Легенды алтая. Легенды о ромашке Парень девушку полюбил легенды и предания

Tot zu sein ist komisch. (с)

Здравствуйте! Надеюсь, примете. Обещаю замучить до посинения различного вида легендами.
Принимайте первую плеяду легенд Горного Алтая.

Легенда об озере Ая (1-я легенда)

Полюбил бедный пастух дочь богатого хана, и девушка полюбила юношу всем сердцем. Но грустной была эта любовь. Пастух не мог даже надеяться на счастье. Никогда богатый хан не отдаст в жены свою дочь парню. И решила тогда девушка тайком уйти из своего родного стойбища к любимому.
Условились они с пастухом встретиться на высокой скале рядом с берегом Катуни. Радостный ждал юноша возлюбленную, счастливые песни пел он на утесе. Близился условный час. Но богатый хан, почуяв недоброе, глаз не спускал с дочери. Кое-как удалось девушке уйти со стойбища. Торопится она к скалам, но не успеть ей к назначенному часу.
Увидел юноша, солнце садится за гору, а любимой нет. Взглянул он на последний луч уходящего солнца и бросился вниз с высокой скалы. Вбежала девушка на гору и поняла, что случилось. Горькие слезы хлынули из глаз ее. Разлилось вокруг скалы глубокое озеро. «Любимый погиб, а я?».
С этим криком кинулась красавица в пучину вод. Озеро люди так и назвали: Ая. А вершина утеса, на которой должны были встретиться влюбленные, стоит теперь островом посреди озера и называется островом Любви.

P.S. Эта легенда с русскими корнями, т.к. этимология слова "Ая" объясняется на основе именно русского языка.

Легенда об озере Ая (2-я легенда)

Легенда об озере Ая (3-я легенда)

Легенда об озере Ая (5-я легенда)


http://www.lit.allpskov.ru/skorodumova.htm

Сочинение
«Россия начинается здесь».

Пускай я живу не в столице:
Не в Питере и не в Москве.
Я городом буду гордиться
На тихой и сонной реке.

Так странно брести по улицам родного города без цели, без направления... Интересно, почему я сказала "родного"? Родным называется только тот город, в котором ты родился? Нет, родным может называться только то, к чему мы привыкли, что мы любим, ценим и уважаем. Могу ли я назвать Порхов частичкой себя? Могу. И не только потому, что я здесь родилась. Порхов - маленькая капелька огромного океана под названием Россия.
Порховскии край со всей своей историей может сравниться с другими великими городами и землями, и даже превзойти их.
Довольно странное и интересное определение - «порховскии край». Действительно ли Порховская земля может называться «краем»... «краем России?» Ведь я никогда не слышала, чтобы говорили «Московский край» или «Санкт-Петербургский край». Наверное, тоже это связано с историей.
Когда Александр Невский основывал «городец на Шелони», то, наверное, предполагал, что он и будет тем «краем», до которого дойдут враги. Город не пустит их дальше, в Новгородские владения.
Мой город по праву может считаться своеобразным истоком России. Ведь именно из ручейка берёт начало огромная река. Так и Россия с чего-то начинается. Наверное, в каждом городе есть свои особенные места, посетив которые жалеешь, что не пришел сюда раньше.
Есть такой уголок и в Порхове - старая каменная крепость. Не многие уездные городки имеют такую ценность. Это достояние только старых пограничных городов. Идёшь-бредёшь вокруг крепости, листья шуршат под ногами, тихо плещется Шелонь, и у меня рождаются стихи:
Знакомое и тихое журчанье,
И нежный плеск твоих красивых вод.
То шум, то мирное молчанье
И крики птиц взмывают в небосвод.
Смотрю и вижу, словно в Зазеркалье,
Ты отражаешь солнышка лучи.
И в бездне слышно милое журчанье
Прозрачной, ласковой воды.
Наверное, осенний портрет крепости, обласканной рекой, будет самым прекрасным. Прислонишься к белым камням и слушаешь, как они нашёптывают легенды древности:
«Когда-то давным-давно жила в порховской крепости красивая девушка, полюбившая одного парня- пастуха. Пастух тоже любил её без памяти. Жить бы да жить им вместе, да нет, была у девушки злая мачеха, положившая глаз на её возлюбленного. Пастух не отвечал ей взаимностью. Тогда злая мачеха решила воспользоваться колдовством. С помощью чар она заточила юную девушку в Псковскую башню, сторожившую крепость с запада. С тех пор из башни слышался крик и мольба о помощи. Пастух после этого случая пропал. Спустя некоторое время в городке появился молодой человек. Он узнал про эту страшную историю и освободил девушку. Они полюбили друг друга и жили долго и счастливо».
Как красива и романтична древняя легенда!
Правда, сейчас Псковской башни нет на этом месте. Но зато в крепости, окружённая яблонями, стоит Никольская церковь. Её купол устремился в небо.
По каменным ступеням я поднимаюсь на стену и смотрю на запад...
Я переношусь на сотни лет назад, перед моими глазами возникают картины прошлого. Яркости моему видению придавил утренний туман, поднимающийся над Шелонью. Он затянул густой молочной пеленой город за пределами крепости, и кажется, будто я и впрямь путешествую во времени. Луч солнца коснулся креста на церкви. Крест ослепительно заблестел так, что на него невозможно было смотреть. Наверное, в этот момент его сияние видел весь город. Я слышала журчание воды в реке, заглушаемое болью от ударов, наносившихся по крепости стенобитным орудием да пушкой-«Галкой», которая нацелилась на «Николу». Сколько же видел Порхов! Сколько сумел выдержать!
Для меня Россия начинается именно с этой крепости, этой реки и этого города. Здесь ещё осталась капля прежней, древней России.
У всего есть свой край. «Край» необязательно должен быть завершением чего-то, он может быть и началом,. Так почему же Порховскии край не может считаться началом России? Ведь здесь ещё царит дух старины, тесно соприкасающейся с настоящим. Это своеобразные ворота в прошлое, возвращающие нас в начало начал Российской земли.

Скородумова Дарья, г. Порхов, Псковская область

Ая — село в Алтайском районе Алтайского края, административный центр Айского сельского поселения. Недалеко от села расположено озеро Ая.


Легенда о селе Ая (1-я легенда)

Много легенд сложено о долине, где расположено село Ая. Много существует версий и о названии этого села. Вот одна из них.

Люди, заселившие долину около двухсот лет назад, не могли долго придумать, как назвать им свое поселение. Собрались они вместе, стали придумывать. Шум, гам. Спор до самой ночи длился, но так и не смогли придумать ничего подходящего. Темно уже стало, начали люди расходиться. Кто-то споткнулся в темноте и сильно ударил ногу, от боли вскрикнув: «Ай!». Тут из-за туч и луна выглянула, как будто ее позвали.

Светло стало кругом, легче по домам будет идти. В благодарность жители село свое именем луны назвали - «Ай», что в переводе с алтайского значит «луна» или «месяц». Впоследствии, для более легкого произношения, село стали называть Ая.


Легенда о селе Ая (2-я легенда)

В давние времена жил хан Бабыр.

У хана Бабыра была прекрасная дочь. Она очень любила природу и часто прогуливалась по окрестностям своего стойбища.

Однажды девушка во время прогулки задумалась и не заметила, как ушла от своего дома далеко в горы. Очнувшись от своих мыслей, она увидела на высокой скале цветок необычайной красоты. Ей очень захотелось сорвать его. Ведь этот цветок был так же прекрасен, как она сама. Только он мог достойно украсить ханскую дочь.

И девушка совсем забыла об осторожности. Потянувшись за цветком, она сорвалась со скалы и полетела вниз, успев вскрикнуть: «Аи-я»!

Так погибла красавица, а хан Бабыр от большого горя превратился в каменную глыбу, которая до сих пор стоит возле места трагедии.

Люди, которые в последствии заселили эту долину, услышав легенду, назвали свое поселение выкриком девушки - АЙя.

А чудесный цветок, за которым потянулась девушка, встречается в этих местах до сих пор. Может и вам посчастливится его найти. Этот цветок называется - эдельвейс.



Легенда об озере Ая (1-я легенда)

Полюбил бедный пастух дочь богатого хана, и девушка полюбила юношу всем сердцем. Но грустной была эта любовь. Пастух не мог даже надеяться на счастье. Никогда богатый хан не отдаст в жены свою дочь парню. И решила тогда девушка тайком уйти из своего родного стойбища к любимому.

Условились они с пастухом встретиться на высокой скале рядом с берегом Катуни. Радостный ждал юноша возлюбленную, счастливые песни пел он на утесе. Близился условный час. Но богатый хан, почуяв недоброе, глаз не спускал с дочери. Кое-как удалось девушке уйти со стойбища. Торопится она к скалам, но не успеть ей к назначенному часу.

Увидел юноша, солнце садится за гору, а любимой нет. Взглянул он на последний луч уходящего солнца и бросился вниз с высокой скалы. Вбежала девушка на гору и поняла, что случилось. Горькие слезы хлынули из глаз ее. Разлилось вокруг скалы глубокое озеро. «Любимый погиб, а я?».

С этим криком кинулась красавица в пучину вод. Озеро люди так и назвали: Ая. А вершина утеса, на которой должны были встретиться влюбленные, стоит теперь островом посреди озера и называется островом Любви.


Легенда об озере Ая (2-я легенда)

Над землей витает злой дух Дельбегень. Он любит делать свои грязные делишки, причиняя людям зло и страдания.

Однажды, чтобы сделать людям очередное зло. Дельбегень украл у людей Луну. На земле наступила тьма. Людям стало очень трудно жить в темноте.

Луна знала, что она очень нужна людям, и ей удалось сбежать от Дельбегеня. Снова на земле воссияли свет и радость для людей.

Но, чем счастливее были люди, тем злее становился Дельбегень. Он опять украл Луну и на этот раз спрятал ее в глубокой расщелине в горах на дне красивого озера с прозрачной студеной водой, поставив сторожить Луну брата, сестру, мать и отца.

По родственникам - сторожам стыдно перед людьми, что Дельбегень приносит людям столько зла и лишает их света ни ночам. Поэтому они прячутся от людей.

Так, сестра Дельбегеня, охраняя Луну с Юга, прячется за голубым покрывалом. Отец Дельбегеня - Шаман, он спрятался в горах и его можно увидеть только с трех точек. Мать Дельбегеня - Баба Яга, спряталась в скалах и с усмешкой смотрит, как разыскивают ее люди. С восточной стороны ее можно увидеть только с одной точки. У изголовья Баба Яга держит верблюда, чтобы быстрее догнать Луну, если она в очередной раз попытается сбежать.

Но самым хитрым оказался браг Дельбегеня - Бабыр. Он расположился на севере и так ловко спрятался, что его можно увидеть в полнолунную ночь только в 24 часа.

До сих пор эти хитрецы караулят Луну и прячутся от людей.

Примечание: Синюха - гора, которая часто скрыта облаками и находится в голубом мареве. Баба Яга - это скала, которую с дороги не видно, но зайдя на определенную поляну напротив поселка Катунь, можно разглядеть па севере профиль Бабы Яги: лоб, глаза, нос крючком, полуоткрытый рот и один зуб. Верблюд - это гора, по форме напоминающая лежащего верблюда. Голова Шамана (Чертовка) тоже видна с определенных точек: в 150 м. от моста в сторона Соузги, со стороны дороги от с. Н-Каянча. Внимательный путешественник увидит алтайский профиль, огромную шапку и бороду, длиной до самой дороги.

Если же вы захотите увидеть лицо Бобыргана - надо подняться на вершину горы Бобырган, там есть скала Трибуна, от нее надо отойти метров 15 на восток и только в полнолунную ночь и ровно в 24 часа надо резко повернуться назад. Перед вами будет огромная голова алтайца. Это изображение получается за счет игры теней.

Бабыр - так в этой легенде называется гора Бобырган (Бабырхан). Эта гора является самой высокой на фасе Горного Алтая, абсолютная отметка - 1008,6 м. Над уровнем реки Катунь Бобырган возвышается на 700 м. Находится эта гора на границе степной и горной зон, имеет живописные формы выветривания в виде башен, северный склон более крутой, чем южный. Может, именно благодаря своим оригинальным формам и необычному местоположению, эта гора тоже породила немало легенд.

Считается, что гора Бобырган - это бывший вулкан, по рассказам старожилов еще совсем недавно, лет 40-50 назад, в его кратере на вершине было озеро, теперь же там остался только родник.


Легенда об озере Ая (3-я легенда)

Давно это было...

Тогда на земле жили удивительные животные и добрые люди, но в противовес им водились и страшные животные и люди-людоеды.

В этих краях, среди прекрасной природы, жил кровожадный людоед Дельбегень. Много добрых людей погибло от него. Много зла и горя принес он добрым людям.

С грустью и гневом смотрела сверху вниз на злые деяния Дельбегена Луна (по-алтайски - Ай). В одну из ночей, когда Дельбегень творил свои грязные дела. Луна не вытерпела и спустилась в долину. Велика Луна, тяжела. Там, где опустилась она на землю, образовалась большая вмятина. Схватила Аи людоеда и, поднявшись высоко в небо, сбросила его вниз в реку Катунь. Поднялись высокие волны и залили вмятину, которая образовалась на том месте, куда опускалась Луна.

Так образовалось озеро. Спасенный род людской в память о тех давних событиях назвал это озеро Ая.

А на реке Катунь в том месте, куда Луна сбросила людоеда, образовались пороги, которые трудно проплывать. Это злой Дельбегень до сих пор строит козни людям и пытается их погубить.


Легенда об озере Ая (4-я легенда)

Жили в одном стойбище две сестры. Одна вышла замуж за богатого, другая - за бедного. В один год родились в этих семьях дети: у богатых - дочь, а у бедных - сын, Прошли годы, выросли дети. И вот однажды нанялся парень к богатому овец пасти.

Здесь встретился он с девушкой и полюбил ее, а она ответила ему взаимностью. Посватался бедняк к отцу своей возлюбленной, но богач даже не захотел говорить с пастухом. Велел отец дочери забыть про глупую любовь.

Решили влюбленные убежать из родного стойбища и пожениться в чужой стороне. Договорились они, что, как только сядет солнце, и загонит парень овец, встретятся они с девушкой на высокой скале. Но, оговорился парень, если не придет он после захода солнца, значит, не придет больше никогда, потому что узнал обо всем отец девушки и убил его.

Наступил долгожданный вечер, пришла девушка на условленную скалу и стала ждать. Вот уже солнце коснулось краешком своим гор, а любимого все нет. Испугалась девушка, что никогда его больше не увидит, и заплакала. И так она сильно плакала, что у ног ее целое озеро из слез натекло. Тут солнце совсем зашло, погас последний луч. С ним погасла и надежда на счастье. Любимого все нет и нет.

Решила девушка, что убил отец ее возлюбленного, а раз так, то и ей без любимого не жить. Бросилась красавица в то озеро, что появилось вокруг скалы, и утонула.

А парень опоздал всего на несколько минут. Не застал он девушки, увидел озеро чистое и прозрачное как слеза, понял он все и не захотел жить без любимой. Вскрикнул он: «Ах, я!» и бросился со скалы, на которой стоял, и разбился.

То озеро и поныне существует, а возле него скала с камнями красными, как кровь. И называется то озеро - Ая.


Легенда об озере Ая (5-я легенда)

Давным-давно в одном селении жила девушка. Однажды она пошла в лес за ягодами и вдруг в малине увидела раненого медведя. Очень испугалась девушка, но медведь смотрел на нее так жалобно, что страх девушки прошел. Пожалела она его, перевязала рану животному своим платком и стала каждый день ходить в лес навещать медведя.

У этой девушки был жених, и платок, который девушка отдала медведю, подарил ей он. Стал замечать жених, что нет у его невесты подаренного им платка, стала холодна с ним его возлюбленная и отлучается очень часто в лес. Решил он проследить, зачем же девушка бывает в лесу и быстро нашел ее в обществе медведя. Не понравилось юноше, что его невеста очень ласково и нежно разговаривала с медведем. Увидел он на диком звере свой подарок - платок, и охватила юношу страшная ревность. Вскинул он ружье и застрелил хозяина леса.

Обагрился медвежьей кровью платок девушки, Подняла она его, прижала к сердцу, обезумела от горя и с громким горестным криком; "А я?!", "А я?!" - побежала в лес. На пути ее встало озеро. Но девушка, вся в слезах, и не заметила его, кинулась в воду прозрачную и утонула с криком "А я?!"

Давно это было, но с той поры в местах, где бежала девушка, и капала медвежья кровь с платка, растет красная ягода, а озеро называется Ая.

Жил да был некогда мальчик. Родители у него умерли, и жил он у старшего брата. Жена брата была злая и сварливая. Она терпеть не могла мальчика, и при виде его у нее портилось настроение. Она часто набрасывалась на него с кулаками и руганью. К столу мальчика не подпускала, кормила объедками, одевала в дырявые лохмотья. Спал мальчик не в доме, а в хлеву, рядом с буйволом.
Каждое утро он выгонял буйвола на пастбище и только вечером возвращался домой. Буйвол привык к мальчику и часто ласкался к своему маленькому другу.
«Как же за ним не ухаживать? — думал мальчик. — Он ласковый, привык ко мне, пашет землю».
Надо сказать, что никто не знал настоящего имени мальчика, всегда видели его с буйволом и поэтому прозвали Пастушком. Пастушок пас буйвола на лугах с сочными травами, поил прозрачной, ключевой водой. Летом в жару он прятал его в тени деревьев, а зимой уводил на тот склон горы, куда не достигал холодный, пронизывающий ветер. Каждый день Пастушок старательно чистил его, шерсть на буйволе всегда блестела и лоснилась.
Мальчик пел незатейливые песенки, но никто, кроме буйвола, не слышал их, мальчик рассказывал четвероногому другу о своих маленьких радостях и печалях, буйвол внимательно смотрел на него большими глазами. Казалось, он слушает и понимает то, о чем говорит Пастушок.
Медленно шагая друг за другом, шли дни, месяцы, годы. Вырос мальчик, и стали называть его Пастухом.
Ты уже большой, — сказал однажды старший брат. — Пришло время и тебе обзавестись семьей. Даю тебе буйвола и повозку в придачу.
И сейчас же уходи от нас, — добавила жена брата. — Запомни, тебе брат отдает самое нужное для хозяйства. Ты должен быть доволен.
«Вот и хорошо! — подумал Пастух. — Хорошо, что мне буйвола отдали. Запрягу его в старую повозку и пойду куда глаза глядят. А им я все равно не нужен. Выгнали меня, словно воду выплеснули из кувшина».
Впряг он буйвола в повозку л побрел подальше от деревни. Шел он сначала по горной долине, потом через непроходимый лес и наконец вышел к большой горе. Нарубил Пастух дров, погрузил в тележку, отправился в город продавать. Но вот наступила ночь, до города еще далеко. Выпряг Пастух буйвола и улегся в повозку. На другой день добрался он до города, продал дрова, получил деньги, стал думать о том, как завести свое хозяйство.
…Уж много дней прошло с тех пор, как покинул Пастух дом брата. Построил он себе лачугу и покрыл
ее соломой. Рядом вспахал небольшой участок и засеял его. Так и жил Пастух один, работая в поле, ухаживая за буйволом.
Однажды вернулся он домой усталый, голодный, сел на скамейку и вдруг слышит:
Пастух!
Кто это? — удивился он.
С тех пор как он поселился здесь, никто не приходил сюда, и никто не знал, где он живет. Оглянулся Пастух и видит: стоит около него верный друг — буйвол и говорит человечьим голосом:
— Завтра вечером, только спустятся сумерки, идиза ту гору, что справа. Увидишь озеро у лесной опушки. В озере будут купаться феи, а одежду свою они оставят на берегу. Найди среди их одежды красное платье и спрячь его. Та фея, которой принадлежит это красное платье, и будет твоей женой.
На другой день, лишь только начало темнеть, Пастух пошел за правую гору, нашел опушку леса и увидел озеро. Кругом стояла удивительная тишина, лишь листья шелестели, да плескались у берега теплые волны. По вечернему небу плыли облака и отражались в воде.
Но вот послышался девичий смех — то в озере купались феи. Тихо подошел пастух к берегу и увидел одежду красивую, неземную. Нашел он красное платье, взял его, ушел за кусты и стал прислушиваться к веселой болтовне фей.
Время позднее, пора домой, — сказала одна из них. — Ведь, уходя на землю, мы не спросились у богини неба. Узнает она — накажет!
Зачем торопиться? — сказала другая. — Ведь когда-то еще нам удастся искупаться в этом озере? Побудем здесь еще немного.
Через некоторое время Пастух услышал тревожный голос той же девушки:
Моего платья нет! Куда же оно делось? Пастух вышел из-за кустов:
Не беспокойся, красавица, у меня твое платье. Оделась фея и стала расчесывать свои пушистые
волосы. Поведал ей Пастух о своей горькой судьбе. Рассказал о своем детстве, о старшем брате, выгнавшем его из дома, о верном друге буйволе, о хижине, построенной собственными руками.
Внимательно выслушала фея пастуха и посочувствовала ему. Когда же он кончил говорить, рассказала ему о себе:
— Я внучка всесильной богини неба. С утра до вечера я тку цветную шелковую ткань, и поэтому зовут меня Ткачихой. Каждое утро и каждый вечер бабушка берет наработанную мною ткань и украшает ею небо. Все видят мою работу: это облака, переливающиеся в солнечных лучах. Они красивы, но богиня неба всегда недовольна. Говорит, что ткани этой мало. Заставляет меня работать без отдыха, не разгибая спины, не выпуская из рук челнока. И даже не позволяет мне полюбоваться, как плавает по небу моя ткань. Лишь изредка, когда удается наработать столько ткани, что хватает ее на все небо, я могу подойти к окошку и поглядеть через него на созданные мною прекрасные облака. А люди еще говорят, что на небе хорошо! Нет. Там нет свободы, оттуда ничего не видно. Часто в бессонные ночи я думаю: хорошо было бы спуститься на землю и жить среди людей. Земля прекрасна, здесь очень интересно. Так думаю не только я, но и все мои подружки. Много раз они уговаривали меня пойти на землю тайком от богини неба, отдохнуть здесь, повеселиться, но я все боялась: вдруг узнает богиня, что тогда будет! Сегодня нам повезло: выпила богиня после обеда древнего ароматного вина да и задремала у себя на троне. Вот мы и спустились на землю, увидели озеро с чистой водой и решили искупаться. Долго мы сидели взаперти и лишь сегодня вздохнули свободно.
Если тебе не хочется возвращаться на небо, оставайся здесь, — сказал Пастух. — Поженимся, будем работать вместе.
Ну что ж, я согласна, — ответила Ткачиха, — давай поженимся и будем всегда жить на земле.
Через лес, через гору спустились они в долину, где стояла хижина с соломенной крышей.
Пошла у них с этих пор мирная, трудовая жизнь. Пастух работал в поле, а Ткачиха хлопотала по дому, изредка уходя в поле, чтобы помочь мужу. Жили они
душа в душу. Никогда не ленились и потому жили не то, чтобы богато, но в достатке.
Быстро прошли три года. Народились у Ткачихи мальчик и девочка. Когда дети подросли, мать часто рассказывала им интересные истории о звездах и о жизни на небе.
— Там есть красивые дворцы, — говорила она, — но нет свободы. А раз нет свободы, значит нет и счастья.
Рассказывала она им и о земной жизни: о шепоте листьев, о журчащем ручейке, о ласковом освежающем ветре. А дети сидели на коленях и внимательно слушали. Иногда Ткачиха грустила, и дети спрашивали, в чем дело. Но никому не могла сказать Ткачиха о печали, закрадывавшейся ей в душу. Чувствовала она, что настанет время, узнает богиня неба, где живет Ткачиха, и заберет ее к себе. Как об этом скажешь мужу и детям?
Вошел однажды Пастух в хлев, чтобы задать корм буйволу, и увидел на его глазах слезы.
В чем дело, друг мой? — спросил Пастух.
Умираю, — ответил буйвол, — пришел и мой черед. Видно, пришло время расстаться… Умру, сними мою шкуру и сохрани. В трудную минуту она поможет тебе: только набрось ее на плечи — и беда минует.
Сказал так буйвол и умер. Жалко было Пастуху снимать с него шкуру, но послушался буйвола, сделал, как тот велел. Похоронил Пастух буйвола позади дома у подножия горы.
А богиня неба узнала-таки, что феи опускались на землю и купались в озере. Разгневалась она, посадила всех фей в темную комнату и не выпускала, пока они не состарились. Внучку же, посмевшую остаться на земле, богиня возненавидела. Решила она вернуть Ткачиху на небо и наказать ее.
Спустилась однажды богиня неба на землю, разведала, что ее внучка вышла замуж за Пастуха и живет в его доме. Вошла она в дом, когда Пастух работал в поле, схватила Ткачиху и потащила за собой. Но дети Ткачихи вцепились в подол ее платья и не отпускали мать. Не. пожалела богиня неба плачущих детей, оттолкнула их в сторону и унесла Ткачиху на небо. Но мать успела крикнуть детям:
— Бегите к отцу! Расскажите ему!
И погнался бы Пастух за богиней неба, чтобы освободить любимую жену, но как подняться на небо? И вдруг он вспомнил слова, сказанные буйволом перед смертью: «Сними мою шкуру и сохрани, в трудную минуту она поможет тебе».
Накинул Пастух шкуру буйвола на плечи, перекинул через плечо две корзины, в одну посадил сына, в другую — дочь, вышел на двор и сразу взвился вверх. И скоро увидел он богиню неба, которая несла Ткачиху.
— Это я, дорогая! — закричал он.
Все ближе и ближе подлетал Пастух к богине неба, еще немного — и он отнимет у нее любимую жену. Но богиня неба вынула из волос шпильку и бросила перед Пастухом. Образовалась перед ним широкая река. Высокие волны катились по ней, не преодолеть Пастуху этой преграды. Так и остался Пастух на одном берегу реки, а Ткачиха — на другом. Лишь издали любовались они друг другом и никогда не могли быть вместе.
И до сих пор на южном берегу Небесной реки сверкает звезда «Пастух», а на другом берегу — «Ткачиха».
Так жестоко наказала богиня неба свою внучку за ослушание. Лишь когда богиня неба совсем постарела и немного подобрела, разрешила она Ткачихе встречаться с Пастухом раз в году, в седьмой день седьмого месяца. Каждый год в этот день со всего света слетаются к Ткачихе сороки и образуют живой мост, по которому она добирается до Пастуха. Ходит людская молва: именно в этот день нигде не увидишь сорок, все они улетают на небо. А еще люди говорят, что если сесть в этот день у виноградной лозы, то можно услышать, о чем разговаривают Ткачиха и Пастух.

Растения в легендах и сказаниях Руси


Воронкина Людмила Артемьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ г.о. Тольятти

Данный материал будет интересен учащимся среднего и старшего школьного возраста.
Цель: расширение кругозора детей.
Задачи: познакомить учащихся с красивыми историями, связанными с растениями.

По древним преданиям растениями землю одарил восточнославянский бог Ярило (по мнению ученых, слово это восходит корнями к двум словам яра-весна, и яр-год, не секрет, что раньше, в языческое время, год вел свой отсчет от весны). "Ох ты, гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми..." И так каждую весну, расцветает земля от зимнего сна.

ЛЕГЕНДА О ЛАНДЫШЕ

В древнеславянских сказаниях цветы ландыша называли слезами Волховы (хозяйка подводного царства), которая любила гусляра Садко, сердце которого принадлежало земной девушке - Любаве. Узнав, что сердце возлюбленного занято, Волхова не стала открывать своей любви Садко, но иногда по ночам, при свете луны на берегу озера, она горько рыдала. А крупные слезы-жемчужины, коснувшись земли, прорастали ландышами. С тех времен ландыш на Руси стал символом скрытой любви.

ЛЕГЕНДА О РОМАШКЕ

На свете жила девушка и был у нее любимый - Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать - и приснился ему простой цветок - желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветуечка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого - Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке - "Лю-бит-не любит!"

ЛЕГЕНДА О ВАСИЛЬКЕ

Старинный народный миф повествует о том, как в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Любовь их была взаимной, но влюблённые никак не могли решить, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием и превратила его в полевой цветок цвета прохладной синевы воды. С тех пор, каждое лето, когда зацветают синие васильки в полях, русалки плетут из них венки и надевают на головы.

ЛЕГЕНДА ОБ ОДУВАНЧИКЕ.

Однажды цветочная богиня спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам, по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок. Первым ей встретился тюльпан. Богиня решила поговорить с ним:
- О чём ты мечтаешь, Тюльпан? - спросила она.
Тюльпан, не задумываясь, ответил:
- Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой. Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса. Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой.
От самонадеянности тюльпана богиня погрустнела. Она повернулась и побрела дальше. Вскоре на пути ей попалась роза.
- Могла бы ты стать моим любимым цветком, Роза? - поинтересовалась богиня.
- Если ты посадишь меня у стен своего замка, чтобы я могла оплести их. Я очень хрупкая и нежная, я не могу расти, где попало. Мне нужны опоры и очень хороший уход.
Ответ розы не понравился Богине и она отправилась дальше. Вскоре она вышла на опушку леса, которая была покрыта фиолетовым ковром фиалок.
- Ты бы стала моим любимым цветком, Фиалка? - спросила Богиня, глядя с надеждой на маленькие изящные цветы.
- Нет, я не люблю внимания. Мне хорошо здесь, на опушке, где я спрятана от любопытных глаз. Ручей поливает меня, могучие деревья заслоняют от жаркого солнца, которое может повредить моему глубокому насыщенному цвету.
В отчаянии Богиня побежала, куда глаза глядят и чуть не наступила на ярко-желтый одуванчик.
- Тебе нравится жить здесь, Одуванчик? - спросила она.
- Мне нравится жить везде, где есть дети. Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу. Я мог бы прижиться где угодно: по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям.
Богиня улыбнулась:
- Вот цветок, который будет моим самым любимым. И теперь ты будешь цвести везде с ранней весны и до поздней осени. И будешь любимым цветком детей.
С тех пор одуванчики цветут долго и практически в любых условиях.

ЛЕГЕНДА ОБ АНЮТИНЫХ ГЛАЗКАХ

На Руси существовало поверье, что жила-была красавица Анюта добрая и доверчивая, да всей душой полюбила она красавца-соблазнителя, но он испугался ее любви и уехал, пообещав скоро вернуться. Долго ждала его Анюта глядя на дорогу, угасая от тоски и умерла. На могиле у нее выросли трехцветные «фиалки», и каждый из цветов олицетворял собой Анютины чувства: надежду, обиду и печаль от неразделенной любви.

ЛЕГЕНДА О РЯБИНЕ

Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался, пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».

ЛЕГЕНДА О КАЛИНЕ

Когда-то давно, когда ягоды калины были слаще малины, жила-была девушка, влюбленная в гордого кузнеца. Кузнец не замечал ее и часто гулял по лесу. Решила она тогда поджечь лес. Пришел кузнец к своему любимому месту, а там лишь куст калины растет политый слезами, а под ним сидит заплаканная девушка. Пролитые ей слезы не дали сгореть последнему кусту в лесу. И тогда прикипело сердце кузнеца к этой девушке, да было поздно, как и лес, сгорела молодость и красота девушки. Она быстро состарилась, но к парню вернулась способность отвечать на любовь. И вплоть до старости он видел образ юной красавицы в своей сгорбленной старухе. С тех пор, ягоды калины стали горькими, как слезы от неразделенной любви.

ЛЕГЕНДА О ШИПОВНИКЕ

Существует легенда, которая рассказывает, откуда же появился сам шиповник и как были обнаружены его целебные свойства. Когда-то полюбили друг друга молодая казачка и юноша, но старый атаман тоже положил глаз на красавицу. Он решил разлучить влюбленных и отправил молодого парня на военную службу. На прощание тот подарил своей возлюбленной кинжал. Старый атаман хотел заставить казачку выйти за него замуж, но она сбежала и убила себя подаренным оружием. На месте, где пролилась ее алая кровь и вырос куст, который укрылся красивыми цветками с обворожительным ароматом. Когда атаман хотел сорвать удивительный цветок, куст покрылся колючими шипами и как не старался казак, у него ничего не получилось, только руки все изранил. Осенью на смену цветкам появились яркие плоды, но никто не рисковал их даже попробовать, однажды бабушка старая села отдохнуть с дороги под кустом и услышала, как он к ней девичьим голосом промолвив, чтобы не боялась она, а приготовила чай из ягод. Послушалась старушка и выпив чай, почувствовала себя на 10 лет моложе. Хорошая слава быстро разошлась и шиповник стали знать и использовать в лечебных целях.

ЛЕГЕНДА О БОЯРЫШНИКЕ

По русским преданиям, жила в деревне зеленоглазая девушка с красивым лицом, выше всех добродетелей она ценила верность и чистоту. Но приглянулась она внуку Чингисхана, Бату-хану. Несколько дней он безуспешно пыталась поговорить с ней, но девушка была помолвлена и не отвечала Бату-Хану. Тогда Бату-Хан выследил ее, однако не испугалась русиянка, выхватила из-под шушпана кинжал и ударила себя в грудь. Упала замертво к подножию боярышника, и с тех пор молодых девушек на Руси стали называть боярышнями, барышнями, а молодых женщин - боярынями.

Легенда о растении кукушкины слезы

Говорит о том, что кукушка на праздник вознесенья плакала над этим растением и на его цветках остались пятнышки от ее слез. Присмотритесь внимательно и вы действительно увидите пятнышки - вот почему растение назвали кукушкины слезы! Другое название кукушкиных слез - ятрышник пятнистый.

ЛЕГЕНДА О ПАПОРОТНИКЕ

Всем известна эта легенда, повествующая об Иванове дне (Языческий праздник Ивана Купалы, ранее, до крещения Руси отмечавшийся в день летнего солнцестояния (т.е. самого длинного светового дня года), сейчас его отмечают 7 июля в день Рождества Иоанна Крестителя т.е. астрономическое соответствие языческому празднику теперь утеряно). Так вот, по легенде, именно в полночь на Ивана Купалу зацветал ярко-огненный цветок папоротника, да такой яркий, что смотреть на него невозможно и раскрывалась земля, выставляя напоказ все сокровища и клады. Невидимая рука срывает его, а руке человека почти никогда не удавалось это сделать. Кто сумеет сорвать этот цветок, тот приобретет власть повелевать всем. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали «в чем мать родила» по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

ЛЕГЕНДА ОБ ИВАН-ЧАЕ

Связана она с русским старинным словом «чай» (не напиток!), которое обозначало: скорее всего, пожалуй, по всей видимости и пр. В одной русской деревне жил парень Иван. Очень любил он красные рубахи, бывало наденет рубаху, выйдет на околицу и ходит вдоль опушки леса, гуляет. Жители села увидев яркий красный цвет среди зелени говорили: «Да это Иван, чай, ходит». Так привыкли к этому, что даже не заметили как Ивана в селе не стало и стали говорить на появившиеся внезапно у околицы алые цветы «Да это Иван, чай!»

ЛЕГЕНДА О КУПАЛЬНИЦЕ

Старинная легенда о купальнице пришедшая к нам из Западной Сибири: "Стройный молодой пастух Алексей пригонял часто табуны коней на водопой к Байкалу. С разгону влетали кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неугомонней всех был Алексей. Он так радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок. Русалки стали придумывать разные хитрости, чтобы завлечь Алексея, но ни одна из них не удостоилась его внимания. Уныло вздыхая, русалки погрузились на дно озера, но одна так полюбила Алексея, что не захотела с ним расставаться. Она стала выбираться из воды и незаметно преследовать пастуха. Волосы ее выгорели от солнца и стали золотыми. Холодный взор загорелся. Однако Алексей ничего не замечал. Иногда он обращал внимание на необыкновенные очертания тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Но и тогда только смеялся и так разгонял коня, что русалка в страхе отскакивала в сторону. Последний раз она сидела недалеко от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шёпотом, грустной песней и бледной улыбкой, но когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок Купальницы, который сибиряки ласково называют Жарками."
Как видите, множество сказаний повествуют нам о событиях связанных с растениями. В основном все связаны с высшими человеческими чувствами: любовью, гордостью, верой, надеждой, верностью, смелостью. Также существует ряд преданий о целительной силе растений.

ЛЕГЕНДА О САБЕЛЬНИКЕ.