления. Опишите интерференционную картину.

4. Посмотрите сквозь капроновую ткань на нить горящей лампы. Поворачивая ткань вокруг оси, добейтесь четкой дифракционной картины в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос. Зарисуйте наблюдаемый дифракционный крест.

5. Пронаблюдайте две дифракционные картины при рассмотрении нити горящей лампы через щель, образованную губками штангенциркуля (при ширине щели 0,05 мм и 0,8 мм). Опишите изменение характера интерференционной картины при плавном повороте штангенциркуля вокруг вертикальной оси (при ширине щели 0,8 мм). Этот опыт повторите с двумя лезвиями, прижав их друг к другу. Опишите характер интерференционной картины

Запишите выводы. Укажите, в каких из проделанных вами опытов наблюдалось явление интерференции? дифракции?

Лабораторная работа по теме : «Наблюдение интерференции и дифракции света»

Цель работы: экспериментально изучить явление интерференции и дифракции.

Оборудование: электрическая лампа с прямой нитью накала, две стеклянные пластинки, стеклянная трубка, стакан с раствором мыла, кольцо проволочное с ручкой диаметром 30 мм., компакт-диск, капроновая ткань, светофильтр.

Теория: Интерференция – явление характерное для волн любой природы: механических, электромагнитных.

Интерференция волн сложение в пространстве двух (или нескольких) волн, при котором в разных его точках получается усиление или ослабление результирующей волны .

Обычно интерференция наблюдается при наложении волн, испущенных одним и тем же источником света, пришедших в данную точку разными путями. От двух независимых источников невозможно получить интерференционную картину, т.к. молекулы или атомы излучают свет отдельными цугами волн, независимо друг от друга. Атомы испускают обрывки световых волн (цуги), в которых фазы колебаний случайные. Цуги имеют длину около 1метра. Цуги волн разных атомов налагаются друг на друга. Амплитуда результирующих колебаний хаотически меняется со временем так быстро, что глаз не успевает эту смену картин почувствовать. Поэтому человек видит пространство равномерно освещенным. Для образования устойчивой интерференционной картины необходимы когерентные (согласованные) источники волн.

Когерентными называются волны, имеющие одинаковую частоту и постоянную разность фаз.

Амплитуда результирующего смещения в точке С зависит от разности хода волн на расстоянии d2 – d1.

Условие максимума

, (Δd=d 2 -d 1 )

где k=0; ± 1; ± 2; ± 3 ;…

(разность хода волн равна четному числу полуволн)

Волны от источников А и Б придут в точку С в одинаковых фазах и “усилят друг друга”.

φ А =φ Б - фазы колебаний

Δφ=0 - разность фаз

А=2Х max

Условие минимума

, (Δd=d 2 -d 1 )

где k=0; ± 1; ± 2; ± 3;…

(разность хода волн равна нечетному числу полуволн)

Волны от источников А и Б придут в точку С в противофазах и “погасят друг друга”.

φ А ≠φ Б - фазы колебаний

Δφ=π - разность фаз

А=0 – амплитуда результирующей волны.

Интерференционная картина – регулярное чередование областей повышенной и пониженной интенсивности света.

Интерференция света – пространственное перераспределение энергии светового излучения при наложении двух или нескольких световых волн.

Вследствие дифракции свет отклоняется от прямолинейного распространения (например, близи краев препятствий).

Дифракция явление отклонения волны от прямолинейного распространения при прохождении через малые отверстия и огибании волной малых препятствий .

Условие проявления дифракции : d < λ , где d – размер препятствия, λ - длина волны. Размеры препятствий (отверстий) должны быть меньше или соизмеримы с длиной волны.

Существование этого явления (дифракции) ограничивает область применения законов геометрической оптики и является причиной предела разрешающей способности оптических приборов.

Дифракционная решетка – оптический прибор, представляющий собой периодическую структуру из большого числа регулярно расположенных элементов, на которых происходит дифракция света. Штрихи с определенным и постоянным для данной дифракционной решетки профилем повторяются через одинаковый промежуток d (период решетки). Способность дифракционной решетки раскладывать падающий на нее пучек света по длинам волн является ее основным свойством. Различают отражательные и прозрачные дифракционные решетки. В современных приборах применяют в основном отражательные дифракционные решетки .

Условие наблюдения дифракционного максимума :

d·sinφ=k·λ, где k=0; ± 1; ± 2; ± 3; d - период решетки , φ - угол, под которым наблюдается максимуи, а λ - длина волны.

Из условия максимума следует sinφ=(k·λ)/d .

Пусть k=1, тогда sinφ кр кр /d и sinφ ф ф /d.

Известно, что λ кр ф , следовательно sinφ кр >sinφ ф . Т.к. y= sinφ ф - функция возрастающая, то φ кр ф

Поэтому фиолетовый цвет в дифракционном спектре располагается ближе к центру.

В явлениях интерференции и дифракции света соблюдается закон сохранения энергии . В области интерференции световая энергия только перераспределяется, не превращаясь в другие виды энергии. Возрастание энергии в некоторых точках интерференционной картины относительно суммарной световой энергии компенсируется уменьшением её в других точках (суммарная световая энергия – это световая энергия двух световых пучков от независимых источников). Светлые полоски соответствуют максимумам энергии, темные – минимумам.

Ход работы:

Опыт 1. Опустите проволочное кольцо в мыльный раствор. На проволочном кольце получается мыльная плёнка.

Расположите её вертикально. Наблюдаем светлые и тёмные горизонтальные полосы, изменяющиеся по ширине по мере изменения толщины плёнки

Объяснение. Появление светлых и темных полос объясняется интерференцией световых волн, отраженных от поверхности пленки. треугольник d = 2h. Разность хода световых волн равна удвоенной толщине плёнки. При вертикальном расположении пленка имеет клинообразную форму. Разность хода световых волн в верхней её части будет меньше, чем в нижней. В тех местах пленки, где разность хода равна четному числу полуволн, наблюдаются светлые полосы. А при нечетном числе полуволн – темные полосы. Горизонтальное расположение полос объясняется горизонтальным расположением линий равной толщины пленки.

Освещаем мыльную пленку белым светом (от лампы). Наблюдаем окрашенность светлых полос в спектральные цвета: вверху – синий, внизу – красный.

Объяснение. Такое окрашивание объясняется зависимостью положения светлых полос от длины волн падающего цвета.

Наблюдаем также, что полосы, расширяясь и сохраняя свою форму, перемещаются вниз.

Если вос­поль­зо­вать­ся све­то­филь­тра­ми и осве­щать мо­но­хро­ма­ти­че­ским све­том, то кар­ти­на ин­тер­фе­рен­ции ме­ня­ет­ся (ме­ня­ет­ся че­ре­до­ва­ние тем­ных и свет­лых полос)

Объяснение. Это объясняется уменьшением толщины пленки, так как мыльный раствор стекает вниз под действием силы тяжести.

Опыт 2. С помощью стеклянной трубки выдуйте мыльный пузырь и внимательно рассмотрите его. При освещении его белым светом наблюдайте образование цветных интерференционных колец, окрашенных в спектральные цвета. Верхний край каждого светлого кольца имеет синий цвет, нижний – красный. По мере уменьшения толщины пленки кольца, также расширяясь, медленно перемещаются вниз. Их кольцеобразную форму объясняют кольцеобразной формой линий равной толщины.

Ответьте на вопросы:

    Почему мыльные пузыри имеют радужную окраску?

    Какую форму имеют радужные полосы?

    Почему окраска пузыря все время меняется?

Опыт 3 . Тщательно протрите две стеклянные пластинки, сложите вместе и сожмите пальцами. Из-за неидеальности формы соприкасающихся поверхностей между пластинками образуются тончайшие воздушные пустоты.

Объяснение: Поверхности пластинок не могут быть совершенно ровными, поэтому соприкасаются они только в нескольких местах. Вокруг этих мест образуются тончайшие воздушные клинья различной формы, дающие картину интерференции. В проходящем свете условие максимума 2h=kl

Ответьте на вопросы:

    Почему в местах соприкосновения пластин наблюдаются яркие радужные кольцеобразные или неправильной формы полосы?

    Почему с изменением нажима изменяются форма и расположение интерференционных полос?

Опыт 4. Рассмотрите внимательно под разными углами поверхность компакт-диска (на которую производится запись).

Объяснение : Яркость дифракционных спектров зависит от частоты нанесенных на диск бороздок и от величины угла падения лучей. Почти параллельные лучи, падающие от нити лампы, отражаются от соседних выпуклостей между бороздками в точках А и В. Лучи, отраженные под углом равным углу падения, образуют изображение нити лампы в виде белой линии. Лучи, отраженные под иными углами имеют некоторую разность хода, вследствие чего происходит сложение волн.

Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемые явления. Опишите интерференционную картину.

Поверхность компакт-диска представляет собой спиральную дорожку с шагом соизмеримым с длиной волны видимого света. На мелкоструктурной поверхности проявляются дифракционные и интерференционные явления. Блики компакт- дисков имеют радужную окраску.

Опыт 5. Посмотрите сквозь капроновую ткань на нить горящей лампы. Поворачивая ткань вокруг оси, добейтесь четкой дифракционной картины в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос.

Объяснение : В центре креста виден дифракционный максимум белого цвета. При k=0 разность хода волн равна нулю, поэтому центральный максимум получается белого цвета. Крест получается потому, что нити ткани представляют собой две сложенные вместе дифракционные решетки со взаимно перпендикулярными щелями. Появление спектральных цветов объясняется тем, что белый свет состоит из волн различной длины. Дифракционный максимум света для различных волн получается в различных местах.

Зарисуйте наблюдаемый дифракционный крест. Объясните наблюдаемые явления.

Опыт 6.

Ди­фрак­ция на малом от­вер­стии

Чтобы про­на­блю­дать такую ди­фрак­цию, нам по­тре­бу­ет­ся плот­ный лист бу­ма­ги и бу­лав­ка. С по­мо­щью бу­лав­ки де­ла­ем в листе ма­лень­кое от­вер­стие. Затем под­но­сим от­вер­стие вплот­ную к глазу и на­блю­да­ем яркий ис­точ­ник света. В этом слу­чае видна ди­фрак­ция света

Запишите вывод. Укажите, в каких из проделанных вами опытов наблюдалось явление интерференции, а в каких дифракции . Приведите примеры интерференции и дифракции, с которыми вы встречались.

Контрольные вопросы ( каждый ученик готовит ответы на вопросы ):

    Что такое свет?

    Кем было доказано, что свет – это электромагнитная волна?

    Какова скорость света в вакууме?

    Кто открыл интерференцию света?

    Чем объясняется радужная окраска тонких интерференционных пленок?

    Могут ли интерферировать световые волны идущие от двух электрических ламп накаливания? Почему?

    Почему толстый слой нефти не имеет радужной окраски?

    Зависит ли положение главных дифракционных максимумов от числа щелей решетки?

    Почему видимая радужная окраска мыльной пленки все время меняется?

Цель урока:

  • обобщить знания по теме “Интерференция и дифракция света”;
  • продолжить формирование экспериментальных умений и навыков учащихся;
  • применить теоретические знания для объяснения явлений природы;
  • способствовать формированию интереса к физике и процессу научного познания;
  • способствовать расширению кругозора учащихся, развитию умения делать выводы по результатам эксперимента.

Оборудование:

  • лампа с прямой нитью накала (одна на класс);
  • кольцо проволочное с ручкой (работы №1,2);
  • стакан с мыльным раствором (работы №1,2);
  • пластинки стеклянные (40 х 60мм) по 2 штуки на один комплект (работа№3) (самодельное оборудование);
  • штангенциркуль (работа №4);
  • ткань капроновая (100 х 100мм, самодельное оборудование, работа №5);
  • грампластинки (4 и 8 штрихов на 1мм, работа №6);
  • компакт-диски (работа №6);
  • фотографии насекомых и птиц (работа №7).

Ход занятия

I. Актуализация знаний по теме “Интерференция света”(повторение изученного материала).

Учитель: Перед выполнением экспериментальных заданий повторим основной материал.

Какое явление называют явлением интерференции?

Для каких волн характерно явление интерференции?

Дайте определение когерентных волн.

Запишите условия интерференционных максимумов и минимумов.

Соблюдается ли закон сохранения энергии в явлениях интерференции?

Ученики (предполагаемые ответы):

– Интерференция – явление характерное для волн любой природы: механических, электромагнитных. “Интерференция волн – сложение в пространстве двух (или нескольких) волн, при котором в разных его точках получается усиление или ослабление результирующей волны”.

– Для образования устойчивой интерференционной картины необходимы когерентные (согласованные) источники волн.

– Когерентными называются волны, имеющие одинаковую частоту и постоянную разность фаз.

– На доске ученики записывают условия максимумов и минимумов.

Амплитуда результирующего смещения в точке С зависит от разности хода волн на расстоянии d 2 – d 1 .

рисунок1 – условия максимумов рисунок2 – условия минимумов
, ()

где k=0; ± 1; ± 2; ± 3;…

(разность хода волн равна четному числу полуволн)

Волны от источников S 1 и S 2 придут в точку С в одинаковых фазах и “усилят друг друга”.

Фазы колебаний

Разность фаз

А=2Х max – амплитуда результирующей волны.

, ()

где k=0; ± 1; ± 2; ± 3;…

(разность хода волн равна нечетному числу полуволн)

Волны от источников S 1 и S 2 придут в точку С в противофазах и “погасят друг друга”.

Фазы колебаний

Разность фаз

А=0 – амплитуда результирующей волны.

Интерференционная картина – регулярное чередование областей повышенной и пониженной интенсивности света.

– Интерференция света – пространственное перераспределение энергии светового излучения при наложении двух или нескольких световых волн.

Следовательно, в явлениях интерференции и дифракции света соблюдается закон сохранения энергии. В области интерференции световая энергия только перераспределяется, не превращаясь в другие виды энергии. Возрастание энергии в некоторых точках интерференционной картины относительно суммарной световой энергии компенсируется уменьшением её в других точках (суммарная световая энергия – это световая энергия двух световых пучков от независимых источников).

Светлые полоски соответствуют максимумам энергии, темные – минимумам.

Учитель: Переходим к практической части урока.

Экспериментальная работа №1

“Наблюдение явления интерференции света на мыльной пленке”.

Оборудование: стаканы с раствором мыла, кольца проволочные с ручкой диаметром 30 мм. (см. рисунок 3 )

Учащиеся наблюдают интерференцию в затемненном классе на плоской мыльной пленке при монохроматическом освещении.

На проволочном кольце получаем мыльную плёнку и располагаем её вертикально.

Наблюдаем светлые и тёмные горизонтальные полосы, изменяющиеся по ширине по мере изменения толщины плёнки (см. рисунок 4 ).

Объяснение. Появление светлых и темных полос объясняется интерференцией световых волн, отраженных от поверхности пленки. треугольник d = 2h

Разность хода световых волн равна удвоенной толщине плёнки.

При вертикальном расположении пленка имеет клинообразную форму. Разность хода световых волн в верхней её части будет меньше, чем в нижней. В тех местах пленки, где разность хода равна четному числу полуволн, наблюдаются светлые полосы. А при нечетном числе полуволн – светлые полосы. Горизонтальное расположение полос объясняется горизонтальным расположением линий равной толщины пленки .

4. Освещаем мыльную пленку белым светом (от лампы).

5. Наблюдаем окрашенность светлых полос в спектральные цвета: вверху – синий, внизу – красный.

Объяснение. Такое окрашивание объясняется зависимостью положения светлых полос о длины волн падающего цвета.

6.Наблюдаем также, что полосы, расширяясь и сохраняя свою форму, перемещаются вниз.

Объяснение. Это объясняется уменьшением толщины пленки, так как мыльный раствор стекает вниз под действием силы тяжести.

Экспериментальная работа №2

“Наблюдение интерференции света на мыльном пузыре”.

1. Учащиеся выдувают мыльные пузыри (См. рисунок 5).

2. Наблюдаем на верхней и нижней его части образование интерференционных колец, окрашенных в спектральные цвета. Верхний край каждого светлого кольца имеет синий цвет, нижний – красный. По мере уменьшения толщины пленки кольца, также расширяясь, медленно перемещаются вниз. Их кольцеобразную форму объясняют кольцеобразной формой линий равной толщины .

Экспериментальная работа № 3.

“Наблюдение интерференции света на воздушной пленке”

Чистые стеклянные пластинки учащиеся складывают вместе и сжимают пальцами (см. рисунок №6).

Пластинки рассматривают в отраженном свете на темном фоне.

Наблюдаем в некоторых местах яркие радужные кольцеобразные или замкнутые неправильной формы полосы.

Измените нажим и пронаблюдайте изменение расположения и формы полос.

Учитель: Наблюдения в этой работе носят индивидуальный характер. Зарисуйте наблюдаемую вами интерференционную картину.

Объяснение: Поверхности пластинок не могут быть совершенно ровными, поэтому соприкасаются они только в нескольких местах. Вокруг этих мест образуются тончайшие воздушные клинья различной формы, дающие картину интерференции. (рисунок№ 7).

В проходящем свете условие максимума 2h=kl

Учитель: Явление интерференции и поляризации в строительной и машиностроительной технике используют для изучения напряжений, возникающих в отдельных узлах сооружений и машин. Метод исследования называют фотоупругим. Например, при деформации модели детали однородность органического стекла нарушается .Характер интерференционной картины отражает внутренние напряжения в детали (рисунок№ 8).

II. Актуализация знаний по теме “Дифракция света” (повторение изученного материала).

Учитель: Перед выполнением второй части работы повторим основной материал.

Какое явление называют явлением дифракции?

Условие проявления дифракции.

Дифракционная решетка, ее виды и основные свойства.

Условие наблюдения дифракционного максимума.

Почему фиолетовый цвет ближе к центру интерференционной картины?

Ученики (предполагаемые ответы):

Дифракция – явление отклонения волны от прямолинейного распространения при прохождении через малые отверстия и огибании волной малых препятствий.

Условие проявления дифракции: d < , где d – размер препятствия, - длина волны. Размеры препятствий (отверстий) должны быть меньше или соизмеримы с длиной волны. Существование этого явления (дифракции) ограничивает область применения законов геометрической оптики и является причиной предела разрешающей способности оптических приборов.

Дифракционная решетка – оптический прибор, представляющий собой периодическую структуру из большого числа регулярно расположенных элементов, на которых происходит дифракция света . Штрихи с определенным и постоянным для данной дифракционной решетки профилем повторяются через одинаковый промежуток d (период решетки). Способность дифракционной решетки раскладывать падающий на нее пучек света по длинам волн является ее основным свойством. Различают отражательные и прозрачные дифракционные решетки. В современных приборах применяют в основном отражательные дифракционные решетки .

Условие наблюдения дифракционного максимума:

Экспериментальная работа № 4.

“Наблюдение дифракции света на узкой щели”

Оборудование: (см рисунок№ 9 )

  1. Сдвигаем ползунок штангенциркуля до образования между губками щели шириной 0,5 мм.
  2. Приставляем скошенную часть губок вплотную к глазу (располагая шель вертикально).
  3. Сквозь эту щель смотрим на вертикально расположенную нить горящей лампы.
  4. Наблюдаютем по обе стороны от нити параллельные ей радужные полоски.
  5. Изменяем ширину щели в пределах 0,05 – 0,8 мм. При переходе к более узким щелям полосы раздвигаются, становятся шире и образуют различимые спектры. При наблюдении через самую широкую щель полосы очень узки и располагаются близко одна к другой.
  6. Ученики зарисовывают в тетрадь увиденную картину.

Экспериментальная работа № 5.

“Наблюдение дифракции света на капроновой ткани”.

Оборудование: лампа с прямой нитью накала, ткань капроновая размером 100x100мм (рисунок 10)

  1. Смотрим через капроновую ткань на нить горящей лампы.
  2. Наблюдаем “дифракционный крест” (картина в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос) .
  3. Ученики зарисовывают в тетрадь увиденную картину (дифракционный крест).

Объяснение: В центре краста виден дифракционный максимум белого цвета. При k=0 разность хода волн равна нулю, поэтому центральный максимум получается белого цвета.

Крест получается потому, что нити ткани представляют собой две сложенные вместе дифракционные решетки со взаимно перпендикулярными щелями. Появление спектральных цветов объясняется тем, что белый свет состоит из волн различной длины. Дифракционный максимум света для различных волн получается в различных местах.

Экспериментальная работа № 6.

“Наблюдение дифракции света на грампластинке и лазерном диске”.

Оборудование: лампа с прямой нитью накала, грампластинка (см. рисунок 11)

Грампластинка является хорошей дифракционной решеткой.

  1. Располагаем грампластинку так, чтобы бороздки расположились параллельно нити лампы и наблюдаем дифракцию в отраженном свете.
  2. Наблюдаем яркие дифракционные спектры нескольких порядков.

Объяснение: Яркость дифракционных спектров зависит от частоты нанесенных на грампластинку бороздок и от величины угла падения лучей. (см. рисунок 12)

Почти параллельные лучи, падающие от нити лампы, отражаются от соседних выпуклостей между бороздками в точках А и В. Лучи, отраженные под углом равным углу падения, образуют изображение нити лампы в виде белой линии. Лучи, отраженные под иными углами имеют некоторую разность хода, вследствие чего происходит сложение волн.

Аналогичным образом пронаблюдаем дифракцию на лазерном диске. (см. рисунок 13)

Поверхность компакт-диска представляет собой спиральную дорожку с шагом соизмеримым с длиной волны видимого света.На мелкоструктурной поверхности проявляются дифракционные и интерференционные явления. Блики компакт- дисков имеют радужную окраску.

Экспериментальная работа № 7.

“Наблюдение дифракционной окраски насекомых по фотографиям”.

Оборудование: (см рисунки № 14, 15, 16.)

Учитель: Дифракционная окраска птиц, бабочек и жуков весьма распространена в природе. Большое разнообразие в оттенках дифракционных цветов свойственно павлинам, фазанам, черным аистам, колибри, бабочкам. Дифракционную окраску животных изучали не только биологи но и физики .

Учащиеся рассматривают фотографии.

Объяснение: Внешняя поверхность оперения у многих птиц и верхний покров тела бабочек и жуков характеризуются регулярным повторением элементов структуры с преиодом от одного до нескольких микрон, образующих дифракционную решетку . Например, структуру центральных глазков хвостового оперения павлина можно увидеть на рисунке № 14. Цвет глазков меняется в зависимаости от того, как падает на них свет, под каким углом мы на них смотрим.

Контрольные вопросы (каждый ученик получает карточку с заданием – ответить письменно на вопросы):

  1. Что такое свет?
  2. Кем было доказано, что свет – это электромагнитная волна?
  3. Какова скорость света в вакууме?
  4. Кто открыл интерференцию света?
  5. Чем объясняется радужная окраска тонких интерференционных пленок?
  6. Могут ли интерферировать световые волны идущие от двух электрических ламп накаливания? Почему?
  7. Почему толстый слой нефти не имеет радужной окраски?
  8. Зависит ли положение главных дифракционных максимумов от числа щелей решетки?
  9. Почему видимая радужная окраска мыльной пленки все время меняется?

Домашнее задание (по группам, с учетом индивидуальных особенностей учащихся).

– Подготовить сообщение по теме “Парадокс Вавилова”.

– Составить кроссворды с ключевыми словами “интерференция”, “дифракция”.

Литература:

  1. Арабаджи В.И. Дифракционная окраска насекомых / “Квант” №2 1975г.
  2. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 11 класс. – М.: ВАКО, 2006г.
  3. Козлов С.А. О некоторых оптических свойствах компакт-дисков. / “Физика в школе” №1 2006г.
  4. Компакт-диски / “Физика в школе” №1 2006г.
  5. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2000 г.
  6. Фабрикант В.А. Парадокс Вавилова / “Квант” №2 1971г.
  7. Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк. / Н.М.Шахмаев, С.Н.Шахмаев, Д.Ш.Шодиев. – М.: Просвещение, 1991г.
  8. Физический энциклопедический словарь / “Советская энциклопедия”, 1983г.
  9. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя/В.А.Буров, Ю.И.Дик, Б.С.Зворыкин и др.; Под ред. В.А.Бурова, Г.Г.Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.