Литературный калейдоскоп начальная школа. Конспект открытой НОД по речевому развитию (развитие речи) Тема:"Литературный калейдоскоп" в старшей группе. Игра-соревнование «Литературный калейдоскоп»

Здравствуйте ребята!

Я рада вас всех видеть в нашем зале. Закончилась уже одна трудовая неделя. Вы устали и мы предлагаем вам отдохнуть. Сегодня мы играем в игру « Литературный калейдоскоп». На уроках чтения мы много изучали рассказов известных писателей, разгадывали загадки, слушали сказки, учились быстро говорить скороговорки.

Тема игры: « Устное народное творчество».

Скажите, какие разделы включает устное народное творчество?

Я думаю, что на игру вы пришли с хорошим настроением. А хорошее настроение присутствует там, где есть радость, вдохновение, восторг, любовь и восхищение.

Чтобы начать игру, мне нужна ваша помощь. Я называю начала предложения, а вы помогаете мне закончить мысль.

На уроках чтения мы много……… .

Слушали и инсценировали…. (песни).

Учились быстро говорить … (скороговорки).

Разгадывали … (загадки).

Учились понимать мудрый смысл… (пословиц).

Я думаю вы догадались какая тема игры?

Есть загадки в нашем крае

До того мудреные

Кто загадку отгадает

Попадет в ученые!

  1. Конкурс «Конкурс загадок».

1 бал за правильный ответ будет дан той команде, которая первой поднимет сигнальную карточку. Игра начинается!

Загадки

1) Само кругло,

В дырках дно.

Муку просевает,

На пироги зазывает.

1. Обруч

2. Бинт

3. Сито

2) Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят.
1. Экскаватор

2. Дуршлаг

3. Большая Медведица

3) Меня частенько просят, ждут, а только покажусь, так прятаться начнут.
1. Гость

2. Дождь

3. Солнце

Загадки

Правильный ответ обведи кружочком!

1)На соломинке дом, сто ребяток в нём.

1. Подсолнух

2. Огурец

3. Колосок

2) Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь - гладко, а откусишь - сладко.
1. Помидор

2. Яблоко

3. Перец

3) В уголке на потолке висит сито, не руками свито.
1. Паутина

2. Гнездо

3. Кружево

Загадки

Правильный ответ обведи кружочком!

1) Невидимка озорной:

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то все спешит.

1. Огонь

2. Ветер

3. Скакалка

2) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
1. Валенки

2. Игрушка

3. Часы

3) Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
1. Цветок

2. Книга

3. Бант

Загадки

Правильный ответ обведи кружочком!

1) Видел я такой цветок -

Золотистый ободок.

Долго он в траве сидел,

Стал седым и улетел.

1. Мячик

2. Кузнечик

3. Одуванчик

2) По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица.
1. Кот

2. Белка

3. Воробей

3) В каплях все вокруг блестит,

Луг алмазами покрыт.

1.Роса

2. Лед

3. Золото

Сказка по лесу идет,

Сказка за руку ведет

Сказка умница и прелесть с нами рядышком идет.

Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!

Чтобы добрый, чтобы злого стать хорошим убедил.

Сказка это диво. Она дает повод для раздумий, обогащает и учит нас жизненным опытом, приносит много радости. Сказка сопровождает человека всю его жизнь, и сколько бы нам не было лет мы с удовольствием слушаем, рассказываем сказки и верим в них.

  1. Конкурс «Сказки»

Задание. Разгадай кроссворд.

Разгадай кроссворд.

  1. Этот предмет употребляется для стирки белья в сказке о рыбаке и рыбке.
  2. Как называется домик в одной сказке, где жили лесные звери.
  3. На дне рождении дети часто про него поют песенку, показывая размеры и величину.
  4. Эту обувь носил Иван-крестьянский сын, герой народной сказки.
  5. Мастер, который сковал тоненький голосок злому волку.

Вот и все, закончился праздник

И прощаться настала пора

Мы желаем вам всем удачи

Дружбы, радости и добра!


Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

Конспект итогового мероприятия

по развитию речи в средней

группе (для детей 4-5 лет) на тему:

«Литературный калейдоскоп»

Составил: Воспитатель

Черкасова Анна Викторовна

Тольятти 2018

Задачи : воспитывать интерес к литературе: Устному народному творчеству, поэзии, фольклору; воспитывать чувство сострадания к героям литературных произведений, переживание за них; развивать ритм, совершенствовать интонационную выразительность речи; поупражнять детей в инсценировке небольшой потешки; учить правильному, отчетливому произнесению отдельных звуков. Организационный момент : Воспитатель: ребята, какое сейчас время года? (дети отвечают) а какие вы знаете признаки весны? Давайте с вами отправимся на прогулку. Воздух свежий и чистый (подышим). Солнышко стало ярче (глазки зажмурили). На носики упали капли дождя (сморщили носики). Повернулись друг к другу и улыбнулись. Сюрпризный момент Воспитатель: кто-то плачет за дверью. Посмотрим? Дети соглашаются. Входит Буратино. В: А что с тобой случилось? Буратино: Я потерял несколько листов из своей азбуки.

В: Ребята, поможем нашему новому другу составить новые листы для азбуки? Дети соглашаются.

В: Сейчас мы с вами проведем викторину и вспомним сказки, стихи, считалки, загадки. А ты, Буратино, садись и послушай.

Ход занятия.

Воспитатель читает отрывок из сказки « Лисичка-сестричка и Волк»:

… Ловись рыбка мала и велика… Дети отгадывают сказку

В: Назовите героев этой сказки. Кто из них хитрый, а кто простой?

(показывается картинка из сказки)

В: Пришла весна, а избушка у Лисы и растаяла,… Дети отгадывают сказку «Заюшкина избушка» (показывается картинка).

В: Ребята, а кто помог Зайчику выгнать лису из избушки?

(дети отвечают) Назовите еще героев из этой сказки.

Воспитатель поёт песенку: Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк.… Назовите героев этой сказки. Назовите сказку. (Англ. сказка «Три поросёнка) Как звали поросят? Кто из них был самым умным? (Нуф-Нуф) (показывается картинка из сказки).

Воспитатель читает отрывок из стихотворной сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»: … скачет сито по полям, а корыто по лугам, из окошка вывалился стол и пошел, пошел (дети отгадывают) (показывается картинка)

В: Почему посуда обиделась на бабушку Федору и ушла из дома?

А в конце сказки бабушка исправилась?

Воспитатель показывает детям иллюстрацию к сказке «Зимовье»

и спрашивает: Как называется сказка? Назовите героев. Как они готовились к зиме?

В: Молодцы, ребята! Все сказки отгадали. А теперь разминка.

Физминутка: «Бабочка»

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась. (Потягиваются)

Раз-росой она умылась, два-немного покружилась, (Кружатся)

Три-нагнулась и присела, на четыре-улетела! (Присели-встали - машут руками и бегают по группе)

В: Немного отдохнули и продолжим викторину (садятся на стулья)

В: Ребята, а теперь давайте прочитаем стихи. Затем воспитатель и дети вспоминают считалки, загадки.

В: Видишь, Буратино, какие детки у нас умные, сколько всего знают! А тебе мы хотим подарить листки для твоей азбуки, чтобы ты мог пойти в школу. (Дети дарят картинки Буратино)

Инсценировка.

В: Буратино, мы с детьми приготовили небольшую сценку «В гостях у бабушки Арины». Давай вместе посмотрим.

Дети поочередно читают потешку «Тень тень потетень», один ребёнок изображает бабушку Арину, а другой-кота.

Тень-тень потетень, в огороде-то плетень.

В избе печка топится, бабушка торопится.

Она репу печет, по тарелочкам кладет.

Кот к тарелке скок-себе нос обжёг.

Воспитатель спрашивает: Буратино, тебе понравилось у нас в детском саду?

Он отвечает: Благодарю за подарок, я хорошо провел время.

Дети прощаются с Буратино.

Итог. Воспитатель спрашивает детей, какой герой к ним сегодня приходил? Какие сказки вспомнили? Чем сегодня занимались? Что понравилось?

Воспитатель читает стихотворение о весне Я.Акима.

Шумливые теплые ветры

Весну на поля принесли.

Сережки пушатся на вербе

Мохнатые, точно шмели.

Воспитатель в костюме Винни Пуха с двумя шариками входит в группу, напевая: «Если я чешу затылок, не беда, в голове моей опилки: Да, да, да». Презентация: лес, бабочки, музыка Винни Пуха.

Один шарик лопается, другой остается в руке.

Любите, ребята, сказки?

Вижу, заблестели глазки!

Много сказок знаете?

Сейчас их повстречаете.

Приглашает совершить увлекательное путешествие и вспомнить любимые сказки.

Воспитатель задаёт детям уточняющие вопросы:

На чем можно отправиться в путешествие?

Наше путешествие сказочное и передвигаться мы будем на воздушном шарике.

Беритесь за шарик. Закройте глазки, опустите руки, взлетаем…(Воспитатель отпускает шарик, он летит к потолку).

Только мы откроем глазки,

очутились прямо в сказке.

Воспитатель одевает маску козы,на заранее подготовленного ребёнка.

Воспитатель:

Вам нужно угадать и назвать знакомые нам сказки, тогда козлятки вернуться к маме козе.

Воспитатель обращает внимание детей на экран. Презентация – картинка.

Лес. Катится Колобок по дорожке.

Лес. Мишка несет короб с Машенькой.

Домик в лесу.

В доме кот, дрозд, петух.

В доме волк с козлятами.

В конце появляются обложки книг со сказками.

Посмотрите, ребята, на экран (на экране появляются озвученные сюжеты из сказок).

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Встретил девочку в корзине

У Мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет её домой.

Петушок с котом в том доме жили,

Дружно жили, не тужили.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Воспитатель:

Вы угадали сказки?

Назовите их.

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы.

Козлята вернулись к маме козе, теперь они вместе веселятся на полянке и я приглашаю повеселиться с ними.

Презентация: лесная полянка.

Воспитатель:

Будем прыгать как козлятки, мы веселые ребятки.

За прыжком – другой прыжок, выше прыгаем, дружок!

Воспитатель:

Лишь сделаю рукой движение и новое в глазах я явление (берет в руки плоскостной теремок).

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, ни высок, ни высок.

Как называется эта сказка?

В этом теремке живут звери и каждого из них есть сказочное прозвище.

А вы их знаете?

Назовите.

Лягушка…

Зайчик…

Лисичка…

Молодцы! Вы ответили верно!

А теперь наоборот, я назову прозвище, а вы догадаетесь, о ком речь.

Косолапый…

Кумушка…

Воспитатель предлагает заранее подготовленному ребёнку сыграть роль зайки,помогает одеть маску.

Воспитатель читает слова:

Плачет заинька, грустит,

На пенечке он сидит.

Что же делать? Он не знает.

Лапкой слезки вытирает.

Воспитатель спрашивает:

Знаете ли вы о чём плачет зайчик?

Воспитатель просит детей, спросить о чём плачет зайчик?

Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Какие животные встретились в сказке?

Выберите этих животных.(На столе расставлены игрушки разных животных)

Какие животные пытались помочь зайчику?

Кто первый пришел на помощь зайчику?

Кто второй?

Кто третий?

Кого не хватает?

Сколько зверей помогало зайчику?

Зайчик повеселел от того, что вы вспомнили название сказки и её героев.

Звучит веселая музыка. Петушок с зайчиком в домике.

Давайте еще раз вспомним, с какими сказками мы повстречались в путешествии.

Кто из героев сказок вам понравился больше всех? Почему?

А мы сможем сами смастерить наших любимых героев?

Возьмемся за ниточку шарика, возвращаемся в детский сад, будем рисовать, лепить, вырезать любимых сказочных героев.

Сказка двери закрывай, в детский сад нас отпускай.

Занятие продолжается продуктивной деятельностью детей.

Гилева Р.Ш.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Задачи:

Закрепить знание сказок.

Развивать диалогическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.

Развивать умение выполнять различные игровые задания.

Воспитывать умение слушать своего товарища.

Предварительная работа:

Чтение сказок.

Материалы:

Игрушка театра би-ба-бо зайчик, коза.

Ход занятия:

Воспитатель.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть Добро навеки

Побеждает зло.

В. Шаинский

Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам.

Воспитатель. Загадывает загадку о колобке.

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Кто это?

Дети. Колобок

Воспитатель. Непоседе-Колобку стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».

Пусть он укажет нам путь к сказкам.

Куда он покатится, туда мы и пойдем.

Воспитатель (предлагает ребенку надеть куклу зайчика)

Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.

(Дети спрашивают)

Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы - ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.

Воспитатель . Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?

Дети. «Заячья избушка»

Воспитатель. Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?

Воспитатель . Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути.

Угадайте, чей:

Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Дети. Козлята.

Воспитатель . Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний?

Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?

(предложить ребенку куклу - коза и спеть песенку)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла -

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку,

из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю .

Воспитатель. Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?

Сидит девочка в корзине

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.

Дети. Это сказка «Маша и медведь».

Воспитатель. Как в сказках называют медведя? (Михаил, Миша Косолапый, Михайло Потапыч, Дедушка Миша, Топтыгин и т.д.)

Воспитатель. Медведь огорчился, что Маша не осталась у него жить.

Давайте поиграем с ним, порадуем его.

Игра «У медведя во бору»

Воспитатель . В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

Мышка-…норушка;

Лягушка-…квакушка;

Зайчик-…побегайчик;

Лисичка-…сестричка

Волк-…зубами щелк.

А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

Косолапый-…медведь;

Косой-…заяц;

Кумушка-…лиса;

Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.

Воспитатель : Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет?

Петушок с котом дружили,

Дружно жили, не тужили.

А хитрющая лиса,

Всё испортить вдруг решила.

Притаившись под окном,

Петушка в ловушку заманила.

Воспитатель . В какую сказку привел нас колобок?

Дети. «Кот, петух и лиса»

Воспитатель . Вспомните, какой музыкальный инструмент захватил с собой кот, когда отправился выручать петушка.

Дети. Гусли.

Воспитатель : Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш колобок, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.

Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили. (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали. (хлопают)

Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз», (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали. (топают)

И ручками похлопали. ( хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

Воспитатель. Наш колобок отдохнул и может показать нам дорогу обратно.

Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.

Воспитатель. Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это я вам приготовила для вас сюрприз (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались?

В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Развлечения для старшей группы

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП».

Воспитатель Морозова И.Б.

Образовательная область: Чтение художественной литературы

Возрастная группа: 5 лет

Тема: «Литературный калейдоскоп»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Доставить детям радость.

Программное содержание

Развивающие:

Развивать слуховое восприятие, внимание, участвовать в инсценировках.

Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок.

Развивать мышление и память, объяснительную речь.

Воспитательные:

Воспитывать выдержку, терпение. Воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств.

Предварительная работа: Чтение сказок, инсценировка произведений, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок

Словарная работа:

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, маски героев сказок, сюжетные картинки, раскраски, пазлы.

Методы и приемы.

Показ презентации, рассказ воспитателя, создание проблемной ситуации, художественное слово, музыкальное сопровождение, наблюдение за работой детей, анализ.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Воспитатель: -Ребята вы любите слушать сказки? Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям сказок. Пора отправляться в путешествие. Произносим магические слова:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы!

Раздаётся шум за ширмой. Что это за шум? Ребята, я посмотрю, что там происходит. (звучит музыка - тревожная). Выходит Баба-Яга.

Б.Я. Ну, что не ждали. Я теперь ваша воспитательница. А Любовь Анатольевна теперь будет охранять мой домик на курьих ножках. Согласны? (Нет)

А может, согласитесь? (Нет) Ну, хорошо я верну вам её, но с одним условием. Вы должны выполнить мои задания. Если выполните все мои желания и ответите на все вопросы правильно. Может, и верну вам вашу воспитательницу. Договорились!

Первое задание. Отгадайте мою загадку.

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка) (Шарль Перро)Автор кто?

(Звучит песня «Про Красную Шапочку»)

Ребята посмотрите на экран, вы правильно отгадали? Да! Тогда одна группа выбирает иллюстрации к этой сказке. А другая собирает пазлы.

Подойдите детишки к столу, выберете иллюстрации к этой сказки, (дети выбирают по ходу рассматривания задаются вопросы «Б-Я» - Кто герои? Что произошло? Что ты помнишь из этой сказки? Кто тебе из героев понравился?)

Б-Я: (обращает внимание на оставшуюся иллюстрацию). Почему вы оставили эти картинки?

Потому что в этой сказке Бабы -Яги нет..

— Молодцы, правильно.

— Ребята, у Красной Шапочки в корзинке не пирожки для бабушки, а задания для вас. Второе задание называется «Рифмы» вспомните известные рифмованные сказочные выражения, Например: Волчок - серый бочок.

Волк - ...(зубами щелк)

Ежик - ... (не головы, не ножек)

Мышка - ...(норушка)

Сивка - Бурка -...(вещая каурка)

Волчище -...(серый хвостище)

Баба - Яга - ...(костяная нога)

Зайчишка - ...(трусишка)

Конек - ...(Горбунок)

Сорока -..(белобока).

Зайка - …(побегай-ка).

Лягушка - …(квакушка).

Б.Я . -Отлично! Но следующее моё задание очень сложное. Вам его никак не отгадать.

Вот третье задание . Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать её название. (звучит спокойная музыка)

“Коктейль сказок”

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку.

Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”.

Желание исполнилось: вырос цветик - семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке - золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Баба-Яга . Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте тогда вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке. Я вам на экране буду показывать героев сказок если они были в моей сказке то вы говорите «да» и хлопаете. Договорились. На экране появляются герои сказок.

(Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”“По щучьему веленью”,(рус.нар.) “Волк и лиса”“ Золотой ключик”, (в обраб. Толстого), “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “Золушка”(Шарль Перро), “Цветик - семицветик”(Катаев Валентин Петр.), “Дюймовочка” (Г. Х. Андерсен), “Карлсон, который живет на крыше”Астрид Линдгрен:)

Б-Я . Да, какие вы умные. Но вот четвёртое задание наисложнейшее. Игра называется «Словечки». Я назову вам слово, например: дом, а это маленький домик, а как ещё можно назвать ласково домишко, это большой домище,

волк - волчонок - волчище. Корзина - корзиночка - корзинище, лапа - лапка - лапище, кот-котёнок-котище.

— Молодцы, ребята понравилось мне с вами играть. Но у меня ещё есть пятое задание, но оно очень сложное. Я думаю вам не справиться. Покажите мне отрывок из сказки «Волк и лиса»,(лиса собрала рыбу и повстречался волк) «Цветик-семицветик»(девочка выполняет последнее желание)

Как замечательно, у вас получается. Вы выполнили все мои задания. Хорошо сейчас вам верну вашу Любовь Анатольевну. Закрывайте глаза и произнесите все вместе фрекс-пекс. (Звучит музыка выход воспит.)

Л.А. Спасибо, вам ребята, что спасли меня. Если б вы не ответили на вопросы Бабы-Яги, осталась бы я у неё. Я вам благодарна, что вы были находчивые, дружные и артистичные. Я вам хочу подарить картинки, где нарисованы герои из сказок, которые надо будет разукрасить.