Либеральные реформы 60 70 годов кратко

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

План Причины проведения реформ Земская реформа Городская реформа Судебная реформа Военная реформа Реформа в области народного образования Значение реформ

Причины проведения реформ 1.После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами 2.Государство не могло осуществлять все местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств 3.Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами 5.Рекрутская система не только не обеспечивала российскую армию подготовленными резервами, но и была возможна лишь в условиях крепостного права: свободного человека невозможно было на долгие годы вырвать из семьи и отправить в казарму 4.Дореформенный русский суд, сословный, зависевший от администрации и негласный, после отмены крепостного права стал окончательно непригоден 6.Реформа системы просвещения была необходима, так как Россия далеко отставала от Европы по уровню грамотности населения.

Земская реформа Председатель Председатель Губернское земское собрание Губернская земская управа Председатель Уездное земское собрание Председатель Уездная земская управа Избирательные курии I курия: землевладельцы имевшие не менее 200 десятин земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход более 6 тыс. рублей. II курия: собственники неземельных имуществ Купцы трех гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс. руб. III курия: крестьяне не имела имущественного ценза. От каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. На уездных земских собраниях избирались представители губернского земского собрания.

Земская реформа В земстве, в том числе в его постоянных органах (управах) совместно работали представители всех сословий. Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на «мужичьих» гласных сверху вниз. А крестьяне зачастую относились к участию в работе земства как к повинности и избирали в гласные недоимщиков. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Земская реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Дворяне Крестьяне Купцы Духовенство Прочие Уездное земское собрание 42% 38% 10% 6,5% 3% Уездных земских управах 55,5% 31% 13,6% губернских земских учреждениях 74% 10,6% 15% Сословный состав земских собраний

Земская реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – учителей, врачей, агрономов – земские служащие Земства вводились на уровне уездов и губерний Земства решают не только местные хозяйственные дела, но и активно включаются в политическую борьбу

Судебная реформа - 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Принципы судопроизводства Бессословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого Выборность – мирового судьи и присяжных Гласность – на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса Независимость – на судей не могла оказывать влияние администрация Состязательность – участие в судебном процессе прокурора (обвинение) и адвоката (защита)

Судебная реформа - 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Судебная система по реформе 1864 Сенат – высшая судебная инстанция Правительство назначени е Судьи Окружной суд - сложные дела 12 присяжных заседателей (ценз) Прокурор Адвокат Мировой судья Мировой суд – мелкие уголовные и гражданские дела Городские думы Земства избрание избрание на 3 года на 3 года

Судебная реформа - 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Недостатки судебной реформы Сохранение сословных судов Волостные суды, рассматриваемые мелкие споры между крестьянами Дворянские суды – в компетенции, которых входило решение сословных вопросов Ограничение в праве быть присяжным заседателем Имущественный ценз Занимать государственную или общественную должность Не могли быть присяжными священники, монахи, военнослужащие, рабочие

Классические Реформа в области народного образования Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Изменения в системе образования Университетский устав 1863 г. Школьный устав 1864 г. Автономия Гимназии Реальные Готовили к поступлению в университете Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения Создан совет университета, Решавший все внутренние вопросы Избрание ректора и преподавателей Сняты ограничения для студентов (их проступки рассматривал студенческий суд)

Реформа в области народного образования Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Женское образование В 60-70 е годы в России появилось женское высшее образование Курсистка. Николай Ярошенко В 1869 годы были открыты высшие женские курсы. Наибольшую популярность приобрели курсы открытые в Москве в 1872 году (словесно-исторический отделение) и Петербурге в 1878 году (математическое отделение).

Военная реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. В 1864 г. вместо корпусной системы вводится военно-окружная система, создаются 15 военных округов, получивших определенную самостоятельность. Военного министерства, которое теперь осуществляло лишь общее руководство и контроль в войсках. Командующий войсками округа сосредоточивал в своих руках всю полноту как военной, так и гражданской власти в округе, а в случае войны становился командующим армией, развертывающейся на территории округа. В середине 1860-х гг. проводится реорганизация военно-учебных заведений: вместо кадетских корпусов создаются военные училища и военные гимназии. Кроме того, в 1864 г. были образованы юнкерские училища. Всего к 1876 г. действовало 17 военных училищ, которые ежегодно выпускали около 1500 офицеров, что было достаточно для армии. Военный Министр России (1861-1881 гг.). Автор военных реформ второй половины XIX столетия.

Военная реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. 1874 Принят Устав о Воинской повинности Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный манифест о нем. Вместо существующих со времен Петра I рекрутских наборов в России вводится всеобщая воинская повинность К военной службе привлекалось мужское население по достижении 21 года. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (свыше 50 % призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны. Устав определил общий срок военной службы 15 лет (на флоте 10), из них действительная военная служба 6 лет (на флоте 7), в запасе 9 лет (на флоте 3 года).

Военная реформа(льготы) Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Отсрочки по семейному положению и другие. Освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. От военной службы полностью освобождались духовенство, врачи и преподаватели В военное время все войска пополнялись призывниками и отпускниками (резервистами) так, чтобы 75 % комплектования проводилось уроженцами внутренних губерний, т.е. русскими, и только четвертая часть пополнялась жителями пограничных областей.

Городская реформа 1870 год Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Плательщики городских сборов Городская дума – представительный орган городского самоуправления, избиравшиеся на 4 года Городская управа – исполнительный орган городского самоуправления Городская управа Мелкие Средние Крупные Из Городового положения (1870 год) « 1. Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству представляется городскому общественному правлению, а надзор за законным сего исполнением – Губернатору, на точном основании правил настоящего Положения» « 9. Городское общественное управление, в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно » « 10. Лица, избранные на должность Городского Головы, а также назначенных для временного замещения сей должности… утверждается в сих званиях: в губернских городах – Министром внутренних дел, а в прочих городах - губернатором»

Значение реформ Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем

Источники Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. http:// nilsky-nikolay.livejournal.com/474691.html http:// bibliotekar.ru/istoriya/218.htm http://bibliotekar.ru/rusKluch/86.htm История царствования императора Александра II (в картинах). - Санкт-Петербург, 1882


Непосредственной причиной проведения либеральных реформ 60-70-х гг. XIX века стала крестьянская реформа 1861 года. Она потребовала реорганизации всей системы государственного управления.

1.Земская реформа. Была проведена в 1864 г .

В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Все избиратели были разделены на 3 курии – землевладельцы, крестьяне, горожане. Они избирали гласных (депутатов) уездных земских собраний. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков.

Из своей среды (среди себя) они избирали членов уездных земских управ и представителей в губернское земское собрание. В губерниях также избирались земские управы. Губернские и уездные земские собрания выполняли распорядительные функции, управы – исполнительные.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. На эти цели земства имели права назначать и собирать налоги с местного населения. Земства находились под контролем губернаторов, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.

2. Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870г. создало в городах всесословные органы самоуправления – городские думы и городские управы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем губернаторов.

3. Судебная реформа. Начала осуществляться в 1864г . Основные принципы реформы:

1) всесословность суда

2) независимость суда от администрации

3) состязательность судебного процесса.

4) гласность и публичность судебных заседаний (в зал суда допускается публика и ход процесса освещается в печати)

2) принцип презумпции невиновности (пока не доказано в суде – невиновен)

Появилось несколько видов судебных учреждений:

1.Мировые судьи (низший уровень). Они избирались на уездных земских собраниях. Им передавались в ведение мелкие уголовные и гражданские дела. Главная задача судей – не осудить виновного, а привести стороны к соглашению. Максимальное наказание – до 1 года тюрьмы или исправительных работ. Мировые суды освобождали суды более высоких инстанций от мелких дел, чем ускоряли судопроизводство.

2. Окружной суд (общая инстанция). Рассматривал более серьезные уголовные дела, заседание вел коронный судья. Решение о виновности подсудимого выносил суд присяжных, состоящий из представителей общественности. Подсудимому предоставлялся адвокат. Заседание суда состояло из состязания между защитником и обвинителем.

3. Судебная палата. В ней можно было обжаловать решение вышестоящих судов. Это был суд первой инстанции для политических преступлений.

4. Сенат (высшая судебная инстанция), в которой можно было обжаловать решение нижестоящих судов. В Сенате составлялись списки коронных судей, которые затем подписывал император. Звание судьи было пожизненным.

4. Военная реформа стала осуществляться с 1874г. По этой реформе был изменён порядок набора армии. Вместо рекрутской повинности была введена всеобщая воинская обязанность. Срок службы сокращался с 25 лет до 6 лет – в армии, 7 лет – во флоте. Призыву подлежали все лица мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Они должны были встать на воинский учёт. Из признанных годными по состоянию здоровья по жребию отбиралось необходимое армии и флоту количество новобранцев. Остальные записывались в ополчения.

Существовали льготы в несении службы по семейному положению и образованию. В армию не брали единственного кормильца семьи. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до 3-х лет, среднее-2-х, высшее-1 года.

Была проведена реформа высших военных учебных заведений, в которые теперь могли поступать не только дворяне. В армии запрещались телесные наказания. Все люди, прошедшие военную службу должны были научиться читать и писать. В результате реформы численность армии в мирное время сокращалась примерно в 3 раза, а в военное время могла увеличится в несколько раз за счёт обученного резерва. Сэкономленные на содержании армии средства шли на ее перевооружение.

5. К либеральным реформам 60-70гг. относят также образовательную реформу , которая заключалась в увеличении количества высших и средних учебных заведений и облегчению поступления в них недворян. Университеты получили внутреннюю автономию. Должности ректора и деканов стали выборными.

6. Реформа печати заключалась в ослаблении цензуры и облегчении процедуры открытия новых газет и журналов.

Цели урока:

  1. Изучить основные положения судебной, военной реформ и реформы в области просвещения 60-70-х гг. XIX в., сформировать представление об их значении в истории России.
  2. Закрепить навыки работы с текстом учебника, обобщения исторических фактов, умение делать выводы, решать проблемную ситуация и аргументировать свою точку зрения. Формировать умение работать с текстом исторических источников.
  3. Способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  1. Данилова А.А. История России, XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009
  2. Презентация “Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в.” (Приложение 1)
  3. Документы:
    Положение о начальных народных училищах (1864 г.).
    Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 г.).
    Основные положения Университетского устава 1863 г. (Приложение 2)

План-конспект урока.

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель: сегодня на уроке мы завершаем изучение реформ Александра II. Наша задача познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в. (Слайд 2)

О каких реформах Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель?

Ученики: крестьянская (1861 г.), освободившая крестьян от крепостной зависимости, земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы (Слайд 3).

Учитель: Почему эти реформы были необходимы в России второй половины XIX века?

Ученики: отставание России, низкая эффективность крепостного труда, массовые выступления крестьян, Крымская война показала отставание армии.

Учитель: либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. активно изучались и изучаются историками. Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие, а советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (Слайд 4) . Ваша задача – дать в конце урока свою оценку реформам. Поможет вам в этом заполнение таблицы, начало которой вы сделали дома (Слайд 5) :

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)
Судебная (1864 г.)
Военная (1874 г.)
В области просвещения

(1863-1864 гг.)

Проверка домашнего задания: ученики зачитывают значение и недостатки крестьянской, земской, городской реформ; объясняют понятия “гражданское общество” и “правовое государство” (Слайд 6) .

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)

II. Изучение нового материала

Учитель: Продолжим изучение реформ Александра II и заполнение таблицы.

1. Судебная реформа 1864 г. (Работа с текстом учебника: стр.147–148.)

Прочитайте в учебнике о содержании судебной реформы и расскажите о ней по плану (Слайд 7) :

  1. принципы нового суда
  2. мировые суды
  3. общие суды:
    а) окружные суды
    б) судебные палаты
  4. роль Сената
  5. значение реформы
  6. недостатки реформы

Ответ учеников:

  1. принципы нового суда: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность некоторых судебных органов (Слайд 8) ;
  2. мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи выбирались земскими собраниями и городскими думами из лиц не моложе 25 лет, существовал высокий образовательный и имущественный ценз;
  3. общие суды: а) окружные суды назначались императором, рассматривали уголовные и сложные гражданские дела, первые – с участием 12 присяжных заседателей, которые выносили вердикт;
    б) судебные палаты назначались императором, рассматривали апелляции, рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников;
  4. роль Сената: высшая судебная инстанция (Слайд 9) ;
  5. значение реформы: в России создавалась самая передовая судебная система;
  6. и недостатки реформы: сохранение особых судов для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников (Слайд 10) .

Записываем в таблицу значение и недостатки реформы.

2. Военная реформа 1874 г.

Учитель: Крымская война показала отсталость русской армии. Как она комплектовалась? Что такое рекрутская повинность? Был ли у армии запас?

Ученики: русская армия со времен Петра I комплектовалась на основе рекрутской повинности – выставления определенного числа рекрутов от общины. Служба длилась 25 лет, поэтому отслуживший уже не считался военнообязанным и запаса у армии не было.

Учитель: Послушаем сообщение о военной реформе. Ваша задача – назвать основные направления реформы, ее значение (Слайд 11) .

Сообщение ученика о военной реформе.

Учитель: назовите основные направления реформы, направления изменений в армии. Для этого обобщите услышанные вами факты.

А) факты: численность русской армии в 1864 г. – 1 млн. 132 тыс. человек, в 1867 г. – 742 тыс. человек (Слайд 12) .

Ученики называют направление: сокращение численности армии.

Б) факты: создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.), Морской академии (1877 г.) (Слайд 31) .

Ученики: развитие системы военного образования.

В) факты: отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности с 20 лет (Слайд 14) .

Ученики: изменение порядка комплектования армии.

Г) факты: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота (Слайд 15) .

Ученики: перевооружение армии и флота.

Д) факты: по новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания (Слайд 16) .

Ученики : совершенствование боевой подготовки.

Ученики (Слайд 17) . Ответы записываются в таблицу.

3. Реформы в области просвещения (1863–1864 гг.)

Учитель: уже в первой половине сформировались три ступени образования: начальная, средняя, высшая. Реформы затронули каждый из них (Слайд 18) .

Поработаем по рядам с документами, выясним, что изменилось в каждом уровне образования.

1-й ряд. Работает с Положением о начальных народных училищах (1864 г.) (Слайд 19).

Отвечает на вопросы:

1. Какие учебные заведения создавались данным Положением?
2. Что изучалось в народных училищах?
3. Кто принимался в народные училища?
4. Как решался вопрос об оплате за обучение?

2-й ряд. Работает с Уставом гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения (1864 г.) (Слайд 20) .

Отвечает на вопросы:

1. Какие виды гимназий создавал Устав? Чем они различались?
2. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях?
3. Было ли обучение в гимназиях доступно для всех?

3-й ряд. Работает с Основными положениями Университетского устава 1863 г. (слайд 21).

Отвечает на вопросы:

1. Кто осуществлял управление университетом?
2. Как назначались деканы факультетов и ректор университета?
3. Как формировался Университетский суд? Каковы его функции?
4. Кто мог стать студентом университета?
5. Каковы преимущества университетов?

Учитель: возможность университетов решать многие вопросы самим означала их автономию, т.е. самостоятельность.

Реформы создали условия для развития женского образования: появились женские гимназии, открывались высшие женские курсы (Бестужевские курсы в Петербурге), женщины стали допускаться в университеты как вольнослушатели, т. е. не получали дипломов о высшем образовании.

Ученики отвечают на вопрос учителя о значении и недостатках реформы (Слайд 22) . Ответы заносятся в таблицу и ее заполнение завершается (Слайд 23):

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки (помещичье землевладение, повинности временнообязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки)
Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами.
Городская (1870 г.) Как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.
Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков прошлого (особые суды).
Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска.
В области просвещения

(1863-1864 гг.)

Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

III. Заключительный этап урока

Ученики, глядя на обобщающую таблицу, формулируют свои оценки и объясняют их, отмечают значительную роль реформ для России и незавершенность некоторых из них.

Подведение итогов урока.

Запись домашнего задания (Слайд 24) :
подготовиться к самостоятельной работе,
повторить содержание и значение реформ Александра II по п.20, стр. 144–150,
проверить свои знания можно с помощью практикума на сайте: http://fcior.edu.ru/card/9397/velikie-reformy.html

Земская реформа. В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. Она способствовала приобщению деревни к культуре и более цивилизованному образу жизни, оживлению либерального движения, укрепила связь интеллигенции с народом. 1 января 1864 г. было утверждено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения - земства. Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов) - проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия - землевладельческая - состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс. руб. Вторая курия - городская - объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб. и владельцев недвижимости не менее чем на 2 тыс. руб. Выборы по третьей курии - сельских крестьянских обществ - были многостепенными.

Земства избирались на три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы - земские управы - в составе председателя и нескольких членов. Собрания гласных проходили раз в год.

В их компетенцию входило распределение государственных и утверждение местных налогов, местное хозяйство, медицина, образование. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. Главной проблемой земств, помимо ограниченности компетенции, было скудное финансирование их деятельности, осуществлявшееся за счет местных налогов. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию российской интеллигенции. Служащие земств и часть дворянства составили земское движение, главным требованием которого было создание центрального земского учреждения. Правительство, стремясь избежать возникновения оппозиции, не допускало контактов между земствами разных губерний. Губернаторам поручалась цензура земских докладов. Постановление земского собрания могло быть отменено губернатором или министром внутренних дел.

Городская реформа. Подготовка к городской реформе началась в 1861 г. Проект, представленный в 1864 г., долго обсуждался и переделывался. Правительство опасалось превращения городских дум в политическую трибуну. "Городовое положение" было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным собраниям на основе имущественного ценза. В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую - более мелкие, уплачивавшие другую треть налогов.

В компетенцию городского управления входило благоустройство, развитии торговли, устройство больниц, школ, городское налогообложение. В 1892 г. самоуправление было введено в 621 городе из 707.

Судебная реформа. Одной из самых радикальных реформ 60-х годов стала судебная. В 1864 г. был обнародован указ о судебной реформе. Она вводила общие судебные правила для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства. Вводились новые принципы - суд присяжных, гласность и состязательность судопроизводства, равная ответственность всех перед судом, независимость суда от администрации. Вводились два типа судов - мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи рассматривали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.

Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Сенат был высшей судебной инстанцией.

Военная реформа. С отменой крепостного права стало необходимым реформировать армию. Инициатором и руководителем военной реформы был генерал Д.А. Милютин, возглавлявший военное министерство с 1861 по 1881 г. Реформы осуществлялись в течение 12 лет. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет.

В 1862 г. началась реформа военного управления. Для оперативного руководства войсками страна была разделена на 15 военных округов. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. За три года - с 1864 по 1867 г.- численность армии снизилась с 1132 тыс. человек до 742 тыс. при сохранении военного потенциала.

Подготовка реформ на флоте началась еще до Крымской войны. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич и его соратники разработали ряд проектов, по которым в 60-е годы было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями.

В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса. В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска.

В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. Военные теоретики М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, Г.А. Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии поя-вились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и фи-зической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, коренным образом изменивший систему ком-плектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет.

Чем дальше, тем больше в российском обществе нарастал раскол между быстро эволюционировавшими влево демократическими силами и консерваторами, сумевшими склонить на свою сторону и царя. В то же время либеральный "центр", который мог бы уравновесить крайние течения, был пока ещё очень слаб, подвергаясь нападкам и преследованиям со стороны властей и безжалостной критике со стороны революционеров. Его основными постулатами были: свободное развитие человеческой личности, государственные гарантии соблюдения прав и свобод граждан, неприкосновенность частной собственности, свобода экономической конкуренции, идейно-политический плюрализм, отрицание революционного насилия и приверженность эволюционным методам общественного развития. В переводе на язык практической политики это означало, что либералы были сторонниками ликвидации всех сословных привилегий, привлечения земских и городских общественных деятелей к законотворчеству и управлению страной, облегчения положения крестьянства и приобщения его к культуре. Наиболее видными представителями либерализма в России во второй половине XIX в. были К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, а среди либеральных органов печати выделялись журналы "Вестник Европы", "Русская мысль" и др. Однако в условиях самодержавной России либерализм был обречён на длительный период "утробного" развития, оставаясь организационно неоформленным и пытаясь найти точки опоры в земствах, городских думах, университетах и различных научных обществах.

Описание презентации Либеральные реформы 60 -70 -х годов 19 века по слайдам

План изучения темы 1. Причины проведения реформ 60– 70 -х гг. XIX в. 2. Реформы местного самоуправления. а) Земская реформа б) Городская реформа 3. Судебная реформа. 4. Реформы системы образования. а) Школьная реформа. б) Университетская реформа 5. Военная реформа.

Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863 -1864 гг.)

*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие (К. Д. Кавелин, В. О. Ключевский, Г. А. Джаншиев). * Советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (М. Н. Покровский, Н. М. Дружинина, В. П. Волобуев).

Название Содержание реформы Их значение Их недостатки Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская (1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863 -1864 гг.)

6 Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861 г. Итоги крестьянской реформы Открывала путь к развитию буржуазных отношений в России Носила незавершенный характер, порождала социальные антагонизмы (противоречия) «Воля» без земли

Реформы Их значение Их недостатки Крестьянск ая (1861 г.) Переломный момент, грань между феодализмом и капитализмом. Создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки; крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки).

Реформа местного самоуправления 1864 году было введено «Положение о земских учреждениях» . В уездах и губерниях создавались органы местного самоуправления — земства.

9 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.). “Положение о губернских). “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Содержание реформы Создание губернских и уездных земств – выборных органов местного самоуправления в сельской местности Функции земств Содержание местных школ, больниц; строительство дорог местного значения; организация сельскохозяйственной статистики и т. д.

11 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.).). “Положение о губернских“Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Структура земских учреждений Земская управа исполнительный орган и збиралась на 3 года Земское собрание в составе гласных (гласные – выборные члены земских собраний и городских дум) распорядительный орган избирались населением на цензовой основе по сословному признаку, собирались ежегодно

Земская реформа В земстве, в том числе в его постоянных органах (управах) совместно работали представители всех сословий. Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на «мужичьих» гласных сверху вниз. А крестьяне зачастую относились к участию в работе земства как к повинности и избирали в гласные недоимщиков. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Курии - разряды, на которые делились избиратели по имущественному и социальному признаками в дореволюционной России при выборах.

Земская реформа 1 гласный (депутат) по землевладельческой и крестьянской куриям избирался от каждых 3 тыс. крестьянских наделов. По городской курии – от владельцев имущества, равного по стоимости тому же количеству земли. Скольким голосам крестьян равнялся голос землевладельца, имеющего 800 дес. , если душевой надел составлял 4 дес. ? В этом случае 1 голос помещика = 200 голосам крестьян. Почему при создании земских органов не было обеспечено равное избирательное право для крестьян, горожан и землевладельцев? Потому что в этом случае образованное меньшинство «потонуло» бы в неграмотной темной крестьянской массе. ?

Земская реформа Земские собрания собирались 1 раз в год: уездные – на 10 дней, губернские – на 20 дней. Сословный состав земских собраний? Почему среди губернских гласных доля крестьян была заметно ниже, чем среди уездных? Дворяне Купцы Крестьяне Прочие Уездное земство 41, 7 10, 4 38, 4 9, 5 Губернское земство 74, 2 10, 9 10, 6 4, 3 Крестьяне были не готовы заниматься далекими от их повседневных нужд губернскими делами. Да и добираться в губернский город было далеко и дорого.

Земская реформа Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – учителей, врачей, агрономов – земские служащие Земства вводились на уровне уездов и губерний Земства решают не только местные хозяйственные дела, но и активно включаются в политическую борьбу

Ваши комментарии. Земства. Московский дворянин Киреев писал о земствах: «Мы, дворяне – гласные; купцы, мещане, духовенство – согласные, крестьяне — безгласные» . Объясните, что хотел сказать автор?

Земская реформа Земства занимались исключительно хозяйственными вопросами: устройством дорог, борьбой с пожарами, агрономической помощью крестьянам, созданием продовольственных запасов на случай неурожая, содержанием школ и больниц. Для этого собирались земские налоги. Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. 1865 г. ? На какие группы делятся гласные земства на рисунке К. Трутовского?

Благодаря земским врачам сельские жители впервые получили квалифицированную медицинскую помощь. Земский врач был универсалом: терапевтом, хирургом, стоматологом, акушером. Иногда операции приходилось делать в крестьянской избе. Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач. Худ. И. И. Творожников.

Земская реформа Особую роль среди земских служащих играли учителя. В чем, по-вашему, состояла эта роль? Земский учитель не только обучал детей арифметике и грамоте, но зачастую был и единственным грамотным человеком в деревне. Приезд учительницы в деревню. Худ. А. Степанов. ? Благодаря этому учитель становился для крестьян носителем знания и новых идей. Именно среди земских учителей было особенно много либерально и демократически настроенных людей.

Земская реформа В 1865– 1880 гг. в России было 12 тыс. сельских земских школ, а в 1913 г. – 28 тыс. Земские учителя обучили грамоте свыше 2 млн. крестьянских детей, в т. ч. девочек. Правда, начальное обучение так и не стало обязательным. Программы обучения вырабатывало Министерство просвещения. Занятие в земской школе Пензенской губернии. 1890 -е гг. ? Что, судя по фотографии, отличало земскую школу от государственной или приходской?

23 Земская реформа (Земская реформа (1864 г.).). “Положение о губернских“Положение о губернских и уездных земских учреждениях”и уездных земских учреждениях” Значение способствовали развитию просвещения, здравоохранения, местного благоустройства; становились центрами либерального общественного движения Ограниченность вводилась первоначально в 35 губерниях (к 1914 г. действовали в 43 из 78 губерний) не были соданы волостные земства действовали под контролем администрации (губернаторов и министерства внутренних дел)

Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократическая интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами. Реформы Их значение Их недостатки

Городская реформа начала готовиться в 1862 г. , но из-за покушения на Александра II ее осуществление задержалось. Городовое положение было принято в 1870 г. Высшим органом городского самоуправления оставалась Городская дума. Выборы проводились по трем куриям. Курии формировались на основе имущественного ценза. Составлялся список избирателей по убыванию размера платимых ими городских налогов. Каждая курия платила 1/3 налогов. Первая курия была самой богатой и малочисленной, третья – самой бедной и многочисленной. ? Как вы считаете: городские выборы проводились на всесословной или бессословной основе?

Городская реформа Городское самоуправление: Избиратели 1 -й курии Избиратели 2 -й курии Избиратели 3 -й курии. Городская дума (распорядительный орган) Городская управа (исполнительный орган)избирает Городской голова

Городская реформа Главой городского самоуправления являлся выборный городской голова. В крупных городах городским головой выбирали обычно дворянина или богатого гильдейского купца. Подобно земствам, городские думы и управы ведали исключительно местным благоустройством: мощением и освещением улиц, содержанием больниц, богаделен, сиротских домов и городских училищ, попечением о торговле и промышленности, устройством водоснабжения и городского транспорта. Самарский городской голова П. В. Алабин.

28 Городская реформа 1870 г. – – “Городовое положение”“Городовое положение” Суть Создание в городах органов, аналогичных земствам по функциям и структуре Городской голова руководил Городская управа избиралась Городская дума в составе гласных избирались населением на цензовой бессословной основе

Городская (1870 г.) Способствовала приобщению широких слоев населения к управлению, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Реформы Их значение Их недостатки

Судебная реформа — 1864 Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Принципы судопроизводства Бессословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого Выборность – мирового судьи и присяжных Гласность – на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса Независимость – на судей не могла оказывать влияние администрация Состязательность – участие в судебном процессе прокурора (обвинение) и адвоката (защита)

33 Судебная реформа 1864 г. Судья назначается Министерством юстиции (принцип несменяемости судей) Выносит приговор в соответствии с законом на основе вердикта присяжных Основа реформы Судебные Уставы введение суда присяжных

34 Судебная реформа 1864 г. Присяжные заседатели выбираются из представителей всех сословий(!) на основе имущественного ценза 12 человек Выносят вердикт (решение) о виновности, её степени или невиновности подсудимого

Судебная реформа Судьи получали высокое жалование. Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели после заслушивания свидетелей и прений прокурора и адвоката. Присяжным заседателем мог стать российский подданный от 25 до 70 лет (цензы — имущественный и оседлости). Решение суда могло быть обжаловано.

36 Судебная реформа 1864 г. Дополнительные элементы проведения судебной реформы Были созданы: особые суды для военнослужащих особые суды для священнослужителей мировые суды для рассмотрения мелких гражданских и уголовных правонарушений

37 Судебная реформа 1864 г. Структура судебной власти в России Сенат высший судебный и кассационный (кассация – обжалование, опротестование приговора суда низшей инстанции) орган Судебные палаты суды для рассмотрения наиболее важных дел и аппеляций (жалоба, обращение о пересмотре дела) на решения окружных судов Окружные суды Судебные органы первой инстанции. Рассматривает сложные уголовные и гражданские дела Адвокат Прокурор Мировые суды мелкие уголовные и гражданские дела 12 присяжных заседателей (ценз)

Судебная реформа Мелкие правонарушения и гражданские тяжбы (сумма иска до 500 руб.) разбирал мировой суд. Мировой судья решал дела единолично, мог приговаривать к штрафу (до 300 руб.), аресту на срок до 3 -х месяцев или тюремному заключению на срок до 1 года. Такой суд был прост, скор и дешев. Мировой судья. Современный рисунок.

Судебная реформа Мирового судью избирали земства или городские думы из числа лиц старше 25 лет, с образованием не ниже среднего, и судейским опытом от трех лет. Мировой судья должен был владеть недвижимостью на 15 тыс. руб. Обжаловать решения мирового судьи можно было на уездном съезде мировых судей. Уездный съезд мировых судей Челябинского уезда.

Судебная реформа Участие общественности: В процессе участвовали 12 непрофессиональных судей – присяжных заседателей. Присяжные заседатели выносили вердикт: «виновен» ; «виновен, но заслуживает снисхождения» ; «невиновен» . Исходя из вердикта, судья выносил приговор. Современный рисунок.

Судебная реформа Присяжные заседатели избирались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза, без учета сословной принадлежности. Присяжные заседатели. Рисунок начала ХХ в. ? Что можно сказать о составе коллегии присяжных, судя по этому рисунку?

Судебная реформа Состязательность: В уголовном процессе обвинение поддерживал прокурор, а защиту обвиняемого осуществлял адвокат (присяжный поверенный). В суде присяжных, где вердикт зависел не от профессиональных юристов, роль адвоката была огромной. Крупнейшие русские адвокаты: К. К. Арсеньев, Н. П. Карабчевский, А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, В. Д. Спасович. Федор Никифорович Плевако (1842– 1908) выступает в суде.

Судебная реформа Гласность: В судебные заседания стала допускаться публика. Судебные отчеты публиковались в прессе. В газетах появились специальные судебные репортеры. Адвокат В. Д. Спасович: «Мы до известной степени рыцари слова живого, свободного, более свободного ныне, чем в печати, которого не угомонят самые рьяные свирепые председатели, потому что пока председатель обдумает вас остановить, слово уже ускакало за три версты и его не вернуть» . Портрет юриста Владимира Даниловича Спасовича. Худ. И. Е. Репин. 1891.

44 Судебная реформа 1864 г. Значение судебной реформы Создана самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Большой шаг в развитии принципа «разделения властей» и демократии Сохранение элементов бюрократического произвола: наказания в административном порядке и т. п. сохраняла ряд пережитков прошлого: особые суды.

45 Военная реформа 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века. Военная реформа 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века Непосредствен ный толчок – поражение России в Крымской войне 1853 -1856 гг.

Направления военной реформы Результат — массовая армия современного типа

Военная реформа Первым шагом военной реформы стала отмена в 1855 г. военных поселений. В 1861 г. по инициативе нового военного министра Д. А. Милютина срок службы был сокращен с 25 лет до 16 лет. В 1863 г. в армии были отменены телесные наказания. В 1867 г. был введен новый военно-судебный устав, основанный на общих принципах судебной реформы (гласность, состязательность). Дмитрий Алексеевич Милютин (1816– 1912), военный министр в 1861– 1881 гг.

Военная реформа В 1863 г. осуществлена реформа военного образования: кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии. Военные гимназии давали широкое общее образование (русский и иностранные языки, математика, физика, естествознание, история). Учебная нагрузка возросла вдвое, зато физическая и общевоинская подготовка была сокращена. Дмитрий Алексеевич Милютин (1816– 1912), военный министр в 1861– 1881 гг.

1) Создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.) и Морской академии (1877 г.)

По новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания.

Военная реформа Какая мера должна была стать главной в ходе военной реформы? Отмена рекрутчины. Каковы были недостатки рекрутской системы? Невозможность быстро увеличить армию в военное время, необходимость содержать многочисленную армию в мирное время. Рекрутчина годилась для крепостных, но не для свободных людей. Унтер-офицер русской армии. Худ. В. Д. Поленов. Фрагмент. ? ?

Военная реформа Чем можно было заменить рекрутскую систему? Всеобщей воинской повинностью. Введение всеобщей воинской повинности в России с ее огромной территорией требовало развития дорожной сети. Только в 1870 г. была создана комиссия для обсуждения этого вопроса, а 1 января 1874 г. был опубликован Манифест о замене рекрутской повинности всеобщей воинской повинностью. Вахмистр драгунского полка. 1886 г. ?

Военная реформа Призыву подлежали все мужчины в возрасте 21 года. Срок службы составлял 6 лет в армии и 7 лет на флоте. Освобождались от призыва единственные кормильцы и единственные сыновья. Какой принцип был положен в основу военной реформы: всесословность или бессословность? Формально реформа была бессословной, но фактически сословность во многом сохранилась. «Отстал» . Худ. П. О. Ковалевский. Русский солдат 1870 -х гг. в полной походной выкладке. ?

Военная реформа В чем проявлялись остатки сословности в российской армии после 1874 г. ? В том, что офицерский корпус оставался в основном дворянским, рядовой состав – крестьянским. Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г. Бобринского. Худ. К. Е. Маковский. Барабанщик лейб-гвардии Павловского полка. Худ. А. Детайль. ?

Военная реформа При проведении военной реформы были установлены льготы для новобранцев, имевших среднее или высшее образование. Окончившие гимназию служили 2 года, окончившие университет – 6 месяцев. Помимо сокращенного срок службы они имели право жить не в казарме, а на частных квартирах. Вольноопределяющийся 6 -го Клястицкого гусарского полка

Гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота.

Военная реформа Как вы думаете, в каких социальных группах военная реформа вызвала недовольство и каковы были его мотивы? Консервативное дворянство было недовольно тем, что выходцы из других сословий получили возможность становиться офицерами. Некоторых дворян возмущало то, что их могли призвать солдатами наряду с крестьянами. Особенно недовольно было купечество, ранее не подлежавшее рекрутской повинности. Купцы даже предлагали взять на себя содержание инвалидов, если им позволят откупаться от призыва. ?

59 Военные реформы 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века. Военные реформы 60 -х — 70 -х гг. XIXXIX века Важнейший элемент реформы – замена системы рекрутских наборов всеобщей воинской повинностью Обязательная военная служба для мужчин всех сословий с 20 лет (6 лет – в армии, 7 лет – на флоте) с последующим пребыванием в запасе Предусматривались льготы для лиц, имеющих высшее и среднее образование (права вольноопределяющихся), освобождались священнослужители и некоторые другие категории населения Значение создание массовых боеспособных вооруженных сил; повышение обороноспособности страны

Значение реформы: создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Недостатки реформы: просчеты в системе организации и вооружения войска. Военная реформа 1874 г.

62 Реформы образования. Реформы образования Школьная реформа 1864 г. Формирование новой структуры начального и среднего образования Народные училища Уездные 3 года обучения Приходские с 1884 г. церковно-приходские школы 3 года обучения Прогимназии 4 года обучения Городские 6 лет обучения Начальное образование

Школьная реформа (Среднее образование) Для детей дворян и купечества были предназначены классические и реальные гимназии. «Устав гимназий и прогимназий» 19 ноября 1864 г. Прогимназия. Срок обучения 4 года Классическая гимназия 7 -классная, срок обучения 7 лет Реальная гимназия 7 -классная Срок обучения 7 лет В программе классических гимназий преобладали древние и иностранные языки, древняя история, античная литература. В программе реальных гимназий преобладали математика, физика и другие технические предметы. Готовили к поступлению в гимназию. Располагались в уездных городах.

Школьная реформа В 1872 г. срок обучения в классических гимназиях был увеличен до 8 лет (7 -й класс стал двухгодичным), а с 1875 г. они официально стали 8 -классными. Реальные гимназии сохранили 7 -летний срок обучения и в 1872 г. были преобразованы в реальные училища. Если выпускники классических гимназий поступали в университеты без экзаменов, то реалистам приходилось сдавать экзамены по древним языкам. Без экзаменов они поступали лишь в технические ВУЗы. Чем были вызваны подобные ограничения для выпускников реальных училищ? В классических гимназиях чаще учились дети дворян, в реальных – дети купцов и разночинцев. ?

Университетская реформа стала первой после отмены крепостного права, что было вызвано студенческими волнениями. Новый университетский устав взамен николаевского устава 1835 г. был принят 18 июня 1863 г. Инициатором нового устава стал министр просвещения А. В. Головнин. Университеты получили автономию. Создавались советы университетов и факультетов, которые избирали ректора и деканов, присуждали ученые звания, распределяли средства по кафедрам и факультетам. Андрей Васильевич Головнин (1821 -1886), министр просвещения в 1861– 1866 гг.

Университетская реформа Университеты имели собственную цензуру, получали иностранную литературу без таможенного досмотра. В университетах действовали собственные суд и охрана, полиция не имела доступа на территорию университетов. Головнин предлагал создать студенческие организации и привлечь их к участию в университетском самоуправлении, но Государственный совет отклонил это предложение. Андрей Васильевич Головнин (1821 -1886), министр просвещения в 1861– 1866 гг. ? Почему это предложение было исключено из устава университетов?

Классические. Реформа в области народного образования Изменения в системе образования Университетский устав 1863 г. Школьный устав 1864 г. Автономия Гимназии Реальные Готовили к поступлению в университете Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения. Создан совет университета, Решавший все внутренние вопросы Избрание ректора и преподавателей Сняты ограничения для студентов (их проступки рассматривал студенческий суд)

Женское образование В 60– 70 -х гг. в России появилось женское высшее образование. В университеты женщин не брали, но в 1869 г. были открыты первые Высшие женские курсы. Наибольшую известность приобрели курсы, открытые В. И. Герье в Москве (1872 г.) и К. Н. Бестужевым-Рюминым в Петербурге (1878 г.) На курсах Герье был только словесно-исторический факультет. На бестужевских курсах – математическое и словесно-историческое отделения. На математическом учились 2/3 слушательниц. Курсистка. Худ. Н. А. Ярошенко.

Реформы в области просвещения (1863 -1864 гг.) Значение реформ: расширение и совершенствование образования всех уровней. Недостатки реформ: недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков: особые суды. Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска. В области просвещ ения (1863 -186 4 гг.) Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения. Реформы Их значение Их недостатки

71 Итоги и значение реформ Привели к значительному ускорению развития страны приблизили Россию к уровню ведущих держав мира Носили неполный и незавершенный характер. В 80 -е годы сменились контрреформами Александра III

Значение реформ Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Продвижение страны по пути капиталистического развития, по пути превращения феодальной монархии в буржуазную и развитие демократии Реформы были шагом от помещичьего государства к правовому Реформы демонстрировали то, что положительные сдвиги в обществе могут быть достигнуты не революциями, а преобразованиями сверху, мирным путем

Подводим итоги В чем состоит историческое значение реформ 60– 70 -х гг. ? Благодаря реформам 60– 70 -х гг. многие вопросы повседневной жизни были переданы из ведения бюрократии в ведение общества в лице земств и городских дум; установлено равенство российских подданных перед законом; значительно повысился уровень грамотности населения; университеты получили большую степень свободы научной и учебной деятельности; смягчилась цензура для центральной прессы и книгоиздания; армия стала строиться на основе бессословной всеобщей воинской повинности, что отвечало принципу равенства перед законом и позволяло создать подготовленные резервы. ?